Д. з. применяется в певч. стилях, песнопения к-рых имеют пространный торжественный мелос, с включением мелизматических формул и с развитым внутрислоговым распевом (большой распев, демественный распев, путевой распев, некоторые песнопения столпового знаменного распева).
В рамках различных стилей возникновение записи Д. з. датируется по-разному. В графике демественного распева не существует тайнозамкненных начертаний, в зашифрованном виде обозначающих распевы мелизматических формул, подобных фитам и лицам знаменного распева. Песнопения демественного распева, по мнению исследователей, существовали в «дробном» виде с момента возникновения в посл. четв. XV в. Один из ранних списков, содержащих подобную редакцию демественного песнопения, датирован 40-ми гг. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 172. Л. 201: «На реке Вавилонстей» (Пс 136)).
В отличие от демества в большом распеве Д. з. использовалось для развода песнопений, ранее уже существовавших в тайнозамкненных графических редакциях. К песнопениям этого стиля, разведенным Д. з., относятся циклы евангельских стихир, воскресных светильнов и воскресных богородичнов. Возникновение Д. з. в большом распеве относится к более позднему времени. Его можно приблизительно датировать 80-ми гг. XVI в.- на основании списка 1584 г. (ГИМ. Единоверч. № 37. Л. 224). Из ранних списков, содержащих разведенные Д. з. варианты песнопений большого распева, известна также рукопись РГБ. Ф. 304. № 427. Л. 790 об., датированная временем царя Феодора Иоанновича, т. е. 80-90-ми гг. XVI в. С кон. XVI в. «дробнознаменная» графическая редакция евангельских стихир, светильнов и богородичнов большого распева повсеместно сменяет бытовавшую прежде тайнозамкненную.
В XVII в. Д. з. применялось также для фиксации новых мелодических редакций большого распева. Так, большим знаменем были заново распеты циклы задостойников и догматиков, ранее распространенные в столповой знаменной редакции (напр., РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 92 об., посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 105. Л. 185, кон. XVII в.; № 219. Л. 295, кон. XVII в.).