Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА
1, С. 232-233 опубликовано: 1 апреля 2008г.


АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА

[греч. Χιονία - снежная], [греч. Εἰρήνη - мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.).

Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)
Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия ) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы, и действие перенесено в Аквилею. Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

Гимнография

Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским, их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) «Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος», вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. («      »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи («̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν»), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время.

Иконография

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P. Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione // ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs / Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R. Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 431; Т. 2. С. 110; Т. 3. С. 143; Franchi de' Cavalieri P. Nuove note agiografiche // StTheol. 1902. Vol. 9. Р. 3-19; Delehaye. Passions. P. 141-143; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 124.
Иконогр.: MenolBas. Tab. 267; Schütz L. // LCI. Bd. 5. Sp. 42; Wilpert. Bd. 1. S. 334-335; Bd. 2. S. 710-711. Fig. 304; Bd. 4. Tf. 205; Restle. Bd. 3. N 201, 218; Millet. Athos. Tf. 165; Roeder H. Saints and their attributes. L.; N. Y.; Torоnto, 1955. P. 267; Soares E. Inventario de coleccao de Registros de Santos. Lisboã, 1955. N 04703; Reau. Vol. 3/1: Iconographie des Saints. A-F. P. 26; Миjовић. Менолог. С. 336; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. № 502; Евсеева. Афонская книга. С. 296. № 145.
А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученицы Римско-католической Церкви Святые Сирийской Церкви Святые неразделенной Церкви Мученицы Греческих Православных Церквей Агапия, Хиония и Ирина († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
См.также:
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
ГОЛИНДУХА († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)
КЕРКИРА (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)
ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)