Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЙРУТ
4, С. 455-457 опубликовано: 26 марта 2009г.


БЕЙРУТ

[Берит; араб.   от семит. be'erot , мн. ч. от be'er - источник; греч. Βηρυτός], г. на вост. побережье Средиземного м., столица Ливанской Pеспублики. Впервые упоминается как небольшой финик. порт в документах Амарны (XIV в. до Р. Х.). Впосл. был в зависимости от Библа, входил в состав ближневост. империй - Ассирии, Ахеменидов, гос-ва Александра Македонского. После Александра принадлежал егип. Птолемеям, в 200 г. до Р. Х. был присоединен к гос-ву Селевкидов. В этот период выросло экономическое значение Б. как одного из ключевых портов Средиземноморья, связующего звена между Востоком и Западом. Завоеванный полководцем Августа Марком Агриппой, Б. был перестроен и заселен рим. ветеранами. В 14 г. до Р. Х. получил статус колонии - Colonia Julia Augusta Felix Berytus. В рим. эпоху Б. как самый романизированный из городов Востока выдвинулся на одну из ведущих ролей в Сирии, стал крупным адм. и культурным центром. Вассальные цари Иудеи в знак своей лояльности Риму вкладывали средства в строительство в Б.: Ирод I украсил город амфитеатром, банями, портиками и др. В Б. в нач. III в. возникла наиболее крупная провинциальная школа рим. права и риторики.

Распространение христианства в Б. относится к самому раннему времени, возможно, его посещали апостолы по пути из Иерусалима в Антиохию. Местная традиция связывает с Б. поединок с драконом вмч. Георгия, к-рый считается небесным покровителем города. В Б. учились мн. видные церковные деятели, такие как Памфил, учитель Евсевия Кесарийского, свт. Григорий Назианзин, Севир Антиохийский. В годы гонений Диоклетиана в рудники возле Б. ссылались христ. исповедники.

В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви, по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия, однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды. В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

Христ. присутствие в городе сохранялось в течение всего средневековья. Основными христ. общинами были мелькиты (православные) и марониты, имевшие в городе своих архиереев. В общем русле расширения контактов Маронитской Церкви с Римом в XV в. в Б. действовала миссия францисканцев - крупнейшая в Сирии.

В 1516-1517 гг. Сирия была завоевана Османской империей. Б., как и при мамлюках, остался в составе Дамасского вилайета (с 1660 - Сайдского вилайета). Городом управляли губернаторы, назначаемые Высокой Портой, но сохранявшие значительную автономию; иногда Б. переходил под контроль ливан. эмиров. В частности, в нач. XVII в. он вошел в состав владений эмира Фахр ад-Дина Маана, при к-ром пережил новый подъем, став одним из основных центров торговли ливан. шелком и хлопком с Венецией и Францией. Спрос европ. текстильной промышленности на ближневост. сырье обеспечил в XVII-XVIII вв. значительное оживление сиро-ливан. экономики и процветание портовых городов. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Б. в 1772 и 1773 гг. подвергался нападениям рус. флота; во второй раз город был взят после продолжительной осады, и до конца войны там находился рус. гарнизон.

Согласно османским налоговым реестрам XVI в., христиане составляли 10-12% пятитысячного населения города. Православные и марониты имели тут свои церкви и митрополитов. Правосл. архиерей носил титул «митрополит Бейрутский, пречестный, и экзарх Прибрежной Финикии». Правосл. община Б. играла заметную роль в жизни Антиохийской Церкви, один из бейрутских митрополитов - Иоаким ибн Джума - стал Антиохийским Патриархом (1543/44-1576). В 1736 г., в ходе противоборства Православия и католич. унии в Сирии, часть бейрутской общины перешла в унию и образовала собственную иерархию; неск. десятилетий православные и униаты, опираясь на различные группировки в мусульм. администрации, оспаривали друг у друга влияние в городе. После перехода в унию бо́льшей части правосл. общины Халеба - крупнейшего экономического и культурного центра Сирии - Б. выдвигается наряду с Дамаском на лидирующие позиции в правосл. культуре Антиохийского Патриархата. В XVIII в. здесь создавалась собственная хроника (см. Бейрутская церковная летопись), трудились видные писатели и проповедники, под патронатом влиятельного правосл. шейха Юнуса Никулы была создана типография (1751), перестроена городская церковь. Ряд Бейрутских митрополитов славились ученостью и любовью к собиранию книг.

После оккупации Сирии в 1831 г. войсками егип. паши Мухаммеда Али Б. был передан под управлением союзника египтян ливан. эмира Башира II Шихаба. В сент. 1840 г., в ходе изгнания египтян из Сирии англо-тур. флотом, город подвергся разрушительной бомбардировке, сильно подорвавшей его экономическое благосостояние. Возвращенный под прямое тур. управление, Б. стал центром особой провинции, включавшей побережье от Латакии до Хайфы и Галилею. Еще в 1839 г. здесь было учреждено рус. консульство, активно взаимодействовавшее с ближневост. правосл. Патриархатами. Новая эра в истории Б. наступила в 1860 г., когда после друзско-маронитских войн и Дамасской резни 1860 г. началось массовое переселение в город христиан из небезопасных внутренних районов Сирии. Быстро росло население (6 тыс. в кон. XVIII в., 12 тыс. в 1840, 52 тыс. в 1882, 120 тыс. в нач. XX в.), при этом христиане составляли 2/3 жителей города, ставшего вторым по величине в Сирии после Дамаска. Через Б. шла морская торговля Ливанской автономии, самой процветающей из тур. провинций, а также всей внутренней Сирии. Перестройка порта (1893) и прокладка железной дороги до Дамаска (1895) укрепили положение Б. как коммерческого центра араб. мира. Наряду с этим город играл роль культурной столицы Ближ. Востока, там выходило множество газет, действовали школы европ. образца, типографии, театры, первые в араб. мире ун-ты совр. типа (Протестантский колледж с 1866, ныне - Американский ун-т в Б., и иезуитский ун-т св. Иосифа с 1875). В конце первой мировой войны, осенью 1918 г., Б. был оставлен тур. войсками, занят силами Антанты и перешел под управление франц. администрации. В 1920 г. Франция получила под свое мандатное управление всю территорию совр. Ливана и Сирии. В Б. размещалась штаб-квартира генерального комиссара, возглавлявшего мандатную администрацию. В сент. 1920 г. мандатные власти выделили из состава Сирии гос-во Вел. Ливан (ныне - Ливанская Республика) с лояльным Франции христ. (маронитским) большинством населения. Б. стал столицей этого гос-ва, средоточием его политической жизни. В нояб. 1943 г. Франция признала полную независимость Ливана.

Следующая четверть века была временем наибольшего расцвета Б., являвшегося торгово-финансовой столицей Ближ. Востока, крупнейшим портом и аэропортом Вост. Средиземноморья, посредником между зап. экономикой и араб. миром. Экономический подъем сопровождался бурным культурным брожением, активной издательской деятельностью. Б. был единственным местом, где могли свободно проявить себя все оттенки араб. субкультур и идеологий. Однако процветание Б. практически не сказывалось на глубинных районах Ливана; вокруг фешенебельных кварталов городского центра тянулся «пояс бедности», районы, заселенные недавними мигрантами из деревень, особенно шиитского юга, а также, после арабо-израильской войны 1967 г., палестинскими беженцами. Накапливалось напряжение между различными этно-конфессиональными группами страны, непропорционально представленными во власти и имеющими диаметрально противоположную политическую ориентацию. Эти противоречия сначала выплеснулись в гражданскую войну лета-осени 1958 г., а с нач. 70-х гг. ХХ в. привели к глубокому кризису ливан. политической системы, завершившемуся 15-летней гражданской войной (1975-1990) и в нек-рые периоды почти полным распадом государственности.

Начиная с 1975 г. Б., превратившийся в поле боя различных христ. и мусульм. формирований, был разделен линией фронта (т. н. зеленой линией) на зап., мусульм., и вост., маронитский, секторы. Внутри своих зон контроля вооруженные группировки проводили этнические чистки и создавали собственные автономные квазигос. анклавы. В ливан. дела были вовлечены Сирия и Израиль. В 1982 г. израильская армия предприняла массированное вторжение в Ливан и в июле-авг. осаждала Зап. Б., обороняемый отрядами палестинцев и их ливан. союзников. Город подвергся значительным разрушениям, было убито и ранено 87 тыс. жителей. Перманентная междоусобная война ливан. этно-конфессиональных групп и политических структур привела к полному истощению сторон и была прекращена только в 1990 г., когда Сирия и ее ливан. союзники сломили сопротивление маронитского ген. М. Ауна. В 90-х гг. XX в. ливан. правительство предпринимало масштабные усилия по восстановлению Б., однако он и в наст. время далеко отстоит от уровня 40-60-х гг. ХХ в.

Известные епископы Б.: св. Кварт (апостол от 70); Евсевий (один из предводителей партии ариан; перешел в Никомидию в 324); Григорий (325; на 1-м Всел. Соборе); Македоний (342/43); Тимофей (377-381); Евстафий (448-451; на 4-м Всел. Соборе); Арист (?); Иоанн (474-491); Марин (511; перешел к монофизитам); Фалассий (536); Афанасий (?); Фома (869/70); Павел (1365); Михаил (ок. 1440-1456); Иоаким бен Зума (1532-1543); Афанасий (1543); Соломон (Симеон; 1551); Иоаким († 1592); Парфений (ок. 1593/1604); Иоаким (1610); Иоаким (1634); Иоасаф (1643-1647); Филипп Фара (1651-1673); Макарий Сиамъа (1680); Сильвестр Дакхан (1680-1702); Неофит (1714-1735/36); Иоанникий (1736-1775); Макарий Садаке (1784-1804); Афанасий Мукалла (1813); Бенджамин (1848); Иерофей (1864); Гавриил Сатула (Шатила) (1869-1901); Герасим Мшарра (Масарра) (1902); Илия Салиби (1936-1977); Илия Авде (с 1980).

Лит.: Salih ibn Yahia. Tarikh Beyrut // al-Machriq. 1898-1899. T. 1-2; Дахдах С. Х. Абрашият аль-марунийя ва сильсиля асакифатиха: Байрут // Аль-Машрик. 1904. Т. 7. C. 1099-1106; Шарун К. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут // Там же. 1905. Т. 8. С. 193-203; Из Бейрутской церковной летописи / Под ред. А. Е. Крымского // Древности восточныe. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 1-89; Bairut // First Encyclopedia of Islam. 1913-1937. T. 2. P. 595-596; Hitty Ph. Lebanon in History. L., 1957; Bayrut // Encyclopedia of Islam. New ed. T. 1. Leiden; L., 1960. P. 1137-1138; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962; Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971; он же. Письма из Ливана. М., 1975; Cobban H. The Making of Modern Lebanon. L., 1985; Fedalto. Hierarchia. Р. 712-716.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Ислам на территории разных стран Бейрут, город на восточном побережье Средиземного моря, столица Ливанской республики Города древние. Ливан Города ливанские Православие на территории разных стран. Ливан Христианство на территории разных стран. Ливан
См.также:
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья
АЛБАНИЯ гос-во на юге Европы
АЛЖИР государство в Сев. Африке
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
АФГАНИСТАН гос-во в юго-зап. части Центр. Азии
БАГДАД г. на р. Тигр, в Центр. Месопатамии, совр. столица Республики Ирак
БАНГЛАДЕШ гос-во в Юж. Азии
БАХРЕЙН гос-во в Ю.-Зап. Азии на о-вах Бахрейн в Персидском зал.
БАШКОРТОСТАН субъект РФ
БЕЛЬГИЯ гос-во в Зап. Европе
БЕНИН гос-во, расположенное в Зап. Африке