[дхикр; араб. - память, воспоминание], ритуальное поминание Аллаха, совершаемое суфиями (см. ст. Суфизм) по особой формуле вслух или про себя, сопровождаемое определенными телодвижениями. В основном во время З. суфии повторяют следующие молитвы: «Алла хай (Аллах жив), ла илаха илла-Лла (нет Бога, кроме Аллаха), Аллаху акбар (Аллах велик), Ал-хамду ли-Лла (слава Богу)». Практика З. базируется на высказываниях Корана: «О те, которые уверовали, поминайте Аллаха многократно» (сура ХХХIII. 41) и «Они уверовали, и их сердца утешаются воспоминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура XIII. 28; перевод Э. Р. Кулиева). Сосредоточение суфия на поминании Бога освобождает духовную энергию, к-рая помогает ему продвигаться на пути восхождения к Всевышнему. Однажды после мн. дней голодания ученик суфийского шейха Сахла ат-Тустари (818-896) спросил: «О, учитель, что такое еда?» И тот ответил: «Поминание Бога Бессмертного!» Главная цель З.- достижение мистического экстаза, во время к-рого человек приближается к Богу и может даже слиться с ним. По словам суфийского учителя Абу Бакра аш-Шибли (861-946), «истинный зикр - это когда ты забываешь о своем зикре».
Обучение формуле поминания (араб. талкин аз-зикр) составляет один из важнейших аспектов суфийской инициации. З. можно научиться не только у живого учителя, но и у Хидра, покровителя странников. Формула З. передается духовными учителями от пророка Мухаммада. Считается, что Мухаммад научил 1-го халифа Абу Бакра молчаливому З., когда ночевал вместе с ним в пещере во время переселения (араб. хиджра) в Медину, а халифу Али был дарован громкий З. Перед началом З. суфий должен очиститься внутренне и внешне. Кроме того, ему следует постоянно держать перед внутренним взором образ своего шейха или одного из его предшественников, к-рый будет помогать ему во время поминания. По мнению суфийских учителей, существует 3 главных вида З.: внутренний, т. е. накшбандийский тихий, к-рый концентрируется на определенных точках внутри тела человека и не сопровождается телодвижениями; громкий, сопровождающийся ритуальным танцем и игрой на муз. инструментах; духовный, при к-ром молящийся, т. е. дословно «вспоминающий» (араб. закир), мысленно выполняет телодвижения и представляет себе ритмичную мелодию.
С IX в. для подсчета, сколько раз формула З. была воспроизведена тем или иным способом, стали использовать четки (араб. тасбих, субха). Суфиям рекомендуется пить воду после совершения З., чтобы охладить внутренний жар. Суфийские братства создали ритуалы З. Коллективный З. составляет основу суфийских церемоний, особенно продолжительных в период религ. праздников. Повторяя ритмичную формулу «Ла илаха илла-Лла» во все возрастающем темпе и с сокращением слов, пока произносимые звуки не превратятся в нечто вроде непрерывного вздоха, суфии легко впадают в состояние транса. Для правильного выполнения З. необходимо владеть контролем за техникой дыхания. Сахл ат-Тустари отмечал, что «выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Аллаха мертв, но каждый выдох с поминанием Господа живой и связан с ним». Др. учитель, Хаджи Аттар (XV в.), говорил, что цель З. «не заключается в многословии; на одном дыхании три раза произносят «Ла илаха илла-Лла», начиная с правой стороны груди, и доводят это до сердца, а с левой стороны ведут «Мухаммад расул Алла». Возможно даже девятикратное или восемнадцатикратное повторение на одном дыхании». Позднее афган. и инд. суфии применяли во время З. длительную задержку дыхания (персид. хабс-и дам).