(празд. 3 мая и 17 авг.), чудотворный явленный образ посл. четв. XIII в. (ок. 1288, Юж. Русь или Киев); главная святыня Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря близ Брянска (в наст. время в ГТГ).
В основе общепринятой истории С. и. лежит составленное ок. 1566 г. «Сказание о зачатии Пречистые Печерскые и великых чудотворцов Онтоние и Феодосие печерских Свинскаго монастыря в град Брянск пять поприщ от града до низ Десны рекы» (см.: Сказание. 1906). В 6796 (1288) г. блгв. кн. Черниговский Роман Михайлович, живший в г. Брянске, ослеп. Узнав о чудесах исцеления от Печерской иконы Божией Матери и от «великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских», он, снабдив гонца милостыней, послал его в Киево-Печерский мон-рь с просьбой отпустить чудотворную икону в Брянск. Вместе с послом в Киев отправились священники и архимандрит Петровского мон-ря (согласно надписи в клейме на древнейшем несохр. списке С. и.), который, по преданию, был основан сыном кн. Романа Михайловича - прп. Олегом (Леонтием) Романовичем Брянским. Архимандрит Печерский с согласия братии отпустил чудотворный образ к черниговскому князю. Отправленный вместе с иконой священник и гонцы «поплы в ладьях рекою Десною… и приплыша противу реки Свини» (в месте впадения р. Свинь (ныне Свень) в Десну, недалеко от Брянска). Ладья с иконой остановилась посреди Десны, и гребцы не смогли сдвинуть ее с места. Посланники решили заночевать в ладье, но она сдвинулась с места и пристала к правому берегу. Сопровождающие чудотворный образ сошли на берег для ночевки, оставив икону в ладье. Утром они поспешили к ладье, чтобы помолиться Пресв. Богородице, однако образа Пречистой там не оказалось. Посланники в великой скорби стали искать икону. «Преехав за Десну реку против Свини реки и поидоша по горам», они обрели икону стоящей в ветвях высокого дуба. Не смея прикоснуться к иконе, они отправили вестника к кн. Роману Михайловичу с сообщением о чуде. Обрадованный князь, «вспрянув с одра своего», повелел звонить в колокола по всем церквам и собраться всему духовному собору и народу города и окрестностей. Крестный ход со свечами и с кадилами, возглавляемый пешим незрячим князем, отправился к месту обретения иконы. Проходя недалеко от места явления иконы, князь обратился с молитвой к Богоматери, прося «прозрение очима и узрети свет и твои чудотворный образ» и обещая по исцелении сотворить «храм и обитель» на том месте, к-рое возлюбит Сама Пресв. Богородица. И тут же князь увидел «малу стезю» (тропу). В память об этом он повелел поставить крест на месте, где совершилось чудо (впосл. на этом месте были возведены св. монастырские ворота, в кон. XVII в. построена надвратная Сретенская ц.). Когда князь приблизился к дереву с иконой, он «возопи вели гласом»: «О Пречистая Владычица Госпоже Дева Богородица, услышь глас молитвы моея со слезами. Глаголюще: дай же ми Госпоже прозрение очима моима». В соборной молитве к князю присоединились все пришедшие с ним. И в тот же час князь прозрел и стал видеть лучше прежнего. Он велел священнослужителям снять образ Божией Матери с дерева, поскольку икона «простолюдином не дадеся, точию епископу града Брянска со священным причтом» (согласно надписи в клейме на древнейшем списке С. и.). Кн. Роман Михайлович приложился к иконе, затем был отслужен молебен, после которого князь со своими людьми начал рубить бревна на храм Божией Матери. Дуб же, на к-ром стояла икона, с ветвями и корнем «разотроша пилами ови на иконы на писмо ови на крест». Вскоре был построен и освящен храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Князь оградил мон-рь, поставил игумена и повелел собрать братию, сделав богатый вклад на созидание обители.
Следующие события, связанные с чудотворной иконой, датируются временем правления царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Согласно «Сказанию...», к еще юному государю («сущу младу») обратился игумен Свенского мон-ря с просьбой о ремонте обветшавшего оклада на С. и., но просьба не была услышана. Ок. 1563 г. царь повелел привезти в Москву для поклонения С. и. (распространенная практика во времена правления Иоанна IV). Он помолился перед чудотворным образом и распорядился переделать оклад, прибавив к старому окладу золота, серебра, жемчуга и драгоценных («драгих») камней. Московские мастера 3 года трудились над обновлением оклада. После того как государь украсил чудотворный образ, он, отслужив молебен, отпустил его обратно в Свенскую обитель с большими дарами (пожаловал милостыню и ругу годовую, грамоты тарханные на утверждение мон-ря).
Дополнительные сведения о пребывании иконы в Москве известны из вкладной книги Свенского монастыря (1699, список с вкладной книги 1644 г., в основе к-рой, возможно, была книга 1561 г.). При чудотворной иконе в Москве упоминается старец Иосиф (Неелов; игумен Свенского мон-ря с 1587), с ним царь Иоанн IV, отпуская икону (запись под 1583 г.), прислал в мон-рь милостыню (107 р.). Выше под тем же годом значится дар государя: приклад к С. и.- корона и цаты (Арсеньев. 1911. С. 9). Указанная во вкладной книге дата отпуска иконы из Москвы (о ее привозе и о пребывании в Москве ничего не сказано) - 1583 г.- представляется недостоверной. Анализ «Сказания...» показывает, что пребывание иконы в Москве пришлось на 1563-1566 гг.
Благодаря богатым вкладам царя Иоанна IV, сделанным «в дом Пречистыя Богородицы», в мон-ре началось каменное строительство. Неск. раз Свенский мон-рь подвергался разорению: так, в 1582 г. на Сретение к Брянску пришли «литовские люди безвестно» (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 183), игумен с братией бежали из мон-ря, взяв с собой только чудотворную С. и.
После октябрьского переворота, когда мон-рь был превращен в колонию для малолетних преступников и древнее убранство обители целенаправленно уничтожалось, по обращению Брянского епархиального управления и Горне-Никольской ц. Брянска последней были выданы риза иконы С. и. в медном футляре и киот для ее ношения (ГАБО. Ф. Р-85. Оп. 2. Д. 46. Л. 84, 86-87). В янв. 1925 г. Наркомат просвещения обратился с ходатайством во ВЦИК об издании специального постановления о передаче С. и. в Москву для реставрации и хранения в музейных условиях. В кон. янв. того же года в Брянск был командирован сотрудник Главнауки В. А. Мамуровский с целью решения вопроса о доставке иконы в Москву. Вопрос о передаче С. и. для реставрации был решен 9 февр. 1925 г. на заседании Президиума Брянского губисполкома (Там же. Ф. Р-80. Оп. 1. Д. 937. Л. 78-80). В 1925 г. Н. Н. Померанцев вывез С. и. в Москву, где в ЦГРМ до кон. 1925 - нач. 1926 г. икона была раскрыта Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. В 1930 г. С. и. поступила в ГТГ. В 1974 г. выполнено рентгенографирование иконы (М. П. Виктурина); в 2017 г. проведены комплексные технико-технологические исследования (Д. С. Першина, Д. С. Першин, И. А. Касаткина, Н. И. Митраков, Е. А. Морозова); в 2020 г. произведено комплексное исследование надписей на иконе (А. А. Турилов, А. А. Гиппиус, Першина, Першин).
Рукопись «Сказания...», написанная уставом в XVI в., находилась в б-ке Свенского мон-ря. Ее текст был опубликован проф. И. Е. Евсеевым (см.: Сказание. 1906) и датирован 1566 г. По сведениям Евсеева, в 1768 г. из Киево-Печерской лавры поступило предписание выслать в Киев «описание начала Свенскаго монастыря, о находящейся в нем чудотворной Богоматерней иконе подлинной и о содержании при том монастыре»; рукопись отослал «правитель Свинского монастыря иеромонах Иустин», и она осталась в лавре (Евсеев. 1906. С. 130). В списке наместников обители имя иером. Иустина отсутствует, из иеромонахов в период, близкий к указанной Евсеевым дате, упомянуты Ипатий (Войцехович; 1755-1761) и Ираклий (Лятошевич; 1761-1766), далее, в 1766 г., наместником стал игум. Каллист, в 1770 г.- игум. Палладий (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 196-198). При игум. Палладии указом Синода от 20 апр. 1786 г. Свенский мон-рь был отчислен из ведомства Киево-Печерской лавры и получил самостоятельность (Там же. С. 198-199). Т. о., если дата, приводимая Евсеевым, верна, то рукопись из Брянска в Киев могла попасть в период с 1768 по 1786 г.
В наст. время существуют 2 редакции «Сказания...», восходящие к неизвестному протографу. К 1-й, ранней редакции относится опубликованная Евсеевым рукопись из б-ки Киево-Печерской лавры, «уставная… на 9-ти листках без окончания, с пометою на переднем беловом листе 1760 года» (дата связана с перенесением рукописи?), к-рая в 1896 г. вошла в «Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве» (см.: Петров. 1896. С. 124. № 389 (195)); составитель «Описания…» акад. Н. И. Петров датировал памятник XVI в.
Вторую редакцию «Сказания...», более позднюю, опубликовал Н. Н. Новиков (см.: Сказание. 1791). Она отличается от первой особенностями стилистики и синтаксиса (см. об этом: Антонова, Комова. 2015).
В б-ке Киево-Печерской лавры упомянута еще одна рукопись со «Сказанием...» (не опубл.), написанная скорописью XVIII в. на 51 листке: «Записки, касающиеся до Киевопечерской лавры, собранныя из Патерика и разных летописей Словенороссийских в 1773 году, со «Сказанием о иконе Престыя и Пречистыя влдчцы ншея Бци, и великих чудотворцов прпдбных отц нших Антония и Феодосия Печерских, и о основании Свенскаго мнтря во граде Брянске за пять поприщ от града наниз Десни реки»» (см.: Петров. 1896. С. 125. № 390 (194)).
Евсеев высказал предположение, что автором «Сказания...» в вариантах, известных по 2 редакциям, был в 1566 г. старец Свенского мон-ря Иов (Комынин) (игумен ок. 1572-1577); основу «Сказания...» составили надписи на чудотворной С. и., собственные наблюдения старца Иова и неизвестные источники (Евсеев. 1906. С. 132). Приведенный Евсеевым год создания «Сказания...» - 1566-й - логически следует из перечисляемых событий и упоминаний исторических личностей во 2-й и в 3-й частях «Сказания...» (в первой - предание о С. и. и кн. Романе Михайловиче). Текст «Сказания...» особенно подробен в изложении истории, связанной с переносом иконы в Москву: челобитная старца Иова (Комынина), пребывание образа в Москве, 3 года работы над новым окладом, возвращение иконы, вклады царя, имена для заздравной молитвы (записи не окончены и обрываются; помимо царя Иоанна IV упом. «царица и великая княгиня Марья», царевичи кн. Иоанн и кн. Феодор, кн. Владимир Андреевич Старицкий с супругой и чадами), сведения о начале возведения на вклад царя ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских в 1566 г., а также подробности об аварии на ее строительстве в 1567 г. (др. почерком).
Дата создания «Сказания...» противоречит традиционно принятой дате возвращения иконы в Москву (1583), источником к-рой послужила запись во вкладной книге мон-ря, т. е. после 20 лет пребывания в Москве. В этом случае в заздравной молитве под именем вел. кнг. Марии должна иметься в виду не царица Мария Темрюковна († 1569), 2-я жена Иоанна IV, а Мария Нагая - 7-я жена Иоанна IV, к-рая была царицей с 1580 г. и в окт. 1582 г. родила царевича Димитрия (имя царевича отсутствует в здравице). Однако в этом случае неуместно заздравное поминание кн. Владимира Андреевича Старицкого с супругой и чадами - двоюродного брата царя Иоанна IV, к-рый был умерщвлен вместе с семьей в 1569 г. Следов., икона находилась в Москве между 1563 и 1569 гг., а 3 года работы над окладом в Москве, упомянутые в «Сказании...», позволяют окончательно пересмотреть традиц. датировку пребывания С. и. в Москве (1563-1583) и утверждать, что икона отсутствовала в Свенском мон-ре с 1563 по 1566 г.
Совр. исследователи «Сказания...», М. В. Антонова и М. А. Комова, подтверждают дату его создания не позднее 1566 г. Первоосновой «Сказания...» они называют челобитную старца Иова (Комынина) с «молением» о восстановлении оклада чудотворной С. и., к-рая была включена в состав монастырского летописца, а общим протографом 2 разновременных редакций - неизвестный текст, «составленный в Свенском монастыре после возвращения иконы из Москвы и получения монастырем от царя Ивана IV пожалований и тарханных грамот» (Антонова, Комова. 2015. С. 187).
Структура «Сказания...» подобна мн. сказаниям о чудотворных иконах XV-XVI вв.: вначале излагалась древняя легенда, а затем современные автору события. Кругозор создателя рукописи, ограниченный 2 периодами в истории иконы, позволяет говорить о вторичности текста рукописи. В качестве источника можно рассматривать либо принесенный из Москвы текст, либо написанную для святыни в Москве раму с клеймами истории С. и., неоднократно упоминаемыми в связи с новыми окладами. Создание подобных рам имеет множество аналогий в этот период (напр., изображения пророков и Господа Саваофа, написанные на полях Курской-Коренной иконы Божией Матери в Москве в 1597). Т. о., текст «Сказания...» мог создаваться в т. ч. и по подписям к клеймам с дополнением в виде современного переписчику монастырского события 1566 г.
Обе редакции «Сказания...» начинаются словами: «...написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладывана (украшена окладом, ризой.- Авт.) бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михаиловичем черниговскым и благоверною великой княгинею Настасьею» (цит. по: Сказание. 1906. С. 258, то же с незначительными расхождениями см.: Сказание. 1791. С. 284). Поскольку создатель рукописи связал надпись, включающую дату и имя князя-основателя мон-ря, с изображением Божией Матери, следов., он не знал местную, брянскую историю и не видел чудотворную икону. Так, на С. и. свиток у Божией Матери отсутствует - Она обеими руками придерживает за пояс Младенца Христа. Наличие подобной надписи на С. и., в т. ч. на свитках прп. Антония или прп. Феодосия, не подтверждают исследования иконы, проведенные в 2020 г. в ГТГ. Кроме того, упоминание имени княгини («Настасия» - только в обеих редакциях «Сказания...») вызывает сомнение в компетентности автора, поскольку в соответствии с летописями и Любецким синодиком (Зотов. 1892. С. 84) жену кн. Романа Михайловича звали Анна. Близкая по содержанию надпись имелась на древнем списке С. и. и была зафиксирована архим. Иерофеем, к-рый указал, что текст находился в конце молитвы на свитке прп. Феодосия: «окладывана в лето г сотное Y шестое [6796 - 1288 г.] благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия в 26 день на память Иоанна Богослова» (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 20).
(размер 67,3/67,5×42,2/42,6×2/2,3 см (15,5×9,5 вершка)). В кон. XIX в. оборот был закрыт шелковой сорочкой. Материал и техника: цельная липовая доска, ковчег, льняная паволока полотняного переплетения, меловой левкас; подготовительный рисунок (индиго), графья; сусальное золочение на левкас; темпера. Широко использованы смеси азурита, лазурита, белил, глауконита, индиго, угольной черной, киновари, аурипигмента, охр. Пигмент индиго использован вместо угольной черной в подготовительном рисунке, проработке складок и надписях. Доска сверху и снизу надставлена по спиленным полям. Надставки позднейшие. С тыльной стороны доски имеются 2 врезные, встречные шпонки, предположительно датируемые XVI в., а также 3 деревянные врезные пробки, расположенные симметрично.
Богоматерь изображена сидящей на высоком троне без спинки, с красной подушкой, украшенной золотыми полосами, с подножием на колончатой аркаде. Под подножием трона (справа под аркадой) сохранились фрагменты охристой живописи с наклонными белильными штрихами - изображения построек Киево-Печерского мон-ря. Обеими руками Она держит перед Собой Христа Еммануила. Младенец простертыми в стороны руками двуперстно благословляет стоящих по сторонам трона преподобных Феодосия (справа) и Антония (слева), в руках у к-рых развернутые свитки с текстами молитвословий. На Божией Матери темно-вишневый мафорий с 3 крупными золотыми звездами Приснодевства и широкой золотой каймой. Под мафорием синяя туника с голубыми светами и такого же цвета чепец, сапожки темно-красные. На Младенце оранжево-красный хитон с золотым ассистом и темно-синий гиматий. Преподобные облачены в темные красно-коричневые мантии, скрепленные на груди золотыми застежками, в рясы глухого синего и зеленоватого цветов с узкими золотыми зарукавьями, черные схимы - у прп. Феодосия со светло-охряными, а у прп. Антония - с красными 4-конечными крестами. На голове у прп. Антония черный островерхий схимнический куколь с такими же красными крестами. Нимбы сплошные золотые, прографленные и обведенные коричневым контуром. Фон золотой, позем невысокий, почти не просматривается.
Важной особенностью письма являются многокомпонентные красочные смеси, крупнотертые пигменты, дающие фактурность слоя, а также преобладание пастозных мазков в основных живописных слоях. Личное исполнено по зеленоватому санкирю с высветлениями разбеленными пигментами. Карнация лика Пресв. Богородицы отличается более теплым тоном, завершающие движки на ликах Матери и Сына выполнены пастозными мазками почти чистых белил. Слои подрумянки лежат между и поверх высветлений. Рисунок глаз и бровей выделен темно-красным колером. На ликах преподобных высветления, нанесенные более тонким слоем, выглядят менее контрастными. Волосы написаны по коричневому фону: у прп. Феодосия - мазками охры с сажей, без белил, у прп. Антония - с добавлением белил. Борода прп. Антония голубого цвета с синими притенениями и белильными мазками. Моделировка доличного сделана с прокладками цветных светов: синих (мантия прп. Антония), зеленых (мантия прп. Феодосия), красных, желтых (трон) в смеси с сажей. Напр., коричневый тон с лиловым оттенком мантии прп. Феодосия получен в результате наложения на малиновую подложку зеленовато-коричневого слоя. Складки прописаны индиго с голубыми пробелами. Кресты киноварные. Ассист выполнен из листового золота. Надписи на свитках сделаны индиго.
Композиция отличается легкой асимметрией, неровностью ритма и не очень точной выверенностью пропорций: чуть смещено с центральной оси изображение Божией Матери с Младенцем, нижняя часть фигуры Богоматери передана в сильном перспективном сокращении, благодаря чему подчеркиваются высота престола, возносящего Ее вверх, и дистанция между Нею и святыми. Несмотря на соразмерность масштаба изображенных, фигура прп. Феодосия выглядит более значительной и занимает больше места, чем фигура прп. Антония (ГТГ: Кат. собр. 2020. Т. 3. С. 486).
Во время одного из поновлений верхнее и нижнее поля С. и. были опилены и надставлены и удалена на них и в нижней части ковчега первоначальная паволока, наклеена новая; имеются разрывы паволоки на стыках; боковые стороны подтесаны, врезаны шпонки; выявлены крупные вставки поновительского грунта на полях и по краям средника. Вероятнее всего, это произошло во время пребывания иконы в Москве. Зафиксированы многочисленные отверстия от гвоздей (оклады и сорочки, крепления венцов и привесов). Оригинальный грунт покрыт среднесетчатым кракелюром. Имеются утраты левкаса над плечом прп. Феодосия и на хитоне на левой ноге Богомладенца, утраты авторской живописи - на свитке прп. Феодосия, под троном и на ризах прп. Антония. Небольшие утраты красочного слоя на личном, потертости по всей поверхности. Поновления живописи совершались не менее 4 раз: во 2-й четв. XIV - нач. XV в. (замена текста на свитке прп. Феодосия, чинка золотого фона, исполнены монограммы Христа, Богоматери, вписаны имена святых), в XVI в. и 2 раза в более позднее время. Датировка поновлений получена в результате палеографического анализа, выполненного Туриловым. Слой потемневшего покрытия не удален полностью.
Палеографический и технико-технологический анализ текстов свитков преподобных Антония и Феодосия, проведенный в 2020 г. в ГТГ (см.: Там же. С. 470), позволил датировать тексты, а также осуществить их реконструкцию (Там же. С. 470-471). В среднике на золотом фоне - киноварные надписи 2-й четв. XIV - нач. XV в. По сторонам нимба Богоматери - киноварью монограмма «ΜΡ ΘΥ», по сторонам фигуры Богоматери - фрагменты инициалов Христа и титла; по сторонам нимбов святых - фрагменты колончатых надписей.
На свитке прп. Антония первоначальная надпись: «МОЛЮ ВЫ ОУ // БО ЧА ДЕРЖИ // МЪС П[О]ВЪ // ЗДЕРЖАНЬЕ // И НЕ ЛНМЪ //С И[М]А(МЪ) БО О // СМЪ ГА ПО // МОЩЬНИ // КА» (текст по варианту архим. Иерофея: «Молю убо вы чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника» - Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 8). Согласно заключению Турилова, почерк надписи близок к почеркам Рязанской Кормчей 1284 г. (РНБ. F.n.II.1).
Надпись на свитке прп. Феодосия, лежащая поверх фрагментов XIII в., выполнена более мелким квадратным уставом 2-й четв.- кон. XIV в. светло-коричневого цвета (сохр. верхняя часть): «ВЛДКО Г(C)И БЕ В[СЕ]ДЕРЖИТЕ // Л[...]Е[...] ТВАРИ ВИДИ // М[...] СВОИМЪ [...//...]ЕМ [...]НЫМЪ ВЗЛЮБИВЪ // М[С]ТО СЕ НА НЕМ ЖЕ ВОЗЛЮБИ В[...] // Д[О(М) ПР]ЧТЫЯ Т[И МТРИ М]НОЮ [Р]АБО[М] // ТВОИМ ФЕСЬ[...МЬ]. [...Ж...] О[...ТВ]ЕРДИ [...] // МУ [ПР...Б]ЫТ[...] Д[...] Д[НИ...]» (начальная часть текста по варианту архим. Иерофея: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых. Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшнаго на хвалу и славословие Тебе» - Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 8). По наблюдению Турилова, данный текст не имеет аналогий ни с молитвой, содержащей имя прп. Феодосия в заглавии, ни с молитвенными текстами в составе его Жития и может являться неизвестным творением печерского игумена (ГТГ: Кат. собр. 2020. Т. 3. С. 470).
(см.: Там же. С. 482-486). К 1-й группе исследователей, считавших, что икона написана в XI в. иноком Киево-Печерского мон-ря прп. Алипием (ок. 1065/70-1114?), принадлежат архим. Иерофей (Добрицкий), Д. А. Ровинский, М. И. и В. И. Успенские, а также И. Э. Грабарь, к-рый в процессе раскрытия памятника в 1926 г. пришел к выводу, что это самый ранний список древнего Киево-Печерского образа, и отметил сходство типологии и стиля с эпохой прп. Алипия. Этой же т. зр. придерживается А. Н. Овчинников, датировавший икону кон. XI - нач. XII в. Э. С. Смирнова предложила дату ок. 1200 г., но позже отнесла икону к сер. XIII в., а затем к 1288 г.
Большинство исследователей относится ко 2-й группе. Они полагают, что икона написана в посл. четв. XIII в. (до 1288). Среди них - И. А. Карабинов (считал, что в Брянск отправили список «наместной» иконы лавры), А. И. Анисимов, Н. П. Сычёв, Ю. А. Олсуфьев, В. Н. Лазарев, В. И. Антонова (отнесла к произведениям Киевской школы), В. Г. Пуцко (кон. XIII в., считает, что икона воспроизводит копию святыни времени прп. Алипия Печерского с дополнившими первоначальную композицию фигурами преподобных Антония и Феодосия). О. Е. Этингоф и Пуцко отметили также возможность реальных исторических корней предания о написании С. и. прп. Алипием - икона могла быть создана в иконописной мастерской Киево-Печерского мон-ря после гибели оригинала в 1096 г. в результате разорения обители половцами под предводительством хана Боняка.
Исследования 2020 г. позволили уточнить датировку произведения до посл. трети XIII в., несмотря на то что близких параллелей живопись С. и. не имеет. Последнее обусловлено сложным генезисом стиля иконы, сочетающим элементы архаики, связанные с воспроизведением более древнего образца, черты искусства позднего XIII в., современного иконописцу, и признаки провинциальной манеры письма одного из городов Юж. Руси.
С. и. относится к типу «Кипрская» или «Панахранта» - тронному изображению сидящей в строгой позе Богоматери, держащей Младенца прямо перед Собой. Прототипом С. и. традиционно считают «наместный» образ Успенского собора Киево-Печерского мон-ря (см. ст. Печерская икона). Однако С. и. обладает рядом особенностей: 1. Жест Младенца, двуперстно благословляющего обеими руками, практически идентичен жесту на новгородской иконе «Богоматерь на престоле, со свт. Николаем Чудотворцем и ап. Климентом» (посл. треть XIII в. или, по мнению Н. В. Пивоваровой, 1276, ГРМ). Вероятно, оба памятника восходят к единому протографу. Двойное благословение Младенца Христа, очевидно, обусловлено появлением 2 фигур предстоящих,- т. о., присутствие святых в композиции может являться более поздним дополнением к древнейшему изображению тронной Богоматери Киево-Печерского мон-ря; по наблюдению В. Д. Сарабьянова и Смирновой, создается впечатление, словно фигуры находятся перед иконой или настенным изображением Богоматери; 2. Симметричное положение рук Богоматери, к-рыми Она придерживает Младенца у пояса,- символ единства Церкви и Христа; 3. Цвет облачения Богомладенца - киноварный хитон с золотыми светами и сине-голубой гиматий, что указывает в качестве протографа на храмовую мозаику либо мозаичную икону; 4. Высокое подножие на колончатой аркаде с фрагментами монастырских зданий, к-рые отсылают к изображению Успенского собора Киево-Печерского мон-ря на иконах Богоматери Печерской; 5. Прп. Феодосий с непокрытой головой представлен по правую руку Божией Матери, а прп. Антоний - по левую; 6. Развернутые тексты молитвословий на свитках преподобных.
Разночтения с датами, именами и наличие клейм, иллюстрирующих пребывание иконы в Москве и ее возвращение, а также датировка 1-й редакции «Сказания...» 1566 г. позволяют сделать предположение, что во время пребывания С. и. в Москве была написана рама с «житием» (чудесами) С. и., при этом «древнейший» список был сделан уже с иконы с чудесами, поскольку одна и та же золотая риза 1670 г. с чеканным сказанием на ней находилась сначала на чудотворной иконе, а затем и на ее старейшем списке. Подобную раму с изложением событий XIII в. и времени правления царя Иоанна IV можно рассматривать как политическую программу, построенную на исторических параллелях и прославлении деяний правящего правосл. государя. Однако в наст. время подобные образы С. и. с чудесами неизвестны.
Со С. и., особенно после начала ее всероссийского прославления во 2-й пол. ХVI в., делали многочисленные списки - «копия и мера», аналойные, пядничные, раздаточные на дереве, металле, финифти.
В иконописных подлинниках (под 3 мая), как правило, излагались события переноса иконы из Киева в Брянск и основания Свенского монастыря кн. Романом Михайловичем (Успенские. 1901. С. 23), упоминался прп. Алипий Печерский в качестве легендарного автора иконы, особенности изображения не приводились. В основе копирования и создания списков лежали прориси с почитаемых икон, в более позднее время - гравированные или литографированные образцы. При этом иконография образа не могла остаться без изменений - она шла по пути упрощения; иконы с иконографическими особенностями С. и. нередко именовались «Печерскими».
Наиболее точными копиями С. и. являлись списки «в меру и подобие», самый известный из к-рых - сохранившаяся икона из алтаря Успенского собора Московского Кремля (68×44,5 см) (1563-1583 (?), Москва, ГММК). До 1-й трети XVII в. икона стояла в местном ряду иконостаса Петропавловского придела, слева от царских врат. Во 2-й пол. XVII в. ее перенесли в наос. Затем икона находилась в ризнице, после поновления в 1870 г. ее установили в оглавии раки митр. Феогноста в Петропавловском приделе. В нач. ХХ в. икона снова оказалась в ризнице собора. В 1973-1974 гг. она прошла реставрацию, была раскрыта авторская живопись (Заиграйкина. 2012; Иконы Успенского собора. 2016. Кат. № 21. С. 245).
С кон. XVI в. образы «Богоматери Печерской Свенской» получили широкое распространение. Тогда же, в кон. XVI в., московская реплика С. и. обрела предположительно в результате записей новый облик. Положение святых относительно трона изменилось, став зеркальным по сравнению с древним прототипом. Эта трансформация кремлевской иконы получила отражение в списках, наиболее ранним из сохранившихся является икона XVI-XVII вв. из ЦАК МДА. Такой обновленный вариант стал называться «московским изводом», к нему относится большинство известных списков (Заиграйкина. 2012. С. 34).
Помимо образов в размер оригинала широкое распространение получили пядничные иконы небольшого размера, связанные с местом пребывания святыни или ее списка. Нередко такие иконы устанавливались в пядничных рядах иконостасов, формировавшихся из списков с прославленных икон. Предположительно одновременно с кремлевским списком, в XVI в., были написаны 3 иконы, соответствующие иконографии С. и.: пядница из коллекции Н. П. Лихачёва (в наст. время в ГРМ. Инв. № ДРЖ-688); пядница из собрания С.-Петербургского археологического музея (Успенские. 1901. С. 20); триптих из Национального музея в Стокгольме (Nationalmuseum. Inv. W NMI. 64, 65) - сохранились боковые створки с изображением преподобных Антония и Феодосия, средник утрачен (Заиграйкина. 2012. С. 33, 39).
Возможно, что списки, находящиеся в Киево-Печерской лавре, также не являются копиями С. и. «в меру и подобие». Первый из них, список XVII в. (?) из Успенского собора лавры, пребывает в Дальних пещерах, напротив «гроба» прп. Феодосия. Второй - список 2-й пол. XIX в., созданный в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, до 1930 г. находился в книжной лавке на верхней территории (корпус № 26). При закрытии лавры монахини передали спрятанный образ лаврскому архим. Спиридону (Лукичу; в схиме Дионисий († 1991)), к-рый хранил его у себя в квартире в Житомире. В 1992 г., согласно предсмертному завещанию архим. Спиридона, икона возвратилась в Киево-Печерскую лавру и находится в ц. Всех Печерских преподобных.
На самых ранних копиях С. и. или на прорисях сохраняется изображение строений в нижней части трона: список «в меру и подобие» из Успенского собора Московского Кремля (1563-1583 (?), ГММК); прорись 2-й пол. XIX в. (частное собрание, Москва); икона кон. XIX - нач. ХХ в. (?) (Симферопольский художественный музей; Госкаталог РФ. № 15585439); икона «Богоматерь Печерская» (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ; Госкаталог РФ. № 13172234).
Позднее у трона появляется высокая спинка с резным декором, архитектурный низ сменяется овальным или круглым, реже прямоугольным ступенчатым подножием (икона «Богоматерь Печерская», иконописец Алексей Андреев, 1714, ГИМ; Госкаталог РФ. № 5352696; икона «Богоматерь Печерская», иконописец Иван Александров, 1728, ГТГ; икона «Богоматерь Печерская», XVIII в., музей «Тульский кремль»; икона «Богоматерь Печерская» в ризе, XVIII в., Вел. Устюг, ВУИАХМЗ; икона «Богоматерь Печерская, с избранными святыми», 1-я пол. XIX в., ЦМиАР). Под правой ногой Богоматери появилась ступенька (икона «Богоматерь Печерская, с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием», XIX в., Волгодонский эколого-исторический музей; Госкаталог РФ. № 11531211).
Фигуры святых стали равновысокими и симметричными, свитки также приобрели практически один размер. Нередко прп. Феодосий пишется по левую руку Божией Матери (особенность икон, происшедших от прориси со списка С. и., дающего зеркальное изображение). Двойное благословение Младенца Христа сохраняется, цвет Его риз становится традиционно бело-желтым, варьируется положение рук Богоматери, несимметрично расположенных то на поясе Младенца, то на Его коленях, плече или ножке.
Симметричное положение рук Богоматери на поясе Младенца, а также присутствие в названии образа «Свенская» служат признаками происхождения иконы из иконописной мастерской Свенского монастыря («Свенская икона Божией Матери», иконописец Гервасий, Свенский монастырь, 1805, Брянский обл. художественный музейно-выставочный центр; «Свенская Печерская икона Божией Матери», сер. XIX в., ЗИАХМ; Госкаталог РФ. № 9605934).
Постепенно различия между Печерской иконой Божией Матери и С. и. настолько нивелировались, что отличить их можно было только по двойному благословению Христа, характерному для С. и. В кон. XIX в. в иконографию С. и. добавляют парные изображения ангелов на облаках в верхних углах средника и херувимов в облачном подножии трона (икона «Богоматерь Печерская, с предстоящими Феодосием и Антонием», XIX в., Волгодонский эколого-исторический музей; Госкаталог РФ. № 7195623).
С. и. в виде небольшого клейма включали в иконописные своды чудотворных икон Божией Матери и изображали не только в иконописи, но и в лицевом шитье. Такова хоругвь из ризницы Свенского мон-ря, представленная на выставке VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г.: «Древняя хоругвь с шитым серебром и золотом и шелками по красной тафте изображением «Свенския» Божией Матери; по сторонам сидящей на престоле Богородицы предстоят Пр. Антоний и Феодосий Печерские. Вокруг, по кайме, надпись вязью» (цит. по: Пивоварова. 2010. С. 186; Каталог выставки. 1890. С. 25. № 211). В кон. XIX в. в паломнический обиход активно вошли изображения С. и. на финифти («Богоматерь Печерская», Ростов, кон. XIX - нач. ХХ в., частное собрание, Франция).
С. и. неоднократно воспроизводили в тиражной графике XIX в.: лубки (Чудотворная икона Пресв. Богородицы Свенская Печерская, Орловской епархии в Брянском Свенском Успенском [мон-ре]: [Лубок] // Литогр. Д. Гаврилова. М., 1882 - РГБ); литографии в Сводах икон Божией Матери (Свенская Печерская [изд. Манухина] // Сб. изображений. 1866. Вкл. между с. 18 и 19), а также бумажные иконы, издававшиеся хромолитографией Е. И. Фесенко в Одессе в 1887-1905 гг.
Список С. и. с чудесами (с житием), хранившийся в ризнице Свенского монастыря, по утверждению архим. Иерофея, «современный явлению в Свенске чудотворнаго сего образа в 1288 годе, сохранившийся доселе в неизменном виде» (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 152). Основанием для датировки иконы послужила надпись в конце молитвы на свитке прп. Феодосия (Там же. С. 20). По мнению архим. Иерофея, дата и имена в надписи (см. выше) свидетельствовали о древности списка, однако иных подтверждений этой датировки не сохранилось. Кроме того, вызывает сомнение имя княгини - Анастасия, а не Анна (см. выше). Датировка, приведенная архим. Иерофеем, опровергается описанием клейм иконы. Их неполный состав известен лишь по подписям к ним, воспроизведенным архим. Иерофеем: «...великий князь Роман Брянский очима ослеп; и по обещанию своему послал во град Киев архимандрита Петровскаго (Брянского Петропавловского мон-ря.- Авт.) со священники в Печерский монастырь...»; «отпустили икону со всем освященным собором, со псалмопении и кадилы»; «великий князь Роман Михайлович ослеплен изыде из града Брянска со епископом и со всем освященным собором…»; «воздрузи на том месте крест, идеже ныне святая врата монастырская»; «но простолюдином не дадеся, точию епископу града Брянска со священным причтом»; «постави Свинский монастырь, яко собрася в нем братий до семидесяти, из них же начальник бяше игумен» (Там же. С. 3-4. Примеч.). На позднюю датировку списка указывают сюжеты пребывания С. и. в Москве во 2-й пол. XVI в. Надпись вязью («сказание») на золотой ризе 1670 г., а также надпись на финифти новой ризы сообщали о том, как царь Иоанн IV принимал С. и. в Москве и затем проводил в Свенскую обитель (Там же. С. 10. Примеч. 1). Можно отметить, что это произошло до 1690 г., поскольку в это время построили надвратную Сретенскую ц., которая еще не упоминается над св. воротами в подписи к клейму о водружении креста.
Список С. и., к-рый находился первоначально на каменном столбе на месте явления иконы, а затем в построенной там же часовне.
Список С. и. в Успенской ц. был украшен «окладами и венцами серебряными, басенными старинными вызолоченными, с цатами, с камнями дорогими, яхонтами, с пеленами, шитыми золотом и серебром» (Там же. С. 122). Возможно, что эта икона - вклад 1648 г. Богдана Ивановича Комынина в Свенский мон-рь, к гробнице старца Иова (Комынина): «Образ Пречистыя Богородицы и преподобных отец Антония и Феодосия печерских чудотворцев, обложен серебром, с трубами венцы резные, пелена отлас вышнев да над образом покров тафта червчатая и венцы отлас золотой с кружевом» (Арсеньев. 1911. С. 21).
Список (или прорись) «в истинную меру образ Престыя Богоматери», выполненный в Свенском мон-ре для гр. С. Б. Шереметева и присланный ему в Москву наместником мон-ря Лукой (Белоусовичем) в июле 1749 г. (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ч. 1. Д. 533. Л. 1-2).
Список С. и., созданный по прошению городского головы В. С. Мушникова, старосты соборного храма г. Барнаула Томской губ. Икона 24 авг. 1854 г. была торжественно встречена жителями Барнаула, ее поместили в соборную Захариевскую ц.
Список С. и., переданный из Свенского монастыря городскому голове Брянска в 1888 г. в честь 600-летия ее явления в благословение жителям города в знак признательности за помощь обители. Икона должна была быть поставлена в городской управе Брянска.
Список С. и., на к-ром «Богоматерь сидит на престоле, изукрашенном золотом, Младенец Спаситель благословляет двуперстно», из собрания Музея имп. Александра III (зал ХХ, сев. стена, нижний ряд, 6-я с краю - Лихачёв, Боткин. 1898. С. 47-48).
Список С. и. из музея С.-Петербургского археологического ин-та (прорись или «снимок» см. в кн.: Успенские. 1901. С. 20).
Первая риза носит легендарный характер. Упоминание о ней содержит надпись на древнейшем списке иконы (см. выше). Со временем на ризе «злато и сребро обламишася» (Сказание. 1906. С. 261), о чем игумен сообщил еще «сущу младу» государю Иоанну IV. В период пребывания С. и. в Москве во 2-й пол. XVI в. государь повелел оклад переделать, «злато и сребра и жемчугу и камение драгаго прибавити к старому окладу и делаху мастеры по три лета» (Там же).
Вторая риза, зафиксированная документально, червонного золота, весом более 2 фунтов, была устроена попечением игум. Никодима в 1670 г. Позже ее перенесли на древнейший список чудотворной иконы. При этой ризе находились украшения, приложенные к С. и. царем Иоанном IV при отправке ее из Москвы, они сохранялись до кон. XIX в. Особенностью ризы было вычеканенное на ней вязью сказание о явлении С. и.
Третью золотую ризу соорудили усердием брянских жителей в память о событиях Отечественной войны 1812 г. и заступничества Пресв. Богородицы за Брянск (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 188). Ее украшали эмалевые (финифть) медальоны с текстом «Сказания...» о явлении С. и. Водружение ризы на икону состоялось 1 янв. 1815 г. (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1517).
В 1563 г. князья Никита Андреевич и Александр Семенович Трубецкие сделали богатые вклады на помин душ своих княгинь в Свенский мон-рь (иконы в серебряных окладах): в частности, кн. Александр приложил к чудотворному образу золотой крест и один золотой. В 1583 г. царь Иоанн IV приложил к чудотворному образу «карту (корону.- Авт.) золотую с камением и з жемчуги, да цату с плащми золотую с камением да к Спасову образу цату ж золотую с камением и з жемчуги да к чюдотворцем ко Антонию и Феодосию Печерским, две цаты золотыя с камением и з жемчуги» (Арсеньев. 1911. С. 9). Брянская помещица Н. П. Чернцова пожертвовала золотой крест «с яхонтами и розанами» для переделки его в корону на С. и. В 1761 г. крест находился в Киево-Печерской лавре, и по вопросу его переделки велась активная переписка между Чернцовой, наместником Свенского мон-ря Ираклием (Лятошевичем) и наместником Киево-Печерской лавры Никифором (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ч. 1. Д. 970. Л. 30-31, 37). Наместник Свенского мон-ря иером. Ипатий (Войцехович) пожертвовал привеску к чудотворной иконе в «три червонца» (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 196). В 1846 г. брянский помещик В. Р. Демидов украсил золотую ризу С. и. бриллиантовой короной с «сиянием Богоматери» (нимбом) из крупных бриллиантов, бриллиантовыми звездами на плечах Богоматери, венцом и нарукавниками у Младенца (Там же. С. 13, 210).
В связи с глубоким почитанием С. и. Свенский мон-рь называли «Дом Пречистой Богородицы». Икона в теплое время года находилась в иконостасе Успенского собора с левой стороны, что соответствует ее чину храмовой иконы и подтверждается фотографией 1-й пол. 20-х гг. XX в. (ГТГ ОР. Ф. 67. Ед. хр. 169. Л. 15-15 об.; о положении с правой стороны, упомянутом архим. Иерофеем, см.: ГТГ: Кат. собр. 2020. Т. 3. С. 460. Примеч. 1). В холодное время икону переносили в теплую ц. преподобных Антония и Феодосия с приделом в честь С. и., где для нее было устроено «особое место» (вероятно, киот). Перед иконой находилась старинная неугасимая тройная серебряная лампада. В субботу (кроме 1-й и последней недель Великого поста, Светлой седмицы и праздников) перед С. и. служили соборный акафист Пресв. Богородице «с воспоминанием» всей братии, послушников и благотворителей поименно.
Первоначально на месте явления чудотворного образа установили каменный столб со списком С. и. на нем. В 1849 г. неизвестный жертвователь подал 30 р. серебром с просьбой «благоукрасить» место явления иконы. Проект чугунной, в готическом стиле часовни с разноцветными стеклами в окнах и дверях, увенчанной золочеными крестами с яблоками, утвердили в 1853 г., чугунные элементы отлили на брянском заводе И. А. Мальцева. Стоимость постройки, оконченной в 1854 г., составила ок. 3 тыс. р. В часовне находился список С. и. в серебряной ризе. На сев. стороне часовни была рельефная позолоченная вкладная надпись, в начале к-рой размещалось краткое предание о явлении иконы и об исцелении кн. Романа Михайловича (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 135).
В 1807 г. устроен придел в ц. преподобных Антония и Феодосия в память явления С. и., освященный 19 янв. 1808 г. В 1827 г. при возобновлении этой церкви брянские купцы 2-й гильдии И. И. и К. И. Семыкины расписали стены и своды храма изображениями чудес от С. и.
Монастырский ход совершали 3 мая, в день явления С. и. Из теплой ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских с приделом в честь С. и. ход шел к месту явления иконы, где коленопреклоненно читались молитвы и проходило осенение народа чудотворным образом. Затем икону переносили в Успенский собор, в к-ром с этого дня начиналось летнее богослужение.
Около сер. окт. С. и. из холодного Успенского собора переносили вновь в теплый храм преподобных Антония и Феодосия Печерских с колокольным звоном малым крестным ходом.
Вынос иконы за пределы мон-ря был неизменен. Он начинался с колокольного благовеста. Настоятель с собором, выйдя из алтаря, становился перед С. и., и начиналось молебное пение. Затем 2 иеромонаха поднимали чудотворный образ на руки и выносили его из церкви, следуя за хором и 2 пономарями с возжженными свечами. За ними следовали диаконы, кадящие икону, настоятель, монахи и молящиеся. Выйдя за монастырские ворота, ход останавливался на площади перед мон-рем лицом к обители, иеродиакон читал сугубую ектению, по обычаю бывал отпуст. Настоятель прикладывался к чудотворной иконе, затем крестным целованием благословлял тех, кто принимали образ от монастырской братии. Икону сопровождал иеромонах, к-рый получал от настоятеля крест, и ход удалялся с иконой по предназначенному пути под пение стихир из молебна Пресв. Богородице и под колокольный звон, а настоятель с братией возвращался в обитель. Подобным образом было организовано и возвращение иконы в мон-рь.
Первый постоянный ежегодный крестный ход 15 авг. из Свенского мон-ря в Брянск и обратно был учрежден указом Орловской духовной консистории № 1756 от 13 июля 1804 г. На пути из Брянска в Свенск крестный ход двигался к месту явления С. и., где после чтения молитв перед чудотворным образом святыней осеняли паломников.
Во время нашествия Наполеона состоялся крестный ход 11 авг. 1812 г. в 7 ч. пополудни, который совершали брянские граждане с чудотворной С. и. вокруг Брянска с молитвой о спасении города и страны от неприятеля. В этом крестном ходе принимал участие архиеп. Минский Серафим (Глаголевский; митрополит в 1763-1843), бежавший от французов из Минска в Брянск.
В память избавления Брянска от нашествия войск Наполеона в 1812 г. заступничеством Царицы Небесной указом от 31 июля 1814 г. был учрежден 2-й крестный ход. С этого года икону выносили из обители 10 авг. и 1 окт. ежегодно и несли в Брянск, а также в соседние селения и уезды. Особенности этого крестного хода тщательно оговаривались заранее, о чем свидетельствует переписка 1827 г. между игуменом Свенского мон-ря Амвросием, Брянским духовным правлением и брянским священством. Для проведения крестного хода «вокруг всего города Брянска» предписывалось оповестить городничего Бруннера, чтобы он принял меры к предотвращению «могущего произойти от тесноты народа замешательства», а также заранее известил жителей Брянска, что чудотворный образ Свенской Божией Матери 10 авг. в 4-м часу пополудни будет встречен всем духовенством, пронесен через город с колокольным звоном и поставлен в брянский Покровский собор. 11 авг. после литургии крестный ход со С. и. в сопровождении городского священства обойдет вокруг города. О встрече со стороны брянского духовенства было поручено позаботиться городскому благочинному Покровского собора прот. Павлу Красину, он же должен был уведомить о предстоящих событиях настоятеля Свенского мон-ря игум. Амвросия, Брянскую городскую думу, архим. брянского Петропавловского монастыря Досифея. После этих событий прот. брянского Покровского собора Павел Красин сообщил игум. Свенского монастыря Амвросию, что крестный ход из Брянска в обитель благополучно состоялся в день Успения Пресв. Богородицы и «точно так… порекому каковый чиним был в прежние годы» (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1200. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1665. Л. 1-3).
С 3 по 5 мая 1888 г. в Брянске проходили торжества в связи с 600-летием явления С. и. и основания Свенского монастыря. Они включали в себя соборные службы в Свенском монастыре с участием преосвященного еп. Орловского Симеона (Линькова) в сослужении свенского архим. Авраамия (Симоченкова), настоятеля Николаевского Одрина мон-ря игум. Феодосия (Костюкова) и старших иеромонахов обители; малые крестные ходы внутри обители, а также крестный ход в Брянск и обратно. Приглашенных на празднество, а также пришедшее крестным ходом духовенство поили чаем и затем угощали обедом. По окончании трапезы присутствующим были розданы на память о торжестве виды Свенского мон-ря, краткое повествование об основании обители и о ее истории и деревянные ложки с соответствующей торжеству надписью. Народу раздавали «Троицкие листки». Городскому голове Брянска была передана копия иконы «Свенская-Печерская».
Крестный ход по Брянску передвигался под музыку военного оркестра Дорогобужского полка. Богослужения во время пребывания иконы в Брянске отличались особой торжественностью, благословением воинов Брянского гарнизона и паломников св. иконой. После торжеств городской голова Брянска В. И. Сафонов предложил в своем доме трапезу, участие в к-рой приняли владыка, вице-губернатор, командир и офицеры Дорогобужского полка, а также представители местных властей и почетных горожан. Торжества завершились службами в Петровском и Белобережском монастырях (П-в. 1888).
Кроме крестных ходов существовал обычай «поднимать» икону в дома жителей Брянска и окрестных сел. Напр., в 1830 г. по прошению крестьянина И. В. Абрамова указом Орловской духовной консистории от 30 окт. 1830 г. было дозволено «поднять» икону в с. Ревном Трубчевского у. Орловской губ.
Архим. Иерофей (Добрицкий) упоминает неск. источников, повествующих о чудесах от С. и.: монастырские рукописи, в частности «Рукописное известие о чудесах, от Свенской иконы Божией Матери бывающих», а также собственноручные письма исцеленных и засвидетельствованные описания (напр., письмо А. И. Гринёвой; отношение Брянского городского магистрата от 31 мая 1830 № 595 за подписью ротмистра Комарева, секретаря Лукашевича и регистратора Казанцева; письмо Н. Ф. Комарева от 12 янв. 1805), подписи к клеймам на ризах чудотворной иконы, росписи на стенах и сводах церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских с приделом С. и.
Среди рукописей Свенского монастыря с упоминанием чудес от С. и., находившихся в орловских древлехранилищах, Евсеев выделил четыре. Три из них, написанные скорописью на бумаге формата 4°,- «Историческое описание Свенского монастыря» (нач.- сер. XIX в.). В первой описания чудес заканчивались установлением крестного хода 1815 г., во второй к этим чудесам было добавлено 18 более ранних (до 1677), в третьей упоминается всего 9 чудес, последнее относится к 1830 г. (Евсеев. 1906. С. 254. № 89, 90, 92).
Описания чудес от С. и. 1860-1864 гг. вошли в качестве дополнения ко 2-му изданию книги архим. Иерофея (1895). Наиболее примечательны: 1) чудесное спасение и заступление во время обрушения монастырских построек: в 1578 г. при обрушении сводов нововозведенного храма «игумен же Мартиниан с братиею и со всеми людьми чудодействием пресвятыя Богородицы невредим из оной [церкви] изыде» (Иерофей (Добрицкий). 1895. С. 177); 20 нояб. 1687 г. при обрушении ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских царские врата и С. и. в алтаре, а также образ Воскресения Христова на аналое, к-рый раздавило камнями, были найдены неповрежденными; 2) заступление Божией Матери за Свенский мон-рь и г. Брянск во времена вражеских нашествий. В одном случае «иноплеменники», разорявшие церкви обители, были ослеплены и затем возвратили все награбленные монастырские сокровища, в других, когда вражеские войска подходили к Брянску, он оставался неприступен, а враг был побежден (1371, 1607, 1812); 3) исцеление бесноватых - земледельца Потапия из Трубчевска, Афанасия из Севска (1673); Иоанна из Трубчевска (1675); некой жительницы Смоленской губ., страдавшей беснованием более 11 лет (1832); 4) исцеление от глазных болезней - блгв. кн. Романа Михайловича Брянского; брянской купеческой дочери Е. И. Климовой (1830) - исцеление произошло в присутствии не менее 10 свидетелей, о чем было составлено «Брянского городоваго магистрата отношение, от 31 мая 1830 г. за № 595, полученное в обители 4 июня того же года, за подписом ратмана Комарева секретаря Лукашевича и регистратора Казанцева»; карачевской помещицы Гринёвой и 3-летнего сына Андрея ее дворового человека С. Бедреева (1840); М. Д. Никитиной, жены помещика дер. Бородовицыно Брянского у. Орловской губ. (1860),- чудо засвидетельствовали 5 дочерей исцеленной; 5) исцеление от др. болезней - диак. И. М. Кречетова из с. Чичькова Карачевского у. той же губернии - язва на руке (1860); 11-летней Варвары, внучки брянского купца Комарева,- «гастрическая лихорадка» (1864); исцеление крестьянина помещика Мальцева (1822; РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1595).