[Араб. - Остров арабов, евр. , , греч. ̓Αραβία], полуостров на юго-западе Евразии, центр формирования араб. этноса.
Античные авторы выделяли в А. 3 географических региона: 1) Каменистая А. на северо-западе Аравийского п-ова (территория царства набатеев, с нач. II в.- рим. пров. А., в IV-VI вв.- районы кочевий араб. племенных союзов Танукидов, Салихидов и Гассанидов); 2) Пустынная А. (основные регионы: Хиджаз - на вост. побережье Красного м., Неджд - в центральной части полуострова, Бахрейн - на юж. побережье Персидского зал.); 3) Счастливая А. на юге полуострова (Йемен), где сложилась высокоразвитая земледельческая цивилизация, существенно отличная от культуры кочевых араб. племен (см. Йемен).
В VI-IV тыс. до Р. Х. А. населяла семит. языковая общность, распавшаяся к концу этого периода на неск. этнолингвистических ветвей. К cер. II тыс. до Р. Х. сев. часть А. занимали носители западносемит. диалектов (аморреи на северо-западе и севере, арамеи на северо-востоке), центральную - носители т. н. южно-центральных семит. диалектов (именно они были прямыми этническими предками совр. арабов), юж.- носители т. н. южно-периферийных семит. диалектов. К нач. I тыс. до Р. Х. одно из племен южно-центральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В 1-й пол. I тыс. до Р. Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до наст. времени, обозначая уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемит. языка, к-рый стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов» в новом, обобщающем смысле слова, стал именоваться А. Ассир. тексты IX-VII вв. до Р. Х. называют арабами только одно из арабоязычных племен, но ВЗ и греч. ионийская историческая традиция уже употребляют термин «арабы» как обобщающее название для всех арабоязычных групп, а термин А.- как обозначение всего ареала их обитания, от границы Египта до Евфрата и Индийского океана. Особого племени арабов среди этих групп не знают ни ВЗ, ни «История» Геродота (ср.: II 30; III 4-5, 88, 107; IV 39). Очевидно, к сер. I тыс. до Р. Х. племя первоначальных арабов перестало существовать.
Южно-центральносемит. племена были главным компонентом этногенеза исторических арабов. Вторым компонентом были, по-видимому, племена, вышедшие из аморрейской среды Месопотамии и родственные древним евреям; эти племена проникли в А. ок. XIV в. до Р. Х. с севера. В результате в А. складываются племенные группировки пришельцев: иоктаниды (восток и юг), измаильтяне (север и северо-запад), кетуриты, в т. ч. мидианитяне (на западе от Акабского зал. до Аравийского м.) и «сыновья востока» (евр. , на вост. окраинах Сирии). Все они возводили себя к общим с евреями предкам: иоктаниды - к Еверу через его сына Иоктана (Быт 10. 25-30), остальные - к Аврааму (Быт 25. 1-6, 12-18). Возможно, в ветхозаветных родословиях потомством Иоктана считались племенные союзы и гос-ва, созданные более ранней волной пришельцев с севера, а потомством Авраама - племена более поздней волны. С самого начала группы пришельцев смешивались с собственно араб. (южно-центральносемит.), а также с южно-периферийными семит. племенами. С оттоком арамеев из Сирийской степи в Сирию и Месопотамию (X в. до Р. Х.) собственно арабы продвигаются на север, к рубежам «Плодородного полумесяца», где их появление впервые отмечают ассир. источники сер. X-IX в. до Р. Х. В результате этих процессов пришельцы с севера полностью смешались с арабами и перешли на араб. язык. Именно эти арабизированные племена составили основную массу позднейших арабов, большинство же исконно южно-центральносемит. племен в течение I тыс. до Р. Х. смешались с ними. С нач. I тыс. до Р. Х. ВЗ, описывая юж. и вост. окраины Палестины, перестает упоминать измаильтян, мидианитян и проч. сев. группы под их собственными именами, называя их арабами. Так в X-IX вв. до Р. Х. сложилась общность арабов в том виде, в каком о ней упоминается в ВЗ, какой ее знают ионийские географы и зафиксировали позднейшие источники. Бо́льшая их часть входила в племенные союзы, происшедшие из общности измаильтян, поэтому последующие поколения арабов обычно считали себя потомками Авраама от Агари (агарянами). Т. о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от др.- зап. семитов. В северо-центральной А. сложилось неск. основных племенных союзов: исконно араб. Ариби (вошел в состав др. племен к сер. I тыс. до Р. Х.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (библ. Наваиоф) (в нач. VI в. до Р. Х. образовал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до Р. Х. кочевые араб. племена скенитов заселили долину Ср., частично Н. Евфрата и бо́льшую часть В. Месопотамии. В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до Р. Х. захватили Набатейское царство.
На юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до Р. Х. сложились высокоразвитые гос-ва южно-периферийных семитов: Саба (библ. Сава), Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского гос-ва (кон. II в. до Р. Х.), за неск. веков объединившего всю Юж. А. В VI-VII вв. по Р. Х. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы».
В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р. Х. В Синодальном переводе термин «арабы» (евр. , ) обычно передается как «аравитяне». При этом Сев. А. иногда специально именуется «землей восточной» (евр. , ) (Быт 25. 6), а ее обитатели - архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар 4. 30 и др.). Различные страны и племена А. упомянуты в родословии сынов Ноя (Быт 10), где южно-периферийные семит. племена рассматриваются как потомки Хуша, сына Хама (Быт 10. 6-7). Поскольку мн. царства и народы Аравии образовались в результате смешения пришельцев-северян с местными жителями, названия нек-рых из них появляются в библейских родословиях по 2 раза. Так, напр., Дедан - потомок Хама (Быт 10. 7) - может рассматриваться как эпоним местного элемента, а Дедан - потомок Авраама (Быт 25. 3) - как эпоним пришлого в составе одного и того же племени Дедан.
Свящ. Писание (Пс 71. 10) различало северо-центральную А. и юг полуострова (обобщенно именующийся Сава) как разные регионы в соответствии с реальной этнической ситуацией того времени (арабоязычные племена - в А., носители южно-периферийных семит. языков - в Саве). В сер. X в. до Р. Х. Соломон установил союзные отношения с Савой, знаменитая царица к-рой даже приезжала в Иерусалим (3 Цар 10. 1-13), и получил дары от «всех царей Аравийских» (3 Цар 10. 15; 2 Пар 9. 14; ср.: Пс 71. 10, 15), т. е. от тех племен западно-центральной А., что обитали вдоль ее Красноморского побережья. Впосл. те же царства поддерживали дружбу с иудейским царем Иосафатом (2 Пар 17. 11). Известно о торговле этих гос-в с Тиром в VI в. до Р. Х. (Иезек 27. 20-22). Сава, будучи крупнейшим и наиболее процветающим царством Юж. А., также неоднократно упоминается в Библии (Иов 1. 15; Ис 60. 6; Иер 6. 20; Иез 27. 22; Иоиль 3. 8).
Сев.-зап. арабы были, напротив, враждебны Иудее. Арабы-меуниты в союзе с Аммоном и Моавом воевали против Иосафата (2 Пар 20. 1-2). В сер. IX в. до Р. Х. сев.-зап. арабы, соседи заиорданских «кушитов», вместе с филистимлянами воевали против иудейского царя Иорама (2 Пар 21. 16). В 1-й пол. VIII в. до Р. Х. иудейский царь Озия воевал против тех же народов (2 Пар 26. 6-7). Ок. 445 г. до Р. Х. царь Гешем Аравитянин вместе с правителями Самарии и Аммона пытался сорвать строительство стен, предпринятое Неемией в Иерусалиме (Неем 2. 19; 4; 6). Небольшое араб. племя заведеев, обитавшее в районе Дамаска, и его правитель «Завдиил Аравитянин» упоминаются в Первой книге Маккавейской (11. 16; 12. 31) при описании событий II в. до Р. Х. В эпоху Маккавеев араб. Набатейское царство выступало как союзник Иудеи (1 Макк 5. 25, 39; 9. 35; 2 Макк 5. 8), в то время как кочевые арабы Синая были покорены Иудой Маккавеем (2 Макк 12. 10-12). Об А. есть пророчества у Исаии (21. 13-17) и у Иеремии (25. 23-24). Свящ. Писание неоднократно упоминает мудрость жителей А. (Авд 8; Иер 49. 7; 3 Цар 4. 29-31).
До возникновения ислама (VII в. по Р. Х.) подавляющее большинство населения А. придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии. Распространение иудаизма и христианства в нек-рых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках по Р. Х. не изменило общей картины: в целом А. до Мухаммада оставалась политеистической. При этом религ. ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II-I тыс. до Р. Х. в юго-зап. части А. (Йемена), исповедовали особую религию со своим пантеоном и культом, к-рая имела свою разновидность в каждом из древнейеменских гос-в. Подданные Набатейского царства, обитатели Пальмиры, жители северомесопотамского г. Хатра, писавшие на арам. языке, но говорившие по преимуществу на североарав. диалектах, были приверженцами синкретических верований, в к-рых поклонение местным арав. божествам сочеталось с древними переднеазиатскими, эллинистическими, иран. и проч. культами. Сведения о языческих верованиях земледельцев и кочевников внутренних областей А. фрагментарны и рассеяны в основном по 2 группам источников: памятникам североарав. эпиграфики (деданские, лихьянские, сафаитские, самудские, хасаитские и проч. надписи) и средневек. сочинениям мусульм. авторов, к-рые писали о верованиях и обрядах времен ал-джахилий («неведения»). Дополнением к ним служат скупые сообщения ассир., античных и визант. источников. Полный список божеств можно воссоздать лишь для определенных периодов и отдельных мест (напр., для оазиса Тайма в V-IV вв. до Р. Х.), однако их функции, родственные взаимоотношения, связанные с ними культы и ритуалы, за редкими исключениями, остаются неизвестными. Что касается общей древней арав. мифологии, то само ее существование остается под вопросом. Так, почти безраздельно господствовавшая в нач.- сер. XX в. в арабистике и семитологии концепция Д. Нильсена об астральной триаде в наст. время отвергается большинством специалистов.
Первые сведения о божествах А. содержатся в анналах ассир. царя Асархаддона (680-669 до Р. Х.), к-рый в ответ на обращение арав. вождя Хазаела дал согласие возвратить в оазис Дума (араб. ) - культовый центр, существовавший вплоть до прихода ислама,- статуи божеств, увезенные его отцом Синаххерибом (705-681 до Р. Х.), перечисленные в следующем порядке: Атарсамаин, Даа, Нуха, Рулдау, Абириллу, Атаркурума. На первом и последнем месте в этом списке стоят различные местные ипостаси бога Астара, являвшегося главой пантеона древней Юж. А., но почитавшегося и за ее пределами. Нуха засвидетельствована в самудских и сафаитских надписях в форме nhy. Рулдау следует отождествить с rdw/rdy (Руда или Раду), природа к-рого неясна. Одни исследователи считают rdw/rdy муж. божеством (Геродот (III, 8) называл его Ороталт и рассматривал как воплощение Диониса), др.- хтонической богиней земли и плодородия. Божества Даа и Абириллу нигде более не упоминаются. В оазисе Тайма в сер. I тыс. до Р. Х. почитались 3 божества, очевидно арам. происхождения: Цалам (slm, букв.- статуя, идол), Cангила (śngl' ) и Ашима (' šym' ), функции к-рых неясны. В оазисе Эль-Ула (древнем Дедане) и Сев. Хиджазе племена, составлявшие надписи на лихьянском языке, особо почитали бога зу-Габата (d-gbt), имя его истолковывают либо как «Владыка зарослей», либо как «Властитель Эль-Габы» (местности в районе Медины). Др. божества Лихьяна, такие, как хан-Актаб (hn-' ktb) и Аглибон, имеют параллели в набатейской (аль-Китба) и пальмирской религиях (Аглибол). В г. Карьят-эль-Фав в первых веках по Р. Х. главным божеством являлся Кахл (Кахил), на что указывает само название этой столицы древнего Киндитского царства - Кахилево селение (qryt/dt/khl-m).
Члены религиозно-племенного объединения самудян ( , šrkt Tmwdw), судя по набейско-греч. билингве из Эр-Раввафы, находившейся на территории покоренной римлянами Набатеи, придерживались имп. культа, почитая в своем храме Марка Аврелия и Луция Вера.
Магическая формула «Вадд-отец» (wd'b), часто встречающаяся в древнеарав. эпиграфике, указывает, что поклонение этому божеству было распространено по всей территории полуострова. Один из его культовых центров просуществовал в оазисе Думат-эль-Джандаль до прихода ислама.
По всей Аравии с сер. I в. до Р. Х. и до утверждения ислама (VII в. по Р. Х.) широко почиталась триада жен. божеств: аль-Лат (hn-lt, lt-n, ), аль-Узза (hn-‘ zy, ‘ zy-n, ) и Манат (mnt, mnwt, ). Они представлены в северо- и южноарав. эпиграфике, а также в араб. источниках. Манат принято считать богиней судьбы по созвучию ее имени с араб. манийа ( ) - рок. Природа 2 первых членов этой триады остается спорной. Так, еще Геродот (III, 8) отождествлял Алилат (т. е. аль-Лат) с Афродитой Уранией. Однако в набатейско-греч. билингве с о-ва Кос аналогом Афродиты объявлена аль-Узза. В подтверждение этого автор сирийско-араб. словаря X в. Бар Бахлул интерпретировал ее как божество планеты Венера. Как известно, эти богини считались «дочерями Аллаха» и особым почитанием были окружены в предысламской Мекке и ее окрестностях. Курайшитами наиболее почиталась аль-Узза, а племенем ас-сакиф - аль-Лат, идол к-рой находился в Эт-Таифе. Согласно мусульм. преданию, Мухаммад (принадлежавший к племени курайшитов) в одном из своих откровений фактически признал культ богинь, но вскоре объявил эти айаты ложными, произнесенными по наущению Шайтана, и в Коран вместо них вошли отвергающие существование богинь (53. 10-23).
О божествах, почитавшихся арабами накануне появления ислама, сведений сохранилось немного. Кроме вышеупомянутой триады в Мекке поклонялись Хубалу, очевидно, главному богу мекканского языческого святилища Каабы ( ). Позднее Кааба была объявлена Мухаммадом храмом «веры Авраамовой» ( ) и превратилась в важнейшую мусульм. святыню. Кузах ( ), по-видимому, считался богом восходящего Солнца. Существовал также культ Исафа ( ) и Наилы ( ) - 2 возлюбленных, совокупившихся в Каабе и превращенных за это в статуи, установленные у храма, что указывает на существование в Аравии института иерогамии («священного брака»).
Божества, к-рым поклонялись, имели вид либо статуи (Хубал в Мекке, Вадд в Думат-эль-Джандале), либо антропоморфной скалы (зу-ль-Халаса ( ) в Табале, аль-Джалсад ( ) в Хадрамауте), или это были священные камни и деревья. В качестве хранителей святилища выступали садины, к-рые не являлись жрецами. Частым атрибутом идола был Оракул. Гадали по стрелам, по полету птиц и бегу зверей, по внутренностям жертвенных животных и т. п. Существовали также прорицатели - кахины, к-рые в состоянии транса отвечали на вопросы, часто рифмованной прозой - садж. Рядом со мн. идолами находилось «запретное пастбище» - хима ( ). Если туда забредал к.-л. скот, то владельцы теряли право собственности на него. Как правило, таких животных (не только коз и овец, но даже верблюдов) приносили в жертву идолу и мазали его их кровью. Человеческие жертвоприношения среди доисламских арабов были редки и случались, как правило, во время войн: аль-Мунзир III принес в жертву аль-Уззе некоего знатного пленника. Одним из важнейших обычаев арав. политеизма было ежегодное паломничество к тем или иным святыням, приуроченное к определенным датам. Так, хадж ( ) в Мекку и поклонение Каабе приходились на конец 1-й декады месяца зу-л-хиджжа ( ). Племена, особо почитавшие Каабу, были объединены в своего рода амфиктионию, называвшуюся кабаил ал-хумс ( ) - племена ревностных. Большинство обрядов, соблюдавшихся ими во время паломничества, были освящены исламом и стали обязательными для всех мусульман.
Ислам безжалостно покончил с идолопоклонством. Сторонники Мухаммада и первого халифа Абу Бакра (632-634) разрушили кумиры арав. божеств и перебили садинов. В то же время появились предания, стремившиеся приукрасить расставание с языческим прошлым. Так, у ряда арав. племен, происходивших из Хадрамаута, сложились похожие легенды о низвержении идолов самим Аллахом, предварительно посылавшим откровения их хранителям, к-рые затем добровольно принимали ислам.
Начало распространения христианства в А. приходится на сер. IV в. Новая религия проникала в А. по 3 основным направлениям: с территории вост. провинций Римской империи в сев. часть полуострова (от границ империи до Ср. Месопотамии); из Ирана, гл. обр. через христ. общины Месопотамии, на острова Персидского зал. и в области, лежащие на его Аравийском побережье; наконец, благодаря транзитной торговле по Красному м. через Химьяритское царство на юге. В результате на полуострове образовалось 3 самостоятельных, непосредственно друг с другом не связанных очага христианства. Различной была и их историческая судьба.
Поздняя Римская, а затем Византийская империи пытались различными способами обезопасить границы своих ближневост. провинций от беспокойных соседей - арабов-кочевников. Христианизация верхушки бедуинских племен позволяла включить их в орбиту имперского влияния. Однако имперским властям пришлось довольно скоро столкнуться с настойчивым стремлением новообращенных арабов к иерархической независимости. Наиболее раннее упоминание о распространении христианства среди обитателей Сев. А. связано с царицей Мавией, христианкой, к-рая в 376 г. развязала войну против римлян и согласилась заключить с ними мир лишь при условии рукоположения во епископа для подчиненных ей арабов некоего Моисея, человека из ее племени. Требование царицы было выполнено, причем Моисей оказался убежденным противником арианства, к-рому в те годы покровительствовала имп. власть. Принятие христианства племенем Мавии следует датировать по крайней мере сер. IV в. К племени салих принадлежал Даджам (Зоком), христианин и ромейский филарх 2-й пол. IV в., известный церковным историкам. На 20-30-е гг. V в. приходится деятельность перешедшего на сторону Византии филарха «персидских арабов» Петра, к-рый достиг сана епископа.
Одновременно с христианизацией бедуинских вождей принятие новой веры арабами происходило «снизу». Значительную роль в этом сыграл св. Симеон Столпник, приобретший в сер. V в. особенный авторитет среди арабов из племенного союза Лахмидов.
К кон. V в. в сферу влияния Византии попадает племенной союз Гассанидов, к-рый разгромил вождей Салихидов и взял под контроль араб. племена визант. пограничья. Тогда же происходит обращение племени гассан в христианство. Самым ярким представителем династии Гассанидов был аль-Харис ибн Джабала (ок. 528-569), филарх арабов Палестины и патрикий Византийской империи. В то же время Гассаниды отнюдь не были визант. марионетками: их цари проводили свой курс и отстаивали собственные интересы, в т. ч. и в религ. сфере. Господствующим направлением христианства среди кочевавших у границ Византии арабов стало гонимое в империи монофизитство, что объясняется как желанием гассанидских правителей и подвластных им вождей отстоять свою самобытность в духовной сфере, так и влиянием сирийцев, этнически родственных арабам и в VI в. в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Н. В. Пигулевской о существовании сиро-араб. койне, на к-ром представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался еп. Иаков Барадей, основатель сир. Яковитской Церкви. Именно догматические, а по существу этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль-Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего неск. десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 30-х гг. VII в. отсутствие союзного Византии араб. гос-ва у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания).
Столица царства Лахмидов г. Хира (совр. Юго-Зап. Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Сев. А., несмотря на негативное отношение нек-рых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Еще во 2-й пол. IV в. мон-рь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В нач. V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский. Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70) и ан-Нуман III (580-602).
По сравнению с областями, близкими к Сирии, Палестине и Месопотамии, в глубь А. христианство продвигалось медленно. Во Внутренней А. обнаружено небольшое количество христ. археологических и эпиграфических памятников, наиболее значимыми среди к-рых являются 6 надписей на греч. языке из Сев. Хиджаза и культовое сооружение, раскопанное в Эль-Джубайле на востоке полуострова. И дело здесь не только в слабой изученности этого региона. Согласно мусульм. историку IX в. аль-Якуби, в доисламскую эпоху лишь незначительное количество араб. племен обратилось в христ. веру, причем подавляющее большинство из них (таглиб, танук, бахра, салих, гассан, лахм и тамимитское подразделение бану имра ал-кайс ибн зайд) обитали у сев. рубежей А. Принятие христианства нек-рыми представителями курайшитского рода Асад ибн Абд аль-Узза в Мекке объясняется их участием в транзитной торговле, тогда как переход в новую веру части кочевавших у северо-вост. окраины Йемена мазхиджитов скорее всего был связан с влиянием сильной христ. общины в Награне. К перечисленным племенам следует добавить неск. киндитских родов, боровшихся с Гассанидами за гегемонию в Сев.-Зап. А. в кон. V - нач. VI в.
После прихода ислама нек-рые обитавшие у границ Сирии североарав. племена, такие, как таглиб и танух, сохранили верность христианству, активно участвуя при этом в араб. завоеваниях. Халифы династии Омейядов (2-я пол. VII - 1-я пол. VIII в.), существенная роль в политике к-рых отводилась араб. племенной солидарности, терпимо относились к ним. С приходом же к власти династии Аббасидов ситуация резко изменилась, и вскоре последние остатки североарав. христианства исчезают. Так, танухиды вынуждены были принять ислам из-за репрессий аббасидского халифа аль-Махди (775-785). Тем не менее небольшие племена арав. кочевников, исповедовавших христианство, напр. бедуины-униаты из р-на Мадаба (Иордания), сохранились до наст. времени и в последние десятилетия попали в поле зрения этнографов.
Появление христианства в бассейне Персидского зал. связано с миссионерской деятельностью христиан Ирана, составивших в сер. V в. ядро несторианской Церкви. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. IV в. св. Абд Йашу крестил жителей одного из островов, расположенных у побережья Бахрейна (возможно, нынешнего о-ва Абу-Али), и основал там мон-рь. Примерно тогда же в регионе сложилось 2 митрополии: Бет-Катрайе, включавшая в себя Бахрейн, Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, очевидно, п-ов Катар, и Бет-Мазунийе, охватывавшая территорию совр. Объединенных Арабских Эмиратов и зап. часть Омана, с центром в Сухаре. Где проходила граница между ними, точно определить не удается. К наст. времени в Персидском зал. обнаружен ряд христ. археологических памятников, таких, как церковь на о-ве Файлака близ побережья Кувейта и монастырские комплексы на о-ве Сир-Бани-Яс, в Абу-Даби, на городище Эль-Хаур. Христианство в этом регионе А. сохранялось и после прихода ислама. По крайней мере, в 70-х гг. VII в. несторианская митрополия Бет-Катрайе продолжала существовать и насчитывала в своем составе неск. епархий. О дальнейшей ее истории почти ничего не известно. Возможно, cохранение несторианства в Йемене IX-XIII вв. связано с продолжением религ. и торговой деятельности несториан в Персидском зал. О распространении христианства в Юж. А. см. ст. «Йемен».