[Государство Бахрейн; англ. The State of Bahrain], гос-во, расположенное в Юго-Зап. Азии, на одноименном архипелаге Персидского зал. В состав архипелага входят 33 различных по величине острова (Бахрейн, Хавар, Умм-Наасан, Мухаррак, Ситра, Джида и др.). Территория: 622 кв. км (или 695 - данные источников значительно расходятся). Столица: Манама (137 тыс.). Крупные города: Мухаррак, Ситра. География. Наиболее крупный остров архипелага Бахрейн имеет протяженность с севера на юг ок. 50 км, с запада на восток - 15 км; в центральной части острова находится невысокое плато, возвышаются отдельные «горы», самая высокая - Джебель-Дукан (134 м над уровнем моря). Острова окаймлены коралловыми рифами. Доминируют пустынные ландшафты. Климат тропический, с прохладной зимой и влажным летом. Население (на 2002): свыше 656 тыс. чел., из них бахрейнцы (бахарна - этническая общность, возникшая при смешении арабов и иранцев в период иран. завоевания) составляют 63%, араб. народы - 10, иранцы - 6%. Офиц. язык - араб., но широко распространены англ. (особенно в бизнесе), а также фарси и урду. Гос. устройство: конституционная монархия во главе с эмиром, к-рый является и верховным главнокомандующим вооруженными силами; правительство возглавляет премьер-министр. Деятельность политических партий запрещена. Действующая конституция принята 14 февр. 2002 г.
Ислам исповедуют 85% населения, из них мусульман-шиитов - 60%, суннитов - 40%. Христиане - ок. 44 тыс. чел. (7,3%), из них 28 тыс. католиков, ок. 2 тыс. православных, 13 тыс. протестантов; ок. 1,5% - приверженцы др. религий и верований.
Католическими приходами в Б. управляет Апостолический викариат Аравии, в юрисдикцию к-рого входят все приходы Аравийского п-ова.
Первое православное богослужение в Б. состоялось 24 мая 2002 г., в праздник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, литургию отслужил архим. Александр (Елисов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Власти разрешили проведение в стране правосл. богослужений и треб.
Община англикан входит в юрисдикцию еп-ства Кипра и Персидского зал. (учреждена в 1982). В 1982 г. в ц. св. Христофора Леонард Эштон был рукоположен во епископа новоучрежденного еп-ства Кипра и Персидского зал.; в 1986 г. церковь получила статус собора и стала резиденцией архидиакона Персидского зал. еп-ства Кипра и Персидского зал. Епископальной Церкви в Иерусалиме и на Ближ. Востоке.
Из протестантских деноминаций и сект известны Бахрейнские христианские братья.
Ислам. Конфликты между суннитами и шиитами остаются проблемой для страны. Суннитское меньшинство, к нему принадлежит и семья правящего эмира, имеет полноту власти и большую часть богатства страны. Мусульмане-шииты требуют увеличить свое представительство в правительстве, и периодически столкновения между ними и суннитами выходят за рамки политической борьбы.
Характерной особенностью религ. жизни в Б. являются проповеди имамов и хатибов в мечетях по пятницам. Исламские священнослужители сообщают верующим основные новости внутренней и внешней политики и дают их оценку. Как правило, акцент делается на примирение и одобрение действий властей. Либеральная арабоязычная газ. «Ахбар аль-Халидж» регулярно публикует наиболее значительные проповеди, прозвучавшие в мечетях.
Еще в III тыс. до Р. Х. архипелаг Бахрейн являлся важным торговым центром в Азии: через него осуществлялись связи Месопотамии с долиной Инда. Совр. ученые отождествляют Б. с существовавшим тогда гос-вом Дильмун.
Христианство пришло на Бахрейн в IV в. по Р. Х. вместе с миссионерами из Ирана, в кон. IV в. христиане, проживавшие на совр. территории Б., входили в митрополию Бет-Катрайе, включавшую также Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, вероятно, о-в Катар (см. статьи Арабы-христиане и Аравия).
В IV-VI вв. территория Б. входила в гос-во Сасанидов, в VII в.- в Арабский халифат. В это время здесь утвердился ислам. Вскоре Б. был присоединен к эмирату Ормуз. С сер. XIII в. Б. становится независимым араб. княжеством. В нач. XVI в. его захватили португальцы. В 1602 г. территория Б. вновь оказалась захвачена персами. Они были изгнаны в 1783 г. шейхом Ахмадом ибн аль-Халифа (выходцем из Кувейта), основавшим правящую до наст. времени династию эмирата Б.
Англичане впервые высадились на Бахрейне в 1820 г. С 1861 г. острова находились под брит. протекторатом. Б. в XIX в. был превращен в политический штаб Британской империи в Персидском зал.
Первой представительницей англикан. Церкви, поселившейся в Б., была англичанка Эмми Элизабет Уилкес, приехавшая в 1895 г. в составе Арабской миссии вместе с мужем Самуэлем Звемером. Церковные службы проходили в комнате, арендованной паствой. В 1904 г. д-р Хадтон, президент правления фонда Арабской миссии, посетив Б., пришел к выводу, что необходимо построить церковное здание. На собранные в основном в Америке деньги в 1906 г. построили небольшую церковь, к-рая была названа церковью Американской миссии. К сер. 30-х гг. XX в. в Манаме было мало англикан, основное количество их проживало в Ойл-Кемпе (с 1938 Авали), но там не было ни церкви, ни организованной общины верующих, не совершались службы, и только в 1937 г. был создан первый церковный совет. В 1944 г. церковный совет объявил об открытии фонда Англиканской (Епископальной) Церкви в Манаме. На церковном собрании 1946 г. решено было отложить строительство церкви из-за предполагаемых больших затрат и отсутствия кандидатуры священника. В февр. 1949 г. должность настоятеля храма согласился занять свящ. Ф. Томпсон, однако его кандидатура не была утверждена англикан. Иерусалимским епископом. Настоятелем стал свящ. Р. Рикелле, к-рый совершил первое богослужение в Б. 8 нояб. 1951 г. В авг. 1949 г. было получено место для здания церкви, шейх Б. Салман бен Хамад аль-Халифа утвердил проект строительства. 13 марта 1953 г. храм был освящен в честь св. Христофора, покровителя путешествующих. При храме в 1963 г. основана церковно-приходская школа. В марте 1971 г. возведено новое большое здание для школы. К 1989 г. существовало уже 4 школы, рассчитанные на 1600 учеников.
После вывода брит. войск из Персидского зал. решением ООН была признана независимость Б. (14 авг. 1971).
По конституции 2002 г., за исламом закрепляется статус гос. религии Б.; основой законодательства является шариат (ст. 2). Конституция объявляет равенство граждан перед законом; «не может быть дискриминации на религиозной основе» (ст. 18). Правительство финансирует и следит за деятельностью всех религ. орг-ций (ст. 7 b).