[сир. ; араб. ] (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока (с апр. 605), резиденция к-рого находилась в Селевкии (Вех-Ардашире), на правом берегу р. Тигр. Происходил из Мешана (Майсана) в Н. Междуречье (по сведениям Григория Бар Эвройо, из Кашкара). Посещал занятия Исаии, богослова cелевкидской школы. До избрания патриархом занимался преподаванием и толкованием Свящ. Писания, был д-ром богословия (малпаном) в той же школе.
Выборы нового патриарха, преемника Сабришо (596-604), проходили в обстановке противостояния интересов разных течений христианства в позднесасанидском Иране и при вмешательстве офиц. властей в церковные дела. Сабришо завещал епископам избрать ученого монаха с горы Шаран - Бархадбешаббу. Епископы Церкви Востока предложили шаханшаху Хосрову II Парвизу (590-628) на утверждение кандидатуру митр. Нисибина Григория, к-рую шаханшах одобрил. Но из-за вмешательства царицы Ширин, покровительствовавшей монофизитам (яковитам), патриархом был избран ее земляк Григорий Мешанский вопреки желанию Хосрова II и епископов Церкви Востока. С его избранием влияние монофизитов (яковитов) на конфессиональную политику сасанидского монарха усилилось, а несториан (т. е. представителей Церкви Востока) - ослабло, хотя отношения Хосрова II к соперничавшим течениям определялись его интересами, а не доводами противников.
О деятельности Г. источники сообщают скупо и с известной долей предвзятости. Автор «Несторианской истории» («Хроники Сеерта») описывает его благородную внешность, но пытается убедить читателя в сребролюбии и стяжательстве Г. Однако известно, что Г. выкупил за 20 тыс. статеров серебра книги, захваченные Хосровом II после подчинения визант. крепости Дары.
Картину идеологического противостояния внутри христ. общины Ирана в нач. VII в. и меры по упорядочению церковной жизни иллюстрируют «Каноны Собора, утвержденные патриархом Григорием и епископами, прибывшими на его выборы». Участники Собора единодушно подтвердили верность принципам 318 св. отцов, собравшихся в 325 г. в Никее для осуждения арианства. Они поддержали позицию 115 епископов II Вселенского Собора в К-поле (381), к-рые осудили высказывания, порочившие Третью ипостась Св. Троицы - Духа Святого. Анализируя положение Церкви, участники Собора обратили внимание на категории сомневающихся, к-рые оказались под влиянием новых еретических идей и подвергали ревизии подлинный смысл Свящ. Писания. Собор обязал клириков принять комментарии к ВЗ и НЗ Феодора Мопсуестийcкого и выступил в защиту этого богослова, грозя его хулителям отлучением или анафемой. На Соборе были обсуждены и проблемы укрепления внутрицерковной дисциплины. Речь шла о части духовенства и монашества, не имевшей определенного занятия, проживавшей обособленно, не подчинявшейся церковным правилам и уставу. Говорилось о необходимости отчетности основателей мон-рей перед вышестоящими епископами за средства, пожертвованные им верующими. Под решениями Собора, возглавляемого Г., подписались 29 епископов, участвовавших в выборах патриарха. Большинство из них представляли провинции Междуречья, Хузистана, Мидии (горной части Ирана) и Иранского Азербайджана.
Г. умер на 4-м году Патриаршества. Хосров II конфисковал все его имущество и заточил в тюрьму учеников Г. Отношение монарха к христианам изменилось, он не разрешил избрать нового католикоса. Церковь Востока оставалась без предстоятеля до гибели Хосрова II и избрания патриархом Ишоява II в 628 г.