[санскр. - достойный войти в нирвану, уважаемый], термин в буддизме, впервые употребленный по отношению к самому себе Шакья Муни Буддой и обозначающий того, кто достиг видения подлинной природы вещей (йатха-бхута). По преданию, А. стали мн. ученики Будды и их последователи. В школах хинаяны, в т. ч. в тхераваде, А. называют того, кто находится на высшем уровне духовного совершенства, у него уже не будет новых рождений, и А., покинув эту жизнь, сразу попадет в нирвану. А. полностью свободен от представлений о «Я» и «моё» - это «будда после Будды», т. е. «достигший Просветления после Первопросветлённого». Но в отличие от Будды А. не обладает 5 сверхзнаниями: необычной психической силой воздействия, божественным слухом, чтением чужих мыслей, умением вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать о прошлых рождениях др. людей. Он владеет лишь 3 знаниями - о своих и чужих предыдущих рождениях и о том, как прекратить умственное помрачение. Достижение состояния А.- цель буддийских монахов тхеравады стран Юж. и Юго-Вост. Азии. А. часто являются персонажем махаянских сутр (напр., Субхути), но для буддистов махаяны уровень А. не является высшим уровнем духовного совершенства, как в школе хинаяны. Их идеал - бодхисаттва: А., к-рый из сострадания и ради спасения др. существ отказывается от ухода в нирвану и остается в круге рождений (см. Сансара), дав обет бодхисаттвы (просветленного существа). В лит-ре махаяны содержится множество описаний пребывания А. на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване. А. часто изображаются в махаянской иконографии, напр. на картине «Будда в окружении 16 великих архатов».