И́зла [Изала (от ассир. Ицалла); сир. ; Нисибинская гора], горный массив на востоке совр. Турции, в р-не Тур-Абдин, недалеко от г. Нусайбин (древнее название Нисибин), древнейший центр сир. монашества. Название Ицалла хурритское, встречается в древнеассир. текстах IX в. до Р. Х. Традиционно И. называется горой, однако это наименование условно, т. к. фактически И. является юж. отрогом гряды общей длиной ок. 60 км, сев. отрог к-рой носил название Тур-Абдин, впосл. так стала называться вся область. Первоначально мон-ри на И. принадлежали преимущественно к восточносир. традиции (см. Церковь Востока), хотя имеются сведения, что в 553 г. в них нашли убежище амидские монахи-монофизиты, изгнанные по приказу имп. Юстиниана I из своих мон-рей (Zach. Rhet. Hist. eccl. XII 6). Постепенно восточносир. монахи из Месопотамии переселялись на восток, а мон-ри на И. переходили к западным сирийцам (см. Сирийская яковитская Церковь). Этот процесс в основном завершился к нач. XIX в. В наст. время изальские мон-ри по большей части разрушены, в т. ч. в результате нападений курдов; сохранившиеся церкви и строения привлекают внимание ученых и туристов. Совр. исследователи изучают место И. в истории монашества Церкви Востока (С. Кьяла, С. Брок), отдельные монастыри (Э. Палмер, Брок, Ж. М. Фие), а также рукописи, созданные в скрипториях этих мон-рей.
Согласно сир. преданию, 1-м монахом на И., подвизавшимся в IV в., был Мар Авген (см. Евгений). Статус сказания о Мар Авгене до сих пор окончательно не выяснен, т. к. в нем много эпических элементов. Сомнение ученых вызывает сообщение в его Житии о том, что он, будучи ловцом жемчуга из Египта, неожиданно решил удалиться в Месопотамию в сопровождении 70 монахов. Обитель, носящая его имя, в VII в. пришла в запустение. Возрождение мон-ря было заслугой мон. Авраама из соседнего сел. Мааррин (Маарре). Вслед за кратким периодом расцвета (неск. воспитанников Авраама стали основателями др. мон-рей) в нач. VIII в. монахи ушли из обители, но впосл. жизнь в мон-ре возродилась. Дальнейшая история мон-ря до XIX в. известна гл. обр. из колофонов рукописей, созданных в нем. Неск. ранее 1838 г. мон-рь перешел к Халдейской католической Церкви, но уже в 1842/43 г. он известен как западносирийский. В 1972 г. в обители проживал инок, с 1983 г. мон-рь считается недействующим.
Расцвет монашества на И. можно с определенностью датировать 2-й пол. VI в., когда там основал обитель Авраам Кашкарский. Видимо, он избрал И. по причине близости горы к Нисибину, где находилась знаменитая церковная школа, в к-рой он учился. Авраам первоначально поселился в пещере, затем (до 571) основал «Великий монастырь». После кончины Авраама настоятелем был избран Дадишо из Бет-Арамае, и началось распространение устава Авраама Кашкарского и в целом восточносирийского иночества за пределами И. («цепная реакция» в терминологии А. Выыбуса). Преемником Дадишо († 604) и последним из известных настоятелей монастыря стал Бабай Великий, с деятельностью к-рого связывают постепенный упадок мон-ря.
расположен между мон-рем Мар-Авген и г. Мидьят и назван по именам 3 основавших его подвижников Церкви Востока. Впоследствии (вероятно, в XII в.) монастырь оказался в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви и с кон. XIV в. по 1926 г. был кафедрой епископа Бет-Рише. В 2001 г. в обители проживали 2 монаха и 2 монахини.
был основан Бабаем Нисибинским (Малым) в кон. VI или в нач. VII в. В письме яковитскому Антиохийскому патриарху Игнатию III Давиду от 1231 г. (Assemani. BO. T. 3/1. P. 300) Ишояв бар Малкон, митр. Нисибинский, отождествляет эту обитель с мон-рем Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь), где в 1293-1932 гг. находилась резиденция яковитских патриархов. В скриптории этой обители было создано много рукописей.
известен из «Книги целомудрия» Ишоднаха Басрского (IX в.). По мнению Фие, его основание следует относить к VIII в. (Fiey. 1977. Р. 153-154). В наст. время неизвестно, где располагался мон-рь.
находился в 25 км к северу от Нисибина. Брок указывает на эпическое Житие его основателя Йоханнана Тайайа (Иоанна Бедуина), в к-ром приводится список настоятелей - от Иоанна до некоего Саллары (Brock. 1980/1981. Р. 6-14). По сведениям яковитского Антиохийского Патриарха Ефрема I Бар Саума (1933-1957), руины мон-ря были известны в его время недалеко от обители Мар-Авген (Aphram I Barsoum. 2008. Р. 218).
В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» (Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие (Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке.
Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин.