[Лат., итал. Savonarola] Джироламо (Иероним) (21.09.1452, Феррара - 23.05.1498, Флоренция), монах-доминиканец, католич. проповедник, религ. писатель. Происходил из знатного падуанского рода. В соответствии с семейной традицией должен был стать медиком (его дед служил при дворе герцога д'Эсте), однако сам С. естественнонаучным дисциплинам предпочитал богословие, с увлечением изучал труды католического св. Фомы Аквинского († 1274) и средневек. комментаторов Аристотеля. Неразделенная юношеская влюбленность укрепила в С. намерение посвятить свою жизнь служению Богу: весной 1475 г. он бежал в Болонью, где был принят в конвент доминиканцев. Вероятно, в 1477 г. рукоположен во диакона, в 1478 г.- во пресвитера. Впосл., вернувшись в Феррару, С. занимался обучением новициев в доминиканском конвенте. Его стихотворные опыты этого времени свидетельствуют о скорби и негодовании по поводу упадка нравов папского двора и того положения, в к-ром находилась католич. Церковь. Ок. 1482 г. С. был направлен во флорентийский мон-рь св. Марка (Сан-Марко). Первые публичные проповеди С. во Флоренции не нашли отклика у слушателей. Внимания публики С. добился в тосканском г. Сан-Джиминьяно, где говорил о скором наказании погрязшей в пороке католич. Церкви и ее грядущем обновлении. В 1487-1488 гг. С. преподавал на богословском факультете Болонского ун-та, затем в течение 2 лет проповедовал в городах Ломбардской пров. ордена доминиканцев.
В 1490 г. по просьбе Лоренцо Медичи, фактического правителя города, орденское руководство вернуло С. во Флоренцию. Он возобновил преподавание в мон-ре Сан-Марко, вел богословские беседы с друзьями из мирян, выступал с публичными проповедями, к-рые имели успех у флорентийцев. С 1491 г. ему было доверено проповедовать в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. В том же году С. был избран настоятелем мон-ря Сан-Марко. Обличая дурные обычаи, роскошь и развращенность итал. знати, С. вошел в конфликт с правившим во Флоренции семейством. В кон. 1493 г. монах уехал в Болонью, приняв приглашение читать проповеди во время Великого поста. В нек-рых работах, посвященных жизни С. (напр., у Дж. Виллари), этот отъезд рассматривался как бегство от всемогущих Медичи, однако скорее всего это было не так.
Вернувшись во Флоренцию, С. провел преобразования в своем монастыре: он настоял на строгом соблюдении обета бедности (нестяжания) (см. в ст. Нищенствующие ордены), распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, в монашеском обиходе; обязал монахов (братьев) добывать средства к жизни милостыней и своими трудами, для чего устроил школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. С. поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; для лучшего понимания Свящ. Писания и пропаганды христианства среди язычников он учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет С. как обличителя испорченности нравов и общественной несправедливости, как идеолога обновления церковной жизни и мирских уставов возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных представителей флорентийского общества. В числе его почитателей были гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Амброджини по прозвищу Полициано, художники Сандро Боттичелли, фра Бартоломео, Микеланджело Буонарроти. В С. видели не просто проповедника, но пророка, умевшего предсказать грядущие события, напр. вторжение в Италию осенью 1494 г. франц. кор. Карла VIII, приведшее к восстанию и изгнанию Медичи из Флоренции.
В проповедях кон. 1494 - 1495 г. С. решительно выступал за восстановление республиканского правления. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой совет в качестве высшего органа гос. власти с полномочиями избирать магистратов и принимать законы, Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при Синьории (правительстве республики), проведена налоговая реформа, предусматривавшая отчисление 10% доходов с недвижимого имущества граждан. Вместе с тем были запрещены парламенты, т. е. собрания всего городского населения, к-рые, по мнению С., могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 г. по инициативе С. был основан ломбард (заемный банк с низким процентом), предназначенный для оказания помощи малоимущим; эта мера была направлена против ростовщиков, от к-рых потребовали в течение года покинуть Флоренцию. В 1495-1498 гг. монахи Сан-Марко выкупили ценную коллекцию греческих и латинских рукописей, принадлежавшую ранее Медичи, сохранив ее от разграбления и поместив в монастырской б-ке.
Особое внимание в проповедях С. уделял реформе общественных нравов. Характер повседневной городской жизни под его влиянием заметно изменился: исчезла роскошь в жен. одеждах, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать храмы, свободное время проводить за изучением Библии, заниматься делами милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 гг. были устроены сожжения атрибутов «суеты» (vanità) - шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав.
Преобразования С. вызвали недовольство как приверженцев Медичи, так и сторонников аристократического правления, составлявших партию «озлобленных» (итал. arrabbiati). Их союзником стал папский Рим, к-рый С. за нравственную распущенность уподоблял Вавилону. Несколькими бреве папа Римский Александр VI (1492-1503) требовал от С. прекратить проповедническую деятельность, а в мае 1497 г. отлучил его от Церкви. С. отказался признать отлучение законным и заявил о праве апеллировать к вселенскому Собору. Под угрозой папского интердикта в марте 1498 г. флорентийская Синьория запретила С. выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он потребовал передать свое дело на суд Собора.
В апр. 1498 г. противники С. устроили провокацию: для доказательства правоты ему предложили подвергнуться Божиему суду - испытанию огнем, к-рое не состоялось из-за дождя. Народ отшатнулся от С., обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс» (piagnoni), были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и взяла приступом мон-рь Сан-Марко. С., заключенный под стражу, был подвергнут пыткам, однако нужных признаний гонители от него не добились. С. и двое монахов были осуждены на смерть как еретики, повешены и сожжены. Пепел выбросили в р. Арно, чтобы предотвратить возникновение народного почитания могилы С.
С. оставил большой корпус богословских, религиозно-назидательных, философских и политических трудов, написанных на латыни и итал. языке. Помимо созданного в молодые годы произведения «О презрении к миру» (De contemptu mundi) важнейшими являются сочинения, относящиеся к последнему периоду его жизни: апологетическая работа «Торжество Креста против мирских мудрецов» (Triumphus Crucis contra saeculi sapientes), диалоги «О пророческой истине» (De veritate prophetica) и «Утешитель стези моей» (Solatium itineris mei), «Трактат против астрологов» (Trattato contro gli astrologi), «Трактат о государственном устройстве Флоренции» (Trattato circa il reggimento e governo della città di Firenze), толкования на Пс 50 («Помилуй меня, Боже») и на Пс 30 («На Тебя, Господи, уповаю»).
Несмотря на осуждение и казнь, среди последователей С. вскоре возникло его почитание как мученика. Благодаря прп. Максиму Греку, который видел С., слушал его проповеди и позднее описал в соч. «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве» его «подобную древним ревность за благочестие», сведения о проповеднической деятельности и мученической кончине настоятеля флорентийского мон-ря Сан-Марко проникли в Московию. Сочинения С. и память о нем сохранялись в среде доминиканцев. О его учении с одобрением отзывался католич. св. Филиппо Нери, к-рый был флорентийцем и учился в мон-ре Сан-Марко. Вместе с тем в С. видели своего предшественника и нек-рые деятели Реформации, в т. ч. Мартин Лютер.
Интерес к фигуре С. возрос в XIX в. в Итальянском королевстве в связи с конфликтом с Папским престолом. Памятники ему были установлены в Ферраре (1875, скульптор С. Галлетти) и во Флоренции (1882, совр. местоположение с 1921, скульптор Э. Пацци). Дискуссии о личности С. и его значении в истории Римско-католической Церкви велись в ХХ в. Генеральные капитулы ордена доминиканцев дважды высказывались за начало подготовки канонизации С. (1983, 1986), но не получили поддержки Флорентийского архиеп. кард. Сильвано Пьованелли (1983-2001).