[греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος - звучащий попеременно; лат. antiphona, церковнослав. ], в христ. литургической терминологии псалом с припевом, исполняемый антифонно, т. е. с пением 2 хорами поочередно припева (или стихов псалма; см. также Псалмодия), или припев к такому псалму.
Мнение о существовании антифонного пения псалмов еще в ветхозаветном богослужении восходит к святоотеческой лит-ре. Разделение муж. и жен. хоров в описании Песни прор. Моисея (Исх 15. 1-21) толкователи объясняли или как попеременное повторение стихов мужчинами и женщинами вслед за Моисеем, или как повторение женщинами или одной пророчицей Мариам только 1-го стиха (в качестве респонсория) либо всей Песни. В связи с этой Песнью Филон Александрийский (1-я пол. I в.) писал, что хоры евреев для большей гармонии разделялись на муж. и жен. (De agr. 80). По мнению проф. А. А. Олесницкого, из слов прор. Моисея о песнях евреев вокруг золотого тельца (Исх 32. 18) можно заключить, что они тоже пелись попеременно и такой способ исполнения был заимствован евреями из егип. религ. культа. С этим можно сопоставить сообщение Филона (De vita Mos. I 23), что сам прор. Моисей обучался музыке у егип. жрецов (ср.: Деян 7. 22 Clem. Alex. Strom. I 23. 153). Употребленный в Исх 32. 18 евр. глагол , переведенный Олесницким как «попеременно петь», встречается также в Пс 147. 7 и Ос 2. 21. Вероятность существования в эпоху ВЗ пения 2 хорами подкрепляется упоминаниями о певцах и певицах как при иерусалимском храме (1 Ездр 2. 65; Неем 7. 67), так и вне его (2 Цар 19. 35; Еккл 2. 8, в арам. таргуме на этот стих говорится о создании Соломоном штата певцов и певиц при храме). Попеременное пение упоминается при закладке Второго храма (1 Ездр 3. 10-11): в описании освящения стен Иерусалима при Неемии сказано о шествии с пением 2 хоров по противоположным сторонам (Неем 12. 31-43). Свт. Иоанн Златоуст (Prooemia in Psalmos) считал, что греч. слово «διάψαλμα» (перевод евр. [selah]), встречающееся в текстах псалмов, является указанием для вступления 2-го хора (см. Диапсалма). О попеременном исполнении может свидетельствовать диалогическая структура и поэтический параллелизм нек-рых псалмов.
В Др. Греции, где хоровое пение изначально было принадлежностью религ. культа, известно о пении гимнов неск. хорами мальчиков во время Гиакинтий, посвященных Аполлону религ. празднеств, в Лаконии. Частью культа Диониса был дифирамб - танец-песня, иногда с диалогом между «экзархом», руководителем пения, и хором. В древнегреч. драме, по происхождению связанной с дионисийством, хор нередко делился на 2 полухория (Е. Герцман). В античной теории музыки (Псевдо-Аристотель. Проблемы XIX 7, 13, 17, 39; Феон Смирнский. О пользе математики) термин «τὸ ἀντίφωνον» означал интервал в октаву в отличие от термина «τὸ σύμφωνον», применявшегося для унисона. В этом же значении термин «А.» употреблял визант. муз. теоретик Мануил Вриенний (XIV в.).
Филон Александрийский, описывая «священные всенощные» (τὰ ἱερὰ παννυχίδα) егип. иудейской секты терапевтов (De vita contempl. 83-88), упомянул муж. и жен. хоры, поющие как по отдельности, так и вместе, и употребил выражение «откликающиеся и попеременно звучащие песни» (μέλεσιν ἀντήχοις καὶ ἀντιφώνοις) для характеристики совместного звучания хоров, отличающихся по диапазону на октаву. Однако совр. исследователи подвергают сомнению достоверность описания Филона, считая, что оно скорее может отражать греч. идеал созерцательной жизни, а также егип. жреческую практику, чем религ. практику иудейской секты (Е. Матусова).
Первые свидетельства о пении, возможно сходном с антифонным, в христ. богослужении относятся к нач. II в.: в написанном между 107 и 113 гг. письме пропретора Вифинии и Понта Плиния Младшего имп. Траяну говорится о христианах: «Они имели обыкновение в определенный день до рассвета собираться и вместе попеременно (лат. secum invicem) воспевать песнь Христу как Богу» (Plin. Jun. Ep. X 96. 7). Сократ Схоластик (V в.) указывал на появление антифонного пения в нач. II в. в Антиохии, утверждая, что пение А. было впервые введено в антиохийское богослужение сщмч. Игнатием Богоносцем († 107) после видения тому ангелов, воспевавших Пресв. Троицу «попеременно звучащими гимнами» (διὰ τῶν ἀντιφώνων ὕμνων; см. Церк. ист. VI 8. 3). Этот рассказ повторяется в «Библиотеке» Патриарха К-польского Фотия (IX в.) (Phot. Bibl. Cod. 96. P. 81a).
Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) (Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30).
Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение»), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8).
Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим, утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50).
В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену, распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (ᾠδὰς ἀντιφώνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζόμενοι κατὰ τὸν τῶν ἀντιφώνων τρόπον).
судя по описаниям в «Паломничестве» Эгерии, пение А. было распространено. Термин «А.» упоминается в этом памятнике более 30 раз, причем всегда вместе с терминами «гимн» и (или) «псалом»; установить точное значение этого термина по данным Эгерии невозможно. Эгерия ничего не говорит о способе исполнения А., к-рые входили в состав всех суточных служб и, кроме того, пелись во время процессий. По содержанию они соответствовали дню и месту совершения службы, т. е. являлись изменяемыми песнопениями и были частью стационального богослужения. А., певшиеся во время процессии, могли иметь одинаковое с гимнами окончание (напр., на праздник Входа Господня в Иерусалим: «Благословен Грядый во имя Господне» (Пс 117. 26) - Eger. Itiner. 31). В храме между службами (напр., ночью или в ожидании епископа) монахи с участием народа и клириков проводили время в пении тех же песнопений (Eger. Itiner. 24, 25, 37), что может расцениваться как свидетельство происхождения такого пения, к кон. IV в. уже включенного в кафедральное богослужение Иерусалима, из монашеской среды. Это подтверждается сообщением еп. Еленопольского Палладия в «Лавсаике» (43. 3, в рус. пер.: 88) об иерусалимском подвижнике Адолии, певшем ночью вместе с др. братьями по одному или 2 А. в каждом из молитвенных домов. Описание Эгерии дополняется данными арм. версии Иерусалимского канонаря (Hieros. 121, V в.) о соборном бдении, совершавшемся в Иерусалиме с вечера Великого четверга до утра Великой пятницы и состоявшем из 5 трехпсалмий (арм.- гобала: Пс 1-3; 40-42; 58-60; 78-80; 108-110), к-рые объединялись пением общих стихов, А. (Пс 2. 26; 37. 22; 58. 2; 87. 66 и 88. 13; 108. 2б-3а соответственно), структурно и музыкально скреплявших трехпсалмия. Многочисленные паломничества в Иерусалим, совершавшиеся с IV в., возможно, способствовали распространению пения А. в др. Церквах.
Важнейшей составной частью утрени Великой пятницы в богослужении Иерусалима были 15 А. разных гласов, состоявшие из псалмов и тропарей, к-рыми перемежалось чтение 12 евангелий святых Страстей; в составе службы 12 евангелий эти А. вошли в практику К-поля, а впосл.- всей правосл. Церкви и с нек-рыми сокращениями используются и в наст. время (иерусалимская практика IX-X вв.- Дмитриевский. Богослужение. С. 124-139; совр. практика - Триодь Постная. Л. 436 об.- 441 об.).
некогда в обряде К-поля, а в наст. время в основном обряде правосл. Церкви, первоначально термином «А.» скорее всего обозначались припевы - или заимствованные из Свящ. Писания, или (чаще) написанные христ. гимнографами к исполнявшимся антифонно псалмам или библейским песням; впосл. (по крайней мере к VIII в.) А. стали называть псалом вместе с указанными к нему припевами (Mateos. Typicon. T. 2. P. 283-285; idem. Célébration. P. 13-14). Визант. А. состоял из стихов псалма или библейской песни, после каждого стиха повторялся припев, последними стихами А. обязательно были «Слава» и «И ныне». Стихи исполнялись поочередно 2 солистами, 2 хора пели поочередно один и тот же припев (или каждый из 2 хоров - свой припев, напр., на Пасху или Пятидесятницу - см. Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 138); к XII в. 2 хора уже пели не только припевы, но и сами стихи (Mateos. Célébration. P. 14-15). Припевами могли быть или тропарь (напр.: « », « », « » и т. п.), или 1-, 2- или 3-кратное «аллилуия». Тропари к псалмам были подобраны так, что первые дополняли и раскрывали смысл вторых. Тропарь после каждого стиха повторялся целиком или частично - в последнем случае пелось только окончание, а полностью тропарь звучал в начале и в конце А. (в совр. богослужении сохранились случаи такого исполнения А.: тропари между паримиями на вечернях Рождества Христова и Богоявления - Минея (МП). Декабрь. Ч. 2. С. 336-339, Январь. Ч. 1. С. 218-221; отчасти Трисвятое на литургии и др.). Часто вслед за последним стихом («И ныне») и тропарем пелся т. н. периссий (περισσή - избыточный) - тот же или иной тропарь (Mateos. Célébration. P. 15-23). Набор из 3 А. был одной из важнейших структурных единиц визант. богослужебных чинопоследований.
I. Службы суточного круга. 1. В к-польском кафедральном порядке богослужений суточного круга - песненном последовании - пение в храме 3 А., т. н. малых А., было главной составной частью всех служб: вечерни, паннихис (торжественная служба, совершавшаяся под праздники и Великим постом - см. Панихида), полунощницы, утрени, часов (Великим постом - тритекти). Они пелись по разделенной на 76 А. К-польской Псалтири (иногда называется также «Антифонарий»), известной в рукописях (напр., Vat. gr. 342, IX в.- Pitra. T. 2. P. 209; Athen. Bibl. Nat. 2062, XIII в.- см. Κ. Γεωργίου и др.). Псалмы и библейские песни в К-польской Псалтири разделены на более длинные, чем в традиц. разбивке, стихи; к псалмам и песням указаны припевы. Разделение Псалтири на А. рукописи приписывают Патриарху К-польскому Анфиму I (535-536) (Мансветов. С. 91). В число этих «малых А.» входили: на вечерне - Пс 114 (припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»), Пс 115 (припевы: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия», «Единородный Сыне», «Преславную Богородицу»), Пс 116 (припев: Трисвятое); на паннихис - Пс 119 (припев: «Яко благоутробен»), Пс 120 (припев: «Милосердия двери»), Пс 121 (припев: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»); на утрене - Пс 50 (припевы менялись в зависимости от дня недели или праздника), Пс 148-150 (хвалитные псалмы; припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», в конце прибавлялись др. припевы), Великое славословие (припев только в конце: Трисвятое); А. полунощницы и часов не сохранились. Перед певшимися в храме «малыми А.» вечерни и утрени в притворе пелись еще 8 А. (в наиболее общем случае); неизменными были 1-й А. и 2-я часть 8-го (Пс 85 с припевом: «Слава Тебе, Боже» и Пс 140 (Господи воззвах) с изменяемым припевом - на вечерне; Пс 3, 62, 133 (ср. Шестопсалмие) с припевом: «Слава Тебе, Боже» и Песнь Вавилонских отроков с изменяемым припевом - на утрене). А. со 2-го по 7-й и 1-я часть 8-го («рядовые А.») изменялись в зависимости от дня недели, так что за неделю пропевалась вся Псалтирь. Припевами четных рядовых А. служили краткие тропари («Сохрани мя, Господи» и т. п.), нечетных - «аллилуия». В субботу на утрене рядовыми А. были библейские песни с припевами, в воскресенье - непорочны с припевами; во время 2-й части 8-го А. совершался вход из притвора в храм (Κ. Γεωργίου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше (Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца, отражает влияние обычаев к-польских монахов-акимитов, к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351).
2. В монастырском богослужении, как по к-польскому Студийскому, так и по Иерусалимскому (ныне принятому в правосл. Церкви повсеместно) уставам, использовалась разделенная на 20 кафизм т. н. Иерусалимская Псалтирь, каждая кафизма к-рой в свою очередь разделена на 3 части, называемые «славами» или «А.» (Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202). Прп. Феодор Студит (Ɨ 826) создал систему пения кафизм, состоящую из 72 моделей аллилуйных А.- по 9 моделей на каждый глас Октоиха (т. н. аллилуиарии прп. Феодора Студита - Скабалланович. Ч. 1. С. 404-406; I. Schkolnik). Употребление термина «А.» для обозначения частей кафизм может быть объяснено их сходством с А. песненного последования при пении с указанными аллилуиариями. В Иерусалимском уставе кафизмы исполняются без припевов (за исключением 1-й (Блажен муж) и 17-й (см. Непорочны)), поэтому их части не могут считаться А. в строгом, визант., смысле термина. Прп. Феодору Студиту приписывается также создание степенных А.- систем припевов к 18-й кафизме, пение к-рой было одной из главных частей студийской праздничной утрени. В Иерусалимском уставе степенны употребляются самостоятельно, без псалмов 18-й кафизмы (т. е. одни припевы без стихов), и являются важной составной частью полиелейной или воскресной утрени; степенны также входят в состав чинов отпевания монаха и священника (Требник большой. Л. 116 об.-120, 134 об.-138). Предположительно из песненного последования в Студийский устав вошло пение нек-рых псалмов вечерни и утрени (хвалитных и проч.) с припевами, частично перешедшее и в Иерусалимский устав (Н. Успенский). Особенностью Студийского устава (нехарактерной для Иерусалимского) была замена кафизм утрени в нек-рые праздничные дни 3 А. (примеры в Мессинском Типиконе: Arranz. Typicon. P. 328).
II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения (van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. (Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» (Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники (Mateos. Célébration. P. 34-40; см. Лития). В обычные дни литургия начиналась непосредственно с Трисвятого. В VIII-X вв. сложилась практика пения 3 обычных А.- Пс 91, 92, 94 с припевами - перед литургией в самом храме в те дни, когда шествие не совершалось (Ibid. P. 38-40); Матеос предположил (Ibid. P. 44-45), что их появление связано с удлинением проскомидии, первоначально совершавшейся во время А. В службе понедельника Светлой седмицы встречается необычное употребление одновременно А. шествия и А. перед литургией (Mateos. Typicon. T. 2. P. 96-98) (литургии на Пасху, Светлую седмицу, Отдание Пасхи до наст. времени сохраняют одновременно А. шествия - т. н. пасхальное начало - и А. литургии: Типикон. Т. 2. С. 940-941, 998). В XII в. А. уже всегда пелись перед литургией, но они еще не воспринимались как ее необходимая часть - духовенство во время их пения находилось вне алтаря, а Патриарх еще не входил в храм (Mateos. Célébration. P. 40-41). С XIII-XIV вв., с распространением монастырских уставов литургии, А. становятся неотъемлемой частью литургии (кроме случаев соединения ее с вечерней). С 3 А. связаны 3 «молитвы А.», являющиеся, по предположению Х. Матеоса и Р. Тафта, древними к-польскими молитвами верных, вместе с великой ектенией некогда начинавшими литургию верных. Впосл. ектения была перемещена и стала читаться вначале (по крайней мере с IX-X вв.) перед Трисвятым, а затем (окончательно с XIII в.) перед 1-м А.; вместе с ней были перемещены и молитвы (Mateos. Célébration. P. 27-61).
Впервые А. литургии, не являющиеся А. шествия, упоминаются у свт. Германа I К-польского († 733), к-рый назвал их «предречением пророков», цитируя при этом Книгу пророка Варуха (3. 38) и Пс 92. 1 (Сказание. Гл. 23). Исполнение пророчеств, по мысли свт. Германа, есть пришествие в мир Спасителя, к-рое символизируется малым входом (Гл. 24). В лат. переводе его сочинения, сделанном Анастасием Библиотекарем ок. 869-870 гг., названо 2 А.- Пс 92 и 94. Выбор Пс 94 для пения перед литургией скорее всего был обусловлен тем, что он прекрасно соответствовал входу народа в храм, некогда происходившему в это время. Два др. псалма, 91-й и 92-й, вероятно, были выбраны просто как ближайшие к 94-му (93-й псалом не соответствует радостному характеру литургии). Процесс развития обычая ежедневного пения А. перед литургией зафиксирован уже в древнейших литургических рукописях: в Россанском кодексе (Vat. gr. 1970, нач. XII в.) присутствует только 3-й из этих А.- Пс 94; молитвы 3 А. литургии содержатся в Барберини Евхологии (Vat. Barber. gr. 336, VIII в.); в Евхологии еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. № 266, IX-X вв.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. в качестве А. указаны Пс 91, 92 и 94. Первоначально припевами 1-го были: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - троекратное «аллилуия»; 3-го - «Единородный Сыне» (при повторениях мог петься только конец этого тропаря). Последний стих 3-го А.- Пс 94. 6 («Приидите, поклонимся») - использовался в качестве входного стиха, после к-рого повторялся припев 3-го антифона, затем пели «Слава», «И ныне» и периссий, развившийся впосл. в тропари и кондаки по входе. С XI в. припевом 3-го А. стали слова: «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуия» (взятые из праздничных А.- см. ниже); последний, входной стих 3-го А., к этому времени уже измененный в христологический текст («Приидите... ко Христу»), с присоединением к нему нового припева превратился в песнопение «Приидите, поклонимся»; бывший припев 3-го А.- «Единородный Сыне» - стали петь в конце 2-го А.; припевом псалмовых стихов 2-го А. стал 2-й припев 1-го А. (Mateos. Célébration. P. 46-61). См. также ст. «Вседневные антифоны».
В К-польской Церкви сложилась также традиция пения особых литургийных А. на Господские и Богородичные праздники. В списках Типикона Великой ц. IX-X вв. содержатся А.: Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; впосл. их число умножилось. Первоначально пелся только один А., состоявший из псалма, содержание к-рого соответствовало смыслу праздника. Затем к нему прибавились 2 стоящие рядом с ним в тексте Псалтири, исходный А. оказался при этом ближайшим ко входу, т. е. 3-м. Припевы праздничных А.: 1-го - «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - «Спаси ны, Сыне Божий, [изменяемая часть], поющия Ти: Аллилуия»; 3-го - тропарь праздника. Последний стих 3-го А. является входным стихом, после к-рого еще раз поется припев - тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий - кондак (точнее, проимий кондака) праздника (Mateos. Célébration. P. 62-68). См. также ст. «Праздничные антифоны».
С влиянием Студийского устава связано появление в визант. чине литургии 3-го вида А.- изобразительных (τὰ τυπικά). В строгом смысле термина они не являются А.- они состоят из Пс 102 без припева (однако, слова « », вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс 145 с исполняемым лишь однажды в самом конце А. припевом - тропарем «Единородный Сыне», заповедей блаженств (Мф 5. 3-12a) с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами - тропарями на блаженнах. В практике палестинского савваитского монашества служба τυπικά была службой причащения монахов-келлиотов вне литургии (рукописный савваитский Часослов - Sinait. gr. 863, IX в.); в уставе городского студийского монашества, к-рое заимствовало Часослов у савваитов, такая служба была не нужна - монахи имели возможность посещать ежедневно литургию в храме, поэтому изобразительны были внесены в к-польскую литургию, что отражено в памятниках Студийского устава (Mateos. Célébration. P. 68-71).
В совр. правосл. богослужении за литургией, кроме случаев соединения литургии с вечерней, поются вседневные, праздничные или изобразительные А. (Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202), сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (состоят из 3 А., после 2-го следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения. Различаются они по степени праздничности и содержанию текстов. Праздничные А. поются на Пасху (и в Светлую седмицу) и в Господские двунадесятые праздники; изобразительные - в недели (воскресенья), в субботы, в праздники, имеющие по крайней мере великое славословие (см. также ст. «Знаки праздников месяцеслова»), попразднства и в дни, для к-рых в Типиконе назначены тропари на блаженнах; вседневные - во все остальные дни (Типикон. Гл. 21: Т. 1. С. 76-77). В греч. приходской практике, отраженной в Типиконе Г. Виолакиса, гораздо чаще, чем в рус., используются вседневные А., при этом они поются практически без стихов (только припевы и «Слава», «И ныне»); праздничные А. поются, в дополнение к тем дням, когда они поются и в РПЦ, на Рождество Пресв. Богородицы, Введение, Благовещение, Успение, Обрезание Господне, Сретение, Неделю Православия, Крестопоклонную, Антипасху, Отдание Пасхи; в отличие от древних эти А. составлены из стихов разных псалмов (ср. со ст. «Избранный псалом»).
В совр. богослужении термин «А.» употребляется по отношению к А. литургии, «Славам» кафизм, степенным А., А. Великой пятницы; в чине великосхимнического пострига содержатся 3 А. с неск. стихами, взятыми из различных псалмов (Требник большой. Л. 81 об.-82).
1. А. служб суточного круга. В совр. практике А. кафизмы вечерни обычно читаются, за исключением 1-го А. 1-й кафизмы «Блажен муж», к-рый поется на 8-й глас или на обиходную мелодию. В нотных рукописях этот А. зафиксирован поздно (XVII в.), музыка носит псалмодический характер, припевы «аллилуия» распеты мелизматически. Кафизмы утрени в совр. практике также обычно читаются; А. 2 (или 3) утренних кафизм, записанные древней знаменной нотацией, помещены в Типографском уставе (ГТГ. К-5349, XI-XII вв.), к-рый предполагает исполнение А. на 8 гласов (сохранилось 5), что является рус. версией аллилуиариев прп. Феодора Студита. С XVI в. известно исполнение А. утрени с использованием гласовых мелодических формул (по 3 для каждой из рядовых кафизм) (О. Живаева). Их автором считается игум. новгородского Хутынского мон-ря Маркелл Безбородый (XVI в.), этот распев до сих пор употребляется старообрядцами-беспоповцами. Формульное («песногласное») пение А. утренних кафизм в орнаментированном варианте встречается до сих пор у старообрядцев-некрасовцев.
2. А. литургии. В совр. обиходной практике вседневные и праздничные А. поются на один и тот же гармонизованный распев. Мелодия стиха силлабическая, конец припева распевается. Изобразительные А. издавна бытуют в устной певч. традиции. В нотных рукописях впервые встречаются очень поздно (2-я пол. XVII в.). В нач. XIX в. изобразительные А. чаще читались, чем пелись (Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 204). В совр. приходской практике они звучат в основном на 1-й глас греч. распева («тропарный») или на тот же напев, что и вседневные, и праздничные А. Музыку для изобразительных А. писали многие рус. композиторы и в составе литургийных циклов, и отдельно (М. Ипполитов-Иванов, К. Шведов, П. Чесноков, архиеп. Никанор, прот. Н. Ведерников). Как правило, в качестве текста 1-го А. использовались лишь избранные стихи Пс 102 (Н. Драгомиров-Толстяков, Н. Озеров, А. Гречанинов, А. Александров и др.); текст Пс 145 использовался целиком (Н. Кедров-отец, А. Красностовский, А. Литинский, В. Рябов) и в сокращенном варианте (П. Чесноков, А. Гречанинов).
Введение антифонного пения на Западе источники относят приблизительно к тому же времени, что и на Востоке: в Риме оно приписывается папе Дамасу I (366-384; Леринская хроника - Mabillon), в Медиолане (Милане) - свт. Амвросию Медиоланскому (Ɨ 397). Вероятно, распространению антифонного пения способствовало участие греков и сирийцев в Римском Соборе 382 г., на к-ром председательствовал папа Дамас и присутствовал свт. Амвросий (Elberti. P. 202-204). Учреждение последним антифонного пения традиционно связывается с подражанием вост. обычаям и, как и в случае со свт. Иоанном Златоустом, с противостоянием арианам (см. в ст. «Амвросианский обряд»). Введение антифонного пения псалмов в начале мессы (см. Интроит) приписывается папе Целестину I (422-432) (LP. P. 230). Пение А. во время бдения упоминают еп. Никита Ремесианский (Ɨ 414; De utilitate hymnorum. 12-13) и Сидоний Аполлинарий (2-я пол. V в.) (Epistula. V 17. 3). В Галлии прп. Иоанн Кассиан упоминает отличные от вост. (т. е., очевидно, зап.) чины, назначавшие антифонное пение псалмов в количестве 18, 20, 30 и более для ночного и 18 для дневного богослужения (De inst. coenob. II 2).
Значение термина «А.» в ранних памятниках могло варьироваться. Одно из древнейших монашеских правил на Западе (Ordo monasterii. 2), составленное, вероятно, ок. 395 г. свт. Алипием, еп. Тагаста, содержит упоминание о пении 2 А. на малых часах и 4 на вечерне (Taft. P. 94-96). В «Уставе Учителя» (Regula Magistri; Италия, 1-я четв. VI в.) «А.» назывался псалом с рефреном, в качестве к-рого в воскресенья и праздники пели «аллилуия». В службах этого устава А. значительно больше, чем респонсориев (Taft. P. 122-125). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Ɨ ок. 549) говорится об антифонном пении псалмов: на бдении (vigilia) - Пс 94 и др. 6 (под воскресенье - 12) изменяемых псалмов (Гл. 9, 11, 15); на будничной утрене - Пс 50 (Гл. 13); на вечерне - 4 псалмов из числа Пс 109-116, 128-132, 143-147 (Гл. 15, 17, 18). На малых часах антифонное пение предписано только для больших общин (Гл. 17) (Taft. P. 135, 139). В то же время А. упоминаются наряду с псалмами, т. е., вероятно, им нетождественны (Гл. 45, 47); можно предположить, что словом «А.» обозначались рефрены к псалмам (Гл. 24). В дни памяти святых и праздники А. должны были соответствовать смыслу празднования (Гл. 14).
В монастырской практике галликанского обряда (Уставы Цезария и Аврелиана Арльских, 1-я пол. VI в.) термин «А.» означал псалом с рефреном или с «аллилуия». А. пелись на всех службах суточного круга, кроме 1-го часа и 2-й ноктурны. 1 А. приходился на 6 обычных псалмов. А. 1-й ноктурны названы «малыми», видимо вследствие их сокращения до неск. стихов. Сведения об антифонном пении в составе кафедрального богослужения содержатся в проповедях Цезария, соч. «О девстве» свт. Авита Вьенского (Ɨ 518 или 525), в 18-м правиле Турского Собора 567 г. (Taft. P. 103-106, 149-151; Elberti. P. 196-197).
В испано-мосарабском обряде VII в. А. назывались рефрены к псалмам, исполнявшиеся попеременно 2 хорами, что видно из сочинений еп. Исидора Севильского (О церковных службах. I. 7, 9; Этимологии. VI 19, 7) и св. Фруктуоза, еп. Браги (Правило для монахов. 3). В исп. и рим. Антифонариях кон. VIII в. А. (обозначаются лат. аббревиатурами: A, AN, ANA) названы исполняемые с псалмом песнопения.
В лат. литургической терминологии словом «antiphona» обозначается стих-вставка, служащий образцом для распевания следующих за ним псалмовых стихов. Такие А. напоминают ответные стихи (responsae), использовавшиеся в ранней респонсорной псалмодии. Источником текстов А. послужило Свящ. Писание (прежде всего Псалтирь, также Книги пророков, значительно реже Книги Премудрости и НЗ), использовались также акты мучеников, жития святых, образцы христ. поэзии и надписи из базилик. Встречаются переводы из визант. гимнографии (напр., А. октавы Богоявления «Veterem hominem» (Ветхого человека), мелос к-рых сходен с визант. образцами - O. Strunk). Являясь краткими хоралами (10-15 слов или половина библейского стиха) с простой мелодией, ранние А. чаще всего были извлечением из «украшаемого» ими псалма. Музыкальное членение А. четко следовало за поэтической формой. Мелодическое окончание ранних А. определяло тон речитации следующего за ним псалма, а окончание псалмового тона (дифференция) выбиралось с учетом начала певшегося после него А. С X в. А. стали входить в рифмованные службы (officia rhythmata), где псалмовый тон А. соответствовал положению последнего в службе. Образцы мелодий григорианских А. сформировались во 2-й пол. VIII в. Новые А. создавались на их основе путем адаптации мелодии прототипа к новому тексту или с помощью центонизации - «склеивания» разных мелодических формул.
Первоначальной схемой пения было повторение А. после каждого псалмового стиха: A.-1-й стих - А.- 2-й стих - А.- ...- «Слава» «И ныне» - А. Такой порядок пения засвидетельствован Амаларом Мецким (IX в.; PL. 105. Col. 1251). В эпоху высокого средневековья с целью сокращения длительности службы, прежде всего в будни, А. стали петь только в начале и в конце псалма: А.-1-й стих - 2-й стих - ...- «Слава» «И ныне» - А. Эта форма сохраняется в практике католич. богослужения и в наст. время. C XI в. на праздники А. стали повторять еще раз перед «Слава», чтобы А. звучал трижды (этот обычай назывался triumphare psalmis или triplicare).
По месту в богослужении различают А. мессы и А. оффиция. Они насчитывают в общей сложности более 2300 хоралов.
I. На мессе поются: интроит - входной А., офферторий - А. на приношение даров, коммунио - причастный А. Они имеют распевный характер и отличаются самостоятельностью мелодической линии. Вероятно, первоначально исполнялись антифонно со стихами целого псалма, сохранившиеся до наст. времени образцы имеют уже сокращенную форму. С течением времени в интроите остался только 1-й стих псалма, в оффертории и коммунио - ни одного. Одной из причин такого сокращения могло быть введение в богослужение органа, звучание к-рого заполняло промежутки между А.
II. Репертуар А. служб оффиция (matutinum, Laudes (утренние службы), vesperae (вечерня) и др.) более разнообразен и наряду с простыми силлабическими мелодиями включает также мелодически развитые образцы. К ним относятся: А. к псалмам (antiphonae super psalmum букв.- по псалме); А. к библейским песням (antiphonae ad canticum) - к «Magnificat», «Benedictus», «Nunc dimittis» и др.; инвитатории (А., поющиеся с Пс 94 в начале ночной службы); большие А. (antiphonae majores), или «О-антифоны» (начинающиеся с восклицания «О!»), исполняемые на вечерне в последние дни Адвента (17-23 дек.). Самый обширный репертуар (более 1500 хоралов) имеют А. к псалмам. Их мелодии чаще всего объединяют идентичные начальные интонации, что позволило в кон. XIX в. Ф. А. Геварту классифицировать весь репертуар А. по 47 т. н. темам, позднее В. Апель сократил количество тем до 40. А. оффиция помещались в Антифонарии и в Бревиарии. Ранняя форма последнего - Коллектарий - содержала только инципиты А. При переходе к полной форме Бревиария, содержавшей полный текст А., количество их вариантов было сокращено. Ограниченное использование А., характерное для ранней рим. традиции, наблюдается и в реформированном Бревиарии Иннокентия III (нач. XIII в.).
В эпоху средневековья к началу служб оффиция стали присоединять дополнительный раздел из антифонно исполняемых псалмов (3 на малых часах и 5 (4) на vesperae и Laudes; для 2-й, более ранней, части служб было характерно респонсорное пение), увеличивший продолжительность служб, что соответствовало практике монашеского богослужения и оттуда было заимствовано. Содержание псалмов, за исключением больших праздников, не было связано с темой богослужения, они пелись подряд. Антифонные псалмы Псалтири составили основу григорианского Антифонария, изданного в кон. VIII в. В дальнейшем помещались в монастырских и приходских Антифонариях, отличавшихся количеством назначаемых для служб А.
К А. оффиция также относятся не имеющие стихов (и поэтому не являющиеся А. в строгом смысле слова) 4 А. блж. Девы Марии (antiphonae Beatae Mariae Virginis, сокращенно A. B. M. V. или A. В. V. М.), к-рые звучат в конце последней службы суточного круга - в completorium (повечерие) - и поэтому имеют обозначение «antiphonae finales» (заключительные антифоны). К ним относятся «Salve regina» (Здравствуй, Царица), «Alma Redemptoris Mater» (Матерь Кормилица Искупителя), «Ave regina coelorum» (Радуйся, Царица небес) и «Regina coeli» (Царица неба). Эти богородичные А. появились сравнительно поздно, в XI-XII вв., и отличаются интонационной изысканностью. Ранее исполнялись в строгом соответствии с 4 периодами литургического года. В XV-XVI вв. получили полифоническое оформление.
III. Процессиональные А. (antiphonae processionales) исполняются, как и A. B. M. V., без стихов во время праздничных процессий (напр., один из А. на Вербное воскресение - «Бегут навстречу толпы с цветами и пальмовыми ветвями» (Occurrunt turbae cum floribus et palmis)) и имеют повествовательный характер.