Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЕНСКИЙ (СВИНСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 17-28 опубликовано: 1 октября 2025г. 


СВЕНСКИЙ (СВИНСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

«Свенский монастырь близ г. Брянска». Гравюра М. Н. Рашевского с фотографии кон. XIX в. Нач. XX в.
«Свенский монастырь близ г. Брянска». Гравюра М. Н. Рашевского с фотографии кон. XIX в. Нач. XX в.

«Свенский монастырь близ г. Брянска». Гравюра М. Н. Рашевского с фотографии кон. XIX в. Нач. XX в.
(Брянской епархии) находится в с. Супоневе Брянского р-на и обл. Расположен на высоком правом берегу р. Десны, при впадении в нее р. Свени (в древности - Свинь), «на суходоле». По легенде, основан вел. кн. Брянским и Черниговским блгв. Романом Михайловичем Старым, сыном кн. Черниговского мч. Михаила Всеволодовича. Сведения об этом событии содержатся в летописном «Сказании о зачатии Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских Свинского монастыря в граде Брянске пять поприщ от града на низ Десны рекы». Текст «Сказания...» опубликован Н. И. Петровым по рукописи б-ки Киево-Печерской лавры в «Древней Российской вивлиофике», а также И. Е. Евсеевым при описании собрания Орловского епархиального древлехранилища; в этих текстах есть небольшие разночтения. Судя по упоминанию членов царской семьи, оно составлено в 60-х гг. XVI в. в скриптории С. У. м. Год основания обители, согласно летописному упоминанию, был указан на древнем несохранившемся списке с чудотворной Свенской Печерской иконы Божией Матери, в тексте на свитке в руке Богоматери: «В лето 6000 и семсотное 96. Окладывана бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею. Месяца сентебря в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова» (Евсеев. 1906. С. 258). В 1288 г. (6796 г. от сотворения мира) произошло чудесное исцеление вел. кн. Романа Михайловича от иконы Божией Матери, написанной прп. Алипием Печерским и хранившейся в Киево-Печерской лавре. Будучи в Брянске, вел. князь ослеп и послал в лавру гонца, священников и архимандрита брянского Петровского мон-ря с просьбой прислать ему икону, к-рую отправили по р. Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу р. Свини (Свены), и утром сопровождавшие икону нашли ее не в лодке, а на горе против реки, на дубе между ветвями. Вел. кн. Роман Михайлович велел собрать народ и сам с крестным ходом пошел к дубу. Недалеко от места явления иконы вел. князь обратился с молитвой к Божией Матери, прося вернуть зрение и обещая устроить обитель на том месте, которое Она выберет. После его исцеления был отслужен молебен, а впосл. на месте обретения чудотворного образа был возведен деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая (в этот день впосл. в С. У. м. совершался ежегодный крестный ход). Отправка чудотворной иконы из Киева в Брянск по просьбе вел. князя была значимым событием для Печерского монастыря; возможно, для него была сделана на заказ копия с визант. протографа.

На протяжении ок. 150 лет нахождения Брянска в Великом княжестве Литовском к.-л. актов или документов, отражающих имущественные отношения С. У. м. и Киево-Печерского мон-ря, не было обнаружено. После отвоевания брянских земель в 1500-1503 гг. боярином Я. З. Кошкиным-Захарьиным С. У. м. отошел под управление вел. князя Московского.

Самые ранние сведения о жизни в Свенской обители сохранились во вкладных книгах: упоминания о постригальных вкладах старцев Макария Малого в 1544 г., Пимена и Евфимия «ис Кириллова [монастыря]» в 1561 г. и др. В 1547 г. в С. У. м. был дан вклад «московского торгового человека из иконного ряду» И. Ф. Михалёва. В 1561 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожертвовал в память о царице Анастасии Романовне († 1560) 40 р., также есть записи о вкладах царей Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича Годунова, Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Благотворителями и жертвователями С. У. м. были многие знатные и известные дворянские семейства: Трубецкие, Воротынские, Мосальские, Мещерские, Вишневецкие, Глинские, Долгоруковы, Ростовские, Шаховские, Нарышкины, Повалины, Микулины, Засекины, Салтыковы, Неплюевы, Небольсины, Тютчевы и др. Бояре Юрьевы-Романовы особенно щедро дарили обители утварь, облачения и колокола во время окончания строительства каменного Успенского собора, к-рое было завершено в 1564-1565 гг.

В «Сказании...» упоминается также, что при игум. Сергии и еп. Симеоне Смоленском и Брянском, 19 мая 1566 г., в день памяти еп. сщмч. Патрикия Прусского, начали копать рвы под трапезную ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, а 9 июня, в день памяти свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, новую церковь начал возводить в кирпиче тверской мастер Г. Д. Маков со товарищи (Там же. С. 261). Мн. исследователи предполагают, что он же был строителем и Успенского собора.

Первую известную тарханную грамоту на вотчины С. У. м. дал царь Иоанн IV Васильевич в 1583 г. Царь Феодор Иоаннович в 1595 г. повелел обмежевать земли мон-ря, что было выполнено брянскими писцами Т. Г. Вельяминовым и А. И. Колтовским со товарищи, этот документ сохранился до настоящего времени (РГАДА. Ф. 281. Оп. 3. Ед. хр. 446). С. У. м. принадлежали вотчины в Брянском у. в Подгородном стане, в Батоговской вол., в Пьяновской вол., в Севском у., а также меловая гора на р. Десне (Шумаков. 1902. С. 183-200).

В Смутное время мон-рь часто разоряли польск. отряды, есть сведения, что в нач. окт. 1607 г. обитель пострадала от Лжедмитрия II, к-рый, как предполагается, стоял укрепленным лагерем у ее стен. Как сообщает архим. Иерофей (Добрицкий), составитель 1-го исторического описания С. У. м. (1866), в архиве мон-ря хранилась жалованная грамота Лжедмитрия I, к-рая была заменена в 1614 г. царем Михаилом Феодоровичем грамотой аналогичного содержания (ГАОО. Ф. 847. Оп. 1. Д. 1).

В 1613 г. игум. Корнилий и строитель Варсонофий, как выборные люди от Брянска, подписали акт Земского собора об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова.

После присоединения в 1654 г. Малороссии к Русскому гос-ву представители лавры неоднократно обращались в Москву для подтверждения церковного и имущественного статуса, в частности пытались доказать, что лавра владела другими киевскими и северскими обителями, в т. ч. и С. У. м.

В ходе русско-польск. войны 1654-1667 гг., в янв. 1664 г., литов. воевода Михал Казимир Пац, следуя из Рославля в Севск, чтобы соединиться с войском польск. кор. Яна II Казимира Вазы, ограбил и сжег С. У. м., но монахи вынесли казну и чудотворную Свенскую икону через подземный ход. В 1670 г. игум. Варнава (Глыбоцкий) с братией сообщил об этих событиях царю Алексею Михайловичу и просил разрешить освящение восстановленной трапезной церкви и выдать для нее антиминс (Там же. Д. 18). Документы тех же годов сообщают о разрешении властей не платить с вотчин мон-ря ямских денег из-за частого разорения обители воинскими людьми и из-за того, что мон-рю правительство велело «делать струги и хлебные запасы перемалывать» (Там же. Д. 17).

8 марта 1680 г. в Москву из Киево-Печерской лавры прибыли наместник Варлаам (Ясинский), блюститель Ближних пещер иером. Паисий и печатник лавры Иван Армашенко с прошением о пожаловании лавре к.-л. монастыря в Брянске или Трубчевске. Им была дана царская грамота на владение Чёлнским в честь Преображения Господня монастырем с вотчинами, а также подтверждена самостоятельность лавры и данных ей старинных грамот (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. 1680 г. Ед. хр. 5). 19 нояб. того же года архим. Иннокентий (Гизель) благодарил царя за эти благодеяния и просил о приписке к Киево-Печерской лавре и С. У. м. со всеми вотчинами и о выдаче новой жалованной грамоты, что и было исполнено 10 марта 1681 г. При передаче Чёлнской и Свенской обителей в ведение Киева они получили дополнительное именование - Новопечерские. В послушной грамоте царя Феодора Алексеевича братии мон-ря предписывалось: «…чтоб ваш Новопечерский монастырь имети во всяком украшении и лепоте и славе как было до сего времени» и «во всякое церковное украшение и казну, что объявица по новым описным книгам в том вашем монастыре, сохраняти во всякой целости нерушимо» (Там же. Ф. 281. Оп. 3. Ед. хр. 467).

По распоряжению правительства в 1681 г. эконом лавры иером. Иоанн (Максимович; впосл. митрополит Тобольский, святитель) произвел опись имущества С. У. м., согласно к-рой в обители на тот момент были 3 каменные церкви: действующий соборный храм Успения Пресв. Богородицы с недействующим юж. приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, по-видимому оскверненным в 1664 г. при нападении на обитель литов. отряда, теплый храм преподобных Антония и Феодосия Печерских и надвратный Сретенский храм, недавно построенный, расписанный, но еще не освященный. У каменной колокольни С. У. м. обгорели кровля и главка после осады крымских татар в 1664 г., на ней было 9 малых и больших колоколов, 10-й, весом 200 пудов, стоял отдельно на козлах. Всего в Свенской обители было 15 зданий, в т. ч. кельи архимандрита и братские кельи с больницей. Мон-рь был окружен деревянной оградой, половина которой была покрыта тесом, другая половина обнесена забором со столбами. Согласно той же описи, в С. У. м. подвизались 66 чел., в т. ч. келарь старец Пафнутий, казначей старец Сергий, 5 иеромонахов, 4 иеродиакона, 55 «рядовых старцев», 4 дьячка. В казне обители было 324 р. 10 алтын, также хранились 71 печатная и 27 рукописных книг. На скотном дворе содержались 14 коней в стойлах, 100 меринов, а также 16 «кобылиц и жеребят подрослых, и жеребят малых», 57 дойных коров, 14 телят, 17 овец и 18 ягнят. В монастырских вотчинах насчитывалось 719 крестьянских и бобыльских дворов (Там же. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 2395).

При назначении нового наместника из Киево-Печерской лавры в С. У. м. произошел конфликт. 30 июня 1682 г. келарь Свенской обители старец Пафнутий со вкладчиками написал жалобу царям Иоанну V и Петру I Алексеевичам и царевне Софии на наместника Иоанна (Максимовича), к-рую подписали 10 монахов и 7 вкладчиков. В этом обращении было заметно недовольство передачей С. У. м. лавре и новыми порядками в обители - от гражданских одежд наместника до церковных облачений, вкусов и поведения, новых «польских» строений и проч. Челобитчики подозревали наместника в том, что тот использовал подложные грамоты для доказательства владения мон-рем, в разорении и принесении убытков казне и хозяйству обители и даже в обнищании вотчинных монастырских крестьян. Царская резолюция от 28 февр. 1683 г. гласила: «Буде некоторые непослушны и крамолы и челобитные на них заводят, им царский указ сказать: буде они спокойно и под его наместниковым началом по чину монастырскому быти не похотят, велеть их из того монастыря отпустить в иные монастыри, куды они похотят…» (Там же. Ф. 125. Оп. 1. Ед. хр. 16). Недовольные монахи были высланы, старец Пафнутий умер 28 нояб. 1699 г. в Пафнутиевом Боровском мон-ре (Калужские ЕВ. 1893. № 9. Часть неофиц. С. 300).

В 1682 г. наместник Иоанн (Максимович) обратился к царю Петру Алексеевичу с просьбой о даче жалованной грамоты лавре на Свенскую обитель и о разрешении платить лавре из казны С. У. м. 100 р. ежегодно, что и было утверждено. 11 февр. 1683 г. в Малороссийский приказ приехал лаврский иером. Никон с прошением по делу о сборе весовых пошлин Свенской ярмарки в пользу Киево-Печерской лавры и о приписании к С. У. м. Белопесоцкого муж. мон-ря с вотчинами, на что получил согласие, однако спустя годы брянский Петровский монастырь оспорил это решение.

Надвратная Сретенская церковь. Между 1679 и 1690 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Надвратная Сретенская церковь. Между 1679 и 1690 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Надвратная Сретенская церковь. Между 1679 и 1690 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
С. У. м. был освобожден от мн. налогов и таможенных сборов из-за обложения разными гос. повинностями, такими как перевозка хлебных запасов из Севска в Запорожье (1684), сдача в казну селитры (1689), строительство корабля в Воронеже (1697) - мон-рь был приписан к Корабельному приказу, как и мн. крупные столичные муж. монастыри, и платил все денежные сборы на жалованье и покупку припасов корабельным мастерам (1701-1709).

80-90-е годы XVII в. были отмечены оживлением и расширением Свенской ярмарки, к-рая была открыта еще в 1619 г. и располагалась прямо за стенами обители. Царскими указами С. У. м. были даны полномочия вести все таможенные, арендные, торговые и судебные сборы. Внутри обители были построены каменные подвалы и склады для хранения государственной пушной казны, для винной торговли и для хранения товаров приезжавших купцов, которые могли располагаться в гостиных домах у надворных слуг рядом с мон-рем. Было приказано оберегать торговых людей от налогов и обид со стороны брянских стрелецких голов, подьячих и стрельцов (1684), не допускать к мон-рю скоморохов, певцов, бесчинников и пьяных (1691).

28 июня 1698 г. наместнику иером. Силе (Жаровскому) было дано патриаршее повеление лично освятить Сретенскую ц. В том же году был прислан указ царя Петра I о проведении Свенской ярмарки 2 раза в год, осенью и весной, на масленичной неделе, а также о строительстве на территории обители «светлиц для таможенных бурмистров» для ярмарки и о сбережении в течение года на территории обители казенных товаров.

В 1701-1702 гг. наместником С. У. м. был лаврский постриженик, иером. Филофей (Лещинский; впосл. митрополит Тобольский).

В нач. XVIII в., во время Северной войны, С. У. м. снабжал армию провиантом, содержал 2 тыс. волов, закупленных гетманом И. С. Мазепой для перевозки тяжелых пушек, а также поставлял подводы под артиллерию и полковые припасы и отправлял вотчинных крестьян, ремесленников и кузнецов, на ремонтные работы в драгунские полки. В 1709-1712 гг. продолжались сборы денег на изготовление кораблей на Адмиралтейской верфи и Скампавейном дворе в С.-Петербурге. В апр. 1712 г. наместник Модест (Ильницкий) обращался к Петру I с просьбой разрешить построить в С. У. м. новую соборную каменную церковь, т. к. Успенский собор был в аварийном состоянии: «...в стенах разселины великия, и из свода падали кирпичья»; 3 мая была дана соответствующая грамота «безденежно». В 1715 г. наместник Модест докладывал, что церковь построена вновь на том же месте и к освящению готова, и просил выдать антиминс, о чем было отдано распоряжение 12 июля того же года. Видимо, из-за бедности монастырской казны при возведении 5-купольной церкви использовали кирпичи из стен старого храма, и она получилась небольшой (Холмогоров. 2010. С. 332).

В 1732 г., при наместнике иером. Варсонофии (Ростоцком), в С. У. м. было 59 насельников: 17 иеромонахов, 8 иеродиаконов и 34 монаха, из них 13 - в возрасте ок. 30 лет, 16 - в возрасте ок. 40 лет, 21 - в возрасте ок. 50 лет, причем руководящие посты занимали преимущественно молодые, 30-40-летние (12 из 18 чел.) (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 199. Л. 2-10, 22-25, 35-51). В 1746 г. численность братии уменьшилась до 35 чел., в т. ч. 11 иеромонахов, 7 иеродиаконов и 13 монахов.

В 1734 г. наместник Варсонофий писал прошение в Синодальный приказ, предлагая разобрать в С. У. м. ветхую каменную Преображенскую ц. и вновь построить ее над зап. ярмарочными вратами. В 1738 г. столяры москвичи Иван Афанасьев и Никита Иванов с калужанином Михаилом Медведевым со товарищи сообщали наместнику иером. Иоилю (Савицкому) об изготовлении иконостаса для этой церкви (Там же. Ед. хр. 261. Л. 1). Надвратная Преображенская ц. была освящена в 1742 г., на ее престол был прислан антиминс, выданный 3 мая того же года за подписью митр. Тверского и Кашинского Митрофана (Слотвинского).

9 сент. 1742 г. наместник сообщал властям о полном разрушении старой Успенской ц. (Там же. Ед. хр. 318. Л. 11). Было необходимо определить новое место для строительства др. соборного храма, т. к. старое место на склоне горы было признано неудачным из-за часто образовывавшихся трещин и повреждений стен. В 1744 г. обитель посетила имп. Елизавета Петровна, и наместник Лука (Белоусович) показывал ей церковные и монастырские строения.

5 апр. 1748 г. из Штатс-коллегии на строительство нового Успенского собора была отпущена сумма в 6 тыс. р. золотом, которую наместник Лука получил лично в Сенате. В С.-Петербурге наместник познакомился с нем. архитектором, сотрудником итал. зодчего П. А. Трезини, Иоганном фон Битнером, и заключил с ним контракт на строительство. Для возведения собора из меловой горы, на к-рой стоял мон-рь, добывали известь и пережигали в печах, за стенами С. У. м. было устроено неск. заводов по производству кирпичей, организовано обучение «каменному делу» вотчинных монастырских крестьян. Иером. Игнатий (Туровский) был избран братией для учета расходования денежных средств на строительство (Там же. Ед. хр. 566. Л. 2 об.). Кроме того, было разослано обращение наместника к окрестным помещикам о пожертвовании на строительство собора зерна или денег.

Надвратная Преображенская церковь. Между 1749 и 1758 гг. Фотография. 90-е гг. XX в.
Надвратная Преображенская церковь. Между 1749 и 1758 гг. Фотография. 90-е гг. XX в.

Надвратная Преображенская церковь. Между 1749 и 1758 гг. Фотография. 90-е гг. XX в.
30 июля 1749 г. наместник Лука получил благословение Синода на строительство собора, и в том же году на новом месте, на вершине горы, выкопали рвы под фундамент. В 1750 г. были выведены стены высотой ок. 7 м. Но после назначения нового наместника мон-ря, начальника Ближних пещер иером. Гервасия (Савицкого), к-рый решил внести поправки и тем самым нарушил архитектурный план, утвержденный в С.-Петербурге, строительство было остановлено. Летом 1752 г. в С.-Петербурге прошло заседание Дворцовой канцелярии от строений, в котором принимали участие обер-архит. Б. Ф. Растрелли, архитектор Адмиралтейства С. И. Чевакинский, архитектор Коммерц-коллегии О. П. Трезини, «палатный мастер» АН И. Вайс. 21 авг. было решено вернуться к прежнему плану строительства (РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 991. Л. 5, 8), иером. Гервасий был уволен, а на его место назначен наместник иером. Иерофей (Подлесский).

В 1753 г. Битнер приказал разобрать и очистить от старого кирпича стены строящейся церкви и заказал рекордное число рабочих на стройку: ежедневно по 200 каменщиков, 200 кирпичников, 400 пеших и 200 конных работников, что вызвало волнения среди вотчинных крестьян Комарицкой вол. (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 867. Л. 5), к-рые жаловались на неурожай хлеба и отсутствие кормильцев из-за того, что они массово выходили на строительство собора, просили снизить др. подати и отменить денежный налог на подводы под камень и на делание стругов. Летом 1755 г. здание храма было возведено.

4 янв. 1756 г. архит. Битнер умер (Пiдлiсна. 1959. С. 183), через неск. месяцев его сменил малороссийский мастер каменного строения из Киево-Печерской лавры Кондрат Стефанов, сын лаврского архит. Стефана Ковнира, ученик И. Г. Шеделя и И. Ф. Мичурина (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 836. Л. 29). В 1758 г. соборный храм был построен и отделан внутри и снаружи, туда перенесли старый малороссийский иконостас. Для иконостаса дописали недостающие иконы, и укр. резчики-«сныцари», черниговские мастера Яков Подлесский и Осип Богданов с 20 помощниками, обновили резьбу (Там же. Оп. 7. Ед. хр. 872. Л. 1-9). Вместе с ними трудились иконописцы из лавры, житель монастырской вотчины с. Невдольска Кирилл Холодов и иером. Ипполит из Чёлнского Новопечерского мон-ря (Там же. Л. 10 об.). Также в новый собор были перенесены железные двери XVI в., пожертвованные кн. И. Ф. Мстиславским, из-за чего пришлось украшать настенной живописью снаружи проемы 3 входов в храм. Благословенная грамота на освящение собора от 16 дек. 1758 г. была подписана членами Синода Димитрием (Сеченовым), архиеп. Новгородским и Великолукским, Сильвестром (Кулябкой), архиеп. С.-Петербургским и Шлиссельбургским, Вениамином (Пуцеком-Григоровичем), архиеп. Псковским, Изборским и Нарвским, Палладием (Юрьевым), еп. Рязанским и Муромским, и архим. Гедеоном (Криновским), настоятелем Троице-Сергиевой лавры; освящение собора совершил архимандрит Киево-Печерской лавры Лука в 1759 г.: основной престол в честь Успения Пресв. Богородицы освящен 5 сент., сев. придел во имя праведных Захарии и Елисаветы - 7 сент., юж. придел во имя апостолов Петра и Павла - 30 сент.

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. 1749–1759 гг. Архитекторы И. фон Битнер, К. Стефанов. Фотография. Нач. XX в.
Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. 1749–1759 гг. Архитекторы И. фон Битнер, К. Стефанов. Фотография. Нач. XX в.

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. 1749–1759 гг. Архитекторы И. фон Битнер, К. Стефанов. Фотография. Нач. XX в.
В 1761 г. рядом с собором была возведена колокольня, к-рую архим. Лука (Белоусович) предполагал завершить шатровой башней с колоколами и ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» или Владимирской, по образцу соборной церкви в брянском Петропавловском монастыре. Как известно из последующих событий, колокольня была устроена по плану архим. Луки, но без церковного престола, т. к. 30 марта 1761 г. настоятель лавры скончался, не завершив свои намерения.

В 50-60-х гг. XVIII в. продолжалось строительство каменных стен вокруг С. У. м., к-рое началось еще в 1735 г. с возведением Преображенской ц. Всего в ограду длиной более 800 м и высотой от 5 до 7 м были включены 6 восьмиугольных башен от 8 до 12 м высотой: самые крупные из них находились в юж. стене, в них располагались братские кельи, сев. башни были заняты кузницей и просфорней, а восточная стала водонапорной. 4 авг. 1764 г. подрядчику мастеру Ивану Гридунову выплатили за постройку каменной ограды месячную зарплату - 20 р. (Там же. Ед. хр. 1147. Л. 60). Такое длительное строительство было обусловлено постоянной нехваткой денег в обители: так, при смене наместника 20 июля 1760 г. в казне оказалось всего 3 р. 27 к. (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 56), на возведение стен и башен расходовались остаточные суммы, поступавшие на поминовение и с вотчинных хозяйств.

С. У. м. был пустынножительной, или своекоштной, обителью; иноки могли иметь собственное хозяйство - сад или пасеку. В 1750 г. архим. Лука (Белоусович) распорядился делать гонт - древесную щепу из несмолистых пород деревьев для сплава по р. Десне на продажу в Киеве и Нежине. В 1753 г. он же приказал добывать в вотчинах мон-ря железную руду и строить железоплавильные печи для изготовления и продажи чугуна (Там же).

Управление ближними монастырскими вотчинами было организовано следующим образом: крестьяне вывозили на своих подводах сено с монастырских покосов, обрабатывали и засеивали пашни, а также возделывали огороды обители, привозили в мон-рь каждый год определенное количество продуктов и хозяйственных материалов. Нек-рые крестьяне платили деньгами, зерном, крупой за то, что не ходили на монастырские работы, другие пользовались бортными угодьями и приносили мед и воск. Кроме того, волость поставляла 150 конных и 150 пеших посошных работников на все лето в обитель для внутренних работ, а также плотников, каменщиков, кирпичников, пильщиков и др. В течение года эта же волость обеспечивала обитель караульными. Крестьяне вывозили на своих подводах монастырский лес для постройки речных судов (стругов и байдаков) для лавры и С. У. м., охраняли сельские монастырские экономии, содержали на реках перевозы, чинили плотины, мельницы, сплавляли суда по Десне до Киева, поставляли подводы для разных работ. С крестьян дальних вотчинных волостей помимо денежного и натурального оброка, отправки в обитель рабочих и выполнения различных местных работ отдельно собирали свиные туши, мелкую птицу и яйца для подарков уездным властям и взимали средства на содержание местных управляющих экономиями из числа братии и их приказчиков, сторожей и старост. В качестве гос. повинности вотчинным крестьянам было приказано поставлять провиант, фураж и подводы для армии во время частых военных кампаний. Бывали случаи, когда войска останавливались на постой в монастырских вотчинных экономиях: в 1748-1749 гг. в Комарицкой вол. размещался Рязанский кавалерийский полк, летом 1763 г. в вотчинах С. У. м.- Тобольский карабинерный полк (при этом вставал вопрос о снабжении полка фуражом и выпасе полковых лошадей), осенью того же года - Тверской карабинерный полк. В 1763 г. в С. У. м. были определены на полное содержание и пропитание 99 отставных воинских инвалидов, к-рые жили в монастырских селах и отлучались в отпуск к семьям по монастырским билетам. Эта практика властями была признана неудобной, и в нач. 1765 г. инвалиды покинули обитель.

28 февр. 1764 г., при наместнике Ираклии (Лятошевиче), в ходе секуляризационной реформы имп. указом все вотчины С. У. м. были переданы в ведомство Коллегии экономии, при обители оставлено только то, что находилось в ее стенах и относилось к церковному и келейному имуществу. Обитель причислялась к 3-му классу и оставалась приписной к Киево-Печерской лавре. Свенская ярмарка была перенесена на др. время, земли, на к-рых она проходила, отошли Коллегии экономии, и монастырь терпел убытки, не имея обычного дохода с торгов и постоя купцов. Были изъяты даже ок. 309 четв. зерна и казна (6828 р. 3 1/4 к.). Из инструкции воеводской канцелярии от 16 июля 1764 г. следует, что после передачи вотчин С. У. м. вернули усадебную землю внутри обители, скотный двор, находящийся вне монастырских стен, озеро на р. Свени с мельницей, сад и огород и 6 дес. земли для выгона скота близ пашенной земли около мон-ря. Наместник Ираклий был назначен игуменом, братия обители была сокращена по штату: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха и 2 престарелых насельника, остальные переехали в Чёлнский и др. приписные к лавре мон-ри.

Первые годы после реформы были самыми трудными для братства, игум. Ираклий не смог выдержать тяжелых условий и попросился на покой в Киев (уволен 10 янв. 1766). В 1778 г. доходы С. У. м. составили 437 р., а расходы - 372 р., в последующие неск. лет к концу года в монастырской казне оставалось не более 10 р. и содержание было довольно скудным. Соборный старец Киево-Печерской лавры Каллист, сменивший на посту игум. Ираклия, учредил общую трапезу для монахов и составил приговор старшей братии о распределении штатных денег, учитывая, что они ежегодно сдавали деньги на улучшение трапезы: наместник - 12 р., казначей - 5 р., иеромонахи и иеродиаконы - по 4,5 р., монахи - по 3,5 р. В 1774-1777 гг. в обители меняли стекла и тесовую кровлю на соборной и Сретенской церквах, устраняли течь крыши в трапезной церкви, на что ежегодно тратилось 200 р. В 1775 г. за подъем 2 больших колоколов на колокольню плотнику Павлу Фролову со товарищи было дано 80 р. Железа для оковки и укрепления, на скобы и костыли куплено 8 пудов на сумму 7 р. 40 к.; за дерево на бревна и доски для обрешетки заплатили 40 р. (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 1302. Л. 3-3 об.).

20 апр. 1786 г. С. У. м. был переведен из подчинения Киево-Печерской лавре в ведомство Севской викарной епархии, относившейся к Московской митрополичьей кафедре. Он больше не именовался Новопечерским, но следы укр. влияния были заметны и в монастырских богослужениях, и во внутренней отделке интерьеров, и в облике церковных строений. Игум. Палладий, последний ставленник лавры, скончался вскоре после перевода Свенской обители в епархиальное ведомство. 14 окт. 1787 г. Платон (Левшин), митр. Московский, возвел в сан игумена Модеста, бывшего наместника Саввина Сторожевского мон-ря. Игум. Модест также был назначен членом Севской консистории и префектом Севской ДС. В 1797 г. был увеличен штатный денежный оклад братии, а на следующий год Орловская казенная палата отдала обители рыбные ловли на оз. Остролучье, на р. Десенке, мельницу о 4 поставах с сукновальней на р. Свени и 24 дес. земли, а также рощу, называемую Андреевка, где возле колодца были часовня и скотный выгон (Там же. Ед. хр. 1403. Л. 6).

С этого времени настоятели С. У. м. постоянно жили в Севске, при семинарии и консистории, занимая должности ректора, префекта и присутствующих. Обителью фактически управляли казначеи, на время их отсутствия для руководства в обитель приезжали монахи из др. мон-рей. В 1798 г. настоятель игум. Феодосий писал о состоянии С. У. м.: «Нашел железные крыши на церкви соборной до того в краске выгоревшие, что на них и мох порос, каменная ограда находится без крыши и до половины развалилась… деревянные кельи, что на восточной стороне, к жительству и починке негодны, скотный двор пуст». Доходы мон-ря при этом оставались крайне низкими. В 1791 и 1794 гг. в обители было 5 монашествующих и 5 послушников, а в 1798 г.- всего 7 чел. При таком недостатке в средствах для благоустроения часто случались пожары и др. происшествия: напр., 9 окт. 1801 г. сгорела главка и вся крыша на Преображенской ц. и внутри обнаружились повреждения. Из наместников этого периода наиболее известен иером. Филарет (Амфитеатров; в 1802-1804 митрополит Киевский и Галицкий).

В связи с восшествием на престол имп. Александра I Павловича указом от 15 марта 1801 г. в т. ч. было разрешено вернуться в Россию монахам, сбежавшим за границу и принявшим там постриг, в брянские пределы из Молдавии были направлены ученики и последователи прп. Паисия (Величковского). Среди них был схим. Афанасий (Охлопов), который участвовал в исправлении перевода «Добротолюбия» в России. 20 сент. 1801 г. он прибыл из Нямецкого Вознесенского мон-ря в Белобережскую пуст., где познакомился со схим. Афанасием (Захаровым), а с марта 1806 г. был переведен в С. У. м. (по указу консистории - с 21 дек. 1807), где и умер 6 апр. 1811 г. в возрасте 56 лет. Его рукой переписана книга б-ки Оптиной пуст. «Послание Василия Великого к Литонию Мелитинскому о истинном в девстве нетлении», о чем имеется запись на полях (РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 534. Л. 74 об.). Схим. Афанасий (Захаров) после переезда схим. Афанасия (Охлопова) стал приезжать в Свенскую обитель и помогать ему по причине его тяжелой болезни. Они вместе переписывали книги и сформировали свенский скрипторий, в числе писцов этой школы были буд. архим. Смарагд (Фёдоров; † 14 окт. 1859), казначей иером. Серапион (Сазонов), послушник Тимофей Путилов (буд. схиархим. прп. Моисей Оптинский) и др. При участии последнего сложилось общение учеников прп. Паисия с рославльскими пустынниками, к-рые тоже переписывали книги св. отцов. Послушник Тимофей был связным братии С. У. м. с пустынниками, жил в Брянске и в лесу, привозил все необходимое из продуктов и одежды для жизни пустынников, обменивал книги для переписки, отвозил готовые рукописи в город.

Мон. Варфоломей (Иванов), насельник Нямецкого мон-ря, где в 1796 г. был пострижен в монашество, также проходил послушание в С. У. м., но в 1802 г. переехал в др. мон-рь. Иеродиак. Анастасий (Каменский) был пострижен в 1798 г. в Илиинском скиту на Афоне, а по прибытии в Россию, получив диаконский сан, искал духовного общения со старцем иером. Василием (Кишкиным) и в течение 7 лет жил вместе с ним в Свенске; в 1811 г. переехал в рославльские леса к пустынникам, где и скончался в 1817 г. Схим. Арсений Младший (Кириллов), собеседник пустынников, жил и в мон-ре и в лесу. Мон. Арсений Афонский, или Старший, ближайший помощник мон. Смарагда, также часто бывал в кельях пустынников.

Еще один насельник С. У. м., архим. Геннадий (Васильев), бывш. настоятель Никандровой пуст., при имп. Александре I попал в опалу, был запрещен в священнослужении и отправлен в ссылку. После возвращения в 1809 г. на родину определен в Белобережскую пуст. и через 4 года уехал для уединения в рославльские леса. В июне 1823 г. был принят в Свенскую обитель игум. Амвросием (Григорьевым), через 3 года скончался и погребен в ней. Иеросхим. Афанасий (Степанов) в 1805 г. перевелся в Белобережскую пуст. из Оптиной, но за то, что жил у лесных пустынников, был запрещен в служении. В 1807 г. отправлен по его просьбе в Свенский мон-рь, однако снова сбежал в лес, возглавил поселение пустынников в урочище Монашеский Ров, близ Кулешовой Буды, был духовником братьев Тимофея и Александра Путиловых (впосл. преподобные Моисей и Антоний Оптинские), келейно постриг их в мантию в 1819 г. После разгрома лесных келий в рославльских лесах иеросхим. Афанасий оказался в городском остроге по приговору суда и только после заступничества еп. Филарета (Амфитеатрова), бывш. настоятеля обители, был отпущен. В 1826 г. был принят в С. У. м. игум. Амвросием. Переписывал книги св. отцов, переведенные прп. Паисием, в 1835 г. был определен управляющим мон-рем до назначения настоятеля, а также исполнял должность духовника брянского Петропавловского жен. мон-ря. Скончался 31 дек. 1843 г.

В 1809 г. в С. У. м. был определен послушником Тимофей Путилов, к-рому помог в выборе обители старец иером. Василий (Кишкин), о чем Тимофей рассказал в письме брату Исаии (Путилову) (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 389. Л. 22 об.). Тимофея радушно принял казначей Свенской обители, ученик старца Василия Серафим (Веденисов), и 4 авг. 1809 г. постриг его в рясофор, а 10 авг. отправил в Орёл к еп. Досифею (Ильину) для определения в братию (Там же. Л. 38). В другом письме брату Тимофей так описывает современную ему братию: «Монастырь хоть не общежительный, но вещью таковой: обитающих немного, но все живут Бога ради, есть чем заняться, и старцы, внимающие себе в деятельном безмолвии ума. Живут в великой тишине, любви, простоте и смирении. Послушание имеют церковь, а в келье пописывают книжечки, коих здесь у старцев довольно есть» (Там же. Л. 38 об.).

3 мая 1810 г. Орловский еп. Досифей (Ильин), решив, что тяжелое материальное положение и упадок духовной жизни сложились в С. У. м. из-за долгого отсутствия в обители настоятелей, приказал уволить от присутствия в Севской духовной консистории игум. Амвросия (Григорьева; † 5 июля 1833), к-рый активно занялся восстановлением вверенной ему обители.

В 1812 г., после кровопролитного сражения за Смоленск, проходившего с 4 по 6 авг., брянские жители ожидали нашествие войск имп. Наполеона. После отступления рус. войск от Смоленска между этим городом и Брянском не осталось никаких сил, способных удержать французов. В воскресенье 11 авг. 1812 г. жители Брянска и его пригородов пришли в С. У. м. на поклонение чудотворной Свенской иконе Божией Матери и решили пронести ее крестным ходом вокруг Брянска, чтобы оградить родной город. Судя по позднейшим описаниям, в крестном ходе и сопутствовавших ему богослужениях помимо горожан участвовало все брянское духовенство. Игум. Амвросий провожал чтимый образ от св. ворот обители и встречал его там же. Вероятно, в 20-х числах окт. 1812 г., узнав о взятии Рославля калужским ополчением, брянские жители со всем городским духовенством вторично совершили крестный ход со Свенской иконой Божией Матери в благодарность за спасение от нашествия. По окончании этого крестного хода в Брянск пришло известие о том, что 11 окт. французы оставили Москву. 31 июля 1814 г. вышел указ, учреждавший ежегодный крестный ход в память об этих событиях (Соловьёв. 2012).

В 1820-1821 гг. в Синод было подано епархиальное ходатайство о выделении на ремонт строений С. У. м. 26,5 тыс. р., к-рое было отклонено, и игум. Амвросий сумел собрать необходимые средства, обратившись к частным лицам: в 1820 г.- 1200 р., в 1824 г.- 3100 р., в 1825 г.- 2200 р., в 1823 г. на ремонт соборной церкви - 12 тыс. р. В 1824-1826 гг. в С. У. м. произошло неск. пожаров, уничтоживших крыши на теплой и надвратной Сретенской церквах, на братской трапезе и ограде, после чего в обитель также поступали значительные пожертвования от брянских жителей и др. благотворителей. Игум. Амвросий, используя эти вклады, сделал вместо тесовых крыш железные и обновил снаружи и внутри поврежденные церковные здания. В эти же годы иером. Смарагд (Фёдоров) вместе с мон. Арсением Старшим был направлен собирать подаяния с просительной книгой в Москву и С.-Петербург.

В мае 1827 г. кузнец с. Супонева Петр Котляров ремонтировал главы с подглавиями и крестами на Сретенской ц., главы с подглавиями на 2 соседних башнях ограды, за что ему было заплачено 50 р.

После смерти игум. Амвросия в 1833 г. и до назначения 11 янв. 1842 г. настоятелем иером. Смарагда в С. У. м. часто сменялись настоятели. Иером. Смарагд занимался сборами милостыни для обители до самой смерти на протяжении почти 30 лет, даже будучи настоятелем мон-ря и архимандритом. Был приведен в порядок огромный иконостас в Успенском соборе, с золочением на полимент главного нижнего яруса, крыша собора перекрыта железом. При архим. Смарагде живописец Платон Коновалов поновил 2 иконостаса в теплой церкви с позолотой и выкраиванием полей и починкой резьбы, за что получил 400 р. В последние годы управления обителью архим. Смарагд увеличил ее доходы до небывало больших сумм и на эти деньги начал перекрывать башни и ограду листовым железом. С 1859 г. С. У. м. прекратил сбор милостыни с просительными книгами, несмотря на значительные нужды в средствах (Иерофей (Добрицкий). 1866. С. 86).

После смерти архим. Смарагда в 1859 г. настоятелем С. У. м. назначили архим. Иерофея (Добрицкого), бывш. настоятеля мценского Петропавловского мон-ря, к-рый был перемещен в Свенск 29 февр. 1860 г. Деятельный и энергичный, он с большим увлечением занялся историей обители и, изучив документы монастырского архива за 6 лет, издал книгу о ней. При нем продолжили покрытие листовым железом больших башен и каменной ограды (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 2017. Л. 1-3), а также починку железных крыш 4 глав и главного купола Успенского собора, обрушенных бурей, и ремонт всех карнизов. В мае 1860 г. было получено благословение Орловского еп. Поликарпа (Радкевича) на роспись главного алтаря собора, к-рую выполнил орловский мещанин А. М. Гагин за 600 р. серебром (Там же. Л. 1). С 10 июня по 15 авг. 1870 г. карачевский мещанин Онисим Фалин обязался за 150 р. выкрасить крыши медянкой на церковных зданиях и др. постройках.

7 дек. 1864 г. архим. Иерофей сообщил в Синод, что земли С. У. м., выделенные под ярмарку, во время изъятия монастырских вотчин поступили в казну и впосл. как статья оброчная, приносившая доход монастырю, не были возвращены ему, хотя и примыкают непосредственно к территории обители. Архимандрит просил возместить убытки, к-рые будет нести мон-рь после переноса ярмарки в Брянск, выделить место под часовню, а также для 5 иеромонахов, 3 певцов, продавца свечей и сторожа. 20 июня 1867 г., после открытия земских учреждений в Орловской губ., С. У. м. был передан участок, прилегающий к ограде, площадью 7 дес. 1700 кв. саж. (РГИА. Ф. 796. Оп. 144. Д. 1864. Л. 12 об.- 13 об.). Впосл. эта земля была отдана под монастырский сад.

В 1883 г., при игум. Авраамии (Симоченкове; впосл. архимандрит), сменившем архим. Иерофея, на въезде в обитель были возведены каменные ворота, при них поставлена сторожка, а в 1885 г. построена церковноприходская школа для 20 учеников. С 1886 г. в школе начались занятия, законоучителем был свящ. Алексий Орлов из с. Супонева, учителем пения - иером. Пахомий (Боскалев). Также в 1883 г. к каменной ограде с сев.-вост. стороны внутри было пристроено каменное здание, покрытое железом. В нем разместили эконома и рабочих, на 2-м этаже отвели помещение для братской трапезы и кухни, устроили кельи для поваров, в 1889 г. оборудовали помещение для печения хлеба (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 2406. Л. 12 об.- 13).

К 1 февр. 1888 г. на территории С. У. м. были следующие храмы и постройки: 1) теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских на подклете с трапезной палатой, к которой в 1806-1807 гг. с сев.-вост. стороны сделана каменная 2-этажная пристройка (с 1884 придел во имя прп. Авраамия Ростовского), с юго-зап. стороны на месте бывшей паперти устроена церковная ризница, а с сев.-зап. стороны в 1883 г. пристроена каменная 2-этажная крыльцо-паперть. Ее алтарь ориентирован на юго-восток, в сторону Киева, откуда везли чудотворную Свенскую икону. На главном престоле во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских антиминс подписан Симеоном (Линьковым), еп. Орловским, 1 мая 1885 г.; на престоле в честь Свенской Печерской иконы - Ювеналием (Карюковым), еп. Орловским, 8 сент. 1877 г.; на престоле во имя прп. Авраамия Ростовского - Симеоном, еп. Орловским, 19 марта 1888 г.; 2) надвратная 2-этажная ц. в честь Сретения Господня на подклете. Нижний этаж включал въездные и св. ворота и помещение с подклетом, 2-й этаж занимало храмовое помещение. С нач. XIX в. до 1837 г. ее ремонтировали и службы в ней не проводили. Антиминс на престоле был выдан Никодимом (Быстрицким), еп. Орловским и Севским, 3 янв. 1837 г. В 1875 г. пристроена каменная 2-этажная паперть; 3) надвратная 2-этажная ц. в честь Преображения Господня; на нижнем этаже - подъездные ворота, по бокам - кладовые. Кроме того, с северной, южной и западной сторон устроена палата на 6 восьмигранных столбах с 5 арками, между к-рыми возведены каменная галерея-балкон с небольшими деревянными перилами. Антиминс выдан Митрофаном (Слотвинским), еп. Тверским и Кашинским, 3 мая 1742 г.; 4) соборный одноэтажный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, с 3 приделами, внутри устроен крестообразно. Алтари имеют между собой 2 поперечные стены, от храма отделены только арками, зап. притвор полукруглой формы отделен от храма столпами. На главном престоле антиминс, выданный Ювеналием, еп. Орловским, 29 июля 1879 г.; на северном, во имя праведных Захарии и Елисаветы,- антиминс, выданный им же 13 нояб. 1877 г.; на южном, во имя апостолов Петра и Павла,- антиминс, выданный Тимофеем, митр. Московским, 19 июня 1759 г. Иконостас (35×43 аршина) обновлен в 1838 г. трудами и иждивением иконописца иеродиак. Иринарха (Кочергинского; впосл. архимандрит); 5) колокольня столпообразная, с 8 пролетами для колоколов, с конусообразной шатровой вершиной и с 3 рядами в ней малых окон (по 8 в каждом ряду) и с малой главкой. До 1664 г. на ней были устроены башенные часы. По сообщению архим. Иерофея (Добрицкого), наличие креста на главке могло означать, что в колокольне ранее была устроена церковь, посвященная то ли прп. Сергию Радонежскому, то ли Владимирской иконе Божией Матери. В 1892 г. она была покрыта новым железом, крест вызолочен, шпиль и главка заменены; 6) «домик Петра I», небольшая каменная келья с сенцами, в к-рой, по монастырским преданиям, жил имп. Петр I, посещавший обитель. Находилась на юго-западе от соборной церкви. Впосл. келья была обнесена каменными стенами, на них надстроены помещения (перестройка была произведена в 1791-1792). В ней хранился портрет императора, оставшийся, по монастырскому преданию, на память о его пребывании (Науч. архив ИИМК РАН. Р-III. Ед. хр. 4242. Л. 2-20) (ГА Брянской обл. ОДФ. 508. Оп. 1. Д. 38. Л. 10-150). Напротив трапезной в 1857 г. поставлена чугунная часовня в память о месте явления чудотворной иконы (РГАДА. Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 2406. Л. 5 об., 11 об.); в 1896 г. окрашена масляной краской за счет подрядчика маляра Алексея Голосова. Здесь еще в 1894 г. была насаждена роща, обнесенная со всех сторон деревянной оградкой.

В С. У. м. также была обширная б-ка. Первые сведения о ней встречаются в описи 1681 г., где были слова о «письменных книгах», т. е. о рукописях: «…книга Зосимы и Савватия Соловецких в полдесть, 2 книги Златоуста в десть, книга Ефрема ширина в десть, книга Дорофея полдесть, книга Евангелия повседневная в десть, Пролог месяца марта в десть, книга Исаака ширина в полдесть, 12 Миней месячных, в полдесть, книга Трефовой в полдесть, книга Круг миротворный» (Там же. Ед. хр. 2445. Л. 71-72). Кроме того, были богослужебные книги московской печати, а также книги для чтения: «О вере, Ключ разумения, Маргарит, Патерик Печерский, Диоптра, Жезл правления» и др. В более поздних описях приводятся следующие сведения о б-ке, к-рая имела в своем составе «Евангелие от Матфея рукописное, без означения года; Толкование на Евангелие от Матфея и Марка в одной книге, в лист, без означения года; Толкование Феофилакта Болгарского в лист, писанное в 1648 г.; Устав студийский в кожаном переплете в лист, писанный в 1612 г.; Пролог древний в кожаном переплете, в лист, содержащий в себе повествования от марта до сент., писанный при вел. кн. Василии Иоанновиче всея России диак. Борисом в 1506 г.; Книга Аввы Дорофея в четверть листа, с вкладной записью архим. Феодосия Троице-Сергиевого мон-ря 1592 г., книга писана в 1562 г.; Лествичник прп. Иоанна, игум. Синайской горы, писанный в лист, в кожаном переплете, переписан в 1723 г.». По описи 1893 г. в мон-ре числилось ок. 150 рукописных книг и более 1 тыс. печатных (Носов. 1999. С. 149). Кроме того, в б-ке хранились книги, писанные в самой Свенской обители учениками и последователями прп. Паисия (Величковского),- 48 наименований, преимущественно книги аскетического содержания, а также синодики, описанные Евсеевым. В 1905 г. все старинные книги и рукописи из церквей и мон-рей епархии были переданы в Орловское древлехранилище, к-рое в 1918 г. было разграблено. То, что осталось, было отдано в Орловский губ. музей, а при попытке эвакуации в 1941 г. утеряно. В наст. время в Орловской обл. научной университетской публичной б-ке им. И. А. Бунина из Свенского собрания хранятся: Сборник № 59, написанный учениками прп. Паисия, с его личным автографом - отрывком перевода текста прп. Максима Исповедника (Редк. ркп. № 657.249); № 3 Ефрем Сирин, 594 л. полууставом, XVI в. (Редк. ркп. № 657.241); № 8 Церковный устав XVI в. 392 л. полууставом (Редк. ркп. № 657.459), со вкладной записью воеводы Степана Унковского (см.: Евсеев. 1906. С. 139, 150, 170).

Церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1681 г. Фотография. Нач. XX в.
Церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1681 г. Фотография. Нач. XX в.

Церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 1681 г. Фотография. Нач. XX в.
На кладбище С. У. м. были погребены его насельники и вкладчики, а также мн. известные лица. По преданию, здесь похоронен и основатель обители, вел. кн. блгв. Роман Михайлович Старый. В 1683 г. из-за большого количества могил вокруг собора пришлось разобрать фамильный склеп помещиков Похвисневых, к-рый мешал проходу на паперть соборной церкви (ГАОО. Ф. 847. Оп. 1. Д. 39. Л. 1). В 1891 г. известный брянский краевед и археограф П. Н. Тиханов зафиксировал 36 надписей на памятниках, находившихся на галерее Преображенской ц., а также внизу соборной колокольни. В числе упоминавшихся были игум. Амвросий (Григорьев), архим. Иерофей (Добрицкий), архим. Смарагд (Фёдоров), мон. Ангелина (Толбузина) из брянского Петропавловского жен. мон-ря, известный благотворитель брянский помещик Фаддей Петрович Тютчев, его супруга Татьяна Федоровна и дочь Катерина, герой Отечественной войны 1812 г. майор Иван Дмитриевич Маныкин-Невструев и его супруга Елизавета Авраамовна, Ольга Александровна Вепрейская (урожд. кнж. Друцкая-Соколинская), командир брянского арсенала полковник Федор Яковлевич Вахсмут (Ваксмут), брянский помещик Николай Михайлович Чемодуров, а также представители семейств Надеиных, Комаревых, Ивановых и др. (РНБ ОР. Ф. 777. Оп. 1. Д. 221. Л. 1-9).

«Домик Петра I». Фотография. 10-е гг. XXI в.
«Домик Петра I». Фотография. 10-е гг. XXI в.

«Домик Петра I». Фотография. 10-е гг. XXI в.
В 1893 г. архим. Авраамий скончался, его сменил игум. Варсонофий (Случевский). При нем был разобран 2-этажный корпус, в к-ром находилась каменная келья, именуемая «домик Петра I». Этот домик был возобновлен и в 1894 г. огражден забором. Главным делом игум. Варсонофия была школа грамотности, впосл. преобразованная в церковноприходскую. В 1894 г. была открыта школа садоводства и огородничества для сельских мальчиков, на к-рую настоятель потратил 400 р. из личных средств. В том же году доход С. У. м. составлял ок. 40 тыс. р. (25 тыс. р. банковскими билетами и более 12 тыс. р. от др. доходов).

После игум. Варсонофия Свенской обителью управляли игум. Израиль (Григорьев; 1898-1903); игум. Филарет (Яценко; 1905-1908), бывш. настоятель Сапарского (Сафарского) Саввинского мон-ря Грузинского Экзархата, из С. У. м. переведен настоятелем Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря; игум. Олимпий (Макаров; 1908-1909), строитель Стефанова Махрищского мон-ря, в 1909 переведен в Кишинёвскую епархию.

При архим. Никодиме († апр. 1913) из Николо-Вяжищского мон-ря (1910-1912) решением Синода от 1-20 дек. 1911 г. было утверждено прошение братии о смене устава обители на общежительный, с сохранением получаемого казенного содержания в размере 668 р. 68 к. (ЦВ. 1912. № 3. С. 19). После начала первой мировой войны в мон-ре были отведены места для Брянского местного отд-ния лазаретов военного ведомства для нижних чинов на 350 чел. (Букалова. 2005. С. 130).

5 окт. 1917 г., при игум. Гервасии (Комогорове; 1912-1917), произошло нападение на Свенскую обитель. В начале 9-го часа вечера 4 злоумышленника подошли к иером. Дионисию и, угрожая оружием, потребовали отвести их к настоятелю. Когда игум. Гервасий открыл дверь, на него напали 2 чел., требуя денег, 2 других сторожили иером. Дионисия. Игумен беспрекословно открыл шкатулку с деньгами и ящики стола, откуда грабители забрали 2584 р. 31 к. Выходя из кельи настоятеля, один из нападавших выстрелил в игум. Гервасия, другие, оставшись во дворе, задерживали всех проходящих. В числе прочих был ограблен казначей, иером. Корнилий, у которого отобрали 300 р. Совершив ограбление, злоумышленники удалились, отстреливаясь, и ранили в темноте одного из своих же. В скором времени милиция задержала раненого, им оказался рабочий Брянского завода Михаил Безсонов, у к-рого были найдены 230 р. и револьвер. При допросе он сознался в грабеже мон-ря и выдал соучастников, Степана Бобылёва и Антона Зайцева. 8 окт. Безсонов умер от полученной раны. 7 окт. скончался тяжелораненый игум. Гервасий (Орловские ЕВ. 1917. № 44/45. Ч. неофиц. С. 411-412) и был торжественно погребен при участии еп. Елецкого Амвросия (Смирнова); упомянут в числе погибших на заупокойной литургии, совершённой 31 марта 1918 г. патриархом Московским и всея России св. Тихоном (Беллавиным) в храме МДС.

В 1919 г. оставшаяся братия (29 чел.) во главе с архим. Алексием (Замараевым; 1918-1921) создала сельскохозяйственную коммуну «Свенское трудовое братство» (ГАБО. Ф-Р. 112. Оп. 1. Д. 124. Л. 26), но власть передала все земли мон-ря Уземотделу для организации другой сельскохозяйственной школы-коммуны.

Духовенство и миряне в Свенском Успенском монастыре. Фотография. Нач. XX в.
Духовенство и миряне в Свенском Успенском монастыре. Фотография. Нач. XX в.

Духовенство и миряне в Свенском Успенском монастыре. Фотография. Нач. XX в.
С 1 мая 1920 г. вместо школы-коммуны начал работать Свенский детский городок, его население составили 30 колонистов, к нач. лета их было уже 100, затем 140. В мае следующего года архим. Алексию приказали в недельный срок передать церкви над Сретенскими и Спасскими воротами в полное распоряжение Свенского детского городка, в 1922 г. внутреннее убранство этих церквей было уничтожено: иконостасы разломаны, полы разобраны. Инструктор по социальному воспитанию Губоно указывал на острую нехватку помещений, в итоге Губземотдел постановил ликвидировать коммуну монахов, остальные помещения, земельный участок и все хозяйство коммуны в соответствии с мандатом передать карательному отделу (Там же. Ф-Р. 84. Оп. 1. Д. 125. Л. 74).

В апр. 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в Москву было сдано 10 пудов 18 фунтов серебра, 91 изумруд, 179 венских синих сапфиров, 3 топаза в золотой оправе, сапфир, 316 аметистов, 31 гранат, 25 камней бирюзы, 13 алмазов, 448 бриллиантов весом 56 карат, а также золотая риза-лом весом 6 фунтов 59 золотников (Там же. Ф-Р. 80. Оп. 2. Д. 9. Л. 36). Из изъятых ценностей Губмузей отобрал неск. произведений искусства, в т. ч. серебряную водосвятную чашу, пожертвованную в 1631 г. кн. Иваном Ивановичем Шуйским Пуговкой, и серебряную большую лампаду XVII в., подаренную Ф. П. Тютчевым.

В 1923 г. проводилась перерегистрация религ. об-в, 14 июля при бывш. С. У. м. было открыто Свенское православно-религ. об-во дер. Тимоновка Бежецкого у. Брянской губ., зарегистрировано 119 верующих и 5 священнослужителей, хотя остальные насельники проживали при детском городке и занимали разные хозяйственные должности (Там же. Оп. 1. Д. 937. Л. 7). Богослужения совершали 5 иеромонахов и 4 иеродиакона в теплой ц. преподобных Антония и Феодосия по особым дням, приходской совет размещался в сторожке при входе в мон-рь. Чудотворная Свенская икона находилась в приходской Спасо-Георгиевской ц. с. Супонева, откуда по просьбам прихожан ее могли принести в их дома.

Летом 1924 г. началась полная ликвидация С. У. м. С 16 по 22 июня проводилась опись материального состояния бывш. обители. Со стороны властей присутствовали политрук Мамочкин от Губрезерва, Блазага от Губоно, Холопцев от детского городка, со стороны верующих - председатель церковного совета Трофим Гридунов, его заместитель Доримедонт Белкин, секретарь иеродиак. Ириней (Табаков) и еще 12 чел. В конце описи были замечания об обнаружении серьезных повреждений и хищений церковного имущества колонистами, к-рые могли попасть в закрытые помещения через окна и чердаки. Администрация детского городка должна была принять и хранить полученные вещи, но хотела как можно скорее избавиться от этого бремени. 15 июля в помещении канцелярии детского городка должно было состояться совещание приходского совета с администрацией по урегулированию вопросов пользования церквами бывш. обители, но накануне была срочно созвана комиссия по передаче детской колонии всего церковного имущества и богослужебных предметов, бывших в пользовании об-ва верующих.

В кон. 1924 г. в бывш. мон-рь приезжала комиссия Главнауки для выявления музейных ценностей в монастырском имуществе. С 19 по 22 дек. ее члены, зав. Центральными реставрационными мастерскими И. Э. Грабарь, инспектор хозяйственно-эксплуатационного управления В. А. Безобразов, зав. реставрацией живописи Г. О. Чириков и зав. реставрацией архитектуры П. Д. Барановский, в присутствии представителя Губисполкома Никитенко и зав. Губмузеем С. С. Деева произвела осмотр и обследование 4 храмов и «домика Петра I» (Там же. Ф-Р. 85. Оп. 1. Д. 865. Л. 305).

26 марта 1925 г. зав. трудовой колонией на территории бывш. С. У. м. обращался в губернию с донесением, в к-ром сообщил, что хранение ценного имущества бывш. мон-ря всегда привлекало внимание детей с уголовным прошлым, они многократно проникали в церковные здания, расхищали и портили хранившиеся вещи. Во избежание дальнейших правонарушений заведующий предлагал срочно продать церковное облачение и утварь или поместить на хранение в более надежных местах (Там же. Оп. 2. Д. 47. Л. 392).

11 февр. 1925 г. чудотворная Свенская икона была передана в Центральные реставрационные мастерские представителю Главнауки В. А. Мамуровскому (Там же. Ф-Р. 80. Оп. 1. Д. 937. Л. 72-76). 15 марта 1926 г. Свенское православно-религ. об-во обращалось с ходатайством во ВЦИК о предоставлении в пользование верующим церквей бывш. С. У. м., однако 8 мая получило отказ (Там же. Д. 1045. Л. 247). Насельники обители были распущены.

В июне 1930 г. по решению Брянского окрисполкома бывшую обитель со всеми земельными угодьями и с годными постройками передали в ведение окружного отдела ОГПУ. Реставрация здания бывш. собора была признана нецелесообразной, его предписывалось разобрать, чтобы использовать кирпич для строительных нужд (ГАБО. Ф-Р. 89. Оп. 1. Д. 412. Ч. 2. Л. 348). В тот же период окрисполком сообщал в Наркомпрос, что состояние бывш. С. У. м. вызывает недовольство населения. Здание собора было оценено в 20 тыс. р. 23 июня президиум Брянского окрисполкома предлагал местному отделению Запстроя немедленно приступить к слому церковных зданий мон-ря, имущество и земли, принадлежащие детской колонии, передать Брянскому окружному отделу ОГПУ для организации хозяйства. 10 июля 1930 г. Сектор науки Наркомпроса РСФСР прислал согласие на разборку собора, называя ее нерациональным действием, при условии предварительного обмера и фиксации. Предлагалось сохранить отдельные детали иконостаса и произвести фотографирование его в целом, а железные двери отдать на хранение в музей (Там же. Ф-Р. 80. Оп. 1. Д. 1045. Л. 233-234). Во время взрыва собора, к-рый производила бригада подрывников под рук. Я. П. Рыхлова, взрывной волной накрыло здания колокольни и трапезной церкви и разрушило их.

В годы Великой Отечественной войны в здании бывш. игуменского корпуса находилась фашистская комендатура, а вся территория вокруг бывш. мон-ря была изрыта окопами. После войны в монастырских постройках разместили школу-интернат для детей, больных полиомиелитом и ДЦП. Дети жили в игуменском доме, в одноэтажном корпусе находилась школа, в помещениях бывш. «домика Петра I» устроили учительскую комнату.

В 1960 г. Мин-во культуры РСФСР присвоило ансамблю С. У. м. статус памятника федерального значения, с 1970 г. началось его восстановление. Брянский архит. В. Н. Городков предложил устроить на территории бывш. обители музей прикладного народного искусства. В 1972 г. работники Брянской реставрационной мастерской вели работы по проекту, разработанному ин-том «Спецпроектреставрация», были восстановлены Преображенская и Сретенская церкви, а также монастырские стены. В 1988 г., к празднованию 1000-летия Крещения Руси, был открыт для посетителей филиал Брянского обл. краеведческого музея, устроенный в мон-ре.

В 1992 г. все сохранившиеся здания С. У. м. были переданы Церкви. 16 окт. того же года был назначен наместник архим. Никодим (Анискин), в обители проживало 7 насельников; 1-й монашеский постриг был совершён через полгода (Свенский Успенский мон-рь. 2018. С. 14). Тогда же на развалинах Успенского собора была установлена звонница с набором колоколов. 18 нояб. 1992 г. еп. Орловский и Брянский Паисий (Самчук) передал 1-й антиминс в Преображенскую ц., на тот момент не имевшую иконостаса и утвари. В нач. осени 1994 г. в С. У. м. приехал архиеп. Мелхиседек (Лебедев), назначенный на Брянскую кафедру, и прожил там полгода, пока для него подготавливали архиерейский дом. В одноэтажном братском корпусе был оборудован небольшой домовый храм в честь Свенской иконы Божией Матери, в к-ром первое время, особенно зимой, проводились братские службы. Количество насельников увеличилось до 12, из них 5 стали священнослужителями.

Успенский собор. 2011–2021 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2021 г.
Успенский собор. 2011–2021 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2021 г.

Успенский собор. 2011–2021 гг. Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 2021 г.
В 1993-1994 гг. временный домовый храм был устроен в игуменском корпусе. 10 дек. 1995 г. архиеп. Брянский и Севский Мелхиседек освятил отремонтированную и расписанную Сретенскую ц., и в ней стали проводить богослужения, возобновились ежегодные крестные ходы.

В 2005 г. по федеральной программе восстановления памятников архитектуры и культуры в Успенском соборе начали разборку руин и расчистку площадки под строительство. В том же году были построены 2-этажный братский корпус и водонапорная башня.

В нояб. 2010 г. архим. Никодим (Анискин) скончался, в 2011 г. игуменом стал Митрофан (Охалов), в 2012 г. его сменил игум. Алексий (Тюрин; † 9 дек. 2020). В обители подвизалось 12 чел., из них 10 - в священном сане. При игум. Алексии были построены братская трапеза с кухней, просфорной и церковной лавкой на месте старого трапезного корпуса; перестроен архиерейский корпус на месте казначейских келий; заменена наружная отделка и внутренняя планировка старого игуменского дома; восстановлен «домик Петра I»; перестроен корпус для мастерских и гаража напротив храма преподобных Антония и Феодосия, заложен фруктовый сад, высажены коллекции экзотических декоративных и пищевых растений. В 2012 г. было завершено строительство храма преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, в том же году приступили к проектированию и строительству Успенского собора, освящение его центрального престола 20 окт. 2019 г. возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) (Патриарх Кирилл освятил в Брянске Успенский собор Свенского монастыря // Брянские новости. 2019. 20 окт.), боковые престолы освятил митр. Брянский Александр (Агриков): 22 июля 2019 г.- южный престол во имя ап. Иоанна Богослова, 27 июля того же года - сев. престол во имя праведных Иоакима и Анны. В дек. 2020 г. новым наместником С. У. м. назначен иером. Тихон (Колесняк).

Арх.: РГАДА. Ф. 18. Оп. 1, 1748 г. Ед. хр. 143; Ф. 124. Оп. 1, 1680 г. Ед. хр. 5, 31; Оп. 1, 1681 г. Ед. хр. 31; Оп. 1, 1683 г. Ед. хр. 5, 9; Оп. 1, 1685 г. Ед. хр. 2, 3; Оп. 1, 1691 г. Ед. хр. 48; Ф. 125. Оп. 1, 1682 г. Ед. хр. 16; Оп. 1, 1685 г. Ед. хр. 2; Оп. 1, 1688 г. Ед. хр. 22; Оп. 1, 1691 г. Ед. хр. 48. Оп. 1, 1699 г. Ед. хр. 3, 20; Ф. 281. Оп. 3. Ед. хр. 446, 467; Ф. 1200. Оп. 1. Ед. хр. 2, 199, 261, 318, 445, 566, 790, 836, 867, 872, 983, 1147, 1178, 1208, 1260, 1302, 1403, 1532, 1931, 2017, 2071, 2298, 2341, 2355, 2395, 2406, 2420, 2445; РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Ед. хр. 991; Ф. 796. Оп. 29. Ед. хр. 108; Оп. 84. Д. 482; Оп. 144. Д. 1864; Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1257; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 4138; Науч. архив ИИМК РАН. Р-III. Ед. хр. 4242; ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 389; РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 283, 534; РНБ ОР. Ф. 777. Оп. 1. Ед. хр. 211; Оп. 3. Ед. хр. 129; ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 34; Ф. 508. Оп. 1. Д. 38; Ф. 523. Оп. 1. Д. 530; Ф-Р. 80. Оп. 1. Д. 937, 1045; Оп. 2. Д. 9; Ф-Р. 84. Оп. 1. Д. 125; Ф-Р. 85. Оп. 1. Д. 865; Оп. 2. Д. 47; Ф-Р. 89. Оп. 1. Д. 412; Ф-Р. 112. Оп. 1. Д. 124; ГАОО. Ф. 847. Оп. 1. Д. 1, 7, 17, 18, 39; ГАПО. Ф. 416. Оп. 1. Д. 1б.
Ист.: Сказание о зачатии Пресв. Владычицы нашея Богородицы и вел. чудотворцев преподобных отец наших Антония и Феодосия Печерских Свинскаго мон-ря во граде Брянске // ДРВ. 1791. Вып. 19. С. 284-293; Иерофей (Добрицкий), архим. Брянский Свенский Успенский мон-рь. М., 1866; Евсеев И. Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах. Орёл, 1906. Вып. 2; Синодик старца Ефрема: Рукопись Свенского монастыря (7134). Брянск, 1911.
Лит.: Петров Н. И. Описание рукоп. собраний, находящихся в Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 124-125; Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1902. Вып. 1; Арсеньев В. Н. Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря. Тула, 1911; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; Знаменский М. К. Свенский мон-рь. Пг., 1915; Засыпкина И. В. Крестьяне Брянского Свенского мон-ря (20-50-е гг. XVIII в.): АКД. М., 1952; Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его время. М., 1954; Валкина И. В. Расслоение крестьянства и работа по найму в вотчинах Свенского мон-ря (20-60-е гг. XVIII в.) // К вопросу о первоначальном накоплении в России: Сб. ст. М., 1958. С. 243-263; Пiдлiсна Г. Н. Новi данi про пам'ятники укр. архiтектури i майстрiв, якi працювали на Украïнi у XVIII ст. // Питання iсторiï архiтектури та будiвельноï технiки Украïни. К., 1959. С. 177-187; Грабарь И. Э. и др. История рус. искусства. М., 1960. Т. 5; Новакiвська Н. П. Художники Лiвобережноï Украïни, Слобожанщини й Києва // Укр. мистецтво. К., 1969. Вип. 3. С. 113; Русiна О. В. До питання про земельнi володiння Києво-Печерського мон-ря на Лiвобережжi (за актами XVI-XVII ст.) // Укр. археогр. щорiчник. К., 1992. Вип. 1. С. 300-306; Никулина С. А. К вопросу о некрополе Свенского мон-ря в XVI-XVII вв. // Россия в X-XVIII вв.: Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. Вторых чт., посвящ. памяти А. А. Зимина. Москва, 26-28 янв. 1995 г. РГГУ. М., 1995. С. 396-400; Мон-рь Свенский Успенский // СПАМИР: Брянская обл. М., 1998. С. 168-177; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Носов В. В. Б-ка Брянского Успенского Свенского мон-ря и ее судьба в сов. эпоху: Вопр. реконструкции б-ки // История б-к и библиофильства в Брянской обл.: Межгос. науч.-практ. конф. Брянск, 1999. С. 148-174; Клименко С. В. Архит. деятельность И. Ф. Мичурина: 1720-1750-е гг.: Канд. дис. М., 2002; он же. К вопросу атрибуции Успенского собора Свенского мон-ря // Архит. наследство. М., 2007. Вып. 47. С. 134-141; Букалова С. В. Орловская губ. в годы Первой мировой войны: Соц.-экон., организационно-управленческие и обществ.-полит. аспекты: Дорев. период: Июль 1914 - февр. 1917 г.: Канд. дис. Орёл, 2005; Жиленко I. В. Святиня: Iсторiя Києво-Печерськоï Лаври XI-XVI ст. К., 2006; Сiткарьова О. В. Формування архiт. ансамблю Києво-Печерськоï лаври XVII-XX cт. К., 2009. Т. 3; Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории церквей Брянского края. Брянск, 2010; Рузаева Е. И. К вопросу о работе тверского мастера Гаврилы Макова в Успенском Свенском мон-ре в Брянске // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2010. Вып. 2(2). С. 47-54; Соловьёв Ю. П. Брянск в 1812 г. // Брянская тема. 2012. № 9(59); Смирнов Г. К. Неизвестный проект П. А. Трезини: К вопросу о типологии центрических церквей рус. и европ. архитектур барокко // Искусствознание. М., 2013. № 1/2. С. 127-145; Городков В. Н. Каменная песня: Ист.-архит. очерк о замечательном памятнике архитектуры Свято-Успенском Свенском мон-ре близ Брянска. Брянск, 2014; Антонова М. В., Комова М. А. Проблемы текстологии «Сказания о зачатии Свенского мон-ря» // Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. № 3. С. 185-187; [Алексий (Тюрин), игум.] Свенский Успенский мон-рь: 1288-2018. Брянск, 2018; Иванова И. В., Диомид (Кузьмин), иером. Дом Пречистой Богородицы: Свенский Успенский мон-рь. Н. Новг., 2019; Свенский Успенский мон-рь. М., 2019. (Правосл. мон-ри; № 57).
Иером. Диомид (Кузьмин)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Свенский (Свинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Брянской епархии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле