Согласно этим источникам, П. А., бывший уроженцем сел. Анея близ Элевтерополя (совр. Юж. Израиль), отличался большой физической силой, был красив, тверд в христ. вере. Сир. Мученичество сообщает, что П. А. казнили «на седьмой год гонения», т. е. в 309 г., в правление имп. Максимина II Дайи. Суд над ним состоялся, согласно греч. оригиналу соч. «О палестинских мучениках», «за три дня до январских ид» (11 янв.). В сир. версии говорится о 10-м числе месяца кануна (лунный месяц, дек.-янв.). Та же дата содержится и в сир. Мученичестве; вероятно, так было передано 10 янв.
Юноша вызвал большое сочувствие как в судье, так и во всех присутствовавших, так что многие убеждали П. А. «пощадить свою молодость и красоту» и отречься от Христа (Мученичество также говорит о том, что среди собравшихся были и христиане, напротив призывавшие его к мужественному исповеданию истинной веры). П. А. предпочел отречению смерть и был сожжен заживо. Вместе с ним той же казни был подвергнут маркионитский еп. Асклепий. Еп. Евсевий называет мученика также «подвижником» (ἀσκητής, аскетом) за смелость и стойкость в страданиях; в этом эпитете не следует видеть указания на особый образ жизни П. А.
На лат. языке сохранилось подробное описание мученического подвига П. А.- т. н. Мученические Акты; традиционно они считались переводом с греческого, а в качестве переводчика назывался Анастасий Библиотекарь (BHL, N 6702; ActaSS. Ian. T. 1. P. 128-129). Это сочинение сообщает, что П. А. (его 2-е имя здесь передано как Бальсам) был взят под стражу в г. Авлана (Авлона) во время гонений на христиан. Согласно Актам, правитель города, к-рого звали Север, пытался расспросить П. А. о его родителях, и мученик ответил, что не имеет родителей, поскольку Писание повелевает отречься от всего ради исповедания имени Господня. В ответ на призыв повиноваться имп. указам, к-рые предписывают приносить жертвы идолам, П. А. сказал, что важнее быть покорным велениям Небесного Царя, и назвал всех идолопоклонников подобными слепым и глухим истуканам. Судья склонял П. А. пожалеть себя и отречься от Христа, но тот заявил, что в этом случае его ждет вечная погибель, потому подлинная жалость к себе требует, чтобы он сохранял верность Христу. Затем П. А. был подвергнут пытке железными когтями. Собравшийся народ также советовал мученику отречься от Христа, но тот остался непреклонен. Отвергнувший все предложения судьи П. А. был предан смерти «за закон своего распятого Бога». Точная сцена мученической кончины П. А. в Актах не описана.
Историческая ценность Актов сомнительна. В ряде мест они прямо противоречат сочинению еп. Евсевия, к-рый был современником П. А.: правившим императором Акты называют Максимиана, хотя П. А. пострадал в правление имп. Максимина II Дайи; кроме того, мученическая кончина П. А. состоялась за 3 дня до январских ид, в то время как Акты сообщают, что он был распят «за три дня до январских нонн». Город Авлана более нигде не упоминается; известен г. Авлона (Авлон, ныне Влёра, Албания), но он находится не в Палестине, где, по еп. Евсевию, пострадал П. А. Не упоминается ни у Евсевия, ни в сир. Мученичестве и имя судьи, приводимое в лат. Актах. Лит. характер текста также очевиден из того, что не только П. А. разговаривает цитатами из Писания, но и в уста судьи влагается аллюзия на слова Понтия Пилата: «Не знаешь ли, что я имею власть убить тебя?» (ср.: Ин 19. 10). Греч. оригинал Актов не обнаружен; неизвестно даже, существовал ли таковой или Акты изначально были составлены на лат. языке (сомнительна в таком случае атрибуция их Анастасию Библиотекарю). Их сокращенное изложение приводится в «Санктуарии» Б. Момбриция (Mombrizio B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 1910. P. 557).
На основании различия между описанием подвига П. А. у Евсевия и в лат. Актах Л. С. Тиймон высказывал предположение о том, что в Актах и кн. «О палестинских мучениках» говорится о 2 различных святых (см.: Tillemont. Mémoires. T. 6. P. 748-750), однако уже И. С. Ассемани доказал, что в действительности речь идет об одном святом (см.: Assemani. Calendaria. T. 6. P. 58-62). В издании Acta Sanctorum П. А. ошибочно отождествляется также со святым IX в. прп. Петром Атройским (пам. 13 сент.; пам. греч. 3 янв.) на основании совпадений имени и даты лат. памяти П. А. с датой греч. памяти прп. Петра Атройского.
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. А. указана дважды - под 11 янв. (здесь мученик именуется Петром Авселамом (᾿Αυσελάμος), сообщается, что он был казнен по приказу архонта Элевтеропольского; SynCP. Col. 386) и под 15 окт. (назван Петром Авессаломом (᾿Αβεσσαλώμ), рассказывается, что он был сожжен заживо в 6-й год гонений Диоклетиана и Максимиана; SynCP. Col. 141-142). По-видимому, составители Синаксаря подразумевали, что речь идет о различных святых.
В рукописном визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) память П. А. также встречается дважды и под различными именами: 12 янв.- под именем Петра Авесаламита (᾿Αβεσαλαμίτης; SynCP. Col. 385-386), 14 окт.- Авселама (SynCP. Col. 137-138). Под 15 окт. указана память П. А. в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1589); здесь П. А. назван Петром Авессаломом, но сказание повторяет изложение Синаксаря К-польской ц. под 15 окт. (SynCP. Col. 139-140). Очевидно, в результате ошибки переписчика под той же датой в ином Синаксаре XII в. (сохр. также в составе ркп. Paris. gr. 1589) вместо памяти П. А. указана память 2 святых - «мучеников Петра и Авселама» (см.: SynCP. Col. 139-140).
В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. А. указана 11 янв. и сопровождается кратким сказанием, в к-ром сообщается, что П. А. был схвачен за открытую проповедь Христа и сожжен заживо за отказ принести жертву идолам; во время казни мученик молился за всю вселенную и за мир св. Церквей (PG. 117. Col. 96-97).
Прп. Никодим Святогорец разделяет ошибочное предположение о существовании 2 святых Петров, чьи памяти приходятся на разные дни. Под 14 окт. он указывает память «Петра Авселама», сожженного на костре за веру во Христа в правление имп. Диоклетиана, а под 12 янв.- «Петра Авессаломита», также принявшего смерть от огня, но без указания времени мученичества (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 350. Τ. 3. Σ. 62-63).
В лат. традиции литургическое почитание П. А. впервые фиксируется, по-видимому, в Иеронимовом Мартирологе, где под 11 янв. значится память 2 святых: «Петра... и Алселама». Местом страдания П. А. здесь ошибочно названа Александрия. И. Делеэ предполагает, что здесь произошел ряд ошибок при переписывании, в то время как изначально под 11 янв. должна была быть указана память П. А. как «Петра Абселама» (MartHieron. Comment. P. 35-36). Мартиролог Узуарда (IX в.) приводит память П. А. 3 янв. (за 3 дня до январских нонн), т. о. следуя лат. Актам; мученику здесь на основании указания, присутствующего в одной из рукописных версий Актов (см.: ActaSS. Ian. Т. 1. P. 129), приписывается смерть на кресте (MartUsuard // PL. 123. Col. 609-610). Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) также указывает память П. А. под 3 янв. и описывает обстоятельства его кончины аналогично тому, как они представлены в Мартирологе Узуарда (MartRom. P. 4-5). Совр. редакция Римского Мартиролога включает память П. А. как «Петра Апселама или Бальсама» под 11 янв. и описывает его мученическую кончину аналогично свидетельству еп. Евсевия (MartRom. (Vat). P. 89).
Октябрьская память П. А. в слав. традицию не перешла, однако при переводе с греческого память П. А. с кратким сказанием была включена в славяно-рус. стишные Прологи под 12 янв. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 31). Память П. А. со сказанием вошла в ВМЧ свт. Макария также под 12 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 397 (1-я паг.)). Слав. и рус. версии «Книги житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, содержат перевод латинских Актов практически без изменений (заменено только 2-е имя П. А.- вместо Бальсам стоит Авесаламит). В совр. календаре РПЦ память П. А. указана дважды: под 12 янв.- как Петра Авессаломита и под 13 янв.- как Петра Анийского.