(празд. 29 июня, в 10-ю неделю после Пасхи), чудотворный явленный образ, получивший название по месту его нахождения в с. Пражев (ныне Пряжев) Житомирского уезда.
Источники по истории прославления и бытования П. и. в униат. период не сохранились. Единственным историографом чудотворного образа стал свящ. Агапий Неофитович Буйницкий из династии священников Пражевского храма. Он активно публиковал в кон. XIX - нач. ХХ в. в Волынских епархиальных ведомостях материалы по истории П. и. и Пражевской ц., а также современные ему хроники церковной жизни села.
Икона была главной святыней храма в Пражеве. Поскольку точно датированных сведений о явлении П. и. не сохранилось, предположительно событие относят к кон. XVII - нач. XVIII в. Косвенным подтверждением этому стала запись в хранившейся в Пражевском храме «Цветной Триоди» (К., 1724) о том, что книга была «пожертвована 1739 года до храму Воскресения Христова в селе Пражеве и до прислуги Пресвятыя Богородицы» (Буйницкий. 1892. С. 34), т. е., как минимум в кон. 30-х гг. XVIII в. икона была уже достаточно известной.
До кон. XVIII в. храм находился под властью униатов. В этот период ежегодно в дни отпустов 10-й пятницы и в праздник апостолов Петра и Павла совершались крестные ходы с П. и. в костел Житомира. В связи с этим для паломников в Пражеве были возведены крытые помещения, в народной памяти они сохранились с названием «крамницы» (лавки), вероятно потому, что здесь располагались ряды продавцов разной снедью. Впосл., с уменьшением числа богомольцев, «крамницы» перестроили в холодные помещения для церковного причта.
Согласно устному преданию кон. XVIII в., в Пражев приезжал некий ксендз, который хотел увезти П. и. Взяв чудотворный образ, он выехал на повозке из села, но на 4-й или 5-й версте лошади остановились и не захотели идти дальше, несмотря на усилия ямщика. В это время ксендз заметил на лике Богоматери «как бы некую влагу от слез» и понял, что Божией Матери неугодно, чтобы Ее икону увезли из Пражева. Он велел ямщику ехать обратно в село и поставил икону на прежнее место в храме. После этого ксендз в течение недели служил молебны перед чудотворным образом.
28 окт. 1794 г. церковь вместе с иконой была возвращена православным. Долгое время храм оставался бедным. В 1863 г. штабс-капитан А. В. Эртель, чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе, совершая инспекционную поездку по Юго-Западному краю, обратил внимание на бедность интерьера храма и отметил скромность медной ризы на чтимом образе. В 1864 г. для П. и. была прислана серебряная с драгоценными украшениями риза, созданная на средства имп. Марии Александровны (пожертвовала все золотые с драгоценными камнями украшения) и петербургских благотворителей (камер-фрейлина гр. А. Д. Блудова, тайный советник сенатор Н. Ф. Рёмер и попечитель С.-Петербургского учебного округа тайный советник и министр Народного просвещения И. Д. Делянов стали устроителями самой ризы из серебра 84-й пробы).
Первый крестный ход после возвращения храма и иконы в Православие состоялся в июне 1864 г. в связи с возложением на икону новой ризы. Икону доставил в житомирскую архиерейскую церковь настоятель Пражевского прихода свящ. Неофит Иосифович Буйницкий. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Павлинский; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский) отслужил всенощное бдение, и на образ возложили освященную ризу. На следующее утро после Божественной литургии и молебна П. и. торжественной процессией с молебным пением при большом стечении народа икону протоиереи пронесли на руках по улицам Житомира. После литии городское духовенство передало П. и. настоятелю церкви в с. Пражев, встретившего ее с крестным ходом. По просьбам местных крестьян икону пронесли через окрестные села, достигнув Пражева, поставили в алтаре храма на горнем месте в киоте. В 1874 г. П. и. поместили над царскими вратами по примеру Почаевской иконы Божией Матери.
Второй офиц. крестный ход с П. и. состоялся в 1892 г., во время торжеств по случаю 900-летия Волынской епархии, среди приглашенных были жители с. Пражев с чудотворной иконой Божией Матери. Для ее переноса изготовили особый киот со стеклом, запиравшийся на ключ. Тыльную сторону киота составлял образ равноапостольных Кирилла и Мефодия; с внутренней стороны киота, под П. и., находилась икона равноап. кн. Владимира, к-рая была видна только, когда вынимали чудотворный образ. 11 мая в 6 ч. утра торжественная процессия с пением пасхального канона под колокольный звон двинулась из Пражева в Житомир. Под Житомиром крестный ход встретили жители и духовенство ближайших приходов с крестами и хоругвями. В конце 9-го часа процессия доставила П. и. в Волынский кафедральный собор.
Для восстановления обычая совершать крестные ходы с П. и. по ходатайству архиеп. Волынского и Житомирского Модеста (Стрельбицкого) Синод указом от 27 июля 1893 г. № 3229 разрешил ежегодно «износить» икону из Пражева в житомирский кафедральный собор с июня по авг. включительно. В том же году П. и. находилась в Житомире до 9 окт., а затем была возвращена в Пражев.
Особо торжественные богослужения перед П. и. были совершены 14 июля 1896 г. архиеп. Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) и 13 июня 1903 г.- ректором Волынской ДС архим. Амвросием (Гудко; впосл. епископ Сарапульский и Елабужский, священномученик), соборно, с участием священства из близлежащих сел, с крестным ходом с П. и. вокруг храма, после к-рого архим. Амвросий произнес назидательную проповедь.
В 1901 г. местные жители заказали в Чернигове икону свт. Феодосия Черниговского для храма в Пражеве. В авг. 1901 г. ее доставили в Житомир, а ее перенесение в Пражев совместили с крестным ходом с П. и. из Житомира. 9 сент. 1901 г. к торжественной процессии с П. и. по улицам Житомира присоединился крестный ход из Богоявленского мон-ря с иконой свт. Феодосия Черниговского. Соборное и монастырское духовенство сопровождало иконы в черте города, далее до Пражева - сельское духовенство, под молитвенное пение детей из окрестных сел. В 1902 г. П. и. находилась в Житомире с 1 июля по 9 сент., в 1903 г.- с 6 июля по 14 сент., в 1905 г.- с 3 июля по 18 сент.
После Октябрьского переворота 1917 г. храм в Пражеве был разорен, П. и. утрачена.
Церковные документы, как и записи о чудесах от П. и., были утрачены во времена униатства. Сохранилось упоминание о 2 чудесах, к-рые связывали с помощью П. и. в XIX в. Первое было датировано 24 мая 1874 г. После обновления иконостаса П. и. переместили с горнего места и установили над царскими вратами. В алтаре решили установить икону «Моление о чаше», к-рую поручили написать житомирскому живописцу Н. В. Олешкевичу. Когда икона была готова, живописец вместе с сыном Генрихом понес ее в Пражев, избрав короткий путь. Когда они вышли к р. Гуйве, лодка для переправы оказалась на другом, безлюдном берегу. После бесплодных попыток докричаться до перевозчика, утомленный дорогой и огорченный тем, что не может доставить икону, Олешкевич стал молиться Божией Матери. Лодка вдруг отстала от противоположного берега и при полном безветрии стала приближаться к живописцу. В лодке находилось весло, и отец с сыном благополучно перевезли икону на др. берег. Доставив икону в храм, они рассказали пражевскому священнику о чудесной переправе и попросили отслужить молебен Божией Матери.
В 1891 г. заболела дочь крестьянина с. Пражев Л. В. Присяжнюка Акелина. Лечение не помогало, и тогда отец отслужил молебен перед П. и. Болезнь в тот же день стала заметно ослабевать, через 4 дня выздоравливающую девочку принесли в церковь для приобщения Св. Таин.
Подобная иконография позволяет сделать вывод о том, что П. и. являлась списком с Киево-Братской иконы Божией Матери - одной из главных святынь Киева, к-рая особо почиталась в XVII-XVIII вв. и была в этот период широко распространена на Украине в списках и на гравюрах.
В иконописной мастерской Киево-Печерской лавры в 1901 г. для храма в с. Пражев на средства жертвователей была написана на кипарисовой доске копия П. и. (размер 87/8×61/2 вершков), украшенная чеканной ризой с орнаментированными полями и эмалью. Ее стоимость составила 19 р. На нижнем поле по эмали шла надпись: «Моя неизреченная радость и неизглоголанная благодать» (Буйницкий. 1902. С. 374).
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Житомира находится чудотворный список П. и. Еще один чтимый список П. и. пребывает в Тригорском муж. мон-ре, расположенном в 25 км от Житомира.
Горнальскую икону Божией Матери (кон. XVII-XVIII в.) принято традиционно относить к числу списков П. и., однако она не имеет сходных иконографических признаков с этой иконой. Обретение Горнальского образа произошло в 1792 г. в Николая Чудотворца святителя Горнальском Белогорском мужском монастыре (Курской епархии Курской митрополии). Иконописцу Ивану Федоровичу Белому приснился сон, что за иконостасом Преображенского собора находится икона Божией Матери, к-рую нужно достать и поновить всю, за исключением ликов. Рассказав сон приходскому священнику, Белый действительно обнаружил за иконостасом образ Божией Матери с Младенцем. Во время работы с иконой он исцелился от застарелой болезни. Совр. исследования иконографии этого уникального образа, а также ее обнаруженные аналоги кон. XVIII в. позволяют сделать вывод о том, что иконографическим источником иконы Горнальского мон-ря является Лоретский образ Пресв. Богородицы. На Слобожанщине он приобрел самостоятельные черты, что позволило сформироваться отдельному Слобожанскому иконографическому варианту, к-рый получил особое распространение в кон. XVIII в. Сложно сказать, почему в названии иконы фигурирует упоминание «Пряжевская», поскольку истинное происхождение иконы к моменту ее обретения было уже забыто. Возможно, это является указанием на существовавшие духовные связи между Слободской Украиной и Волынью.