Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОБИХОД
52, С. 238-245 опубликовано: 25 апреля 2023г.


ОБИХОД

Чин Божественной литургии в Обиходе. XVI в. (до 1569 г.) (РГБ. Ф. 113. № 240)
Чин Божественной литургии в Обиходе. XVI в. (до 1569 г.) (РГБ. Ф. 113. № 240)

Чин Божественной литургии в Обиходе. XVI в. (до 1569 г.) (РГБ. Ф. 113. № 240)

Термин в рус. церковном пении, имеет 2 значения.

1. Певч. книга, содержащая нотированные песнопения суточного богослужебного круга (всенощного бдения, повечерия, Божественной литургии и др.), а также годового подвижного богослужебного круга и различных чинов и таинств (чаши заздравной, венчания брака, погребения, панихиды и др.).

Название певч. книги объясняется тем, что содержащиеся в ней песнопения являются повседневными, обычными. По этой причине значительная часть таких песнопений, к-рые представляют 2 стилистических пласта древнерус. церковного пения - внегласовый и гласовый, столетиями не записывалась, а передавалась изустно. Песнопения О. не фиксировались в иных певч. книгах. В рукописной традиции название книги становится устойчивым только после ее формирования, к сер. XVII в.; оно появилось в нотированных рукописных книгах в 1-й пол. XVII в.: «Начало обихода всенощнаго бдения» (РНБ. Кир.-Бел. № 654/911, 1-я пол. XVII в.), «Обиход на литоргии» (Там же. № 586/843, нач.- 30-е гг. XVII в.), «Последование постнаго обиходу» (РНБ. Погод. № 396, сер. XVII в.), «Начало постнаго обихода от недели мытаря и фарисея и во святой и великий пост» (Там же. № 424, 2-я пол. XVII в.), «Обиход пасце» (РНБ. Солов. № 621/662, кон. XVII в.), «Сия книги глаголемая Обиход великий» (Там же. № 618/637, 3-я четв. XVII в.). Иные варианты заголовков данной книги также характеризуют ее содержание как повседневное и обычное: «Возследование нужнейших церковных потреб… вечерних, утренних и литургийных; и… постнаго пения и святыя пасхи и всея светлыя недели» (Там же. № 621/662).

Прототипом О. является визант. певч. кн. Аколуфии, сформировавшаяся в XIV-XV вв. и так же, как и О., содержащая неизменяемые песнопения суточного круга. Напр., рукопись «Аколуфии, составленные маистром кир Иоанном Кукузелем, от начала великой вечерни до окончания Божественной литургии» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458, 1336 г.) включает песнопения, входившие в состав 2 др. певч. книг - Псалтикона и Асматикона, а также иные песнопения служб суточного круга. Кроме того, имеется ряд параллелей в словесном тексте песнопений, впосл. составивших О., и дополнительных разделов Кондакарей (мелос песнопений Кондакарей не расшифрован, поэтому нет возможности судить о мелодическом соответствии).

Основными причинами возникновения О. стали, по-видимому, изменение мелодической редакции песнопений в сторону увеличения распевности и усложнения мелоса, а также тенденция к последовательной записи всего корпуса песнопений (в т. ч. малораспевных). В то же время О. явился своеобразным маркером процесса перехода в богослужении Русской Церкви со Студийского устава на Иерусалимский устав. Как особый тип певч. книги О. сложился к сер. XVI в.

История

Историю его бытования условно можно разделить на 3 этапа.

«Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922)
«Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922)

«Свете тихий» и прокимны вечерни в Обиходе. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922)

На 1-м этапе (посл. четв. XV - сер. XVI в.) намечается тенденция, определившая репертуар О.: фиксация всех песнопений, не вошедших в иные певч. книги (Октоихи, Стихирари месячные и постные, Ирмологии). Вначале песнопения, составившие позднее О., включали в качестве дополнений в различные книги, в разделы неустойчивого состава. Это отдельные песнопения - предначинательный псалом, «Блажен муж», тропари великого водоосвящения, непорочны, «Владычице, приими», «Духовная моя братия» и др., а также циклы - величания, самогласны, подобны, «Бог Господь», «Аллилуия», «Свят Господь Бог наш». Песнопения годового подвижного круга были сгруппированы вместе и образовали единую структуру ранее других. Предварительным этапом формирования О. следует считать запись ряда песнопений без нотации: напр., в рукописи РНБ. Q.I.94 (сер. XV в.) содержатся «Ныне силы небесныя», «О Тебе радуется» и «Да молчит всяка плоть».

Началом формирования О. как новой певч. книги явилось объединение песнопений и подборок по их местоположению внутри рукописи и в определенном порядке. Напр., в списке 2-й пол. XVI в. РНБ. Соф. № 481 на л. 116 начинается раздел, озаглавленный «Стихеры самогласны и Господи возвах и Бог Господь и прокимны въскресны на восмь гласов»; данная подборка объединяет такие гласовые песнопения, к-рые по структуре и стилистике отличаются от песнопений Октоиха и Ирмология и служат моделями для распевания текстов соответствующих жанров. Затем помещена др. подборка - «Препелы по полиелеосе на праздники господские» (Л. 119),- к-рая включает величания и припевы по 9-й песни канона, расположенные в календарной последовательности. С л. 125 начинаются песнопения годового подвижного круга - от подготовительных недель Великого поста до Пасхи. Далее в рукописи выписан ряд песнопений под заглавием «На всенощном бдении» (в богослужебной последовательности). В отдельную подборку сгруппированы еще неск. песнопений из различных чинопоследований: стихира на проклятие еретиков «Иже образу Твоему», мученичен 7-го гласа «Единодышуще», Пс 136 «На реце Вавилонстей», «Плакася Адам», «Господи на муку волную» (см.: Захарьина. 2007. С. 71-75). Т. о., в этом раннем списке уже представлены песнопения как столпового знаменного распева, так и внегласовые.

Ранние списки О. весьма малочисленны; все они входят в певч. сборники различного состава, напр.: РНБ. Соф. № 482 (сер. XVI в.) - величания (Л. 79 об.), «Подобны мениям месячным» (Л. 83), песнопения Великого поста «Покаяния отверзи» и др. («сиа стихы поются в пост на утрени въскресной за молитв ради» - Л. 86 об.), чин умовения ног («Се стих на умовение ногам» - Л. 87) и неск. дополнительных песнопений; РНБ. Кир.-Бел. № 647/904 (кон. XVI в.) - самогласны (Л. 55 об.), подобны (Л. 57 об.), великопостные песнопения (Л. 65), канон Пасхи (Л. 68 об.); ГИМ. Син. певч. № 139 (сер. XVI в.) - песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи (Л. 168 об.), разрозненные песнопения (Л. 173, 181 об.), заупокойные песнопения (Л. 173 об.), песнопения всенощного бдения (Л. 182), стихиры чина великого водоосвящения (Л. 194 об.).

Песнопения записаны крюковой знаменной нотацией, причем их знаковый состав сильно варьируется в разных рукописях. Это указывает на устойчивую устную форму их бытования: в каждой писцово-певч. школе складывалась своя форма записи напевов. Также вероятно, что существовали мелодические варианты песнопений, к-рые записывались по-разному.

Постепенно объем дополнительных разделов, различного рода подборок в певч. книгах увеличивается, стабилизируются их состав и порядок компоновки.

На 2-м этапе (сер. XVI - кон. XVII в.) складывается устойчивый круг песнопений О., полностью формируется структура книги, вырабатываются ее типы и редакции, уточняются принципы расположения материала, создаются многочисленные списки, которые различны по составу и объему. При этом ярко проявляется одна из существенных особенностей О.- стремление охватить все известные мелодические версии того или иного песнопения. Наивысшей точки в своем развитии книга достигает во 2-й четв.- сер. XVII в.

Структура

Структура О. состоит из 3 разделов. 1-й раздел, «Обиход простой», в рукописях часто озаглавлен «Начало всенощнаго бдения сиречь великия вечерни» (ГИМ. Син. певч. № 1192, 2-я четв. XVII в.), «Начало обихода всенощнаго бдения» (РНБ. Кир.-Бел. № 654/911) и т. п. и охватывает песнопения вечерни, воскресной полунощницы, великого повечерия, воскресной утрени, молебна, литургии св. Иоанна Златоуста и чина заздравной чаши («Над чашею заздравною» - ГИМ. Син. певч. № 1198, 1622-1631 гг.; № 1221, 2-я четв. XVII в.; «Чин и устав на трапезе за приливок» - Там же. № 1236, сер. XVII в.). Главный принцип расположения песнопений в данном разделе - литургический: ряд песнопений вечерни открывается стихами «Приидите, поклонимся», затем следуют предначинательный псалом, великая ектения, «Блажен муж», 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы и т. д., по порядку богослужения.

С течением времени способ расположения песнопений в виде подборок сменяется форматом изложения целых богослужебных чинов, что выражается в записи не только песнопений, но и ектений, ответов на возгласы («И духови твоему», «Тебе, Господи» и т. п.): впервые это отмечается для чина Божественной литургии уже во 2-й пол. XVI в. (напр., РГБ. Ф. 113. № 240, до 1569 г.) и несколько позднее, к сер. XVII в.,- для чинов всенощного бдения и др. последований. Иногда песнопения сопровождаются в О. ремарками уставного характера (что нетипично для др. певч. книг). Такие ремарки касаются способа и даже характера исполнения: уточняется распределение песнопений между 2 хорами, указывается, кто из участников богослужения (священник, диакон, экклисиарх, канонарх, головщик) произносит тот или иной текст, поется ли песнопение «велегласно» или «легко», «косно» или «бодро», на какой глас и т. п.

«Обиход простой» содержит неск. подборок - блоков «справочного» характера: в каждом богослужении используются не все объединенные в них песнопения, а лишь одно-два. Часть таких блоков построена по гласовому принципу: модели для распевания псалмов на «Господи, воззвах», запевов к стихирам, стихир «на глас» (самогласны и подобны), концовок тропарей на «Бог Господь», а также подборки строк «Бог Господь», «Аллилуия», «Хвалим, благословим», «Свят Господь Бог», воскресных тропарей по великом славословии, первых воскресных тропарей на блаженнах, воскресных прокимнов на утрене и на литургии, а в О. после реформ патриарха Никона - также строк «Всякое дыхание». В др. блоках «Обихода простого» песнопения расположены по дням седмицы («октайный» принцип): это седмичные прокимны на вечерне и на литургии, кафизмы на утрене, «Приидите, поклонимся» со вседневной и с воскресной вставками и седмичные причастны на литургии. Ряд блоков организован по календарному («стихирарному» - от названия кн. Стихирарь) принципу: это блок, включающий в себя величания, праздничные припевы по 50-м псалме, на 9-й песни канона и к непорочнам, блоки задостойников и праздничных причастнов. Особняком стоят 2 блока песнопений Божественной литургии: это Трисвятое и заменяющие его в определенных случаях «Елицы» и «Кресту Твоему», выписанные в порядке употребительности, и прокимны святым, расположенные в соответствии с принятой иерархией чинов святых (принцип «общей Минеи»). Расположение «справочных» блоков в общем ряду песнопений «Обихода простого» подчиняется главному литургическому принципу: блоки псалмов на «Господи, воззвах», самогласнов и подобнов расположены перед песнопением «Свете тихий», блоки «Бог Господь», «Аллилуия» и концовок тропарей - перед воскресными кафизмами на утрене и т. д.- т. е. там, где на конкретной службе задействовано одно из песнопений блока.

Обиход пространной редакции. 1648 — нач. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 354. № 144)
Обиход пространной редакции. 1648 — нач. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 354. № 144)

Обиход пространной редакции. 1648 — нач. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 354. № 144)

2-й раздел О., сформировавшийся, как уже отмечалось, ранее других и получивший заголовок «Обиход постный» («Последование постнаго бдения» - ГИМ. Син. певч. № 1198, 1221, «Последование постнаго обиходу» - РНБ. Погод. № 396, «Начало постнаго обихода от недели мытаря и фарисея и во святой и великий пост» - Там же. № 424), включает в себя песнопения триодного периода: воскресные песнопения подготовительных недель и воскресных дней Великого поста, седмичных служб и особых великопостных памятей, дней Страстной седмицы и Пасхи. В данном разделе главенствующим является календарный принцип: песнопения расположены в том порядке, в к-ром они впервые появляются в богослужении. При этом внутри общего ряда песнопения сгруппированы по отдельным чинопоследованиям: это воскресная утреня подготовительных недель, воскресная вечерня периода поста, великопостные службы суточного круга, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. Василия Великого, чин поклонения Кресту в 3-ю неделю Великого поста, утрени четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста, утрени и литургии Великого четверга и Великой субботы, пасхальная утреня и вечерня дней Светлой седмицы. Внутри чинопоследований песнопения выписаны в литургической последовательности. Блоков «справочного» типа в «Обиходе постном» - 3: воскресные прокимны на вечерне «Не отврати» и «Дал еси», к-рые поются поочередно, причастны празднуемым святым, к-рые помещены в иерархическом порядке, и прокимны пасхальных вечерен, к-рые выписаны в порядке дней седмицы.

3-й раздел О., условно называемый исследователями «чины», наименее устойчив по составу: в различных списках может быть представлено от 1 до 12 песнопений из чинопоследований, большинство которых не входит ни в суточный, ни в седмичный, ни в годовой круг богослужения. Это песнопения чина о Панагии («Над хлебцем Пречистыя после стола» - ГИМ. Син. певч. № 1198, 1221; «Сии стих поют на трапезе после стола» - Там же. № 1227, сер. XVII в.; «Чин по востании от трапезы» - Там же. № 1236), крестного хода («Сие согласие поется за кресты ходя» - Там же. № 1198), малого и великого освящения воды (эти 2 чина имеют календарную «привязку» - соответственно к 1 авг. и к навечерию Богоявления (5 янв.)), а также чинов венчания («На обручение отроку со отроковицею» - Там же. № 1198, 1221), заупокойной литии («Чин над кутиею въ память усопших» - Там же. № 1243, 3-я четв. XVII в.), панихиды, мирского и иноческого погребений, поминальной трапезы (благословения колива - Там же. № 1243), летопровождения («Чин новому лету» - Там же. № 1198) и освящения храма («На обновление храма и иже в том святыя трапезы» - Там же. № 1230, 1676-1677 гг.). Песнопения сгруппированы по чинопоследованиям, внутри к-рых они выписаны в богослужебном порядке. Достаточно часто (но не всегда) заупокойные последования и чины водосвятия объединяются в рукописях в своеобразные тематические подборки (т. е. подряд выписаны неск. заупокойных или неск. водосвятных чинов).

Помимо 3 рассмотренных разделов в О. иногда включены дополнительные подборки песнопений: светильны (ексапостиларии) воскресные и праздничные (напр.: ГИМ. Син. певч. № 1186, 1236; РГБ. Ф. 354. № 144, 1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.), стихиры евангельские (ГИМ. Син. певч. № 1186, 2-я четв. XVII в.; РГБ. Ф. 354. № 144), стихи «Покаялны на осмь гласов» (ГИМ. Син. певч. № 1225, 1613 - до 1638 г.; № 1227), каноны молебные Богородице (Там же. № 1243; 1224, 1677 г.), избранные праздничные стихиры, песнопения утрени Великой пятницы («Страсти Господа и Бога нашего Исуса Христа» - Там же. № 1225) и Царских часов (Там же. № 1225, 1186). Кафизмы утрени могут располагаться не в последовании всенощного бдения, а в особом разделе под названием «Псалтырь певчая» (Там же. № 1221). Кроме того, в качестве дополнений в О. могут помещаться краткие теоретические руководства («Толкование надписания знамению» - Там же. № 139; «Строки мудрыя» - Там же. № 1186).

Литургический принцип является в О. одним из основополагающих. Составители книги стремились к тому, чтобы певч. ряд каждого из чинопоследований был представлен максимально полно, поэтому не только включали в него песнопения, отсутствующие в др. книгах, но и зачастую заимствовали песнопения из Октоиха, Триоди, Ирмология и Праздников. Напр., выписанные в последовании всенощного бдения воскресные стихиры на «Господи, воззвах» 8 гласов, степенны 4-го гласа «От юности», богородичен на хвалитех «Преблагословенна еси», изначально входящие в певч. Октоих, включены и в О. Однако полное дублирование материала в этих 2 книгах происходит не всегда: в О. заимствованные богослужебные тексты часто излагаются в иных певч. версиях, нежели в книгах-первоисточниках,- «с поправкой» на др. богослужебную ситуацию, чем предусматривается, напр., в Октоихе, или же как показатель многораспевности. Так, первые воскресные стихиры (самогласны) в О. распеты в простой силлабической стилистике и должны быть моделями для распевания ненотированных текстов, тогда как в Октоихе они изложены в нормативной попевочной стилистике столпового знаменного распева и предназначаются для пения именно на воскресном богослужении; антифон «От юности» в О. может быть изложен путевым распевом, поскольку данное песнопение используется не в рядовом воскресном богослужении (как в Октоихе), а в праздничном (но также может повторять столповую версию Октоиха); богородичен «Преблагословенна еси» в наиболее полных О. представлен целым блоком песнопений: осмогласником и версиями на каждый из 8 гласов в отдельности, а также напевом 4-го гласа в невматической стилистике. В чине молебна богородичен 8-го гласа «Владычице, приими» служит задостойником и изложен путевым распевом, а не столповым, как в Октоихе; в чинопоследовании Пасхи стихира 6-го гласа «Воскресение Твое» выписана в путевой версии, а не в столповой (как в Октоихе на стиховне, откуда она первоначально заимствована), поскольку предназначена для пения на крестном ходе (путевая версия стихиры содержится также в Триоди). Однако в др. случаях мелодические версии песнопений О. и др. книг совпадают: напр., в чин всенощного бдения из Триоди без изменений включены стихиры 7-го гласа «Воскресение Христово видевше» и 6-го гласа «Воскрес Исус», в последовании Божественной литургии воскресные тропари на блаженнах и стихира Пятидесятницы «Видехом свет истинныи» выписаны идентично версиям соответственно Октоиха и Праздников, в чине заздравной чаши напев ирмоса 2-го гласа «Крепость дая» - тот же, что и в кн. Ирмологий. Наибольшее количество заимствований содержит «Обиход постный»: это стихиры на поклонение Кресту, «Приидите, ублажим Иосифа», стихиры Великой субботы на «Господи, воззвах», Пасхи на хвалитех и на целование, к-рые перенесены из Триоди, а также ирмосы Пасхи из Ирмология. В пореформенных О. в чин венчания входит также ирмос 5-го гласа «Исаие, ликуй» из Ирмология.

Перечисленные разделы О. необязательно присутствуют во всех списках. В ряде случаев в рукописи имеется только к.-л. один раздел (чаще - «Обиход постный») или 2 раздела («Обиход простой» и «Обиход постный»). В исследовательской лит-ре списки, содержащие 2 первых раздела («Обиход простой» и «Обиход постный»), принято обозначать термином «Обиход полный» (применяется также вариант «Обиход великий», к-рый заимствован из рукописей - напр.: РНБ. Q.I.1046, кон. XVII - нач. XVIII в.). Списки, в которых есть все 3 раздела, называются «Обиход полный с чинами». Если в списке представлены песнопения лишь одного чина или единичные песнопения 1-2 чинов, то такой список следует классифицировать как «Обиход полный с фрагментами чинов». Наличие дополнительных разделов в типологии О. не отражается.

Объем различных списков О. может варьироваться не только в зависимости от включения 1, 2 или всех 3 разделов. Во-первых, в отдельных чинопоследованиях простого и постного О. могут отсутствовать нек-рые песнопения. Во-вторых, ряд песнопений может быть представлен одной или неск. мелодическими версиями. В связи с этим выделяют 3 редакции О.: основную, краткую и пространную (раздел чинов нестабилен по составу песнопений, поэтому при определении редакции он не учитывается). В О. основной редакции содержится наиболее типичный состав песнопений, причем в каждом конкретном списке неск. песнопений они представлены как минимум в 2 мелодических версиях. В О. краткой редакции отсутствует ряд песнопений (в различных списках их количество может варьироваться), а те, что имеются, зафиксированы в одной мелодической версии (как исключение - в двух). Причина появления краткой редакции - отражение на письме различных способов исполнения богослужебных текстов, известных на практике: в том или ином конкретном храме или обители песнопения, не выписанные в О., могли петь простым напевом, бытующим в устном варианте, или читать. Кроме того, в О. краткой редакции в минимальном объеме включены песнопения, зафиксированные в др. певч. книгах. О. пространной редакции по сравнению с О. основной редакции дополнены рядом песнопений, впервые распетых в сер. XVII в. (преимущественно с использованием попевок столпового знаменного распева) и не получивших широкого распространения; они также характеризуются наличием максимального количества мелодических версий каждого песнопения (напр.: РГБ. Ф. 354. № 144; ГАТвО. Ф. 1409. № 1044, 1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.). Количество песнопений, отсутствующих в кратких О. и, наоборот, имеющихся в пространных, варьируется от списка к списку.

Во 2-й пол. XVII в., и особенно к концу этого столетия, после церковных реформ патриарха Никона увеличивается количество списков, в к-рых отсутствуют не только 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы, но и стихи 2-й и 3-й кафизм, непорочны, «Достойно есть» по каноне, хвалитные псалмы. За исключением «Достойно есть», перечисленные песнопения достаточно сложны как по напеву, так и по тексту, чтобы существовать устно; при этом выборки стихов из псалмов, соответствующих данным песнопениям, но не снабженных нотацией, также не обнаружены. Можно предположить, что кафизмы, непорочны и хвалитные псалмы стали либо читать, либо совсем опускать (как в совр. практике богослужения). Вероятно, исключение данных песнопений из О. связано с намерением реформаторов удалить из богослужения все элементы студийской традиции, каковыми были припевы к стихам указанных псалмов. Если же верно предположение, что данные песнопения опускали в богослужении, то поздние О. отражают тенденцию к закреплению в письменных источниках не уставной, а реально принятой практики служения с сокращениями, вновь подтверждая этимологию названия книги. Во 2-й пол.- кон. XVII в. в соответствии с пореформенной практикой богослужения в последовании литургии появляется стихира Пятидесятницы «Видехом свет истинный», в последовании венчания - ирмос «Исаие, ликуй», в последовании всенощного бдения (в весьма малом количестве списков) - песнопение «Ныне отпущаеши».

С самого начала своей истории О. объединяет в себе песнопения различных певч. стилей. Наибольшую долю составляют песнопения знаменного распева, среди к-рых можно выделить 2 стилевых пласта: 1) внегласовые песнопения всенощного бдения и литургий; 2) песнопения столпового знаменного распева (модели для распевания псалмов на «Господи, воззвах», запевы к стихирам, самогласны и подобны, концовки тропарей на «Бог Господь», подборки строк «Бог Господь», «Аллилуия», «Хвалим, благословим», «Свят Господь Бог»; воскресные тропари на блаженнах, ряд песнопений Страстной седмицы и Пасхи). Ряд внегласовых песнопений имеет не одну, а неск. мелодических версий: дополнительными версиями являются различные редакции знаменного распева, к-рые в рукописях именуются «ино», «преводне», «ин перевод», «произвол» или «ино знамя». Дополнительные мелодические версии могут быть также в стилистике столпового осмогласия - это многогласники и гласовые версии изначально внегласовых песнопений.

В О. содержится значительное количество песнопений иных стилей. С появлением данной певч. книги именно в нее включают песнопения путевого распева (2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы на всенощном бдении, 18-я кафизма на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров, «Достойно есть», «О Тебе радуется» и задостойники на Божественной литургии, «Приидите, ублажим Иосифа» и «Да молчит» в Великую субботу). В О. имеются также песнопения демественного распева (см. Демественное пение) («На реце», «Светися», «И нам дарова», «Христос воскресе», многолетие, «Со святыми»), большого знаменного распева («Господь воцарися», задостойники, «Приидите, последнее целование»). «Иностилевые» песнопения могут быть как дополнительными по отношению к знаменным, так и основными (напр., путевое «Достойно есть» появляется раньше, чем напев 6-го гласа знаменного распева). Кроме того, известны рукописи, содержащие те песнопения, что и О., но исключительно путевого (напр.: «Обиход путен» - ГИМ. Щук. № 767, 1602 г.) или демественного распевов. В последнем случае такие рукописи имеют собственное название - Демественник (напр.: ГЦММК. Ф. 283. № 15, 1606-1612 гг.). Демественник представляет собой особый тип певч. книги, функционально отличаясь от О.: он содержит не самые употребительные, «обиходные» песнопения, а «элитарные», исполнявшиеся только высокопрофессиональными хорами государевых певчих дьяков и архиерейских певчих. Также выявлены списки троестрочного (многоголосного) О. (РГБ. Ф. 37. № 149, XVII в.; Ф. 310. № 165, сер.- 3-я четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 1188, 1673-1676 гг.; № 1192; РНБ. Q.I.875, кон. XVII в.). Полностью отражая тенденцию к многораспевности, игравшую в развитии древнерусского церковнопевческого искусства XVI-XVII вв. весьма важную роль, О. вобрал в себя различные локальные певческие версии и редакции песнопений («кирилловское», «троицкое», «усольское», «путь монастырской», «опекаловское» и др.; см. также в статьях Местные распевы, Монастырские распевы). Во 2-й пол. XVII в. и позднее количество представленных в О. певч. стилей возрастает за счет включения южнорусских распевов: греческого, киевского и болгарского, а также авторских и местных распевов («жуковского роспева», «герасимовское» (см. Герасимовский напев), «симоновское», «чудовское» и др.).

В О. применялись все известные в то время на Руси виды нотации: в XVI-XVII вв.- крюковые знаменная и казанская нотации, с 3-й четв. XVII в. к ним добавляются также двознаменная нотолинейно-крюковая (ГИМ. Син. певч. № 1348, 1676-1682 гг.) и нотолинейная формы записи.

История развития книги О. показывает, что она мыслилась ее создателями как своего рода певч. энциклопедия. Круг песнопений О. с большей или меньшей полнотой охватывает все богослужение: здесь представлены тексты песнопений почти всех чинопоследований общественного и частного богослужения, а также множество дополнительных материалов, в т. ч. уставного характера. Среди всего корпуса певч. книг только О. дает целостное (а не основанное на сопоставлении отдельных частей) представление о певч. традиции уставного богослужения. О. включает в себя песнопения почти всех использующихся в Русской Церкви жанров гимнографии; в нем представлены все певч. стили и формы нотации, известные на тот момент. Несмотря на значительный объем материала, в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. О., как правило, входил в состав певч. сборников, объединяющих под одним переплетом неск. певч. книг, и только со 2-й пол. XVII в. получают распространение списки О., оформленные как отдельные манускрипты.

3-й этап истории О. охватывает период с нач. XVIII в. до наст. времени, его важнейшая особенность - существование книги не в едином русле, а в рамках 3 конфессиональных течений, сложившихся в России после церковного раскола сер. XVII в.: в синодальной, а затем патриаршей Церкви, среди старообрядцев-поповцев и старообрядцев-беспоповцев.

В практике синодальной Церкви на протяжении XVIII в. продолжалось включение в О. вновь возникающих мелодических версий песнопений, как монодийных, так и многоголосных, в т. ч. гармонического склада, при этом структура книги не претерпевала заметных изменений. В чинопоследование всенощного бдения на данном этапе прочно входят песнопения греческого, киевского и болгарского распевов, причем не только внегласовые, но и те, что относятся к «обиходному осмогласию» (напр.: РГАДА. Ф. 381. № 326, XVIII в.). Ярким образцом многораспевности в поздний период является песнопение «На реках Вавилонских». Н. Б. Захарьина перечисляет для него 10 мелодических версий: «греческаго роспева», «другаго роспева», «роспев демественной», «демество столповое», «демественная другаго роспева», «ин роспев», «переводне», «троицкая малая», «малаго роспева, знаменнаго», без ремарки (распев является вариантом греческого) (Захарьина. 2007. С. 205-206). Однако в наибольшей степени многораспевность проявляется в песнопениях Божественной литургии. Напр., для херувимской песни по различным источникам насчитывается более 20 мелодических версий: «Херувимская песнь знаменнаго малаго роспева», «Малого роспеву», «Херувимская песнь киевскаго роспева», «Киево-печерска», «Скитская болшой роспев», «Ин роспев скитской поставь в три строки», «На радуйся», «Во всю землю», «Дамолчитная», «Чудовскаго роспева», «Симановская», «Смоленская», «Жуковская», «Ин роспев болшой жуковской», «Малой роспев жуковской», «Ин роспев», «Преводне», «Езувицкая», «Евстафиевская», «Малой роспев евстафьев», «Королев плачь», «Грекословенская», «Болгарская», «Мелетиева», «Кирилловская» (Там же. С. 214-215). Для песнопений «Обихода постного» также появляется большое количество новых мелодических версий. В записи песнопений безусловно доминирующей становится линейная нотация, хотя встречаются и немногочисленные крюковые списки.

В связи с подготовкой печатных изданий певч. книг, в частности О., в XVIII-XIX вв. Синод инициировал унификацию как круга песнопений, так и самих напевов. Унификации напевов в большой степени способствовал переход от знаменного крюкового письма к линейной нотации: т. о. сводилась к минимуму вариативность в прочтении записи песнопений. Однако полностью воплотить идею унификации удалось только с осуществлением печатного издания певч. книг, к-рое впервые состоялось в 1772 г. Издание «Обиход церковный нотного пения разных роспевов» содержит исключительно монодийные песнопения; помимо знаменного распева в нем широко представлен греческий распев: его репертуар охватывает песнопения всенощного бдения, Божественной литургии, литургии Преждеосвященных Даров, субботы 5-й седмицы Великого поста, Великой субботы, Пасхи. Круг песнопений киевского распева также достаточно велик: он включает в себя песнопения всенощного бдения, великого повечерия, Божественной литургии, литургии Преждеосвященных Даров, Великой субботы, заупокойных чинов. Несколько меньше перечень песнопений болгарского распева: это песнопения утрени, литургии и Великой субботы. Песнопения с ремаркой «герасимовское» единичны, а репертуар путевого распева ограничен только величаниями. В учебных целях в 1778 г. был выпущен «Сокращенный Обиход нотного пения». В кон. XIX в. издание певч. книг было предпринято вновь - для исправления опечаток и ошибок, выявленных за прошедшее столетие. «Сокращенный Обиход...» был при этом заменен «Учебным обиходом нотнаго церковнаго пения» (1887), в 1891 г. была издана Триодь, в к-рую вошли песнопения подвижных двунадесятых праздников и песнопения «Обихода постного», а изданный в 1892 г. «Обиход нотнаго пения употребительных церковных роспевов» состоял из 2 частей: всенощного бдения и Божественной литургии, т. е. фактически вернулся к объему «Обихода простого» (однако в данном издании в О. были включены воскресные и богородичные ирмосы). В стилевом отношении О. нового издания претерпел довольно значительные изменения: в него были включены напевы, ставшие к тому времени общеупотребительными. Это многочисленные сокращенные распевы (которые по рукописям были известны уже с XVII в., но в небольшом количестве): сокращенный знаменный, малый знаменный, сокращенный киевский, сокращенный греческий. Херувимская песнь представлена в нем 16 мелодическими версиями.

В среде старообрядцев-поповцев древнерус. книга О. трансформировалась в 2 отдельные певч. книги: Обиход и Обедницу. Поповский О. типологически восходит к древнерус. «Обиходу полному» с чинами, но имеет ряд отличий в составе песнопений. Так, в печатной редакции книги (Киев: изд. Л. Ф. Калашникова, 1909), являющейся результатом ее развития в течение 2 столетий, отсутствует подборка самогласнов, но добавлены распетые на 2-й глас начальные стихи шестопсалмия «Слава в вышних Богу», отсутствуют распетые кафизмы, в т. ч. непорочны (хотя в отдельных ранних списках О. поповской редакции они представлены, напр.: МДА. № 235145. Л. 108 об.), «Честнейшую», «Преблагословенна еси», великое славословие и тропари по великом славословии, песнопения литургий св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров. В подборки песнопений Великого четверга и Великой пятницы включены стихиры, отсутствующие в древнерус. О., при этом канон Пасхи О. не содержит. «Обиход постный» дополнен разд. «Недельные триодные славники». В качестве дополнения в конце книги помещены песнопения чина изобразительных (обедницы): «Помяни нас, Господи», «Лик небесныи», «Отче наш» 6-го гласа и «Всесвятая Троице». Песнопения молебна также расположены не после песнопений всенощного бдения, а в конце О. Раздел чинов содержит только заупокойные песнопения.

Кн. Обедница, которая выделилась в отдельный сборник во 2-й пол. XIX в., содержит песнопения литургий св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого (в т. ч. в Великий четверг и в Великую субботу) и Преждеосвященных Даров, литургийный цикл демественного распева, а также песнопения чина архиерейского служения литургии, чина освящения храма и венчания. В печатном издании Обедницы (Киев: изд. Калашникова, 1909) в цикл песнопений литургии св. Иоанна Златоуста введены 2 новые подборки: распетые входные стихи двунадесятых праздников и тропари и кондаки двунадесятых праздников, предназначенные для исполнения на малом входе.

Стилистика песнопений О. и Обедницы поповской редакции охватывает знаменный, путевой и демественный распевы, а также отдельные образцы болгарского распева. Др. южнорус. распевы, древнерус. безлинейное многоголосие и авторские переводы песнопений в нее не вошли. В рукописных экземплярах О. и Обедницы встречаются песнопения иргизского» напева, сложившиеся уже в старообрядческую эпоху (см. в ст. Иргизские монастыри). Для записи песнопений используется знаменная, а также казанская нотации.

В среде старообрядцев-беспоповцев сложился особый, поморский, тип О., с 90-х гг. XVIII в. получивший название «Обиходник». Образцом для нового типа книги стал древнерус. «Обиход полный» с фрагментами чинов, при этом поморский Обиходник был приспособлен для совершения богослужений в отсутствие священства. Согласно данным Ф. В. Панченко, «формирование «типового» поморского Обихода проходило на протяжении 1-й пол. XVIII в. До этого периода отдельные разделы Обихода (всенощное бдение, постный Обиход), подборки песнопений (тропари и кондаки, задостойники), чины (погребения и панихиды) и отдельные песнопения, часто представленные несколькими распевами, могли включаться в различные по составу сборники. Окончательно состав Обихода сложился к кон. XVIII в.» (Панченко. 2002. С. 83-84), а в 1911 г. книга была напечатана в Москве (изд. Преображенского богаделенного дома).

Структура поморского Обиходника в целом совпадает с его древнерус. прототипом, но имеет неск. важных отличий, главное из к-рых - отсутствие песнопений Божественной литургии, т. к. данное чинопоследование не могло совершаться мирским чином. Исключения составили литургийные песнопения «Единородныи Сын», опевы Евангелия, «Достойно есть» и задостойники, к-рые исполняются в чине изобразительных (обедницы). В поморском Обиходнике данные песнопения предваряются подзаголовком «На Литургии», а в уставных ремарках спорадически упоминаются иерей и диакон. По сравнению с древнерус. списками в чинопоследовании всенощного бдения поморский Обиходник имеет следующие отличия: отсутствуют «Честнейшую», «Преблагословенна еси», великое славословие и тропари, кафизмы на утрене выписываются не наряду, а в специальном разделе, после Обихода постного, светильны (праздничные, триодные и воскресные) помещены отдельно - в конце ряда песнопений всенощного бдения; кроме того, 136-й псалом «На реце» устойчиво помещается в «Обиходе постном» (а не в ряду песнопений всенощного бдения). По причине неприятия беспоповцами молитвы за царя в поморском Обиходнике отсутствует чин заздравной чаши. В поморском «Обиходе постном» нет песнопений литургии Преждеосвященных Даров, но сохранен задостойник литургии св. Василия Великого «О Тебе радуется». Раздел чинов в Обиходнике представлен только заупокойными песнопениями, поскольку чины освящения воды, венчания, освящения храма и другие предполагают обязательное участие духовенства. Важную особенность поморского Обиходника составляет включение в него 2 новых подборок: тропарей и кондаков двунадесятых и др. чтимых праздников, а также стихир на литии, отражающих посвящение часовен Выголексинского общежительства (Панченко. 2002. С. 90-93). Задостойники стабильно включаются в поморские Обиходники в 2 мелодических версиях: путевым и большим знаменным распевами, притом что в древнерус. О. путевые задостойники встречаются регулярно, а распетые большим знаменным распевом, напротив, достаточно редки.

В поморском Обиходнике представлены песнопения знаменного, большого знаменного, путевого и демественного распевов, а южнорус. стили и безлинейное многоголосие в нем отсутствуют. Нотация песнопений исключительно знаменная.

В наст. время синодальные издания О. хотя и применяются в практике РПЦ, но лишь отчасти и нерегулярно и поэтому далеко не соответствуют названию данной певч. книги. В том виде, как они зафиксированы в этих изданиях, песнопения О. не являются сегодня ни повседневными, ни «составляющими обычай»: они вытеснены огромным количеством разнообразных нотных изданий, в своем подавляющем большинстве многоголосных, а в том, что касается «обиходного осмогласия», преобладает устная традиция. Напротив, старообрядческие О., Обедница и Обиходник полностью сохраняют свое практическое значение и актуальность и повсеместно используются в общинах старообрядцев-поповцев, беспоповцев и в старообрядных приходах РПЦ.

2. Совокупность употребительных песнопений, как записанных, так и бытующих устно. В РПЦ круг песнопений, подпадающих под определение обиходных, с течением времени весьма сильно менялся. Так, с периода Крещения Руси и до сер. XVII в. к церковнопевч. О. относили песнопения знаменного распева, причем значительную часть его составляли внегласовые песнопения и «обиходное осмогласие», длительное время (до сер. XVI в.) не записывавшиеся. К нач. XVII в. круг обиходных песнопений пополнился рядом образцов путевого распева, получивших широкое распространение как в рукописях, так и, очевидно, на практике. При этом иные певч. стили - многоголосные строчное пение и демественное пение, большой знаменный распев, различные авторские распевы («переводы») - не были общеупотребительными и, следов., обиходными, а заполняли собой нишу высокопрофессионального певч. искусства. Предполагается, что в древнейший период истории РПЦ аналогичное «необиходное» положение занимало кондакарное пение.

После церковных реформ сер. XVII в. ситуация коренным образом изменилась. Древние знаменный и отчасти путевой распевы (в монодийной версии) сохранили функцию обиходных в старообрядческих согласиях, а с учреждением в 1800 г. единоверия - и в тех приходах РПЦ, к-рые придерживаются дореформенного богослужебного устава. В основной же части приходов РПЦ древнерус. пение в значительной степени вытеснено гармоническим многоголосием, а одноголосное пение употребляется редко. К наст. времени О. церковного пения большей части приходов РПЦ составляют: 1) гармонизованные южнорус. греческий, киевский и болгарский распевы; 2) нек-рые песнопения знаменного распева, подвергнутые сокращению и гармонизации; 3) избранные песнопения местных монастырских традиций; 4) песнопения, не имеющие прямой генетической связи со знаменным, с греческим, киевским и болгарским распевами, но стилистически близкие к какому-либо из них; т. н. простое пение - речитатив на 1-3 аккордах (T, S, D); отдельные авторские песнопения, напр. ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель» Д. С. Бортнянского, «Свете тихий» И. С. Дворецкого, предначинательный псалом и кондак «Взбранной Воеводе» прот. Д. В. Аллеманова.

Общими муз. свойствами для всех многоголосных песнопений, к-рые в наст. время относятся к О., являются гомофонно-гармоническая фактура и простой гармонический язык.

Помимо хронологического и конфессионального аспектов О. церковного пения имеет также и региональный аспект. Во-первых, в различных регионах и певч. центрах общепринятые распевы имеют мелодические варианты, иногда достаточно самобытные. Ярким примером служат гласовые напевы, к-рые могут различаться по мелодическому и ритмическому рисунку, гармонизации, фактуре (ср. напевы 2-го гласа сокращенного киевского распева и Зосимовой пуст. (см. в статьях Монастырские распевы, Нафанаил (Бачкало), иером., Смоленской иконы Божией Матери Зосимова мужская пустынь), к-рые соотносятся как варианты). Если помимо общего мелодического «зерна» гласовые напевы имеют более значимые различия, напр. в структуре, то они соотносятся как самостоятельные редакции (ср. напевы подобна 1-го гласа «Небесных чинов»: оптинский напев состоит из 2 чередующихся мелодических строк и заключительной строки, а почаевский - из 3 чередующихся и заключительной). Во-вторых, круг обиходных песнопений в к.-л. регионе или певч. центре пополняется напевами местных сочинений или редакций. Так, во 2-й пол.- кон. XIX в. местные одноголосные редакции знаменного, киевского и греческого распевов уже существовали в Валаамском и Соловецком мон-рях, а в Киево-Печерской лавре сформировался уникальный по мелодическому и гармоническому языку круг песнопений в 4-голосном изложении. Известны также песнопения Троице-Сергиевой лавры, Свято-Успенской Почаевской лавры, Оптиной пустыни, Псково-Печерского мон-ря. Названия ряда песнопений указывают на место их происхождения, напр.: Трисвятое «ярославское»; херувимские «старосимоновская», «софрониевская», «владимирская»; «Милость мира» «ипатьевская», «симоновская». Однако большая группа названий не указывает на локализацию напевов: херувимские «старинная», «скитская», «умилительная»; «Милость мира», «дьячковская», «скитская» и др.

С кон. XVIII в. общеупотребительные песнопения стали включать в специальные нотные издания Синода, а позднее - также Придворной певческой капеллы. Синодом были выпущены одноголосные издания: в 1772 г.- книги О., Ирмологий, Октоих, Праздники, в 1778 г.- «Сокращенный Обиход нотного пения», в 80-90-х гг. XIX в.- «Праздники нотного пения», «Октоих нотного пения», «Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов», «Триодь нотного пения постная и цветная». Придворной певч. капеллой были напечатаны многоголосные «Пение божественной Литургии Златоустого придворное простое» (1810), «Круг простаго церковнаго пения, издавна употребляемого при Высочайшем дворе» (1830), «Сокращенный Ирмологий знаменного напева» (1848), «Октоих нотного пения» (1849), «Ирмосы… греческого напева» всего года (1850, 1852), «Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемого» (1849, 1869).

Традиции крупных певч. центров также нашли отражение в ряде следующих изданий: «Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882), «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» (1902, 19092), «Обиход нотного пения по древнему роспеву, употребляемому в первоклассном ставропигиальном Соловецком монастыре» (1912), «Обиход нотный Киево-Печерской лавры» (1910-1915, 2002), «Обиход церковного пения Синодального хора» (б. г. [нач. ХХ в.]). Традиция печатных публикаций общеупотребительных песнопений, прерванная в России после 1917 г., была возобновлена в 90-х гг. ХХ в., в наст. время существует обширный перечень изданий, содержащих обиходные песнопения, среди к-рых есть как репринтные, так и вновь составленные. Для наиболее простых образцов церковнопевч. О. по традиции сохраняется устная форма существования.

Лит.: Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певч. рукописей XVII-XX вв. Ветковско-Стародубского собр. МГУ // Рус. письменные и устные традиции и духовная культура: Сб. ст. М., 1982. С. 162-227; Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерус. монодии XVI-XVII вв. (на мат-ле певч. рукописной книги «Обиход»): Канд. дис. Л., 1984; Швец Т. В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность: Дипл. раб. / СПбГК. СПб., 2000; Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Др. Руси XI-XIV вв.: Основные типы книг в ист.-функциональном аспекте. М., 2001; Хачаянц А. Г. Типология рукописной церк. певч. книжности XVII-XIX вв.: Канд. дис. М., 2001; Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: (История, традиция, творчество): Канд. дис. СПб., 2002; Гусейнова З. М. Певческие циклы Обихода // Гимнология. М., 2003. Вып. 4. С. 215-236; Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003; она же. Русские певч. книги: Типология, пути эволюции: Докт. дис. / РАМ им. Гнесиных. М., 2007; Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певч. культура. М., 2007; Королева Т. И., Перелешина В. Ю. Регентское мастерство: Учеб. пособие. М., 2008; Перелешина В. Ю. Древнерус. песнопения книги Обиход в литург. контексте: Типология и структура (на мат-ле рукописей Антониево-Сийского мон-ря): Канд. дис. М., 2008; Денисов Н. Г. Старообрядческая богослужебно-певческая культура: Вопросы типологии. М., 2015.
В. Ю. Григорьева