[Королевство Бельгия; франц. Royaume de Belgique, фламанд. Koninkrijk België], гос-во в Зап. Европе. Территория: 32,5 тыс. кв. км. Столица: Брюссель (с пригородами 964 тыс. чел.- 2001), здесь находится штаб-квартира НАТО и заседает парламент ЕС. Крупнейшие города: Антверпен (470 тыс.), Гент (231 тыс.), Шарлеруа (207 тыс.), Льеж (195 тыс.). Офиц. языки: франц., нидерланд. (фламанд.) и нем. Район распространения нидерланд. языка - север страны, насчитывает 5,95 млн жителей (58%), франц. (Валлония) - 3,35 млн (32,2%). На востоке Валлонии район распространения нем. языка, где проживает ок. 71 тыс. чел. География. Граничит на севере с Нидерландами, на востоке с Германией и Люксембургом, на юге и юго-западе с Францией. На северо-западе омывается Северным м. Выделяются 3 географических региона: прибрежная равнина (исторически вост. часть графства Фландрия), центральное плато (исторически юж. часть герц-ства Брабант) и возвышенность Арденны (исторически часть герц-ства Люксембург). Прибрежная равнина находится на северо-западе и состоит из песчаных дюн и польдеров (участков земли, отвоеванных у моря путем строительства дамб). Ширина полосы этого региона от 16 до 48 км, средняя высота над уровнем моря ок. 10 м. Центральное плато - невысокий участок, состоящий из плодородных равнин. Возвышенность Арденны - покрытое лесами плато, средняя высота к-рого ок. 460 м. Арденны расположены на юго-востоке Б. и частично на северо-востоке Франции. Самая высокая точка - Ботранж (694 м). Главные реки - Шельда и Маас, берущие начало во Франции. Почвы бурые и подзолистые. Широколиственные леса (ок. 19,7% территории). Преобладают культурные ландшафты. Многочисленные резерваты и природные парки (От-Фань, Калмтхаут и др.).
Население: ок. 10263 тыс. чел. (2001), средняя плотность населения одна из самых высоких в Европе (ок. 330 чел. на кв. км). Этнические группы: фламандцы (58%), валлоны (32,5%), французы и немцы. На территории Б. постоянно проживает ок. 1 млн иностранцев (итальянцы, марокканцы, французы, турки, голландцы, испанцы и др.). 96,6% населения проживает в городах. Гос. устройство. Б.- федеративное гос-во, конституционная монархия. Страна состоит из 3 регионов с широкой автономией - Валлонии, Фландрии и Брюссельского столичного региона и 3 языковых сообществ: фламанд., франц. и немецкоязычного. Страна также делится на 10 провинций: Фламандский Брабант, Валлонский Брабант, Антверпен, Вост. Фландрия, Зап. Фландрия, Лимбург, Эно, Льеж, Люксембург, Намюр. Глава государства - король (с авг. 1993 престол Бельгии занимает кор. Альберт II). Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей и сената. Существуют также региональные парламенты: Брюссельский региональный совет - парламент двуязычного региона; Валлонский региональный совет; Фламандский региональный совет. Также есть Совет франкоязычного сообщества и Совет германоязычного сообщества. Компетенция сообществ и регионов разграничена. Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством. Действует Конституция Бельгии от 7 февр. 1831 г. с изменениями, принятыми 14 июля 1993 г., когда парламентом была утверждена конституционная реформа гос. устройства страны, завершившая процесс федерализации, начатый в 70-х гг. XX в. Последняя редакция Конституции опубликована 3 февр. 1994 г.Ок. 80% (2001) верующих - католики, 0,9% - православные, 1,2% - протестанты, в т. ч. ок. 0,2% - англикане.
Русская Православная Церковь представлена Брюссельской и Бельгийской епархией Московского Патриархата с центром в Брюсселе, с 1994 г. окормляется архиеп. Симоном (Ишуниным). Правосл. приходы Московского Патриархата в Б.: Брюссель - Свято-Никольский собор (прот. Павел Недосекин); храм св. прав. Анны (прот. Иоанн Франсуа); часовня ап. Иоанна Богослова (прот. Жери Лемера); Лёвен - храм Российских Святых в Лёвенском католич. ун-те (прот. Павел Пелеманс); Первейзе - скит «Всех скорбящих Радость» (архим. Фома (Геерт); Шарлеруа - Свято-Троицкий храм (прот. Павел Недосекин). Прихожанами правосл. церквей являются в основном эмигранты из России, Украины и Греции и лишь небольшое число коренных бельгийцев.
Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет приходы ц. Иова Многострадального и ц. Воскресения Христова в Брюсселе; школу св. Владимира при ц. Воскресения Христова.
К-польским Патриархатом учреждена (в 1969) митрополия, насчитывающая 20 приходов - 6 в Брюсселе, по 1 в городах Антверпен, Шарлеруа, Монс, Льеж, Намюр и др.; кафедральный храм в честь святых Архангелов в Брюсселе. Сербская Православная Церковь имеет приходы, входящие в Западноевропейскую епархию Сербской Православной Церкви (основана в 1969). Приходы Румынской Православной Церкви (в Брюсселе и Антверпене) входят в ее Западно- и Среднеевропейскую митрополию (основана в 1974).
В 1988 г. Православная Церковь в Б. была признана официально, разрешено преподавание Православия в гос. школах франц. сообщества Б. С сент. 1989 г. получено офиц. разрешение на преподавание курса «Православие» в гос. школах фламанд. сообщества Б.
Римско-католическая церковь Б. возглавляется Епископской конференцией, созданной в 1965 г. Имеет архиеп-ство Мехелен-Брюссель, к-рое в 1982 г. было разделено по лингвистическому признаку на 3 викариата (двуязычный викариат в Брюсселе, Фламандский Брабант и Валлонский Брабант; в наст. время существует также викариат, объединяющий общины иностранного происхождения в рамках столичного Брюссельского региона), и 7 еп-ств с центрами в Антверпене, Брюгге, Генте, Льеже, Намюре, Турне, Хасселте. С 1957 г. в Б. также действует военный ординариат.
Англиканская Церковь в Б. объединяет в основном членов довольно крупной англоязычной эмигрантской общины, хотя в наст. время среди ее последователей есть и коренные бельгийцы. Входит в состав англикан. диоцеза в Европе. На территории Б. в крупных городах действуют 12 англикан. храмов, в т. ч. в Брюсселе собор в честь Св. Троицы, имеющий статус кафедрального.
Протестант. церкви и деноминации представлены Единой протестант. церковью Бельгии (EPUB), созданной в 1978 г. при объединении протестант. церкви Б., валлонской и фламанд. реформатских церквей; Евангелической франкоязычной федерацией Бельгии (FEFB), в к-рую в дек. 1989 г. вошли «ассамблеи Бога», Свободные евангелические церкви, Бельгийская евангелическая миссия, «церкви Бога», «апостолические церкви», церковь меннонитов и др.; Евангелическим франкоязычным альянсом Бельгии (AEFB); Евангелическо-лютеранской церковью, имеющей приходы в Брюсселе и Антверпене. В стране действуют общины баптистов, в основном объединенные в Евангелический баптистский союз (30 общин), мормонов (28 общин) и др.
Нехрист. секты: «свидетели Иеговы» (377 общин - 0,27%), «свидетели Иеговы воспоминаемого ожидания (Memorial attendance)» (0,46%-1998).
Ислама придерживаются свыше 3% (2002) населения, большинство мусульман - сунниты; это рабочие-иммигранты из мусульм. стран (марокканцы, турки, алжирцы, ливийцы, тунисцы, египтяне и др.), они проживают в основном в провинциях Эно, Льеж и Лимбург, а также в Брюссельском регионе. Действуют Общий совет исламского сообщества и Исламский культурный центр (с 1963). В стране ок. 300 мечетей.
Иудаизм в Б. восходит к XIII в. В 1940 г. к моменту герм. вторжения в стране проживало 85 тыс. евреев. Во время второй мировой войны было уничтожено ок. 65 тыс. чел. К 1998 г. численность евр. населения достигла 40 тыс. чел. благодаря иммиграции из Центр. и Вост. Европы. Основными районами поселения стали Брюссель и Антверпен. 12 евр. общин получили офиц. признание: 4 в Брюсселе (2 сефардов, 2 ашкенази), 3 в Антверпене и по одной в Льеже, Генте, Шарлеруа, Остенде и Арлоне. Каждая община имеет пропорциональное представительство в Центральной израильской консистории Б. в Брюсселе.
В кон. IV - нач. III в. до Р. Х. на территории совр. Б. поселились кельт. племена белгов, давшие название стране. В 57 г. до Р. Х. земли белгов были завоеваны Гаем Юлием Цезарем и вошли в состав Рим. гос-ва; были образованы рим. провинции: в 16 г. до Р. Х. Белгика (позднее Белгика 2, юго-зап. часть совр. Б.) и в 89 г. по Р. Х.- Германия Нижняя (сев.-вост. часть страны). В III-V вв. по Р. Х. территорию Б. заселяли герм. племена франков (салических на западе и рипуарских на востоке), к-рые постепенно германизировали белго-рим. население Сев. Б. (впосл. здесь складывается фламанд. народность). Белго-рим. население юж. части страны было германизировано в меньшей степени, и здесь сложилась валлонская народность. Христианство в Б. распространилось несколько позже, чем в прирейнском регионе, первые христ. археологические памятники датируются кон. III в. Наибольшее распространение христианство получило в вост. части страны, куда оно пришло из Августы Треверов (совр. г. Трир). В нач. IV в. именно здесь было образовано единственное в рим. эпоху еп-ство г. Тунгры (совр. Тонгерен). Диптихи называют первым предстоятелем этой кафедры Матерна (I-III вв.; согласно Duchesne. Fastes. T. 3. P. 30, еп. Треверский). Впервые это еп-ство было упомянуто под 346 г. в связи с деятельностью еп. Серватия, к-рый выступал как защитник Православия и свт. Афанасия Великого в споре с арианством.
Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского, при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий. К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд, прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий, еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт. В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.
В период Каролингского возрождения основанные в VII-VIII вв. мон-ри становятся центрами образованности. С мон-рем в г. Лоб связаны имена поэта св. Эрминия (Ɨ 737) и агиографа Анзона Лоббского (Ɨ 800); биограф Карла Великого Эйнгард был настоятелем мон-рей св. Петра и св. Баво в Генте, мон-рь в Стабло получил европ. известность благодаря скрипторию. При императорах Карле Великом и Людовике Благочестивом на территории Б. закрепилось то епархиальное деление, к-рое исторически сложилось в предшествующую эпоху; все 3 еп-ства подчинялись Реймсскому архиепископу. Христиан на юго-востоке страны окормлял архиепископ Трирский. Самым значительным еп-ством на востоке Б. было Моза-Траектское, епископы к-рого между 810 и 831 гг. перенесли кафедру в г. Леодий (совр. Льеж).
После распада империи Каролингов по Верденскому договору 843 г. и в результате последующих разделов на территории Б. возник ряд самостоятельных гос. образований. В зап. части, отошедшей к Западнофранк. королевству, в IX в. сложилось графство Фландрия. Территория Вост. Б. стала частью герц-ства Лотарингия в составе Восточнофранкского королевства (с 962 г.- Римско-Германская империя). С сер. IX в. начинаются вторжения норманнов: Б. и Нидерланды, находящиеся на морском побережье и в нижнем течении крупных рек, оказались наиболее пострадавшими от морских завоевателей районами Европы. В IX-X вв. в стране приходят в упадок города и более мелкие поселения на побережье. Постоянная угроза внешних вторжений и необходимость обороняться постепенно приводит к росту влияния военного сословия - феодалов, к-рые строят замки, берут под свою защиту селения, города и мон-ри, одновременно присваивая мн. привилегии в управлении ими. Узурпация мон-рей светскими феодалами не способствовала расцвету христ. благочестия и образованности.
После присоединения Лотарингии к Римско-Германской империи (925) еп-ства Льежа и Камбре оказались под прямым контролем императоров, к-рые сами назначают туда епископов; право назначения епископа Тарвенского сохраняли за собой графы Фландрии. В X - нач. XI в. возрастает политическая власть епископов (особенно Льежа), получавших от императоров различные привилегии (в т. ч. право чеканить свою монету). К этому времени относится возрождение монашеской жизни: бенедиктинский аббат св. Герхард Бронский (Ɨ 959) провел реформу фландрских мон-рей, центром монашеской реформы для Вост. Б. стал мон-рь Горц, откуда в X в. вышли св. Одилон, основавший в 937 г. мон-рь Жамблу, его преемник Эрдуин. В X в. в Льеже сложилась богословская школа, получившая благодаря деятельности Седулия Скотта и 2 епископов Льежа, Франкона (851-901) и Стефана (903-920), европ. известность.
В кон. XI в. бельг. епископы были вовлечены в борьбу за инвеституру. При этом епископы Льежа были на стороне императоров; в Камбре, напротив, более сильной была папская партия, еп. Герхард II поддерживал папу Григория VII. Однако он не решился открыто вступить в борьбу с имп. Генрихом IV, от к-рого зависел политически. По Вормсскому конкордату (1122) право на церковную инвеституру перешло к папе Римскому, однако на территории Б. епископы по-прежнему избирались местными феодалами, напр., епископы Льежа этого времени принадлежали к различным аристократическим родам.
В XI-XII вв. в Б. продолжали развиваться традиции льежской богословской школы. Центрами образования в это время были мон-ри св. Лаврентия в Льеже, св. Хуберта и особенно мон-рь в Жамблу, связанный с именем историка и агиографа Сигиберта. В XI в. богословы льежской школы участвовали в споре о Евхаристии, ставшем одной из причин Великой схизмы: Теодуин, еп. Льежский, непримиримо высказывался против Беренгара Турского. Из богословов льежской школы выделяется также Руперт Дойцский (Ɨ 1130). В XIII в. выходцев из Б. можно найти в Парижском ун-те; нек-рые добивались видного положения среди франц. епископата и даже в римской курии. Среди выходцев из Б. были Вильгельм из Мербеке - философ-неоплатоник, переведший труды Аристотеля на латынь, схоласты XIII в. Годфрид де Фонтен и Генрих Гентский, ставшие профессорами в Сорбонне, а также парижский теолог Сигер Брабантский.
Духовная жизнь Б. кон. XI в. ознаменовалась монастырской реформой в духе клюнийской реформы. С XII в. распространяются новые ордена - цистерцианцы и премонстранты. Бернард Клервоский дважды посещал территорию Б. (в 1131 и 1147), и уже при его жизни здесь было 4 цистерцианских аббатства. В 1181 г. основан первый жен. цистерцианский мон-рь Херкенроде. В XIII в. цистерцианский мон-рь Виллер в Брабанте под влиянием Хильдегарды Бингенской стал центром мистицизма, к-рый начал распространяться и среди мирян; на XIII в. приходится расцвет движения бегинок и бегардов. Мистика бегинок оказала влияние на рейнландских мистиков последующего столетия и Я. ван Рейсбрука.
XII-XIV вв. были временем экономического расцвета бельг. земель: они стали частью «северо-европейского промышленного района», где были сосредоточены крупнейшие в Европе ремесленные корпорации, занимавшиеся текстильным производством. В Б. и Нидерландах происходил бурный рост городов, прежде мелкие поселки превращались в процветающие коммуны, на основе закупок сырья и сбыта готовой продукции развивались сухопутная и особенно морская торговля с Англией, Ганзой и Средиземноморьем. Центром экономического развития стал Брюгге - богатейший город средневек. Сев. Европы. В XII-XIII вв. влияние Римско-Германской империи ослабло, но в то же время на Фландрию усилилось давление укрепившейся власти франц. королей. В 1180 г. франц. кор. Филипп Август подчинил себе Фландрию, в 1187 г. еп-ство Турне стало прямым вассалом короля. В то же время экономически развитые городские общины Б. и Нидерландов имели достаточно сил, чтобы отстаивать свою независимость. Политика франц. монархов стала причиной роста проангл. настроений среди жителей Фландрии, а также привела к ряду конфликтов между королем и его вассалами и городскими общинами страны (известный эпизод - поражение королевского войска от городского ополчения в битве при Куртре в 1302). С началом Столетней войны (1337-1453) между Францией и Англией часть бельг. земель и городов выступили на стороне Англии, Льежское еп-ство - на стороне Франции.
В период «авиньонского пленения пап» (XIV в.) епископы Б. фактически назначались по рекомендации франц. королей. В XIV в. была установлена сумма аннатов, выплачиваемых каждым еп-ством. Схизма в католич. Церкви на рубеже XIV-XV вв. привела к открытому вооруженному столкновению между сторонниками Римского и «авиньонского» пап. Духовенство Фландрии высказалось в 1379 г. за признание Римского папы Урбана VI; миссия эмиссаров «авиньонского» папы Климента VII поначалу успеха не имела. Однако после взятия франц. войсками Брюгге (1382) его жители вынуждены были признать «авиньонского» папу, хотя добиться того же от Гента французам не удалось. В 1383 г. еп. Нориджа (Англия) Генрих Деспензер (сторонник Урбана VI) объявил крестовый поход против сторонников Климента VII, избрав местом первого удара Фландрию. Французам удалось отстоять свои интересы, и в 1384 г. Фландрия перешла под власть бургундских герцогов, вассалов франц. короны. Тем не менее впосл. города Гент и Мехелен остались верны Риму. В Льеже тоже сложились 2 партии: прорим. во главе с еп. Иоанном Бавьером «Безжалостным» и проавиньонская, объединившая большинство горожан. Между ними вспыхнула гражданская война, окончившаяся лишь в 1408 г. победой епископа.
В 1425 г. герц. Брабантский Иоанн IV основал первый на территории Б. ун-т в г. Лувен (фламанд. Лёвен). В нач. XVI в. благодаря преподавательской деятельности Эразма Роттердамского здесь укоренились традиции христ. гуманистического богословия. XV в. ознаменовался оживлением духовной жизни на основе движения «devotio moderna» Г. Грооте. К сер. века в рамках этого движения на территории Б. появились новые конгрегации: «братья общинной жизни», «сестры общинной жизни», каноники Вильдесхайма. Под влиянием «devotio moderna» находились также мехеленские францисканцы - аскетические писатели Я. Бругман (Ɨ 1473) и Г. Харпиус (Ɨ 1477). Большое значение приобретает в Б. орден картузианцев; сильное влияние на монашество Б. оказал Дионисий Картузианец.
В XV в. епископы в Б. стали назначаться герцогами Бургундскими и лишь утверждались папами. Имели место столкновения с франц. королями, стремившимся сохранить за собой право назначать епископов Турне, что привело к схизме в 1483-1505 гг., когда на эту кафедру было назначено сразу 2 епископа. Все епископы XV - нач. XVI в. были тесно связаны с бургундским двором, являлись родственниками герцогов, вели придворную жизнь, не появляясь в своих еп-ствах. При Габсбургах это явление стало распространенным, причем мн. епископы занимали одновременно неск. кафедр. Расцвет светской ренессансной культуры и одновременно упадок местной церковной жизни способствовали быстрому распространению идей Реформации и протестантизма в Б. с 20-х гг. XVI в.
Территория Б. вошла в состав владений дома Габсбургов в 1482 г. в результате династического брака имп. Максимилиана Габсбурга и Марии Бургундской, наследницы части владений герц. Карла Смелого. Вместе с совр. территорией Б. в Римско-Германскую империю вошли также почти все совр. Нидерланды, юж. часть Фландрии, графство Артуа (совр. территория Франции) и Люксембург, к-рые впосл. составили особый наследственный габсбургский округ, не подлежащий разделению. В нач. XVI в. после женитьбы герц. Филиппа Бургундского (король Испании 1504-1506) на Хуане Испанской Нидерланды перешли под контроль испан. короны. В 1555 г. имп. Карлом V Габсбургом, объединившим под своей властью австр. и испан. владения, был проведен раздел империи, и Нидерланды отошли под власть кор. Испании Филиппа II.
Идеи М. Лютера стали распространяться на территории Б. очень рано, так что уже в 1521 г. правительство по требованию католич. Церкви вынуждено было издать законы против еретиков («плакаты»). Лувенский ун-т осудил тезисы Лютера. В июле 1521 г. в Генте было проведено сожжение 3 тыс. еретических книг, на к-ром присутствовали император и король Дании. В 1522 г. Карл V создал имп. инквизицию. В 1523 г. в Брюсселе по приговору инквизиции были сожжены 2 монаха-августинца, ставшие сторонниками Лютера. Однако репрессивные меры не смогли остановить распространение протестантизма. В 30-х гг. XVI в. в Б. появляются анабаптисты, к-рые в 1534-1535 гг. организовали ряд восстаний, вызвавших еще более жестокие преследования протестантов. Ранний этап Реформации в Б. носил скорее характер национально-политического, нежели религ. протеста, в результате чего ни лютеранство, ни анабаптизм здесь не привились. С нач. 40-х гг. XVI в. реформация в Б. переходит в русло кальвинизма.
По просьбе кор. Филиппа II папа Римский Павел IV в провинциях Испан. Нидерландов провел реформу церковного управления: были основаны 14 новых еп-ств, а затем 18 еп-ств объединены в 3 церковные провинции, не зависимые от Реймсского и Кёльнского архиепископов. В 1559 г. на территории совр. Б. были учреждены архиеп-ство Мехелен и еп-ства Ипр, Брюгге, Гент, Антверпен и Намюр. Еп-ство Льеж оставалось подчиненным церковной пров. Кёльн. Законы, принятые Филиппом II против еретиков, задели различные слои населения Нидерландов. Оговорка о назначении епископами лишь богословов с университетским образованием отнимала возможность стать епископами у представителей местных дворянских фамилий, а намерение содержать епископов за счет мон-рей увеличивало расходы аббатов, также выходцев из местных дворян. Попытки Филиппа II уменьшить свободы и привилегии городов и управлять ими с помощью иностранных чиновников вызвали недовольство нидерланд. дворянства, купечества и буржуазии. Вскоре начались открытые выступления против католич. Церкви, к-рую обвиняли в злоупотреблениях и ограблении народа. С нач. 60-х гг. XVI в. кальвинист. консистории в крупных торгово-промышленных центрах (Турне, Антверпене и др.) перешли к организации массовых выступлений. На кальвинист. проповеди, в к-рых обличалось «идолопоклонство» католич. Церкви и к-рые проходили обычно в окрестностях городов по ночам, стекались толпы бедных людей, привлеченных не только религ. рвением, но и раздававшейся милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием.
Началом Нидерландской революции и т. н. освободительной войны (1566-1648), вызванных комплексом политических, социальных и религ. факторов и принявших форму конфессионального противостояния между католиками и протестантами, стало «иконоборческое» восстание. В авг. 1566 г. вооруженные отряды начали погромы церквей, уничтожение икон, статуй святых и проч. предметов католич. культа в окрестностях Хондсхота, Армантьера, Кессела. За неск. дней восстание, направленное против католич. Церкви, главной опоры испан. властей, распространилось на 12 из 17 провинций страны. Ок. 5500 храмов и мон-рей подверглись опустошительным погромам. В ряде мест повстанцы уничтожили церковные и монастырские поземельные грамоты, закладные и долговые расписки, разгоняли монахов и избивали священников. Наиболее острые формы это противостояние приобрело на севере, в голл. землях, Б. хотя и участвовала на первом этапе в освободительной войне, но сохранила верность католич. Церкви. Восстанием руководили обычно кальвинист. консистории, а иногда - отдельные дворяне-кальвинисты. 23 авг. 1566 г. Маргарита Пармская, наместница кор. Филиппа II, вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, допущении кальвинист. проповедей там, где они уже проводились ранее. Окончательно решить все эти вопросы должен был король.
Филипп II в 1567 г. послал в Нидерланды карательную армию во главе с герц. Альбой, чтобы подавить выступления своих противников, на севере вспыхнуло восстание оппозиционного дворянства, возглавляемого принцем Вильгельмом Оранским, объявившим себя протектором сев. провинций. Юж. провинции капитулировали и остались верными испан. короне и католич. Церкви. 8 нояб. 1576 г. в Генте Генеральные штаты всех 17 провинций обнародовали т. н. «Гентское умиротворение», соглашение о союзе между Голландией, Зеландией, др. сев. провинциями, выступившими против власти испанцев еще в 1572 г., и юж. землями, к-рые также участвовали в освободительной борьбе, но не собирались отказываться от католич. веры. Одним из пунктов договора была отмена «плакатов» против еретиков и освобождение арестованных на их основании лиц. Религ. культу гарантировалась свобода в том виде, какой существовал в каждом городе до созыва Генеральных штатов, что означало взаимную терпимость католиков и протестантов.
После очередных военных действий сторонников Генеральных штатов и приверженцев нового испан. наместника дона Хуана Австрийского в Брюсселе, Антверпене, Ипре, Генте были созданы революционные «комитеты восемнадцати», тесно связанные с кальвинистски настроенными консисториями. Вопреки «Гентскому умиротворению» «комитеты» ввели свободу кальвинист. богослужения. Гент заключил союз с др. городами Фландрии и Брюсселем в борьбе с католиками. Осенью 1578 г. католич. дворянство провинций Артуа и Эно выступило против Генеральных штатов и стало вести переговоры с испан. наместником в Нидерландах А. Фарнезе; 6 янв. 1579 г. они заключили офиц. союз (Аррасская уния). Соглашение предполагало сохранение католич. веры в этих землях. 23 янв. 1579 г. сев. провинции, ядро к-рых составляли Голландия, Зеландия, Фрисландия и Утрехт, в ответ на это заключили Утрехтскую унию, к к-рой впосл. присоединились крупнейшие города Фландрии и Брабанта, в т. ч. и Гент. После низложения Филиппа II (1581) в сев. части Нидерландов на основе Утрехтской унии возникла Республика Соединенных провинций - Голландия (совр. Нидерланды). Ее независимость была признана Испанией лишь в 1609 г. Юж. провинции (территория совр. Б.) остались под властью Испании.
В течение XVII в. юж. провинции, получившие название Испан. Нидерланды, оставались ареной борьбы монархий испан. Габсбургов и франц. Бурбонов. Многолетние военные конфликты на территории страны, использование ее в политической игре европ. держав привели к быстрому упадку прежней экономической мощи городов и общественной жизни. Крупнейшие центры экономической и финансовой жизни Европы в XV-XVI вв. Антверпен, Гент и Брюгге вскоре превратились в небольшие торгово-ремесленные центры местного значения. В 1648 г. по Вестфальскому миру Испания уступила часть Фландрии, Брабанта и Лимбурга Соединенным провинциям, а в войнах против Франции во 2-й пол. XVII в. Испания лишилась нек-рых юж. пограничных районов Испанских Нидерландов (Зап. Фландрия, Артуа), уступив их франц. кор. Людовику XIV. В период войны за Испанское наследство (1701-1714) юж. провинции превратились в арену военных действий. Людовик XIV упорно стремился завоевать эти территории, но фактически они находились под контролем Соединенных провинций и Англии. По Утрехтскому миру 1713 г. и Раштаттскому миру 1714 г. Испанские Нидерланды отошли к австр. Габсбургам и при австр. имп. Карле VI стали именоваться Австр. Нидерландами. Религ. реформы имп. Иосифа II в 80-х гг. XVIII в. (см. ст. Иозефинизм), подрывавшие устои католич. Церкви (конфискация собственности монашеских конгрегаций), вызвали противодействие и отчасти стали причиной восстания 1787 г., накануне т. н. Брабантской революции. В янв. 1790 г. Национальный Конгресс провозгласил создание независимого гос-ва Соединенных штатов Б. Правительство нового гос-ва, состоявшее из представителей консервативной аристократической партии «ноотистов», пользовавшихся поддержкой католич. духовенства, было свергнуто имп. Леопольдом II (1790-1792).
В 1792 г. Б. была оккупирована франц. республиканской армией, с окт. 1795 г. бельг. провинции входили в состав революционной франц. республики. Католич. Церковь в целом сохранила прочные позиции в стране. В первые годы франц. правления были попытки запрета религ. праздников, высылки священников и закрытия католич. храмов. В 1794 г. был закрыт Лувенский ун-т. Однако после восстания фламанд. крестьян в 1798 г. власти были вынуждены отказаться от репрессивных акций и в дальнейшем перейти к политике веротерпимости. При имп. Наполеоне I было проведено неск. реформ по территориальному и структурному преобразованию еп-ств: восстановлено архиеп-ство Мехелена и еп-ства Гента, Льежа, Намюра и Турне.
На Венском конгрессе 1815 г. все провинции Нидерландов (Б. и Голландия) были объединены в Нидерландское королевство. Новый кор. Вильгельм I, протестант. вероисповедания, провел ряд преобразований в религ. сфере: объявил о предоставлении равенства всем конфессиям и создании системы светского начального образования, что вызвало недовольство сформировавшейся католич. оппозиции. В 1825 г. из страны по приказу короля были изгнаны иезуиты и монахи конгрегации Христовых братьев. В 1828 г. католич. оппозиция объединилась с политической либеральной оппозицией, сформировав единый Национальный фронт. Этот союз получил название «унионизма», поддерживался почти 20 лет и стал основной силой в борьбе Б. за независимость.
В 1830 г. под влиянием революции во Франции в Б. была провозглашена независимость. Конституция 1831 г. закрепила гос. строй конституционной монархии и федеративное политическое устройство, а также свободу вероисповеданий, декларировав равенство на гос. уровне католичества, протестантизма и иудаизма. В первые годы существования нового гос-ва адм. посты были поделены в основном между либералами и католиками. Была создана Конференция католич. епископов (1830). В сер. XIX в. остро встали проблемы, связанные с системой образования. Либералы, выступавшие за офиц. светские школы, в к-рых курс религии заменялся курсом морали, имели большинство в парламенте с 1847 по 1870 г. С 1870 по 1914 г. (за исключением 1879-1884) у власти находилась католич. партия. Либералы провели через парламент закон, предусматривающий отделение школ от Церкви (1879), в 1884 г. был отменен католиками, в программу начальных школ возвращены религ. дисциплины. Католики укрепили свою власть в 1893 г., приняв закон, предоставивший право голоса всем мужчинам старше 25 лет. После появления энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891) в Б. стали организовываться католич. профсоюзы. В 1904 г. создан Генеральный секретариат христ. профсоюзов, преобразованный в 1909 г. в Конфедерацию христ. профсоюзов.
В XX в. во время первой и второй мировых войн Б. была оккупирована герм. армией. На территории Б. происходили активные военные действия.
Споры о системе образования оставались довольно острыми и во 2-й пол. XX в. В 50-х гг. конфликт по поводу гос. субсидирования частных (католич.) школ угрожал единству Б. В 1955 г. социалистическая и либеральная партии объединились, чтобы принять законы, сокращавшие расходы на частные школы. После того как социально-христ. партия (бывш. католич. партия, исключившая из своей программы пункты о сугубо конфессиональном характере) в 1958 г. возглавила правительство, был разработан компромиссный закон, ограничивший долю приходских церковных учреждений, финансировавшихся из гос. бюджета.
Представители католич. Церкви в Б. принимали непосредственное участие в Ватиканском II Соборе. Кард. Л. Сюненс был одним из 4 модераторов Собора, еп. Брюгге Э. де Смедт был одним из разработчиков Декрета о религ. свободе, профессора Лувенского католич. ун-та Г. Филипс, Л. Серфо и Г. Тильс принимали участие в создании догматической конституции «Lumen gentium» и пастырской конституции «Gaudium et spes». В 1967 г. католич. Епископской конференцией была создана Католич. экуменическая комиссия, в составе к-рой секции по диалогу с англиканами, православными, протестантами и иудаистами, и комиссия по отношениям с мусульманами.
Во 2-й пол. XX в. в Б. обострилась национально-языковая проблема. В 1967 г. католич. еп-ство Льежа было поделено на фламандскоязычное еп-ство Хасселта и франкоязычное еп-ство Льежа, в 1970 г. Лувенский ун-т был разделен на фламандско- и франкоязычные ун-ты (Katholike Universiteit Leuven и Université catholique de Louvain). С 1970 г. проводилась гос. конституционная реформа с целью преобразовать Б. в федеративное гос-во. В февр. 1994 г. кор. Альберт II подписал дополнения к Конституции 1831 г., определившие совр. гос. устройство Б.
Отношения между гос-вом и религ. орг-циями, представленными в Б., регулируются Конституцией 1831 г. с добавлениями 1994 г. Ст. 19 гарантирует свободу богослужений, их беспрепятственного и публичного совершения. Ст. 20 утверждает, что никто не может быть принужден к.-л. образом к участию в богослужении к.-н. из религий либо признавать религ. праздник днем отдыха. Ст. 21 подчеркивает, что гос-во не имеет права вмешиваться в назначение священнослужителей, препятствовать им в связях с их церковными властями, публиковать соответствующие акты и т. д. В ст. 181 говорится, что заработная плата и пенсия для служителей культа возлагается на гос. бюджет.
Ст. 24 (п. 1) Конституции устанавливает принцип свободы родителей в выборе образования для своих детей. Школы, организуемые гос. властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием нерелиг. морали. Согласно п. 3 ст. 24 все учащиеся имеют право на духовное и религ. обучение за счет гос-ва. Правительство разрешает проведение в гос. школах религ. уроков, но не требует от учеников их обязательного посещения. Преподаватели духовных дисциплин в гос. школах отбираются комитетом соответствующей религ. группы и назначаются министром образования. Все гос. школы имеют учителей по каждой из 6 признанных религий и конфессий. Католич. Церковь имеет также сеть частных школ начального и среднего уровней, к-рые получают правительственные субсидии.
Хотя бельг. законодательство признает теоретическое равенство между всеми религиями, офиц. признание имеют: католицизм, протестантизм и иудаизм (с 1830), англиканство (с 1870), ислам (с 1974), Православие (с 1988). Они получают из гос. бюджета зарплаты для священнослужителей, имеют нек-рые др. привилегии. Среди них право запрашивать гос. субсидии для строительства и реставрации церковных зданий, право на радио- и телевизионное время, право назначать армейских и тюремных священников, чья деятельность оплачивается гос-вом, возмещение местными органами власти расходов церковной администрации.
Правительство применяет 5 критериев для офиц. признания религ. орг-ций: наличие структуры и иерархии; наличие достаточного количества членов; длительное существование на территории Б.; представление социальной ценности для общества; соблюдение законов гос-ва и общественного порядка. Эти критерии указаны в постановлении кассационного суда от 1834 г. о том, что никакие субъективные ценности не должны использоваться при определении того, что составляет религию. Если религия не признана Мин-вом юстиции, решение может быть обжаловано в Гос. совете. Отсутствие статуса «признанной» не запрещает членам орг-ции свободно вести религ. деятельность.
В 1999 г. Евангелистская ассоциация объявила о дискриминации по причине отказа правительства предоставить ей статус «признанной» отдельно от признанной в 1831 г. протестант. конфессии.
Нерелиг. философские орг-ции (libres penseurs) являются 7-й признанной «религиозной общностью»: их организационная структура - Центральный совет нерелиг. философских общин Б. получает средства и имеет привилегии, равные тем, что имеют 6 признанных гос-вом религий и конфессий. По данным правительства, такие орг-ции объединяют 12% населения.
Правительство Б. предпринимает действия против групп, к-рые рассматриваются как «секты, причиняющие вред». В 1997 г. парламентская комиссия, созданная правительством для выработки мер по противодействию потенциальным опасностям со стороны сект, опубликовала отчет, в к-ром секты были подразделены на 2 категории. Ко 2-й категории относятся сектантские орг-ции, приносящие вред, они определены как «группы, имеющие или претендующие на философскую или религиозную цель, но чья практика нарушает закон и приносит вред индивидам или обществу или наносит ущерб человеческому достоинству». К отчету был приложен список из 189 сектантских орг-ций, ни одна из к-рых не характеризовалась как «приносящая вред». В мае 1998 г. парламент принял закон о создании Информационного центра по вопросам сектантских орг-ций, приносящих вред. Центр начал сбор информации по широкому кругу религ. и философских групп. В дек. 1998 г. парламент принял закон, обязывающий службу гос. безопасности Б. рассматривать приносящие вред сектантские орг-ции как представляющие потенциальную опасность для гос-ва.