Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЯЖЕВСКАЯ (ПРАЖЕВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
58, С. 525-527 опубликовано: 11 декабря 2024г. 


ПРЯЖЕВСКАЯ (ПРАЖЕВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пряжевская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. Одесса, 1890 г.
Пряжевская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. Одесса, 1890 г.

Пряжевская икона Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. Одесса, 1890 г.
(празд. 29 июня, в 10-ю неделю после Пасхи), чудотворный явленный образ, получивший название по месту его нахождения в с. Пражев (ныне Пряжев) Житомирского уезда.

Историография

Источники по истории прославления и бытования П. и. в униат. период не сохранились. Единственным историографом чудотворного образа стал свящ. Агапий Неофитович Буйницкий из династии священников Пражевского храма. Он активно публиковал в кон. XIX - нач. ХХ в. в Волынских епархиальных ведомостях материалы по истории П. и. и Пражевской ц., а также современные ему хроники церковной жизни села.

История прославления

Икона была главной святыней храма в Пражеве. Поскольку точно датированных сведений о явлении П. и. не сохранилось, предположительно событие относят к кон. XVII - нач. XVIII в. Косвенным подтверждением этому стала запись в хранившейся в Пражевском храме «Цветной Триоди» (К., 1724) о том, что книга была «пожертвована 1739 года до храму Воскресения Христова в селе Пражеве и до прислуги Пресвятыя Богородицы» (Буйницкий. 1892. С. 34), т. е., как минимум в кон. 30-х гг. XVIII в. икона была уже достаточно известной.

До кон. XVIII в. храм находился под властью униатов. В этот период ежегодно в дни отпустов 10-й пятницы и в праздник апостолов Петра и Павла совершались крестные ходы с П. и. в костел Житомира. В связи с этим для паломников в Пражеве были возведены крытые помещения, в народной памяти они сохранились с названием «крамницы» (лавки), вероятно потому, что здесь располагались ряды продавцов разной снедью. Впосл., с уменьшением числа богомольцев, «крамницы» перестроили в холодные помещения для церковного причта.

Согласно устному преданию кон. XVIII в., в Пражев приезжал некий ксендз, который хотел увезти П. и. Взяв чудотворный образ, он выехал на повозке из села, но на 4-й или 5-й версте лошади остановились и не захотели идти дальше, несмотря на усилия ямщика. В это время ксендз заметил на лике Богоматери «как бы некую влагу от слез» и понял, что Божией Матери неугодно, чтобы Ее икону увезли из Пражева. Он велел ямщику ехать обратно в село и поставил икону на прежнее место в храме. После этого ксендз в течение недели служил молебны перед чудотворным образом.

28 окт. 1794 г. церковь вместе с иконой была возвращена православным. Долгое время храм оставался бедным. В 1863 г. штабс-капитан А. В. Эртель, чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе, совершая инспекционную поездку по Юго-Западному краю, обратил внимание на бедность интерьера храма и отметил скромность медной ризы на чтимом образе. В 1864 г. для П. и. была прислана серебряная с драгоценными украшениями риза, созданная на средства имп. Марии Александровны (пожертвовала все золотые с драгоценными камнями украшения) и петербургских благотворителей (камер-фрейлина гр. А. Д. Блудова, тайный советник сенатор Н. Ф. Рёмер и попечитель С.-Петербургского учебного округа тайный советник и министр Народного просвещения И. Д. Делянов стали устроителями самой ризы из серебра 84-й пробы).

Пряжевская икона Божией Матери (Тригорский мон-рь)
Пряжевская икона Божией Матери (Тригорский мон-рь)

Пряжевская икона Божией Матери (Тригорский мон-рь)

Первый крестный ход после возвращения храма и иконы в Православие состоялся в июне 1864 г. в связи с возложением на икону новой ризы. Икону доставил в житомирскую архиерейскую церковь настоятель Пражевского прихода свящ. Неофит Иосифович Буйницкий. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Павлинский; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский) отслужил всенощное бдение, и на образ возложили освященную ризу. На следующее утро после Божественной литургии и молебна П. и. торжественной процессией с молебным пением при большом стечении народа икону протоиереи пронесли на руках по улицам Житомира. После литии городское духовенство передало П. и. настоятелю церкви в с. Пражев, встретившего ее с крестным ходом. По просьбам местных крестьян икону пронесли через окрестные села, достигнув Пражева, поставили в алтаре храма на горнем месте в киоте. В 1874 г. П. и. поместили над царскими вратами по примеру Почаевской иконы Божией Матери.

Второй офиц. крестный ход с П. и. состоялся в 1892 г., во время торжеств по случаю 900-летия Волынской епархии, среди приглашенных были жители с. Пражев с чудотворной иконой Божией Матери. Для ее переноса изготовили особый киот со стеклом, запиравшийся на ключ. Тыльную сторону киота составлял образ равноапостольных Кирилла и Мефодия; с внутренней стороны киота, под П. и., находилась икона равноап. кн. Владимира, к-рая была видна только, когда вынимали чудотворный образ. 11 мая в 6 ч. утра торжественная процессия с пением пасхального канона под колокольный звон двинулась из Пражева в Житомир. Под Житомиром крестный ход встретили жители и духовенство ближайших приходов с крестами и хоругвями. В конце 9-го часа процессия доставила П. и. в Волынский кафедральный собор.

Для восстановления обычая совершать крестные ходы с П. и. по ходатайству архиеп. Волынского и Житомирского Модеста (Стрельбицкого) Синод указом от 27 июля 1893 г. № 3229 разрешил ежегодно «износить» икону из Пражева в житомирский кафедральный собор с июня по авг. включительно. В том же году П. и. находилась в Житомире до 9 окт., а затем была возвращена в Пражев.

Особо торжественные богослужения перед П. и. были совершены 14 июля 1896 г. архиеп. Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) и 13 июня 1903 г.- ректором Волынской ДС архим. Амвросием (Гудко; впосл. епископ Сарапульский и Елабужский, священномученик), соборно, с участием священства из близлежащих сел, с крестным ходом с П. и. вокруг храма, после к-рого архим. Амвросий произнес назидательную проповедь.

В 1901 г. местные жители заказали в Чернигове икону свт. Феодосия Черниговского для храма в Пражеве. В авг. 1901 г. ее доставили в Житомир, а ее перенесение в Пражев совместили с крестным ходом с П. и. из Житомира. 9 сент. 1901 г. к торжественной процессии с П. и. по улицам Житомира присоединился крестный ход из Богоявленского мон-ря с иконой свт. Феодосия Черниговского. Соборное и монастырское духовенство сопровождало иконы в черте города, далее до Пражева - сельское духовенство, под молитвенное пение детей из окрестных сел. В 1902 г. П. и. находилась в Житомире с 1 июля по 9 сент., в 1903 г.- с 6 июля по 14 сент., в 1905 г.- с 3 июля по 18 сент.

После Октябрьского переворота 1917 г. храм в Пражеве был разорен, П. и. утрачена.

Чудеса

Церковные документы, как и записи о чудесах от П. и., были утрачены во времена униатства. Сохранилось упоминание о 2 чудесах, к-рые связывали с помощью П. и. в XIX в. Первое было датировано 24 мая 1874 г. После обновления иконостаса П. и. переместили с горнего места и установили над царскими вратами. В алтаре решили установить икону «Моление о чаше», к-рую поручили написать житомирскому живописцу Н. В. Олешкевичу. Когда икона была готова, живописец вместе с сыном Генрихом понес ее в Пражев, избрав короткий путь. Когда они вышли к р. Гуйве, лодка для переправы оказалась на другом, безлюдном берегу. После бесплодных попыток докричаться до перевозчика, утомленный дорогой и огорченный тем, что не может доставить икону, Олешкевич стал молиться Божией Матери. Лодка вдруг отстала от противоположного берега и при полном безветрии стала приближаться к живописцу. В лодке находилось весло, и отец с сыном благополучно перевезли икону на др. берег. Доставив икону в храм, они рассказали пражевскому священнику о чудесной переправе и попросили отслужить молебен Божией Матери.

В 1891 г. заболела дочь крестьянина с. Пражев Л. В. Присяжнюка Акелина. Лечение не помогало, и тогда отец отслужил молебен перед П. и. Болезнь в тот же день стала заметно ослабевать, через 4 дня выздоравливающую девочку принесли в церковь для приобщения Св. Таин.

Описание иконы и иконография

Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра Г. П. Тепчегорского из сборника нач. XVIII в. «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. (МГУ НБ. № 293. Л. 154 об.)
Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра Г. П. Тепчегорского из сборника нач. XVIII в. «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. (МГУ НБ. № 293. Л. 154 об.)

Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра Г. П. Тепчегорского из сборника нач. XVIII в. «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. (МГУ НБ. № 293. Л. 154 об.)
(Размер 11/4 аршина × 11 вершков, или 89×49 см.) Исследование иконографии П. и. затруднено, поскольку сам чудотворный образ не сохранился, а имеющиеся списки значительно разнятся не только в деталях, но даже в иконографических типах. За основу первоначального образа П. и. в наст. статье принято изображение иконы, к-рое было дозволено цензурой (13 апр. 1890) для публикации в качестве бумажной тиражной П. и., выпущенной с известной долей упрощения и стилизации хромолитографией Е. И. Фесенко в Одессе в 1890 г. Иконографический тип - «Умиление». Богоматерь в традиц. облачении (в красном мафории с зеленым исподом и позументом с плетеным орнаментом, в синей тунике с расшитыми воротом и зарукавьями) изображена поколенно. На левой руке Она держит Младенца в белом хитоне и горчичного цвета гиматии. Христос прильнул щекой к щеке Матери. Левую руку Он вложил в правую руку Богородицы, правой рукой двуперстно благословляет (отмечается характерное V-образное разведение указательного и среднего пальцев). Из-под риз видны обнаженные ступни, правая показана в боковой проекции. Золотистые нимбы украшены драгоценными камнями.

Подобная иконография позволяет сделать вывод о том, что П. и. являлась списком с Киево-Братской иконы Божией Матери - одной из главных святынь Киева, к-рая особо почиталась в XVII-XVIII вв. и была в этот период широко распространена на Украине в списках и на гравюрах.

Исторические списки

Пряжевская Горнальская икона Божией Матери. Кон. XVII–XVIII в. (Троицкая ц., Суджа Курской обл.)
Пряжевская Горнальская икона Божией Матери. Кон. XVII–XVIII в. (Троицкая ц., Суджа Курской обл.)

Пряжевская Горнальская икона Божией Матери. Кон. XVII–XVIII в. (Троицкая ц., Суджа Курской обл.)
В иконописной мастерской Киево-Печерской лавры в 1901 г. для храма в с. Пражев на средства жертвователей была написана на кипарисовой доске копия П. и. (размер 87/8×61/2 вершков), украшенная чеканной ризой с орнаментированными полями и эмалью. Ее стоимость составила 19 р. На нижнем поле по эмали шла надпись: «Моя неизреченная радость и неизглоголанная благодать» (Буйницкий. 1902. С. 374).

В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Житомира находится чудотворный список П. и. Еще один чтимый список П. и. пребывает в Тригорском муж. мон-ре, расположенном в 25 км от Житомира.

Горнальская икона Божией Матери

Горнальскую икону Божией Матери (кон. XVII-XVIII в.) принято традиционно относить к числу списков П. и., однако она не имеет сходных иконографических признаков с этой иконой. Обретение Горнальского образа произошло в 1792 г. в Николая Чудотворца святителя Горнальском Белогорском мужском монастыре (Курской епархии Курской митрополии). Иконописцу Ивану Федоровичу Белому приснился сон, что за иконостасом Преображенского собора находится икона Божией Матери, к-рую нужно достать и поновить всю, за исключением ликов. Рассказав сон приходскому священнику, Белый действительно обнаружил за иконостасом образ Божией Матери с Младенцем. Во время работы с иконой он исцелился от застарелой болезни. Совр. исследования иконографии этого уникального образа, а также ее обнаруженные аналоги кон. XVIII в. позволяют сделать вывод о том, что иконографическим источником иконы Горнальского мон-ря является Лоретский образ Пресв. Богородицы. На Слобожанщине он приобрел самостоятельные черты, что позволило сформироваться отдельному Слобожанскому иконографическому варианту, к-рый получил особое распространение в кон. XVIII в. Сложно сказать, почему в названии иконы фигурирует упоминание «Пряжевская», поскольку истинное происхождение иконы к моменту ее обретения было уже забыто. Возможно, это является указанием на существовавшие духовные связи между Слободской Украиной и Волынью.

Арх.: Сб. «Солнце Пресветлое» // МГУ НБ. № 293. Л. 81, 154 об.
Лит.: Буйницкий А., свящ. Ист. очерк о чтимой иконе Божией Матери, находящейся в церкви с. Пражева, Житомирского у. // Волынские ЕВ. Ч. неофиц. 1892. № 1/2. С. 34-38; он же. Ист. очерк о Пражевской иконе Божией Матери // Там же. 1895. № 20. С. 695-701; он же. Освящение малого храма в с. Пражеве Житомирского у., Волынской губ., и празднование 100-летнего юбилея // Там же. № 34. С. 1163-1168; он же. Из летописи Воскресенской ц. с. Пражева, Житомирского у. // Там же. 1896. № 23. С. 884-887; он же. Из летописи с. Пражева, Волынской губ., Житомирского у. // Там же. 1902. № 12/13. С. 370-375; он же. Из летописи Воскресенской ц. с. Пражева, Житомирского у., за 1902 г. // Там же. 1903. № 11/12. С. 371-378; он же. К летописи Воскресенской ц. с. Пражева, Житомирского у., за 1903 г. // Там же. 1904. № 13. С. 377-384; он же. К церк. -приходской хронике с. Пражева, Житомирского у, за 1904 г. // Там же. 1905. № 10. С. 335-341; он же. Из церк.-приходской хроники с. Пражева, Житомирского уезда, за 1905 г. // Там же. 1906. № 34. С. 1139-1146; 900-летие православия на Волыни: 992-1892 г. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 363-365; Снессорева С. Земная жизнь Богородицы. С. 201-202; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Слово, сказанное… в Житомирском кафедр. соборе 3 окт. 1893 г., по случаю проводов из города Пражевской иконы Богоматери // Волынские ЕВ. 1893. № 30. Ч. неофиц. С. 821-823; Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. [Од., 1894]; Примеч.; Поселянин Е. Богоматерь. С. 397-398; Рожко В. Чудотворнi iкони Волинi i Полiсся. Луцьк, 2002; Укр. иконопис XII-XIX ст. з кол. НХМУ. Хмельницький, 2004. С. 172, 174, 247. Кат 120; Шулика В. В. Пряжевская икона Пресв. Богородицы на Слободской Украине // Наук. конф. професорсько-викладацького складу ХДАДМ за пiдсумками роботи у 2005-2006 н. р. Х., 2006. С. 119-127; он же. Пряжевская Горнальская икона // Волинська iкона: дослiдження та реставрацiя: Мат-ли XV мiжнар. наук. конф., м. Луцьк, 25-26. 09. 2008 р. Луцьк, 2009; он же. Чтимые иконы Слободской Украины сер. XIX - нач. ХХ в.: Происхождение, распространение, списки // Пам'яткознавчi погляди молодих вчених XXI ст. Х., 2010. [Вип. 1]: Зб. наук. ст. з пам'яткоохоронноï роботи. С. 289; Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 122-123.
И. В. Злотникова