[Греч. ψαλμωδία], совокупность распеваемых текстов Псалтири, а также мелодии, предназначенные для их исполнения; в широком смысле - исполнение всех богослужебных текстов (напр., по словам А. А. Дмитриевского: «κανὼν τῆς ψαλμοδίας (правило псалмопения.- И. С.) обозначает полный круг суточных служб, изложенных в Часослове для келейного употребления» - Дмитриевский. 1889. С. 72-73) или только певческое исполнение богослужебных текстов (так, в «Теоретиконе» митр. Диррахийского Хрисанфа из Мадита, в гл. «Как распеваются псалмодии», под П. подразумеваются распеваемые богослужебные тексты в разных жанрах, включая и псалмовые и гимнографические - Χρύσανθος. 1832. Σ. 178-181). На протяжении столетий способ распевания текстов Псалтири менялся в зависимости от смены литургической традиции; также существуют местные особенности в исполнении псалмовых песнопений.
В ветхозаветный период пение псалмов Псалтири, по всей вероятности, могло сопровождаться игрой на муз. инструментах (см. в ст. Музыка и музыкальные инструменты в Библии).
Наиболее ранние сведения об исполнении псалмов в христ. богослужении, по всей вероятности, относятся ко II в. Так, в апокрифических «Деяниях Павла» (гл. 9; кон. II в.) говорится о том, что «каждый брал хлеб и праздновал, согласно традиции, во время пения псалмов Давида и гимнов» (цит. по: Schneemelcher W., Hrsg. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Übersetzung. Tüb., 19976. Bd. 2. S. 258). В кон. III в. появляются указания на различные способы исполнения псалмов - респонсорные, антифонные и в сопровождении припевов: у Тертуллиана (Tertull. Apol. adv. gent. XXXIX 16-18; Idem. De orat. XXV 2; Idem. Ad uxor. II 8. 8-9; см.: McKinnon. 1987. § 74, 78, 80) и у сщмч. Ипполита Римского (Trad. Ap. 25; см.: McKinnon. 1987. § 89). В описаниях палестинского монашеского богослужения присутствует указание на респонсорное пение псалмов с ипопсалмами.
Согласно Типикону Великой церкви, основу суточного круга богослужения составляло песненное последование, к-рое предполагало певч. исполнение 76 псалмовых антифонов т. н. К-польской Псалтири (см.: Strunk. 1956). Система припевов к псалмовым стихам антифонов наиболее полно зафиксирована в 2 певч. Антифонариях фессалоникийского происхождения - Athen. Bibl. Nat. 2061 (нач. XV в.) и 2062 (кон. XIV в.), в которых нотированы псалмовые стихи с припевами для 2-недельного будничного цикла к-польского соборного богослужения. Согласно рукописи Athen. Bibl. Nat. 2061, стих, исполняемый доместиком, распевался в мелизматическом стиле и выполнял функцию настройки на глас последующего антифона, в то время как хоровое повторение этого же стиха, как правило, распето в силлабическом стиле, реже - в силлабо-невматическом стиле. По мнению О. Странка, мелос хорового припева, возможно, отражает более архаичные певч. традиции, поскольку в общих чертах совпадает с псалмовым тоном из более ранней рукописи - 1225 г. Crypt. Γ. γ. V (Fol. 446) (см.: Strunk. 1956; также в ст. Ипопсалмы).
Согласно Студийскому уставу, псалмы в цикле служб суточного богослужения распевались по образцу 72 гласовых моделей - т. н. аллилуиариев, создание к-рых приписывается прп. Феодору Студиту. В Студийско-Алексиевском Типиконе, сохранившемся в древнерус. переводе кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., эта система псалмопения объясняется в гл. «От пе(н) псл(т)рнаго». Согласно ее содержанию, для распевания 3 антифонов 3 утренних кафизм предполагалось использование 9 гласовых моделей, которые менялись последовательно при смене гласа недели; кроме них указаны 9 дополнительных гласовых моделей (5 - для 4-го гласа, 3 - для 6-го гласа, 1 - для 8-го гласа) (см.: Пентковский. 2001. С. 404-405). Ввиду простоты мелодического содержания этих гласовых мелодических моделей не было необходимости в их письменной фиксации. Известны 4 рукописи, в к-рых изложены модели аллилуиариев для распевания псалмов с нотацией: Sinait. gr. 1273 (XII в.); Crypt. Γ. γ. V; VII (XIII в.); Mess. gr. 129 (XIII в.). Образец каждого гласа включает 9 мелодических моделей - 1-й стих каждой «Славы» с припевом «Аллилуия». Т. о., псалмовая модель состоит из 2 фраз, разделенных срединной несовершенной каденцией, и завершается заключительной каденцией - на плагальной (в первых 2 антифонах) и на автентической (в 3-м антифоне) каденции (см.: Schkolnik. 1997).
В период распространения Иерусалимского устава бóльшая часть псалмовых песнопений фиксируется впервые в нотированных сборниках, содержащих песнопения всенощного бдения и литургии, как правило, в калофонической мелодической редакции. К ним относятся аниксандарии (Пс 103. 28b - 35), «Блажен муж» (Пс 1-3), кекрагарии («Господи, воззвах»; Пс 140, 141, 129, 116), прокимны в жанре дохи, «Бог Господь» (стихи Пс 117), антифоны полиелея (Пс 134-135), Пс 136, непорочны (Пс 118), пасапноарии утрени («Всякое дыхание»; стихи Пс 148-150). Певч. П. также следует считать ряд песнопений литургии на основании их мелодического содержания и происхождения: напр., изобразительные антифоны с блаженнами, входные песнопения, аллилуиарии, херувимские песни, причастны (см. в статьях Калофоническое пение, Аколуфия, Анфология, Пападики).
К. Трёльсгор отмечает наличие в круге песнопений, впервые нотированных в кон. XIII в., т. н. простой П., к-рая прежде распространялась исключительно в устной практике. Ее элементы обнаружены исследователем в песнопениях «Господи, воззвах» (Пс 141. 8 LXX), «Помилуй мя, Боже» (Пс 50), в хвалитнах (Пс 148. 1), в Пс 9. 2 и в малом славословии, в 2 мелодических версиях прокимна (для воскресных и седмичных дней), в 1-м стихе библейских песней, в блаженнах (Troelsgård. 2011. P. 76-78). Известно, что простые псалмовые каденционные формулы указанных выше песнопений совпадают с начальными формулами степенных антифонов (см. Степенные псалмы и антифоны), что подтверждает существование подобной мелодической традиции т. н. простой П. до появления Стихирарей в X в. (Strunk. 1977). Нек-рые исследователи обнаруживают следы т. н. простой П. в развитых калофонических редакциях псалмовых песнопений всенощного бдения. Так, исследование А. Юнг показало, что мелодии для «Господи, воззвах» и «Всякое дыхание» в рукописи Sinait. gr. 1255 являются «орнаментацией музыкального материала, использованного в простом славословии и псалмодии. Их развитая в мелодическом отношении речитация обрамляется начальными оборотами и каденцией, в которых используются главным образом простые формулы» (Jung. 1984. P. 26).
В древнерусской традиции ранние формы П. отражают традиции различных уставов, в свое время регулировавших практику визант. богослужения. Свидетельств использования на Руси Типикона Великой ц. не сохранилось, однако отдельные элементы песненного последования, по всей вероятности, были известны, о чем можно судить по крайней мере по 2 певч. памятникам - Благовещенскому Кондакарю нач. XIII в. (РНБ. Q. п. I. 32) и рукописи cер. XVI в. РНБ. Q. I. 184, в к-рых можно обнаружить следы П., совершаемой по образцу богослужебной традиции Великой ц. К-поля. В Кондакаре присутствует раздел, озаглавленный «Асматик» и содержащий разные псалмовые стихи и припевы на 8 гласов, указывающие на к-польскую традицию, а также ст. «Тин икумени» (Τὴν οὄκουμένην - Вселенную) и различные слоговые вставки («аленане», «неинее» и др.), демонстрирующие высокий уровень мелизматики (см.: Швец. 2008). В рукописи РНБ. Q. I. 184 изложены 3 осмогласных цикла, содержащие распетые псалмовые строки с припевами, согласно различным литургическим традициям. Второй из них по набору стихов и соответствующим текстовым припевам, а также по мелодико-графическому содержанию соответствует традиции песненного последования (см.: Она же. 2011; Она же. 2018. С. 161-196).
Монастырская П., совершавшаяся на Руси согласно Студийскому уставу, отражена в 3 певч. рукописях - Типографском уставе с Кондакарем кон. XI - нач. XII в. (ГТГ. К-5349), Ирмологии 1-й пол. XV в. (ГИМ. Барс. № 1348; см.: Живаева. 2003) и рукописи РНБ. Q.I.184 (1-й осмогласный цикл из трех в указанном списке; см.: Швец. 2011. С. 99-104). Количество гласовых псалмовых моделей в перечисленных списках различается по полноте: в Типографском уставе утрачены разделы 6, 7, 8-го гласов (соответственно содержится только 48 моделей), в Ирмологии выписаны модели только для 2 кафизм (всего 39 моделей), в последнем сборнике набор аллилуиариев наиболее полный и включает 70 моделей. Сравнительный анализ псалмовой модели 1-го гласа из Типографского устава и моделей согласно известным визант. рукописям показал их графическое сходство и позволил представить предварительную мелодическую транскрипцию (см.: Schkolnik. 1997. P. 80).
Согласно Иерусалимскому уставу, псалмовые песнопения, соответствующие практике совершения всенощного бдения, были зафиксированы в певч. рукописях с XV в. и связаны с распространением певч. кн. Обиход. По всей вероятности, сложность мелодического содержания большинства моделей псалмовых циклов всенощного бдения потребовала их письменной фиксации, в то время как более ранние версии скорее всего были проще и по этой причине бытовали только в устной традиции. По формульному составу они могут быть разделены на 2 основные группы - осмогласные и неосмогласные. К 1-й группе относятся песнопения, имеющие в певч. рукописях по 8 моделей согласно количеству гласов,- «запевные» строки к стихирам, стихи и припевы т. н. воззвашных псалмов (Пс 140, 141, 129, 116), стихи 117-го псалма «Бог Господь» и распеваемые по модели его 2-го полустишия «Аллилуия», «Свят Господь Бог наш». Др. группу представляют псалмовые циклы, имеющие в певч. рукописях только одну мелодическую версию,- 103-й псалом, 1-я кафизма, 2-я и 3-я утренние кафизмы, 17-я кафизма, полиелей, хвалитные псалмы. Приблизительно в кон. XV - сер. XVI в. происходил процесс становления графических редакций псалмовых песнопений всенощного бдения. Ранние графические редакции для некоторых псалмовых циклов, по всей вероятности, могли быть связаны с более архаичной мелодической версией, в то время как на формирование более поздних оказали влияние новые мелизматические распевы, возникшие в XV-XVI вв. Изучение формульного содержания неосмогласных псалмовых песнопений позволило установить, что их мелос, как правило, имеет отношение к тому гласу, на к-рый указано распеть этот псалмовый цикл в той или иной редакции Иерусалимского устава, или к др. гласу, но близкому к «уставному» по составу формул и комплексу ладовых опор. Кроме того, в древнерус. богослужебной практике бытовали псалмовые песнопения, мелос которых не соответствовал указаниям действующего устава. Обнаруженное противоречие между нотированными и литургическими источниками объясняется либо сохранением более архаичной практики П. (в частности, следованием указаниям Студийского устава - напр., относительно полиелея, хвалитных псалмов), либо появлением новых мелодических версий псалмовых песнопений, к-рые оказались свободными от предписаний Иерусалимского устава (2-я и 3-я «Славы» 1-й кафизмы, 3-я кафизма) (см. подробнее о каждом цикле: Старикова. 2013).
Содержание певч. рукописей свидетельствует об утрате осмогласной традиции распевания утренних кафизм Студийского устава, к-рая в начале распространения Иерусалимского устава еще могла сохраняться (см. указание «стихословить» кафизмы «на три статьи в настоящий глас» в ранней древнерус. редакции Иерусалимского устава ГИМ. Син. № 329. Л. 18 об, кон. XIV в.). Всеобщее распространение получает одна мелодическая версия - 6 моделей для 2 кафизм, по образцу к-рых распевались все кафизмы утрени. В основной графической редакции 2-й кафизмы содержатся традиционные по графике силлабо-невматические попевки знаменного распева 1-го гласа. Мелос 3-й кафизмы основан на иных по стилю мелизматических формулах столпового знаменного распева (1-я «Слава») и путевого распева (2-я и 3-я «Славы»), использующихся в песнопениях именно тех гласов, к-рые нередко указаны в ремарках писцов перед соответствующими «Славами» (5, 6, 8-й). Полный цикл кафизм утрени, распеваемых по образцу 2-й и 3-й кафизм, озаглавлен в певч. рукописях «Псалтирь певчая» и нередко связывается с творчеством игум. Маркелла (Безбородого?), однако его авторство является спорным (см.: Старикова. 2014). В 1-й пол. XVII в. был также создан полный осмогласный цикл утренних кафизм, для распевания которых были использованы попевки знаменного и путевого распевов всех гласов. Единственный известный список этого цикла содержится в сборнике 1619-1624 гг. СПГИХМЗ № 274 и приписывается распевщику и уставщику Троице-Сергиевого мон-ря Логгину (Шишелову) (см.: Коротких. 2001).
Комплекс стихов и разнообразных текстовых припевов хвалитных псалмов, описанных в Студийском уставе (см.: Пентковский. 2001. С. 407), появляется с нотацией уже в книгах сер. XVI в. (напр., в рукописях: ГИМ. Чуд. № 60; РГБ. Ф. 113. № 240). С этого времени вплоть до появления новой редакции Обихода, ориентированной на пореформенное богослужение, в певч. рукописях фиксируется только одна мелодическая версия хвалитных псалмов в различных графических редакциях. Т. о., студийская традиция исполнения хвалитных псалмов согласно гласу недели, аналогично группе псалмов в начале вечерни, была утрачена и использовалась одна, а не 8 моделей для их распевания. Мелос хвалитных припевов основной графической редакции имеет интонационное сходство с простыми по стилю гласовыми моделями припевов воззвашных псалмов неск. гласов - 4, 6, 8-го (подробнее см.: Старикова. 2013. С. 231-253). Анализ моделей одного гласа осмогласных циклов позволяет выявить их интонационно-ладовое сходство, несмотря на очевидные различия между ними по стилю. Погласицы, т. е. модели для распевания «запевных» псалмовых стихов, фактически представляют собой мелодизированную речитацию, модели для распевания псалмов «Господи, воззвах» могут включать более или менее развернутые мелодические построения, а песнопения «Бог Господь» образуют ряд наиболее распетых моделей из группы осмогласных псалмовых циклов. Бóльшая часть осмогласных псалмовых песнопений содержит попевки или интонационные элементы из песнопений столпового знаменного распева того гласа, к к-рому они принадлежат. В псалмовых моделях «Господи, воззвах» и «Бог Господь», как показывает их анализ, была заложена одна мелодическая «основа», к-рая украшалась в «Бог Господь» - для придания этому песнопению большей торжественности. Песнопения одного гласа часто обладают различным ладовым содержанием, зависимым от мелодического материала, к-рый используется в их моделях. Так, финалисы моделей для пения «запевных» стихов (погласиц) совпадают с основными каденциями соответствующих гласов в визант. традиции. Этот факт, а также простота мелодического облика погласиц указывают, вероятнее всего, на их архаичное происхождение. Ладовые структуры почти всех моделей псалмов «Господи, воззвах» и «Бог Господь» вписываются в ладовую схему осмогласия столпового знаменного распева, которая включает не только основные каденции, но и своеобразные, т. н. скользящие (напр., в «Бог Господь» 1-го гласа). Исключительной оказалась лишь псалмовая формула 5-го гласа, к-рая имеет нетипичную и для древнерусской, и для визант. певч. традиции каденцию (на ступени «с» (e)). Наличие «мигрирующих» формул, к-рые используются в осмогласных и неосмогласных псалмовых циклах, может быть следом особого псалмового осмогласия, т. е. подтверждать бытование на определенном этапе развития системы псалмовых мелодических формул, отличных от формул стихирарного и ирмологического мелосов. Поскольку подобная система мелодических моделей на 8 гласов для распевания текстов Псалтири была описана в Студийском уставе, выявленный комплекс особых формул П. всенощного бдения может являться ее реликтом (Там же. С. 292-297).
В западной церковно-певческой традиции псалмовые тексты также распевались в разных стилях и в некоторых случаях - в зависимости от принадлежности к той или иной местной практике (см. ст. Григорианское пение, Римский обряд, Антифон, Респонсорий, Староримское пение, Амвросианский обряд, Амвросианское пение, Галликанский обряд, Галликанское пение, Испано-мосарабский обряд, Испано-мосарабское пение, Кельтский обряд, Ирландия (разд. «Церковная музыка»)). Псалмовые тоны, предназначенные для распевания псалмов оффиция, включали 8 моделей и 1 дополнительный (tonus peregrinus) и фиксировались в певч. книге Тонарий.