(Святоша, Святослав Давидович) († ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии , 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский. Н. был старшим сыном черниговского кн. Давида Святославича (1097-1123). Свои имена - династическое и христианское - Н. унаследовал от деда, киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (1073-1076), крестильное имя которого известно по показаниям Любечского синодика (Зотов. 1892. С. 24, 33). Эта пара мирского и христ. имен перешла не только к Н., но и к его двоюродному брату Святославу (Николаю) Ольговичу (Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 593-594), что свидетельствует о политических амбициях, которые имели относительно своих сыновей Давид и Олег Святославичи (Литвина, Успенский. 2006. С. 425). Современники не только называли Н. полным именем - Святослав («…пострижеся Святослав сын Давыдов внук Святославль» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281 (1106/07)), но и использовали его уменьшительную форму - Святоша («Святоша же и Путята прияста град и посадиста посадника Святополча Василя» - Там же. Стб. 272 (1097)). Происхождение антропонима «Святоша» имеет разные объяснения. Предполагают, что он появился после пострижения Н. и был связан с его благочестивой жизнью в Киево-Печерском монастыре (так считал, напр., Н. М. Карамзин), а затем, уже задним числом, был использован летописцем при описании предшествующих событий. Более вероятно, однако, др. объяснение: Святоша - это гипокористика от имени Святослав («маленький, младший Святослав»), появление которой было вызвано необходимостью отличать молодого княжича от его прославленного деда - основателя черниговской ветви Рюриковичей. Киево-Печерский патерик (КПП) называет святого, за малым исключением, Святошей. Как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, это имя, к-рое князь «носил с юности, замечательным образом подошло к избранному им монашескому пути» (Литвина, Успенский. 2006. С. 442).
Точное время появления на свет Н. неизвестно, но его можно определить периодом с кон. 70-х по нач. 80-х гг. XI в. На это указывают, во-первых, обычай называть новорожденных княжичей в честь усопших старших родственников (Святослав Ярославич преставился 27 дек. 1076), во-вторых, участие Н. в военных действиях на Волыни в 1099 г. Святой имел 4 младших братьев: Всеволода, Владимира, Изяслава, Ростислава.
Первые упоминания о князе-иноке в летописи связаны с событиями междоусобной войны 1097-1100 гг., начало к-рой положило вероломное ослепление владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича (1097). В этот период Святослав Давидович воевал на стороне киевского кн. Святополка Изяславича (1093-1113). По всей видимости, он следовал воле отца, к-рый благодаря поддержке Святополка в 1097 г. получил черниговский стол, сменив на нем младшего брата Олега (решение Любечского съезда). В составе войск киевского князя Святослав в течение 7 недель осаждал Владимир Волынский, где укрывался Давид Игоревич. После взятия города (9 апр. 1099) и бегства владимирского князя в Польшу участвовал в сражении на Рожни (урочище в верховьях Зап. Буга к востоку от Звенигорода) против Володаря и Василька Ростиславичей, но в результате поражения вместе с киевским князем, его сыновьями и племянниками бежал с поля битвы во Владимир. Отсюда Святополк послал своего старшего сына Ярослава за помощью в Венгрию, а сам направился в Киев. Во Владимире он оставил сына Мстислава, а в Луцке посадил Святослава. Отсутствием Святополка воспользовался Давид, к-рый вернулся на Русь и при помощи половецких отрядов под Перемышлем разгромил находящийся в союзе с киевским князем венг. отряд. После этого он начал готовиться к осаде Владимира. Первостепенной задачей Давида было предупредить внезапное появление киевских полков под стенами города. С этой целью он навязал Святославу соглашение, по к-рому луцкий князь должен был уведомить его о возможном движении Святополка. В ходе начавшейся 12 июня 1099 г. осады был убит Мстислав Святополчич, и из Киева в помощь осажденным были направлены войска под командованием воеводы Путяты. Когда полки подошли к Луцку, к ним примкнул Святослав, предварительно арестовав находящихся у него Давидовых «мужей». Внезапное нападение 5 авг. на лагерь Давида под стенами Владимира предопределило успех похода. Осада была снята, власть в городе перешла в руки Василя, посадника Святополка, после чего Святослав вернулся в Луцк, а Путята - в Киев. Однако вскоре при содействии половцев Давид вернул себе контроль сначала над Луцком, а позже и над Владимиром. В этой ситуации Святославу ничего не оставалось, как покинуть Волынь и вернуться к отцу в Чернигов.
О деятельности Святослава Давидовича вплоть до его пострижения больше ничего не известно, что косвенно может свидетельствовать в пользу его пребывания у отца на Черниговской земле. По крайней мере Новгородская первая летопись (НПЛ) указывает на Чернигов как на место пострижения князя: «В то же лето пострижеся Святоша князь, сын Давыдов, в Цьрнигове, тьсть Всеволожь» (НПЛ. Стб. 19, 203). Лаврентьевский список «Повести временных лет», не уточняя места этого события, относит его к 17 февр. 6614(1107) г.: «В то же лето пострижеся Святославь, сын Давыдов, внук Святославль, месяца февраля в 17 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281). Любопытно указание НПЛ на Святослава как на тестя новгородского блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича, старшего сына блгв. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132). Это подтверждает указания КПП на то, что до пострижения Святослав Давидович был женат и имел детей, однако их число и имена остаются неизвестны. Среди исследователей встречается мнение о том, что его супругой была дочь Святополка Анна (Котляр. 2014. С. 726).
В лит-ре дискутируется вопрос о том, являлось ли христ. имя Николай крестильным именем святого или было принято после пострижения. Первая т. зр. представляется более вероятной. Об этом кроме уже отмеченного выше факта наследования Н. мирского и христианского имен деда говорит и существование в Др. Руси практики сохранения крестильного имени при пострижении (Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. 2017. С. 82-90; так, напр., согласно Житию прп. Феодосия Печерского нач. XII в. (по др. мнению - кон. XI в.), имя Феодосий было дано святому при крещении; под 6714(1206) г. в Лаврентьевской летописи говорится, что супруга Владимиро-Суздальского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича (1176-1212) при пострижении была наречена своим крестильным именем - Мария (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424)).
Рассказ о монашеском периоде жизни Н. читается в древнейшей части КПП, где помещено особое повествование - слово «О князи о Святоши» (так в Арсеньевской редакции; в Кассиановской редакции - «О преподобнем Святоши, князи черниговьском. Слово 20»), написанное в нач.- сер. 20-х XIII в. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном (Ɨ 22 мая 1226) для печерского мон. Поликарпа (Ɨ после 1232). Согласно КПП, первые 3 года жизни в мон-ре Н. трудился в поварне, где в течение 2 лет колол дрова, к-рые часто приходилось носить с берега Днепра, с тяжелой ношей на плечах подниматься вверх по склону. С большим трудом князьям Изяславу и Владимиру удалось уговорить брата прекратить заниматься этим делом. Тогда Н. добился разрешения, чтобы еще один год ему позволили работать на монастырской кухне. Затем на протяжении 3 лет он выполнял обязанности монастырского вратаря. На 7-м году жизни в обители местом служения Н. стала трапезная, тогда же по воле игумена и братии он построил себе келью, рядом с которой впосл. развел огород (сад).
Пострижение Н. в монашество тяжело переживали его родственники, дружина, близкие ко двору люди. Среди них был лекарь по имени Петр, родом сириец, к-рый сначала последовал за своим господином в мон-рь, а затем ушел в Киев, где стал лечить больных. Неоднократно бывая в обители, Петр, по просьбе Изяслава и Владимира, советовал Н. не изнурять свое тело безмерным воздержанием и тяжелой работой, поскольку это могло стать причиной преждевременной болезни и скорой смерти. Обращал он внимание своего бывш. господина и на то, что его подвижничество бросает тень на княжеский род: «Кый убо князь се сътвори: ли блаженный отець твой Давыд, или дед твой Святославь?» (Абрамович. 1991. С. 115). Но эти речи не поколебали решимости Н. продолжить подвижничество в стенах мон-ря. Все свои надежды святой возложил на Бога. Всякий раз, когда Петр пытался с помощью приготовленных им лекарств вылечить заболевшего Н., он чудесным образом выздоравливал, прежде чем лекарь появлялся в обители. Однажды Петр тяжело заболел. Вопреки наказу Н. он принял лекарство и едва не умер, но исцелился благодаря молитве святого. В следующий раз сириец внял его совету отказаться от лечения, и через 3 дня недуг отступил. После этого Н. призвал к себе Петра и велел ему принять монашество, а затем сообщил о своей смерти через 3 месяца. Сириец был искренне потрясен известием о скорой кончине бывш. господина. Вместе они направились в «пещеру» - монастырский некрополь, где Н. выкопал могилу и спросил: «Кто наю паче възлюбит гроб сий?» Петр стал просить уступить ему право 1-му покинуть этот мир, на что получил от Н. ответ: «Буди тобе, яко же хощеши» (Там же. С. 117). После пострижения Петр 3 месяца провел в покаянии, а затем преставился. Согласно показанию патерика, его смерть произошла в то время, когда Н. еще не имел собственной кельи, а его монашеский стаж, по сведениям Арсеньевской редакции, составлял 5 лет (по сведениям Кассиановской редакции - 6 лет). После кончины Петра Н. прожил в мон-ре еще 30 лет. Узнав о его преставлении, чуть ли не все жители Киева хотели проститься с пользовавшимся их уважением и любовью подвижником. Изяслав Давидович попросил игумена передать ему личные вещи Н.: параман с изображением креста, подушку и подставку для ног. Эти предметы, как священные реликвии, князь бережно хранил у себя.
Однажды, когда кн. Изяслав Давидович тяжело заболел и окружающие уже потеряли всякую надежду на его выздоровление, он попросил принести воды из колодца Киево-Печерского мон-ря. Вместе с водой игумен передал князю и власяницу Н., к-рой предварительно отерли гроб прп. Феодосия Печерского. После того как Изяслав напился воды и надел на себя власяницу, болезнь тотчас отступила. Впосл. всякий раз, заболевая или отправляясь на войну, князь надевал на себя монашеское одеяние Н., после чего выздоравливал и оставался невредим. Когда же он нарушил это правило, не посмев надеть на себя власяницу по причине совершённого прегрешения, то погиб в сражении.
Свт. Симон свидетельствует о том, что Н. был умеренным в еде, довольствуясь только монастырской снедью; его никогда не видели праздным, он постоянно занимался рукоделием, тем самым удовлетворяя свою потребность в одежде; располагая определенными средствами, он подавал милостыню страждущим и жертвовал на церковное строительство (предание приписывает Н. возведение надвратной ц. во имя Св. Троицы в Киево-Печерском мон-ре). Стараниями святого в стенах обители образовалась целая б-ка. Одно из сочинений, переведенных с греческого на слав. язык специально по заказу Н., сохранилось до наст. времени в составе пергаменного сборника XIV в.- Послание папы Римского Льва I Великого К-польскому патриарху Флавиану против ереси Евтихия («Блаженаго папы Леонта, старейшаго и великаго Рима, изложеное послание иже во святых ко Флавиану, архиепископу Костянтинаграда, на Еутихия суемудрьнаго и на единомьсльные его»). Переводчик этого послания инок Феодосий во введении называет имя заказчика - «господин мой кир Николае». В заключении имеется приписка о вечной памяти «христолюбивому и благородному Святоши». По мнению О. М. Бодянского, введение и заключение говорят в пользу того, что перевод был начат при жизни Н., а завершен уже после его кончины (Бодянский. 1848. С. XXI). Но нельзя исключать того, что приписка о «вечной памяти» могла быть сделана после смерти Н., напр., при разборе его б-ки как самим Феодосием, так и кем-либо другим из числа монахов обители.
Хотя КПП сообщает, что после кончины Петра Н. прожил 30 лет, ни разу не выходя из мон-ря, известно, что по крайней мере один раз он переступил порог родной обители. Согласно свидетельству Ипатьевской летописи, в 1142/43 г. по просьбе своего двоюродного брата киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146) Н. в роли миротворца отправился на Черниговскую землю вести переговоры с братьями: родными - Владимиром и Изяславом и двоюродными - Игорем и Святославом. Князья были недовольны тем, что Всеволод, став киевским князем, не наделил их достаточным количеством земель. В итоге разгорелся вооруженный конфликт между черниговскими князьями Святославичами и потомками Владимира Мономаха - переяславским кн. Вячеславом Владимировичем, владимирским кн. Изяславом Мстиславичем и смоленским кн. Ростиславом Мстиславичем, в к-ром Всеволод выступил на стороне последних. Миссия Н. оказалась успешной: военные действия прекратились, между киевским князем и его черниговской родней был заключен мир.
Относительно времени преставления Н. в лит-ре существует 2 точки зрения. Согласно общепринятой, его следует относить к 1143 г. Основанием для данной датировки является внутренняя хронология повествования о Н. в КПП. Свт. Симон сообщает, что после пострижения, к-рое, как известно из летописи, состоялось в 1107 г., святой 3 года проработал в поварне и еще 3 года простоял у монастырских ворот. На 5-6-м году пребывания Н. в обители скончался Петр, после чего князь-инок прожил в подвижнических трудах еще 30 лет. Учитывая эти данные, мы получаем приблизительную дату смерти Н.- 1143 г., что не противоречит летописному известию о миротворческой миссии святого в 1142/43 г. А. Ю. Карпов придерживается др. т. зр. Он усомнился в обоснованности данной датировки и предложил отнести кончину Н. к 1151 г. На это, по его мнению, указывает то обстоятельство, что после сообщения о смерти святого в КПП упоминается «лишь один его брат - Изяслав Давидович (Ɨ 1161), но не упоминается другой - Владимир (погиб в битве на р. Руте в конце мая или июне 1151 г.)». В то же время Н. должен был преставиться «ранее 1156 г., так как под этим годом в летописи упоминается «Святошино место» в церкви Печерского монастыря» (Карпов. 2016. С. 331). Сведения о 30 годах, к-рые святой провел в обители после кончины Петра, Карпов не берет в расчет на том основании, что время этой кончины точно неизвестно. Между тем в источнике есть прямое указание на то, что сириец принял постриг и скончался в мон-ре на 5-й (или 6-й) год подвижничества Н. Перед тем как стать монахом, Петр, обращаясь к святому, говорит: «Ты же 6 (в Арсеньевской редакции - 5.- Авт.) лет имаши в манастыри и места своего не позна» (Абрамович. 1991. С. 116). Отсутствие упоминания о Владимире Давидовиче после сообщения о смерти Н. не может служить весомым аргументом в пользу отрицания хронологии, предложенной свт. Симоном, к-рый не только располагал не дошедшими до нас летописью и монастырским синодиком, но и знал лично младших современников князя-инока.
Сохранилась свинцовая печать, обнаруженная на территории Брянской области, к-рая с высокой долей вероятности может быть атрибутирована Н. На одной ее стороне читается надпись: «С(вя)тошина печать», а на другой изображен двузубец с крестом на левой вертикали. Те же изображения представлены на свинцовой печати, происходящей из окрестностей Чернигова (Михеев. 2017. С. 20-21).
Мощи Н. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований мощей, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. преставился в возрасте ок. 70 лет и имел рост 154 см (Колпакова, Кабанець. 1997. С. 93).
Деревянный гроб, почитаемый как гроб Н., в XIX в. находился в подмосковном Угрешском муж. мон-ре (Письма преосв. Леонида, архиеп. Ярославского и Ростовского, к архим. Пимену, настоятелю Николаевского мон-ря на Угреше // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 92).
Н. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: [Евгений (Болховитинов)]. 1847. С. 290). Возможно, он указан под именем Николай в 1-м тропаре 7-й песни в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. был установлен не позднее 1836 г.
Святому посвящена отдельная служба (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 90). Н. (Никола Святоша) прославляется вместе со св. равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем и св. страстотерпцами Борисом и Глебом (Романом и Давидом) в 6-м тропаре 9-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 830).
Изображение Н. до его пострига, как князя Черниговского, участника событий междоусобной брани 1097-1100 гг., на миниатюрах исторической хроники - Радзивиловской летописи - не встречается (БАН. 34.5.30, кон. XV в.). Образ князя-инока впервые появляется в иллюстрациях в КПП. Ксилография с изображением Н. из цикла 40 иллюстраций для 1-го его изд. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 231 об.- в т. ч. раскрашенный вариант (экз. в РГБ, инв. № 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; тетради на 20 листах, куда вошли 32 изображения с досок 1-го издания, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762) представлена в 3-й части книги перед житийным повествованием о святом. Н. показан в рост, в легком повороте вправо, стоящим на пейзажном фоне между 2 горок, поросших деревьями, кустами и травами, близ подножия правой горки - храм. В композиции нашли отражение неск. моментов, характеризующих образ святого. Слева от него, у ног, лежат атрибуты княжеского достоинства - корона и скипетр,- как иллюстрация отринутой князем-иноком земной власти ради славы небесной; важной деталью представляется и то, что Н. показан обращенным лицом к храму, в развороте от брошенных на землю властных символов. В характеристике монашеского делания Н. запечатлена древняя монастырская традиция кропления св. водой входящих и выходящих из обители: эта обязанность была частью послушания монаха-вратаря. Поэтому в левой руке Н. изображен сосуд для св. воды (в виде котелка) с кропилом в нем, на кисти правой руки, находящейся у груди в жесте моления (в направлении храма), висит ключ. По облику святой ближе к человеку, еще только вступающему в пору старости: волосы убраны за уши назад, открывая лоб с 2 глубоко прорезанными морщинами, на макушке выстрижено гуменцо, борода средней длины, округлая; у него большие глаза, некрупный нос; одет в рясу, на к-рой лежит длинная лента схимы (параманда), и в мантию; куколь опущен на плечи. Вверху - облака, которые пронзают исходящие из правого угла в направлении святого лучи небесного сияния. По сторонам нимба Н. выгравирована надпись: « : / ». Составной частью ксилографии является надпись между нижним полем композиции и орнаментальной полосой: «Никола Поваръ, славы насыщен, Святоша: Князю Вратару, Небо Князи отверзоша». Ксилография не имеет надписи с именем мастера, указан только год ее создания (в правом нижнем углу - « » (1658)); по стилистическим признакам она была выполнена иером. Илией (Д. А. Ровинский сообщает, что подпись с именем иером. Илии есть на листе с этим изображением и с такой же датировкой, который вошел в отдельную тетрадь, изданную после 1702; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630).
В издании Патерика 1702 г. (дек.) свой иконографический вариант изображения предложил Леонтий Тарасевич - мастер, испытавший сильное влияние западноевроп. искусства эпохи барокко (см. Л. 177). Гравюра его работы (внизу слева - инициалы «L. T.») поделена на 2 поля: в заключенном в картуш верхнем, большем по размеру поле помещено основное изображение; в нижнем, разделенном на 2 клейма,- сцены из Жития Н. В основной композиции Н. представлен в рост, стоящим на фоне монастырского пейзажа: стена с проездной башней и некая (хозяйственная?) постройка, в дверях к-рой столпились неск. человек. Ростовая фигура Н. изображена в легком развороте влево, он облачен в рясу, подпоясанную ремнем, мантию, на голове - клобук. На то что Тарасевич был не только знаком с ксилографией иером. Илии, но и воспринял основные элементы ее композиции указывает не только постановка фигуры, но и набор и расположение атрибутов: у ног святого слева лежат корона и скипетр, и хотя предметы монашеского делания поменяны местами, Н. все так же держит сосуд для св. воды (также в виде котелка, но без кропила в нем, в правой полуопущенной руке) и большой ключ (в левой руке, у груди); на ряду с этим гравер внес и собственное дополнение - изобразил прижатый правой рукой к корпусу кодекс. Возрастная и физиогномическая характеристики также близки к образу работы иером. Илии: Н.- еще не глубокий старец с большими выразительными глазами.
Житийное повествование начинается на основном поле изображением в малом масштабе относительно центральной фигуры 2 фигур у ворот мон-ря: перед сидящим на холмике монахом с нимбом стоит вопрошающий его о чем-то человек в мирском платье - видимо, это иллюстрация диалога Н. и его врача Петра: «А что я сижу у сорных куч - зачем считаешь ты меня худшим моих бояр; ведь я буду царствовать с Иовом, который в жизни назывался царем. Если же ни один из русских князей не сделал этого прежде меня, то пусть я, подражая Царю Небесному, буду им примером». Хронологическая последовательность сцен в житийных клеймах нарушена. В 1-м изображено «Преставление Преподобного Николы Святоши»: братия обступила одр, на котором лежит усопший монах-схимник с нимбом, у изголовья - свеча и кадильница. Во 2-м клейме, с подписью «Святой извествует врачу преставление его», на фоне келейных построек показаны беседующие Н. и Петр; первый (с нимбом) жестом правой руки обращается к собеседнику, приглашая к разговору; левой указывает на лежащий на земле череп - символ смерти и бренности бытия; второй, облаченный в монашеские одежды (без нимба), прижимает плат руками к лицу, отирая слезы.
Образ Н. на гравюре Тарасевича не только помещался в последующие киевские издания Патерика XVIII в. (напр., 1762 и 1768 гг.), но и был взят за основу единоличного живописного изображения святого для его иконы (после 1842, с прописями кон. XX в.) над ракой в Ближних пещерах лавры. Написание этой иконы соответствовало программным требованиям и источникам, используемым при создании в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) большого комплекса икон преподобных, размещенных в лаврских пещерах при их гробах со св. мощами. Благодаря в частности светло-рыжей, а не седой бороде, Н. предстает зрелым, а не пожилым человеком.
О существовании отдельного празднования Н., известного со 2-й пол. (кон.?) XVIII в., свидетельствует включение описания его облика в иконописные подлинники не только в день соборной памяти Киево-Печерских святых, но и под 14 окт. Так, в подлинниках сводной редакции XVIII в. в этот день о святом говорится: «…преподобного отца нашего Николы Святоши князя Черниговского; подобием сед, брада аки Феодора Ярославского, в схиме, на схиме крест, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 172; то же с небольшими расхождениями по тексту см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 38; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 73 об., 30-е гг. XIX в.). Описание в подлиннике 20-х гг. XIX в. из собрания М. П. Погодина составлено с использованием уже известных его автору подобных источников и на основании изображения Н. в Патерике, поэтому в тексте сохраняется уподобление св. ярославскому князю, а описание атрибутов и одежд соответствует ксилографии работы иером. Илии: «Сед, брадою аки Феодор Ярославский, в схиме, риза преподобническая, на плече клобук, на правой руке ключ, а в левой котел, и бысть повар и вратарь, у ног лежит венец царской и держава» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 47 об.). Неясно, какими источниками вдохновлялся составитель пособия для иконописцев (1910) В. Д. Фартусов, о внешности святого он говорит достаточно пространно, очевидно опираясь на известные ему совр. изображения святого: «…старец русского типа, телом и лицом очень худ, с большой, седой бородой; во власянице подпоясан кожаным ремнем, убогая, многозаплатная короткая мантия, на голове схима» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 47).
Единоличный образ Н. был создан гравером иереем Дмитрием Пастуховым, работавшим для Артемьевской фабрики в сер. XVIII в. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769). Икона с единоличным образом святого известна по литографии С. В. Кульженко (1911). Н. изображен в рост, прямолично, в левой руке держит сосуд для св. воды и ключ, в правой - т. н. крест Николы Святоши; мантия на уровне ворота заложена мелкими складками, обильно спадающими вниз и скрывающими фигуру, на голове - куколь. По замечанию Е. В. Лопухиной, изображение т. н. креста Николы Святоши дает возможность датировать икону временем после 1881 г.- когда при реставрации фасадов Троицкой надвратной ц. Киево-Печерской лавры был обнаружен крест XII в.; кроме того, икону можно считать произведением лаврской иконописной школы, в которой со 2-й пол. 60-х гг. XIX в. в позолотной мастерской делали иконные доски с золотым чеканным фоном, как на данной литографии. В числе избранных святых образ Н. встречается уже в 60-х гг. XVII в. Так, на пелене, шитой в мастерской А. И. Строгановой (СИХМ; см.: Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 148. С. 320), святой представлен в редком иконографическом типе - как князь, что, вероятно, было обусловлено изображением его вместе с «благоверными князьями» (по надписи) в группе с черниговскими князьями Михаилом и Феодором, стоящей напротив св. князей Владимира, Бориса и Глеба. Н. (в надписи Никола) здесь - длиннобородый старец, с залысиной, открывающей высокий лоб, в княжеском платье, с шубой на плечах. Известны образы святого вместе с избранными печерскими святыми, напр. с прп. Феофаном Постником на иконе XIX в. из Киево-Печерской лавры, причем к брошенным на землю княжеским атрибутам добавлена багряная шуба с горностаевой отделкой. Н. может быть представлен с др. избранными святыми, соименными заказчикам, как, напр., с мц. Евдокией Илиопольской на небольшой патрональной иконе посл. четв. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), очевидно созданной на заказ в одном из афонских (Пантелеимоновом ?) мон-рей (атрибуция И. В. Злотниковой); святые изображены в рост, прямолично, Н.- с длинной клиновидной бородой, облачен в рясу, мантию, в схиме (голова не покрыта), в левой согнутой руке держит четки, в правой, словно поднятой для благословения, но с указующим перстом,- ключ.
С деятельностью типографии Киево-Печерского мон-ря, а именно ее мастеров-граверов, связано сложение композиции с соборным изображением Киево-Печерских святых из числа тех, чье Житие вошло в КПП. Это иконографическое творчество является отражением «формальной канонизации» печерских святых, проводимой в 40-х гг. XVII в. митр. Петром (Могилой) (см.: Гончарук, Кабанець. 2000. С. 58). Наиболее полный состав святых представлен на гравюре фронтисписа к «Пречестным акафистам» (К., 1665) с композицией «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых. Отдельного внимания заслуживает станковая гравюра вероятного ученика иером. Илии мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ). Эта гравюра получила иконописные повторения на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (ныне в УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ныне в ГМЗРК) - образ Н. размещен в правой части композиции; полуфигура (в повороте влево) святого помещена в чашу, образованную листьями лозы (3-й снизу, на крайней ветви лозы); у него средней длины остроконечная светло-коричневая борода, облачен в мантию, схиму, на голове куколь, правая рука в молении, левая, со свитком, приложена к груди.
Программа Собора Киево-Печерских святых заявлена в надписи на иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», созданной игум. Корнилием (Улановым) для Ризоположенского мон-ря в Суздале (1724, ГВСМЗ); текст внизу в среднике сообщает: «Образ Пресвятыя Богородицы глаголемыя Печерския, со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском». Образ Н. помещен в левой группе святых, крайним в 7-м ряду, вместе со сщмч. Кукшей, с преподобными Лаврентием и Афанасием Затворниками; у него длинная окладистая борода с небольшой проседью, проседь заметна и во вьющихся волосах на голове (куколь на плечах, в схиме, в мантии); руки в молении; надпись в нимбе: « » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» (1786, Москва (?), собрание Ф. Р. Комарова) - Н. расположен в левой группе святых, 2-м в 4-м ряду, голова покрыта куколем.
Наиболее распространенным типом композиции «Собор Киево-Печерских святых», известным в иконописи, а также во множестве эстампов, является извод, сложение к-рого, видимо, приходится на 80-е гг. XVII в. В этом развитом варианте изображения Собора представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, к-рые фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы «Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви»; образ Н. помещается в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. Состав святых (всего 130 чел.) в этой композиции зафиксирован в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. под соборным днем празднования. Среди подвижников Ближних пещер, т. е. «левыя страны», упомянут Н., уподобленный здесь облику соименного, но неравного ему по чину святости свт. Николаю Чудотворцу: «Надсед, брада Николина, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан, руки у сердца, персты вверх, левою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 315; тот же порядок святых см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762).
В памятниках, соответствующих этой традиц. схеме иконографии, Н. определено место во 2-м ряду, где он визуально связан с образами св. князей в центре композиции: Владимира, Бориса и Глеба. Т. о. князь-инок оказывается 1-м в одной пятерице с Киево-Печерскими игуменами (слева направо): Авраамом, Варлаамом, Никоном и архим. Поликарпом. Этому порядку следования святых, согласно Д. А. Ровинскому, соответствуют изображения на гравюрах, самые ранние из к-рых он датирует кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). К ним также относятся работы граверов: Иосифа Гочемского, почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. (Там же. С. 621. № 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. № 1509); Иоанна Кончаковского (1771/4; Там же. № 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и др. (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505 а; С. 761-763. № 1517). В соответствии с приведенной в Строгановском подлиннике характеристикой, Н. показан старцем, сходным со свт. Николаем Чудотворцем,- у святого аккуратная седая округлая недлинная борода, голова склонена, в куколе; сходство со свт. Николаем Чудотворцем благодаря живописному решению особенно хорошо просматривается в произведениях иконописи: напр., на иконах из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., ныне в НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ныне в ИркОХМ); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., ныне в Троицком соборе Успенского жен. мон-ря в Александрове). В большинстве случаев в нимбе в надписи при имени: «Прп. Никола Святоша» - содержится указание на княжеское происхождение святого; иногда надпись выполнена полностью - «князь Черниговский» - (как, напр., на иконе из Кириллова Белозерского мон-ря, 1-я треть XIX в., ныне в КБМЗ) или же дана в вариантах сокращений, в т. ч. ограничиваясь только написанием «кн.» - «князь». На иконе Собора, происходящей из Черновицкой обл. (нач. XIX в., НКПИКЗ), «княжеский статус» преподобного нашел подтверждение и в иконографии: Н. облачен в княжеские платья, шубу с меховым воротником и шапку с меховой оторочкой; в правой руке держит крест; схема расположения сохранена.
В Соборе русских святых Н. изображен на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМИР) - оглавно, голова не покрыта, вместе со св. князьями Михаилом Черниговским и Александром Невским (просматриваются княжеские одежды). На иконе «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) князь-инок изображен в рост, прямолично, парно с кнж. Анной (пам. 3 нояб.; по принципу близости памяти в месяцеслове); святой представлен в той же позе, что и на хромолитографии к его Житию (СПб., 1871), сходство касается и типа лика, и положения рук, но в отличие от иконы - облачение княжеское (голова непокрыта). В XX в. изображение Н., традиционное для иконописи, следующей канонам визант. и дренерус. живописи, вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- он занимает место в группе чудотворцев Ближних пещер.
В монументальной живописи также встречается нетипичный для изображения князя-инока извод, где он представлен в мирских одеждах, напр., в росписи Никольской ц. с. Вёска (1799) Борисоглебского р-на Ярославской обл., включающей образы мн. рус. князей и в т. ч. некоего «князя Николы» (Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 151. Табл. 2А. № 4). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле образ помещен в ряду Киево-Печерских святых (1673-1675; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 265, 320). Изображение преподобного вошло в число 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, представленных в росписи трапезной палаты Трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич; на юж. стене в центральном компартименте). В варианте Ижакевича Н., седовласый старец с тонкими чертами благородного лица, с белоснежной, немного сужающейся книзу бородой средней длины, облачен в рясу и мантию, на голове - куколь. Он показан на пейзажном фоне с видом мон-ря, идущим в глубокой задумчивости со склоненной головой и потупленным взором, правая рука прижата к левому плечу, в левой - сосуд для св. воды с кропилом в нем, на поясе висят ключи. Этот вариант иконографии близок и к тиражированным изображениям святого - хромолитографии, отпечатанной в Одесской типографии Е. И. Фесенко (1890). На хромолитографии с эскизами Ижакевича (изд. П. Плахова, Киев, 1903) образ Н. благодаря др. решению пейзажа выглядит более лиричным: постройки отодвинуты на задний план, открывая пространство с деревцами вблизи и леском в отдалении, что создает атмосферу уединенной молитвы. Учениками лаврской школы, расписавшими под рук. Ижакевича ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906), был также исполнен образ святого на откосе одного из окон.
Развитие иконографии святого имело продолжение и в нач. XXI в., в т. ч. в связи с освящением храмовых престолов во имя Н. Как правило, такие изображения, хотя и имеют новое композиционное решение, опираются на предшествующие памятники, особенно в части атрибутов святого (предпочтительным оказывается изображение ключа или ключей в руке святого, как, напр., на аналойной иконе в киевской ц. во имя Н. и вмч. Иоанна Воина на ул. Беломорской). На мозаике работы Л. Г. Тоцкого (2018) над входом в ту же церковь поясной образ князя-инока изображен в центре, на фоне «карты» киевских храмов.
Памятники Н. поставлены в Святошинском р-не Киева (2006, скульптор Е. Деревянко) и в с. Днепровском Черниговского р-на (2009, скульптор В. Караченцев).