(Моран Мар Василий; 16.06.1874, Куричи, совр. шт. Керала, Индия - 3.01.1964, Парумала, шт. Керала, Индия), Католикос Востока (с 1928), Католикос Апостольского престола св. Фомы и митр. Маланкарский. Предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви. Отец Г.- Улаханана из рода Калласерил (ветвь известного священнического рода Путхенпуракал), мать - Найтхи. По отцу он - родственник Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила, митр. Маланкарского (1858-1934), по матери - Геваргезе Мар Григория, митр. Ниранамского (1848-1902). Крещен с именем Геваргезе, мирское имя - Пуннос.
В 9-летнем возрасте Г. серьезно болел и исцелился только после того, как родители дали обет посвятить сына Богу. Г. был отдан в Парумальскую семинарию, где 6 лет изучал сир. язык и богословие под рук. митр. Геваргезе Мар Григория и малпана Геваргезе Мар Дионисия (буд. митрополит Маланкарский). Еще 6 лет Г. обучался в Старой семинарии в Коттаяме под рук. митр. Павла Мар Афанасия Кадавила, малпана Геваргезе Мар Дионисия и известного ученого малпана Коната Кораха Матхена, затем был зачислен в колледж Церковного миссионерского об-ва. 24 мая 1892 г. посвящен во диакона митр. Павлом Мар Афанасием. Обучение в Высшей школе Мар Дионисия из-за внезапной болезни пришлось оставить.
26 нояб. 1898 г. Г. был рукоположен во священника митрополитами Геваргезе Мар Григорием, Павлом Мар Афанасием и Павлом Мар Иваниосом (впосл. 1-й Католикос Моран Мар Василий Павел после восстановления Католикосата в 1912). 29 нояб. 1898 г. митр. Геваргезе Мар Григорий возвел Г. в монашеский сан рамбана, Г. помогал митрополиту управлять Ниранамской епархией до его смерти в 1902 г., затем руководил Парумальской семинарией. В 1908 г. Г. сопровождал номинированных митрополитов Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила и Павла Кочупарампила в поездке к яковитскому патриарху Игнатию Абдаллаху II, пожелавшему возвести в сан митрополита и Г., но он отказался, не имея предварительного утверждения Сиро-Маланкарской Церковью. В 1912-1913 гг. патриарх посетил Индию и 10 сент. 1912 г. возвел Г. в сан митрополита на Ниранамскую кафедру.
После смерти Геваргезе I 17 дек. 1928 г. Г. был избран Католикосом с титулом Моран Мар Василий Геваргезе II. Посвящение совершил митр. Маланкарский Геваргезе Мар Дионисий Ваттасерил 15 февр. 1929 г. Став католикосом, Г. стремился восстановить единство Сиро-Маланкарской Церкви, разделенной на партии католикоса и яковитского патриарха, для чего в 1934 г. совершил безуспешный визит к патриарху Мар Игнатию Афрему I Барсауме. В дек. 1934 г. церковный совещательный орган (Сирийская христианская ассоциация) принял решение о совмещении должностей католикоса и митрополита Маланкарского (тогда же был принят Устав Церкви). Партия патриарха оспорила это решение 10 марта 1938 г. Дело разбиралось в судах разных инстанций до 12 сент. 1958 г., когда Верховный суд Индии подтвердил законность совмещения должностей в лице Г. За яковитским патриархом было признано право на общий контроль в духовном управлении. 9 дек. 1958 г. патриарх Игнатий Иаков III издал «Послание о восстановлении отношений». Аналогичный документ был издан католикосом 16 дек. 1958 г. Тогда же произошел обмен письмами о взаимном признании.
В 1946 г. Г. благословил создание офиц. печатного церковного органа - ежемесячника «Маланкарская Церковь» (Malankara Sabha). Католикос поручил поэту К. П. Чанди перевод литургических песнопений с сир. языка на малаялам. В 1947 г. Г. канонизировал Католикоса Моран Мар Василия Ялду (ум. 1685) и митр. Ниранамского Геваргезе Мар Григория. В 1951 г. было завершено строительство новой резиденции для католикоса в пригороде Коттаяма Девалокаме; в наст. время там размещены дворец и канцелярия католикоса, офисы Ассоциации воскресных школ и Миссионерского об-ва.
Знакомство Г. с Русской Церковью произошло благодаря архим. Андронику (Елпидинскому), представленному католикосу в окт. 1931 г. Архим. Андроник охарактеризовал Г. как «крепкого стоятеля за свою Церковь». Во время поездки на Ближ. Восток в 1934 г. Г. посетил Русскую духовную миссию, познакомился с окормлявшим ее архиеп. Анастасием (Грибановским). С этого времени начались переговоры о присоединении Маланкарской Церкви к семье правосл. Церквей. Посредником выступала РПЦЗ при поддержке Сербской и Болгарской Православных Церквей. В февр.-марте 1936 г. в Индии побывал представитель Архиерейского Синода РПЦЗ еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский), принятый католикосом «как самый желанный гость». Вместе с Г. еп. Димитрий и архим. Андроник посетили много приходов, участвовали в митингах, на к-рых Г. впервые открыто заявил о необходимости соединения Церквей.
Г. активно участвовал в международном экуменическом движении. В авг. 1937 г. он присутствовал на конференции «Вера и обряд» (3-9 авг. 1937 г., Эдинбург, Великобритания), где было принято решение о создании Всемирного Совета Церквей. Во время поездки в Европу Г. встретился в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским), по приглашению митр. Загребского Досифея (Васича) совершил офиц. визит в Югославию и встретился с главой РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским), иерархами и клириками Сербской Православной Церкви, в т. ч. с архиеп. Охридским Николаем (Велимировичем). В 1938 г. Г. принял в Индии архиеп. Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова), после консультаций с к-рым было решено осуществить офиц. воссоединение Церквей в 1939 г., чему помешали упомянутый судебный процесс и вторая мировая война.
После войны Г. провел многочисленные встречи с представителем К-польского Патриарха при ВСЦ еп. Милетским Иаковом (Клеомвротом), с председателем ОВЦС МП архиеп. Никодимом (Ротовым), еп. Антонием (Блумом) и др. членами делегации РПЦ на III ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (6 дек. 1961), а также с членами делегаций др. Церквей на этой ассамблее, в т. ч. с Патриархом К-польским Афинагором I, с Главой Кипрской Церкви архиеп. Макарием III (7 нояб. 1962).
При Г. за границами традиц. расселения христ. общины были сформированы 2 епархии: Малабарская (1953) и вне пределов Кералы (возникла в 1938 как миссия вне пределов Малабара). За время правления Г. посвятил в митрополиты 11 клириков, рукоположил более тысячи священников и диаконов. По причине преклонного возраста Г. Сирийская христ. ассоциация 17 мая 1962 г. избрала преемником католикоса митр. Канданадского Оугена (Католикос Моран Мар Василий Оуген I с 1964). Последнюю литургию Г. отслужил 15 авг. 1963 г. Похоронен в часовне резиденции Девалокам.