Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕВАСТИАН
62, С. 232-239 опубликовано: 24 октября 2025г. 


СЕВАСТИАН

[Себастьян; лат. Sebastianus; греч. Σεβαστιανός] († кон. III в.), мч., и др. мученики Медиоланские (Римские) (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.).

Источники

Св. Себастьян, со сценами жития. Триптих. 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons
Св. Себастьян, со сценами жития. Триптих. 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons

Св. Себастьян, со сценами жития. Триптих. 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons

Наиболее раннее упоминание о С. содержится в комментарии свт. Амвросия Медиоланского к Пс 118, составленном ок. 389 г., где говорится, что С. происходил из Медиолана (ныне Милан, Италия) и пострадал в Риме (Ambros. Mediol. In Ps. 118 20. 44). Вероятно, в 30-40-х гг. V в. были созданы «Страсти Севастиана» (BHL, N 7543; CPL, N 2229). Известны ок. 500 полных и частично сохранившихся рукописей, содержащих текст, самая ранняя из к-рых датируется VII в. (Bern. Burgerbibl. 611. Fol. 116-142v, 145r-v), абсолютное большинство - IX-XIII вв. (см.: Lanéry. 2012. P. 39-73).

Мученичество

Избиение мч. Севастиана. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons
Избиение мч. Севастиана. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons

Избиение мч. Севастиана. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons

События, описанный в «Страстях Севастиана», происходили при еп. (папе) Римском св. Гаии (283-296). Имя Севастиан образовано от древнегреч. σεβαστός - священный. Первоначально в «Страстях...» родиной С. указывался Медиолан. Позднее в процессе переработки в текст были внесены нек-рые изменения, в т. ч. мученик был назван уроженцем галльского Нарбона (ныне Франция) (Ibid. P. 84-86), получившим образование в Медиолане. Он был зачислен в преторианскую гвардию и впосл. назначен начальником штаба 1-й когорты (princeps officii). По долгу службы С. часто сопровождал императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Геркулия (285-305, 307-308, 310), благоволивших к нему. Из-за своего положения С. был вынужден скрывать, что он христианин, но поддерживал арестованных единоверцев. Он навещал братьев-близнецов сенаторов Марка и Маркеллина (Маркеллиана), укрепляя их в стремлении к мученичеству, в то время как родственники и друзья убеждали близнецов отречься, принести жертвы богам и спасти жизнь. Когда братья стали колебаться, С. явился к ним и долго беседовал с ними о необходимости быть твердыми в вере. Дом, в котором содержались Марк и Маркеллин во время предоставленной им для раздумья 30-дневной отсрочки, принадлежал Никострату, главе административного управления городской префектуры (primiscrinius). Его жена Зоя за 6 лет до этого из-за болезни стала немой, но выздоровела по молитве С. Никострат, увидев это чудо, обратился в христианство. Он приказал чиновнику Клавдию привести к себе в дом др. заключенных, перед к-рыми С. произнес пространную речь о христианском учении, а затем пресв. Поликарп всех их крестил. Сразу после этого исцелились 2 больных сына Клавдия и отец братьев-сенаторов Транквиллин. Вскоре городской префект Хроматий (Хромаций) приказал Транквиллину явиться к нему и сообщить о решении его сыновей. Между ними состоялась длительная дискуссия о христианстве и язычестве, в ходе которой префект решил встретиться с пресв. Поликарпом, чтобы он излечил и его. Поликарп, придя к Хроматию, заявил, что тот станет здоровым, если уверует во Христа и крестится, но это невозможно, пока в доме префекта находятся «стеклянная комната», астрологическая обсерватория, доставшаяся ему от отца, и идолы языческих богов; после того как их уничтожили, Хроматий был крещен и получил исцеление. Вместе с ним крестились его сын Тибуртий (Тибурций) и ок. 1,4 тыс. рабов, к-рые тотчас были освобождены.

Вскоре в Риме начались гонения на христиан. По совету еп. Гаия Хроматий взял отпуск по болезни и перевез пресв. Поликарпа со всем своим домом в Кампанию, чтобы спастись от преследований; в его отсутствие исполнять обязанности префекта города стал некий Фабиан. Бóльшая часть героев «Страстей...», однако, остались в Риме, где они прятались в доме Кастула, домоправителя имп. дворца (zetarius palatii, правильнее - diaetarius). Первой была схвачена Зоя, к-рую утопили в Тибре. Затем мученически погибли Транквиллин (забит камнями), Никострат и Клавдий с сыновьями (утоплены в море). Отступником-доносчиком Торкватом были преданы Тибуртий (обезглавлен) и Кастул (погребен заживо). После того как были казнены Марк и Маркеллин (пронзены копьями), схватили С. По приказу имп. Диоклетиана С. отвели на поле, где он был привязан к столбу и расстрелян лучниками, но не умер; израненного, его забрала Ирина, служанка Кастула, и вскоре С. исцелился. Через неск. дней он обратился на ступенях Палатинского дворца к императорам с речью в защиту христиан. Разгневанный имп. Диоклетиан велел его забить до смерти и бросить в канализацию (Cloaca Maxima). После мученической кончины С. явился во сне христианке Лукине (Луцине) и повелел извлечь и отнести его тело «к катакомбам» (ad catacumbas) и похоронить у входа в склеп, рядом с мощами апостолов (iuxta vestigia apostolorum). Когда гонения прекратились, там была построена церковь.

«Страсти...» - пространное, тщательно обработанное повествование со сложной композицией, содержащее рассказы о чудесах и об обращениях аристократов и рабов, речи в защиту христианства, описания пыток святых и др. элементы, характерные для поздних агиографических сочинений. Текст делится на 2 части: первая строится вокруг ареста Марка и Маркеллина и последующих событий, приведших к массовым обращениям, вторая - вокруг мученических смертей героев. В целом, следуя классификации И. Делеэ, можно отнести это произведение к разряду «эпических» Мученичеств (Delehaye. 1934. P. 34; Lanéry. 2010).

В IX в., вероятно в Баварии, в текст были внесены некоторые дополнения, напр., упоминание о явлении 7 ангелов, когда святой проповедовал перед народом (Pass. Sebast. 23), и др. (см.: Lanéry. 2012. P. 84-86). С кон. IX или нач. X в. из-за ошибки мон. Одилона из Сен-Медара и до XIX в. «Страсти...» приписывали свт. Амвросию Медиоланскому. В наст. время их автором считается Арнобий Младший, к-рый, вероятно, создавал это произведение, находясь в 1-м рим. мон-ре, основанном папой Сикстом III (432-440) при базилике Апостолов (Pesci. 1945; Lanéry. 2007). Основными аргументами, подтверждающими данную т. зр., являются: наличие многочисленных параллелей между «Страстями...» и сочинениями Арнобия, в частности ритмическое и др. сходства с «Книгой к Григории»; цитирование Библии по одинаковым версиям доиеронимовских переводов (Римская Псалтирь и африкан. версия Vetus Latina); общность языковых особенностей. Кроме того, в «Страстях...» есть много деталей, указывающих на то, что автор был хорошо знаком с топографией Рима 1-й пол. V в.

Установление авторства и даты составления «Страстей...» позволяет определить их место во внутрихрист. полемике V в. на Западе. Создатель этого произведения спорит с блж. Августином Аврелием, сближаясь с полупелагианами (см. в ст. Пелагианство). В «Страстях...» говорится, что крещение может даровать прощение всех грехов, а человек по собственной воле способен получить или отвергнуть спасение, в частности добиться его путем аскетизма. Свобода воли противоречит предопределению, в связи с чем резко критикуется астрология (см.: Kitzler. 2010). «Страсти...» показывают высокую светскую и церковную эрудицию их автора: он цитирует Теренция и Тита Ливия, часто ссылается на Вергилия, хорошо знает Свящ. Писание и др. христ. тексты, напр. «Рекогниции» (Recognitiones) Псевдо-Климента, откуда заимствованы аргументы против астрологии, разбирается в совр. богословских спорах. Кроме теологических автор пытается решить и мирские проблемы: он убеждает состоятельных и влиятельных римлян правильно распоряжаться своим богатством, помня о бедняках, больше доверять священникам и оказывать покровительство мон-рям (Cooper. 2007. P. 178-181). М. Лапидж отмечает, что «Страсти...» выделяются ученостью и риторическим уровнем среди проч. рим. Мученичеств, которые были написаны местными священниками с очень скромными знаниями латыни (Lapidge. 2018. P. 94-95).

Историческая ценность сведений «Страстей...» не слишком велика. Вполне вероятно, что С. действительно был военным, пострадавшим при имп. Диоклетиане, возможно во время гонений в армии, и погребенным в катакомбах. Однако бóльшая часть деталей является или выдумкой автора, или попыткой связать воедино рассказы об уже почитавшихся независимо от С. святых, места казни которых были точно известны. Так, в повествование включены имена «четырех увенчанных мучеников» (см. ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций). «Страсти...» представляют интерес скорее как лит. памятник и источник по топографии позднеантичного Рима, а не как письменное свидетельство о жизни христиан в кон. III в. (Gordini. 1968. Col. 781-782). Большинство исторических персонажей являются фикцией (префекты Хроматий и Фабиан), а реальные фигуры, такие как императоры Диоклетиан и Максимиан,- абстрактными гонителями, т. к. эти императоры не могли вместе оказаться в Риме в то время (Barnes. 2010. P. 395-396). Кроме того, автор путает имена консулов (Pass. Sebast. 65), называет узурпатора Карина соправителем императоров Диоклетиана и Максимиана (Ibid. 64), тогда как известно, что Диоклетиан стал императором после того, как разгромил Карина (Flavi Vopisci Syracusii Carus et Carinus et Numerianus // Scr. hist. Aug. 1971. Vol. 2. P. 234-247; Aur. Vict. De Caes. 38; Eutrop. Breviar. IX 18-20 // MGH. AA. T. 2. P. 160-162), и замечает, что Карин был убит в Майнце (Pass. Sebast. 65), а не на р. Марге (ныне Морава, Сербия).

Почитание

С. было широко распространено в поздней античности, средневековье и в Новое время в основном на Западе. Первоначально местом почитания С. была его могила, устроенная в крипте в катакомбах на Аппиевой дороге. В сер. III в. на этом месте находилась т. н. триклия - портик со скамьями вдоль стен, небольшой мавзолей и подземный ход к роднику. Сюда были перенесены мощи апостолов Петра и Павла, вероятно в 258 г., во время гонения имп. Валериана, и позже рядом с ними был погребен С. Имп. равноап. Константин I Великий построил здесь погребальную базилику апостолов Петра и Павла (Basilica apostolorum), к-рая после того, как останки апостолов перенесли в их храмы, была посвящена С. (Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура). Это событие датируется периодом не раньше понтификата папы свт. Григория I Великого (590-604). В 1-й пол. V в. базилика Апостолов становится одной из важнейших в Риме. Она упоминается в итинерариях VII в. и до 2000 г. входила в число 7 паломнических церквей Рима.

Надгробие мч. Севастиана в капелле св. Франциска в базилике Сан-Себастиано-Фуори-ле-Мура. 1671–1672 гг. Скульптор А. Джиорджетти по эскизу Л. Бернини Фото: Н. А. Мерзлютина
Надгробие мч. Севастиана в капелле св. Франциска в базилике Сан-Себастиано-Фуори-ле-Мура. 1671–1672 гг. Скульптор А. Джиорджетти по эскизу Л. Бернини Фото: Н. А. Мерзлютина

Надгробие мч. Севастиана в капелле св. Франциска в базилике Сан-Себастиано-Фуори-ле-Мура. 1671–1672 гг. Скульптор А. Джиорджетти по эскизу Л. Бернини Фото: Н. А. Мерзлютина
Рост популярности культа С. в Риме и др. городах Италии отмечается с посл. трети VI в. В письмах свт. Григория I Великого, папы Римского, содержатся распоряжения сделать С. одним из патронов ряда мон-рей: в Луни, Неаполе и Лилибее на Сицилии. Кроме того, в «Диалогах» свт. Григорий приводит 2 примера изгнания бесов при освящении храмов во имя С. В одном случае католич. св. Фортунат, еп. Тоди, исцелил бесноватую женщину, присутствовавшую при церемонии в неназванном месте, вероятно где-то в Тоскане. В др. истории св. папа Григорий I, переосвящая в 592/3 г. гот. арианскую церковь, внес туда реликвии С. и мц. Агафии (ныне ц. Сант-Агата-деи-Готи), при этом из храма выбежала свинья. Ночью в церкви слышался сильный шум, а наутро разлилось благоухание. В последующие дни там сами собой зажигались лампады, указывая на то, что церковь перешла из тьмы в свет (Greg. Magn. Dial. I 10. 2; III 30. 2-6). О почитании С. в Равенне свидетельствует его присутствие в сонме мучеников на мозаиках в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (2-я пол. VI в.).

К VII в. относится самое раннее свидетельство присутствия реликвий С. вне Италии: они упоминаются в надписи эпохи вестготов из Борноса (пров. Кадис; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. Vol. 1. P. 110. N 325).

Мч. Севастиан. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 2-я пол. VI в. Фото: А. С. Зверев
Мч. Севастиан. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 2-я пол. VI в. Фото: А. С. Зверев

Мч. Севастиан. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 2-я пол. VI в. Фото: А. С. Зверев
В 826 г. папа Римский Евгений II, стремясь укрепить связи с франк. элитой, разрешил послу Гилдуина, аббата Сен-Дени, поднять из могилы (13 окт.) и увезти из Рима во Франкию мощи С., к-рые 9 дек. были помещены в аббатство Сен-Медар в Суасоне. 27 авг. 841 г. вместе с др. местными реликвиями их перенесли в здание новой церкви в мон-ре. Самое раннее упоминание о перенесении мощей (ossa) С. содержится под 826 г. в «Анналах королевства франков» (Annales Regni Francorum // MGH. Scr. Rer. Germ. T. 6. P. 171). В несколько более поздней «Хронике» свт. Адона Вьеннского (ок. 874) говорится уже о «части мощей» (pars corporis), что, вероятно, было вызвано стремлением согласовать рим. и франк. традиции о местонахождении останков С. (PL. 233. Col. 135). Тем не менее суасонские монахи и в дальнейшем претендовали на обладание всем телом святого, что нашло отражение в написанном в кон. IX или нач. Х в. мон. Одилоном из Сен-Медара пространном «Перенесении мощей святых Севастиана и Григория» (BHL, N 7545; о датировке: Lifshitz F. The «Exodus of Holy Bodies» Reconsidered: The Transl. of the Relics of St. Gildard of Rouen to Soissons // AnBoll. 1992. Vol. 110. N 3/4. P. 329-340). Помимо устной традиции Одилон основывался на не дошедших до нас записях (schedula) мон. Родоина, к-рый привез мощи из Рима, а также на «Страстях Севастиана». В XI-XII вв. в мон-ре Сен-Медар было составлено неск. сборников чудес, происшедших на гробнице святого (BHL, N 7546-7549). В 1567 г. гугеноты захватили Сен-Медар и разорили гробницу С. Однако, согласно местной традиции, мощи удалось спрятать, и в 1578 г. их вернули в мон-рь. Судьба мощей после закрытия аббатства в 1791 г. в ходе Французской революции не установлена. Из Суасона реликвии С. распространяли по др. церквам и мон-рям Франции и Нидерландов, в частности, они оказались в мон-рях в Манльё (в Оверни, впервые упом. в документе 959 г.), Сен-Виктор близ Парижа (упом. в описи XIII в.), Сент-Орельен в Лиможе, Сен-Пьер в Лобе и др.

Нек-рые реликвии могли происходить и непосредственно из Италии. Так, зуб С. упоминается среди реликвий, к-рые в 835 г. привез из Рима в мон-рь Фульда диак. Деусдона. Перенесение мощей С. во франк. земли, по-видимому, вызвало недовольство в Риме, где С. к IX в. начал почитаться как 3-й покровитель города после апостолов Петра и Павла.

Преемник Евгения II, папа Григорий IV (827-844), стремясь продемонстрировать, что мощи святого по-прежнему находятся в Риме, организовал их перенесение из пригородной базилики в новый ораторий св. Григория, устроенный в Ватиканской базилике (LP. T. 2. P. 74). Вероятно, тогда же папа Григорий IV распорядился поместить главу С. в серебряный реликварий (ныне хранится в Музее церковного искусства Ватиканской б-ки, переделан из чаши VI-VIII вв., на его основании есть посвятительная надпись с именем Григория IV; Leclerq. 1950. Col. 1125-1127). Возможно, перенесение мощей было предпринято и из-за угрозы нападения сарацин. Когда оно произошло, пригородная церковь была разрушена и восстановлена папой свт. Николаем I (858-867); совр. здание представляет собой в основном сооружение XVII в., заказанное кард. Шипионе Боргезе в 1609 г. уФ. Понцио и после смерти Понцио в 1613 г. завершенное Дж. Вазанцио.

Папа Лев IV (847-855) передал главу С. в рим. базилику Санти-Куатро-Коронати (LP. T. 2. P. 116), где она хранится и в наст. время. Др. часть мощей оставалась в Ватикане до 1218 г., когда папа Гонорий III передал ее в восстановленный цистерцианцами мон-рь при базилике Сан-Себастьяно. При перестройке базилики в XVII в. реликвия была помещена под главным алтарем, где пребывает и сегодня. В Риме С. был посвящен еще целый ряд храмов, в т. ч. церковь, построенная в Х в. на Палатине, на предполагаемом месте, где мученика расстреляли лучники (первоначально ц. Санта-Мария-ин-Паллара, ныне Сан-Себастьяно-аль-Палатино). Среди сохранившихся в ней фресок (созданы ок. 999) есть сцены из «Страстей Севастиана».

Особую славу С. приобрел как защитник во время эпидемий чумы. Впервые такое представление о святом отмечено в «Истории лангобардов» Павла Диакона, к-рый сообщает, что охватившее Италию летом 680 г. моровое поветрие прекратилось после того, как в ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи в Тицине (ныне Павия) был устроен алтарь С., куда перенесли его реликвии (Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 5). Согласно тицинской традиции, перенесение реликвии и освящение алтаря совершил еп. св. Дамиан. Позднее тицинская (павийская) церковь претендовала на владение рукой С. Одновременно с Тицином алтарь во имя С. был устроен и в рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи, где ныне находится мозаика кон. VII в. с его изображением. Возможно, устройство этих алтарей было призвано также закрепить договор между папой Римским свт. Агафоном и лангобардами, заключенный ок. 680 г.: С., как Римский мученик и выходец из Ломбардии, был естественным претендентом на роль покровителя этого союза (Bartolozzi Casti, Mazzilli Savini. 2004).

Заступничество С. во время чумы имеет также литературно-мифологическое объяснение: в античной литературе (напр.: Homer. Il. I 10-68) и в Свящ. Писании (напр.: Пс 7. 13-14) стрелы символизировали божественный гнев, насылаемый на людей. Т. к. С. остался невредим, когда его пытались умертвить стрелами, возникло представление о нем как о защитнике от эпидемий.

Как сообщается в хронике Опицина де Канистриса, в 1330 г. в Павии на праздник С. верующим раздавали освященные хлебцы, к-рые должны были помочь при болезни, и миниатюрные стрелы, согласно поверью, спасавшие от ран на войне.

Базилика Сан-Себастиано-аль-Палатино. X–XI вв., XVII в. Фотография. 2013 г. Фото: Brakeet / Wikimedia Commons
Базилика Сан-Себастиано-аль-Палатино. X–XI вв., XVII в. Фотография. 2013 г. Фото: Brakeet / Wikimedia Commons

Базилика Сан-Себастиано-аль-Палатино. X–XI вв., XVII в. Фотография. 2013 г. Фото: Brakeet / Wikimedia Commons
Стремительный рост почитания С. произошел во время и после эпидемии чумы сер. XIV в. (т. н. черная смерть): были созданы новые литургические тексты в честь святого (в т. ч. вотивная месса «Recordare», опубликованная в 1348 г. по распоряжению папы Климента VI), устраивались процессии, освящались многочисленные храмы и капеллы, в которых помещали живописные и скульптурные изображения святого.

Избавление от чумы. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons
Избавление от чумы. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons

Избавление от чумы. Фрагмент створки триптиха «Св. Себастьян». 1350–1375 гг. Мастер Джованни Дель Бьондо (Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция) Фото: Sailko / Wikimedia Commons
В позднее средневековье и Новое время С. стал одним из наиболее известных и почитаемых католич. святых. Распространению почитания С. среди неграмотных верующих помимо изображений в храмах способствовали изготавливавшиеся в большом количестве медальоны в честь святого, а также театрализованные мистерии (впервые в Шамбери в 1446).

С. также продолжал почитаться как покровитель корпораций лучников, арбалетчиков, торговцев железом, булавками, гобеленами и др. В его честь были основаны их многочисленные профессиональные братства. Благодаря католич. миссионерам культ получил распространение в европ. колониях в Лат. Америке, Азии и Африке.

Краткие изложения сведений о С. содержатся под 20 янв. в зап. «исторических» Мартирологах VIII-IX вв. В нач. Х в. каноник Флодоард Реймсский написал стихотворное переложение «Страстей...», включенное в поэму «О триумфах Христа в Италии» (BHL, N 7544; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. VI 7 // PL. 135. Col. 697-712). Известны также переводы Мученичества на народные языки (обычно с сокращениями и изменениями), в т. ч. на древнеанглийский (кон. Х в., в составе «Житий святых» Эльфрика, аббата мон-ря Эйншем) и старофранцузский (неск. прозаических и стихотворный сер. XIV в.). Во 2-й пол. XIII в. рассказ о С. включил в «Золотую легенду» Иаков из Варацце. Автор привел фантастические объяснения происхождения имени святого, кратко пересказал «Страсти...», добавив 2 рассказа о посмертных чудесах, взятые из сочинений свт. Григория I Великого и Павла Диакона. Из «Золотой легенды» материал о С. был заимствован и вошел в состав агиографических сборников позднего средневековья и раннего Нового времени на латыни и народных языках.

Литургическое почитание

Самое раннее свидетельство почитания С. содержится в рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.), где под 20 янв. указано, что он погребен в Риме «in Catacumbas». Под этим числом память С. отмечена в Карфагенском календаре (1-й пол. VI в.), эхтернахской версии Иеронимова Мартиролога и в Римском Мартирологе (MartRom. (Vat.). P. 102). В то же время в бернской и вайсенбургской рукописях Иеронимова Мартиролога (ActaSS. Nov. T. 2. Pt. 1. P. 9-10), а также в Сакраментарии испано-мосарабского обряда (Tolet. Archiv. Capit. 35. 3) мученик поминается под 19 янв. В Суасоне, кроме того, отмечался ряд праздников, связанных с обретением и перенесением мощей святого (27 авг., 13 окт., 9 дек.).

А. Д. Пантелеев, С. Г. Мереминский
Ист.: BHL, N 7543-7549b; BHG, N 1619z - 1620, 1620e, f; Passio S. Sebastiani (=Pass. Sebast.) // ActaSS. Ian. T. 2. P. 265-295; idem. // PL. 17. Col. 1021-1058; Acta SS. Mart. T. 2. P. 127-128; PL. 132. Col. 579-622; Aelfric's Lives of Saints / Ed. W. W. Skeat. L., 1881. Vol. 1. P. 116-147; Miraculum S. Sebastiani // MGH. SS. T. 15. Pt. 2. P. 771-773; Altfranzösische Prosalegenden aus der Hs. der Pariser Nationalbibliothek Fr. 818 / Hrsg. A. Mussafia, T. Gartner. W., 1895. S. 185-232; Dembowski P. F. Poème pieux sur la vie de St. Sébastien, d'après le ms. Bibl. nat. fr. 1555: Court chapitre sur la peste noire de 1348-1349 // Medioevo romanzo. R., 1984. Vol. 9. P. 375-401; Iacopo da Varazze. Legenda aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 1. P. 162-168 (рус. пер.: Иаков Ворагинский. Золотая легенда / Пер.: И. И. Аникьев, И. В. Кувшинская. М., 2017. Т. 1. C. 160-165); Lequeux X. La Passion métaphrastique inédite de S. Sébastien, martyr à Rome (BHG, 1619z) et son abrégé (BHG, 1620) // AnBoll. 2005. Vol. 123. P. 241-288; Lapidge M. The Roman Martyrs: Introd., Transl., Comment. Oxf., 2018.
Лит.: Lugari G. B. S. Sebastiano: Memorie pubblicate in occasione del XVI centenario del suo martirio. R., 1889; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. Vol. 1. P. 186-189; 1907. Vol. 3. P. 46-58; Toulotte A. Le culte des Saints Sébastien, Laurent, Hippolite etc.: Aux Ve et VIe siècle dans les provinces Africaines // NBAC. 1902. Vol. 8. P. 205-210; Liebaert P. Le reliquaire du chef de St. Sébastien // MArHist. 1913. Vol. 33. P. 479-492; Reiter J. St. Sebastian: Eine kulturgeschich. Studie. Rottenburg, 1916; Fornari F. Il rilievo del complesso monumentale di S. Sebastiano sulla via Appia // RACr. 1932. Vol. 9. P. 201-213; Delehaye H. Cinq leçons sur la méthode hagiographique. Brux., 1934. P. 33-37; Pesci B. Il culto di S. Sebastiano a Roma nell'antichità e nel medioevo // Antonianum. R., 1945. Vol. 20. P. 177-200; Leclerq H. Sébastien (catacombe et basilique de saint) // DACL. 1950. Vol. 15. Pt. 1. Col. 1011-1128; Mancini G., Pesci B. S. Sebastiano fuori le mura. R., 1959; Gordini D. G. Sebastiano di Roma // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 776-789; Cardini F. Una nuova fonte sulla peste del 1348 ad Avignone, Firenze e Siena: II culto di S. Sebastiano e Filippo dell'Antella // Bull. senese di storia patria. Siena, 1975/1976. Vol. 82/83. P. 372-384; Berschin W. Biographie u. Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1986. Bd. 1. S. 74-82; Cross J. E. The Use of «Passio S. Sebastiani» in the Old English Martyrology // Mediaevalia. Binghamton, 1988. Vol. 14. P. 39-50; Ferrua A. La basilica e la catacomba di S. Sebastiano. Vat., 19902; Saliou C. Du légendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani» // REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-297; Navoni M. La figura di S. Sebastiano nelle fonti storiche e nella tradizione liturgica // Civiltà Ambrosiana. Mil., 1993. Vol. 10. P. 108-129; Ressouni-Demigneux K. La personnalité de St. Sébastien: Exploration du fonds euchologique médiéval et renaissant, du IVe au XVIe siècle // MEFR.MA. 2002. Vol. 114. P. 557-579; Bartolozzi Casti G., Mazzilli Savini M. T. Il culto parallelo a S. Sebastiano nelle chiese di S. Pietro in Vincoli di Roma e di Pavia // PARA.R. 2004. Vol. 76. P. 345-448; Barker S. The Making of a Plague Saint: St. Sebastian's Imagery and Cult before the Counter-Reformation // Piety and Plague: From Byzantium to the Baroque / Ed. F. Mormando, T. Worcester. Kirksville, 2007. P. 90-131; Cooper K. Poverty, Obligation, and Inheritance: Roman Heiresses and the Varieties of Senatorial Christianity in 5th-Cent. Rome // Religion, Dynasty, and Patronage in Early Christian Rome, 300-900 / Ed. K. Cooper, J. Hillner. Camb., 2007. P. 165-189; Lanéry C. Arnobe le Jeune et la Passion de Sebastien (BHL, 7543) // REAug. 2007. Vol. 53. P. 267-293; eadem. L'hagiographie d'Italie (300-550) // Hagiographies: Histoire intern. de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550 / Ed. G. Philippart. Turnhout, 2010. Vol. 5. P. 68-80; eadem. La tradition manuscrite de la Passio Sebastiani (Arnobe le Jeune, BHL 7543) // RHT. 2012. Vol. 7. P. 37-116; Barnes T. D. Early Christian Hagiography and Roman History. Tüb., 2010; Kitzler P. «Habeo cubiculum holovitreum»: A Note on the Interpr. and Genealogy of Two Astrological Passages in the Acta Sebastiani Martyris // J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 2010. Vol. 73. P. 327-334; Techmański A. St. Sébastien: Histoire d'une assimilation culturelle // Źródła Humanistyki Europejskiej. Kraków, 2015. T. 8. S. 57-73; Chiu R. Plague and Music in the Renaissance. Camb., 2017. P. 139-181.

Почитание в Византии, Греции и на Руси

Вероятно, с раннего времени С. почитался в Риме греч. общиной, о чем, в частности, свидетельствуют фрески оратория греч. мон-ря Сан-Саба, выполненные в кон. VII - нач. VIII в. (Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe - fin du IXe). Brux., 1983. Vol. 1. P. 155).

Известны 2 канона в честь С., один из к-рых в IX в. составил прп. Иосиф Песнописец, другой принадлежит анонимному автору и, вероятно, был создан на юге Италии (AHG. T. 4. P. 394-407, 835-836). На греч. языке сохранились Мученичество С., составленное Симеоном Метафрастом в X в. (BHG, N 1619z; Lequeux. 2005), и его сокращенный вариант (BHG, N 1620; PG. 116. Col. 793-816).

Мч. Севастиан. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348–1350 гг. Фото: BLAGO UFund USA / Serbia
Мч. Севастиан. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348–1350 гг. Фото: BLAGO UFund USA / Serbia

Мч. Севастиан. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348–1350 гг. Фото: BLAGO UFund USA / Serbia
В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) под 18 дек. содержится сказание о мучениках С., Транквил(л)ине, Никострате, Клавдии, Кастории (Касторе), Тивуртии, Кастуле, Маркеллине, Марке и мц. Зое. Здесь говорится, что С. происходил из Медиолана и состоял в сенате при императорах Диоклетиане и Максимиане (SynCP. Col. 321-322). Под этим же числом и с теми же сомучениками С. упоминается в Парижском (Paris. gr. 1590, 1063 г.) и Оксфордском (Bodl. Auct. E. 5 10 (30322), 1329 г.) списках Типикона Великой ц. (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 136-137). Прп. Никодим Святогорец внес в составленный им «Синаксарист» сказание и двустишия, посвященные С. и его сомученикам (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 348-351). Память С. в совр. календаре Элладской Православной Церкви также отмечается 18 дек. (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 417; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 4. Σ. 191-194 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 652-656)).

Перевод пространного Мучения С. и дружины в древней слав. традиции отсутствует, имеются только краткие проложные сказания. В Синаксаре (Прологе краткой редакции), переведенном с греческого не позднее нач. XII в., под 18 дек. отмечается память без текста, где перечисляются имена святых - С., Транквиллина, Никострата, Клавдия, Кастора, Тивуртия, Маркеллина, Марка и Зои (Слав.-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 490). В Прологе пространной редакции, составленном на Руси в посл. трети XII в., его редакторы добавили к именам краткую заметку о том, что одни мученики были сожжены, другие - брошены в море, а третьи - усечены мечом (см. проложный раздел ВМЧ. Дек., дни 18-23. Стб. 1189).

В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., под той же датой помимо стихов помещено более пространное сказание о С. и дружине, в к-ром повествуется, в частности, об исцелении правителя (епарха) пресв. Поликарпом и С., а также о том, как еп. Гаий поставил братьев Маркеллина и Марка диаконами, их отца Транквиллина - пресвитером, а С. назначил церковным экдиком («свободителем») (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 76-77). В XVII в. сказание было включено в состав печатного Пролога. Его греческий оригинал содержится в служебной Минее под 18 дек. (Μηναῖον τοῦ Δεκεμβρίου̇ Περιέχον τὴν πρέπουσαν αὐτῷ ἅπασαν ἀκολουθίαν, μετὰ κα τῆς προσθήκης τοῦ τυπικοῦ. Βενετία, 1843. Σ. 152-153), а также в Синаксаре К-польской ц. (см.: SynCP. Col. 321-322).

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, восполнил отсутствие древнего слав. перевода «Страстей Севастиана», переведя текст «Метафрастова Мученичества» (BHG, N 1620), доступный ему в лат. варианте Л. Сурия, с некоторыми сокращениями и изменениями ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский.] Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 129 об.-139; о переводе см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник. М., 2012. Ч. 1. С. 353-355).

Почитание. Мощи

Единственное выявленное по опубликованным источникам сообщение о мощах С. («Севастиана» или «Савастиана») в средневек. Руси относится к частице, к-рая сохранялась в ризнице Благовещенского собора Московского Кремля в одном из 3 деревянных киотов-мощевиков. Внутренняя часть киота, оклеенного темно-вишневым бархатом, была отделана серебряной позолоченной басмой вокруг частиц мощей 14 святых. Судя по Переписной книге собора ок. 1634 г. и Описи 1721 г., мощи внутри киота были закреплены с помощью 11 серебряных пластин с орнаментом между мощевиками и 11 пластин с резными подписями на них. Часть мощей С. указана на 3-м месте, после мощей вмч. Прокопия и «св. Неофита» (мч. Неофита Никейского или Тарсийского?). В этом киоте находились частицы мощей святых, прославленных по всему правосл. Востоку: вмч. Пантелеимона, первомч. и архидиак. Стефана, сщмч. Антипы, прав. Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, вмч. Феодора Стратилата, преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Лествичника, а также мощи др. святых: свт. Никифора, патриарха К-польского, мц. Марии (трудно сказать, которая из пострадавших в эпоху раннего христианства), Пяточисленных мучеников Севастийских (Переписная книга. 1873. С. 22; Опись церк. казны. 2018. С. 93).

Не исключено, что из Москвы мощи С. могли поступать во владение церквей др. районов. На погосте Нередичи (Николо-Нередичский, Мерединский) Ковровского у., в 42 верстах от Коврова, на берегу р. Клязьмы, в Никольском каменном храме (1820) из всего погибшего в пожаре убранства уцелели только древний оловянный ковчег и серебряный наперсный крест, вызолоченный по краям и украшенный жемчугом, с частицами мощей святых, в т. ч. С. (Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 175). Поскольку земли, на к-рых существовал этот Никольский престол, принадлежали Патриаршему приказу еще в нач. XVII в., не исключено, что из столичных пожертвований происходил и крест-мощевик.

Церкви

Посвящение престолов С. было связано с патрональным значением дня его памяти, напр. дня рождения имп. Елизаветы Петровны. В период ее правления в храмах, находящихся под ее покровительством, появились престолы во имя С., напр. в Москве в новом здании Ст. Житного (Запасного) государева двора (1753-1759), с 1762 г.- как придел ц. во имя мч. Ианнуария (не сохр.; на ее территории ныне здание РЖД-МПС (ул. Нов. Басманная, д. 2/1)). Антиминс для престола в честь С. «и дружины его», находившийся в «главной дворцовой канцелярии, при Конторе», датирован 12 июня 1761 г. и подписан митр. Тимофеем; позднее хранился в Архангельской ц. с. Архангельского «Московской округи», откуда в 1844 г. поступил в Московскую Духовную консисторию (Вайнтрауб Л. Р. Список антиминсов «древняго посвящения» из моск. духовной консистории 1844 г. // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 193. № 78). В 1753-1754 гг. такой же придел был устроен в трапезной каменной Знаменской ц. на территории усадьбы Ховрино (ныне Грачёвка), владения Головиных, сподвижников имп. Петра Великого (после франц. разорений 1812 г. не был возобновлен). В с.-петербургском Воскресенском Смольном мон-ре, основанном имп. Елизаветой, в ц. вмц. Екатерины Александрийской (на среднем этаже сев.-вост. башни монастыря, передана в 1809 вдовьему дому) в иконостасе были помещены иконы святых покровителей царской семьи, в т. ч. С., свт. Климента, папы Римского, свт. Петра Александрийского, в память воцарения имп. Елизаветы 25 нояб. 1741 г. (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 368).

Лит.: Переписная книга Моск. Благовещенского собора, XVII в., по спискам Архива Оружейной палаты и Донского мон-ря // СбОДИ на 1873 г. М., 1873. Отд. 2. С. 1-49 (3-я паг.); Сорок сороков. 1989. Т. 3. С. 457; Опись церк. казны Благовещенского собора Моск. Кремля 1721 г. / Подгот.: С. Г. Зюзева, С. П. Орленко. М., 2018.
Л. В. Прокопенко, М. А. М.

Иконография

С раннехрист. времен С. изображали по-разному. Как юный безбородый муж в белой тунике он представлен в росписи рим. катакомб Каллиста (крипта св. Цецилии, ок. 435; Кaftal. 1965. Il. 1004). Как мученик-средовек с седыми волосами в белых одеждах праведника он несет венец среди др. мучеников на мозаике юж. стены (60-е гг. VI в.) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. В том же возрасте он показан на мозаике из ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме (ок. 680) - с кудрявыми волосами и короткой бородой; облачением ему служат воинские одежды, туника поверх лат, венец он держит на покрытой длинным, богато расшитым плащом руке. Тот же тип воина-средовека, но у С. проседь в волосах - использован во фресках ц. Сан-Саба в Риме (ок. 700). Как юного патриция представляет С. патрональное изображение, находившееся в конхе апсиды посвященной ему церкви Сан-Бастанелло (Санта-Мария-ин-Паллара) на Палатине, где он предстоял с др. рим. святыми, ангелами и Пресв. Богородицей Христу Второго пришествия (фрески XI в. (Кондаков. Иконография Богоматери. 1914. Т. 1. С. 288. Рис. 189) или кон. X в.); в той же церкви есть и более раннее его изображение - на фреске X в. с рим. святыми сщмч. Лаврентием, Зотиком, Стефаном (BiblSS. Vol. 11. Col. 793).

В Византии изображения С. встречаются редко. Возможно, его образ в составе мучеников был на фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), поскольку среди греч. надписей, именующих святых, в приделе праведных Иоакима и Анны некогда было и его имя, как пишет В. Н. Лазарев со ссылкой на П. Г. Лебединцева (Лазарев. 1978. С. 68). В рост С. представлен в к-польской рукописи служебного Евангелия с лицевым Минологием из б-ки Ватикана под 18 дек. рядом еще с 2 мучениками, старцем и средовеком, однако со всей очевидностью соотнести С. с кем-либо из них трудно; возможно, что С.- это стоящий слева с краю молодой мученик с короткими темными кудрявыми волосами, спускающимися чуть ниже ушей, по облику подобный вмч. Георгию Победоносцу или вмч. Прокопию Кесарийскому (Vat. gr. 1156. fol. 272r, 3-я четв. XI в.). В похожих одеждах и того же облика, с крестом мученика образ безбородого С. включен в мозаичную декорацию центрального купола в соборе Сан-Марко в Венеции, на юго-вост. опоре (XII в.), в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140), на фресках ц. Сан-Джорджо в Велабро в Риме, ц. Сан-Сеполькро в Барлетте, в госпитале Прато (все - XIII в.).

Мч. Севастиан. Мозаика в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Ок. 680 г. Фото: Camelia Boban / Wikimedia Commons
Мч. Севастиан. Мозаика в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Ок. 680 г. Фото: Camelia Boban / Wikimedia Commons

Мч. Севастиан. Мозаика в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Ок. 680 г. Фото: Camelia Boban / Wikimedia Commons
Гораздо больше примеров изображений С. можно встретить в лицевых Минеях и служебных календарных книгах Зап. Европы, лат. рукописях XII-XVI вв. из Германии, Испании, Франции, Италии (в Нац. б-ке Франции: каталонская ркп. Золотой легенды Иакова из Варацце - Paris. Espagnol. 44. Fol. 42, XIII-XIV вв.; Paris. fr. 17229. fol. 292v; Бревиарий, 2-я четв. XV в. Paris. lat. 760. Fol. 340). Так, на развороте листа в маргинальных миниатюрах Штутгартского пассионала в сцене «Страдания у столба» стреляющие с луками изображены в нижней части одной страницы, а мученик в одеждах, привязанный веревками к столбу или дереву,- в верхней части др. страницы (ныне в б-ке земли Вюртемберг в Штутгарте; Stuttg. Cod. bibl. 57. Fol. 16v - 17r, ок. 1120-1125). Первоначальный извод С. как воина с оружием и в доспехах, очевидно под влиянием особого почитания и уподобления «Страстям Господним» (Христос «Муж скорби» и «Ecce Homo»), сменяется композициями его страданий, когда он обнажен полностью или наполовину. В нек-рых итал. складнях, посвященных С., средник занимает сцена, в к-рой тело святого помещено на шест, поднятый над мучителями, подобно Распятию Христа (ок. 1370, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция). Его могут изображать средовеком в воинских одеждах с огромной стрелой в руках, как в англ. рукописи Литаний (Paris. fr. 400. Fol. 29v, XIV в.). В изобразительном искусстве Зап. Европы с XIV в. С. является одним из самых почитаемых и часто изображаемых святых. Как небесного покровителя, к-рому молятся от моровых поветрий, его можно встретить в составе избранных святых на алтарях-полиптихах и алтарных изображениях, увековечивших избавление от эпидемии по молитве С. Подвигу С. и его предстательству за спасение от чумы в Провансе посвящен алтарь 1497 г. кисти франц. мастера Жосса Лиферинкса, или мастера св. Себастьяна, из 6 досок, ныне хранящихся в музеях США (Музей Уолтерса, Балтимор; Музей искусств, Филадельфия), Италии (Музей Палаццо, Венеция, Рим), России (ГЭ) (см. об этом: Katz M. R. Preventative Medicine: Josse Lieferinxe's Retable Altar of St. Sebastian as a Defense Against Plague in 15th Cent. Provence // Interfaces: Image, texte, langage. Dijon, 2006/2007. N 26. Р. 59-82).

Мученичество мч. Севастиана. Миниатюра из Штутгартского Пассионала. 1120–1125 гг. (Stuttg. Cod. Bibl. Fol. 57. Fol. 16v — 17r)
Мученичество мч. Севастиана. Миниатюра из Штутгартского Пассионала. 1120–1125 гг. (Stuttg. Cod. Bibl. Fol. 57. Fol. 16v — 17r)

Мученичество мч. Севастиана. Миниатюра из Штутгартского Пассионала. 1120–1125 гг. (Stuttg. Cod. Bibl. Fol. 57. Fol. 16v — 17r)
Сцена мучений и житийные циклы С. были чрезвычайно популярны в европ. средневековье, наиболее ранние примеры восходят к эпохе до разделения Церквей. Страдание С. изображено на фресках рим. ц. Сант-Андреа-Катабарбара (IX в.), по акварельным копиям XVII в. известны сцены на фресках кон. X в. ц. Сан-Бастанелло (Санта-Мария-ин-Паллара) на Палатине. Усекновение мечом С. и его сподвижников иллюстрируют композиции: в лицевой Минее на 2-ю пол. дек. из Вел. Лавры (Ath. Laura. Δ 51. Fol. 72r, XI в.; под 19 дек.); в верхней части миниатюры под 18 дек. в лицевом минологии деспота Димитрия Палеолога, созданном в Фессалонике, где С. юный, безбородый, с темными короткими волосами (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 21v, между 1322 и 1340). Молодым, безбородым, с вьющимися, плотно облегающими голову волосами, похожим на св. воинов, вмч. Димитрия Солунского или вмч. Прокопия, С. показан на фреске мон-ря Высокие Дечаны (1348-1350).

В поздневизант. время также встречаются изображения С. как средовека. В греко-груз. рукописи - Афонской книге образцов (РНБ. О. I. 58. Л. 90 об., кон. XV в.) - он представлен с седыми кудрявыми локонами, короткой бородой, облаченным в хитон и плащ; в правой руке - крест, левая раскрыта ладонью к молящемуся (Евсеева. Афонская книга. С. 259). Широкая известность в зап. части христ. мира и почитание С. как защитника от эпидемий, и прежде всего от чумы, привели к распространению его изображений как в средневековье, так и в эпоху Возрождения не только в лат. культуре, но и в поствизантийской. Влияние на иконографию оказало и сопоставление следов от инфекционных болезней (чумных бубонов, язв и др.) со стрелами, поразившими тело мученика. Под европ. влиянием С. изображали полуобнаженным средовеком, с небольшой бородкой, пригвожденным к столбу и пронзенным множеством стрел, как в наосе собора мон-ря Варлаама в Метеорах (1548), в составе минейного цикла в нартексе этого же собора. С. изображен в кафоликоне мон-ря Вел. Преображения в Метеорах (1552; мастер Дзордзис Фукас); в Успенской ц. в Каламбаке (XVI в.); в мон-ре Дилиу в Янине (1542-1543); во фресках кафоликона в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон (1546-1547), в росписи наоса кафоликона монастыря Ставроникита (1567; мастер Феофан Критский); в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733; Ерминия ДФ. § 10). Как мученик в богатых одеждах он представлен оплечно в минейном цикле притвора Печской Патриархии позади сцены «Усекновение голов трех еврейских отроков» (1561); на створках складней итало-критских мастеров (напр., складень из апулийской ц. Агиу-Стефану в Монополи, ныне в Музее изящных искусств, Бостон; Κωνσταντουδάκη-Κιτρομηλίδου. 1993-1994. Σ. 290. Πίν. 6).

Чудо спасения Прованса от чумы, сотворенное мч. Севастианом. Алтарная картина. 1497–1499 гг. Мастер Жосс Лиферинкс (мастер св. Себастьяна) Фото: art.thewalters.org
Чудо спасения Прованса от чумы, сотворенное мч. Севастианом. Алтарная картина. 1497–1499 гг. Мастер Жосс Лиферинкс (мастер св. Себастьяна) Фото: art.thewalters.org

Чудо спасения Прованса от чумы, сотворенное мч. Севастианом. Алтарная картина. 1497–1499 гг. Мастер Жосс Лиферинкс (мастер св. Себастьяна) Фото: art.thewalters.org
Его образ включен в чин св. воинов в декорации столбов Архангельского собора Московского Кремля (1564-1565, поновления 1643) - юный воин с крестом и щитом; Успенского собора в Ростове (1659, 1670/71), Крестовоздвиженского собора в Тутаеве (1676). В Успенском соборе Ростова в приделе сщмч. Леонтия Ростовского напротив фигуры святителя «по столпу» помещена фигура С. «в страдании» «мерою 3 аршина» (Алитова, Никитина. 2008. С. 23), появление к-рой могло быть связано с патрональной программой: собор расписывали в 1659 и 1669-1671 гг. ярославские иконописцы, в т. ч. мастер Севастьян Дмитриев.

Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, с избранными святыми (крайний справа — мч. Севастиан). Полиптих. Нач. XV в. (Музей изящных искусств, Бостон) Фото: collections.mfa.org
Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, с избранными святыми (крайний справа — мч. Севастиан). Полиптих. Нач. XV в. (Музей изящных искусств, Бостон) Фото: collections.mfa.org

Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, с избранными святыми (крайний справа — мч. Севастиан). Полиптих. Нач. XV в. (Музей изящных искусств, Бостон) Фото: collections.mfa.org
Как личный покровитель С. представлен на поле иконы «Благовещение Пресв. Богородицы, с палеосными святыми» романовских писем (1-я четв. XIX в., част. собр.; Хохлова. 2011. С. 119. Кат. 41) - средовек с короткой бородой в античных одеждах мученика, в зеленом платье и красном плаще. Описание облачения С. встречается в русских иконописных подлинниках, где о нем сказано: «Рус аки Козма», т. е. с небольшой бородой, похож на одного из св. врачей - Косму, в одеждах мученика, у которого «риза киноварь, испод лазорь» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 58). Наиболее полно облик С. с описанием одежд, возраста и надписей на хартии в руках, а также пострадавших с ним 13 святых сделан в нач. XX в. акад. В. Д. Фартусовым (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 108-110).

Лит.: Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965; Миjовић. Менолог. С. 51, 195, 197, 354, 367, 382; Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Он же. Визант. и древнерус. искусство: Ст. и мат-лы. М., 1978. С. 65-115; Κωνσταντουδάκη-Κιτρομηλίδου Μ. ´Ενθρονη Βρεφοκρατούσα και άγιοι: Σύνθετο έργο ιταλοκρητικής τέχνης // ΔΧΑΕ. 1993/1994. ὁῢᾡ. 4. Τ. 17. ὅ. 285-302; LCI. 1994. Bd. 8. Sp. 318-324; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов: Образы небесных защитников в визант., балканском и древнерус. искусстве. М., 2008. С. 193-195; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημειακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους. Αθήναι, 2010. Σ. 77, 244, 256, 344, 381; Хохлова И. Л. Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли. [М.; Рыбинск,] 2011; Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 260, 305, 347.
Е. М. Саенкова, М. А. М.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Почитание святых Римско-католической Церкви Севастиан [Себастьян] ((† кон. III в.), мученик, и другие мученики Медиоланские (Римские) (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.))
См.также:
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
ЛОНГИН СОТНИК (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта)
ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) († 203), мученики (пам. 1 февр.; пам. зап. 7 марта), пострадали в Карфагене
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
ИППОЛИТ (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.)
МАМАНТ († 275), мч. Кесарийский (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
ПОТИТ († 2-я пол. II в.), мч. (пам. 1 июля; пам. зап. 13 янв.)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)