[греч. ̓Αναστασιματάριον от ἀναστάσιμα (στιχηρά) - воскресные (стихиры)], вид греч. певч. книги. Основу А. составляет собрание наиболее часто употребляемых песнопений Стихираря - воскресных стихир вечерни и утрени. Это прежде всего стихиры на Господи воззвах - воскресные самогласны («творение Иоанна Дамаскина»), восточны и богородичны догматики. Воззвахи (κεκραγάρια) либо распределяются по гласам, либо выписываются в конце кодекса, где обычно помещается и 11 утренних евангельских стихир («творение Льва Мудрого»). Иногда в А. содержатся также хвалитные псалмы (πασαπνοάρια), ексапостиларии и песнопения литургии. По причине широкого распространения рукописных А. в начале или конце этих кодексов обычно помещали в сокращенном виде протеорию Пападики (Προθεωρία τῆς Παπαδικῆς) - введение в муз. теорию (напр., Athen. Acad. Bibl. Sideridou. gr. 6, 1725 г.). Часто встречаются рукописи смешанного типа (сборники), содержащие в начале или в конце А. Анфологию Пападики (напр., Lesb. Leim. gr. 286, после 1600 г.), Доксастарий - собрание праздничных и триодных стихир на «Слава» (напр., Lesb. Leim. gr. 242, после 1650 г.) или Ирмологий (напр., Стихирарь, А. и Ирмологий Хрисафа Нового - Lesb. Leim. gr. 239, 1672-1673 гг.).
Первые известные списки А. относятся к нач.- сер. XVII в. (напр., А. Мануила Хрисафа, ок. сер. XV в.- Lesb. Leim. gr. 288, ок. 1600 г.). В посл. трети XVII в. А. пополнился сочинениями протопсалта Великой ц. Хрисафа Нового (см. его автограф - Ath. Xeropot. gr. 128, 1672 г.). А., названный его именем, стал в рукописной традиции наиболее распространенным типом этой певч. книги. Еще более известным стал А. доместика и протопсалта Петра Пелопоннесского.
Митр. Хрисанф из Мадита († 1843) в «Теоретиконе» различает «древний» и «новый» виды стихирарного мелоса (παλαιὸν, νέον στιχηραρικὸν μέλος - § 402-403), присущие соответственно «древнему А.» и А. Петра Пелопоннесского. К числу песнопений, распетых 1-м видом мелоса, Хрисанф относит «славники», воскресны, хвалитны, подобны, самогласны и евангельские стихиры; новым видом мелоса, делящегося на медленный (ἀργόν) и сжатый, быстрый (σύντομον), были также распеты ексапостиларии, седальны, литургийные антифоны и входные стихи. А. Петра Пелопоннесского послужил основой для многочисленных печатных изданий А. (после 1820), содержащих помимо стихир на Господи воззвах воскресные седальны, каноны, а также великое славословие сжатого мелоса.