[Нем. Baader] Франц Ксавер фон (27.03.1765, Мюнхен - 23.05.1841, там же), нем. католич. философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей нем. романтического движения. Изучал медицину в Ингольштадте и Вене (1781-1784), минералогию и химию в горной академии Фрайбурга (1788-1792). Жил в Англии и Шотландии (1792-1796). В сер. 90-х гг. ХVIII в. вместе с Ф. Г. Якоби вел полемику против идеалистической философии И. Г. Фихте и раннего Ф. В. Шеллинга. После назначения в 1799 г. горным советником в Мюнхен стал организатором мюнхенского кружка романтиков, куда вошли Й. Гёррес, Г. Г. Шуберт, Й. Риттер и др. С 1806 г. сблизился с Шеллингом, на к-рого оказал существенное влияние. В 1810-1820 гг. активно участвовал в религиозно-политической жизни Европы: был одним из идейных вдохновителей Свящ. союза, автором проекта создания экуменической христ. академии в С.-Петербурге (совместно с А. Н. Голицыным и А. С. Стурдзой). С 1826 г. в качестве профессора философии и спекулятивной теологии Мюнхенского ун-та читал курсы лекций по философии религии, психологии, антропологии; издавал совместно с Гёрресом ж. «Эос», ориентированный на идеалы Реставрации.
Круг идейных интересов Б. чрезвычайно широк; в его сочинениях воплотились синтетические устремления позднеромантической мысли. Основная интенция его творчества - поиск путей синтеза естественно-научного, философского и религ. мировоззрений на основе теистического и персоналистического толкования действительности; категориальные средства Б. активно черпал из неоплатонической традиции, томизма, средневек. и новоевроп. мистики (Майстер Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Я. Бёме), теософии XVIII в. (Ф. Этингер, Э. Сведенборг, Л. К. де Сен-Мартен). Наследие Б., разнообразное по тематике, не содержит законченной философской системы (симптоматично название наиболее крупного из законченных сочинений Б.- «Fermenta cognitionis»), но группируется в ряд проблемных комплексов и образует сложный контрапункт неск. мотивов, проходящих через все его сочинения.
Средоточием мировоззрения Б. является христ. антропология; метафизическое и натурфилософское содержание его сочинений опирается на выдвижение структуры человеческого акта самоопределения в познании и действии в качестве базовой модели истолкования бытия вообще. В понимании самосознания Б. размежевывается с картезианской традицией, подчеркивающей его автономность, и указывает на изначально диалогическую, трансцендирующую природу сознания. В непонимании изначально диалогической сущности всякого познания Б. усматривает радикальный изъян новоевроп. философии, кульминацию к-рой видит в трансцендентализме И. Канта. Субъект не является самодостаточным и потому не может выполнять роль принципа достоверности; декартовскому «Cogito ergo sum» (Если я мыслю, значит, я существую) Б. противопоставляет «Cogitor ergo cogitans sum» (Если я осознаю себя, значит, я познаю). Всякое бытие есть познаваемое бытие, а всякое познаваемое бытие есть общение и сообщение. Бог как абсолютный Дух есть совершенное общение (философская обработка тринитарного догмата). В отличие от Шеллинга Б. категорически отрицает всякую возможность философской дедукции троичности и ставит в этом отношении философскую рефлексию в безусловно подчиненное положение по отношению к Откровению.
Абсолютная свобода Бога как личности проявляется в творении, к-рое являет возможность столь же органического общения индивидов в сотворенном. Б. настаивает на личностном характере акта творения и выступает с резкой критикой философии Г. В. Ф. Гегеля, а также философии откровения Шеллинга, обвиняя их в «динамическом пантеизме». Дабы исключить допущение временной динамики внутри Божества, Б. представил в трактате «О понятии времени» (Über den Begrift der Zeit) своеобразную концепцию времени, основанную на различении действительного, метафизического, времени и мнимого, субъективного, времени. В противовес Канту Б. одним из первых указывает на несчислимый характер внутреннего времени, чем предвосхищает феноменологическую концепцию времени.
Отношение Бога и мира есть, согласно Б., отношение единоразличия. В природе органическое общение воплощено в динамическом взаимодействии сил, описанию к-рого посвящены натурфилософские сочинения Б. В истории же оно осуществляется прежде всего через гос-во и Церковь как формы этически осознанной коммуникации. Важнейшим элементом антропологии Б. является метафизическое осмысление различия полов, здесь он продолжает ведущую начало еще от И. Г. Гамана романтическую метафизику эроса и брака. Б. развивает воспринятое от Бёме представление об изначально андрогинной природе первосотворенного человека, а эротическую любовь интерпретирует как соучастие человека в мистерии миротворения.
Нарушение органической связи одного индивидуального сознания с др., выпадение его из интерсубъективного целого ведет к эрозии бытийной основы личности (с этической т. зр. это и есть зло). Сохранение этой связи возможно лишь благодаря христ. религии, к-рую Б., подобно Ф. Р. де Ламенне и Ж. де Местру, считает реально действующей силой истории. Смыслообразующим для церковной жизни является традиция, воплощенная прежде всего в догматике. Догматическое содержание веры не может быть воспроизведено актом рефлексии, но нуждается в уразумении посредством специфического религиозно направленного умозрения. Идеал такого уразумения Б. видит в спекулятивной догматике, к-рую он противопоставляет философии религии.
В Европе Б. не имел учеников и последователей (косвенное влияние его идей можно видеть у С. Киркегора); интерес к его творчеству после первой мировой войны проявили теологи и историки культуры, в меньшей степени - философы. В России творчество Б. оказало прямое влияние на славянофилов и В. С. Соловьёва; близость к Б. проявляется у Н. А. Бердяева. В наст. время наблюдается рост интереса к его наследию в среде как католич., так и протестант. богословов.