Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИ
43, С. 449-450 опубликовано: 3 марта 2021г.


МАРИ

Руины т. н. нового дворца. Нач. II тыс. до Р. Х.
Руины т. н. нового дворца. Нач. II тыс. до Р. Х.

Руины т. н. нового дворца. Нач. II тыс. до Р. Х.
В III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия). Согласно археологическим данным, город был основан в нач. III тыс. до Р. Х.; первые упоминания о М. в письменных источниках относятся к XXV в. до Р. Х. В архивах Эблы (XXIV в. до Р. Х.) М. предстает столицей крупного регионального царства, владевшего долиной среднего Евфрата и соперничавшего с Эблой за господство над Сев.-Зап. Сирией. В царствование Саргона Древнего (ок. 2316-2261 гг. до Р. Х.) город попал под власть Аккада, и в течение 3 веков им управляли наместники; вновь он обрел фактическую независимость и значительное влияние в эпоху III династии Ура. В XIX в. до Р. Х. в М., как и во мн. др. царствах Месопотамии, установилась аморейская династия. Ок. 1810-1805 гг. до Р. Х. к власти пришел Яхдун-Лим, в правление к-рого царство боролось против крупных гос-в - Ямхада, Эшнунны и державы Шамши-Адада I. В 1792 г. город был захвачен войсками Шамши-Адада I, и вскоре его сын Ясмах-Адад стал наместником обширной части державы со столицей в М.

После смерти Шамши-Адада I в 1775 г. до Р. Х. его держава распалась, и к власти в М. пришел представитель прежней городской династии Зимри-Лим. В его правление территория царства охватывала долину Евфрата от Хита на юге до Эмара на севере, а также долины рек Хабур и Балих. В этноязыковом составе населения царства преобладали т. н. амореи, т. е. неаккадские семитские народы; нек-рую часть населения составляли носители аккад. диалектов. В вассальной зависимости от царя М. находились многочисленные города-гос-ва в области верхнего Хабура и его притоков; кроме того, Зимри-Лим считался верховным предводителем скотоводческого племени сималь, кочевавшего по всей территории В. Месопотамии и составлявшего основу военной мощи царства. После успешного отражения вторжения Эшнунны в 1771 г. до Р. Х. царство М. вошло в число «великих держав» эпохи, к к-рым современники относили также Вавилон, Ларсу, Ямхад, Эшнунну и Элам. Однако война с Эламом в 1765 г. до Р. Х. подорвала ресурсы М., и в 1761 г. до Р. Х. город был захвачен войсками вавилонского царя Хаммурапи. В 1759 г. до Р. Х. был уничтожен пожаром дворец и снесены городские укрепления.

Ок. 1742 г. до Р. Х. в границах прежнего царства М. возникло т. н. царство Хана, к-рое существовало до нач. XI в. до Р. Х. История царства известна плохо, его название (Хана) засвидетельствовано только с XV в. до Р. Х. Независимое существование царства прерывалось периодами господства Вавилонии, Митанни и Ассирии. Согласно одной из гипотез, столицей «царства Хана» был город М.

Раскопки М. ведутся франц. археологической экспедицией под рук. А. Парро (с 1933), Ж. К. Маргерона (с 1979) и П. Бюттерлена (с 2005). С 2011 г. памятник подвергается разграблению и разрушению. Архитектурный ансамбль включает городские укрепления, жилые дома, культовые сооружения (крупнейшее из них - храм Иштар III тыс. до Р. Х.) и 3 дворца разных эпох. Среди них выделяется «новый» дворец нач. II тыс. до Р. Х. общей площадью 2,5 га - один из крупнейших дворцовых комплексов древней Месопотамии, включавший более 300 помещений, часть из к-рых образовывали 2-й этаж, и внутренние дворы. На руинах дворца в XIV-IV вв. до Р. Х. сложился обширный некрополь с богатыми захоронениями. Поселения на территории, занимаемой теллем, существовали до III в. по Р. Х., однако слои, датируемые после 1759 г. до Р. Х., мало изучены и частично уничтожены эрозией. В окрестностях М. существовала развитая система ирригационных сооружений.

Предметы, найденные при раскопках М., находятся в Лувре (Франция), в музеях Дамаска, Халеба и Дайр-эз-Заура (Сирия). Среди находок - высокохудожественные ювелирные изделия, статуи правителей и вельмож (Ишки-Мари, Эбих-Иль, Ур-Нанше и др.), божеств («богиня с изливающимся кубком» и др.) и животных. Особое место среди произведений искусства занимают не знающие аналогов в Месопотамии III-II тыс. до Р. Х. стенные росписи, в т. ч. знаменитая «Сцена инвеституры».

Таблица царя Зимри-Лима. Ок. сер. XVIII в. до Р. Х. (Лувр, Париж)
Таблица царя Зимри-Лима. Ок. сер. XVIII в. до Р. Х. (Лувр, Париж)

Таблица царя Зимри-Лима. Ок. сер. XVIII в. до Р. Х. (Лувр, Париж)
При раскопках М. было обнаружено более 20 тыс. клинописных табличек. Наиболее ранние из них - неск. десятков адм. текстов раннединастического и староаккадского периодов (сер.- 2-я пол. III тыс. до Р. Х.). Ок. 2 тыс. документов хозяйственной отчетности датируется ранним старовавилонским периодом (нач. II тыс. до Р. Х.), в них используется особый тип сирийской архаизирующей письменности (шакканакку) в сочетании с особым диалектом аккад. языка. Остальные таблички из М. относятся к правлениям 3 последних царей города - Яхдун-Лима, Ясмах-Адада и Зимри-Лима. Эти тексты, написанные классическим старовавилонским письмом на старовавилонском языке, происходят из неск. архивов, хранившихся в царском дворце и принадлежавших царю, царице и дворцовым чиновникам. В архивах примерно в равной степени представлены адм. документы и переписка; неск. сот табличек содержат тексты юридического или лит. содержания, в т. ч. неск. произведений на шумерском и хурритском языках. Архивы М.- важнейший и во мн. случаях единственный источник сведений по политической истории и социально-экономическому устройству как царства М., так и всей Передней Азии 1-й пол. XVIII в. до Р. Х. Кроме того, эти тексты содержат уникальные данные о сир. и месопотамской культуре и религии нач. II тыс. до Р. Х.

Тексты из М. издаются в основном в сериях: Archives royales de Mari (P., 1946-2012. Vol. 1-32) и Florilegium Marianum (P., 1992-2014. Vol. 1-14). К наст. времени опубликовано ок. 9 тыс. табличек.

В первые десятилетия после открытия архивов М. большую популярность приобрел поиск параллелей между содержанием текстов из М. и ВЗ (работы А. Казелля, А. Маламата и др.). Это было связано прежде всего с тем, что в текстах из М. широко представлен аморейский (неаккадский семитский) лексический материал - как в антропонимике, так и в виде заимствований в аккадской письменной речи,- содержащий многочисленные изоглоссы с древнееврейским. Кроме того, тексты из М. пролили новый свет на раннюю историю «библейских мест» - Сирии и Вост. Средиземноморья, в целом слабо освещенную в клинописных источниках. Было отмечено сходство социально-культурных практик, засвидетельствованных в текстах из М. и в ВЗ: среди них выделялись племенная организация общества и связанные с ней обычаи, важная роль гадателей и прорицателей, культ каменных памятников и др. В обоих корпусах присутствуют следы общих фольклорных мотивов, а в нек-рых ветхозаветных сюжетах (напр., в Быт 14. 1-11), возможно в сильно измененном виде, отражены подлинные события XVIII в. до Р. Х., упомянутые в текстах из М.

В последние десятилетия возобладал скептический подход к подобным сравнениям (Д. Флеминг, Дж. М. Сассон и др.). Подчеркивается временна́я дистанция между XVIII в. до Р. Х. и временем составления ВЗ; кроме того, тексты из М. документируют в основном положение дел в В. Месопотамии и на среднем Евфрате, а не в юж. части Вост. Средиземноморья. Изоглоссы между древнеевр. и аморейской лексикой оказываются неспецифическими и объясняются в рамках сев.-зап. семитского (или центральносемитского) единства. Сходства в социально-культурной области объясняются как этнографические аналогии или региональные явления, охватывавшие всю древнюю Переднюю Азию.

Лит.:Parrot A. Mission archéologique de Mari. P., 1956-1968. 4 vol.; Malamat A. Mari and the Early Israelite Experience. Oxf., 1989; idem. Mari and the Bible. Leiden, 1998; Durand J.-M. Les documents épistolaires du palais de Mari. P., 1997-2000. 3 vol.; Actes de la table ronde «Les traditions amorrite et la Bible» // RAAO. 1998. Vol. 92. N 1-2; 1999. Vol. 93. N 1; Charpin D., Ziegler N. Mari et le Proche-Orient à l'époque amorrite: Essai d'histoire politique. P., 2003; Margueron J.-C. Mari, métropole de l'Euphrate au IIIe et au début du IIe millénaire av. J.-C. P., 2004; Chambon G. e a. Tell Hariri/Mari: Textes // Dictionnaire de la Bible: Suppl. P., 2008. N. 14. Fasc. 77/78. P. 213-456; Charpin D. Le «pays de Mari et des bédouins» à l'époque de Samsu-iluna de Babylone // RAAO. 2011. Vol. 105. P. 41-59; Sasson J. M. From the Mari Archives: An Anthology of Old Babylonian Letters. Winona Lake, 2015.
И. С. Архипов
Ключевые слова:
Страноведение. Сирия Города древние. Сирия Мари, в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия)
См.также:
АНТИОХИЯ (совр. Антакья, Турция), город на р. Оронт, истор. центр Антиох. Правосл. Церкви
АПАМЕЯ Сирийская, древний город на р. Оронт
ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского
ДУРА-ЕВРОПОС древний город на берегу р. Евфрат
МАНБИДЖ город в Сев. Сирии, значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века
АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, город в Сирии