[греч. Γολινδούχ] († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля); это имя переводится как «дочь розы». Г. происходила из знатного рода и была замужем за одним из главных жрецов. Через нек-рое время Г. поняла, что ее вера не является истинной. Однажды ей было видение: ангел показал ей сначала ад, где пребывали души не верующих во Христа, и рай, где находились праведники. Г. разыскала христ. священника и приняла от него св. Крещение с именем Мария. Вернувшись домой, Г. перестала общаться с мужем, уклоняясь от супружеской близости. Узнав, что она стала христианкой, он сначала уговорами, затем побоями пытался вернуть ее к прежнему образу жизни, а позже обратился за помощью к знатным и богатым людям. Шах обещал сделать Г. своей женой и царицей, если она вернется к вере предков. Получив отказ, Хосров I приказал заковать ее в цепи и заточить в темницу. Там мученица провела 18 лет. При преемнике Хосрова Гормизде IV в Персию пришел визант. посол Аристовул. Узнав о Г., он выхлопотал разрешение навещать ее. Он относился к ней как к святой и научил псалмам Давида. После ухода Аристовула Гормизд отдал Г. на мучение жрецам. Каждый день ей наносили множество ран, однажды зашили в мешок и оставили без воды и пищи, но всякий раз Г. оказывалась невредимой, благодаря чему мн. свидетели ее мучений приняли христианство. Изобретая все более изощренные пытки, жрецы решили обесчестить Г., но ангелы сделали ее невидимой. 4 месяца Г. провела в пропасти, где жил огромный змей, и осталась живой и здоровой. Когда святую вели на казнь, ангелы чудесным образом похитили ее из рук палачей, и она долгое время пребывала среди персид. христиан, поражая всех дарованной ангелами способностью воздерживаться от пищи и еды.
В это время Гормизд был убит приближенными, его место занял Хосров II, вскоре вынужденный бежать в Византию к имп. Маврикию из-за внутренних распрей. Тот дал Хосрову войско, чтобы вернуть престол. С Хосровом в Персию пришел свт. Дометиан, еп. Мелитинский (пам. 10 янв.), к-рый видел Г. и позже рассказал о ней в Византии. Благодаря ее проповедям в христианство обратились ее родственники и др. знатные люди. Г. совершила паломничество в Иерусалим, много путешествовала, в числе др. мест посетив Иераполь Сирийский, епископ к-рого Стефан после смерти святой написал ее Житие (не сохр.). Г. скончалась в ц. мч. Сергия между городами Нисибин и Дара. Из-за множества перенесенных страданий Г. причислена к лику мучениц.
Сохранилось Житие Г., написанное пресв. Евстратием К-польским (BHG, N 700-701) со слов свт. Дометиана, к-рое было переведено на слав. язык и вошло в ВМЧ. Совр. Г. историк Феофилакт Симокатта рассказывает, что она после смерти мужа, предсказанной ей в видении, отправилась в Нисибин и там приняла христианство. Обладая даром прозорливости, Г. предсказала все, что произойдет с Хосровом II. Краткий рассказ о Г. есть в Церковной истории Евагрия Схоластика, также ее современника. По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), отца Г. звали Асмодох, мать - Мизух и они были магами, святая имела 2 сыновей. Все эти источники, вероятно, использовали сир. Житие Г., написанное еп. Иерапольским Стефаном. На нем скорее всего основано и сохранившееся груз. Житие Г.
В нек-рых греч. рукописях память Г. установлена 13 июля, в этот же день она отмечена в зап. календарях.
В совр. греч. Минее (Μηναῖον. Τ. 11. Σ. 111-114) под 13 июля помещен канон Г., 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом: Χαίροις Γολινδούχ, Μάρτυς ὡραϊσμένη. ᾿Ιωσήφ (Радуйся, Голиндуха, мученица украшенная. Иосиф), с ирмосом: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ ( ), нач.: Χαρμονικῶς τῶ Δεσπότη ἐν οὐρανῷ (Радостно Владыке на небесах). В греч. рукописях под 12 июля встречается др. канон Г., 2-го гласа, с ирмосом: Δεῦνε, λαοῖ, ᾄσωμεν ( ), нач.: ῾Ο νοητὸς ἥλιος περιαστράψας ἐν τῇ σκοτίᾳ (Умное солнце блистает во тьме) (Ταμεῖον. Σ. 243).