[Греч. Ψαλτικόν], визант. певч. книга, обширная антология к-польского происхождения, содержащая напевы кафедрального богослужения в виртуозном мелизматическом стиле (Troelsgård. 2011. P. 85) для протопсалта, солиста, лампадария или одиночного певца (μονοφωνάρης); ее лат. аналогом являлся Кантаторий. Древнейший сохранившийся список П.- Patm. gr. 221 (ок. 1179); др. списки датируются от посл. четв. XII до нач. XIII в. Как певч. книга П. соотносится с эволюцией средневизант. нотации (см. в ст. Византийская нотация).
Классический репертуар П. составляют: прокимны для служб суточного круга и литургии, тропари, ипакои, аллилуиарии и причастны для неизменяемого и изменяемого годовых богослужебных кругов. В греч. богослужебной практике П. содержали также подборки первых строф (проимии и 1-е икосы) важнейших кондаков на весь год, в т. ч. Акафиста Пресв. Богородице, гимнов на Пасху, Триоди и Пентикостария, и традиционно назывались Кондакарями. В греч. визант. богослужебной традиции все кондаки, кроме 3 (на праздник Обновления церкви Воскресения Христова в Иерусалиме, в Неделю Православия и на Вход Господень в Иерусалим), записаны исключительно в мелизматическом стиле, предназначавшемся для солиста (Levy. 1964. P. 84).
В традиц. практике респонсорные песнопения делились между солистом и хором и соответствующим образом между певч. книгами. П. дополнялся Асматиконом - книгой, предназначавшейся для небольшого хора из наиболее подготовленных певцов, к-рая содержала рефрены песнопений П., а также песнопения, исполнявшиеся всем хором (напр., ипакои, причастны). В этих 2 типах рукописей представлено четкое деление муз. репертуара суточных служб; оба были существенными компонентами патриаршего кафедрального песненного последования.
В нек-рых рукописях репертуар песнопений и корпус мелодий указанных 2 книг были соединены. Это соединение 2 типов рукописей было осуществлено в скрипториях итало-греч. мон-рей, особенно в скриптории мон-ря Спасителя в Мессине (Strunk. 1977. P. 46).
В XIV в. в ходе реформ прп. Иоанна Кукузеля П. и Асматикон были вытеснены Аколуфиями - новым типом рукописи, в к-рый наряду с новыми песнопениями были включены мн. песнопения из прежнего репертуара обоих стилей (см., напр., ркп. 1336 г. Athen. Bibl. Nat. 2458). Т. о., 2 муз. стиля более ранних певч. книг могут считаться предшественниками возникшей в том же веке традиции калофонического пения.
К. Тодберг в классическом исследовании циклов аллилуиариев различает 2 мелодические традиции: краткую и пространную, более украшенную, приводя примеры из рукописей, характерные для этих 2 типов (он также выделяет смешанный тип и калофонические версии; Thodberg. 1966. S. 20-27). Согласно Тодбергу, среди рукописей, в которых представлена пространная мелодическая традиция,- Mess. gr. 129; Crypt. Γ. γ. V; Vat. gr. 1606; Vat. Borg. 19 (из-за сольно-хорового содержания К. Флорос относит первые 3 рукописи к смешанному типу Асматикона - Floros. 2009. P. 31-33), все они имеют южноиталийское происхождение и датируются XIII-XIV вв. Среди рукописей, в к-рых представлена краткая мелодическая традиция, Тодберг называет Patm. gr. 221; Sinait. gr. 1280; Ochrid. 59; Vat. gr. 345; Crypt. Γ. γ. III; Γ. γ. VI; Sinait. gr. 1314. В Кондакаре 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64) содержится репертуар как пространной, так и краткой мелодической традиции (Høeg. 1956).