[араб. ; в южноарав. эпиграфике - g sn] (II в.- 30-е гг. VII в.), династия доислам. правителей из одноименного арав. племени, сыгравшая существенную роль в распространении христианства среди арабов, обитавших в VI в. у границ Сирии и Палестины, и в утверждении яковитского направления в монофизитстве. Хотя наименование Г. закрепилось в научной лит-ре, правильнее называть эту династию Джафнидами ( ) - по одному из знатных родов племени гассан, к к-рому принадлежали ее представители.
До кон. 70-х гг. XX в. сведения арабо-мусульм. источников по истории Джафнидов до их появления на рубежах Византии рассматривались как чисто легендарные. Недостоверным считался приведенный у Хамзы аль-Исфахани (Hamzae Isphanensis. T. 1. P. 114-122) список с перечислением 32 верховных вождей («царей») этого рода, в к-ром время пребывания каждого у власти в ряде случаев указано с точностью до месяца. Продолжительность их правления, составляющая 586 лет (по др. данным - 616 лет) на протяжении 16 поколений, воспринималась как вымысел, пока в среднесабейской надписи (Zayd ‘Inân 75) не было обнаружено упоминание о походе «против царей общин гассан, ал-азд, низар и мазхидж», предпринятом по приказу сабейского царя Илшараха Яхдуба I (нач. II в.) в сев. земли Йемена. Т. о., было доказано существование у гассана за 5 веков до ислама собственных царей, признававшихся соседями. Нашло подтверждение и араб. предание о происхождении гассан от племени, обитавшем в Юж. Аравии.
Использование по отношению к гассану термина «ша‘б», к-рым в древнем Йемене обозначались, как правило, общины оседлых земледельцев, указывает на его вхождение в социально-политическую структуру южноарав. цивилизации. Отчасти подобное словоупотребление объясняется неоднородностью этноплеменного состава гассана: подразделения ряда племен (напр., аздиты и хузаиты) получили это общее название по источнику воды в красноморской Тихаме, где они обитали. Не случайно аздиты упомянуты в надписи Zayd ‘Inân 75 непосредственно за племенем гассан. Вероятно, сведения о народе Γασανδῶν, или Κασανδρεῖς, у Агатархида Книдского (Diodor. Sic. Bibliotheca. III 45, 6-8; Phot. Bibl. 96), о gentes Gasani у Плиния Старшего (Plin. Sen. Natur. hist. VI 150) и об области Κασσανιτῶν χώρα у Клавдия Птолемея (Ptolem. Geogr. VI 7. 6), к-рая локализуется на зап. побережье Йемена, относятся к племени гассан.
В Большой Абаданской надписи, датированной 360 г., где повествуется о походах южноарав. аристократического рода Язъан в различные области Аравии, этот этноним встречается в выражении «земля гассана» (стк. 29: 'rd/g sn), локализуемая близ местности Эс-Сийи, северо-восточнее Мекки. Следов., за 2 века племя гассан переместилось к северу почти на 1 тыс. км. Примерно ту же территорию Г. контролировали и в сер. V в., когда один из их царей по просьбе племен ал-аус и ал-хазрадж совершил победоносный поход против иудеев оазиса Ясриб (см. ст. Медина). В этот период влияние Г. и возглавляемой ими группы племен ограничивалось узкими рамками Хиджаза и прилегающих к нему районов в отличие от царей кинды или Лахмидов, претендовавших на гегемонию в общеарав. масштабе; значительную роль в делах Аравийского п-ова Г. тогда не играли.
Ситуация резко изменилась на рубеже V-VI вв., когда племя гассан под предводительством рода Джафна по не выясненным до конца причинам переселилось к границам Сиро-Палестинского региона. Здесь оно столкнулось с филархами (греч. φύλαρχοι) Салихидами, потомками Зокома, т. е. Даджама (Джуджума), к-рые осуществляли оборону рубежей Византийской империи. Г. обратились в христианство, добились от византийцев разрешения поступить к ним на службу на тех же условиях, а затем разгромили и изгнали Салихидов, взяв под контроль сир. пограничье. После неск. столкновений с византийцами, пытавшимися им помешать, Г. в 502-503 гг. заключили с империей договор (fœdus) и обрели статус ее союзников (σύμμαχοι). Получая ежегодно денежное довольствие (annonæ fœderaticæ), они снаряжали отряды кавалерии для армии Византии. Вожди Г. официально именовались филархами и имели ранг клариссимуса (clarissimus, λαμπρότατος), а их верховный вождь (царь) был возведен в патрикии (patricius, ) и удостоен титула «глориозиссим» (gloriosissimus, ἐνδοξότατος). Его основной резиденцией стала Эль-Джабия, холмистая местность в 80 км к югу от Дамаска, где находились стоянки кочевников. Политическое значение Эль-Джабия сохранила и в раннеислам. время.
Первым представителем Г., вступившим в договорные отношения с Византийской империей, был Джабала, достоверных сведений о к-ром почти не сохранилось. Своего расцвета царство Г. достигло при его сыне аль-Харисе ибн Джабале (ок. 529- 569), к-рый вошел в историю как единственный из зависимых от Византии правителей, получивший от императора царский титул «василевс». Аль-Харис честно выполнял свои обязательства, участвуя как в подавлении смут в Палестине во время восстания самаритян (529-530), так и в войнах с сасанидским Ираном и зависимыми от них Лахмидами. Он не забывал об интересах Г. и подвластных им христ. араб. племен, что дало повод подозревать его в коварстве и измене. Приверженность аль-Хариса монофизитской доктрине и покровительство, к-рое он оказывал еп. Иакову Барадею, объяснялись скорее всего его стремлением отстоять этнокультурную самобытность арабов визант. лимеса. В годы правления аль-Хариса окончательно сложилось т. н. Гассанидское царство - кочевое протогос-во, игравшее роль буфера между Византией и арав. племенами, типологически схожее с Лахмидским и новым Киндитским царствами.
Политику отца продолжил сменивший его на престоле аль-Мунзир ибн аль-Харис (569-581), правитель (ἡγούμενος) области ромейских арабов. При нем обострились разногласия с Византией, недовольной чрезмерным усилением Г. Идеологическим знаменем противостояния имперским властям для аль-Мунзира и его подданных стало яковитское направление в монофизитстве. Вероломно захваченный вместе с женой и неск. детьми визант. чиновником (куратором) Магном, он был доставлен в 581 г. в К-поль и помещен имп. Тиверием II под домашний арест. Оставшийся на свободе старший сын ан-Нуман ибн аль-Мунзир устраивал набеги на визант. владения, но после переговоров с Маврикием, когда он был кесарем (т. е. до сер. авг. 582), попал в ссылку вместе с отцом. Ок. 585 г. царство Г. было разделено между 15 вождями араб. племен и прекратило существование.
Хотя главная резиденция Г. Эль-Джабия в отличие от столицы Лахмидов Эль-Хиры так и не превратилась в город, Г. благодаря интенсивной строительной деятельности повлияли на архитектуру доислам. Сирии. Возведенные ими на краю пустыни укрепленные замки, вероятно, послужили образцом для знаменитых дворцов Омейядов. Развалины одного из них, построенного аль-Мунзиром ибн аль-Харисом, обнаружены в 2 км к югу от рим. руин в Эд-Думайре и известны ныне как Эль-Бурдж. Во время раскопок резиденции омейядских халифов Каср аль-Хайр аль-Гарби найдены остатки яковитского мон-ря, сооруженного, судя по надписям, аль-Харисом ибн Джабалой в 559 г. Больше всего построек, приписываемых Г., локализовано в Сергиополе (Эр-Русафе). Возведение церкви (или претория) за сев. воротами города аль-Мунзиром подтверждено эпиграфически. Арабо-мусульм. традиция связывает с Г. ремонт старых и строительство новых водосборных цистерн в Сергиополе.
Г. внесли значительный вклад в становление араб. культуры. Они, как это традиционно было принято у бедуинских вождей, покровительствовали поэтам (напр., Лабиду и ан-Набигу аз-Зубйани. В землях, подвластных Г. наряду с Эль-Хирой Лахмидов, происходило формирование араб. письма. Царь аль-Харис упомянут в древнейшей датированной надписи, выполненной араб. шрифтом - 4-строчными граффити, вырезанными его подданным в 423 г. эры пров. Аравия (528-529) на горе Усайс, примерно в 100 км к востоку от Дамаска.
После распада царства Г. эта династия сохраняла нек-рое влияние до прихода ислама. Отдельные представители племени гассан, прибыв к Мухаммаду, добровольно приняли новую веру, но массовой исламизации племени не произошло. Последнему джафнидскому царю Джабале ибн аль-Айхаму (633-636) пришлось от имени имп. Ираклия вести переговоры с делегацией вторгнувшихся в Сирию мусульман. Отстаивая интересы Византии, он воспринимал арабов-завоевателей не столько как иноверцев, сколько как варваров, стоявших ниже его по социально-культурному уровню. Переход Джабалы вместе с отрядом арабов-христиан на сторону мусульман на 3-й день битвы на р. Ярмук (22 авг. 636) и обращение в ислам были обусловлены прагматическими соображениями: осознанием неизбежности поражения византийцев из-за раздоров среди высшего командования и желанием разделить с мусульм. войском плоды победы. Однако эгалитаризм раннего ислама оказался для Джабалы неприемлем: когда халиф Омар (Умар) ибн аль-Хаттаб потребовал от него возместить ущерб оскорбленному им рядовому бедуину, тот бежал в К-поль, раскаялся, вернулся в лоно христианства, был прощен и поселился в М. Азии. Большая часть племени гассан последовала за своим предводителем, а территорию его расселения заняло крупное племенное объединение тайитов.