[греч. ᾿Επίχαρις] († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.). Пространное Мученичество Е., написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось в рукописи ГИМ. Син. греч. № 178 (XI в.). Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) Е. была схвачена и брошена в темницу. На 3-й день ее привели к правителю Кесарию, и она смело исповедовала Христа, обличая языческих богов. Палачи начали истязать ее. По молитве Е. из камня, на к-ром она стояла во время пыток, потек источник воды, и, видя это чудо, многие обратились ко Христу. Тогда правитель повелел 4 воинам катать по шее мученицы свинцовые ядра. Скончалась она, по словам Жития, «от огня и меча».
По версии сказания о Е. в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), ангел Божий умертвил 4 воинов, к-рые били мученицу свинцовыми молотами; по наущению одного из советников Кесарий приказал отрубить Е. голову; сенатор Феликс похоронил останки Е., от к-рых впоследствии происходило множество чудес.
Согласно краткому сказанию, содержащемуся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Е. пострадала вместе с некой Гаианой и др. христианами «в городе римлян» (ἐν τῇ Ρωμαίων πόλει). Синаксис в честь Е. и пострадавших вместе с ней совершался в мартирии, посвященном им, в Гайтаноне (Γαϊτανόν).
По мнению зап. исследователей, название города, где пострадала Е., могло означать «Новый Рим», т. е. К-поль (до 450). По сведениям Р. Жанена, в К-поле был построен мон-рь во имя Е., где хранилась глава мч. Каллистрата (пам. 27 сент.) и совершался ему синаксис. Мон-рь находился около ц. Спасителя у ворот Халка, однако точное расположение определить невозможно.
Похвальное слово в честь Е. было составлено Константином Акрополитом в XIV в. В наст. время нет никаких сведений о местонахождении мощей Е.