Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (20.04(2.05).1853, с. Мокви Сухумского окр. Кутаисской губ.- 22.10(3.11).1916, с. Каспи Горийского у. Тифлисской губ.), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель. Род. в семье свящ. Давида Жордании, более 50 лет служившего в церкви при мон-ре Мокви и внесшего значительный вклад в восстановление христианства в регионе. После кончины супруги свящ. Давид принял монашеский постриг с именем Афанасий. Брат Ж., Иосиф, по окончании Тифлисской ДС также стал монахом. Внук Ж.- историк проф. Г. Г. Жордания.
Ж. учился в моквской начальной приходской школе, Кутаисском ДУ (1866-1870) и Тифлисской ДС (1870-1875). В 1879 г. со степенью кандидата богословия и с «правом получить степень магистра без нового устного испытания» окончил за казенный счет 34-й курс исторического отд-ния МДА (Послужной список Ф. Жордании // ЦГА г. Кутаиси. Ф. 21. Ед. хр. 24124). В том же году было опубликовано его 1-е научное сочинение, посвященное отношениям гос-ва и Церкви в период Вселенских Соборов. В. О. Ключевский, руководивший его работой, предлагал Ж. продолжить научные изыскания в Москве. Однако Ж. вернулся в Грузию, где с 1 сент. 1879 г. преподавал географию и арифметику в Тифлисском ДУ, в 1880 г. стал смотрителем уч-ща.
Ж. принимал активное участие в общественной жизни Грузии, в т. ч. в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), отстаивал право грузин на обучение и издание лит-ры на родном языке. 17 сент. 1882 г. Ж. представил выполненный по поручению экзарха Грузии архиеп. Павла (Лебедева) проект «Об изменении постановки учебного дела в духовных училищах Грузинского Экзархата», на основании к-рого во всех духовных учебных заведениях Тифлисской и Кутаисской губерний были созданы кафедры груз. языка (Там же; Надирадзе. 2001. С. 20-21).
С 1883 г. Ж. преподавал церковную историю в Тифлисской ДС, в 1885 г. основал кафедру груз. языка и ГПЦ, к-рой заведовал в течение мн. лет. В 1888-1896 гг. был заведующим открывшимся Церковным музеем Грузинского Экзархата РПЦ, в 1889 г. вошел в состав правления Об-ва по распространению грамотности среди грузин. 27 сент. того же года назначен членом Грузинского епархиального училищного совета, в 1890 г. ревизовал приходские школы Тифлисской губ. (ДВГЭ. 1891. № 14. С. 30-32), с 14 апр. 1893 г. член педагогического собрания правления Тифлисской ДС. В 1894 г. составил утвержденную Святейшим Синодом программу, по к-рой в духовных школах груз. языку было отведено 12 часов в неделю, русскому - 6 часов. В марте 1896 г. Ж. получил чин действительного статского советника (Указ. 1893. С. 1-5) и был назначен смотрителем приходских школ Гурийско-Мингрельской епархии. В 1902 г. в связи с поднятым вопросом о расхищении церковного имущества возглавил группу, приступившую по разрешению экзарха архиеп. Алексия (Опоцкого) к сбору церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2; Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9; Ед. хр. 46852. Л. 1-2, 7, 10-11).
В 1907 г. Ж. вошел в состав образованного Историко-этнографического об-ва. В 1911 г. подал в отставку по болезни и поселился в г. Гори; последние годы жизни провел в Каспи, где у него был дом. Награжден орденами св. Станислава 3-й (16 июня 1889) и 2-й (6 мая 1901) степени. Похоронен в Дидубийском пантеоне общественных деятелей в Тбилиси; одна из улиц города носит его имя.
Ж. занимался сбором, изучением и публикацией груз. исторических источников, был одним из основателей груз. источниковедения. В 1902-1903 гг., использовав каталоги Д. З. Бакрадзе, Ж. осуществил 1-е издание груз. рукописей - 2-томное описание фонда Тифлисского церковного музея (3-й т. изд. М. Джанашвили в 1908). Ж. много путешествовал по Грузии, собирал рукописи, переписывал лапидарные, чеканные и фресковые надписи, искал и описывал заброшенные церкви, занимался поиском древностей в груз. семьях, работал в фондах Об-ва по распространению грамотности и Церковного музея. На основе «Археологического путешествия» по Картли, Гурии, Имерети, Мегрелии и Кахети, содержащегося в 7 блокнотах (Фонд Ф. Жордании // НЦРГ), Ж. написал соч. «Хроники и другой материал для истории и литературы Грузии» (1893. Т. 1; 1897. Т. 2; 1967. Т. 3), до наст. времени имеющее источниковедческое значение для истории средневек. Грузии и ГПЦ. В 1-м томе помещены источники до 1213 г., во 2-м - относящиеся к 1214-1699 гг., в 3-м - к нач. XVIII - 80-м гг. XIX в. Комментарии Ж. содержат хронологию правления груз. царей и католикосов, исторических событий и христианизации Картли и др.
Ж. первым изучил структурный состав свода древнегруз. летописей «Картлис Цховреба» и разделил его на 9 исторических сочинений. Текстологическое исследование памятников позволило ему определить, что «Жизнеописание Багратионов» послужило источником для «Матиане Картлисай» (Обращение Картли); для сочинений летописца монг. периода Ж. ввел в научный оборот название «Вековая летопись» и выдвинул предположение, что Леонтий Мровели был не автором летописи, а редактором, и др. На основе сочинений историков св. царицы Тамары и св. царя Давида IV Строителя Ж. восполнил мн. хронологические лакуны истории Грузии: напр., установил год смерти царя Георгия II (1112), год женитьбы Давида Сослана и царицы св. Тамары (1189), дату Шамхорской битвы (1195) и т. д.
В «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» Ж. опубликовал монографию о католикосе-патриархе всей Грузии Антонии I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) с подробным описанием жизненного пути первоиерарха (1891-1892); исследование о состоянии разрушавшегося в XIX в. храма Атени Сиони и очерк о найденных ораре и омофоре XIV в. (1891); анализ греч. летописи VIII в., сохранившейся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв. (1902), и 5 груз. исторических хроник (1903); «Хронику Абхазских царей» (1902) и др. Деятельности груз. поэта Давида Гурамишвили (1705-1792) посвящены статьи в газ. «Иверия» за 1880 г.; истории миссионерства католич. Церкви в Грузии - статья в ж. «Кавказ» (1885); серия очерков об араб. экспансии в Грузию в VIII в. помещена в неск. номерах газ. «Сакартвело» (Грузия) за 1915 г. В 1893 г. в Ставрополе была опубликована работа, посвященная хронологическому и историческому исследованию деятельности Абхазских (Западногрузинских) католикосов. В 1895 г. в Москве и Тифлисе вышли 2 обзора источников по истории Грузии XI-XII вв. и «Завещание св. царя Давида IV Строителя, данное монастырю Шиомгвиме в 1123-1124 гг.»; в 1905 г. в Кутаиси - «Краткие исторические сведения об автокефалии Грузинской Церкви».