АБИССИНИЯ
[араб. , эфиоп. ], старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников. Свое происхождение слово ведет от южноарав. эпиграфического hbšt/hbšt-n (хабашат) - так в офиц. письменной традиции Сабейского и Химьяритского царств называли подданных царя Аксума, к-рые вместе с собственно аксумитами ('ksm-n) в III в. участвовали в борьбе за гегемонию в Юж. Аравии. В аксумских надписях (RIE 185 I-II, 185 bis I-II) хабашат упоминаются в титулатуре царя Эзаны (сер. IV в.); вероятно, так обозначались племена, обитавшие в центр. областях Аксумского царства (на востоке совр. эфиоп. пров. Тыграй). В раннее средневековье топоним А. в форме аль-Хабаша утвердился среди арабов, а позднее был заимствован из арабо-мусульманской среды самими эфиопами. До недавнего времени этот термин широко использовался в отечественной и зап. лит-ре, но после 1945 г. стал выходить из употребления.
Ист.: RIE. T. 1. P. 241-250; T. 2. Pl. 99-108 [надписи 185 I-II, 185 bis I-II] (рус. пер.: История Африки. С. 167-169).
Лит.:
Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию / Ред., предисл. и примеч. Д. А. Ольдерогге. Л., 1955. С. 32;
Drewes A. J. Inscriptions de l'Éthiopie antique. Leiden, 1962. P. 2-3, 90-92;
Irvine A. K. Habashat // EI. Vol. 3. P. 9-10;
Ullendorff E. Habash, Habasha. I: Arrière-plan historique // Ibid. P. 3-5;
Robin Chr.
J. La première intervention abyssine en Arabie méridionale (de 200 à 270 de l'ère chrétienne) // Proceedings of the 8th Intern. Conf. of Ethiopian Studies / Ed. by Taddese Beyene. Addis Ababa, 1989. Vol. 2. P. 152-154;
Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 36;
Albert M., Beylot R., Coquin R.-G., Outtier B., Renoux Chr. Christianismes orientaux: Introd. à l'étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 221.
С. А. Французов