[Себастьян; лат. Sebastianus; греч. Σεβαστιανός] († кон. III в.), мч., и др. мученики Медиоланские (Римские) (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.).
Наиболее раннее упоминание о С. содержится в комментарии свт. Амвросия Медиоланского к Пс 118, составленном ок. 389 г., где говорится, что С. происходил из Медиолана (ныне Милан, Италия) и пострадал в Риме (Ambros. Mediol. In Ps. 118 20. 44). Вероятно, в 30-40-х гг. V в. были созданы «Страсти Севастиана» (BHL, N 7543; CPL, N 2229). Известны ок. 500 полных и частично сохранившихся рукописей, содержащих текст, самая ранняя из к-рых датируется VII в. (Bern. Burgerbibl. 611. Fol. 116-142v, 145r-v), абсолютное большинство - IX-XIII вв. (см.: Lanéry. 2012. P. 39-73).
События, описанный в «Страстях Севастиана», происходили при еп. (папе) Римском св. Гаии (283-296). Имя Севастиан образовано от древнегреч. σεβαστός - священный. Первоначально в «Страстях...» родиной С. указывался Медиолан. Позднее в процессе переработки в текст были внесены нек-рые изменения, в т. ч. мученик был назван уроженцем галльского Нарбона (ныне Франция) (Ibid. P. 84-86), получившим образование в Медиолане. Он был зачислен в преторианскую гвардию и впосл. назначен начальником штаба 1-й когорты (princeps officii). По долгу службы С. часто сопровождал императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Геркулия (285-305, 307-308, 310), благоволивших к нему. Из-за своего положения С. был вынужден скрывать, что он христианин, но поддерживал арестованных единоверцев. Он навещал братьев-близнецов сенаторов Марка и Маркеллина (Маркеллиана), укрепляя их в стремлении к мученичеству, в то время как родственники и друзья убеждали близнецов отречься, принести жертвы богам и спасти жизнь. Когда братья стали колебаться, С. явился к ним и долго беседовал с ними о необходимости быть твердыми в вере. Дом, в котором содержались Марк и Маркеллин во время предоставленной им для раздумья 30-дневной отсрочки, принадлежал Никострату, главе административного управления городской префектуры (primiscrinius). Его жена Зоя за 6 лет до этого из-за болезни стала немой, но выздоровела по молитве С. Никострат, увидев это чудо, обратился в христианство. Он приказал чиновнику Клавдию привести к себе в дом др. заключенных, перед к-рыми С. произнес пространную речь о христианском учении, а затем пресв. Поликарп всех их крестил. Сразу после этого исцелились 2 больных сына Клавдия и отец братьев-сенаторов Транквиллин. Вскоре городской префект Хроматий (Хромаций) приказал Транквиллину явиться к нему и сообщить о решении его сыновей. Между ними состоялась длительная дискуссия о христианстве и язычестве, в ходе которой префект решил встретиться с пресв. Поликарпом, чтобы он излечил и его. Поликарп, придя к Хроматию, заявил, что тот станет здоровым, если уверует во Христа и крестится, но это невозможно, пока в доме префекта находятся «стеклянная комната», астрологическая обсерватория, доставшаяся ему от отца, и идолы языческих богов; после того как их уничтожили, Хроматий был крещен и получил исцеление. Вместе с ним крестились его сын Тибуртий (Тибурций) и ок. 1,4 тыс. рабов, к-рые тотчас были освобождены.
Вскоре в Риме начались гонения на христиан. По совету еп. Гаия Хроматий взял отпуск по болезни и перевез пресв. Поликарпа со всем своим домом в Кампанию, чтобы спастись от преследований; в его отсутствие исполнять обязанности префекта города стал некий Фабиан. Бóльшая часть героев «Страстей...», однако, остались в Риме, где они прятались в доме Кастула, домоправителя имп. дворца (zetarius palatii, правильнее - diaetarius). Первой была схвачена Зоя, к-рую утопили в Тибре. Затем мученически погибли Транквиллин (забит камнями), Никострат и Клавдий с сыновьями (утоплены в море). Отступником-доносчиком Торкватом были преданы Тибуртий (обезглавлен) и Кастул (погребен заживо). После того как были казнены Марк и Маркеллин (пронзены копьями), схватили С. По приказу имп. Диоклетиана С. отвели на поле, где он был привязан к столбу и расстрелян лучниками, но не умер; израненного, его забрала Ирина, служанка Кастула, и вскоре С. исцелился. Через неск. дней он обратился на ступенях Палатинского дворца к императорам с речью в защиту христиан. Разгневанный имп. Диоклетиан велел его забить до смерти и бросить в канализацию (Cloaca Maxima). После мученической кончины С. явился во сне христианке Лукине (Луцине) и повелел извлечь и отнести его тело «к катакомбам» (ad catacumbas) и похоронить у входа в склеп, рядом с мощами апостолов (iuxta vestigia apostolorum). Когда гонения прекратились, там была построена церковь.
«Страсти...» - пространное, тщательно обработанное повествование со сложной композицией, содержащее рассказы о чудесах и об обращениях аристократов и рабов, речи в защиту христианства, описания пыток святых и др. элементы, характерные для поздних агиографических сочинений. Текст делится на 2 части: первая строится вокруг ареста Марка и Маркеллина и последующих событий, приведших к массовым обращениям, вторая - вокруг мученических смертей героев. В целом, следуя классификации И. Делеэ, можно отнести это произведение к разряду «эпических» Мученичеств (Delehaye. 1934. P. 34; Lanéry. 2010).
В IX в., вероятно в Баварии, в текст были внесены некоторые дополнения, напр., упоминание о явлении 7 ангелов, когда святой проповедовал перед народом (Pass. Sebast. 23), и др. (см.: Lanéry. 2012. P. 84-86). С кон. IX или нач. X в. из-за ошибки мон. Одилона из Сен-Медара и до XIX в. «Страсти...» приписывали свт. Амвросию Медиоланскому. В наст. время их автором считается Арнобий Младший, к-рый, вероятно, создавал это произведение, находясь в 1-м рим. мон-ре, основанном папой Сикстом III (432-440) при базилике Апостолов (Pesci. 1945; Lanéry. 2007). Основными аргументами, подтверждающими данную т. зр., являются: наличие многочисленных параллелей между «Страстями...» и сочинениями Арнобия, в частности ритмическое и др. сходства с «Книгой к Григории»; цитирование Библии по одинаковым версиям доиеронимовских переводов (Римская Псалтирь и африкан. версия Vetus Latina); общность языковых особенностей. Кроме того, в «Страстях...» есть много деталей, указывающих на то, что автор был хорошо знаком с топографией Рима 1-й пол. V в.
Установление авторства и даты составления «Страстей...» позволяет определить их место во внутрихрист. полемике V в. на Западе. Создатель этого произведения спорит с блж. Августином Аврелием, сближаясь с полупелагианами (см. в ст. Пелагианство). В «Страстях...» говорится, что крещение может даровать прощение всех грехов, а человек по собственной воле способен получить или отвергнуть спасение, в частности добиться его путем аскетизма. Свобода воли противоречит предопределению, в связи с чем резко критикуется астрология (см.: Kitzler. 2010). «Страсти...» показывают высокую светскую и церковную эрудицию их автора: он цитирует Теренция и Тита Ливия, часто ссылается на Вергилия, хорошо знает Свящ. Писание и др. христ. тексты, напр. «Рекогниции» (Recognitiones) Псевдо-Климента, откуда заимствованы аргументы против астрологии, разбирается в совр. богословских спорах. Кроме теологических автор пытается решить и мирские проблемы: он убеждает состоятельных и влиятельных римлян правильно распоряжаться своим богатством, помня о бедняках, больше доверять священникам и оказывать покровительство мон-рям (Cooper. 2007. P. 178-181). М. Лапидж отмечает, что «Страсти...» выделяются ученостью и риторическим уровнем среди проч. рим. Мученичеств, которые были написаны местными священниками с очень скромными знаниями латыни (Lapidge. 2018. P. 94-95).
Историческая ценность сведений «Страстей...» не слишком велика. Вполне вероятно, что С. действительно был военным, пострадавшим при имп. Диоклетиане, возможно во время гонений в армии, и погребенным в катакомбах. Однако бóльшая часть деталей является или выдумкой автора, или попыткой связать воедино рассказы об уже почитавшихся независимо от С. святых, места казни которых были точно известны. Так, в повествование включены имена «четырех увенчанных мучеников» (см. ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций). «Страсти...» представляют интерес скорее как лит. памятник и источник по топографии позднеантичного Рима, а не как письменное свидетельство о жизни христиан в кон. III в. (Gordini. 1968. Col. 781-782). Большинство исторических персонажей являются фикцией (префекты Хроматий и Фабиан), а реальные фигуры, такие как императоры Диоклетиан и Максимиан,- абстрактными гонителями, т. к. эти императоры не могли вместе оказаться в Риме в то время (Barnes. 2010. P. 395-396). Кроме того, автор путает имена консулов (Pass. Sebast. 65), называет узурпатора Карина соправителем императоров Диоклетиана и Максимиана (Ibid. 64), тогда как известно, что Диоклетиан стал императором после того, как разгромил Карина (Flavi Vopisci Syracusii Carus et Carinus et Numerianus // Scr. hist. Aug. 1971. Vol. 2. P. 234-247; Aur. Vict. De Caes. 38; Eutrop. Breviar. IX 18-20 // MGH. AA. T. 2. P. 160-162), и замечает, что Карин был убит в Майнце (Pass. Sebast. 65), а не на р. Марге (ныне Морава, Сербия).
С. было широко распространено в поздней античности, средневековье и в Новое время в основном на Западе. Первоначально местом почитания С. была его могила, устроенная в крипте в катакомбах на Аппиевой дороге. В сер. III в. на этом месте находилась т. н. триклия - портик со скамьями вдоль стен, небольшой мавзолей и подземный ход к роднику. Сюда были перенесены мощи апостолов Петра и Павла, вероятно в 258 г., во время гонения имп. Валериана, и позже рядом с ними был погребен С. Имп. равноап. Константин I Великий построил здесь погребальную базилику апостолов Петра и Павла (Basilica apostolorum), к-рая после того, как останки апостолов перенесли в их храмы, была посвящена С. (Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура). Это событие датируется периодом не раньше понтификата папы свт. Григория I Великого (590-604). В 1-й пол. V в. базилика Апостолов становится одной из важнейших в Риме. Она упоминается в итинерариях VII в. и до 2000 г. входила в число 7 паломнических церквей Рима.
К VII в. относится самое раннее свидетельство присутствия реликвий С. вне Италии: они упоминаются в надписи эпохи вестготов из Борноса (пров. Кадис; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. Vol. 1. P. 110. N 325).
В 826 г. папа Римский Евгений II, стремясь укрепить связи с франк. элитой, разрешил послу Гилдуина, аббата Сен-Дени, поднять из могилы (13 окт.) и увезти из Рима во Франкию мощи С., к-рые 9 дек. были помещены в аббатство Сен-Медар в Суасоне. 27 авг. 841 г. вместе с др. местными реликвиями их перенесли в здание новой церкви в мон-ре. Самое раннее упоминание о перенесении мощей (ossa) С. содержится под 826 г. в «Анналах королевства франков» (Annales Regni Francorum // MGH. Scr. Rer. Germ. T. 6. P. 171). В несколько более поздней «Хронике» свт. Адона Вьеннского (ок. 874) говорится уже о «части мощей» (pars corporis), что, вероятно, было вызвано стремлением согласовать рим. и франк. традиции о местонахождении останков С. (PL. 233. Col. 135). Тем не менее суасонские монахи и в дальнейшем претендовали на обладание всем телом святого, что нашло отражение в написанном в кон. IX или нач. Х в. мон. Одилоном из Сен-Медара пространном «Перенесении мощей святых Севастиана и Григория» (BHL, N 7545; о датировке: Lifshitz F. The «Exodus of Holy Bodies» Reconsidered: The Transl. of the Relics of St. Gildard of Rouen to Soissons // AnBoll. 1992. Vol. 110. N 3/4. P. 329-340). Помимо устной традиции Одилон основывался на не дошедших до нас записях (schedula) мон. Родоина, к-рый привез мощи из Рима, а также на «Страстях Севастиана». В XI-XII вв. в мон-ре Сен-Медар было составлено неск. сборников чудес, происшедших на гробнице святого (BHL, N 7546-7549). В 1567 г. гугеноты захватили Сен-Медар и разорили гробницу С. Однако, согласно местной традиции, мощи удалось спрятать, и в 1578 г. их вернули в мон-рь. Судьба мощей после закрытия аббатства в 1791 г. в ходе Французской революции не установлена. Из Суасона реликвии С. распространяли по др. церквам и мон-рям Франции и Нидерландов, в частности, они оказались в мон-рях в Манльё (в Оверни, впервые упом. в документе 959 г.), Сен-Виктор близ Парижа (упом. в описи XIII в.), Сент-Орельен в Лиможе, Сен-Пьер в Лобе и др.
Нек-рые реликвии могли происходить и непосредственно из Италии. Так, зуб С. упоминается среди реликвий, к-рые в 835 г. привез из Рима в мон-рь Фульда диак. Деусдона. Перенесение мощей С. во франк. земли, по-видимому, вызвало недовольство в Риме, где С. к IX в. начал почитаться как 3-й покровитель города после апостолов Петра и Павла.
Преемник Евгения II, папа Григорий IV (827-844), стремясь продемонстрировать, что мощи святого по-прежнему находятся в Риме, организовал их перенесение из пригородной базилики в новый ораторий св. Григория, устроенный в Ватиканской базилике (LP. T. 2. P. 74). Вероятно, тогда же папа Григорий IV распорядился поместить главу С. в серебряный реликварий (ныне хранится в Музее церковного искусства Ватиканской б-ки, переделан из чаши VI-VIII вв., на его основании есть посвятительная надпись с именем Григория IV; Leclerq. 1950. Col. 1125-1127). Возможно, перенесение мощей было предпринято и из-за угрозы нападения сарацин. Когда оно произошло, пригородная церковь была разрушена и восстановлена папой свт. Николаем I (858-867); совр. здание представляет собой в основном сооружение XVII в., заказанное кард. Шипионе Боргезе в 1609 г. уФ. Понцио и после смерти Понцио в 1613 г. завершенное Дж. Вазанцио.
Папа Лев IV (847-855) передал главу С. в рим. базилику Санти-Куатро-Коронати (LP. T. 2. P. 116), где она хранится и в наст. время. Др. часть мощей оставалась в Ватикане до 1218 г., когда папа Гонорий III передал ее в восстановленный цистерцианцами мон-рь при базилике Сан-Себастьяно. При перестройке базилики в XVII в. реликвия была помещена под главным алтарем, где пребывает и сегодня. В Риме С. был посвящен еще целый ряд храмов, в т. ч. церковь, построенная в Х в. на Палатине, на предполагаемом месте, где мученика расстреляли лучники (первоначально ц. Санта-Мария-ин-Паллара, ныне Сан-Себастьяно-аль-Палатино). Среди сохранившихся в ней фресок (созданы ок. 999) есть сцены из «Страстей Севастиана».
Особую славу С. приобрел как защитник во время эпидемий чумы. Впервые такое представление о святом отмечено в «Истории лангобардов» Павла Диакона, к-рый сообщает, что охватившее Италию летом 680 г. моровое поветрие прекратилось после того, как в ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи в Тицине (ныне Павия) был устроен алтарь С., куда перенесли его реликвии (Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 5). Согласно тицинской традиции, перенесение реликвии и освящение алтаря совершил еп. св. Дамиан. Позднее тицинская (павийская) церковь претендовала на владение рукой С. Одновременно с Тицином алтарь во имя С. был устроен и в рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи, где ныне находится мозаика кон. VII в. с его изображением. Возможно, устройство этих алтарей было призвано также закрепить договор между папой Римским свт. Агафоном и лангобардами, заключенный ок. 680 г.: С., как Римский мученик и выходец из Ломбардии, был естественным претендентом на роль покровителя этого союза (Bartolozzi Casti, Mazzilli Savini. 2004).
Заступничество С. во время чумы имеет также литературно-мифологическое объяснение: в античной литературе (напр.: Homer. Il. I 10-68) и в Свящ. Писании (напр.: Пс 7. 13-14) стрелы символизировали божественный гнев, насылаемый на людей. Т. к. С. остался невредим, когда его пытались умертвить стрелами, возникло представление о нем как о защитнике от эпидемий.
Как сообщается в хронике Опицина де Канистриса, в 1330 г. в Павии на праздник С. верующим раздавали освященные хлебцы, к-рые должны были помочь при болезни, и миниатюрные стрелы, согласно поверью, спасавшие от ран на войне.
С. также продолжал почитаться как покровитель корпораций лучников, арбалетчиков, торговцев железом, булавками, гобеленами и др. В его честь были основаны их многочисленные профессиональные братства. Благодаря католич. миссионерам культ получил распространение в европ. колониях в Лат. Америке, Азии и Африке.
Краткие изложения сведений о С. содержатся под 20 янв. в зап. «исторических» Мартирологах VIII-IX вв. В нач. Х в. каноник Флодоард Реймсский написал стихотворное переложение «Страстей...», включенное в поэму «О триумфах Христа в Италии» (BHL, N 7544; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. VI 7 // PL. 135. Col. 697-712). Известны также переводы Мученичества на народные языки (обычно с сокращениями и изменениями), в т. ч. на древнеанглийский (кон. Х в., в составе «Житий святых» Эльфрика, аббата мон-ря Эйншем) и старофранцузский (неск. прозаических и стихотворный сер. XIV в.). Во 2-й пол. XIII в. рассказ о С. включил в «Золотую легенду» Иаков из Варацце. Автор привел фантастические объяснения происхождения имени святого, кратко пересказал «Страсти...», добавив 2 рассказа о посмертных чудесах, взятые из сочинений свт. Григория I Великого и Павла Диакона. Из «Золотой легенды» материал о С. был заимствован и вошел в состав агиографических сборников позднего средневековья и раннего Нового времени на латыни и народных языках.
Самое раннее свидетельство почитания С. содержится в рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.), где под 20 янв. указано, что он погребен в Риме «in Catacumbas». Под этим числом память С. отмечена в Карфагенском календаре (1-й пол. VI в.), эхтернахской версии Иеронимова Мартиролога и в Римском Мартирологе (MartRom. (Vat.). P. 102). В то же время в бернской и вайсенбургской рукописях Иеронимова Мартиролога (ActaSS. Nov. T. 2. Pt. 1. P. 9-10), а также в Сакраментарии испано-мосарабского обряда (Tolet. Archiv. Capit. 35. 3) мученик поминается под 19 янв. В Суасоне, кроме того, отмечался ряд праздников, связанных с обретением и перенесением мощей святого (27 авг., 13 окт., 9 дек.).
Вероятно, с раннего времени С. почитался в Риме греч. общиной, о чем, в частности, свидетельствуют фрески оратория греч. мон-ря Сан-Саба, выполненные в кон. VII - нач. VIII в. (Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe - fin du IXe). Brux., 1983. Vol. 1. P. 155).
Известны 2 канона в честь С., один из к-рых в IX в. составил прп. Иосиф Песнописец, другой принадлежит анонимному автору и, вероятно, был создан на юге Италии (AHG. T. 4. P. 394-407, 835-836). На греч. языке сохранились Мученичество С., составленное Симеоном Метафрастом в X в. (BHG, N 1619z; Lequeux. 2005), и его сокращенный вариант (BHG, N 1620; PG. 116. Col. 793-816).
Перевод пространного Мучения С. и дружины в древней слав. традиции отсутствует, имеются только краткие проложные сказания. В Синаксаре (Прологе краткой редакции), переведенном с греческого не позднее нач. XII в., под 18 дек. отмечается память без текста, где перечисляются имена святых - С., Транквиллина, Никострата, Клавдия, Кастора, Тивуртия, Маркеллина, Марка и Зои (Слав.-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 490). В Прологе пространной редакции, составленном на Руси в посл. трети XII в., его редакторы добавили к именам краткую заметку о том, что одни мученики были сожжены, другие - брошены в море, а третьи - усечены мечом (см. проложный раздел ВМЧ. Дек., дни 18-23. Стб. 1189).
В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под той же датой помимо стихов помещено более пространное сказание о С. и дружине, в к-ром повествуется, в частности, об исцелении правителя (епарха) пресв. Поликарпом и С., а также о том, как еп. Гаий поставил братьев Маркеллина и Марка диаконами, их отца Транквиллина - пресвитером, а С. назначил церковным экдиком («свободителем») (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 76-77). В XVII в. сказание было включено в состав печатного Пролога. Его греческий оригинал содержится в служебной Минее под 18 дек. (Μηναῖον τοῦ Δεκεμβρίου̇ Περιέχον τὴν πρέπουσαν αὐτῷ ἅπασαν ἀκολουθίαν, μετὰ κα τῆς προσθήκης τοῦ τυπικοῦ. Βενετία, 1843. Σ. 152-153), а также в Синаксаре К-польской ц. (см.: SynCP. Col. 321-322).
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, восполнил отсутствие древнего слав. перевода «Страстей Севастиана», переведя текст «Метафрастова Мученичества» (BHG, N 1620), доступный ему в лат. варианте Л. Сурия, с некоторыми сокращениями и изменениями ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский.] Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 129 об.-139; о переводе см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник. М., 2012. Ч. 1. С. 353-355).
Единственное выявленное по опубликованным источникам сообщение о мощах С. («Севастиана» или «Савастиана») в средневек. Руси относится к частице, к-рая сохранялась в ризнице Благовещенского собора Московского Кремля в одном из 3 деревянных киотов-мощевиков. Внутренняя часть киота, оклеенного темно-вишневым бархатом, была отделана серебряной позолоченной басмой вокруг частиц мощей 14 святых. Судя по Переписной книге собора ок. 1634 г. и Описи 1721 г., мощи внутри киота были закреплены с помощью 11 серебряных пластин с орнаментом между мощевиками и 11 пластин с резными подписями на них. Часть мощей С. указана на 3-м месте, после мощей вмч. Прокопия и «св. Неофита» (мч. Неофита Никейского или Тарсийского?). В этом киоте находились частицы мощей святых, прославленных по всему правосл. Востоку: вмч. Пантелеимона, первомч. и архидиак. Стефана, сщмч. Антипы, прав. Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, вмч. Феодора Стратилата, преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Лествичника, а также мощи др. святых: свт. Никифора, патриарха К-польского, мц. Марии (трудно сказать, которая из пострадавших в эпоху раннего христианства), Пяточисленных мучеников Севастийских (Переписная книга. 1873. С. 22; Опись церк. казны. 2018. С. 93).
Не исключено, что из Москвы мощи С. могли поступать во владение церквей др. районов. На погосте Нередичи (Николо-Нередичский, Мерединский) Ковровского у., в 42 верстах от Коврова, на берегу р. Клязьмы, в Никольском каменном храме (1820) из всего погибшего в пожаре убранства уцелели только древний оловянный ковчег и серебряный наперсный крест, вызолоченный по краям и украшенный жемчугом, с частицами мощей святых, в т. ч. С. (Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 175). Поскольку земли, на к-рых существовал этот Никольский престол, принадлежали Патриаршему приказу еще в нач. XVII в., не исключено, что из столичных пожертвований происходил и крест-мощевик.
Посвящение престолов С. было связано с патрональным значением дня его памяти, напр. дня рождения имп. Елизаветы Петровны. В период ее правления в храмах, находящихся под ее покровительством, появились престолы во имя С., напр. в Москве в новом здании Ст. Житного (Запасного) государева двора (1753-1759), с 1762 г.- как придел ц. во имя мч. Ианнуария (не сохр.; на ее территории ныне здание РЖД-МПС (ул. Нов. Басманная, д. 2/1)). Антиминс для престола в честь С. «и дружины его», находившийся в «главной дворцовой канцелярии, при Конторе», датирован 12 июня 1761 г. и подписан митр. Тимофеем; позднее хранился в Архангельской ц. с. Архангельского «Московской округи», откуда в 1844 г. поступил в Московскую Духовную консисторию (Вайнтрауб Л. Р. Список антиминсов «древняго посвящения» из моск. духовной консистории 1844 г. // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 193. № 78). В 1753-1754 гг. такой же придел был устроен в трапезной каменной Знаменской ц. на территории усадьбы Ховрино (ныне Грачёвка), владения Головиных, сподвижников имп. Петра Великого (после франц. разорений 1812 г. не был возобновлен). В с.-петербургском Воскресенском Смольном мон-ре, основанном имп. Елизаветой, в ц. вмц. Екатерины Александрийской (на среднем этаже сев.-вост. башни монастыря, передана в 1809 вдовьему дому) в иконостасе были помещены иконы святых покровителей царской семьи, в т. ч. С., свт. Климента, папы Римского, свт. Петра Александрийского, в память воцарения имп. Елизаветы 25 нояб. 1741 г. (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 368).
С раннехрист. времен С. изображали по-разному. Как юный безбородый муж в белой тунике он представлен в росписи рим. катакомб Каллиста (крипта св. Цецилии, ок. 435; Кaftal. 1965. Il. 1004). Как мученик-средовек с седыми волосами в белых одеждах праведника он несет венец среди др. мучеников на мозаике юж. стены (60-е гг. VI в.) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. В том же возрасте он показан на мозаике из ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме (ок. 680) - с кудрявыми волосами и короткой бородой; облачением ему служат воинские одежды, туника поверх лат, венец он держит на покрытой длинным, богато расшитым плащом руке. Тот же тип воина-средовека, но у С. проседь в волосах - использован во фресках ц. Сан-Саба в Риме (ок. 700). Как юного патриция представляет С. патрональное изображение, находившееся в конхе апсиды посвященной ему церкви Сан-Бастанелло (Санта-Мария-ин-Паллара) на Палатине, где он предстоял с др. рим. святыми, ангелами и Пресв. Богородицей Христу Второго пришествия (фрески XI в. (Кондаков. Иконография Богоматери. 1914. Т. 1. С. 288. Рис. 189) или кон. X в.); в той же церкви есть и более раннее его изображение - на фреске X в. с рим. святыми сщмч. Лаврентием, Зотиком, Стефаном (BiblSS. Vol. 11. Col. 793).
В Византии изображения С. встречаются редко. Возможно, его образ в составе мучеников был на фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), поскольку среди греч. надписей, именующих святых, в приделе праведных Иоакима и Анны некогда было и его имя, как пишет В. Н. Лазарев со ссылкой на П. Г. Лебединцева (Лазарев. 1978. С. 68). В рост С. представлен в к-польской рукописи служебного Евангелия с лицевым Минологием из б-ки Ватикана под 18 дек. рядом еще с 2 мучениками, старцем и средовеком, однако со всей очевидностью соотнести С. с кем-либо из них трудно; возможно, что С.- это стоящий слева с краю молодой мученик с короткими темными кудрявыми волосами, спускающимися чуть ниже ушей, по облику подобный вмч. Георгию Победоносцу или вмч. Прокопию Кесарийскому (Vat. gr. 1156. fol. 272r, 3-я четв. XI в.). В похожих одеждах и того же облика, с крестом мученика образ безбородого С. включен в мозаичную декорацию центрального купола в соборе Сан-Марко в Венеции, на юго-вост. опоре (XII в.), в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140), на фресках ц. Сан-Джорджо в Велабро в Риме, ц. Сан-Сеполькро в Барлетте, в госпитале Прато (все - XIII в.).
В поздневизант. время также встречаются изображения С. как средовека. В греко-груз. рукописи - Афонской книге образцов (РНБ. О. I. 58. Л. 90 об., кон. XV в.) - он представлен с седыми кудрявыми локонами, короткой бородой, облаченным в хитон и плащ; в правой руке - крест, левая раскрыта ладонью к молящемуся (Евсеева. Афонская книга. С. 259). Широкая известность в зап. части христ. мира и почитание С. как защитника от эпидемий, и прежде всего от чумы, привели к распространению его изображений как в средневековье, так и в эпоху Возрождения не только в лат. культуре, но и в поствизантийской. Влияние на иконографию оказало и сопоставление следов от инфекционных болезней (чумных бубонов, язв и др.) со стрелами, поразившими тело мученика. Под европ. влиянием С. изображали полуобнаженным средовеком, с небольшой бородкой, пригвожденным к столбу и пронзенным множеством стрел, как в наосе собора мон-ря Варлаама в Метеорах (1548), в составе минейного цикла в нартексе этого же собора. С. изображен в кафоликоне мон-ря Вел. Преображения в Метеорах (1552; мастер Дзордзис Фукас); в Успенской ц. в Каламбаке (XVI в.); в мон-ре Дилиу в Янине (1542-1543); во фресках кафоликона в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон (1546-1547), в росписи наоса кафоликона монастыря Ставроникита (1567; мастер Феофан Критский); в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733; Ерминия ДФ. § 10). Как мученик в богатых одеждах он представлен оплечно в минейном цикле притвора Печской Патриархии позади сцены «Усекновение голов трех еврейских отроков» (1561); на створках складней итало-критских мастеров (напр., складень из апулийской ц. Агиу-Стефану в Монополи, ныне в Музее изящных искусств, Бостон; Κωνσταντουδάκη-Κιτρομηλίδου. 1993-1994. Σ. 290. Πίν. 6).