Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА
35, С. 235-236 опубликовано: 7 марта 2019г.


КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА

[греч. Κλαύδιος, ᾿Αστέριος, Νέων κα Θεονίλλα] († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.). Сведения о мучениках содержатся в т. н. Проконсульских Актах, сохранившихся на лат. языке в 2 редакциях, к-рые имеют незначительные разночтения. Одна из них (BHL, N 1830) была издана в 1573 г. Лаврентием Сурием, другая (BHL, N 1829) - в 1689 г. Т. Рюинаром, а в 1739 г. переиздана болландистами с привлечением дополнительных рукописей. Долгое время на греч. языке были известны лишь краткие синаксарные сказания о мучениках, отличающиеся по содержанию от лат. источников. В 1969 г. В. Лакнер опубликовал 2 новых греческих текста: фрагмент пространного Мученичества К., А., Н. и Ф. из Минология за окт. по рукописи XI в. из мон-ря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (Hieros. Sab. 27) и краткое Мученичество из Минология за янв. по рукописи X-XI вв. (Glasgow. Univ. Libr. Gen. 1112).

Клавдий, Астерий, Неон, Феонилла, мученики Киликийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 370)
Клавдий, Астерий, Неон, Феонилла, мученики Киликийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 370)

Клавдий, Астерий, Неон, Феонилла, мученики Киликийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 370)

Лат. Проконсульские Акты представляют собой описание судебного допроса 3 братьев - К., А. и Н. и 2 женщин - Домнины (у Сурия - Донвина (Donvina)) и Ф. с малолетним ребенком, к-рых привели в г. Эги к Лисию, правителю пров. Ликия. Вначале Лисий по очереди вызывал юношей и предлагал им принести жертвы языческим богам, после их отказа и исповедания Христа он приказал пытать каждого из братьев, но они стойко претерпевали мучения. К., А. и Н. были распяты за городскими стенами, а их тела оставлены на растерзание птицам. Затем к Лисию привели Домнину, к-рая также смело назвала себя христианкой. Правитель хотел подвергнуть и ее мучениям, но женщина к тому времени уже скончалась. Лисий приказал утопить ее тело в реке. Последней на суд доставили Ф. После отказа христианки совершить жертвоприношение Лисий повелел раздеть ее, бить по щекам и всячески истязать, на это Ф. сказала, что, подвергая ее тело позору, он тем самым бесчестит свою мать и жену. Женщину продолжали пытать, пока она не предала душу Богу. Тело Ф. положили в мешок и бросили в море. В конце Актов сообщается, что мученики пострадали в г. Эги при правителе Лисии, в 10-е календы сент. (23 авг.), в консульство Августа и Аристобула, т. е. в 285 г.

Согласно греч. источникам, в которых Домнина не упоминается, К., А. и Н. были братьями, по происхождению - исаврами из Ларанды (ныне Караман). Они жили при имп. Диоклетиане (284-305) и правителе Киликии Лисии. Юноши отправились в Мопсуестию, чтобы получить наследство умершего отца. Мачеха К., А. и Н., не желая отдавать им имущество, донесла правителю, что они христиане. Братьев схватили и привели на допрос, во время которого они смело исповедали Христа. Лисий приказал подвергнуть их пыткам, а затем распять на столбах за городскими стенами. Останки мучеников он велел отдать на съедение диким зверям и птицам, однако благочестивые христиане взяли их и с честью похоронили. После казни К., А. и Н. к Лисию привели Ф., которую также жестоко истязали до тех пор, пока она не скончалась; тело ее бросили в море.

К., А. и Н. упоминаются в 2 редакциях Мученичества сщмч. Зиновия и мц. Зиновии (BHG, N 1884-1885; см. ст. Зиновий и Зиновия), где также говорится, что братья были исаврами из Ларанды и что приняли смерть за городскими воротами Мопсуестии. Однако, по мнению болландистов, это неверно; более вероятно, что братья родились и пострадали в г. Эги в Киликии (территория совр. Турции), а не в Ликии, как указано в лат. Актах (ActaSS. Aug. T. 4. P. 567).

В византийских Синаксарях память святых обозначена под 30 окт. и 27 янв.; Домнина не упоминается, имя Феонилла передано как Неонилла (SynCP. Col. 178; ГИМ. Син. греч. № 369 (353), 1-я пол. XIV в.- см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). В Синаксаре 1050 г. (Laurent. S. Marco 787) под 30 окт. вместе с К., А., Н. и Неониллой упоминается мц. Евтропия. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 27 янв. говорится, что 3 мученика были обезглавлены; о Неонилле сообщается, что она происходила из знатного рода Памфилии (территория совр. Турции) и вдовствовала 24 года (SynCP. Col. 427).

Из визант. Синаксарей имя Неонилла перешло в слав. агиографическую традицию. В Прологах и Четьих-Минеях сказания о мучениках и их память содержатся под 29, 30 окт. и 26 янв. (Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра, XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 271; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120, 122, 420). В ВМЧ под 26 янв. название г. Ларанды, откуда были родом К., А. и Н., ошибочно приняло вид имен собственных - Радал и Раидеиск (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420). В «Новом Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 30 окт. Неонилла названа сестрой К., А. и Н., время их страданий отнесено к 288 г. В совр. календаре РПЦ восстановлено первоначальное имя мученицы - Феонилла.

В западных церковных календарях память мучеников отмечена под 23 авг. В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) обозначена память К., А., Н. и Домнины, пострадавших в г. Эги в Киликии; Ф. не упоминается (MartHieron. P. 459), однако ее имя появляется в нек-рых «исторических» Мартирологах IX в., где отмечено, что мученики были казнены в пров. Ликия (MartRaban // PL. 110. Col. 1164; MartUsuard // PL. 124. Col. 389). В мосарабских календарях XI в. под этим же числом обозначена память К., А., Н., Домнины и Теомилы (Teomile) с младенцем (Le Liber Ordinum en usage dans l'Église wisigothique et mozarabe d'Espagne / Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 477). В XVI в. кард. Цезарь Бароний, совместив сведения из греч. и лат. источников, внес в Римский Мартиролог память К., А., Н. и Ф., а также Домнины (в искаженной форме - Донвина) и указал, что они пострадали в г. Эги в Киликии при имп. Диоклетиане (MartRom. P. 354).

Ист.: BHG, N 2069-2070b; BHL, N 1829-1830; MartHieron. P. 459; MartRom. P. 354; ActaSS. Aug. T. 4. P. 567-572; MenolGraec // PG. 117. Col. 133; SynCP. Col. 178, 427; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 453-457; ЖСв. Окт. С. 630; Синаксарь: Жития святых, составленные на Св. Горе Афон / Авт.-сост.: Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 856.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 26, 335; Т. 3. С. 447-448; Franchi de' Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1915. Fasc. 5. P. 107-118. (ST; 27); Delehaye. Origines. P. 165-166; Moreschini A. Claudio, Asterio, Neone, Domnina e Teonilla // BiblSS. Vol. 4. Col. 18; Κλαύδιος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 612; Lackner W. Zwei griechische inedita über die Märtyrer Klaudios, Asterios, Neon und Theonilla // AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 115-132; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 61.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученики Римско-католической Церкви Мученики Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Клавдий, Астерий, Неон и Феонилла († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)
ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)
ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)
ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.)
ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОР И СОСФЕН († ок. 304), мученики Халкидонские (пам. 16 сент., пам. зап. 10 сент.)