Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
60, С. 319-323 опубликовано: 14 мая 2025г. 


РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Ростов Ярославской обл.

XV в.- 1926 г.

Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове Великом. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове Великом. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове Великом. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Точное время основания неизвестно. Впервые Р. Р. м. упоминается в ростовском летописании под 1471 г. 23 марта этого года «преставися княиня инока Марфа Ростовская и положена бысть в церкви Рожества святыя Богородици в манастыри ея» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 169; Т. 24. С. 188. Примеч. 23; Т. 28. С. 142). Указание применительно ко княгине именно на «монастырь ее» в летописном узусе обычно маркирует титулованных основательниц мон-рей. Княгиня-инокиня Марфа в миру была супругой кн. Александра Ивановича Ростовского, родоначальника князей Ласткиных-Ростовских, Касаткиных-Ростовских, Лобановых-Ростовских и Голубых-Ростовских, правнука основателя старшей, Борисоглебской ветви ростовского княжеского рода Константина Васильевича (ПСРЛ. Т. 24. С. 228; Зимин. 1988. С. 79; Конев. 1995. С. 101).

Не позднее нач. XIX в. фиксируется традиция, связывающая основание Р. Р. м. с именем свт. Феодора, архиеп. Ростовского, занимавшего кафедру с 1389 по 1394 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 700). Подтверждений этому в документах не обнаружено, но одним из возможных источников предания об основании Р. Р. м. архиепископом стала соименность ростовской обители и основанного свт. Феодором по благословению прп. Сергия Радонежского московского мон-ря Рождества Богородицы в Ст. Симонове (см. ст. Московский Симонов монастырь). В наиболее раннем Житии свт. Феодора о его причастности к возникновению Р. Р. м. не сообщается (Житие. 1877). Данных, отражающих непосредственную связь этой жен. обители с Ростовской кафедрой в XV - кон. XVII в., также не обнаруживается: она не входила в число домовых монастырей Ростовских архиереев, а ее содержание вплоть до нач. XVIII в. осуществлялось за счет государевой руги. Возможно, поводом для того, чтобы связать 1-го из Ростовских архиереев, носивших архиепископский сан, и девичий мон-рь, могут быть слова о свт. Феодоре из посвященного ему тропаря: «От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице в похвалу Рождества Ея» (Титов. 1906. С. 184). Здесь речь идет об основанной святым в самом начале его служения обители в Ст. Симонове, однако, поскольку этот восходящий еще к XV в. тропарь в службе святителю сопровождал и акафист свт. Феодору, где в 6-м кондаке также сообщается об основании Симонова мон-ря («ты же в пресловутом граде Москве обитель Симонову воздвиже, и наставник монахов был еси» (Там же. С. 191)), в представлениях ростовцев сведения раннего тропаря оказались отнесены уже к городской ростовской обители.

Следующее упоминание Р. Р. м. в источниках относится к 11 марта 1619 г., когда «Рождества пречистые Богородици девичья монастыря поп Василий» вместе с другими приходскими и монастырскими священниками участвовал в описании города, фиксирующем его состояние после Смутного времени, собственноручной подписью удостоверяя Дозорную книгу (Он же. 1880. С. 7-8). В Ростовской писцовой книге 1629-1631 гг. упомянута рядная запись, заверенная «из Ростова Богородицкого монастыря игуменьей старицой Марфой» (Писцовые мат-лы. 2012. С. 611). Несмотря на расположение в центре города, небольшой мон-рь долгое время не входил в число влиятельнейших ростовских обителей, поскольку не обладал ни земельными владениями, ни прославленными святынями. Судя по данным сер. XVII в., обеспечение монахинь происходило за счет денежной и хлебной руги, ежегодно получаемой ими по жалованью царей и вел. князей из ростовских таможенных доходов и из запасов дворцовых сел Ростовского у. (до 1667 - Вощажникова, затем - Великого).

Ситуация начала меняться при игум. Наталии (Тяпкиной) (1682-1723). Вероятно, в это время Р. Р. м. установил отношения с московскими придворными кругами, поскольку известно о наличии в монастырском соборе подписного запрестольного креста работы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля Михаила Милютина с датой 1679/80 г. (Израилев. 1858. С. 34). В 1684 г. настоятельница била челом государям Петру и Иоанну Алексеевичам о том, что «от умножения сестер» в зажатом крепостным валом мон-ре наблюдается «утеснение», и, несмотря на недовольство посадских властей, она добилась того, что к территории обители добавили земли пустовавшего по соседству двора. Число монахинь за посл. треть XVII в. выросло более чем в 3 раза, в 1702 г. в мон-ре проживали игумения, 90 монахинь и 4 служебницы. Одновременно росло экономическое благосостояние обители: в 1686 г. Р. Р. м. получил по царскому пожалованию мельницу на р. Могзе, в 1687 г.- сенокосный остров на оз. Неро (напротив города; после этого мон-рь именовался Рождественским), в 1690 г.- 13 пустошей в дворцовой Вощажниковской вол.

Роспись южных, западных стен и свода четверика собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1715 г. Фотография. 2000 г.
Роспись южных, западных стен и свода четверика собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1715 г. Фотография. 2000 г.

Роспись южных, западных стен и свода четверика собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1715 г. Фотография. 2000 г.

Спустя нек-рое время после кончины игум. Наталии, в 1725 г., по распоряжению еп. Ростовского Георгия (Дашкова) рождественские монахини (ок. 100 чел.) были переведены в Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев монастырь, к-рый стал женским. В него же перевезли и деревянные кельи из Р. Р. м., получившего статус прихода. Летом 1730 г. монастырский собор пострадал от пожара. Однако после лишения сана и ссылки архиеп. Георгия, в конце того же года, указом Синода Р. Р. м. был восстановлен, сестры вернулись в родную обитель (ОДДС. Т. 11. № 65). С 1741 г. монастырь вместо государевой руги получал денежную ругу уже из архиерейского дома и вплоть до 1764 г. оставался единственным в Ростовской епархии приписным к архиерейскому дому жен. мон-рем.

В 1764 г. Р. Р. м. был причислен к 3-му классу, но это не нанесло ему особого ущерба. Более того, переустройство Ростова по Высочайше утвержденному регулярному плану в 80-90-х гг. XVIII в. позволило находившемуся в центре города на главной улице мон-рю воспользоваться гос. финансированием для перестройки жилых и хозяйственных зданий в камне. Уже после реформы 1764 г. обитель получила в 1799 и 1800 гг. озера Карашское и Чашницкое, а также пожни и мельницу на р. Нерль, в 1839 г. еще и лесной участок площадью 56 дес. рядом с этими пожнями. В 1789 г. вместо прежнего колокола весом 25 пудов был приобретен другой, вес которого 78 пудов, после того, как он разбился, в 1795 г. куплен новый, уже 112-пудовый.

В 1803 г. архиеп. Ярославский и Ростовский Павел (Пономарёв) отдал распоряжение о введении в монастыре общей трапезы для монахинь и штатных послушниц. Несмотря на то, что еще жалованная грамота 1684 г. именовала Р. Р. м. «общежительством», в XVIII в. мн. послушницы по-прежнему проживали за свой счет, имели собственные кельи, а нек-рые наиболее статусные из них имели собственную прислугу; напр., в 1761 г. с инокиней Надеждой (Дашковой) проживали 5 служанок. Однако постепенно частные кельи перешли в собственность обители, и, несмотря на дополнительные сложности и организационные расходы, в Р. Р. м. была устроена общая трапеза. 10 мая 1818 г. обитель посетила вдовствующая имп. Мария Феодоровна.

При настоятельнице игум. Павле (Шатиловой) (1809-1848) на территории мон-ря велось активное строительство. При настоятельнице Павле (Дьяконовой) (1848-1869) была открыта школа грамоты для девочек из бедных семей, в 1885 г. преобразованная в церковноприходскую школу. В кон. XIX - нач. XX в. Р. Р. м. процветал. При предусмотренных по штату 17 инокинях в обители проживали от 100 до 200 монахинь, послушниц и белиц на испытании. Были основаны странноприимный дом, церковноприходская школа с отдельным зданием (1903). В 1914/15 уч. г. школу закончили 14 девочек. В нач. XX в. в мон-рь провели водопровод, в 1910-1914 гг. в Тихвинскую ц. и др. постройки - электричество.

На протяжении 45 лет, с 1842 по 1886 г., священником в обители был прот. А. А. Израилев, автор ряда научных статей, в т. ч. по истории Р. Р. м. 19 июля 1894 г. обитель посетил прот. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). 21 мая 1907 г. служение Божественной литургии в Тихвинской ц. возглавил свт. Тихон (Беллавин), архиеп. Ярославский и Ростовский (впосл. патриарх Московский и всея России). Последней перед закрытием Р. Р. м. настоятельницей была Августа (1907-1926 (?)), возведенная в сан игумении архиеп. Тихоном.

Святыни

Главной монастырской святыней была Тихвинская икона Божией Матери, в кон. XIX в. находившаяся в Богородице-Рождественском соборе слева от царских врат. В 1899 г. этот образ был украшен ризой с жемчугом и драгоценными камнями. Особое отношение к ростовской Тихвинской иконе фиксируется не позднее 30-х гг. XVIII в., когда уже существовала традиция ежегодного крестного хода с ней в Ярославль, возобновленная в 1742 г. по ходатайству настоятельницы (1736-1754) игум. Евдоксии митр. Ростовским и Ярославским сщмч. Арсением (Мацеевичем). Ежегодно 1 авг. икону выносили в городской Успенский собор и после литургии торжественно несли к озеру для водоосвящения, затем - в с. Николо-Перевоз Ростовского у. и далее по Ярославскому тракту через дер. Макарово Ярославского у., после чего крестный ход останавливался в с. Шопша того же уезда. К 3 авг. икону доставляли в ярославскую Николо-Тропинскую ц., оттуда торжественно вносили в Успенский собор Ярославля. 26 авг. из собора образ крестным ходом переносили в Иоанно-Предтеченскую ц. в Толчкове, а 30 авг. отправляли в Ростов, причем маршрут проходил от Крестобогородской ц. по др. стороне р. Которосли через дер. Еремейцево, села Заячий Холм и Унимерь Ярославского у. к ростовскому с. Великому. Там икона находилась до 7 сент., затем ее доставляли в Белогостицкий мон-рь, а 8 сент., в день престольного праздника, возвращали к поздней литургии в родную обитель. Эта ежегодная торжественная процессия наряду с крестными ходами в ярославский Успенский собор с Ростовской Владимирской и Толгской иконами Божией Матери, а также с образом свт. Николая из Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря была самой известной в губернии. В сер. XIX в., по мере развития предания об основании Р. Р. м. архиеп. Феодором, ростовский список Тихвинского образа начали связывать с именем святителя или даже приписывать ему авторство; по поводу имевшейся на иконе надписи с датой «лета 7192» (т. е. 1684 г.) объясняли, что таким способом увековечена память передачи обители соседнего пустовавшего двора. Местонахождение Тихвинской иконы после закрытия обители в 1926 г. неизвестно.

Др. монастырская икона преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и избранных святых, предстоящих в молении Пресв. Богородице, также соотносилась с чудесным видением святителю, по преданию, предшествовавшим основанию Р. Р. м., поскольку архиеп. Феодор, согласно тропарю, «извещением святого Духа превеликую обитель воздвиже святей Богородице»; в соответствии с этой интерпретацией была сделана специальная надпись внизу иконы.

О наличии в Р. Р. м. реликвий старше XVII в. сведений не сохранилось. Известны деревянный напрестольный крест, обложенный серебром, подаренный в 1637 г. Кириллом Анфиногеновым сыном Надеиным, а также сохранившаяся в собрании РЯАХМЗ (№ 922/227) шитая пелена с изображением Рождества Пресв. Богородицы, видимо, украшавшая храмовый образ собора, к-рую пожертвовала в 1664 г. М. И. Луговская, супруга ростовского представителя известного дьяческого рода. Возможно, к древним реликвиям Р. Р. м. мог принадлежать и серебряный позолоченный напрестольный крест с надписью: «Сей крест по княгине Анны в Ростов Рождественова общежительнаго монастыря» с частицами мощей неск. святых. В монастырской б-ке отсутствуют ранние рукописные книги; исключение - «Пращица, писанная полууставом», очевидно, антираскольничье сочинение еп. Нижегородского и Алатырского Питирима, и «Звезда Пресветлая», сборник 2-й пол. XVII в.; среди печатных изданий - вложенная свт. Димитрием Ростовским в 1707 г. «Книга житий святых». Ранних актов в Р. Р. м. также не сохранилось, 2 подлинные жалованные грамоты царя Алексея Михайловича, от 12 июля 1653 г. и 30 дек. 1667 г., были опубликованы прот. А. Израилевым, как и проч. грамоты XVII в., имевшиеся в копиях (Израилев. 1858. С. 51-72). Документы мон-ря находятся в Ростовском филиале ГА Ярославской обл. (Ф. 190) и в собрании РЯАХМЗ.

Настоятельницы, насельницы, вкладчики

Настоятельниц Р. Р. м. избирали почти всегда из числа собственных монахинь, при этом в XVIII в. некоторые насельницы впосл. занимали посты игумений и казначей в др. обителях Ярославской епархии.

Описания 1649 и 1667 гг. фиксируют стабильное число сестер в обители - 25. В 1702 г. в Р. Р. м. проживали 90 стариц и 4 служительницы, в 1733 г.- 67 монахинь, перед реформой 1764 г.- более 35 монахинь и 40 послушниц, одни получали жалованье, а другие жили на свои средства. С 1764 г., по установленному и финансируемому гос-вом штату, в Р. Р. м. утверждалось 15 вакансий, остальные монахини числились заштатными. В 1803 г. в монастыре было 52 насельницы (настоятельница, 10 монахинь и 41 послушница, из них 16 штатных и 35 состоявших за штатом). К 1858 г. число сверхштатных послушниц составляло 55, а вместе с белицами в мон-ре проживали уже ок. 150 сестер. По данным на 1733 г., значительную часть составляли постриженицы крестьянского происхождения, хотя немало было и представительниц духовного сословия, несколько меньше было горожанок и дворянок. Более чем половина инокинь происходили из Ростова и его уезда. Большинство составляли женщины в возрасте от 40 до 70 лет, чаще всего никогда не бывшие замужем. Местом их пострижения, как правило, был Р. Р. м., в обители они жили десятилетиями (Виденеева. 1995). В XIX в. мн. насельницы занимались шитьем, в т. ч. белошвейным и золотным, вышивали по канве и проч.

На жизнь в мон-ре в кон. XVII-XVIII в. влияла деятельность в регионе старообрядцев: в «Розыске о раскольнической брынской вере» свт. Димитрий Ростовский сообщал, ссылаясь на игум. Наталию (Тяпкину), что в начале его пастырства в городе появился некий «Федька, ростовец родом, а с ним две монахини прелестницы». Придя в Р. Р. м., они начали втайне склонять сестер к бегству в пустыни к староверам, т. к. «невозможно зде во граде спастися», и дали тем «на благословение от Брынских пустынь ягоды клюквы», в результате чего 4 инокини бежали из мон-ря. Имел место и обратный процесс: одна из пожилых рождественских монахинь прежде, в 80-х гг. XVII в., долгое время прожила в скитах на Керженце (Димитрий Ростовский. 1855. С. 606-608). В 1-й пол. XVIII в. в Р. Р. м. ссылали сестер-старообрядок. Так, в 1736 г. Ростовская духовная канцелярия направила в обитель 4 «раскольниц для содержания в особой келье под крепким караулом пяти солдат». Одной из них игум. Евдокия дозволила жить «на своей, игуменской, половине» и даже отпускала «ходить по миру в городе» (ОДДС. Т. 20. № 397).

С посл. четв. XVII в. до нач. XX в. среди пострижениц и вкладчиков Р. Р. м. присутствовали представители знатных ростовских и московских родов. Так, уроженец Ростовской земли, служивший «во дворянах Московских» А. А. Мещеринов, в 1680 г., находясь уже на склоне лет, вложил в монастырь напрестольное Евангелие по бабке своей Софье Ярцовой, по тетке схим. Петраниде (Чихачёвой) и по теще схим. Февронии (Кавылиной (Кобылиной ?)), стольник М. Ф. Ртищев в 1694 г. пожертвовал печатную Минею, насельница мон-ря майорская дочь А. Чекина в 1743 г. финансировала строительные работы на нижнем этаже собора - в храме св. Алексия. Прожившая в Р. Р. м. не менее 35 лет дочь думного дворянина Ивана Андреевича Большого Дашкова инокиня Надежда (в миру Наталья) завещала в 1768 г. на возобновление соборного придела 1012 р. В 1848 г. гр. А. А. Орлова-Чесменская, часто бывавшая в Ростове во время визитов к своему духовнику иером. Амфилохию (Порецкому; см. Амфилохий (Яковлев)), завещала обители 5 тыс. р. Среди крупнейших жертвователей Р. Р. м. был и известный ростовский купец и почетный гражданин М. М. Плешанов (1770-1858), профинансировавший постройку Тихвинской ц., с.-петербургские купцы, состоятельные крестьяне окрестных ростовских сел. В 1889 г. на средства купеческой вдовы Е. Д. Мальгиной на колокольне мон-ря были установлены часы с боем.

Земельные владения и материальное обеспечение

Р. Р. м., лишившийся в 1764 г. 13 пустошей и руги, получаемой из архиерейского дома, вместо этого стал получать из казны средства на содержание игумении, казначеи, 15 штатных монахинь, на жалованье священнослужителям, на ремонт зданий. В сер. XIX в. эта сумма составляла 240 р. 48 к. Помимо этого Р. Р. м. принадлежали огородная земля близ монастыря, Рождественский о-в с сенокосом, пожни в Фатьяновской вол. на р. Саре (35 дес.), смежный с ними лесной участок в 56 дес., деревянная мельница на р. Нерли и 2 рыбных озера в Карашской вол., а также сдававшиеся в аренду пожни в Якимовском стану Ростовского у. Кроме того, мон-рь получал проценты со сделанных в его пользу вкладов (412 р. в год на 1858 г.), а также доходы от крестного хода и от 2 гостиных домов в Ростове, составлявшие 275 р. в год. В 1908 г. Р. Р. м. принадлежали до 188 дес. земли, церковно-монастырский капитал насчитывал 63 869 р., а причтовый - 27 975 р., казенное же содержание в это время составляло 337 р. (Рыбин. 1908. С. 14).

1926-2020 гг.

Летом 1926 г. монастырь был закрыт, в Тихвинской ц. размещена б-ка, в Богородице-Рождественском соборе - Ростовский музей, затем городской архив. В 1989 г. архив был переведен в др. место, постройки использовались под коммунальное жилье. В 60-х гг. XX в. собор был отреставрирован с разборкой колокольни.

17 февр. 1997 г. Р. Р. м. был возобновлен, настоятельницей назначена мон. Павла (Капитонова), в 2001 г. возведенная в сан игумении. Первых насельниц перевели из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря. К кон. 2020 г. в Р. Р. м. проживали настоятельница (с 2011) игум. Афанасия (Силкина) и неск. насельниц.

Ист.: Димитрий Ростовский, свт. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855; Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиеп. Ростовского, чудотворца и основателя Моск. Симонова мон-ря. Ярославль, 1877; Титов А. А. Дозорные и переписные книги древнего г. Ростова. М., 1880. С. 7-8; он же. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 181-197; Конев С. В. Синодикология: Ростовский соборный синодик // Ист. генеалогия. Екат., 1995. Вып. 6. С. 95-106; Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг. М., 2012. С. 611; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 169; Т. 24. С. 188; Т. 28. С. 142.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 700; Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 56; Израилев А. А., прот. Описание Ростовского Ярославской губ. Рождественского девичьего мон-ря. СПб., 1858; он же. Ростовский Ярославской губ. Рождественский 3-кл. жен. монастырь. СПб., 1899. С. 11-12; Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 72-73; Сведения о Тихвинской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Рождественскому девичьему мон-рю // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1872. № 38. С. 305-306; Царевский А., свящ. Из восп. об игумении Ростовского Рождественского жен. мон-ря Антонии // Там же. 1881. № 24. С. 188-190; Сперанский И., прот. Поучение по случаю провождения Тихвинской чудотворной иконы Богоматери // Там же. 1883. № 37. С. 293-296; Рыбин К. Г. Кр. сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 13-14; Титов А. А. Ростов Великий Ярославской губ. и его святыни. М., 1909. С. 46; он же. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 94-97; Иванов Д. А. Спутник по Ростову Великому Ярославской губ. Ростов Великий, 1912. С. 95-97; Баниге В. С., Брюсова В. Г. и др. Ростов-Ярославский. Ярославль, 1957. С. 144-146; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Виденеева А. Е. Монахини ростовского Рождественского мон-ря в 1733 г. // СРМ. 1995. Вып. 8. С. 75-89; она же. Ростовский Рождественский девичий мон-рь в 1803 г. // Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2005. Вып. 6. С. 65-73; она же. О Ростовском Рождественском мон-ре в XVIII в. // ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 65-73; Вахрина В. И. Икона кон. XVII в. «Феодор, архиепископ Ростовский» из собр. Ростовского музея-заповедника // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 176-180; она же. Рождества Богородицы жен. мон-рь в Ростове Великом. М., 2007; Зарицкая О. И. Творческая деятельность П. Я. Шатиловой, игум. Ростовского Рождественского мон-ря // ИКРЗ, 1996. Ростов, 1997. С. 162-169; Мельник А. Г. Тихвинская ц. Ростовского Рождественского мон-ря // ПКНО, 2002. М., 2003. С. 623-629; он же. Иконостас Рождественской ц. ростовского Рождественского мон-ря // Уваровские чт., 7-е. Муром, 2011. С. 360-364; Катасонова Е. Ю. К вопросу о ростовском шитье XVII в. // ИКРЗ, 2013. Ростов, 2014. С. 230-231.
С. В. Городилин

Архитектурный ансамбль и монументальная живопись

Р. Р. м. расположен в самом центре Ростова, близ кафедрального Успенского собора, архиерейского дома (кремля) и княжеского двора. Сев. сторона мон-ря с Тихвинским храмом выходит на Рождественскую (ныне Советская) пл., западная - на 2-й Толстовский пер. (от ц. свт. Николая Чудотворца до оз. Неро). Большая часть южной и восточной сторон обители примыкают к углу земляной крепости, построенной по указу царя Михаила Феодоровича в 1632 г.

Р. Р. м. невелик по размеру (10 500 кв. м), но к нач. XX в. в нем существовало 7 престолов. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы - самое раннее каменное сооружение в архитектурном ансамбле мон-ря. По традиции, собор воздвигнут на месте древнего деревянного храма. Исследователи относят его каменное здание к кон. XVII в. Время вносило в архитектуру не столь принципиальные изменения, и собор сохранил свой первоначальный архитектурный образ и напоминает др. храмы, воздвигнутые Ростовским митр. Ионой (Сысоевичем). Он не только построил архиерейский дом, но и заменил каменными деревянные соборы 3 приписанных к нему ростовских монастырей: Рождественского, Григорьевского и Зачатиевского.

Богородице-Рождественский собор - один из наиболее стройных и живописных храмов в Ростове. Основное здание воздвигнуто на высоком подклете, в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С сев. стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой, он ниже основного здания и меньших размеров. От зап. стены идет горизонтально вытянутая трапезная. Пространственную пластичность комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезной. Стены основного здания завершаются декоративной аркатурой с килевидными закомарами. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники над алтарем придела и трапезной дополняют общий живописный образ собора. В разные века его купола покрывали белой жестью, в сер. XIX в.- «медянкой» ярко-зеленого цвета, купол придела был покрыт белой жестью. В кон. XIX в. купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 60-х гг. XX в. главный купол собора украсили золотыми звездами.

Одно из первых описаний собора датируется 1702 г.: «Церковь Рождества Богородицы - каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкий, золочен. В трапезе печь ценинная. Предел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцать сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов» (Израилев. 1858. С. 12).

В XIX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы было 4 престола: 2 - на 1-м этаже и 2 - на 2-м. Главный престол был расположен на 2-м этаже. С сев. стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Первоначально он был освящен во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, но уже в сер. XVIII в. пришел в запустение. Возобновлен придел по завещанию и на средства мон. Надежды (Дашковой) с условием переосвящения его во имя Св. Троицы. По благословению еп. Афанасия (Волховского) завещание мон. Надежды было исполнено. Освящен Троицкий придел в 1772 г. Иконостас был столярной работы, золоченый. У зап. стены Богородице-Рождественского храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды к-рой поддерживались одним большим круглым столпом.

О настенной росписи собора в XIX в. встречаются лишь отдельные упоминания. Наиболее полная информация имеется у А. А. Титова (Титов. 1911. С. 96-97). Основательное исследование иконографии росписи проведено Т. Л. Никитиной (Никитина. 1994). Автор статьи подчеркивает, что роспись храма «слагается из двух разновременных и разностильных комплексов» (Там же. С. 127). Система алтарной росписи, а также Страстной цикл буквально воспроизводят росписи 1670 г. Воскресенской ц. Ростовского архиерейского дома. Изображение Акафиста Божией Матери дополнено сценами Успения и Погребения Пресв. Богородицы. На откосе сев. портала сообщается, что роспись выполнена в 1715 г. Роспись этого времени сохранилась только в алтаре и наосе главного храма. Поновление живописи в соборе сделано в 1826 (А. Г. Юров) и в 1883 гг. Троицкий придел, трапезная и паперть украшены живописными панно, исполненными масляными красками. Трапезная расписана в 1822 г., затем в 1883 г., Троицкий придел - в 1874 г. (Алитова, Никитина. 2008. С. 54).

В 1847 г. над сев. воротами Р. Р. м. был построен теплый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Как сообщал прот. А. Израилев, он возведен в благодарность за исцеление рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Е. Г. Тихановской) по молитвам перед монастырской чудотворной Тихвинской иконой (Израилев. 1858; Вахрина. 2007. С. 50). Игум. Павла (Шатилова) была свидетельницей этого чуда. Церковь построена по проекту губ. архит. П. Я. Панькова (1770-1843). За основу проекта он принял чертежи архит. К. А. Тона (Израилев. 1858. С. 18-20; Титов. 1911. С. 46-47; Мельник. 2003. С. 359-364; Вахрина. 2007. С. 50-53). Храм 5-главый, барабан с центральным куполом больше по размеру, чем барабаны и купола боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав - световые окна и аркатурно-колончатый пояс; окна храма украшены наличниками с кокошниками. Строили Тихвинский храм крестьяне дер. Братошино Ярославского у., братья Фаддей и Антон Тимофеевы, по прозванию Смолины. Резной золоченый иконостас выполнил крестьянин с. Заозерья Угличского у. А. М. Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома А. М. Колчин (Мельник. 2003. С. 360-361). В 1852 г. к Тихвинской ц. с зап. стороны пристроили 2-этажное здание, где на верхнем этаже освятили 2 придела: во имя свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, а также в честь Толгской иконы Божией Матери. В 1899 г. эти приделы были украшены настенной росписью иконописцем Н. М. Сафроновым, позолота иконостасов выполнена В. Н. Москалёвым, о чем сохранилась надпись на левом столпе в трапезной Тихвинского храма (Архив Ростовского музея. А-1527. Л. 18 об.). Из храма происходит икона «Похвала Пресв. Богородицы Печерских чудотворцев» (1688, иконописец Бубнов, ныне в ГМЗРК; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 20062. Кат. 88; Она же. Икона «Похвала Пресв. Богородицы» из собр. Ростовского музея // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 104-110).

По возвращении мон-ря РПЦ, в 1997 г., все здания обители были заняты, и в 1999 г. по просьбе игум. Павлы (Капитоновой) мон-рю передали храм святителя Николая на Подозерье, стоящий за зап. стеной мон-ря. Предание относит основание этого храма к домонг. периоду. Сохранилось краткое сообщение о Никольской ц. в 1-й пол. XVII в.: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте» (Переписные книги Ростова-Великого 2-й пол. XVII в. СПб., 1887. С. 32). Храм оставался деревянным до 1745 г. Каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» построен в 1751 г. и 9 мая освящен митр. Арсением (Мацеевичем). В Никольском храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной, золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус» (Архив Ростовского музея. Р-601. Л. 12). В XIX - нач. XX в. Никольский храм имел часовню, стоящую при дороге, напротив мон-ря. После передачи обители Никольский храм был восстановлен в 2003 г. и освящен в 2004 г. архиеп. Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным). Ныне храм воспринимается единым ансамблем со зданиями Р. Р. м. С 2013 г. в мон-ре идут реставрационные работы всех зданий: собора Рождества Богородицы, Тихвинского храма, келейных корпусов. Реставрацией занимаются ярославские художественные мастерские «Реставратор» под рук. архит. В. И. Сафронова.

Арх.: Архив Ростовского музея. А-1527. Л.18 об.; Р-601. Л. 12.
Лит.: Израилев А. А., прот. Описание ростовского, Ярославской губ., Рождественского девичьего мон-ря. СПб., 1858; он же. Церковь свт. и чудотворца Николая, что на Подозерье, в г. Ростове // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1898. № 38. С. 582-586; он же. Ростовский, Ярославской губ., Рождественский 3-кл. жен. мон-рь. СПб., 1889; Титов А. А. Ростов Великий Ярославской губ. и его святыни. М., 1909. С. 46; он же. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 94-97; Михайловский Б. В., Пуришев Б. И. Очерки истории древнерус. монумент. живописи со 2-й пол. XIV до нач. XVIII в. М.; Л., 1941. С. 119, 131; Безсонов С. В. Ростов Великий. М., 1945. С. 23; Баниге В. С., Брюсова В. Г. и др. Ростов-Ярославский. Ярославль, 1957. С. 144-146; Иванов В. Ростов. Углич. М., 1975. С. 146; Ильин М. А. Путь на Ростов Великий. М., 1975. С. 105; Никитина Т. Л. Иконогр. план росписи собора Рождества Богородицы ростовского Рождественского мон-ря // СРМ. 1994. Вып. 6. С. 126-146; она же. Ростовские стенописи XVIII в.: (К постановке вопроса) // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 138-143; Вахрина В. И. Рождества Богородицы жен. мон-рь. М., 2001; она же. Рождества Богородицы жен. мон-рь в Ростове Великом. М., 2007; Мельник А. Г. Ансамбль ростовского Рождественского мон-ря в XVIII - нач. XX в. // СРМ. 2003. Вып. 14. С. 347-389; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 54-63.
В. И. Вахрина
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Святыни русских монастырей Ростовский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь (Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии)
См.также:
ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл.
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Переславской епархии Ярославской митрополии)
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии)
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в г. Кирове