Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЕДЕНБОРГ
61, С. 743-747 опубликовано: 3 сентября 2025г. 


СВЕДЕНБОРГ

Э. Сведенборг. Портрет. 2-я пол. XVIII в. Худож. И. П. Краффт (Национальный музей Швеции, Стокгольм) Фото: http://collection.nationalmuseum.se
Э. Сведенборг. Портрет. 2-я пол. XVIII в. Худож. И. П. Краффт (Национальный музей Швеции, Стокгольм) Фото: http://collection.nationalmuseum.se

Э. Сведенборг. Портрет. 2-я пол. XVIII в. Худож. И. П. Краффт (Национальный музей Швеции, Стокгольм) Фото: http://collection.nationalmuseum.se
[швед. Swedenborg, урожд. Сведберг (Swedberg или Svedberg)] Эмануэль (Эммануил) (29.01.1688, Стокгольм - 29.03.1772, Лондон), швед. естествоиспытатель, изобретатель, математик, механик, ближе к концу жизни увлекшийся теологией и под влиянием пережитых им видений создавший учение о Боге, мире и человеке. В Швеции С. больше известен как деятель науки, но его всемирная популярность связана с учением о духах и «Новой церковью» (НЦ), называемой Сведенборгианской.

С. род. в семье лютеранского пастора Еспера Сведберга (1653-1735). В 1692 г. семья переехала в Уппсалу, где отец С. был назначен настоятелем собора и профессором Уппсальского ун-та. Этот ун-т в 1709 г. окончил C., защитив работу по философии. В 1710 г. он отправился на стажировку за границу, где провел 5 лет. В эти годы он учился математике, механике, астрономии у ведущих ученых Голландии, Франции и Англии. Возвратившись в Швецию, устроился к швед. изобретателю и промышленнику К. Польхему (Польхаммару; 1661-1751), с которым работал над королевскими заказами. Благодаря этой работе С. познакомился со шведским кор. Карлом XII (1697-1718), который в 1716 г. назначил его чрезвычайным асессором королевской горной коллегии. Изобретения С. очень помогли королю, и в награду за это в 1719 г. ему был дарован дворянский титул, что позволило С. свободно заниматься научными исследованиями. В это время у С. возникла идея создать всеобъемлющую систему, охватывающую все аспекты мироустройства. Так, в 1734 г. он выпустил 3-томный трактат «Философские и минералогические работы», в котором писал о туманностях и пытался объяснить происхождение Солнечной системы. В 1740-1741 гг. издал трехтомник «Животное царство», где, в частности, рассмотрел функционирование желез внутренней секреции в головном мозге, связь между мозгом и дыхательным процессом: параллельно С. писал трактаты по металлургии и философско-психологические исследования. За 50 лет он опубликовал ок. 25 томов исследований по естественным наукам, которые основаны на эмпирическом характере мысли С. как приверженца ньютоновской картины мира и экспериментального метода. В 1744 г. эти убеждения привели его к кризису, поскольку, чем больше он погружался в исследования человеческой души и природы, тем яснее понимал, что они таят в себе неизведанное, к-рое он не в состоянии объяснить; такое состояние довело его до отчаяния.

Приблизительно в то же время у С. начинается новый период в жизни, связанный с тем, что он называл «призывом». В кон. марта 1744 г., незадолго до наступления Пасхи, у С. появляются яркие сны, производящие на него неизгладимое впечатление. Сначала он воспринимает сны как знамения (напр., увиденные во сне 2 хлеба он связывает с Евхаристией и причащается), постепенно на фоне снов у С. складывается убеждение в собственной греховности, за которую он должен понести наказание. Сон накануне Великой субботы стал для него переломным: С. ощутил себя потерянным во тьме, погрязшим в грехе, но ближе к пробуждению почувствовал, что может быть спасен. Проснувшись, он испытал внутреннюю перемену и почувствовал, что и он, и окружающий его мир наполнены благодатью. В дневнике С. записал, что после этого состояния его прежняя жизнь закончилась и началась другая (лат. altera vita). Фактически этот момент делит жизнь С. на 2 части: его естественнонаучная карьера завершается и появляется С.- теолог и визионер. Сны стали постоянными, С. воспринимал их как откровения, данные ему Богом, а себя - призванным для особой миссии.

В 1745 г. он уходит с поста асессора, чтобы заняться теологическими исследованиями, усиленно изучает Библию, осваивает латынь и древнееврейский. В том же году он пишет 1-е богословское сочинение - «Мессия грядет», своеобразный сборник отрывков Библии, указывающих, по его мнению, на служение, к которому он призван; в завершение этой работы он пишет, что Христос повелел ему свидетельствовать о Царствии Божием. С этого времени С. называет себя «слугой Божиим». Сначала он занимался экзегетикой, интерпретируя библейский текст в крайне аллегорической форме, для него вся Библия - не историческое повествование о Боге и человечестве, а прикровенное описание внутренней жизни человека, пути отдельной души к духовному возрождению. Напр., убеждение человека в том, что его способности - его достояние, а не дар Божий, выражено метафорой вкушения от древа познания; необходимость законов и ритуалов для очищения и исправления жизни человека представлена в образе прор. Моисея и истории синайского законодательства. Есть и более конкретные интерпретации. Так, землетрясения обозначали изменения в жизни церкви, Египет - обладание знаниями, на основании которых люди желают исследовать тайны веры, лошадь символизировала интеллект и т. п. Выражением этих идей стал труд «Небесные тайны» (Arcana Coelestia. L., 1749-1756. 8 vol.), опубликованный анонимно. Источником аллегорических интерпретаций С. служат уже не только сны и библейский текст: с 1746 по 1765 г. в состоянии бодрствования его посещали видения, которые раскрывали ему устройство духовного мира. Он записывал их в дневники, эти откровения становились живым и реальным провозвестием нового христианства, к-рое он должен проповедовать. В 1757 г. в видениях С. открылось, что Страшный Суд уже совершился, но произошло это не в физическом мире, а в духовном. Отныне, по его мнению, покрывало, скрывавшее высший свет духовного мира, снято и этот свет пролился в сердца всех людей, все обрели духовную свободу; следовательно, старый мир и старая церковь уже в прошлом и наступило время для новой церкви, пророком которой считал себя С. Выражением этого убеждения стала серия трудов, опубликованных им в Лондоне в 1758 г.: «Небеса и ад», «Новый Иерусалим и его небесное учение», «Страшный Суд», «Конь бледный». После публикации этих книг слава С. как мистика, визионера, духовидца росла, для нек-рых он стал духовным авторитетом. В течение последующих 13 лет, вплоть до смерти, С. непрестанно публиковал труды, посвященные миру духов и его устроению, новому, «истинному» христианству. Всего он написал 18 сочинений на духовные темы, многие из них состоят из неск. томов.

Учение

Воспринимая себя как хранителя и подателя нового откровения, С. порицал современное ему христианство: католицизм для него погряз в скрытом язычестве, а протестантизм исказил все учением о спасении «лишь верою». В своей системе С. так далеко ушел от основ христ. теологии, что относить его к теологам вряд ли возможно. Прежде всего он полностью пересмотрел христ. учение о Троице. Для него Отец, Сын и Св. Дух - 3 компонента единого Божества. Христос, т. о., есть и Творец и Спаситель одновременно. С. считал, что душа Отца через Св. Духа вошла в Иисуса, для Которого Пресв. Дева Мария стала лишь сосудом, сформировавшим физическое тело. При этом, согласно С., Иисус раскрывал в Себе Свою божественность поэтапно. Первый этап С. обозначил как опустошение и описывал его как путь подготовки к раскрытию божественности, 2-й, выраженный в Преображении и чудесах, С. понимал как прославление и единение с Отцом. Для С. зримость Бога, Его внешняя форма, становится чрезвычайно важной, поскольку человек может верить лишь в то, что способен постичь. Бог всегда желает людям спасения и иногда дает человеку новые откровения, к-рые должны напомнить ему об истинном предназначении и помочь реализовать свободу правильным образом. Можно сказать, что воплощение Христа для С. имеет механическое значение. Бог как чисто духовное существо не мог воздействовать на бытие ада, поскольку ад имеет определенный уровень материальности, следов., только через воплощение Он мог перестроить ад.

Искупление грехов человечества, согласно С., проходило в течение всей жизни Христа и имело 3 этапа: подчинение адов (в системе С. ад - это некое большое пространство, объединяющее множество различных адов), восстановление небесного порядка, приуготовление новой церкви, которое не завершилось во время земной жизни Христа, а продолжалось вплоть до Страшного Суда, происшедшего в духовном мире в 1757 г. и окончившегося с наступлением эры духовного христианства. Если в Первое пришествие Христос явился как Слово, то во Второе - как учение, т. е. свою кн. «Истинная христианская религия», опубликованную в 1771 г., С. и считал Вторым пришествием Христа. Свою роль в этом процессе он описал следующим образом: «Господь не может явить Себя лично, но предсказал, что придет основать новую церковь, то есть Новый Иерусалим, значит, Он сделает это через человека, который сможет не только принять разумом учения этой церкви, но и издать их в печатном виде. Я свидетельствую в истине, что Господь явился предо мной, Его слугой, и послал меня исполнить эту обязанность. Вслед за тем Он открыл зрение моего духа, дозволив мне, таким образом, войти в духовный мир, и дал мне возможность видеть небеса и ады, а также беседовать с ангелами и духами, чем я и занимаюсь в течение уже многих лет без перерыва. Я подтверждаю также, что с первого дня моего призвания я не получил ни одного наставления в учениях этой церкви ни от одного ангела, но только от Господа при чтении мною Слова» (Истинная христ. религия. 2008).

Одним из центральных в концепции С. является «учение о соответствии». В работе «Ключ к тайной иероглифике» (Clavis Hieroglyphica Arcanorum. L., 1784), опубликованной после его смерти, он установил, что между физическим, психическим и духовным мирами действует невидимая единая система законов, выражающаяся в общем подобии миров. Позднее эта идея С. во многом оформила оккультное мировоззрение его последователей в XIX-XX вв. По мнению С., спасение возможно для всех людей вне зависимости от их религ. убеждений, главное, что требуется для спасения,- отвержение эгоистических стремлений, победа над приверженностью к благам этого мира. В течение жизни человек своими делами готовит себя к аду или раю. Человек - абсолютно свободное существо, Бог не определяет его к вечным мукам ада. Души людей не сразу попадают в ад или рай. После смерти они переходят в мир духов, где проповедуется учение о едином Боге. Души, принявшие его, отправляются в рай, души, отказавшиеся от него и закосневшие во зле, направляются в ад, где сначала их мучают демоны, а затем, утвердившись во зле, они становятся такими же демонами-мучителями: «Когда человек вступает в ту жизнь, он сначала принимается ангелами, которые оказывают ему всевозможные услуги, говорят с ним о Господе, о небесах, об ангельской жизни и поучают eгo истинам и благам. Но если человек, тогда уже ставший духом, таков, что он еще в мире слыхал о том же, но сердцем отрицал или презирал это, то, несколько поговорив с ними, он желает оставить их и ищет, как бы уйти; когда ангелы замечают это, они оставляют eгo. После некоторого пребывания с другими он наконец присоединяется к тем, которые живут в одинаковом с ним зле» (О небесах, о мире духов и об Аде // Избранное. 2003. С. 652). Т. о., демоны, согласно С.,- закосневшие во зле люди, ангелы - укоренившиеся в добре праведники.

Поскольку представления о падших духах и независимом духовном мире у С. нет, то нет и диавола, а весь духовный мир представляет собой отражение мира материального. Люди, ставшие ангелами, имеют семьи, заключают браки, но вместо детей они рождают благо и истину, живут в домах и ведут себя подобно материальным людям, но при этом лишены пороков: «Так как ангелы - люди и они живут между собой точно так же, как и люди на земле, то у них есть и одеяния, и жилища, и тому подобное, с той разницей, однако, что все это у них совершеннее, потому что и сами они в более совершенном состоянии. Как мудрость ангельская превосходит человеческую в той степени, что нaзывается неизреченной, так точно и все остальное, что ими постигается и видится, ибо все это соответствует их мудрости» (Там же. С. 395). Особую роль в своем учении С. отводил браку. Брак для него - фундаментальная метафора творения, определяющая духовную и физическую реальности.

Несмотря на декларирование духовности своего учения, С. фактически был ученым-естественником, перенесшим представления о материальном мире на мир духовный. Бог С.- не личность, а некая высшая сила, поддерживающая баланс всеобщей гармонии. Весь мир в свою очередь - хорошо слаженный механизм, в к-ром действуют одни и те же законы. Отсутствие загробного суда превращает всю жизнь человека в набор безличных причин и следствий. Когда С. пишет о духовном мире, в его тексте хорошо заметен сухой, естественнонаучный язык, напр.: «Таково равновесие между небесами и адом; однако ж это не такое равновесие, как бы между двумя состязающимися особами, коих силы равны между собой, но это равновесие духовное, то есть лжи и истины, зла и добра: ад постоянно дышит ложью, происходящей от зла; небеса же постоянно дышат истиной, происходящей от блага» (Там же. С. 646-647). Здесь нет представления о личностной свободе человека или личностной любви Бога к человеку, есть лишь слепая система сдержек и противовесов, в которую и превращается весь мир, как духовный, так и материальный.

Влияние идей С. было двояким. С одной стороны, он позиционировал себя как христ. теолога, проводника нового откровения, реформатора церкви. В этом качестве его учение не было воспринято в широких кругах общества. Суммировать реакцию на него просвещенных мыслителей эпохи можно словами И. Канта, назвавшего сочинения С. «дикими бреднями самого дурного из всех фантастов» (Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Он же. Собр. соч. М., 1994. Т. 2. С. 203-264, 258). Церковь, возникшая после его смерти, так и осталась достаточно локальным образованием на границе христианства. С др. стороны, начиная со 2-й пол. XIX в. сочинения С. теряют естественнонаучный и экзегетический контекст и воспринимаются как личные мистические откровения и становятся базисом для оформляющегося в эту эпоху спиритуализма. Благодаря ему сведенборгианское учение о мире духов оказывается одной из опор нового, оккультного мировоззрения. По этой причине труды С. начинают переиздавать и комментировать, а созданные им красочные описания духовного мира входят в массовую культуру. Его идеи проникают в новую эзотерику, становясь ее важной составляющей. С. воспринимается как один из провозвестников Нью-Эйдж.

Соч.: Избранное // Зигстед О. Эмануэль Сведенборг. Сведенборг Э. Избранное. М., 2003. С. 302-873; Истинная христ. религия. М., 2008.
Лит.: Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden, 1996; idem. The Seminal Essence of Divinity: Swedenborg's Understanding of Jesus Christ // Alternative Christs / Ed. O. Hammer. Camb., 2009. P. 131-149; Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской: История мистиков, медиумов и шарлатанов. М., 1998; Розин В. М. Демаркация науки и религии: Анализ учения и творчества Э. Сведенборга. М., 2007; Williams-Hogan J. Emanuel Swedenborg // The Occult World / Ed. С. Partridge. N. Y., 2015. P. 144-156; Доброхотов А. Л. Сведенборг в сновидениях Канта // История и теория культуры. М., 2016. Вып. 1. С. 124-131.
П. Г. Носачев

Сведенборгианство

Несмотря на то что С. не стремился основать отдельную религ. общину, а хотел реформировать уже существующее христианство, после его смерти в Швеции и Великобритании появляются первые сообщества «Новой церкви». Ранними последователями С. стали книгоиздатели и знающие латынь образованные читатели. Первыми переводчиками его книг на английский и проповедниками его идей были Т. Хартли (1709-1784), англикан. свящ. Дж. Клауз (1743-1831), квакер У. Кукворти (1705-1780). В 1778 г. в Уайтфилде, пригороде Манчестера, Клауз создал англ. Сведенборгианское об-во, получившее неформальное наименование «Общество джентльменов».

Одновременно появилась и другая группа сведенборгиан, лидером движения стал Р. Хиндмарш (1759-1835), из методистской семьи. В 1783 г. он учредил общество для переводов лат. текстов С. на англ. язык в Манчестере (с янв. 1784 Теософское об-во для перевода, печати и распространения сочинений С.). Члены группы Хиндмарша встречались как читатели книг С., а по воскресеньям каждый из них ходил в свою церковь. На встрече 19 апр. 1787 г. в Лондоне обсуждался вопрос о помещении для проведения богослужений НЦ. Это предложение Хиндмарша вызвало возражения Клауза, и решение принято не было, группа разделилась на «неотделенцев» (во главе с Клаузом) и «отделенцев», к-рыми руководил Хиндмарш. «Отделенцы» определили дату офиц. провозглашения НЦ - 31 июля 1787 г. В этот день 16 чел. собрались в Лондоне в доме часовщика Т. Райта для богослужения НЦ. Т. о., спустя 15 лет после смерти С. и 30 лет после объявленного им Страшного Суда читатели его сочинений самоорганизовались в 1-ю церковную группу. 27 янв. 1788 г. была открыта 1-я часовня НЦ - в Грейт-Истчипе (Лондон). 1 июня 1788 г. 12 собравшихся членов прихода с помощью жребия наделили Хиндмарша правом посвящать в сан, он рукоположил 2 священников НЦ.

13-18 апр. 1789 г. в Лондоне была проведена всеобщая конференция последователей учения С. (The General Conference of the New Church), к-рая завершилась учреждением 1-й религ. орг-ции, провозгласившей себя Новой Господней церковью, следующая конференция была проведена 5 апр. 1790 г. На встрече в 1792 г. была принята конгрегационалистская система церковного устройства. Богослужебная практика во внешних формах взяла за основу традицию англикан. Церкви, включив чтение отрывков произведений С., и признавала таинства Крещения и Евхаристии. Помимо христ. праздников отмечался День НЦ (19 июня). Следующие 13 лет конференции НЦ не проводились, но численность организации продолжала расти. Лидер «отделенцев» Хиндмарш официально был признан священником НЦ на конференции 1818 г. «Неотделенцы» организовывали ежегодные встречи, названные по месту проведения Хокстонскими собраниями (1806-1823).

Член Теософского об-ва в Лондоне шотландец Дж. Глен в 1784 г. привез книги С. в Филадельфию. Проповедуя идеи С., он путешествовал по Пенсильвании, Виргинии, Кентукки. В 1792 г. в Балтиморе было создано 1-е Сведенборгианское сообщество. 5 янв. 1801 г. при участии перешедшего из методизма Дж. Харгрова был освящен 1-й храм НЦ в США. Харгров начал выпуск периодического издания «Храм истины». Его дважды приглашали для произнесения проповеди в Ротонде Капитолия перед 3-м Президентом США Т. Джефферсоном (1743-1826). Из-за некомпактного проживания последователей С. на больших территориях страны общины НЦ организовывались независимо друг от друга, общенациональная организация отсутствовала. 1 янв. 1817 г. был освящен храм НЦ в Филадельфии. 15 мая того же года, в день Вознесения Господня, в храме Филадельфии собрались на 1-ю ежегодную конвенцию 360 членов церкви, представлявших 17 об-в от 9 штатов Америки. Они объединились в Сведенборгианскую церковь Сев. Америки, известную как Всеобщая Конвенция Церкви Нового Иерусалима (The General Convention of the Church of the New Jerusalem, зарегистрирована в шт. Иллинойс в 1861). НЦ в Америке оформлялась как независимая от Конференции НЦ Великобритании, но отношения между церквами были дружественными.

Региональные ассоциации и местные церковные группы движения НЦ в США, объединенные на принципах конгрегационализма, не выработали единой доктринальной позиции по писаниям С. По поводу практики перекрещивания, напр., существовали противоположные мнения: в Балтиморе перекрещивание в НЦ было обязательным, в Филадельфии - выборочно и отрицалось в Бостоне.

Раздробленность отдельных об-в в рамках зонтичной структуры организации не позволяла решить вопросы религ. образования, поэтому с сер. XIX в. в рамках Конвенции НЦ США 19 июня 1876 г. свящ. У. Г. Бенейдом было основано движение «Академия Новой Церкви». В 1877 г. была открыта теологическая школа для подготовки духовенства, и в 1880 г. Бенейд рукоположил первых ее выпускников. Была реформирована система членства: участники не могли быть индивидуальными членами Конвенции и были обязаны принадлежать к местному об-ву или региональной ассоциации. Реформаторская деятельность академии вызвала противодействие в рядах НЦ США. Местные об-ва, привыкшие к самостоятельности в принятии решений, не одобрили изменения, связанные с централизацией и созданием иерархической системы епископального церковного управления, что повлекло исход членов церкви, принадлежавших к Академии НЦ. Результатом раскола стало образование нового религ. сообщества - Всеобщей Церкви Нового Иерусалима (The General Church of the New Jerusalem), 13 нояб. 1890 г. объявившего о независимости от Конвенции. Новая орг-ция, основанная на т. н. принципах Академии НЦ, включая епископальное единоначалие института священничества, стала 3-й деноминацией НЦ. Принципиальным доктринальным отличием от Конвенции НЦ США и Конференции НЦ Великобритании, провозглашенным Всеобщей Церковью Нового Иерусалима, стало признание за писаниями С. статуса Слова Божия.

После покупки земли под Филадельфией (на средства промышленника Дж. Питкерна) Всеобщая Церковь основала г. Брин-Атин (шт. Пенсильвания), где жили исключительно люди, принадлежащие к этой церкви. Ставший пожизненным епископом, Бенейд проявил авторитарные качества характера и в 1897 г. был отлучен от созданной им организации. Позднее у Всеобщей Церкви появились филиалы в др. городах США и за пределами страны: общины в Великобритании, Швеции, Африке и Нидерландах. В голл. общине произошел 2-й раскол среди членов НЦ, и образовалось движение, названное по имени теологического ж. «Де Хемелше Лир» (голл. De Hemelsche Leer - Небесное учение). Э. Пфейффер, пастор общины Всеобщей Церкви в Голландии, развил идеи пасторов Э. Хайатта и К. Т. Однера о букв. смысле писаний С., к-рые они назвали новым Господним Словом, также содержащим внутренний духовный смысл (Odhner C. T. Do the Writings Reveal the Celestial Sense of the Word? // New Church Life. Lancaster, 1902. Vol. 22. P. 348). В 1904 г. Э. Кранч опубликовал ст. «Господнее Слово в Его Втором пришествии», где впервые использовалось выражение «третий завет» (Cranch E. The Word of The Lord in His Second Coming // Ibid. 1904. Vol. 24. P. 594). Подобное толкование сочинений С., названное голл. позицией, заключалось в том, что все сказанное в текстах С. о Слове Божием следует применять и к текстам самого С. Наиболее последовательным сторонником этой позиции стал Пфейффер, в 1925 г. использовавший в богослужении термины «третий завет» или «латинское слово». Внутри общин последователи подобных идей подверглись критике. Еп. Всеобщей Церкви Джордж де Чармс предал Пфейффера анафеме и лишил сана.

Всеобщая НЦ в лице свящ. Х. Ю. Однера и еп. Дж. де Чармса сформулировала вопрос так: кто из людей НЦ будет вправе решать, что является внутренним скрытым небесным значением букв. смысла писаний С. и как будет сформулирована «подлинная истина небесного учения» с позиций духовного смысла? Всеобщая НЦ отвергла подобные интерпретации писаний С., считая их уже имеющими божественный авторитет, как тексты Второго пришествия Господа, являющиеся достаточно ясным для понимания учением, не требующим поиска иного смысла, кроме того, к-рый заявлен самим С.

В нач. 1937 г. Пфейффер со всей голл. общиной покинул ряды Всеобщей НЦ. Среди его последователей оказался один из сыновей Питкерна, Теодор, обеспечивший финансовую поддержку нового движения, он поселил на личных землях рядом с Брин-Атином сторонников Де Хемелше Лир. Выделившаяся группа оформилась в общину Новая Господня Церковь (Новый Иерусалим) (The Lord's New Church Which Is Nova Hierosolyma, в сокращении Nova), в организационной и богослужебной структуре мало отличавшуюся от Всеобщей НЦ.

До сер. XIX в. в НЦ преобладали англосаксы, хотя уже первые миссионеры начали путешествовать по Африке, заложив общины НЦ на этом континенте. С. полагал, что «африканская раса внутренне» более расположена к принятию истин «небесного учения».

Т. о., в наст. время существует 4 организационно-доктринальных направления НЦ. Есть орг-ции, функционирующие как независимые образования: Австралийская Ассоциация НЦ c 6 региональными об-вами, НЦ Юж. Африки, Филиппинская Церковь Нового Иерусалима, НЦ Зап. Африки и др., но все они тяготеют к одному из полюсов доктринальной принадлежности 4 базовых линий НЦ.

Самая молодая, 4-я доктринальная линия - Новая Господня Церковь представлена в США, Нидерландах, Швеции, Сербии, Хорватии, на Украине, подавляющее большинство ее церквей и прихожан - в Лесото и ЮАР. Общее число членов (данные за 2015) - 1496 чел.

Всеобщая Новая Церковь - самая крупная деноминация в движении НЦ: общее число членов ок. 10 тыс. чел. Имеет общины по всему миру, особенно в США, Канаде, Африке (церкви в Бенине, Кот-д'Ивуаре, Гане, Кении, Того, ЮАР), Австралии, Бразилии, Корее, Нов. Зеландии, Японии, Индии, Китае. В Европе церковь представлена в Дании, во Франции, в Норвегии, Испании, Швеции, Чехии, Нидерландах, Грузии, на Украине.

Сведенборгианская церковь Сев. Америки, или Всеобщая Конвенция Церкви Нового Иерусалима, по данным на 2010 г., объединяет 1534 члена в 39 приходах с 69 пасторами. Церкви Конвенции представлены гл. обр. в США, есть 2 прихода в Канаде (в Торонто и Китченере). Амер. Конференция и брит. Конвенция близки по конгрегационалистским принципам священноначалия, обе находятся в либеральном спектре движения НЦ. Конвенция в США 1-й начала рукополагать женщин в сан священников, за ней последовала Конференция.

Всеобщая Конференция НЦ, исторически возникшая первой, в наст. время состоит из 18 об-в и включает ок. 500 членов. Под ее эгидой с 1984 г. находится НЦ о-ва Маврикий с об-вами в Кюрпите и столице Порт-Луи. До 1984 г. богослужения там проводили пасторы из Британии, в наст. время служат местные священники. С 1917 по 1969 г. под юрисдикцией Конференции была НЦ Юж. Африки, имеющая в наст. время независимый статус. Точной статистики членства в этих церквах нет. По некоторым данным, в НЦ ЮАР находится ок. 10 тыс. чел. НЦ Зап. Африки, принятая в Конференцию в 1939 г., стала вновь независимой в 1981 г. Ее численность, по нек-рым данным, ок. 25 тыс чел. Нет данных по численности Филиппинской Церкви Нов. Иерусалима, а также по мелким группам последователей движения НЦ в др. местах. Общее число членов НЦ - ок. 50 тыс. чел.

Лит.: Block M. The New Church in the New World. N. Y., 1968; Duckworth D. Branching Tree: A Narrative History of the General Conference of the New Church. L., 1998.
А. И. Горбенко
Ключевые слова:
Богословы протестантские Сведенборг [урожд. Сведберг ] Эмануэль (Эммануил) (1688 - 1772), шведский естествоиспытатель, изобретатель, математик, механик, ближе к концу жизни увлекшийся теологией и под влиянием пережитых им видений создавший учение о Боге, мире и человеке
См.также:
АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви