Осип Максимович (30.10.1808, мест. Варва Лохвицкого у. Полтавской губ.-6.09.1877, Москва), филолог-славист, историк. Род. в семье священника. После окончания Полтавской ДС учился в Московском ун-те на словесном отд-нии (1831-1834), под рук. проф. М. Т. Каченовского написал канд. соч. «О мнениях касательно происхождения Руси». В студенческие годы входил в кружок Н. В. Станкевича, увлекался укр. культурой, собирал укр. песни (в коллекции было до 8 тыс. текстов). В окт. 1832 г. познакомился с Н. В. Гоголем, с к-рым поддерживал дружеские отношения до смерти писателя, с 1844 г. дружил с Т. Г. Шевченко. В 1833, 1835 гг. опубликовал 2 сб., посвященных укр. фольклору: «Малороссийские вирши» и «Наськы украинськы казки» (1-й сб.- под псевдонимом Бода-Варвынец). С 1835 г. преподавал лат. язык во 2-й московской гимназии. По совету М. П. Погодина вступил в переписку с чеш. филологом П. Й. Шафариком, к-рый оказал большое влияние на научные взгляды Б. Позднее Б. перевел на рус. язык исследования чеш. ученого (Славянские древности. М., 1837-1848. 2 т.; Славянское народописание // Москвитянин. 1843. № 1, 3, 5; ряд статей).
После защиты в 1837 г. дис. «О народной поэзии славянских племен» Б. первым в России был удостоен степени магистра «славянских наречий». В 1837-1842 гг. находился в заграничной командировке для подготовки к преподавательской деятельности. Посетил слав. области в Австрийской империи и Пруссии, побывал в Италии, работал в Вене, Будапеште и Праге. В поездке много времени посвящал изучению памятников слав. письменности, исследовал собрания не только в б-ках и музеях, но также в мон-рях и у частных лиц. Б. активно устанавливал контакты с деятелями слав. науки и культуры (Л. Гаем, В. Ганкой, В. Караджичем, Е. Копитаром, Я. Колларом, Й. Юнгманом и др.), изучал славистику (под рук. Шафарика), чеш., польск., слов., серб., старослав. и древнечеш. языки. Результаты командировки нашли отражение в «Донесении г. министру народного просвещения магистра Московского университета Иосифа Бодянского из Праги» (ЖМНП. 1838. Т. 18. С. 392-404) и в ст. Б. «О древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-булгарский» (Там же. 1843. Т. 38. С. 130-168), в приложении к к-рой был опубликован найденный исследователем во Вроцлаве список XVI в. Сказания Храбра Черноризца. За время работы за границей Б. собрал богатую б-ку по славистике, впосл. завещанную Московскому ун-ту.
По возвращении в Москву в 1842 г. Б. стал экстраординарным профессором и занял после смерти Каченовского кафедру истории и лит-ры слав. наречий в Московском ун-те, в 1847 г. был избран ординарным профессором. Преподавал слав. языки, общую историю слав. народов, курс «Славянские древности» (археология), проводил практические занятия по слав. языкам (польск., чеш., серб.), среди учеников Б.- А. Ф. Гильфердинг, А. Л. Дювернуа, А. А. Котляревский, А. А. Майков, Е. П. Новиков, Н. П. Некрасов и др. Студентами Б. в Московском ун-те были также мн. болгары, впосл. деятели болг. национального возрождения (М. С. Дринов и др.). В лекциях Б. уделял много внимания истории Православия и стремился объяснять историю слав. народов в т. ч. и влиянием религ. факторов (борьбой Православия с католицизмом, исламом).
В 1845 г. Б. был избран секретарем ОИДР, с 1846 г. являлся редактором «Чтений в обществе истории и древностей российских» (ЧОИДР). В 1848 г. он опубликовал записки Дж. Флетчера «О государстве Русском, или Образ правления русского царя», к-рые имп. Николай I счел оскорбительными. Б. был отстранен от преподавания в ун-те, уволен с должности секретаря ОИДР и направлен в Казанский ун-т, но уезжать из Москвы отказался и подал в отставку. В дек. 1849 г. ученого восстановили в должности профессора Московского ун-та, в 1854 г. избрали членом-корреспондентом имп. АН, в 1857 г. он вновь стал секретарем ОИДР и редактором ЧОИДР. Б. также состоял членом Об-ва истории и древностей югославян в Загребе (1850), Об-ва серб. словесности (1855), ОЛРС (1858), членом-корреспондентом РАО (1861). За труд «О времени происхождения славянских письмен» удостоен степени д-ра славяно-рус. филологии (1855). Нек-рые из идей своей диссертации Б. развил в работах «Новые открытия в области глаголицы» и «Кирилл и Мефодий».
С 1859 г. Б. заведовал типографией Московского ун-та. В 1863 г. издал замечания к новому университетскому уставу, в к-рых защищал необходимость изменений в структуре историко-филологического фак-та. Б. выступил сторонником университетской автономии, но большинство профессоров Московского ун-та его не поддержало. В 1864 г. совершил 2-ю зарубежную поездку, во время к-рой посетил Дубровник, Прагу, Вену, Баутцен. В 1868 г. Б. не был переизбран в ун-те профессором на очередной срок и подал в отставку, уволен в звании заслуженного профессора, до конца жизни продолжал исполнять обязанности секретаря ОИДР, редактора и издателя ЧОИДР.
Редакционно-издательская работа была важнейшей частью научной деятельности Б. Особое значение имеет издание ученым комплекса источников о жизни и деятельности равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия (ЧОИДР. 1863. Кн. 2; 1864. Кн. 2; 1865. Кн. 1-2; 1866. Кн. 2; 1873. Кн. 1). Б. также издал или подготовил к изданию Жития мучеников Бориса и Глеба прп. Феодосия Печерского по древнейшим спискам, Житие прп. Феодосия Тырновского, написанное Патриархом К-польским Каллистом I, особую редакцию слав. перевода визант. хроники Иоанна Зонары («Паралипомен»), послужившую источником рус. исторических сочинений XVI в. В ЧОИДР увидели свет источники XVII-XVIII вв. по истории Украины и Юж. России (Густынская летопись, «История о донских казаках», «Летописное повествование о Малой России» А. Ригельмана и др.), 4-й том «Истории Российской» В. Н. Татищева. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. были опубликованы подготовленные Б. перевод Иоанна Экзарха Болгарского соч. прп. Иоанна Дамаскина «О православной вере» («Небеса» - ЧОИДР. 1877. Кн. 4), «Шестоднев» (ЧОИДР. 1879. Кн. 3) и Изборник 1073 г. (ЧОИДР. 1883. Кн. 1). Недостатком публикаций Б. является буквальная передача текста и значительное число опечаток, основной принцип подачи текстов (последовательное, а не в разночтениях издание всех списков) был устаревшим уже в сер. ХIХ в. Кроме того, Б. порой недостаточно критично относился к публикуемым материалам, по его инициативе была издана такая несомненная фальсификация, как «История руссов», авторство к-рой необоснованно приписывалось архиеп. свт. Георгию (Конисскому).
В ЧОИДР регулярно издавались труды зарубежных ученых: Ф. Палацкого, Л. Суровецкого, Шафарика (часто в переводе Б.) и отечественных славистов (П. А. Лавровского, И. И. Срезневского и др.).
В идейном отношении Б. был близок к славянофилам, общался с С. Т. Аксаковым, посещал салон А. П. Елагиной, в 40-50-х гг. публиковал в ЧОИДР и газ. «Молва» статьи, в к-рых излагал мнение о том, что Россия является защитницей слав. самобытности. Б. похоронен в Новодевичьем московском жен. мон-ре.