Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОТОПСАЛТ
58, С. 479-482 опубликовано: 28 ноября 2024г. 


ПРОТОПСАЛТ

[Греч. πρωτοψάλτης, πρῶτος ψάλτης, α´ ψάλτης, πρῶτος τῶν ψαλτῶν, ψάλτης, πρῶτος πριμικήριος τῶν ψαλτῶν], в греч. традиции - чин низшего клирика, оплачиваемый участник церковного хора. Конкретное значение, статус и обязанности П. зависели от стадии развития богослужебного устава и соответствующих ему структуры и функции хора. В период господства Студийского устава (1-я фаза развития визант. хора) хор певцов с его главным (центральным) руководителем (П.) состоял из: 1) расширенного состава оплачиваемых низших клириков (чтецов, иподиаконов, привратников, монахов и монахинь (ἀσκήτοι, ἀσκητρίαι)), к-рым помогали неоплачиваемые служители храма, обычно называемые в уставных указаниях «народ» (λαός) или «братья» (ἀδελφοί; в мон-рях), все они были разделены на 2 части, в каждой из которых был свой руководитель (доместик); 2) группы солистов (одиночных певцов; μονωδοί) у подножия и на центральном амвоне или в середине храма (Σπυράκου. 2008. Σ. 432). В период неосавваитского синтеза в XII в. (Taft. 1991. P. 343-344) или в нач. XI в. (Μπαλαγεώργος. 2001. Σ. 103) и прекращения служб в ц. Св. Софии после лат. завоевания К-поля в 1204-1261 гг. 2 части хора по обе стороны центрального амвона включили в себя одиночных певцов и были перемещены в центр храма для исполнения окончаний песнопений (2-я фаза развития визант. хора, см.: Σπυράκου. 2008. Σ. 440-441). Эта изменение в размещении хора сопровождалось постепенной трансформацией-соединением певч. книг для солистов и хора - Псалтикона и Асматикона - в Пападики.

В 1-й фазе развития хора термин «протопсалт» связан с солистами на амвоне, при переходе ко 2-й фазе наблюдается его использование в качестве синонима термина «доместик» (главный руководитель хора), до тех пор, пока он не приобрел в поздневизант. период совр. значение - «правый певец» (Moran. 1986. P. 16-18; Σπυράκου. 2007; Χρύσανθος. 1715. Σ. λζ´-λη´). В XII в., согласно свидетельству патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона, П. был евнухом, как и все певцы, к-рые изображались безбородыми: «Прежде всего отметьте из настоящего правила, что древний чин певцов был составлен не только из евнухов, как это происходит сейчас, но и не из них» (PG. T. 137. P. 532; Moran. 1986. Tabl. 1, 23, 24; Idem. 2002; Σπυράκου. 2007; Troelsgård. 2011).

Принятие кандидата в певцы в состав низшего клира, предполагавшее последующую оплату его труда из имп. казны, производилось через хиротесию от архирея в нартексе перед энарксисом Божественной литургии (Типикон Великой церкви, XV в.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 168), в этот момент ему вручали Псалтирь для пения прокимна (Там же. Т. 2. С. 18). Связь певцов и их руководителя с пением прокимна засвидетельствована в Типиконе Великой ц. XI в.: «…прокимен и аллилуия поют первые певцы… и таким образом исполняют свой чин, певцов для певцов» (Акентьев. 2009. С. 115). Включение певцов-солистов в состав хоров с последующей дифференциацией певч. произведений привело к постепенной отмене хиротесии певцов, что отражено в чине хиротесии чтеца согласно рукописи 1538 г., в котором ему предписывается читать Апостол и петь прокимен (Там же. С. 772).

До падения К-поля в 1453 г. термин «протопсалт» встречался как в царском клире, так и в клире Великой ц., где служили по неделям, поэтому эти церковнослужители часто упоминаются во мн. ч. (напр.: Verpaux. 1966. P. 356 (13-14, 27-28): «маисторы с искусными певцами (καλοφώνοι)»; 363 (2-3): «протопсалты и доместики и чтецы»). Одновременное служение П. обоих клиров засвидетельствовано в описании церемоний имп. двора XIV в.: «И протопсалт, начальник хора (ἔξαρχος) царского клира, а доместик - патриаршего (δεσποινικός) [клира]; и никогда нет в церкви другого доместика кроме патриаршего, и он никогда не служит в обоих клирах, как и первый священник (πρωτοπαπᾶς)» (Verpaux. 1966. P. 265 (23)-266 (5)). Кроме того, найдены аналогичные свидетельства, напр. печать кон. XI - нач. XII в. с надписью «Иоанн кувуклисий, царский клирик и протопсалт Великой церкви» и надписание песнопения в рукописи сер. XV в. Arh. Iver. 984 (Fol. 27): «Творение Ксена Корониса, лампадария, протопсалта святейшей Божией церкви». Несмотря на это одновременное служение, изображение императорского П. в виде отрока в рукописи сер. XII в. (Matrit. gr. 26-2) «Обозрения историй» Иоанна Скилицы (см.: Moran. 1986. Table 15) предполагает определенное преимущество в случаях участия клира ц. Св. Софии и дворцового клира в одних и тех же событиях (Darrouzés. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 32-33). Косвенно это подразумевает существование в то время чина великого П. ц. Св. Софии (Σπυράκου. 2007. Σ. 202-203).

Протопсалт Иоанн Глика и его ученики маистор прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис. Миниатюра из Пападики. 2-я пол. XIV в. (Ath. Cutl. 457. Fol. 1)
Протопсалт Иоанн Глика и его ученики маистор прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис. Миниатюра из Пападики. 2-я пол. XIV в. (Ath. Cutl. 457. Fol. 1)

Протопсалт Иоанн Глика и его ученики маистор прп. Иоанн Кукузель и протопсалт Ксен Коронис. Миниатюра из Пападики. 2-я пол. XIV в. (Ath. Cutl. 457. Fol. 1)

Взаимодействие П. с певцами-солистами, поющими на амвоне, детально прописано в нотиции H, считающейся достоверным источником для XIII в. (Darrouzés. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 216, 550-552; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 534-539). Здесь засвидетельствовано, что «протопсалты подчинены лаосинактам» и находятся под их наблюдением во время седмичной службы главного рукводителя-доместика, к-рый назначал тех, кто будет петь: «два доместика двух седмиц возлагают руки (χειροτονεῖσθαι) вне (святилища) на служителей, то есть певцов, и распределяют вознаграждение для них». В источнике 899 г. упомянуты «два блестящих доместика Великой церкви» в фелонях, которые координировали антифонное пение обоих хоров певцов и сирот на имп. трапезе в день Богоявления, в отличие от «четырех прославленных доместиков», которые позднее были введены в управление хором для «многоискусной хирономии, чтобы единогласно пели вместе те, кто поставлен», т. е. 216 участников хора, делящихся на 18 полухорий по 12 певцов (Oikonomidès. 1972. P. 187, 184-185). В студийском Мессинском Типиконе (1131) используются разные варианты термина «протопсалт»: во время пения седальна он приравнивается к певцу или к 1-му певцу (Arranz. Typicon. P. 176: «протопсалт перед вимой»; 277: «певцом (1-м певцом)»). Термины последовательно употреблялись и в певч. рукописях (см., напр., изображение Иоанна Глики (на ил.) и свидетельство ркп. 1336 г. Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 164v: «первого певца кир Иоанна [Глики]» (по изд.: Στάθης. 1989)).

П. и певцы характеризуются в Мессинском Типиконе как «знатоки всех песнопений [т. е. ипакои и кондаков]» (Arranz. Typicon. P. 294, 83, 101); этот факт отражен и в уставных указаниях. «Протопсалт, сотворив покаяние (т. е. поклон.- Ред.), восходит на амвон» (ниже он называется «тот, кто на амвоне».- Е. С.), чтобы петь «светлым гласом (λαμπρᾷ τῇ φωνῇ): «Взбранной Воеводе»» и икосы Акафиста (Arranz. Typicon. P. 224). В Типиконе Великой ц. по рукописи XI в. Dresd. A. 104 дается то же описание для певца: «…начинающий [пение] кондаков выводит того, кто должен петь кондаки, и, получив благословение патриарха, надевает свой камисий и фелонь (φαινόλιν) и восходит на амвон. По завершении чтения певец творит поклон до земли и начинает: «Взбранной Воеводе» и говорит это трижды, как по три икоса стихи этого кондака» (Акентьев. 2009. C. 76). Упомянутую фелонь свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский († 1429), описывает как порфиру (PG. 155. Col. 395; Moran. 1986. Tabl. 1, 23, 24). В Евергетидском Типиконе по рукописи 1-й четв. XII в. Athen. Bibl. Nat. gr. 788 (Fol. 139) схожее описание дается с термином «певец»: «…на 4-м же икосе начинает певец кондак, поет его и народ, и затем, если наступает смена певца, меняется, и певец [поет] другой икос» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 537). Кондак на Вознесение Господне поется «протопсалтом с теми, кто с ним (μετὰ τῶν συναυτῶν [sic])», как и тропарь «другой, если захочет протопсалт; «Слава, и ныне:» глас 2-й плагальный: «Кресте Христов, христиан»» (Arranz. Typicon. P. 25), в студийском Типиконе мон-ря свт. Николая в Казоле (Апулия) 1174 г. то же песнопение назначается певцам (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 812).

Во имп. дворце, где певцы-солисты называются ψάλτες - καλλίφωνοι - καλόφωνοι - βασιλικο βουκάλιοι (см.: Verpaux. 1966. N 1972, 35614; Delehaye. 1933. P. 283; Oikonomidès. 1972. P. 167-169, 171) с их маистором, П. возглавлял правый, императорский, хор чтецов (Verpaux. 1966. P. 265 (20-25), а левым, патриаршим, управлял доместик. П. был одет в гиматий и белый камисий (рубашку) (как и доместик - Ibid. P. 190 (4-5)). В певч. рукописях П. часто упоминается в разделах многолетий (φημές, πολυχρονισμοί) на литургии и часах, что соответствует описаниям исполнения этих песнопений царским клиром во время коронации в соборе Св. Софии (Ibid. N 356-357; Σπυράκου. 2007. Σ. 204-210). Напр., стихиру «Христос родися, венец царю» (῾Ο Χριστὸς ἐγεννήθη ὁ στέψας σε βασιλέα) и многолетие на часах пели «протопсалт и с ним доместики» (Ath. Iver. 973. Fol. 358v, нач. XV в.).

Использование термина «протопсалт» как равнозначного с термином «доместик» (главный руководитель) канонически засвидетельствовано в 1-й пол. XIII в. еп. Иоанном Китриотом: «Чин чтецов… доместик певцов, которого некоторые называют протопсалтом» (Darrouzés. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 174, 538-539) и к-рый «cлужение имеет такое, чтобы на соборных паннихис совершать энарксисы, возглашать архирею или служащему иерею: «Благослови, владык»» (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 410). Тот же момент богослужения описан у свт. Симеона Фессалоникийского (Athen. Bibl. Nat. 2047. Fol. 215, 1-я четв. XV в.) для Недели праотцев, когда в нартексе «первый из певцов, будучи с непокрытой головой, возглашает с пением: «Благослови, владыко»», при этом к нему отнесено действие, обычно приписываемое доместику. В 1-й трети XVIII в. об этом упоминал патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара: «Протопсалт в церкви назывался доместиком певцов, или просто доместиком» (Χρύσανθος. 1715. Σ. λζ´). Однако передача богослужебных функций к др. чину не была жестко закреплена: в певч. рукописях в богослужебных указаниях сохраняется термин «доместик», но в то же время в них отражена новая терминология хора, гл. обр. при именах певцов-мелургов. Чрезвычайно редким является следующее отождествление, зафиксированное еп. Иоанном Китриотом (в ркп. 1458 г. Ath. Iver. 1120. Fol. 203): «Затем следует малая ектения, и после возгласа начинает протопсалт или доместик: «Господи, воззвах», на глас праздника, по гласу» (Στάθης. 2018). Еп. Иоанн Китриот сообщает, что П.- руководитель всех певчих и доместики-экзархонты обоих хоров носили сфиктурион (см. его изображение в поздневизант. головном уборе - скиадионе (на ил.); Moran. 1986. Tabl. V, 29, 32, 62, 70, 71, с характерными для этого чина золотыми точками на синем и красном сфиктурионе). Свт. Симеон сообщает о скиадионах и о том, что их снимают, когда псалмопение совершается посередине храма (рукопись 1-й четв. XV в. Athen. Bibl. Nat. 2047. Fol. 215: «певцов, стоящих в гиматиях и скиадионах… первый из певцов непокровен»; см.: Σπυράκου. 2008. Σ. 443-455).

Центральная роль П. в руководстве хорами подтверждается нотицией К2 (Darrouzés. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 557-560 - по рукописи, датируемой после 1260; Goar. Euchologion. P. 222-231 - по более поздним рукописям) и особенно написанным под ее влиянием Львом Алляцием толкованием должностей Великой ц. (Ibid. P. 227-231; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 534, ὑποσ. 1). В этих источниках определяется, что П. должен стоять посередине церкви и начинать пение так, чтобы вместе с ним пели доместики (к-рые стояли в 2 хорах вместе с подчиненными им лаосинактами), примикирии иподиаконов и «с ними все певцы». Фактически выявляется круг обязанностей П. («смотритель за напевами, то есть протопсалт»), при этом уточняется, что он участвует в пении по желанию: «Протопсалт должен начинать псалмопение; таким же образом и доместики, и лаосинакты, и примикирии, и протопсалт, когда захочет».

Сведения нотиции K2 дополняются певч. рукописями: «…начинают доместики... c лаосинактами и примикириями» (Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 55v, кон. XIV в.) и «бывает славление (εὐφημία) царcких особ: протопсалт и остальные из хоров» (Ibid. 2061. Fol. 74-73v, 1-я четв. XV в.) или: «многолетие (πολυχρόνιον), которое исполняется одним протопсалтом. «Многая лета» царям; и другим присутствующим и поющим» (Athen. Bibl. Nat. 2047. Fol 104v, 1-я четв. XV в.). Путем сравнения можно заключить, что доместик поет «Слава, и ныне:» на Трисвятом (Ath. Vatop. 1495. Fol. 181v, XIV в.) или «доместик и те, кто с ним, νεαγιε: 4-й плагальный глас Νεαγιε, «Слава Отцу»» (Ath. Iver. 1120. Fol. 489, 1458 г.), или: «доместик певцов славит (δοξάζει), и сироты (Акентьев. 2009. P. 86: «на амвоне сироты») отвечают Трисвятым» (Dresd. A. 104 (Акентьев. 2009. P. 94)), или: «средний [глас], νεαγιε, «Слава Отцу»» (Sinait. gr. 1294. Fol. 65-65v, 1-я четв. XIV в.), при этом терминология фиксирует точное положение этого чина в хоре.

В рукописи Типикона Великой ц. (Dresd. A. 104) более детально описаны руководящая функция и центральное положение П. на литургии: «…после входа певцы славословят, глас 1-й плагальный, и поют: «Кая темница не име»… Поют то же и чтецы, доместик, одетый в ту же столу и подающий знаки руками (χειρονομοῦντος) с середины амвона» (Акентьев. 2009. C. 125). Аналогичные указания как свидетельства об управлении хором с помощью хирономии, содержащиеся в Типиконах, связаны с ипакои, катавасией по 3-й песни канона и великими тропарями на Рождество Христово и Богоявление, с той частью песненной утрени перед входом, когда поются антифоны и ипакои, и со стихирами на стиховне на песненной вечерне с коленопреклонением в день Пятидесятницы (Σπυράκου. 2008. Σ. 474-484).

Для управления хором и, гл. обр., согласно еп. Иоанну Китриоту, для задания ритма («он называется доместиком, или главой (ἀρχωδός) и попечителем о напевах и о певцах, потому что приводит к ритму и порядку их и мелодемы») многочисленному визант. хору (как следует из новелл императоров Юстиниана I и Ираклия, др. исторических источников о дополнительных участниках хора, см.: Σπυράκου. 2008. Σ. 160-170, 43), по-видимому, использовалась палка - πατερίτσα (см. ил.; Moran. 1986. Table 53) или κοντάκιον - прототип дирижерской палочки (Ibid. Tabl. 10, 41, 42), аналогичный используемому в ансамблях старинной музыки. Альтернативой или дополнением к этой практике мог быть хирономический жест в виде креста 1 или 2 руками (см. ил.; Moran. 1986. Tabl. V, 41, 48, 50, 53, 55, 70), который засвидетельствован в рукописи XIV в. Ath. Vatop. 1495 (Fol. 181v) на «И ныне:» Трисвятого: «доместик, благословив. Все: «И ныне: Святый»». Муз. теоретик иером. Гавриил из монастыря Ксанфопулов приравнивает крестообразный жест хирономии к жесту благословения: «Ведь крест - это и крест знамения (ἀπὸ τῆς σχηματογραφίας), и крест хирономии: тот, кто совершает хирономию, благословляет крестообразно...» (Hannick, Wolfram. 1985. S. 66 (324-327)). Аналогичная практика была подробно описана в X в. имп. Константином VII Багрянородным в последовании актологии: димы приветствовали императора на определенных остановках во время его шествия к собору Св. Софии и обратно в господские праздники или на ипподроме; затем доместик-димарх димы знаменует ее трижды или «знаменует каждую диму тремя крестами», держа край своей хламиды, в то время как народ димы поет славление (φήμη) и песнопения, соответствующие дню (PG. 112. Col. 148, 597; Σπυράκου. 2008. Σ. 468-484).

В «эпоху протопсалтов и лампадариев», начиная со служения П. Панайотиса Халацоглу (с 1721; см.: Χατζηγιακουμής. 1980. Σ. 42-43), наблюдается сосредоточение в должности П. мн. обязанностей, ранее принадлежавших др. участникам хора (Βουδούρης. 1937. Σ. 6-9; Σπυράκου. 2008. Σ. 552-559). В период тур. господства стал необходимым и оправданным поиск вне патриаршего хора кандидатов, наиболее способных и подготовленных для должности, аналогичной П., в нарушение последовательности занятия должностей в хоре, что обозначено в рукописи Ath. Cutl. 457 определением «последователи и ученики» дидаскала-П. (см. ил.; Σπυράκου. 2008. Σ. 559-561; Βουδούρης. 1935. Σ. 14). Согласно митр. Хрисанфу из Мадита, термином «протопсалт» с подневизант. периода обозначается «правый первый певец» в противоположность «левому первому певцу» (лампадарию), т. обр. была приспособлена терминология, относящаяся к более ранним этапам истории чина (Χρύσανθος. 1832. Σ. LII, σημ. α´). В рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Θ. 178) изображен П. Великой ц. Иаков († 1800) в характерной для того времени одежде - черной рясе и головном уборе (καλπάκι) (Γιαννόπουλος. 2004. Σ. 42-43), в 1880 г. эта практика была обобщена в 1-м окружном послании К-польского патриарха Иоакима III: «Вы должны все, без исключения, с канонархами вашими носить черные длинные одеяния (ἐπενδύτην ποδήρη) и головной убор таких же формы и цвета из черного бархата, сшитые в приличествующем и безупречном виде» (Παπαδόπουλος. 1890. Σ. 422-423). В частности, в К-польской архиепископии П. патриаршего храма называется Первым (῎Αρχων) П., что показывает его высшее иерархическое положение по отношению к остальным П. архиепископии. Термин был трансформирован для нового чина, к-рый дается в качестве почетного певцам вне К-польской архиепископии, при этом им предоставляется право носить головной убор в их храмах (Σπυράκου. 2008. Σ. 552-561). Уже в нач. XVIII в. была засвидетельствована новая классификация П. как «мирского клирика» среди остальных чинов патриархии левого хора (Χρύσανθος Νοταράς. 1715. Σ. ξε´) - практически одновременно с вовлечением церковных эпитропов-мирян в назначение и увольнение П. (с кон. XVII в.; Ακανθόπουλος. 1984. Σ. 65-67).

Ист. и лит.: Χρύσανθος Νοταράς, Πατρ. Ιεροσολύμων. Συνταγμάτιον περ τῶν ᾿Οφφικίων, Κληρικάτων κα ᾿Αρχοντίκων τοῦ Χριστοῦ ἁγίας ᾿Εκκλησίας. Τεργόβιστον, 1715; Χρύσανθος, ἀρχιεπ. Διρραχίου ὁ ἐκ Μαδύτων. Θεωρητικὸν μέγα τῆς μουσικῆς. Τεργέστη, 1832; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890; Delehaye H. Constantini Acropolitae, hagiographi byzantini epistularum manipulus // AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 263-284; Βουδούρης Α. Οἱ μουσικο χορο τῆς Μεγάλης τοῦ Χριστοῦ ᾿Εκκλησίας κατὰ τοὺς κάτω χρόνους. Κωνσταντινούπολις, 1935, 19372; Mateos. Typicon. T. 2: Verpeaux J. Pseudo-Kodinos, Traitè des offices. P., 1966; Oikonomidès N. Les listes préséance byzantines des IXe et Xe. P., 1972; Χατζηγιακουμής Μ. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς, 1453-1820. Αθήνα, 1980; Ακανθόπουλος Π. Ι. Η ιστορία των ενοριοών του Οικουμενικού Πατριαρχείου κατά την τουρκοκρατία: Διδακτορική διατρίβη. Θεσ., 1984. (ΕΕΘΣ; 47); Hannick C., Wolfram G. Gabriel Hieromonachos. Abhandl. über den Kirchengesang. W., 1985; Moran N. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; idem. Byzantine Castrati // Plainsong and Medieval Music. 2002. Vol. 11. P. 99-112; Στάθης Γ. Θ. ῾Η ἀσματικὴ διαφοροποίηση, ὅπως καταγράφεται στὸν κώδικα ΕΒΕ 2458 τοῦ ἔτους 1336 // ΚΒ´ Δημητρία: ᾿Επιστημονικὸ Συμπόσιο Χριστιανικὴ Θεσσαλονίκη - Παλαιολόγειος ἐποχή. Θεσ., 1989. Σ. 165-211; Στάθης. Χειρόγραφα. 1993. Τ. 3; idem. Οι Αναγραμματισμοί και τα μαθήματα. Αθήνα, 2018; Taft R. F. Byzantine Rite // ODB. 1991. Vol. 1. P. 343-344; Μπαλαγεώργος Δ. Η ψαλτική παράδοση των Ακολουθιών του Βυζαντινού Κοσμικού Τυπικού. Αθήνα, 2001; Γιαννόπουλος Ε. Σ. Η ψαλτική τέχνη: Λόγος και μέλος στη λατρεία της Ορθοδόξης Εκκλησίας. Θεσ., 2004; Σπυράκου Ε. Οι χοροί ψαλτών κατά την βυζαντινή παράδοση. Αθήνα, 2008; eadem. Τα οφφίκια του Πρωτοψάλτου και του Δομεστίκου μέσα από τους χειρόγραφους κώδικες του Παπαδικού Γένους // Τα Γενικά Είδη της Βυζαντινής Ψαλτικής Μελοποιίας: Πρακτικά του Β´ Διεθνούς Συνεδρίου Μουσικολογικού και Ψαλτικού, Αθήνα, 15-19 Οκτωβρίου 2003 / Επιμ. του Γ. Στάθη. Αθήνα, 2006. Σ. 195-210; eadem. The Byzantine Choral System Until 1204: (Η Ηχοχρωματική Ποικιλία στην Βυζαντινή Χορωδιακή Πράξη) // Byzantine Musical Culture: Papers of the 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzantine Music and Hymnology. Athens, 2007. P. 144-156 // www.asbmh.pitt.edu/page12/Spyrakou.pdf [Электр. ресурс]; Акентьев К. К. Типикон Великой церкви: Cod. Dresde A 104: Реконструкция текста по мат-лам архива А. А. Дмитриевского. СПб., 2009. (Subs. Byzantinorossica; 5); Troelsgå rd C. When did the Practice of Eunuch Singers in Byzantine Chant Begin? // Psaltike: Neue Studien zur byzant. Musik: FS G. Wolfram / Ed. N. M. Wanek, W., 2011. S. 345-350.
Е. Спираку
Ключевые слова:
Церковное пение греческое Протопсалт, в греческой традиции - чин низшего клирика, оплачиваемый участник церковного хора
См.также:
АНГЕЛОПУЛОС Ликургос (род. 1941), протопсалт храма св. Ирины в Афинах, руковод. Греч. визант. хора
ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II
ГРИГОРИЙ САВВАИТ иером., греч. мелург (нач. XVII в.?)