[Сир. , «Иисус - моя надежда»] († 604), католикос-патриарх Церкви Востока (с 596). Основными источниками биографических сведений о С. являются сир. Житие, составленное его другом, неким отшельником Петром, а также араб. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.). Род. ок. 525 г. в селении на территории пров. Бет-Гармай (ныне территория Сев. Ирака). В детстве был пастухом. Получил начальное образование под руководством местного священника, узнавшего о выдающихся способностях С. Затем поступил в школу Нисибина, являвшуюся основным центром христ. образования на территории державы Сасанидов. Приняв монашество, вел аскетический образ жизни в Кордуэне. Рукоположен во пресвитера, а вскоре после 576 г.- во епископа Лашома (близ совр. Дакука, там же), который был суффраганом митрополита Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, там же), главы церковной пров. Бет-Гармай. Организовал неск. миссионерских путешествий. Согласно одной из версий, С. крестил Нумана III (579/80-601/2), царя из араб. династии Лахмидов, правившего в буферном гос-ве, к-рое защищало сасанидский Иран от набегов арав. кочевников; вероятно, это крещение было согласовано с шаханшахом Хосровом II Парвизом (590-628).
По инициативе последнего С., избранный преемником католикоса Ишоява I (582-595), сразу после вступления на кафедру Селевкии-Ктесифона созвал Собор, призванный решить ряд проблем, в т. ч. вероучительных, что было весьма актуальным на фоне продолжавшейся рецепции восточносир. традицией антиохийского богословия в форме христологии Феодора, еп. Мопсуестийского († 428), и Нестория, архиеп. К-польского († не ранее 450). Догматическое определение, к-рое было включено во введение к соборным актам, свидетельствует о принадлежности С. и единомысленных ему епископов к умеренной партии, занимавшей промежуточное положение между крайними формами антиохийского богословия и неохалкидонским Православием. С одной стороны, отцы Собора признавали Феодора мерилом истинной веры и использовали традиц. язык антиохийской христологии, с другой - считали центром единства божества и человечества во Христе Ипостась Бога Слова, а также учили о взаимообщении свойств (communicatio idiomatum). Последние 2 пункта не соответствовали ни феодорианству, ни несторианству, будучи близки к неохалкидонской христологии. По всей видимости, речь шла о сознательном поиске С. компромисса между противостоявшими христологическими группами в период богословской поляризации Церкви Востока, вызванной деятельностью Баввая Великого (Бабай Великий; † между 628 и 630) и Хнаны Адиабенского († ок. 610).