[Груз. მოჟვი], монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); кафедра древней Моквской епархии ГПЦ, памятник культуры Грузии национального значения (2006). Расположен в одноименном селении (ныне с. Мыку Очамчирского р-на Абхазии) у слияния рек Мокви (ныне Моква) и Дуаб (ныне Дваб), в исторической груз. пров. Самегрело, в 18 км к северу от г. Очамчиры.
Впервые название мест. Мокви упоминается в соч. «Перипл» анонимного автора V в. (Георгика. 1965. Т. 2. С. 6). Следующее упоминание Мокви относится к VII в. В письме пресв. Феодосию Гангрскому ученик прп. Максима Исповедника исп. Анастасий Апокрисиарий сообщал, что был сослан в крепость Тусуме, которая «находится выше села Мокви на границе края Апсилии» (Георгика. 1941. Т. 4. С. 50). В латинской версии письма это место упоминается как «in loco monachos» (место монахов). Это обозначение было прочитано как «in loco Mochoes» - (в мест. Мохос/Мокви) (Бриллиантов. 1917. С. 57). В 60-х гг. X в. царь Абхазский (Зап. Грузии) Леон III (957-967) «построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса // КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же // Картлис Цховреба. 2008. С. 146). С основанием кафоликона М. связано предание о том, что царь Абхазии решил построить собор дивной красоты, откуда можно было бы видеть всю страну, и обещал большие богатства тем, кто осуществят его замысел. Мастера боялись браться за дело, лишь один зодчий согласился на условия царя. Когда строительство завершилось, купол покрыли золотом и на высоте тысячи локтей установили крест. Поднявшись на колокольню, царь увидел всю Абхазию. Он был восхищен красотой храма, но ему было жаль отдавать обещанное вознаграждение; также он не хотел, чтобы где-то был построен подобный храм. Он сказал, что с купола не видно всей страны. Когда зодчий, чтобы доказать обратное, поднялся наверх, царь приказал убрать лестницу, и зодчий не смог спуститься. Местные жители как могилу строителя М. показывали захоронение в центре колокольни (Каландия. 2004. С. 134-136, 234; Милованова. 2014. С. 244).
На протяжении всего средневековья М., кафоликон которого мог вместить до тысячи человек, оставался значительным церковным и культурным центром. Правители объединенной Грузии заботились о величии храма. Досифей II Нотара (Иерусалимский патриарх в 1669-1707), посещавший Грузию, цитировал фресковую надпись, согласно к-рой роспись М. была выполнена «в царствование императора Алексея Комнина (визант. имп. Алексей I Комнин, 1081-1118.- Авт.) и Давида Великого, царя Абхазского (св. Давид IV Строитель, царь всей Грузии в 1089-1125.- Авт.)» (Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 31). Надпись является документом, свидетельствующим о международном положении в нач. XII в., т. к. в источниках данные о грузино-визант. отношениях того времени отсутствуют (Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Около храма было воздвигнуто несколько каменных строений, в т. ч. архиерейский дом. В 1300 г. в М. было переписано и богато иллюминировано Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902). В монастырском скриптории переводили с греч. языка на грузинский церковную литературу. Для переписчиков было сооружено отдельное здание. В XV в. в М. по инициативе Моквского архиеп. Григория (Манагадзе), упомянутого в строительной надписи («Пресвятая Богородица, будь заступницей и покровительницей моквели Григола Манагадзе»), была воздвигнута 2-этажная колокольня. В XVII в. в М. останавливались царь Кахети Теймураз I, католики-миссионеры Луи Гранже и Кристофоро де Кастелли, русские послы диак. Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей, Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) и его сын архидиак. Павел Алеппский. Почти во всех источниках кафоликон М. описывается как прекрасная церковь, покрытая росписью, богато убранная золотыми и серебряными иконами, хранившая мощи мн. святых. Итал. миссионер Джузеппе Марио Дзампи (Иосиф Мария Цампи) назвал кафоликон М. самой красивой церковью Мегрелии (Жан Шарден. 1975. С. 147). Российские послы диак. Ф. Ельчин и свящ. П. Захарьев присутствовали на литургии в М.: служили 5 священников и диакон (Материалы посольств. 2014. С. 443-444).
В приписках к Моквскому Четвероевангелию упоминается «моквский трапезник, протоиерей Георгий» (НЦРГ. Q 902. Л. 105), современник архиеп. Моквского Авраама (1-я пол. XIV в.). На омофоре из М. сохранялась запись о джварисмтвиртели (крестоносце) Кандиле (1-я треть XVI в.) (Жордания. 1902. С. 4). В приписках к созданному в М. Мартвильскому метафрасу фигурирует имя диак. Афанасия (Авжардадзе) (1560-1578) (НЦРГ. Q 39. Л. 260 об.).
В кон. XVII - нач. XVIII в. вслед. набегов абхазов и северокавказских горцев М. сильно пострадал: он был упразднен как епархиальная кафедра, иконы, утварь и книги были перенесены в др. мон-ри (бо́льшая часть их утрачена), храм постепенно разрушался (Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 46; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845). В нач. XIX в. владетели Самегрело князья Дадиани ненадолго восстановили богослужения в М. и в соседних церквах Илори и Бедиа (АКавАК. 1869. Т. 3. С. 203). В 1-й пол. XIX в. храм был заброшен и разорен (Бакрадзе. 1875. С. 102). В 30-50-х гг. XIX в. фресковая роспись и выложенный цветным мрамором пол кафоликона М. все еще сохранялись, однако паперти были обрушены, стекла выбиты. Фасады храма заросли растениями. Многочисленные строения мон-ря, в т. ч. архиерейский дом, были руинированы (Нордман. 1838. С. 226; Муравьёв. 1848. Т. 3. С. 286; Brosset.1851. P. 111-112; Бакрадзе. 1875. С. 103).
В нач. 60-х гг. XIX в. на территории М. располагался казачий пост. Владетельный кн. Михаил Шарвашидзе (1822-1866), после того как, по преданию, его матери во сне явилась Пресв. Богородица и велела навести порядок в церкви, обновил кафоликон. Князь нанял мастера-грека, который за 25 тыс. р. взялся отреставрировать фасады и интерьер и покрыть кровлю черепицей. Работы велись небрежно и закончились лишь в 1868 г. В мае этого года М. посетил еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) (с 30 мая 1869 до 1886 управлял Абхазской епархией). Он отметил многие нарушения, допущенные в ходе реставрации, плохое состояние памятника: течь кровли, отсутствие стекол в окнах, иконостаса, недостаточность утвари (Гавриил (Кикодзе). 1868. С. 29-30). Посетив церковь спустя 2 года, свт. Гавриил нашел ее в том же «прискорбном состоянии». Он отправил телеграммы наместнику на Кавказе вел. кн. Михаилу Николаевичу Романову и экзарху Грузии архиеп. Евсевию (Ильинскому; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) с просьбой «о скорейшей высылке остатков сумм Абхазской кафедры для немедленного начания необходимых к исправлению работ» (Он же. 1870). К 1871 г. храм был перекрыт новой черепицей, в окна вставлены стекла, дом на территории был перестроен в сельскую школу. Общество восстановления православного христианства на Кавказе на свои средства заказало для кафоликона М. иконостас (установлен в 1872). Однако к 1875 г. крыша вновь требовала ремонта, стены отсырели, иконы портились (Милованова. 2014. С. 247-248).
Изменение художественно-стилистического облика М. (разрушены древние ограда и постройки, перестроена колокольня, исчезли 3 притвора (с запада, севера и юга), утрачены мозаичный пол, мраморные резные карнизы и колонны, стены оштукатурены, груз. надписи (лапидарные и фресковые) стерты, с запада возведен портик, на куполе сооружена ротонда, что исказило пропорции храма, изменены наружные очертания апсид, барабана и купола, которым взамен округлой придали многогранную форму, фасады облицованы плитами) вызывало резкую критику со стороны ученых и общественности (Д. З. Бакрадзе, А. М. Павлинов, Ф. Жордания и др.) (Бакрадзе. 1875. С. 103; Милованова. 2014. С. 246-247).
Храм стал приходской церковью и усыпальницей дома Шарвашидзе. До кон. XX в. хорошо были видны надписи, выполненные асомтаврули и мхедрули на надгробных плитах кн. Михаила Шарвашидзе († 1866), его супруги кнг. Александры Дадиани († 1862) и полковника кн. М. Маршаниа († 1877), женатого на кнг. Д. Шарвашидзе, который погиб в бою «с татарами и соотечественниками, отпавшими от русского ига» - т. е. с турками и грузинами (Бгажба. 1967. С. 30-33; Силогава. 2006. С. 298-303). В М. были также похоронены сын кн. М. Шарвашидзе, поэт и общественный деятель Георгий Шарвашидзе, абх. военачальники, служившие в рус. армии, некоторые архиереи, иереи и др. (Милованова. 2014. С. 247). Во время русско-тур. войны (1877-1878) храм подвергся разрушению местных мусульман, богослужения прекратились (Там же. С. 248).
Храм М. описывали миссионер Дж. М. Дзампи (XVII в.), путешествовавший вместе с Жаном Шарденом по Грузии, А. Нордман (1835), М. А. Селезнёв (1841). Первые чертежи и зарисовки собора были выполнены архит. акад. П. П. Норевым (Норовым) (1847) и М. И. Броссе (1848). В 1859 и 1865 гг. в М. побывал Бакрадзе. В 80-х гг. XIX в. фотографии кафоликона сделали итал. путешественница К. Серена и археолог Павлинов. Снимки отразили изменения, происшедшие с собором после реставрации 60-х гг. XIX в.
24 окт. 1902 г. еп. Сухумскому Арсению (Изотову) поступило прошение от насельниц Свято-Троицкого монастыря в Харькове монахинь Емилии и Аполлинарии и 15 послушниц, а также от послушницы Василиско-Златоустовского мон-ря Сухумской епархии Досифеи (Мужецкой) о разрешении учредить жен. общежительный мон-рь при Успенской ц. с. Мокви. В ходатайстве было указано, что сестры располагают 30 тыс. р. на возобновление обители. Еп. Арсений отправил доклад в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, оттуда рапорт поступил в Синод. Дело об открытии обители длилось 2 с половиной года и сопровождалось недоразумениями. Так, выяснилось, что коллективное заявление было сфальсифицировано Досифеей, однако после открытия всех обстоятельств она не отказалась от своих намерений и письменно обязалась предоставить еп. Арсению до 1 марта 1903 г. указанную сумму. Поскольку в Сухумской епархии уже обсуждался вопрос об открытии жен. обители при церкви Илори, идея возобновить мон-рь в М. не получила широкой поддержки. Так, наблюдатель церковных школ Сухумской епархии свящ. Василий Ястребов писал в докладной записке на имя экзарха 16 дек. 1902 г. о том, что, поскольку М. находится вдали от адм. центра, он «никогда не будет не только иметь дохода от туземцев, напротив, абхазцы... при своей страсти к воровству, которую они считают удалью, будут постоянно обворовывать монастырь даже при усиленной охране, причем и честь монахинь не в безопасности». По его мнению, удаленность обители от Сухума и Очамчиры, отсутствие дорог и мостов сделают М. практически недоступным для рус. паломников (Там же. С. 259). 18 апр. и 3 мая 1903 г. Досифея, Аполлинария и Емилия вновь ходатайствовали перед экзархом об открытии обители в М., они приложили список из 43 имен послушниц, готовых ехать в Абхазию, а также заявление от надворного советника С. Турияхина, к-рый обещал пожертвовать обители земельный участок с домом в Керчи. В окт. 1903 г. они хлопотали о деле в Синоде, 29 окт. Синод разрешил учредить Моквинский Успенский жен. мон-рь (решение утверждено 22 сент. 1904). Число насельниц определялось количеством, к-рое обитель будет в состоянии содержать (Мокви // Иверия. 1903. № 155. С. 2; Каландия. 2004. С. 237-238; Милованова. 2014. С. 260).
Монахини отремонтировали храм, установили иконостас и престол, привезли иконы и утварь. Под келейный корпус перестроили здание школы. Досифея приняла постриг и стала 1-й и единственной настоятельницей М. Сестры занимались рукоделием, обрабатывали огород, виноградник и цветник. В это время М. принадлежало 25 дес. земли. Позже местный помещик К. Чиковани пожертвовал обители 8 дес. в 2 км от М. В окт. 1905 г. мон. Досифея обратилась в Синод с просьбой о выделении мон-рю 600 дес. в с. Лашкиндар, но получила отказ. В 1903 г. в М. подвизалось ок. 50 русскоязычных сестер, не знавших ни абхазского, ни мегрельского языка. При обители была открыта школа с общежитием и питанием для 20 девочек. Согласно «Отчетам о состоянии Сухумской епархии», в М. в 1912 г. подвизались 115 чел., в 1914 г.- 127, в 1915 г.- 113. Внутренняя жизнь обители была неблагополучной, сестры неоднократно жаловались на настоятельницу начальству. В 1915 г. в М. была проведена ревизия по причине «малоспособности монастырского начальства к управлению и невнимательного отношения к нуждам сестер» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442: Отчеты о состоянии Сухумской епархии за 1909-1915 гг. Д. 2732). М. имел подворья: частные дома в Сухуме и в Керчи, Успенский мон-рь в Вырице под С.-Петербургом (1914/15 - 1932) (Милованова. 2014. С. 248, 260-261).
В 1917-1920 гг., в период меньшевистской власти в Абхазии, М. неоднократно подвергался нападению и ограблению. Игум. Досифея просила комиссара Сухумского окр. выделить обители охрану. С установлением советской власти в 1921 г. ситуация не изменилась. В ночь на 21 марта 1921 г. из алтаря кафоликона была похищена церковная утварь. Было проведено расследование, виновные (жители соседнего с. Тхина) наказаны, имущество вернули. В кон. 20-х гг. XX в. обитель была закрыта (Там же. С. 261).
В советское время кафоликон М. несколько раз изучали. Во время работ 1948 и 1956 гг. были выявлены древний цоколь, фрагменты портика с остатками пилястры, кирпичная кладка позднего средневековья, раскрыта роспись, изучен строительный раствор храма. Реставрация М. была проведена в 1968 г. в связи с 1000-летием храма, а также в 1982-1986 гг. Богослужения в кафоликоне М. были возобновлены 6-7 окт. 2002 г. Поскольку М. входит в юрисдикцию ГПЦ, деятельность к-рой ввиду политических условий на территории Абхазии не осуществляется, паству окормляют клирики РПЦ. В М. находится одна из резиденций Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили).
В научной лит-ре XIX - нач. XX в. описаны лишь нек-рые образцы богатой утвари монастыря, среди к-рых было немало произведений искусства.
В статейном списке, составленном свящ. Павлом Захарьевым, описывается интерьер кафоликона, в т. ч. и святыни М.: «...в том монастыре каменая церковь с олтарем прегрожена, престол и жертвеник и деисусы по подобию и местные образы - Спасов образ в киоте; и образ ис кивота вымали и позади образа написано многие святые, а под теми святыми мощи тех святых, которые тут написаны, а всех их девяносто святых написано» (Материалы посольств. 2014. С. 443). Согласно его сведениям, в М. хранились мощи (руки и ноги) первомч. архидиак. Стефана, к-рые, согласно преданию, были присланы из К-поля имп. Константином I Великим (306-337) (Павел Алеппский. 1973. С. 71; Материалы посольств. 2014. С. 417, 444). По замечанию Кристофоро де Кастелли, мощи лежали в таком месте, что их легко было достать; «в нашей стране (т. е. в Италии.- Авт.) они стали бы предметом большого поклонения» (Кристофоро де Кастелли. 1976. С. 176). Также в М. хранились мощи и частицы мощей вмц. Ирины, прп. Мелании, прмц. Евгении, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, мучеников Тарсских Прова, Тараха и Андроника, прп. Илариона, мч. Власия, свт. Николая Мирликийского, прав. Лазаря, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, ап. Луки, мч. Аверкия (Материалы посольств. 2014. С. 417). В М. находились и крест с частицей Животворящего Древа Господня, украшенный камнями, «а писма на кресте образа Божия и Распятие Христово нет», и веретено Пресв. Богородицы (Там же. С. 417, 444).
В зугдидской ц. в честь Влахернской иконы Божией Матери в специальном киоте, расположенном перед алтарной преградой, хранились пояс Пресв. Богородицы из М. и Моквская икона Божией Матери. По мнению прав. Евфимия Такаишвили, Броссе опубликовал надписи именно с этой иконы: 1-я принадлежала католикосу-патриарху Зап. Грузии (Абхазскому) Евфимию I (Сакварелидзе; 1578-1616; в 1560-1589 - архиепископ Моквский), заказчику и жертвователю Моквской иконы; во 2-й надписи говорилось об обновлении иконы в 1814 г. кн. Леваном V Дадиани. В кон. XIX - нач. XX в. кн. Дадиани перенес икону во дворец в Зугдиди (утрачена) (Brosset. 1851. P. 24-26; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 198-199).
В церкви Цаленджиха хранился (ныне утрачен) серебряный крест с сионом из М. (30×20 см). На лицевой стороне было вычеканено рельефное «Распятие Господне» с груз. надписью: «Иисус Христос, царь иудеев». На рукавах креста в медальонах были изображены архангел (вверху), Пресв. Богородица (слева), ап. Иоанн Богослов (справа). В нижнем медальоне изображение отсутствовало. Крест был украшен драгоценными камнями. На сионе были представлены Иисус Христос, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча, композиция «Смерть Христа» и фигура архангела с пояснительными груз. надписями. На оборотной стороне креста и на сфере, соединяющей крест и древко, помещались дарственные надписи М. католикоса-патриарха Евфимия I (Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 233-235).
Серебряная чеканная икона Божией Матери с Младенцем (25×19 см), помещенная в складень-триптих (105×63 см, центральная часть - 50 см), согласно надписи на пилястрах, была заказана и пожертвована М. еп. Моквским Андреем (Сакварелидзе). Надписи царицы Бурдухан (XII в.) и Левана Дадиани (XVII в.), к-рые цитировали Н. П. Кондаков и Бакрадзе, принадлежат др. иконе. До нач. XX в. икона хранилась в мон-ре Хоби, ныне - в коллекции Зугдидского историко-этнографического музея (№ 398). Икона выполнена в грубой технике. Пресв. Богородица изображена в рост, Ее фланкируют св. Иоанн Предтеча и архидиак. Стефан. Вверху в арке помещена композиция «Распятие Господне» с предстоящими ап. Иоанном, Пресв. Богородицей, св. Марией Магдалиной, св. Лонгином Сотником. Внизу - композиция «Положение во гроб» с 12 апостолами (изображения частично переходят на створки триптиха). В верхней части створок помещена композиция «Благовещение Пресв. Богородицы». Имена святых написаны асомтаврули. Складень украшен крестами из сапфиров и бирюзы: 12 - на пилястрах, 4 - на арочной части кивория, 2 - по сторонам Распятия (Кондаков. 1890. С. 79, 88; Такаишвили. 1914. С. 146-148).
В нач. XX в. главной святыней М. была серебряная икона «Успение Пресв. Богородицы» (утрачена). Вероятно, та, к-рую в 50-х гг. XIX в. нашел местный житель-абхаз, когда переезжал р. Дваб (Милованова. 2014. С. 261).
Помимо Моквского Четвероевангелия интересны созданные в М. Минея-Четья (Метафрас) за март (Кут. 2, XVI в.) и Мартвильский метафрас (НЦРГ. Q 39, 1560-1578 гг.). Заказчиком Минеи (28×26 см, 401 лист, с дефектами) был католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Евфимий I (Л. 401 об.). Рукопись выполнена на бумаге письмом нусхури, для заглавий использована киноварь. Переплет кожаный на деревянной основе. Содержит 37 переводных агиографических сочинений. На л. 270 об. указано место составления сборника, однако имя переписчика не упомянуто: «Господин мой, сидел я в Моквских палатах, сильно скучал; вошли азнауры господина католикоса и речь завели, и в одном слове допустил ошибку». Поздняя приписка гласит, что впосл. Евфимий I преподнес рукопись в дар ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Гелати (Описание рукописей. 1953. С. 9-15). Наибольшую известность сборнику принесло помещенное в нем под 26 марта Житие прп. Иоанна Аскета, написанное, очевидно, прп. Иосифом Песнописцем и сохранившееся только в этой рукописи в груз. переводе XII в. (Л. 347 об.- 356 об.; Кекелидзе. 1955. С. 251-270). Мартвильский метафрас (32×32, 488 листов) выполнен на бумаге письмом нусхури. Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Рукопись содержит 59 переводных агиографических сочинений, для заглавий использована киноварь. Метафрас был переписан Навкратием Цимцадзе (Такаишвили читает фамилию как Цмахадзе) (Л. 182, 211 об., 344 об.) по заказу архиеп. Моквского Евфимия (Сакварелидзе) (Л. 488 об.). В колофоне на л. 260 сказано: «Не проклинайте меня, о святые, из-за плохого почерка; бумага оказалась некачественной, и лучшего письма не вышло, хоть сильно постарался». Позднее рукопись обновила Ханумзе Джаиани (Л. 221) - возможно, после того, как книгу перенесли из М. в монастырь Мартвили. На л. 420 сохранилась молитвенная надпись настоятеля Мартвили Иоакима, обращенная к «Моквской Богоматери» и «Мартвильской Богоматери» (Такаишвили. 1914. С. 84-85; Описание груз. рукописей. 1957. С. 52).
Был широко известен в научных кругах и являлся, очевидно, произведением искусства. Жордания считал, что этот предмет облачения был изготовлен в нач. XV в. (Жордания. 1902. С. 4), Б. Хорава - в нач. XVI в. (Хорава. 2001. С. 111-119). Омофор долгое время хранился в Илори. В 1902 г. архим. исп. Амвросий (Хелая; католикос-патриарх Грузии в 1921-1927) привез его в Тифлис и передал Жордании (место хранения неизв.). Омофор имел в длину ок. 4 м и был покрыт золотым, серебряным и цветным шелковым шитьем с изображением двунадесятых праздников, снабженных надписями асомтаврули (в одном случае - греч. надписью), украшен жемчугом и драгоценными камнями. Справа помещены композиции «Сретение Господне» с прор. Анной; Пресв. Богородица из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (ее фигура окружена 205 мелкими жемчужинами); «Рождество Христово» с 13 фигурами (нимбы украшены 63 крупными и 29 мелкими жемчужинами); «Вход Господень в Иерусалим» (нимб украшен 26 крупными жемчужинами); «Сошествие во ад» (нимб Христа украшен 37 жемчужинами); «Сошествие Св. Духа на апостолов». В левой части омофора расположены сцены: «Крещение Господне» (нимб Христа украшен 11 жемчужинами); арх. Гавриил из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (нимб украшен 29 жемчужинами); 2 изображения Христа (украшены 584 малыми и крупными жемчужинами и рубином) со святыми, пояснительные надписи стерты; «Преображение Господне»; «Воскрешение Лазаря»; «Распятие Господне»; «Вознесение Господне»; «Успение Пресв. Богородицы». Почти все сцены сопровождаются душеспасительными надписями разных исторических лиц, напр. архиеп. Моквско-Драндского Илии (под «Преображением Господним»), эриставт-эристава и мандатуртухуцеси Мамии Дадиани и его супруги Елены (под «Сошествием Св. Духа на апостолов»), эриставт-эристава Липарита Дадиани и его супруги царицы Тамар (Жордания. 1902. С. 3-4).
Архитектурный комплекс составляют кафоликон во имя Успения Пресв. Богородицы (X в.), 2-этажная колокольня (XV в.), монастырская ограда. Остальные строения во время работ 60-80-х гг. XX в. были снесены. Кафоликон (27,2´ 18,8 м, высота внутри 23,3 м) - один из примечательных и своеобразных архитектурных произведений средневек. груз. зодчества.
Кафоликон - крестово-купольная церковь типа вписанного креста, купол опирается на 4 свободно стоящие опоры (столбы крестообразной формы), центральное пространство с 3 сторон окружено 2-этажным обходом, формирующим 2 дополнительных нефа. Западный, юж. и сев. рукава креста прямоугольные, 1-й, удлиненный, разделен опорной аркой на 2 участка, 2 других - небольшой глубины. Боковые рукава перекрыты цилиндрическими сводами. Снаружи они выявлены двускатными кровлями, в то время как пространства между рукавами и хорами, также перекрытые цилиндрическими сводами, выходят односкатными кровлями. Вима глубокая (вместе с апсидой - 5,25 м), главная апсида, широкая, значительно выступает с внешней стороны (больше, чем где-либо еще в Грузии), снаружи 5-гранная; боковые апсиды (диаконник и жертвенник) имеют полукруглое завершение. Двухэтажный обход, окружающий основу храма с юга, запада и севера, соединен с внутренним пространством благодаря открытым аркадам. Обход является одной из отличительных черт архитектуры храма М. С юга и севера он образует узкие (1-й и 5-й) нефы; это единственный пример в груз. архитектуре. Переход от подкупольного квадрата к низкому 12-гранному барабану выполнен с помощью парусов. Снаружи здание облицовано тесаным камнем. Декор фасадов простой, без орнамента; в стенах устроены окна, расположенные в 2 яруса. В силуэте храма (высота основного здания и купола) особо заметны изменения пропорций здания по сравнению с памятниками предыдущей эпохи. Внешний вид храма впечатляет своей монументальностью и необычным распределением масс. Его особенностью является несообразность тяжелой кубической массы тела храма и рукавов креста: основной объем храма такой же, как у церквей типа вписанного креста, но с юга и севера к нему добавляются нефы, создающие ступенчатую конструкцию. Очевидна небольшая разница в высоте среднего и боковых нефов; вместо четкой ступенчатой дифференциации масс, к-рая характерна для груз. храмов, здесь имеет место единый массивный блок. Фасады церкви М., так же как и пицундского храма, полностью лишены декоративного убранства. Главный эффект достигается при помощи ритмичного членения плоскостей стен оконными и дверными проемами. Окна обрамлены простыми валиками. Арки над окнами барабана и алтаря образуют единую линию. Профилированный простой пояс, объединяющий апсиды алтаря, боковых частей и вост. капеллы, прерывается у края фасада. Южная и сев. двери имеют обрамления. Зап. дверь украшена растительным орнаментом с коринфскими колоннами по сторонам и аркой над ними. Над ней - процветший крест, внизу изображены расположенные симметрично пальметты. В тимпане оставлена арочная плоскость с обрамлением прямоугольной формы (возможно, для надписи). Внимание привлекает и то, что над юж. и сев. входами храма находятся открытые арочные люнеты - прием, к-рый встречается на ранних стадиях развития средневек. груз. архитектуры. Строение стен с двойной облицовкой абсолютно отличается от византийской системы; в ее основе лежит груз. традиция; фасады выложены хорошо обработанными квадрами, такими же камнями облицованы и внутренние стены. Изначально верхние части храма были покрыты черепицей. Во время ремонтных работ (1860) она была заменена на жестяные листы. В 1956 г., во время реставрации крыши, храм снова полностью покрыли черепицей. Жестяное покрытие купола было обновлено.
В интерьере собора не читается монолитность, характерная для внешнего облика храма. Внутреннее пространство воспринимается в единстве соразмерных частей, в утонченности и легкости, усиливающихся ритмичностью уходящих в перспективе столбов. Границы крестово-купольного пространства как бы расширяются арочными проемами, раскрывающимися вокруг него хорами. Второй этаж хоров представляет собой неразделенный обход. Первый разделен на 6 капелл с каждой стороны. Капеллы, расположенные в вост. и зап. концах, изолированы от центрального крестово-купольного пространства и соединяются с боковыми нефами лишь посредством узких проходов. Внешние вост. капеллы обустроены особым образом; каждая освещается 2 окнами. Восточные окна прорезаны в нишах, к-рые, подобно апсидам, врезаны в толщу стены и завершены сводом. В нишах обустроены полки. По всей видимости, эти маленькие пространства были предназначены для проведения служб или, возможно, выполняли роль пастофориев. У остальных капелл по одной двери и по одному окну. Эти пространства перекрыты цилиндрическими сводами. С запада 1-й этаж хоров, к-рый связан со входом в храм, выполнен в виде нартекса. По всей ширине храма он перекрыт цилиндрическим сводом, опирающимся на полукруглые арки и пилястры стен. В сев. части нартекса находится широкая лестница, ведущая на хоры. Храм хорошо освещен. Помимо окон капелл и хоров свет в подкупольное пространство попадает через окна барабана и окна, прорезанные в рукавах (по 3 - в сев. и юж. рукавах, 3 - в алтаре, по одному - в боковых апсидах). С запада арки, разделяющие нефы,- узкие и очень высокие, такие же арки между подкупольными опорами, вимой и стенами; эффект возвышенности достигается за счет высоты стен между широкими рукавами (арками и окнами, расположенными на 4 уровнях) и стенами, окруженными хорами. Благодаря множеству арок и окон создается впечатление многочленности внутреннего пространства.
Интерьер был исключительно богат, в отделке использовался белый и цветной мрамор, также из него были вырезаны иконостас и колонны с капителями в визант. стиле, зарисованные Норевым, мозаичный пол, карнизы. Окна украшали цветные витражи, алтарь - мозаика, стены - фрески (сохр. фрагменты).