Марин Стоянов (Степанович) (20.10(1.11).1838, Панагюриште - 28.02(13.03).1906, Харьков), болг. историк, общественный деятель. Окончил уч-ще в родном городе. В 1858-1861 гг. обучался в КДС. В 1865 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1865 г. в б-ках Праги, Вены, Парижа, Женевы и Рима собирал материалы по истории Болгарии. В 1867-1869 гг. жил в Праге. В 1869 г. стал одним из основателей и 1-м председателем Болгарского книжного об-ва в г. Брэила (буд. Болгарская АН). В Московском ун-те защитил магист. дис. «Заселение Балканского полуострова славянами» (1872) и докт. дис. «Южные славяне и Византия в Х в.» (1876). Доцент (1873), профессор славяноведения (1876) Харьковского ун-та. После освобождения Болгарии вернулся на родину. В период временного рус. управления советник канцелярии кн. В. А. Черкасского, в 1877-1878 гг. вице-губернатор г. Софии (по предложению Д. в 1879 София стала столицей Болгарии). В 1878-1879 гг. министр народного просвещения и духовных дел временного правительства Болгарии, советник комиссара кн. А. М. Дондукова-Корсакова. Участвовал в разработке Тырновской конституции Болгарии. Разработал проект Гос. совета (1881-1883). Основатель Народной б-ки в Софии (совр. НБКМ). С 1881 г. жил в Харькове. Действительный член (1869), почетный член (1898) Болгарского книжного об-ва, почетный член Сербского научного сообщества (1881) и Сербской академии наук и искусств (1892), член-корреспондент РАН (1898). Основатель, секретарь (1877) и председатель (1890-1906) Историко-филологического об-ва в Харькове.
Автор ок. 100 научных исследований, посвященных истории болгар и Православия в Болгарии.
В кон. 1866 г. в Стамбуле в газ. «Время» была опубликована его 1-я ст. «Страшны ли для нашего народа фанариоты и иезуиты?». В 1867-1869 гг., во время проживания в Праге, написал «Исторически преглед на българската църква от самото и начало и до днес» (Виена, 1869).
Наиболее значимые произведения Д.: Отец Паисий: Неговото време, неговата история и учениците му // Периодическо списание на Бълг. книжовно друштво. София, 1871. Кн. 4. С. 3-26; Три грамоти, дадени от имп. Василий II на бълг. архиепископ Йоан ок. 1020 лято // Там же. 1873. Кн. 7-8. С. 14-25; Въпрос за Българската и Сръбската църква пред съдилищата на Лионския събор в 1274 г. // Там же. С. 25-42; Българе и Константинопольская патриархия // Беседа. М., 1871. С. 324-359; О некоторых трудах Димитрия Хоматиана как историческом материале. СПб., 1895.
В отличие от др. деятелей болг. возрождения придерживался мнения, что следует отделять легенды от достоверных фактов. Особенно Д. интересовала миссия св. просветителей Кирилла и Мефодия, но фундаментального исследования по данной теме он не успел сделать, только поднял вопросы в др. работах, напр.: «За новобългарското азбуке» (1870), «Новы церковно-славянский памятник с упоминанием о славянских первоучителях» (1885), «Как са почитали старите българи паметта на славянските първоучители и техните ученици?» (1894).