Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АДЫГЕЯ
1, С. 327-329 опубликовано: 21 апреля 2008г.


АДЫГЕЯ

[Республика Адыгея - офиц. название с 1992], субъект Российской Федерации. Территория: 7,8 тыс. кв. км. Столица: Майкоп (166,7 тыс. чел.). География. Расположена в центре Краснодарского края. Население 449,3 тыс. чел. (1999). 95439 чел.- адыгейцы (адыги), самоназвание - адыге (древнерус. касоги, устар. черкесы), сохраняются локальные этнографические и диалектные различия: абадзехи, бжедуги, шапсуги, бесленеевцы, жанеевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, хакучи. В наст. время А. населяют в основном 4 субэтноса - абадзехи, бжедуги, шапсуги, темиргоевцы, представители остальных групп расселены среди этих субэтносов. В республике также проживают русские - 293640 чел., украинцы - 13755 чел., армяне - 10460 чел., белорусы - 2701 чел., татары - 2666 чел., немцы - 1805 чел., греки - 1561 чел., цыгане - 1134 чел. Зап. адыги (населяющие А.) говорят на адыг. языке (4 диалекта), относящемся к адыгской группе западнокавк. языков. Офиц. являются рус. и адыг. языки. Гос. устройство. 27 июля 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, впосл. стала называться Адыгейской (Черкесской), в к-рую вошли Псекупский, Ширванский и Фарсский округа. 10 авг. 1936 г. к области были присоединены г. Майкоп и Гиагинский р-н, центр области был переведен из Краснодара в Майкоп. Состоит из 7 районов и 2 городов республиканского подчинения.

Религия

Большинство населения А.- православные, около четверти населения мусульмане-сунниты ханифитского толка, незначительное число католиков и приверженцев др. религий. На территории А. действуют 16 исламских орг-ций, старообрядческая община, арм. ц. «Святого Воскресения», 3 баптистских общины, 5 «Свидетелей Иеговы», община Адвентистов седьмого дня.

Русская Православная Церковь. На территорию А. распространяется юрисдикция Майкопской и Адыгейской епархии с кафедрой в Майкопе. Епархией управляет архиеп. Майкопский и Адыгейский Пантелеимон (Кутовой). В А. действуют 36 приходов и 1 монастырь.

Распространение христианства

Адыги как народ с единым языком и культурой сложились к X в., они занимали территорию от Таманского п-ова до Абхазии и до Приазовья и р. Кубань. Самоназвание «адыге» предположительно отражает название племени зихи через промежуточную форму а-дзыге - это подтверждает абх. наименование адыгов азыху и груз.- джики. Зихи упоминаются в «Географии» (Кн. XII) Страбона (18 до Р. Х.), позже встречаются в сочинениях греч. и лат. авторов, в визант. источниках VI-X вв., исчезая из лит-ры с XIII в., когда появляются новые наименования адыгов - касоги, черкесы. В дальнейшем продолжалось формирование и обособление этнических групп. В результате миграции произошло разделение единого этноса на 3 родственных народа.

Распространение христианства среди адыгов было связано с политикой Византии на Кавказе. К VI в. относится сведение о присутствии Зихского еп. Дамиана на К-польском Соборе 526 г., хотя существует мнение о более раннем (I в.) распространении христианства в регионе от Черного м. до Дагестана (Прозрителев. С. 7). По мнению исследователя Э. Х. Панеш (С. 17-18), в VI-VII вв. имел место расцвет христианства среди адыгов. Христианство пришло через греч. черноморские колонии, а также через соседей адыгов, христ. Абазгию. По крайней мере в IV в. существовала Фанагорийская кафедра: ее епископ значится в числе присутствующих на I Всел. Соборе; в дальнейшем она не упоминается. В VIII в. продолжается распространение христианства среди адыгов прибрежных районов. Была основана архиепископия в области Зихия с кафедрой в Никопсии. Позже появляется Матрахская кафедра (Тамань): впервые она фиксируется под названием Таматарха как епископия Готской митрополии (Darrouzès. Notitiae. P. 242, N 3); в X в. отмечается как архиепископия в составе К-польской Патриархии (Ibid. P. 294 (8120), cf. p. 87). В X-XI вв. распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно (ПСРЛ. Т. 1. С. 146-147), что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди. Впосл. адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» (Джанашвили. С. 25)). По Э. Х. Панеш, «христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа - грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь» (С. 23) (см. также том РПЦ. С. 37.) Но христианство не возобладало в X-XII вв., по-прежнему основным верованием оставалось язычество.

Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV в. Его принимали в основном адыг. владетели. В 1-й пол. XV в. в регионе был католич. архиепископ и 2 епископа, действовали католич. церкви и мон-ри.

В XVI в. необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 г. царь Иоанн IV «черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити», в 1555 г. приехали «из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. ...И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы» (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 259). В 1557 г. вновь «приехали князи черкаские» (Там же. С. 283-284). В 1559 г. «приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя» (Там же. Т. 13. 2-я пол. С. 312). «По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся» (Книга степенная царского родословия // ПСРЛ. Т. 21. 1-я пол. С. 672).

Летописи являются единственными источниками, по к-рым можно судить о деталях русско-адыг. переговоров. Речь шла о защите от набегов крымских татар. Связи адыгов с Русью устанавливались через ногайских правителей, ориентировавшихся на Русь. Обращение адыгов к Москве не означало их немедленного вхождения в состав России. Включение адыгов в российскую административно-политическую систему началось только после окончания Кавказской войны (1817-1864).

Адыги жили отдельными большими племенами или союзами племен. Каждое племя занимало свою территорию, отличалось обычаями. Исторически шел непрерывный процесс консолидации племен в единую народность. В источниках X в. упоминаются 3 крупных племенных объединения: Зихия, Папагия и Касахия. В XVI-XVII вв. предпринимались безуспешные попытки объединить адыгов в единое гос-во. XVIII век отмечен широкой колонизацией Сев. Кавказа рус. и укр. поселенцами. Черкесия явилась одним из театров русско-тур. войн 1787-1791 и 1806-1812 гг. В сложных условиях противостояния держав, ведущих экспансионистскую политику, адыги вели вооруженную войну за свою независимость. По Ясскому (1791) и Бухарестскому (1812) мирным договорам, заключенным между Россией и Турцией, Черкесия находилась под контролем Османской империи. В то же время Российская империя не отказывалась от своих интересов в этом регионе, проводя свою политику и экономическими, и военными средствами.

Адыги не имели писаных законов, их заменяло обычное право - адат. Каждый субэтнос имел свой адат. В основном адаты доисламского происхождения. Коран, появившийся в адыг. среде, лишь видоизменил их. В 1822 г. на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления.

Ислам

среди адыгейцев стал распространяться с XVI в. Упрочение позиций ислама среди зап. адыгов в XIX в. связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля - Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина. К 1920 г. во всех адыг. аулах были мечети, к-рые в 20-30-х гг. были закрыты, служители культа репрессированы. С нач. 90-х гг. наблюдается оживление религ. жизни: увеличивается кол-во мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 г. действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религ. жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближ. Восток).

Домонотеистические верования

Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, к-рым поклонялись адыги,- великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.

Лит.: Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897; Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37; Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь, 1906; Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959; Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1; Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М., 2000. С. 26-30.
Ключевые слова:
Россия. История Ислам на территории разных стран Страноведение. Российская Федерация Адыгея, субъект Российской Федерации Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Адыгея Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Адыгея География. Российская Федерация. Адыгея Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви
См.также:
БАШКОРТОСТАН субъект РФ
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
ИНГУШЕТИЯ [Республика Ингушетия - офиц. название с 1992], субъект РФ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ
КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр.
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Приволжского федерального округа
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ субъект РФ, в составе Сибирского федерального окр.
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА один из старейших и крупнейших классических университетов России
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Приволжского федерального окр.
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья
«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин