[Араб. ] (ок. 714/8-801), наиболее известная в ислам. традиции женщина-суфий. По преданию, происходила из бедной семьи, была обращена в рабство, а затем отпущена на свободу за свое благочестие. Практиковала аскетизм (зухд) и отшельничество в пустыне, затем поселилась в Басре, где и обрела известность; близ Басры находится и ее гробница. Считается сподвижницей одного из первых суфиев, Хасана аль-Басри (642-728). С именем Р. связывают возникновение идеи любви (махабба) к Аллаху и дружбы (унс) с ним, ставшей в дальнейшем одной из основных тем суфийской метафизики и поэзии. Бескорыстная любовь к Аллаху приводит суфия к отказу от обоих миров - земной жизни (дунйа) и загробной (ахират), мистик стремится только к Аллаху. Другая приписываемая Р. идея - раскрытие (кашф) перед любящим Аллаха суфием абсолютной красоты Всевышнего. В одной из молитв она говорит: «О Господь мой, если я поклоняюсь Тебе из страха перед адом, сожги меня там, если же поклоняюсь я Тебе в надежде на рай, не пускай меня туда, но если я поклоняюсь Тебе только ради Тебя самого, не лишай меня [возможности лицезреть] Твою вечную красоту!»
О взглядах Р. известно лишь из поздних агиографических источников, поэтому отделить достоверную информацию о ней от вымысла не представляется возможным. Известный агиограф суфизма Фарид ад-Дин Аттар (1148/51-1220) называет ее «второй Марьям»; исторически в ислам. традиции Р. остается прежде всего примером благочестивой женщины-мистика, «святой» (вали), никогда не вступавшей в брак.