Цезарь Антонович [в крещении Цезарий-Вениамин; франц. César Cui] (6.01.1835, Вильна - 13.03.1918, Петроград), рус. композитор и муз. критик. Сын Антуана Кюи, бывш. тамбур-мажора наполеоновской армии, преподававшего франц. язык в виленской гимназии и игравшего на органе, в т. ч. за богослужением, и Юлии Гуцевич, литов. дворянки, К. был воспитан в католической вере. С 10 лет занимался фортепиано со старшей сестрой, позднее - с частными учителями. С 14 лет сочинял музыку. В период учебы в гимназии на протяжении 7 месяцев брал уроки теории музыки, контрапункта и композиции у польск. композитора С. Монюшко. В 1850 г. К. переехал в С.-Петербург, где учился в Главном инженерном уч-ще (1851-1855) и Николаевской инженерной академии (1855-1857). Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., автор фундаментальных трудов по фортификации, профессор Академии Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской академий (в числе слушателей лекций К. по фортификации были цесаревич Николай Александрович (будущий имп. Николай II) и великие князья дома Романовых). Инженер-генерал (1904).
В 1856 г. на одном из петербургских квартетных вечеров познакомился с М. А. Балакиревым. Эта встреча положила начало «Новой русской музыкальной школе» («Могучей кучке») и композиторской и музыкально-критической деятельности К. Он - автор 15 опер, неск. сот романсов, ряда оркестровых, хоровых, камерно-инструментальных и фортепианных произведений. К. принадлежит свыше 700 музыкально-критических статей о творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и представителей «Новой русской музыкальной школы».
Религиозный элемент был неотъемлемым атрибутом оперного стиля К. С детства впитавший музыкальную культуру хорала (дома часто звучали хоральные импровизации в исполнении отца композитора), К. пытался создать в религиозных сценах своих опер («Анджело» (1875) и др.) оригинальный церковный музыкальный язык в духе раннего европ. многоголосия. Эти стремления К. находились в русле интереса рус. композиторов к истокам западноевроп. многоголосия.
К. также написал неск. небольших хоровых произведений христ. содержания: мистический хор для 3 жен. голосов «Мы истомилися скорбью святою» на слова из «Божественной комедии» Данте (изд.: СПб., 1872; перелож. для хора и оркестра: СПб., 1875), «Ave Maria» для 1 или 2 голосов с хором или с аккомпанементом фортепиано или фисгармонии (Op. 34. № 81; изд.: СПб., б. г.; СПб., 1886) и для муж. хора (Op. 58. № 1; изд.: М., [1901]).
Называя себя иноверцем, К. тем не менее хорошо знал рус. правосл. культуру. Из письма Балакиреву известно, что в авг. 1857 г. К. останавливался в Валдайском Святоозерском мон-ре, «простоял… длинную, предлинную обедню», участвовал в крестном ходе с чудотворной иконой Иверской Божией Матери (Избр. письма. 1955. С. 44-45). Интерес к Православию отразился и в творчестве К. В 1909 г. в Биаррице по просьбе А. А. Архангельского он написал «Три псалма»: «Господи, да не яростию» (Пс 6), «Боже, Боже мой, вонми ми» (Пс 21), «Радуйтеся, праведнии» (Пс 32) (Op. 80, посвящены Архангельскому; изд. Церковно-певч. благотворительного об-ва: СПб., 1910). В 1914 г. Придворной певческой капеллой была издана сочиненная К. в ответ на предложение Х. Н. Гроздова «Песнь Богородицы» (Op. 93) для дисканта (сопрано) соло и смешанного хора.
Отпевание К. было совершено в католич. часовне на Васильевском о-ве. Он был похоронен на Смоленском лютеран. кладбище, рядом с супругой Мальвиной Рафаиловной Кюи (урожд. Бамберг; 1836-1899), певицей и ученицей Даргомыжского. В 1939 г. их захоронение и памятник были перенесены в т. н. Некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.