[Сир.
; араб. ()
(
)
], крупнейший муж. мон-рь Церкви Востока, впосл. Халдейской католической Церкви; в XVI-XVIII вв. резиденция католикоса-патриарха, с XIX в. центр халдейской монашеской конгрегации. Расположен в 50 км к северу от г. Мосул и в 3 км к северо-востоку от сел. Алкош (мухафаза Найнава, Ирак).
Мон-рь назван в честь основателя, св. Хормизда, к-рый происходил из Персии и долгое время подвизался в мон-ре Бар Эдты, ученика Авраама Кашкарского (Великого). В ряде источников деятельность Хормизда датирована временем правления патриарха Ишоява II (628 - между 644 и 646). Самое раннее известное упоминание о Хормизде содержится в Житии Бар Эдты (2-я пол. VII в.; BHO, N 137). Более подробные сведения об основании Р.-Х. приведены в «Книге целомудрия» Ишоднаха, еп. Басры, в т. н. Хронике Сеерта и др. сочинениях IX-XII вв. В источниках Хормизд представлен как отшельник и чудотворец, поселившийся на горе близ Алкоша и собравший вокруг себя множество монахов. Особое внимание уделено его пастырской и миссионерской деятельности, его конфликтам с яковитами (см. Сирийская яковитская Церковь) и покровительству, к-рое ему оказывали мусульм. власти. Т. о., Р.-Х. скорее всего был основан как оплот Церкви Востока в условиях соперничества между несторианами и яковитами, к-рые пытались упрочить свои позиции в Сев. Месопотамии (см.: Jullien. 2008. P. 21-33).
Подробные сведения о Р.-Х. приведены в Житии Иосифа Буснайи († 979), к-рый провел в этом мон-ре много лет (Jean Bar Kaldoun. 1900; см.: Fiey. 1965. P. 541-544; Zanetti. 1999). Согласно Житию, образ жизни насельников Р.-Х. соответствовал обычаям Великого мон-ря, изложенным в уставах Авраама Кашкарского и его преемников, и совмещал элементы общежития и отшельничества (Jullien. 2008. P. 149-176). Ядром обители был общежительный мон-рь, в котором жили руководители общины и новоначальные монахи. После испытательного срока (в Р.-Х.- ок. 4 лет) монах получал особую келью за пределами монастыря и освобождался от обязанностей (кроме посещения воскресных и праздничных богослужений), чтобы проводить жизнь в посте, молитве и безмолвии. При этом монахи сохраняли свободу передвижения. Так, Иосиф Буснайя неоднократно покидал мон-рь для беседы с духовными наставниками, а после кончины своего старца-учителя из Р.-Х. провел неск. лет в школе Верхнего мон-ря в Мосуле, чтобы завершить образование. В Житии также неоднократно упоминаются монахи, покинувшие Р.-Х., чтобы стать отшельниками. Насельники Р.-Х. поддерживали отношения с местными жителями, к-рые нередко приносили детей для крещения в мон-рь. Согласно Житию, Иосиф Буснайя предсказал некие бедствия, постигшие Р.-Х. после его кончины. Возможно, обитель была разорена во время войны между араб. правящими родами (см.: Fiey. 1965. P. 543-544).
Ряд упоминаний о монахах Р.-Х. связан с жизнью патриаршего двора Церкви Востока. Мон. Шидани был обвинен в хищении ценностей из церквей Багдада перед интронизацией патриарха Мари бар Тубы (987-999) (Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/2. P. 97). Мон. Элия претендовал на Патриарший престол перед избранием Йоханнана VI бар Назука в 1012 г. (Ibid. P. 100). Вероятно, именно Йоханнан VI вывел Р.-Х. из юрисдикции местного епископа, даровав ему статус патриаршего монастыря (Scriptorum veterum. 1838. T. 10. P. 134); в агиографических сказаниях о Хормизде это деяние приписывается патриарху Томарсе II (вымышленное лицо) (см.: Budge. 1893. P. CLXIII; The Histories. 1902. Vol. 1. P. XIV). Однако впосл. мон-рь, вероятно, подчинялся митрополиту Бет-Нухадры, к-рый упоминается в рукописном колофоне 1208 г. (Wilmshurst. 2000. P. 191, 258, 386). Последние сведения о присутствии монахов Р.-Х. в Багдаде относятся к 1256 г., когда они участвовали в погребении патриарха Савришо V (Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria. R., 1899. T. 2/2. P. 68).
Р.-Х. был центром культа св. Хормизда, которого почитали как чудотворца и целителя. Об этом сообщается в пространном Житии Хормизда, созданном в Р.-Х. в XI-XII вв. (?) (The Histories. 1902. Vol. 1; Vol. 2. Pt. 1), и в посвященном ему гимне Эммануэля, еп. Бет-Гармая († 1080) (изд.: Liber. 1875. P. 142-145; нем. пер.: Hoffmann. 1880. S. 19-22; см. также: The Histories. 1902. Vol. 1. P. XXVI-XXVII; Fiey. 1965. P. 535-537). Праздник в честь исцеления слепого через 200 лет после кончины Хормизда вошел в богослужебную традицию Церкви Востока (Assemani. BO. T. 3. Pars 2. P. 384; Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 151; Fiey. 1965. P. 541). Считалось, что масло, освященное на гробнице святого, помогает от укусов ядовитых змей и бешеных собак (Assemani. BO. T. 3. Pars 1. P. 553; Hoffmann. 1880. S. 20-21).
О наличии в Р.-Х. крупного скриптория свидетельствуют 8 сохранившихся рукописей XI-XIII вв.: самая ранняя (предположительно 1073/74) - евангельский Лекционарий (Lond. Brit. Lib. Add. 17923); самая поздняя (1289) - сборник трудов по аскезе и мистике; др. манускрипты, к-рые содержат библейские и литургические тексты, относятся к кон. XII - нач. XIII в. (см.: Vosté. 1929. P. 91-92; Wilmshurst. 2000. P. 258, 385-390; Brock S. A Tentative Check List of Dated Syriac Manuscripts up to 1300 // Hugoye: J. of Syriac Studies. 2012. Vol. 15. N 1. P. 21-48).
Отсутствие сведений о Р.-Х. с XIV по сер. XV в. связано с тяжелым положением Церкви Востока, вызванным в т. ч. опустошительными войнами в Месопотамии. Возможно, мон-рь подвергся разорению (Fiey. 1965. P. 544). Однако на Ниневийской равнине и в горном Курдистане сохранились крупные несторианские общины, поэтому Р.-Х. в отличие от большинства мон-рей не пришел в запустение. Положение Церкви Востока упрочилось лишь при султане Якубе, правителе государства Ак-Коюнлу (посл. четв. XV в.); началось восстановление церквей и монастырей (Carlson. 2018. P. 67, 212-213; ср.: Wilmshurst. 2000. P. 19-20; Murre-van den Berg. 2015. P. 27-28). К этому времени относится самая ранняя сохранившаяся в Р.-Х. надпись - о восстановлении в 1485 г. монастырской церкви каменщиками из долины Тхума в горном Курдистане на средства мон. Давида из Салмаса (ныне Сельмас, Иран) (Vosté. 1930. P. 274-275; см.: Carlson. 2018. P. 36, 68, 105-106). Параллельно развивался и культ св. Хормизда: в сер. XV в. Ишояв бар Мкаддам, митр. Эрбиля, посвятил ему ониту (литургический гимн; см.: Baumstark. Geschichte. S. 330; Fiey. 1965. P. 536), а мон. Саргис бар Вахле, работавший в Р.-Х. на рубеже XV и XVI вв., составил стихотворную версию его Жития (BHO, N 384; изд.: The Life of Rabban Hormizd. 1894; англ. пер.: The Histories. 1902. Vol. 2. Pt. 2; см.: Baumstark. Geschichte. S. 330-331; Murre-van den Berg. 2015. P. 204). Однако в 1508 г. мон-рь был разорен Мурадом (Бар Яком), последним правителем Ак-Коюнлу, к-рый разграбил также Алкош и др. христ. поселения (Scher. 1910. P. 120-123; см.: Fiey. 1965. P. 391-392; Wilmshurst. 2000. P. 189, 205, 241).
При неясных обстоятельствах в Р.-Х. была перенесена резиденция патриарха Церкви Востока. В обители находится надгробная эпитафия Шимуну IV († 1497) (Vosté. 1930. P. 283-285; см.: Wilmshurst. 2000. P. 347-348, 393-397; Carlson. 2018. P. 269-271); 2 следующих патриарха жили в Газарте (ныне Джизре, Турция), но были похоронены в др. местах (Murre-van den Berg. 2015. P. 21-23). Р.-Х. стал традиц. местом погребения патриархов, начиная с Шимуна VI († 1538). Возможно, резиденция была перенесена в Р.-Х. из-за разорения Газарты и окрестных земель в нач. XVI в. (см.: Scher. 1910. P. 123-126; Wilmshurst. 2000. P. 113). Однако самые ранние свидетельства о том, что патриархи жили в Р.-Х., относятся лишь к 80-м гг. XVI в. Еще в XV в. в связи с сокращением численности верующих и распадом церковных структур сложился обычай передавать Патриарший престол по наследству: родственник патриарха назначался его офиц. преемником с титулом «хранитель престола» (сир.
), поэтому все патриархи принадлежали к одному роду, впосл. получившему имя Абуна. Позднейшие несторианские иерархи относили начало наследования к сер. XV в. (Assemani. BO. T. 1. P. 524, 526; Giamil. 1898/1899. Vol. 5. P. 512; 1901/1902. Vol. 1. P. 55) или даже к 1-й пол. XIV в. (Coupperie. 1831. P. 248; Habbi. 1966. P. 124), но в источниках «хранитель престола» впервые упоминается в 80-х гг. XV в., при Шимуне IV (Carlson. 2018. P. 30-31, 215-220).
Назначение малолетних родственников «хранителями престола» было одной из причин церковного раскола при патриархе Шимуне VII Ишояве бар Маме (1538/39-1558). Противники обвиняли патриарха в безнравственном поведении и пренебрежении каноническими нормами, приписывали ему гонения на монахов и разорение мон-рей (см.: Habbi. 1966. P. 121-123; Murre-van den Berg. 2015. P. 44-49; Parker. 2018). В нач. 1552 г. представители мн. несторианских общин избрали на Патриарший престол раббана Сулаку, настоятеля Р.-Х., к-рый отправился в Рим для рукоположения. По свидетельству Сулаки, он происходил из Мосула, возглавил мон-рь в возрасте ок. 30 лет и управлял им ок. 12 лет; в обители было более 50 монахов (Assemani. BO. T. 1. P. 525; Giamil. 1898/1899. Vol. 4. P. 395, 401; 1901/1902. Vol. 1. P. 54; Gulik. 1904. S. 273; Documenta Indica / Ed. I. Wicki. R., 1970. T. 11. P. 865-866. (MHSI; 103)). Др. сведения привел бывш. яковитский патриарх Игнатий Ниматаллах († 1587): Сулака возглавлял мон-рь 24 года, вступил в конфликт с монахами и был смещен по решению патриарха, но оказал ему сопротивление и за это был отлучен от Церкви, после чего отправился в Рим (Habbi. 1966. P. 119). На основании данных, полученных от Сулаки и его сторонников, Римская курия сделала ошибочный вывод, что несторианский патриарх скончался, поэтому в 1553 г. Сулака был назначен патриархом Церкви Востока. Не получив широкой поддержки, он остановился в Амиде (Диярбекире; ныне Диярбакыр, Турция) и в янв. 1555 г. был убит, предположительно, по инициативе Шимуна VII.
Решение Римской курии сохранить титул патриарха за преемниками Сулаки привело к возникновению параллельных иерархий в Церкви Востока. Вместе с несторианскими общинами Ниневийской равнины Р.-Х. стал оплотом традиц. иерархии, однако о его истории сохранились лишь отрывочные сведения. В надписи 1559 г. сообщается о перестройке монастырской церкви на средства свящ. Исаака и Марьям из Эрбиля; работы вел зодчий Шлемун из Тхумы (горный Курдистан) под рук. мон. Исы (Vosté. 1930. P. 271; Ga sim. 2007. P. 190-191). В Р.-Х. скорее всего не было постоянно действующего скриптория, т. к. рукописей XVI в. немного. Известно 6 манускриптов, созданных в Р.-Х. после 1545 г.; среди писцов были Ишояв, митр. Нисибина, брат зодчего Шлемуна (в 1554 он подарил мон-рю выполненную им рукопись), и Явалаха, еп. Бервари (см.: Wilmshurst. 2000. P. 403-405, 407, 409, 413, 419, 422). Иногда манускрипты для Р.-Х. создавали в других местах, напр. в Газарте (1542, 1572) и предположительно в Алкоше (1564) (Ibid. P. 402, 410, 415).
Начиная с сер. XVI в. в документах Римской курии Патриарший престол Церкви Востока обычно локализовался в Мосуле; со временем стали использоваться др. титулы («патриарх Вавилонский», «патриарх ассирийцев», «патриарх халдеев» - Habbi. 1971. N 2. P. 321-324), в к-рых также не было указания на Р.-Х. как на резиденцию патриарха. Самое раннее упоминание о нем как о «монастыре и патриаршей церкви... св. Гермета» близ Мосула, где пребывал «схизматический патриарх», относится к 1581 г. (Beltrami. 1933. P. 243; возможно, эта информация была получена от Игнатия Ниматаллаха). Большая часть сведений о Р.-Х. в XVI-XVII вв. связана с контактами между патриархами Церкви Востока и Римской курией. Еп. Леонардо Абела, посетивший Ближ. Восток в 1583-1586 гг., сообщил, что резиденция патриарха Элии VI (VII) бар Гиваргиса (1558/59-1591) находилась в «монастыре св. Эрмета», где также жил ученый несторианский мон. Иаков (Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 326, 331, 332). В 1587 г. мон. Абд аль-Масих привез в Рим исповедание веры, составленное несторианскими епископами и монахами «в келье католикоса Элии в монастыре раббана Хормизда Перса» (Scriptorum veterum. 1831. T. 4. P. 266); оно было отвергнуто как еретическое (Beltrami. 1933. P. 82-85). Дальнейшие контакты также не привели к унии, т. к., заявляя об отсутствии вероучительных разногласий и признавая главенство папы Римского, патриархи Церкви Востока не отказывались от христологических формул, характерных для несторианства,- они содержатся в эпитафиях всем патриархам, похороненным в Р.-Х. (Harrak. 2003; см. также: Habbi. 1966).
Согласно показаниям путешественников-несториан, прибывших в Рим якобы из Лхасы (март 1606), «патриарх Вавилонии» жил «на горе, именуемой Орбан-Орми», где находился крупнейший мон-рь Церкви Востока (более 200 монахов); при дворе патриарха постоянно находилось ок. 1 тыс. чел. (возможно, подразумевается население Алкоша); в Р.-Х. и др. монастырях сохранялся уклад жизни, характерный для традиц. восточносирийского монашества (Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 310, 315). В 1607 г. посланники патриарха Элии VII (VIII) (1591-1617) подтвердили эти сведения и назвали Р.-Х. в числе 35 мон-рей Церкви Востока (Ibid. 1901/1902. Vol. 1. P. 216-217). В 1611 г. в Рим прибыл архидиак. Адам, к-рый представился как «архимандрит», глава всех несторианских монахов (Stroza. 1617. P. 3, 16, 224; Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 321-322, 333, 339); высказывалось мнение, что он был настоятелем Р.-Х. (Awad. 1934. P. 82). В одном из привезенных им посланий упоминался Р.-Х., в к-ром находился престол патриарха, перенесенный из Вавилона (Багдада) в эпоху бедствий. В мон-ре совершались чудеса, привлекавшие многочисленных паломников; у патриарха неоднократно останавливались «великие цари» (Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 319-320). В послании также описывалось недавнее гонение, во время к-рого патриарх откупился от гонителей, а др. церковные иерархи подверглись тюремному заключению и вымогательствам или были казнены (вероятно, это было связано с джелалийским мятежом, подавленным османами в 1608) (Ibid. P. 321-323). Возможно, именно к Адаму восходит информация о том, что Р.-Х. был крупнейшим из более чем 30 монастырей Церкви Востока и в нем жили ок. 70 монахов (Thomas à Jesu. De procuranda salute omnium gentium. Antverpiae, 1613. P. 358). Однако когда в 1615 г. иезуиты, сопровождавшие Адама в обратный путь, встретили в сел. Талль-Ускуф (между Мосулом и Алкошем) патриарха, тот заявил, что во всех подчиненных ему мон-рях было ок. 30 насельников (Rabbath. 1910. P. 435-458). После Собора в Амиде (1616), на к-ром епископы Церкви Востока отказались осудить Нестория, к патриарху был направлен францисканец Томмазо Обичини; он провел переговоры с Элией VIII (IX) Шимуном (1617-1660), который подписал католич. исповедание веры, но тоже отказался осудить Нестория (Tisserant. 1931. Col. 236-237). Обичини вновь посетил Элию VIII в мае 1619 г. и затем отправился к др. несторианскому патриарху, Шимуну X (Ibid. Col. 231). В июле 1629 г. францисканцы провели переговоры с патриархом при участии настоятеля Р.-Х. (Marcellino da Civezza. Storia universale delle missioni francescane. Firenze, 1895. Vol. 8-11. P. 597-608; Tisserant. 1931. Col. 237-238). В 1638 г. капуцины получили от патриарха разрешение проповедовать в несторианских церквах (Seggiano. 1962. P. 388-389). Более подробные сведения об этих визитах католич. миссионеров в Р.-Х. отсутствуют. В 1653 г. кармелит Дионисий Тернового венца встретил патриарха в сел. Талль-Кайф (между Мосулом и Алкошем), где Элия VIII скрывался от курдов (A Chronicle. 1939. Vol. 1. 390-391). Патриарх Элия IX (X) Йоханнан Марогин (1660-1700) вскоре после избрания отклонил предложение посетивших его капуцинов вступить в унию (Seggiano. 1962. P. 349, 389), но в 1669 г. вместе с 4 епископами, собравшимися в Р.-Х., предложил папе Римскому установить церковное общение (Giamil. 1901/1902. Vol. 2. P. 169-171). После того как митрополит Амиды принял унию (1672) и получил титул патриарха (1681), Элия IX прервал контакты с Римской курией и приступил к борьбе с униатами. В 1667 г. были восстановлены здания Р.-Х., пострадавшие от землетрясения; в 1696 г. Элия IX перестроил монастырские усыпальницу и баптистерий (Vosté. 1930. P. 279-280, 294; Ga sim. 2007. P. 223). Его преемник Элия X (XI) Марогин (1700-1722) из-за военных действий в горном Курдистане дважды (в 1706-1707 и в 1715-1717) покидал Р.-Х. и временно жил в Талль-Кайфе (Wright W. A Catalogue of the Syriac Manuscripts Preserved in the Library of the University of Cambridge. Camb., 1901. Vol. 2. P. 557-560; Wilmshurst. 2000. P. 225, 245, 262).
В XVII в. важнейшим центром восточносир. культуры, в т. ч. книгописания, стал Алкош. Изготовлением рукописей занимались многочисленные клирики, гл. обр. представители родов Шиквана и Насро, к-рые обеспечивали манускриптами мн. несторианские церкви и мон-ри. В Р.-Х. создавалось меньше рукописей; среди писцов были как монахи (напр., свящ. Авдишо, работавший между 1669 и 1683/84; возможно, именно он в 1644 оставил надпись в одной из пещерных келий - Vosté. 1930. P. 270), так и алкошские клирики, временно жившие в обители (напр., свящ. Гиваргис, работавший между 1677 и 1710; см.: Wilmshurst. 2000. P. 444, 446, 458, 461, 480). Представители т. н. алкошской лит. школы сочиняли богослужебные гимны, богословские и исторические труды на классическом сир. языке. В кон. XVI в. в Алкоше впервые начали создавать тексты на новоарам. диалектах, в основном стихи на религ. темы (см.: Murre-van den Berg. 1998; Israel of Alqosh, Joseph of Telkepe. A Story in a Truthful Language: Religious Poems in Vernacular Syriac / Ed. A. Mengozzi. Louvain, 2002. 2 vol. (CSCO; 589-590)). Высказывалось мнение, что патриарх Элия IX поддерживал работу переписчиков в целях противодействия католич. миссионерам и униатам (Wilmshurst. 2000. P. 242; Murre-van den Berg. 2015. P. 97-98). Однако культурное возрождение имело обратный эффект: образованные несториане испытывали католич. влияние и нередко принимали унию - напр., буд. униат. патриарх Йосеп II (1696-1712), происходивший из сел. Талль-Кайф, и свящ. Хедер († 1751), основатель школы в Мосуле, в к-рой учились члены патриаршего рода.
Долгое правление патриарха Элии XI (XII) Денхи (1722-1778), возведенного на престол в возрасте 22 лет (Wilmshurst. 2000. P. 210, 250), сопровождалось упадком традиц. церковных структур. Как и его предшественники, патриарх противостоял католич. влиянию. Прибытие в Р.-Х. униат. митрополита Амидского вызвало острую реакцию духовенства, свящ. Хедер бежал в Рим под давлением Элии XI (Giamil. 1899/1900. Vol. 7. P. 325; Vosté. 1944. P. 49-50). Еще в 1753 г. жители Алкоша не позволили похоронить в селении доминиканского миссионера (Goormachtigh. 1895/1896. T. 2. P. 408). Однако на Церкви Востока все сильнее сказывалось влияние католич. миссий в Алеппо, Амиде, Багдаде, Мардине и Мосуле. После обращения в католичество влиятельного свящ. Хедера (1719/20) общины униатов возникли на Ниневийской равнине. В 1729 г. нек-рые жители Мосула, Алкоша и др. селений выразили желание перейти в юрисдикцию униат. патриарха (Giamil. 1899/1900. Vol. 7. P. 348-349). В результате деятельности доминиканской миссии в Мосуле (с 1750) патриарх Церкви Востока потерял большую часть паствы (Goormachtigh. 1895/1896. T. 2. P. 278, 280, 405-408; Tisserant. 1931. Col. 250-252). К 1767 г. униатами были 1/5 жителей Алкоша (A Chronicle. 1939. Vol. 2. P. 1262); к кон. XVIII в. унию приняли все вост. сирийцы, жившие на Ниневийской равнине (Wilmshurst. 2000. P. 28, 190). Р.-Х. пришел в упадок: в 1718-1719 гг. там оставалось всего 5-6 монахов (Bello. 1939. P. 80, 183). Последним известным монахом Р.-Х. был свящ. Ишо, который в 1722 г. заказал рукопись в Алкоше (Vosté. 1929. P. 97; Wilmshurst. 2000. P. 491). После этого в обители по-прежнему создавались рукописи (Wilmshurst. 2000. P. 506-507, 511, 518), но монашеская жизнь, вероятно, прекратилась. Запустение Р.-Х. обычно связывают с персид. нашествием 1743 г., когда мон-рь, в к-ром укрывались жители Алкоша, был захвачен (Pognon. 1909. P. 499; см.: Awad. 1934. P. 82-83; Bello. 1939. P. 153, 183; Fiey. 1965. P. 546; Murre-van den Berg. 2015. P. 304). Возможно, после этого резиденция патриарха находилась в Алкоше, «селении архиепископов», о чем есть неопределенные свидетельства 2-й пол. XVIII в. (Niebuhr. 1780. P. 285-286; Campanile. 1818. P. 172; Goormachtigh. 1895/1896. T. 2. P. 407; Babakhan. 1900. P. 491; ср.: Coupperie. 1831. P. 245; Badger. 1852. P. 104). Не исключено, что патриархи и ранее жили в селении зимой, когда доступ в мон-рь был затруднен (Tfinkdji. 1914. P. 471; ср.: Wilmshurst. 2000. P. 259). Тем не менее после персид. разорения в Р.-Х. иногда жили священники, к-рые переписывали манускрипты (в 1744 и 1756 - Wilmshurst. 2000. P. 511, 518). Сведения о Соборе, якобы проведенном в Р.-Х. в 1779 г., вряд ли достоверны (Babakhan. 1900. P. 487-488). При этом обитель оставалась местом паломничества, верующие отмечали день памяти св. Хормизда застольем и танцами (Bello. 1939. P. 193). Владения мон-ря, состоявшие из земельных участков с виноградниками, домов и мельниц (Boré. 1843. Vol. 7. P. 318; Fletcher. 1850. P. 249; Badger. 1852. P. 171; Brière. 1910. Vol. 15. P. 415), перешли в распоряжение патриаршего рода Абуна и стали для него основным источником доходов (Boré. 1843. Vol. 7. P. 314-315; Bello. 1939. P. 171).
Начиная с 1735 г. патриарх Элия XI неоднократно обращался к Римской курии с предложением заключить унию, но лишь в 1772 г. Папский престол одобрил исповедание веры «хранителя престола» Ишоява (A Chronicle. 1939. Vol. 1. P. 697; Vol. 2. P. 1258; Giamil. 1900/1901. Vol. 8. P. 554-556; см.: Vosté. 1937; Idem. 1944; Tisserant. 1931. Col. 242-243; Habbi. 1971. N 1. P. 127-128). После кончины Элии XI Ишояв был возведен на престол и принял имя Элия XII (XIII; 1778-1804), но вскоре он отказался от унии и утратил контроль над большей частью паствы (он был последним патриархом, похороненным в Р.-Х.,- Vosté. 1930. P. 296-298). В 1780 г. униаты-халдеи при поддержке доминиканцев провозгласили патриархом Йоханнана (Ханну) Хормизда († 1838), к-рый объявил себя католиком, но Римская курия признала его лишь как архиеп. Мосула и администратора Патриаршего престола (1783 - Habbi. 1971. N 1. P. 128-130). В связи с этим унию приняли все жители Алкоша и др. селений Ниневийской равнины (Boré. 1843. Vol. 7. P. 314; Goormachtigh. 1895/1896. T. 2. P. 416). Положение осложнялось наличием параллельных церковных иерархий: «старые» униаты во главе с Августином Хинди, администратором Патриаршего престола в Диярбекире, испытывали неприязнь к Йоханнану Хормизду, главе «новых» униатов, у которого были противники даже среди собственной паствы. Согласно жалобам, поступавшим в Римскую курию, Йоханнан Хормизд присваивал владения мон-рей и чинил препятствия людям, желавшим принять монашество, чтобы они впосл. не смогли стать епископами без его согласия; изгнал из Р.-Х. некоего священника и его учеников, к-рые намеревались восстановить обитель. В 1807 г. Конгрегация пропаганды веры велела Хинди позаботиться о восстановлении монастырей Церкви Востока; в 1808 г. был выдвинут план создать миссионерское сообщество клириков для организации пастырской деятельности с центром в Алкоше (Bello. 1939. P. 15, 35-36, 147; ср.: Campanile. 1818. P. 173).
Гавриэль Данбо (1775-1832), сын мардинского ткача, служивший торговым агентом, во время разъездов познакомился с католич. миссионерами, к-рые убедили его возродить восточносир. монашество. По совету мосульского духовенства Данбо попросил у Йоханнана Хормизда разрешение поселиться в запустевшем Р.-Х. Несмотря на требования доминиканцев, поддержавших Данбо, иерарх отказал ему и предложил вместо Р.-Х. любую др. обитель. Тем не менее Данбо и 2 его спутника поселились в Алкоше, где они заручились поддержкой свящ. Гиваргиса Юханны и старосты Хормизда Горо. Влиятельные жители Алкоша испросили для него ключи от мон-ря у митр. Хнанишо, племянника покойного Элии XII. В марте 1808 г. Данбо и его сподвижники заняли Р.-Х., к ним стали собираться последователи. Рассматривая Данбо как соперника, желавшего отобрать у рода Абуна бывш. монастырские владения, Йоханнан Хормизд потребовал изгнать его. Монахи (22 чел.) отказались покинуть Р.-Х., поэтому Хнанишо выдворил их силой при помощи воинов, присланных эмиром Амадии. Монахи поселились в Алкоше; Данбо был рукоположен во пресвитера (1811) и открыл школу, но Йоханнан Хормизд запретил монахам учить детей. Перед смертью Хнанишо раскаялся в содеянном и распорядился вернуть Р.-Х. монахам (1813) (Boré. 1843. Vol. 7. P. 227-230, 313-321; Vaschalde. 1902. P. 477-478; Brière. 1910. Vol. 15. P. 411-420; Bello. 1939. P. 27-50).
Тем временем Йоханнан Хормизд, конфликтовавший с миссионерами и с местным духовенством, был временно отстранен от церковных должностей (1812); его адм. полномочия были переданы свящ. Гиваргису Юханне под формальным руководством архиеп. Августина Хинди (Habbi. 1971. N 1. P. 130-135). Юханна вместе с доминиканцем Джузеппе Кампаниле и Юнусом, вождем курдского племени музури, поддерживал монахов (Boré. 1843. Vol. 8. P. 32-33, 38-39; Brière. 1910. Vol. 15. P. 420; Bello. 1939. P. 51-52). В 1814 г. в Р.-Х. было более 30 монахов, в 1820 г.- ок. 50, в 1827 г.- 93 монаха, происходившие в основном из селений Ниневийской равнины и соседних горных районов (Rich. 1836. P. 91; Bello. 1939. P. 52; Wilmshurst. 2000. P. 263-264). В современных событиям источниках описывается простая и суровая жизнь монахов: они ночевали в пещерных кельях, питались грубой однообразной пищей, соблюдали длительные посты и неукоснительно совершали богослужения (Rich. 1836. P. 91-92; Boré. 1843. Vol. 8. P. 31-32; Brière. 1910. Vol. 15. P. 422; Bello. 1939. P. 56-57, 184-185, 223, 416). Не имея опыта монашеской жизни, Данбо, по-видимому, заимствовал у маронитских монахов (см. Маронитская католическая Церковь) правила общежития, к-рые он именовал Уставом св. Антония Великого. Данбо был сторонником латинизации: его монахи декларировали преданность Римской Церкви, принимали имена католич. святых, использовали лат. богослужебные облачения, изучали католич. духовную лит-ру (Boré. 1843. Vol. 7. P. 116-118, 318; Bello. 1939. P. 41-45, 153-154, 184-185, 193). При этом Данбо стремился сделать Р.-Х. центром просвещения вост. сирийцев: подготовленные в мон-ре клирики и миссионеры должны были не только укреплять в вере халдеев, но и обращать в католичество несториан. Данбо организовал обучение монахов араб. языку, что позволяло общаться с городскими жителями и представителями др. униатских традиций (ср.: Murre-van den Berg. 2015. P. 34, 77). Особое внимание уделялось философии: в мон-ре изучали наследие античных и сир. средневековых философов (Boré. 1843. Vol. 8. P. 34-35; Vosté. 1929. P. 22-29; Bello. 1939. P. 57-59, 185). Впервые после длительного перерыва в Р.-Х. было налажено создание рукописей (Wilmshurst. 2000. P. 266-269). Монахов, прошедших подготовку, Данбо посылал в разные города и селения, вплоть до Багдада и Басры, чтобы они помогали белому духовенству, проповедовали, открывали школы; там, где не было священников, их обязанности выполняли монахи в сане (Boré. 1843. Vol. 8. P. 37-38; Brière. 1911. Vol. 16. P. 115; Bello. 1939. P. 60-61, 185-186; Wilmshurst. 2000. P. 265). Данбо намеревался даже послать монахов-миссионеров в дальние регионы Азии, надеясь, что там оставались несториане (Bello. 1939. P. 55-56, 80, 183-184, 211).
Монахи Р.-Х. под рук. Данбо выступили как основные противники Йоханнана Хормизда в конфликте, к-рый сопровождался интригами, подкупом османских чиновников и привлечением курдов в качестве военной силы. Данбо, происходивший из «старых» униатов и признававший юрисдикцию униат. патриарха в Диярбекире, отвергал права рода Абуна на высшие церковные должности и призывал положить конец «тирании порочного семейства» (Bello. 1939. P. 171, 204-205, 209; ср.: Campanile. 1818. P. 172-176). В задачи Данбо входило отобрать у Абуна владения, к-рые, по его мнению, должны были принадлежать Р.-Х. (Badger. 1852. P. 162; ср.: Bello. 1939. P. 54-55). Доминиканцы, с 1815 г. прекратившие деятельность в Мосуле, более не контролировали положение; кроме того, в 1818 г. Августин Хинди провозгласил себя патриархом под именем Йосеп V (Римская курия не признала его, но и не заявила о его незаконности). Начиная с 1815 г. Хинди совершал священнические хиротонии монахов Р.-Х.; в ответ Йоханнан Хормизд посылал жалобы Римской курии, паше Мосула, курдским правителям, а также препятствовал монахам собирать пожертвования и открывать школы. Конфликт обострился после того, как Хинди по инициативе Данбо получил от Римской курии разрешение рукоположить неск. епископов без согласия Абуна. В 1824-1826 гг. были рукоположены 5 монахов Р.-Х., назначенных на кафедры Амадии, Киркука, Мардина, Мосула и Сеерта. Среди них наиболее заметную роль играл Йосеп Аудо, к-рый вовлек монахов Р.-Х. в соперничество между влиятельными родами Абуна и Аудо (Badger. 1852. P. 164-165; Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 540; Tisserant. 1931. Col. 244, 253; Bello. 1939. P. 167). Разрешением конфликта занялся Пьер Александр Купри (лат. епископ Багдада в 1820-1831), к-рый пользовался доверием Римской курии и поддержкой османских властей. Купри принял сторону Йоханнана Хормизда, к-рого большинство вост. сирийцев считали легитимным претендентом на Патриарший престол, олицетворявшим преемственность между Церковью Востока и униат. Халдейской Церковью. Отметив положительные качества и достижения Данбо, католич. епископ, однако, упрекнул его за своеволие и «сумасбродные фантазии» (Bello. 1939. P. 61-62, 164-165; ср.: Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 141). В нояб. 1826 г. Купри освободил Йоханнана Хормизда от канонических прещений; на торжественной церемонии присутствовал Данбо. Тем не менее монахи Р.-Х. отказались подчиняться Йоханнану Хормизду, к-рый в свою очередь требовал закрыть мон-рь (Badger. 1852. P. 163; Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 202; Bello. 1939. P. 151, 156-161, 164-165; Habbi. 1971. N 1. P. 137-142; N 2. P. 310, 313). В 1827 г. Данбо отправился в Рим, чтобы добиться смещения Йоханнана Хормизда и объединения вост. сирийцев под юрисдикцией Хинди. К тому времени Конгрегация пропаганды веры уже приняла решение утвердить Йоханнана Хормизда в качестве патриарха Халдейской Церкви, но жалобы Данбо побудили ее поставить новому патриарху дополнительные условия, включавшие прекращение борьбы с монахами и возвращение монастырских владений (папская булла об утверждении Йоханнана Хормизда была подписана 5 июля 1830; см.: Bello. 1939. P. 170-182, 204-211, 215-217; Habbi. 1971. N 1. P. 142-143; N 2. P. 310-312, 315-316). Конгрегация одобрила адаптированный устав маронитского ордена св. Антония, который представил Данбо, и утвердила название новой монашеской общины: «Орден св. аббата Антония, конгрегации св. Хормизда в Месопотамии». Монахам было разрешено вести просветительскую и миссионерскую деятельность (Bello. 1939. P. 99-106, 183-184, 211-218).
Отсутствие Данбо негативно сказалось на положении монахов Р.-Х., подпавших под влияние еп. Йосепа Аудо. После голода 1827 г. часть монахов выступила против наместника Йоханнана Гверы, но Аудо заставил недовольных покинуть мон-рь. Ушедшие монахи присоединились к Йоханнану Хормизду, к-рый рукоположил их во священников и диаконов. В дек. 1828 г. Йоханнан Хормизд побудил эмира Амадии изгнать монахов из Р.-Х. и арестовать Гверу по обвинению в присвоении имущества рода Абуна; в заключении оказался и Аудо, обвиненный в организации беспорядков. При поддержке властей Йоханнан Хормизд конфисковал монастырское имущество, в т. ч. церковную утварь, запасы провизии и деньги. Однако его стремление добиться казни руководителей общины привело к противоположному результату: получив свободу, Гвера и Аудо собрали монахов в Алкоше и продолжили борьбу с родом Абуна (Boré. 1843. Vol. 8. P. 40-48; Brière. 1911. Vol. 16. P. 117-127, 249-254, 346-349; Bello. 1939. P. 87-94). Получив от Данбо инструкции Римской курии, Купри заставил Йоханнана Хормизда вернуть часть монастырского имущества и признать Аудо в качестве епископа Амадии. Вероятно, по совету Купри настоятель выразил намерение перевести монахов в Ливан, чтобы обеспечить мирное существование общины, но этому воспрепятствовал Аудо (Bello. 1939. P. 116; ср.: Coupperie. 1831. P. 260). В марте 1832 г., вскоре после возвращения Данбо в Алкош, на селение напал курдский эмир Мухаммад (Мир Кор). Прежде чем Аудо убедил эмира отозвать воинов, погибли мн. жители Алкоша, среди них Данбо и 3 монаха (Boré. 1843. Vol. 8. P. 99-102; Scher. 1906. Vol. 8. P. 60; Idem. 1910. P. 133-135; Brière. 1911. Vol. 16. P. 353-355; Bello. 1939. P. 116-118; Fiey. 1965. P. 392-393).
После гибели Данбо фактический контроль над общиной перешел к Аудо, к-рый назначил настоятелем Гверу и добился возвращения монахов в Р.-Х. (к тому времени в общине был 41 монах - Bello. 1939. P. 127). В 1834 г., получив патриарший паллий, Йоханнан Хормизд распустил монашескую общину и подверг интердикту своих противников. Однако Аудо объявил действия патриарха незаконными и вернул монахов в Р.-Х. В 1835-1836 гг. Гвера посетил Рим и добился снятия прещений, наложенных патриархом. Тем временем представители рода Абуна вновь попытались закрыть монастырь, организовав тюремное заключение Аудо и нескольких монахов, за которых общине пришлось уплатить выкуп. По возвращении Гвера был избран генеральным настоятелем конгрегации Р.-Х. (2 нояб. 1836). Признав поражение, Йоханнан Хормизд известил Римскую курию о своем согласии на деятельность конгрегации (Boré. 1843. Vol. 8. P. 104-107; Badger. 1852. P. 165-167; Bello. 1939. P. 128-133).
Назначенный Римской курией патриарх Николай Зайа (1840-1847) не имел поддержки со стороны халдейских епископов. Пытаясь ослабить позиции своего соперника Аудо, он воспользовался разногласиями среди монахов в связи с избранием генерального настоятеля Дамиана (1839), который представлял интересы ученых монахов и добивался смягчения устава. Во время визитации, проведенной в июне 1840 г. католич. архиеп. Франсиско Вильярделем, апостольским делегатом в Сирии, настоятель был смещен, 45 монахов получили разрешение вернуться в мир. Дамиан, служивший священником в Алкоше, стал известен как поэт и переводчик (Boré. 1843. Vol. 8. P. 107-114; Badger. 1852. P. 168-169; Bello. 1939. P. 134-135, 221-225; о Дамиане см.: Religious Poetry in Vernacular Syriac from Northern Iraq (17th-20th Centuries): An Anthology / Ed. A. Mengozzi. Lovanii, 2011. [Vol. 2.] P. XVI-XVII. (CSCO; 628)). В 1842 г. Абуна предприняли последнюю попытку отомстить монахам. По их просьбе мятежный курдский вождь Исмаил-бей подверг Р.-Х. жестокому разорению: разбойники осквернили церкви, разграбили или уничтожили имущество, вымогали у монахов якобы спрятанные в обители сокровища. При этом были утрачены почти все рукописи, хранившиеся в монастыре. Когда против мятежников выступил паша Мосула, курды увели монахов в Амадию, где умер настоятель Йоханнан Гвера (Boré. 1843. Vol. 8. P. 119-124; Fletcher. 1850. P. 248-249, 252; Scher. 1906. Vol. 7. P. 480; Vosté. 1930. P. 277-278; Bello. 1939. P. 135-137; Fiey. 1965. P. 546-547). После взятия Амадии турками монахи во главе с Эммануэлем из Армоты вернулись в Р.-Х. Очевидцы упоминали о тяжелом положении общины, состоявшей в то время из 39 монахов (Badger. 1852. P. 102; ср.: Layard. 1849. P. 234-236). В 1843 г. миссионер Джузеппе Валерга (впосл. лат. патриарх Иерусалимский) застал в Р.-Х. 33 монаха. Высоко оценив значение обители в жизни Халдейской Церкви, он рекомендовал папе Римскому утвердить монашескую конгрегацию (Bello. 1939. P. 227-233). Вернувшиеся в Мосул доминиканцы помогли поправить материальное положение Р.-Х., насельники к-рого питались подаянием и нередко бедствовали. При помощи франц. консула П. Э. Ботта миссионеры убедили пашу Мосула передать мон-рю часть владений рода Абуна, конфискованных за поддержку курдского мятежа (Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 88, 541; Vaschalde. 1902. P. 480-481). Т. о., род Абуна утратил прежнее влияние, а мон-рь, по одним свидетельствам, обогатился (Badger. 1852. P. 103, 171), по другим - улучшил свое положение, но все еще нуждался в помощи (Bello. 1939. P. 229, 232).
Хотя католич. миссионеры высказывались в поддержку монашеской общины Р.-Х., они отмечали противоречия в образе жизни монахов, заложенные Данбо: строгий устав, подходивший для созерцательной жизни, плохо совмещался с пастырской и просветительской деятельностью (Cartier E. Un religieux dominicain: Le R. P. Hyacinthe Besson: Sa vie et ses lettres. P., 1865. T. 1. P. 327; ср.: Martin. 1867. P. 88). Количество монахов и масштаб их деятельности существенно уменьшились после гибели Данбо. По утверждению протестант. миссионера Дж. Перкинса (1849), в Р.-Х. оставалось ок. 30 насельников, многие из них выражали намерение вернуться в мир. Нек-рые монахи, покинувшие Р.-Х., стали протестантами и противодействовали церковной унии (The Missionary Herald. Boston, 1850. Vol. 46. P. 55, 57, 84-85). Попытка восстановить заброшенный мон-рь Мар-Авген, вероятно, предпринятая в 30-х гг. XIX в., была неудачной (Wilmshurst. 2000. P. 47). Монахи, посланные в обитель Мар-Якуб близ Сеерта, так и не смогли организовать монашескую общину (Ibid. P. 96). Не были реализованы намерения апостольского делегата Лорана Триоша и миссионера Э. Боре учредить в Р.-Х. уч-ще или семинарию. Визитатор Вильярдель ограничил деятельность монахов в миру, в частности запретил им преподавать в мирских школах (Bello. 1939. P. 224). Тем не менее монахи по-прежнему служили в качестве приходских священников (Fletcher. 1850. P. 249; Bello. 1939. P. 229-233). Мн. халдейские священники и епископы прошли подготовку в Р.-Х. (Bello. 1939. P. 230; Martin. 1867. P. 78, 206). Деятельность Данбо и его сподвижников в значительной мере способствовала укреплению позиций Халдейской Церкви (Wilmshurst. 2000. P. 190, 264; ср.: Martin. 1867. P. 78-80). Это признала и Римская курия, к-рая окончательно утвердила конгрегацию св. Хормизда (бреве папы Римского Григория XVI «Monachorum instituta» от 26 сент. 1845). В июне 1846 г. папское распоряжение было торжественно оглашено на собрании епископов и миссионеров в Р.-Х.; монахи дали вечные обеты и повторно избрали генеральным настоятелем Эммануэля из Армоты (Giamil. 1899/1900. Vol. 6. P. 152-153; Bello. 1939. P. 138-139, 234-236).
По утверждению многих авторов, в 1850 г. на Р.-Х. вновь напали курды. После этого монахи разместили старинные рукописи в здании, вскоре разрушенном селевым потоком, поэтому манускрипты были утрачены. Эти данные восходят к свидетельству У. Баджа (Budge. 1893. P. CLXXI; The Histories. 1902. Vol. 1. P. XXIII), к-рый, однако, в др. публикации датировал это событие сер. XVIII в. (Budge. 1920. Р. 243-244). Схожий рассказ монахов об утрате рукописей записал К. Дж. Рич, посетивший Р.-Х. в 1820 г. (Rich. 1836. P. 95-96), поэтому сведения Баджа скорее всего неточны. Тем менее угроза нападения курдов существовала еще в февр. 1880 г., во время голода (Sachau. 1883. S. 363-364).
Избрание на Патриарший престол еп. Йосепа Аудо (1848) в целом способствовало стабилизации положения Р.-Х. В 1853 г. в мон-ре состоялся Собор халдейских иерархов, к-рые подтвердили верность католич. учению, определили права и обязанности духовных лиц, порядок управления церковным имуществом и т. д. Традиц. церковная дисциплина и богослужение подверглись латинизации (Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 11. Pt. 2. P. 545-557; изд.: Les actes. 1942). При поддержке апостольского проделегата Бенуа Планше было решено построить для монахов Р.-Х. более просторные и удобные здания, расположенные в безопасном месте. В 1858 г. у подножия горы, на которой находится Р.-Х., началось строительство монастыря Пресв. Девы Марии - Хранительницы посевов (франц. Нотр-Дам-де-Семанс; о посвящении см.: Fiey. 1965. P. 548-549); средства на первоначальное обустройство выделила Римская курия (Martin. 1867. P. 81; Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 212). В 1863 г. патриарх отдал конгрегации монастырь Мар-Гиваргис близ Мосула, в котором ранее предполагалось устроить семинарию. Р.-Х. перестал быть основным местом подготовки духовенства после основания патриаршей семинарии св. Петра в Мосуле (1866). Монахи во главе с генеральным настоятелем Элишей из Дахука († 1875) участвовали в церковно-политических конфликтах, которыми было ознаменовано правление патриарха Аудо: они поддерживали то Аудо, пытавшегося восстановить давно утраченную юрисдикцию над сир. христианами Кералы (Индия), то католич. миссионеров, стремившихся разрушить планы патриарха (см., напр.: Pallath P. Rome and Chaldean Patriarchate in Conflict: Schism of Bishop Rokos in India. Changanacherry, 2017. P. 544-547, 648, 655-656; ср.: Cartier E. Un religieux dominicain. P., 1865. Vol. 1. P. 485; Les missions catholiques. Lyon, 1877. T. 9. N 429. P. 410-411; Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 199, 205, 212, 536-538, 541). Недовольные поведением монахов, франц. дипломаты и миссионеры приняли под защиту род Абуна и попытались отобрать у монастыря владения, к-рые некогда перешли к нему от Абуна (Goormachtigh. 1897/1898. T. 3. P. 540-541; ср.: Vaschalde. 1902. P. 481-482). Конфликты постепенно прекратились после кончины Аудо. В июле 1878 г. в мон-ре Пресв. Девы Марии халдейские епископы избрали патриарха Элию XIV (XII, XIII) Абу-ль-Юнана (1878-1894). На следующем Соборе в мон-ре был избран и возведен на престол патриарх Авдишо V Хайят (1894-1899) (De Clercq C. Atti del Sinodo caldeo ad Alkoche per l'elezione del Patriarca di Babilonia (ottobre 1894) // OCP. 1968. Vol. 34. P. 97-104).
К кон. XIX в. конгрегация св. Хормизда включала ок. 70 монахов, живших в 3 мон-рях; руководство и новициат размещались в мон-ре Пресв. Девы Марии (в 1880 Э. Захау застал в обоих алкошских мон-рях 51 монаха и 17 учеников, готовившихся стать клириками - Sachau. 1883. S. 363, 365). Мн. монахи служили приходскими священниками, в некоторых еп-ствах они составляли до 1/3 духовенства (Wilmshurst. 2000. P. 274). По свидетельству Баджа, в мон-рях поддерживался аскетичный уклад жизни, введенный Данбо (Budge. 1893. P. CLXIX; Idem. 1920. Р. 243; ср.: Preusser. 1911. S. 20). Среди монахов были писатели и переводчики. Так, настоятель Элиша составил монастырскую хронику, охватившую события 1808-1862 гг. (Vosté. 1929. P. 74; Bello. 1939. P. 1-2). В 80-х гг. XIX в. мон. Аблахад написал ряд поэм, посвященных истории мон-ря и событиям церковной жизни, а также грамматику курдского языка и жизнеописание патриарха Аудо (Scher. 1906. Vol. 8. P. 65, 72-73; Vosté. 1929. P. 34, 78, 84, 88, 111). Как поэт и ученый был известен мон. Элия из Шаклавы; среди его произведений - мемра о Данбо и биографические заметки о епископах, живших в XIX в. (Vosté. 1929. P. 88-89, 114; Idem. 1930. P. 265). Генеральный настоятель Самуэль Джамиль (1881-1917, с перерывами) составлял и переводил проповеди, богословские, полемические и исторические труды (Idem. 1929. P. 35-36, 72, 76, 87, 101-102). Он также заботился о пополнении монастырской б-ки: переписывал и приобретал рукописи, заказывал копирование старинных и редких манускриптов. С этой целью в 1885 г. он совершил поездку к несторианам в горный Курдистан, в 1887 г.- в обл. Урмия. Монахи Р.-Х. и мон-ря Пресв. Девы Марии создавали рукописи еще во 2-й пол. XX в. (Wilmshurst. 2000. P. 268-274). По оценке совр. исследователей, почти половина датированных восточносир. рукописей была создана в этом регионе: в Р.-Х. (200), в мон-ре Пресв. Девы Марии (262) и в Алкоше (669) (Ibid. P. 13-14; ср.: Murre-van den Berg. 2015. P. 81-85). В 1902 г. свящ. Аддай Шер (впосл. архиепископ Сеерта) описал 153 рукописи из монастырской б-ки (Scher. 1906); согласно более подробному описанию Ж. М. Восте, в мон-ре было 330 рукописей (Vosté. 1929; др. авторы насчитывали 355 рукописей - Awad. 1934. P. 51-54). При этом монастырское собрание состояло в основном из манускриптов XIX-XX вв. В 1961 г. рукописи были вывезены в мон-рь Мар-Гиваргис и затем в Багдад, где они были вновь описаны в составе б-ки мон-ря св. Антония (Haddad, Isaac. 1988). В 2006 г. более 1350 манускриптов из этой обители были перемещены в мон-рь Пресв. Девы Марии в Алкоше (al-Malih S. Books and Documents Heritage of Iraqi Minorities. R., 2013. P. 32-35).
После 1957 г., когда в конгрегации было 70 монахов, их число постепенно сокращалось (в 2017 - 18 чел.). В 1949 г. при мон-ре Пресв. Девы Марии был основан сиротский приют (впосл. закрыт, восстановлен в 2000). В 60-х гг. XX в. положение обители осложнилось из-за борьбы правительственных сил с курдскими и ассир. повстанцами, к-рых поддерживало местное население; настоятель Рафаэль Шавриз был приговорен к длительному тюремному заключению за сотрудничество с курдами. Новициат, а затем и большинство братии были переведены в новый мон-рь св. Антония в Багдаде (в нач. XXI в. в связи с изменением политической ситуации монахи вернулись в мон-рь Пресв. Девы Марии). Р.-Х. нек-рое время служил базой повстанческого отряда коммунистов, но монахи окончательно покинули его лишь в 80-х гг. XX в. Несмотря на масштабные ремонтные работы, проведенные на рубеже XX и XXI вв., мон-рь не действует. При этом Р.-Х. остается важнейшим местом паломничества ирак. сирийцев: в канун дня памяти св. Хормизда (3-й понедельник после Пасхи) в мон-ре совершается богослужение и устраивается народное празднование.
Ансамбль Р.-Х.- один из самых масштабных памятников восточносир. церковного зодчества, расположен в углублении на склоне горного хребта (часть системы Загрос), обращенном к Ниневийской равнине. Полупещерные сооружения основной части ансамбля окружены многочисленными искусственными пещерами. Согласно описаниям XIX в., на одном из скальных выступов, расширенных и укрепленных подпорными стенами, находились пристроенные друг к другу церкви, на другом - трапезная, зал для приемов и покои настоятеля (Rich. 1836. P. 90-93; Sachau. 1883. S. 366; Budge. 1920. P. 242; Bello. 1939. P. 228). Совр. вид здания приобрели после неоднократных реконструкций, в т. ч. при настоятеле Гавриэле Данбо (1808-1832) и в 70-х гг. XX в. Последняя реконструкция, начатая в 2012 г., существенно изменила облик памятников; разрабатывается проект научной реставрации ансамбля (Brelaud. 2013. P. 386-388).
Церковный комплекс включает 3 основных храма, к-рые с XIX в. носят посвящения во имя Св. Троицы, св. Хормизда и св. Антония, и несколько малых капелл, соединенных сложной системой лестниц и коридоров. Последовательность формирования комплекса можно установить лишь предположительно. Вероятно, первоначально главной была пристроенная к скале ц. св. Хормизда - сильно вытянутый в длину однонефный храм (13×4 м), перекрытый цилиндрическим сводом (высота 9 м). На уровне пяты свода через неф перекинуты 2 стрельчатые арки; на предалтарную арку опирается внутренний купол-киворий на тромпах, украшенный мукарнами. В стенах нефа находятся 14 рельефных крестов в орнаментальном обрамлении; в вост. стене - ниша стрельчатой формы с гробницей на месте алтаря, в которой, по преданию, похоронен св. Хормизд (Badger. 1852. P. 102-103; Budge. 1893. P. CLXXI; Fiey. 1965. P. 540). Высказывалось мнение, что церковь была построена в VIII в. как бет-кадише (монастырская усыпальница) (Vossel. 2014. P. 39, 41); другие авторы датировали ее строительство IX-X вв. (Wigram, Wigram. 1922. P. 120) и нач. XIV в. (Awad. 1934. P. 23-24; см. также: Ğa sim. 2007. P. 176; Brelaud. 2013. P. 384). Вдоль юж. стены церкви расположены баптистерий, нартекс и бет-кадише в виде сводчатой галереи (8×2 м), разделенной арочным проемом на 2 части. В вост. части помещения находится гробница, покрытая наклонной плитой с рельефными изображениями креста, дерева и человеческой фигуры; гробница увенчана аркой на резных колоннах со следами полихромной раскраски; в сир. надписи сообщается о захоронении здесь св. Хормизда. Зап. часть бет-кадише была отведена для погребения патриархов Церкви Востока; их склепы закрыты мраморными плитами с эпитафиями 9 патриархам - от Шимуна IV († 1497; надгробие было обнаружено разбитым на части, не на первоначальном месте - Vosté. 1930. P. 284) до Элии XII (XIII) († 1804). Каждая надпись, выполненная каллиграфическим письмом эстрангело, содержит исповедание веры, выдержанное в риторическом стиле сообщение о кончине патриарха с выражением надежды на грядущее воскресение и просьбу молиться об упокоении усопшего (Harrak. 2003). Эпитафии патриархам - один из важнейших источников сведений по истории Церкви Востока; впервые их опубликовал И. С. Ассемани (с большими сокращениями; Assemani. BO. T. 3. Pars 2. P. 948-950), затем - Захау (по рукописной копии; Sachau E. Aramäische Inschriften // SPAW. 1896. Hbd. 2. S. 1058-1064) и Восте (также с сокращениями - Vosté. 1930. P. 283-298; др. издания: Awad. 1934. P. 33-41; Ga
sim. 2007. P. 209-229; Harrak. 2010). Возможно, баптистерий и бет-кадише сохранились в том виде, который они приобрели после реконструкции в 1696 г. (Ga
sim. 2007. P. 176). Дверной проем в вост. стене бет-кадише ведет в ц. св. Антония - прямоугольное сооружение неправильной формы (7,2×5,7 м), частично высеченное в скале; мн. исследователи считают ее старейшим храмом мон-ря (Ga
sim. 2007. P. 175; Teule. 2008. P. 118; Vossel. 2014. P. 39). Сложная система помещений и коридоров соединяет ц. св. Антония с кельей св. Хормизда, расположенной в центре церковного комплекса. Ниша с высеченным крестом в зап. стене кельи отмечает место погребения Хормизда (на это место ориентированы гробницы святого, расположенные в ц. св. Хормизда и в бет-кадише). Келья и обе гробницы были местами почитания мощей Хормизда; в келье (или в бет-кадише) находилась цепь с железным ошейником, который надевали на бесноватых в надежде на исцеление (Sachau. 1883. S. 366; Wigram, Wigram. 1922. P. 120; Luke. 1925. P. 106; Vosté. 1930. P. 280; Awad. 1934. P. 25-26; Hadda
d. 2008. P. 103-104). Из алтарной гробницы паломники доставали землю, которой приписывали целительные свойства (Badger. 1852. P. 102-103; Budge. 1920. P. 88, 243). Неясно, где именно находились мощи святого; человеческие останки были обнаружены при вскрытии обеих гробниц (ср.: Vossel. 2014. P. 39).
К югу от бет-кадише и ц. св. Антония, на скальном выступе, находится большая ц. Св. Троицы (23×5,7 м) - однонефная, с обособленной алтарной частью, увенчанной овальным куполом; главный вход размещен в юж. стене, вдоль которой расположены крытая галерея и ризница. Строительство церкви иногда датируют XV в. (Vossel. 2014. P. 40-41; ср.: Teule. 2008. P. 119). В надписях на плитах, вставленных в стены церкви, сообщается о восстановительных работах 1485, 1559 и 1667 гг. В результате радикальной перестройки, предпринятой Данбо в 1-й четв. XIX в., «от старых сооружений почти ничего не осталось» (Rich. 1836. P. 91, 93). К церкви в несколько ярусов были пристроены небольшие капеллы (Boré. 1843. Vol. 8. P. 35; Brière. 1910. P. 423-424; Bello. 1939. P. 59; Hadda d. 2008. P. 107); среди них выделялись храм Евангелистов и расположенный над ним храм архангелов Михаила и Гавриила (1820; верхняя капелла разрушена в XX в.) (Vosté. 1930. P. 272-273; Fiey. 1965. P. 548; Ga
sim. 2007. P. 174). В ц. Св. Троицы были сооружены алтарный киворий (1820) и алтарный портал (1849), украшенные резьбой по камню, установлены надгробные плиты с пространными эпитафиями Гавриэлю Данбо и Йоханнану Гвере. Дополнительные искажения в облик храма внесли реконструкции 1930 и 1975 гг. (Vosté. 1930. P. 271, 274-282, 315-316; Awad. 1934. P. 18-21; Ga
sim. 2007. P. 174-175, 202-207; Hadda
d. 2008. P. 159-162).
На соседнем скальном выступе, к западу от церковного комплекса, расположены сооружения жилого сектора, в основном высеченные в скале: просторная трапезная, комната для приемов, пещерные кельи Данбо и его преемников и др. помещения; все они неоднократно перестраивались в XIX-XX вв. (Vosté. 1930. P. 267-269; Fiey. 1965. P. 534, 541; Ga sim. 2007. P. 176-177; Teule. 2008. P. 119).
Наибольшее сходство прослеживается между Р.-Х. и восточносир. мон-рями Мар-Авраам (Великий мон-рь), Мар-Авген и Мар-Йоханнан на горе Изла. Как и в Р.-Х., в этих обителях центральный комплекс («киновия») располагался на искусственной платформе на юж. склоне горы и был окружен жилищами монахов (Vossel. 2014. P. 40; ср.: Jullien. 2008. P. 104, 107-119). По аналогии с мон-рями на горе Изла можно предположить, что в средние века основным храмом Р.-Х. была ц. св. Хормизда; с юж. стороны к ней был пристроен длинный нартекс, часть к-рого являлась бет-кадише. Перед церковью на террасе мог находиться открытый двор, служивший летним храмом (впосл. это место заняла ц. Св. Троицы). Вытянутый в длину неф, формы сводчатых перекрытий, глухие аркады на внутренних боковых стенах, алтарные кивории с куполами на тромпах, размещение нартекса вдоль юж. стены и дополнительных помещений вокруг алтарной части сближают церкви Р.-Х. также с церквами «приходского типа» в Тур-Абдине (Мар-Курьякус в Арнасе и Мар-Азазиел в Кеферзи, VII-VIII вв.), к-рые, однако, отличаются более изысканными архитектурными формами и богатым декором (ср.: Keser-Kayaalp E. Church Building in the Tur ‘Abdin in the First Cent. of the Islamic Rule // Authority and Control in the Countryside: From Antiquity to Islam in the Mediterranean and Near East (6th-10th Century) / Ed. A. Delattre et al. Leiden; Boston, 2019. P. 176-209). Гораздо меньше сходства наблюдается между церквами Р.-Х. и приходскими храмами Ниневийской равнины, хотя глухие аркады сохранились в монастырских церквах Мар-Ораха и Мар-Элия близ Мосула (сильно перестроены в XIX в.) и в крупных церквах горного Курдистана (ц. Мар-Шалита в Кудшанисе и бывш. мон-рь Раббан-Петион близ сел. Мазра в Тьяри).
Путешественники XIX в. обращали особое внимание на многочисленные пещерные кельи, к к-рым вели вырубленные в скалах лестницы (сведения о количестве расходятся - Fiey. 1965. P. 540; Vossel. 2014. P. 40). Нек-рые посетители без достаточных оснований считали их древними гробницами или убежищами ранних христиан (Rich. 1836. P. 95; Boré. 1843. Vol. 7. P. 220-222; Layard. 1849. P. 234; Fletcher. 1850. P. 252; Budge. 1893. P. CLXVIII-CLXIX; Wigram, Wigram. 1922. P. 117-119). В основном это небольшие помещения с нишами, каменной или глинобитной лежанкой и со столом. Пещерные кельи служили жилищами монахов еще в XX в., пока в Р.-Х. оставались насельники (Preusser. 1911. S. 20; Bello. 1939. P. 221; Ga sim. 2007. P. 177). В одной из пещер близ входа в мон-рь расположен источник «Око святого» (
-
), возле которого, по преданию, первоначально поселился св. Хормизд (Awad. 1934. P. 33). В скалах выше и ниже мон-ря высечены большие цистерны для сбора дождевой воды (Ga
sim. 2007. P. 177-178). Близ монастыря находилось кладбище рода Абуна, однако из надгробий сохранилась только плита диакона Йосепа (1773; Vosté. 1930. P. 266-267; Ga
sim. 2007. P. 175, 200).
Ансамбль мон-ря во имя Пресв. Девы Марии - Хранительницы посевов, основанного в 1858 г. у подножия горы и расширенного на рубеже XIX и XX вв., отличается регулярной планировкой по европ. образцу: 2-этажные здания размещены по периметру внутренних дворов, к-рые предназначались для монахов, новициев и посетителей. Важнейшие сооружения (церковь, трапезная, зал капитула, дормиторий) находятся в монашеском клуатре. Архитектура церкви выдержана в духе традиц. зодчества Ниневийской равнины с декором в джалилийском стиле (обрамление порталов, арочных проемов, стенных ниш). Это 3-нефная базилика с куполом над пресбитерием, отделенным массивной алтарной преградой. Главный вход, расположенный с юж. стороны, оформлен в виде айвана (монументального арочного портика). В церкви имеются надгробия халдейских церковных деятелей, в т. ч. патриарха Йосепа Аудо (Vosté. 1930. P. 299-314; Ga sim. 2016).