Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДРОБНОЕ ЗНАМЯ
16, С. 276-277 опубликовано: 5 октября 2012г.


ДРОБНОЕ ЗНАМЯ

Лицо "кулизма большая" из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. № 184. Л. 229, кон. ХV - нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. № 135. Л. 272, кон. XVII в.)
Лицо "кулизма большая" из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. № 184. Л. 229, кон. ХV - нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. № 135. Л. 272, кон. XVII в.)

Лицо "кулизма большая" из первой Евангельской стихиры большого распева. Тайнозамкненная запись (ГИМ. Епарх. № 184. Л. 229, кон. ХV - нач. XVI в.) и развод дробным знаменем (ГИМ. Син. певч. № 135. Л. 272, кон. XVII в.)
способ фиксации напева в древнерус. крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях. Существовавшие в песнопениях тайнозамкненные начертания (см. ст. Тайнозамкненность) мелодических формул (фит, лиц, попевок) записывались с помощью последовательности простых знамен - крюков, стрел, стопиц, т. е. в виде развода. С помощью Д. з. могут быть также расшифрованы отдельные сложные знамена, встречающиеся за пределами тайнозамкненных начертаний и обозначающие мотив из неск. звуков (напр., полкулизмы, мечик, два в челну, тряска и др.). Такая форма записи дает возможность воспринимать мелодическое содержание песнопений, сложность и богатство их распевов, к-рые в тайнозамкненном виде оказались бы скрытыми за условно-краткими начертаниями лиц и фит.

Д. з. применяется в певч. стилях, песнопения к-рых имеют пространный торжественный мелос, с включением мелизматических формул и с развитым внутрислоговым распевом (большой распев, демественный распев, путевой распев, некоторые песнопения столпового знаменного распева).

В рамках различных стилей возникновение записи Д. з. датируется по-разному. В графике демественного распева не существует тайнозамкненных начертаний, в зашифрованном виде обозначающих распевы мелизматических формул, подобных фитам и лицам знаменного распева. Песнопения демественного распева, по мнению исследователей, существовали в «дробном» виде с момента возникновения в посл. четв. XV в. Один из ранних списков, содержащих подобную редакцию демественного песнопения, датирован 40-ми гг. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 172. Л. 201: «На реке Вавилонстей» (Пс 136)).

В отличие от демества в большом распеве Д. з. использовалось для развода песнопений, ранее уже существовавших в тайнозамкненных графических редакциях. К песнопениям этого стиля, разведенным Д. з., относятся циклы евангельских стихир, воскресных светильнов и воскресных богородичнов. Возникновение Д. з. в большом распеве относится к более позднему времени. Его можно приблизительно датировать 80-ми гг. XVI в.- на основании списка 1584 г. (ГИМ. Единоверч. № 37. Л. 224). Из ранних списков, содержащих разведенные Д. з. варианты песнопений большого распева, известна также рукопись РГБ. Ф. 304. № 427. Л. 790 об., датированная временем царя Феодора Иоанновича, т. е. 80-90-ми гг. XVI в. С кон. XVI в. «дробнознаменная» графическая редакция евангельских стихир, светильнов и богородичнов большого распева повсеместно сменяет бытовавшую прежде тайнозамкненную.

В XVII в. Д. з. применялось также для фиксации новых мелодических редакций большого распева. Так, большим знаменем были заново распеты циклы задостойников и догматиков, ранее распространенные в столповой знаменной редакции (напр., РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 92 об., посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 105. Л. 185, кон. XVII в.; № 219. Л. 295, кон. XVII в.).

Лит.: Христофор, [инок]. Ключ знаменной. 1604 / Публ., пер.: М. В. Бражников, Г. А. Никишов; предисл., коммент., исслед.: Г. А. Никишов. М., 1983. (ПРМИ; 9); Шиндин Б., Ефимова И. Демественный распев: Монодия и многоголосие. Новосиб., 1991. С. 44-95; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 11-78; она же. Стихиры евангельские в творчестве моск. распевщика XVI в. Фёдора Крестьянина (стихира 1-я) // Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2003. Вып. 2. С. 60-79; Пожидаева Г. А. Пространные распевы Древней Руси XI-XVII вв. М., 1999. С. 65-111; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой панихиды. М., 2005. Вып. 2: Рус. безлинейное многоголосие. С. 104-128.
О. В. Тюрина
Ключевые слова:
Церковное пение Нотация путевая Знаменная нотация, знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Древней Руси в XI в. Нотация демественная Дробное знамя, способ фиксации напева в древнеруской крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях
См.также:
ГРАНИ один из типов руководства по путевой нотации
«ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в.
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне
АНТИФОН богослужебн. песнопения
БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор