[греч. Κέρκυρα, Κερκύρα] (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.). Была ученицей апостолов Иасона и Сосипатра; основные сведения о ней содержатся в Житии этих святых. Полная версия Жития (BHG, N 776) сохранилась в рукописи Paris. gr. 1534, последнее издание с франц. переводом и вступительной статьей было осуществлено Б. Киндтом в 1998 г.; рассказ о К. содержится в главах 11-14. Время создания этой редакции - не позднее 2-й пол. X в. Подробный пересказ пространного Жития был помещен в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. Существует также неизданная краткая версия Жития в рукописи XIV в. Patm. 736. Fol. 167-170v (BHG, N 776b).
Согласно этим источникам, К. была дочерью Керкилина, правителя о-ва Керкира (Корфу). Когда на остров пришли апостолы Иасон и Сосипатр, К. было 15 лет. Услышав учение святых и увидев их стойкость перед мучителями, К. уверовала во Христа, раздала бедным те драгоценности, что у нее были, и объявила отцу о своем отказе от язычества. Отец пытался переубедить К., но безуспешно. Тогда он заключил ее под стражу и послал некоего эфиопа, известного своей жестокостью, обесчестить девицу. Однако у входа в темницу чудесным образом появилась медведица. Она напала на эфиопа и стала драть его когтями и зубами. Увидев это, К. отогнала зверя именем Христовым, а раны эфиопа по ее молитве зажили. Пораженный этими чудесами эфиоп уверовал во Христа и принял имя Христодул. Вернувшись к правителю, он публично исповедал свою веру, за что подвергся жестоким мучениям, был убит, а тело его выбросили за городские стены. Отец отправил к темнице К. солдат, чтобы те разожгли огонь и спалили дом вместе с заключенной там девой. Но огонь, бушевавший 3 дня, не тронул святую. Тогда правитель отдал ее епарху Карпиану; К. вывели за городские стены, повесили на дереве вниз головой, мучили дымом, метали в нее стрелы и камни, пока святая не скончалась. Благочестивый пресв. Феодосий нашел тело мученицы и похоронил его недалеко от городских ворот. Рядом с ней он положил и тело эфиопа Христодула. Ночью христиане видели сияние над этими могилами и слышали ангельское пение.
О дальнейшем почитании К. на о-ве Керкира неизвестно. В исследовательской лит-ре принято мнение, что К.- вымышленный персонаж Жития, к-рое в целом носит легендарный характер. На это указывают и позднее время создания памятника, и обилие диалогов и бесед при отсутствии конкретных фактов, а также символичность имен К. и ее отца: помимо того что имя К. идентично названию острова, некоторые из вариантов его написания (Κερκύρα и Κερκυρία) соотносятся с греч. словом κυρία, т. е. «госпожа» (см.: Berger. 2009. S. 19). Создание этого Жития исследователи объясняют тем, что в X в. Керкира претендовала на статус митрополии, к-рый и получила в 80-х гг. Х в. Тот факт, что христианство было принесено на остров апостолами, должен был способствовать повышению авторитета Керкиры среди др. епископий (см.: Ibid. S. 24).
Память К. вместе с апостолами Иасоном и Сосипатром отмечается в визант. календарях 27, 28 или 29 апр. В РПЦ ее память празднуется 28 апр.
Сохранилась служба апостолам, Иасону и Сосипатру, и К. (Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 429-435). В стишных Синаксарях ей также посвящено двустишие.