Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 109-115 опубликовано: 22 октября 2024г. 


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в г. Кирове. Основан на посаде г. Хлынова (ныне Киров), на небольшом пространстве возле земляного вала у р. Вятки, между перекинутым через кремлевский ров мостом и берегом реки.

XVII в.- 1917 г.

Спасо-Преображенский мон-рь в Вятке. Фотография. Нач. XX в.
Спасо-Преображенский мон-рь в Вятке. Фотография. Нач. XX в.

Спасо-Преображенский мон-рь в Вятке. Фотография. Нач. XX в.
Датой основания П. м. традиционно считается 1624 г. Сохранился список с грамоты царя Михаила Феодоровича, в котором сообщалось об основании 1-го жен. мон-ря на Вятке: «В прошлом 1624 г. построила она (игумения.- Авт.) тот монастырь и храм в оном монастыре. Царь Михаил Феодорович, патриарх Филарет Никитич пожаловали, велели давать им на Вятку игуменье Евфимии руги» (Настоятельницы. 1866. С. 413). В описи 1764 г. сообщалось, что «Преображенской монастырь… построен по данной грамоте при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Руси в 7132 г.», т. е. в 1623/24 г. (Вятка. 1887. С. 305). В то же время в грамоте патриарха Никона (Минова) со слов игум. Евфимии говорится, что ц. Преображения Господня была построена в мон-ре еще в 7131 г., т. е. в 1622/23 г. (Никитников. 1863. С. 96). Возможно, П. м. был основан в 1622-1624 гг.

В Писцовой книге 1628 г. мон-рь именуется «новодевичим», «девичим», при этом единственный храм обители назван Благовещенским. Преображенская ц. в Писцовой книге 1628 г. встречается без указания связи с обителью: «Под теплым храмом Преображения Христова 5 лавок, а торгуют в них приезжие люди, а оброк платят к церкви к Преображению Христову на всякое церковное строенье» (Вятка. 1887. С. 13). В документах 1646 и 1654 гг. мон-рь по-прежнему называется «новодевичьим» и «девичьим», но главный храм уже именуется Преображенским (Переписная книга г. Хлынова 1646 г. // Вятка. 1887. С. 27; Никитников. 1863. С. 96).

Среди первых настоятельниц П. м. известны Евфимия (Силуянова-Толмачёва) (1623/24-1654 ), Мавра (Толмачёва) (1661-1671), Параскева (1677-1691/92), Анна (Рязанцева) (1691/92-1705), Варвара (1710-1719), Феодосия (Исупова) (ок. 1719-1742). Численность насельниц на протяжении XVII в. постепенно возрастала, но начала сокращаться в 1-й четв. XVIII в. Судя по грамоте царя Михаила Феодоровича 1628 г., в то время в обители проживали 75 монахинь. В 1646 г. насчитывалось 86 сестер, к 1669 г.- 130, в 1703 г.- 87, в 1717 г.- 77, в 1724 г.- 61 и к 1735 г.- 86 сестер. К 1739 г. в П. м. оставалось только 9 монашествующих (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 665. Л. 16; ЦГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 81. Д. 5. Л. 63-72 об.; Д. 41. Л. 53-67 об.; Вятка. 1887. С. 27, 109, 225; Спицын. 2011. С. 131). Согласно ландратской книге 1717 г., в П. м. проживали 77 стариц, возраст к-рых варьировался от 32 до 102 лет, но относительно молодых было немного. Сестер младше 50 лет было только 12 чел. (13,8%). К 1717 г. 51 старица (66,2%) проживали в больницах (Вятка. 1887. С. 8, 27, 109).

Социальный состав монашествующих был неоднороден. По документам 90-х гг. XVII в., в П. м. имелись представительницы разных сословий: крестьянства, мещанства, духовенства, реже - чиновничества, причем не только девицы и вдовы, но и разведенные (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 4-5 об., 7-7 об., 20 об., 25, 34, 35; Ф. 615. Оп. 1. Д. 2147. Л. 178; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Л. 94; [Верещагин А. С.] Купчина гостиной сотни С. Лянгусов // Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 5/6. Отд. 3. С. 233). По описи 1724 г., в П. м. проживали игумения и 60 монахинь, из них 30 схимниц. Более половины (37) имели крестьянское происхождение, немало было выходцев из мещанского сословия (13). В возрастном отношении это были преимущественно монахини старше 50 лет (более 80%) (ЦГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 81. Д. 5. Л. 63-70).

Реализация петровских реформ привела к резкому сокращению численности насельниц: с 77 чел. в 1717 г. до 28 чел. в 1747 г. Особенно тяжелыми были 1736-1737 гг., когда по указу Синода были расстрижены 45 монахинь, принявших постриги «не по указу». По духовным штатам 1764 г. число монахинь П. м. должно было составлять 17 чел. (Там же. Оп. 74. Д. 51. Л. 29-29 об., 30 об.). В 20-30-х гг. XIX в. наблюдалась нехватка монахинь из-за ограничений пострига, их численность варьировалась от 9 до 17. К нач. XX в. в мон-ре проживали до 390 сестер, включая трудниц и паломниц.

Внутренняя жизнь монастыря

По грамоте царя Михаила Феодоровича 1628 г., в П. м. полагалось быть 2 священникам, диакону, пономарю и сторожу (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 665. Л. 15 об.). Черное духовенство в жен. мон-ре не служило, исключением был «черный поп Варламий», упомянутый при обители в писцовых книгах 1628 и 1646 гг. (Вятка. 1887. С. 8, 27), вероятно духовник насельниц. Постригали сестер иеромонахи Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, по крайней мере сведения об этом сохранились в документах нач. XVIII в. (Кустова. 2012. С. 75-76).

В XVII в. П. м. по внутреннему устроению относился к особножительным ружным мон-рям, с нач. XVIII в.- к штатным, но по-прежнему сохранял особножительный устав. Монахини получали жалованье 2 раза в год. Послушницы жили на свои средства, продавая рукоделие или прося милостыню. Каждая должна была заботиться об одежде и пище. Общей трапезы не было. Лишь в XIX в., при настоятельнице (1862-1889) игум. Емерентиане (Севрюгиной), начали вводиться элементы общежития. В 1866 г. по рекомендации Синода и духовной консистории она установила общую трапезу для 100 чел.: старших монахинь, певчих и работающих в монастырских мастерских. Остальные (всего проживало более 300 сестер) питались на свои средства в кельях. В кон. 80-х гг. XIX в. трапезную посещали уже 250 сестер, в т. ч. престарелые и бедные сироты. Монахини получали жалованье от гос-ва. Часть жалованья выделялась на общую трапезу. Сестры несли разные послушания, в XIX в. трудились в храме в качестве певчих, псаломщиц, кадильщиц, наблюдали за чистотой и порядком в церквах, читали Псалтирь по усопшим. Также они пекли просфоры, работали в мастерских. В XIX в. в П. м. действовали следующие мастерские: иконописная, позолотная, чеканная, золотошвейная, шелкошвейная, белошвейная, резьбы по дереву, столярная, по серебрению, башмачная, красильная, ковровая. Сестры трудились в трапезной, занимались огородом, сбором грибов и ягод, ухаживали за скотом, наблюдали за ремонтными работами, чистотой, убирали мусор и снег, ухаживали за больными (Мохова. 2014. С. 89, 183-189).

Монастырские школы и пенитенциарные заведения

В 1812 г. впервые упоминается школа грамотности для обучения послушниц, к-рая располагалась в настоятельском корпусе. В школе обучали чтению, письму, основам арифметики и клиросному пению, желающие учились рукоделию. Кроме послушниц в монастырской школе обучались грамоте и рукоделию девочки из разных сословий. Школа находилась на полном обеспечении мон-ря. Школу грамотности сменила в 1869 г. школа «для детей разных сословий» в соответствии с указом Синода от 19 февр. 1868 г. об открытии в обителях начальных уч-щ. Срок обучения составлял 2 года. Питанием, одеждой, обувью и учебниками девочки по-прежнему обеспечивались бесплатно. В 90-х гг. XIX в. церковноприходская школа при П. м. была закрыта. Вместо нее в 1897 г. была открыта воскресная школа для обучения грамоте и Закону Божию неграмотных послушниц. Также 1 окт. 1891 г. при П. м. в деревянном доме напротив настоятельского корпуса открылось жен. отд-ние миссионерской противораскольнической школы братства свт. Николая Чудотворца с общежитием на 15 учениц. В школе обучались девицы от 18 до 30 лет. Миссионерская школа при обители работала до 1908 г. (Мохова. 2014. С. 172-273, 271-275; ЦГА Кировской обл. Ф. 246. Оп. 1. Д. 43 а. Л. 110; Д. 73. Л. 173).

В XVIII - нач. XX в. П. м. служил местом ссылки для женщин, к-рые совершили проступки против веры и нравственности. Только за 1831-1835 гг. «на исправлении» в П. м. побывало 95 чел. (Мохова. 2014. С. 165-171).

Архитектурный ансамбль

В одной из челобитных настоятельница (1623/24-1654 ) игум. Евфимия сообщала патриарху Никону, что «в прошлом де во 131 [1622/23] году поставлена у них в монастыре деревянная церковь теплая во имя Преображения Господня, да в приделах - Благовещения Пречистые Богородицы, да преподобного отца Михаила Малеина» (Никитников. 1863. С. 96). В 1628 г. упоминается теплая ц. «с трапезою Благовещение». Преображенская ц. с Благовещенским приделом упоминается и в 1646 г. (Вятка. 1887. С. 8, 27). 17 мая 1654 г. патриарх Никон выдал грамоту на построение в П. м. новой деревянной Преображенской ц. вместо ветхой со старыми приделами Благовещения и прп. Михаила Малеина (Сб. храмозданных грамот. 1914. С. 511). В сент. 1700 г. Преображенская ц. сгорела, «а что в ней было святых икон и книги церковные вынесены все» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 89), но была восстановлена (упом. в 1717). Однако до 1764 г. эта церковь была «за ветхостью» разобрана, престол перенесен в придел каменного Илиинского храма (Вятка. 1887. С. 109, 305).

В 1646 г. в П. м. упоминается новая ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с 2 приделами: мч. Христофора и мч. Иоанна Белгородского (Там же С. 27). Также, согласно грамоте патриарха Московского и всея Руси Иосифа, данной 4 сент. 1646 г. (по др. сведениям, в 1651), было указано строить надвратный храм прп. Алексия, человека Божия (Настоятельницы. 1866. С. 413; Спицын. 2011. С. 128.). Однако в переписной книге 1678 г. ни Алексеевский, ни Сретенский храмы не упоминаются.

К кон. XVII в. в Хлынове сложилась собственная артель каменных дел И. И. Никонова, к-рой было доверено соорудить в мон-ре каменную ц. св. Илии Пророка. Построенная на средства купца И. А. Гостева, она была освящена в сент. 1695 г. К 1764 г. этот храм в мон-ре был единственным: «каменная церковь двупрестольная во имя св. пророка Ильи, в приделе теплая Преображения Господня, крыта тесом, на ней одна глава обита белым железом, крест железной позлащеной» (Вятка. 1887. С. 305). В 1769 г. указом архиерея обветшавший Илиинский храм был перестроен, главный престол наименован Преображенским, а Илиинский стал придельным. В 1770-1771 гг. к храму был пристроен и освящен 2-й придел, во имя мучеников Гурия, Самона и Авива.

Декор юж. стороны Спасо-Преображенской церкви. Фотография. 2006 г.
Декор юж. стороны Спасо-Преображенской церкви. Фотография. 2006 г.

Декор юж. стороны Спасо-Преображенской церкви. Фотография. 2006 г.
В авг. 1696 г. в П. м. была воздвигнута новая деревянная колокольня, к-рая сгорела в сент. 1700 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 45 об., 55 об., 89). В 1697/98 г. с Макарьевской ярмарки привезли большой колокол. В 1764 г. упоминается уже каменная колокольня: «...крыта тесом, на ней курма крыта лемехом, шпиц обит белым железом, крест железный, на ней колоколов 6» (Вятка. 1887. С. 305). К 1628 г. в П. м. было построено 11 келий, в т. ч. игуменская. В 1646 г. 85 стариц проживали в 12 кельях. Даже в 1739-1741 гг., когда численность сестер сократилась до 9 чел., в мон-ре оставались 16 настоятельских и братских келий. В XVII в. упоминаются особые больничные кельи. В 1694 г. мон-рь продал «болницу ветхую», а в 1696 г. построил 2 каменные больничные угловые кельи, за которые заплатил 18 р. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 2, 45 об.). Кроме основных монастырских зданий в П. м. находились баня, погреба, сараи и др. хозяйственные постройки. В 1778 г. был заключен договор на построение вокруг монастыря каменной ограды.

В 1803 г. губернским архит. Ф. М. Росляковым был составлен план по расширению монастырской территории «по причине тесноты места и опасности от внутри монастырских стесненных строений и опасности от мирских деревянных строений». Была реконструирована обветшавшая Преображенская ц. По проекту Рослякова указывалось «каменную теплую церковь, колокольню с палаткой ветхие и две стенки внутри холодной церкви… разобрать кирпич и все очистить… Начать каменную кладку церкви, колокольни и палатки». При строительстве были допущены серьезные упущения, и 13 мая 1804 г. свод храма рухнул. Начались восстановительные работы. 7 окт. 1806 г. освятили придел св. Илии Пророка. 15 нояб. того же года был освящен придел святых Гурия, Самона и Авива. В 1848 г. Преображенская ц. вновь была перестроена и расширена за счет упразднения придельных храмов. Вместо капитальных стен были устроены колонны. Храм украсили новым 4-ярусным иконостасом с позолоченной резьбой. По стенам и своду, окрашенным белой краской, размещались росписи в клеймах на евангельские сюжеты, обрамленные неширокими позолоченными лепными рамками.

В 1808-1809 гг. вместо старой колокольни построили новую - над вратами мон-ря, отдельно от храма. Работы проводили нижегородские мастера. В 1827 г. колокольня вновь была перестроена по плану А. И. Шестакова.

В 1836 г. на сев. стороне П. м. был заложен жилой корпус, примыкавший к колокольне. В зап. крыле здания размещались кельи настоятельницы и казначеи, в его юго-зап. стороне находилась чайная, рядом - трапезная. В нижнем этаже этой части здания располагались настоятельская кухня с большой рус. печью, чулан и 3 кельи. Над крыльцом находился деревянный балкон на 4 каменных столбах. В 1839 г. на нижнем этаже вост. части здания был устроен больничный храм Тихвинской иконы Божией Матери (расширен в 1862-1863). Его интерьер украшали резные иконостасы с позолоченными колоннами и карнизами. Среди почитаемых образов в местном ряду иконостаса находились старинная Тихвинская икона Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Против царских врат над амвоном размещалась галерея, стоящая на неск. колоннах. Она отделяла верхний этаж от нижнего. На верхнем этаже были устроены приделы во имя свт. Митрофана Воронежского (1839) и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (1841).

В 1845 г. в П. м. с юж. стороны был сооружен деревянный 2-этажный жилой корпус, в сер. XIX в. выстроена пекарня, где пекли просфоры для церквей города. На юж. хозяйственном дворе, к-рый располагался за линией монашеских келий, разместились погреба и дровяники. Вдоль зап. линии ограды стояли старый и новый каретники, погреба и сараи. На сев. хозяйственном дворе разместились прачечная, баня, погреба. В 30-х гг. XIX в. была реконструирована монастырская ограда. Прежнюю, ветхую, заменили новой каменной стеной с 3 проезжими воротами: с восточной, западной, северной сторон, и башенкой на сев.-вост. углу.

Спасо-Преображенский мон-рь. Вид с Соборной пл. Фотография. Нач. XX в.
Спасо-Преображенский мон-рь. Вид с Соборной пл. Фотография. Нач. XX в.

Спасо-Преображенский мон-рь. Вид с Соборной пл. Фотография. Нач. XX в.
В 1868 г. игум. Емерентиана (Севрюгина) предложила выстроить вдоль сев.-зап. границы мон-ря большой каменный корпус с 3-придельной церковью. В 1869-1870 гг. было получено разрешение Городской думы и МВД на расширение территории обители для постройки нового корпуса. Проект зап. корпуса с церковью, к-рый «по обширности и грандиозности фасада» должен был украсить городскую площадь, был заказан архит. А. С. Андрееву. В 1871 г. начались строительные работы. В 1877 г. была отделана юж. часть зап. корпуса с церковью. 21 авг. того же года архиеп. Вятским и Слободским Аполлосом (Беляевым) был освящен ее правый придел во имя св. Илии Пророка. В 1882 г. закончена отделка сев. части зап. корпуса и остальных помещений церкви. 31 авг. того же года был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». В П. м. находился список с этого чудотворного образа. Интерьер церкви оформлялся по проекту губернского архит. И. А. Чарушина. 3 алтаря устроены на одной солее и разделены 2 ширмами из разноцветных стекол. С правой стороны от главного алтаря находился придел прор. Илии, а с левой - придел святых Гурия, Самона и Авива. Здесь хранилась почитаемая Иверская икона Божией Матери, привезенная в 1873 г. из афонского Иверского мон-ря в дар обители. Интерьер дополняли хоры в его зап. части, стоявшие на 6 чугунных колонках и обнесенные ажурной металлической решеткой. В простенках между окнами в фигурных переплетах были размещены живописные композиции. В окна были вставлены цветные стекла.

В 1897 г. в ц. в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» были обнаружены серьезные повреждения, поэтому под рук. Чарушина храм перестроили: заново переложили вост. и зап. стены, расширили алтарь, вновь вызолотили иконостас и возобновили настенную живопись. В 1901 г. храм был освящен. В том же здании с правой стороны от главных ворот монастыря была устроена часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

В зап. корпусе проживало до 70 сестер. К зап. корпусу примыкал северный - большое 2-этажное каменное здание с мезонином, заложенное в 1890 г. В сев.-зап. корпусе кроме домовой церкви помещались больница, трапезная, церковноприходская школа. Здесь же находились монашеские кельи и мастерские обители (Мохова. 2014. С. 223-227).

Святыни и крестные ходы

По преданию, царь Михаил Феодорович в 1628 г. пожертвовал в П. м. икону прп. Михаила Малеина, к-рая стала одним из наиболее почитаемых сохранившихся образов мон-ря. Вероятно, до пожара 1696 г. она хранилась в одноименном приделе, а затем была перенесена в каменный Илиинский храм (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 39).

Др. почитаемым образом П. м. была икона мучеников Гурия, Самона и Авива, появившаяся в мон-ре еще в XVII в. В 1695-1696 гг. в день памяти этих святых, как и в другие значимые для мон-ря праздники, местному архиерею подносили калач (Там же. Л. 40, 55 об., 56 об., 60). С 1744 г. по прошению настоятельницы (1743-1752) игум. Маргариты (Тухариновой) этот образ стали обносить с крестным ходом по епархии наряду с иконами Спасского собора г. Хлынова; в 1786 г. в Преображенском храме имелся придел во имя этих святых. В 1782-1798 гг. ношение иконы с крестным ходом по просьбе священнослужителей Спасского собора было временно приостановлено по причине неоконченного строительства каменного Спасского собора. С 1798 г. совершение крестного хода с иконой мучеников возобновилось и продолжалось до 1917 г. (ЦГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 2. Д. 6. Л. 313; Оп. 76. Д. 8. Л. 32; Ф. 246. Оп. 1. Д. 14. Л. 9).

В г. Вятке (ныне Киров) в память избавления населения от моровой язвы в 4-е воскресенье Великого поста проходил ежегодный крестный ход с иконами из кафедрального Свято-Троицкого, Богоявленского, Спасского и Воскресенского соборов, Преображенского мон-ря, Донской и Покровской церквей. В 1826 г. архиеп. Кириллом (Богословским-Платоновым) был учрежден крестный ход из Свято-Троицкого собора в П. м. Он совершался ежегодно 20 июля перед началом литургии в день св. Илии Пророка. Во время этого крестного хода несли иконы не только из кафедрального собора, но и из Богоявленского, Спасского и Воскресенского соборов, Стефановской и Покровской приходских церквей.

Во 2-й пол. XIX в. возникло новое крестное хождение из монастыря. В нояб. 1863 г. на Вятскую землю прибыл афонский иером. Паисий с иконой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Иером. Паисий рассказал, что ранее эта икона не проявляла себя как чудотворная. Только на Вятской земле от нее начались исцеления. В 1867 г. игум. Емерентиана (Севрюгина) обратилась к еп. Аполлосу с просьбой совершать крестный ход со списком этой иконы «в память посещения Вятского края… и получения от нея многих исцелений», на что епископ дал согласие. Крестный ход с этой иконой охватывал селения Вятского, Глазовского, Нолинского, Орловского, Малмыжского и Слободского уездов (Там же. Ф. 170. Оп. 1. Д. 275. Л. 1).

Библиотека

В XVII в. основным источником поступления книг в П. м. были вклады царей. Первые книги обитель получила от царя Михаила Феодоровича. В писцовой книге А. М. Толочанова 1628 г. отмечено, что книги в девичьем монастыре - «строенье все государево» (Вятка. 1887. С. 8). Сохранился текст указа царя Алексея Михайловича от 11 июля 1671 г. о передаче книг Преображенскому мон-рю. Всего было отправлено 19 печатных книг в переплете. Помимо богослужебных царем было прислано 5 «четьих» книг: Евангелие Воскресное толковое, Пролог полугодовой, книги «О священстве», «Николино житие» и Псалтирь учительная (РИБ. Т. 23: Дела Тайного приказа. Кн. 3. Стб. 1660-1662). Из присланных в 1671 г. книг сохранился до наших дней Трефологион (М., 1637) с соответствующей подписью (От Вятки до Тобольска: Церковно-монастырские б-ки рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 16).

К нач. XVIII в. почти все книги в П. м. были новой печати, изданные после Никоновской реформы. В описи 1701 г. сообщалось, что «книг старой печати толко две книги Минея месячная майя месяца Минея ж месячная ноября месяца в полдесть» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 421. Л. 1-2). На протяжении XVIII-XIX вв. б-ка продолжала пополняться книгами, к-рые покупались в лавках в Москве, в торговых рядах Хлынова, присылались из духовной консистории. В 1764 г. в обители было 54 книги. В 1764-1770 гг. на казенные церковные деньги по заказу игум. Маргариты (Цырешниковой) было закуплено 16 изданий. При игум. Мариамне (Золотавиной) в 1771 г. мон-рь приобрел 40 книг. Игум. Таисия (Сеземова) купила 55 книг. К 1786 г. книжное собрание мон-ря увеличилось в 2,5 раза и насчитывало 139 изданий. Среди святоотеческих трудов в П. м. были сочинения прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Димитрия Ростовского. Опись 1786 г. помимо печатных изданий упоминает 7 рукописей: Ирмосы, Службы исповедникам, «Требник на пострижение и погребение монахов» и 2 книги Служб заупокойных. К 1826 г. монастырская б-ка насчитывала 246 экз. (Вятка. 1887. С. 298, 309-310; Мохова. 2014. С. 111-115).

В XIX в. собрание П. м. значительно пополнилось книгами для келейного чтения. В описях книгохранилища за 1826, 1839 и 1854 гг. указаны «Зерцало православного исповедания», «Скрижали», «Церковный катехизис», «Толкование на псалтырь», «Толкование на соборное писание апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды», «Труды Василия Великого», «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни», «Краткие поучения о главнейших Спасительских догматах веры и заповедях Божьих», «Поучительные слова» архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) в 10 книгах, «Сокращенное христианское учение». Также в б-ку поступили книги, посвященные старообрядцам. Это «Ответы... на вопросы старообрядцев» (М., 1800) еп. Никифора (Феотоки), «О Церкви и таинствах служащая к увещанию старообрядцев».

Помимо общемонастырского книжного собрания в П. м. у монахинь были и частные б-ки. Сохранилась опись имущества умершей в 1803 г. игум. Таисии с указанием 55 книг. Несмотря на преобладание книг духовного содержания, богослужебных книг, присутствовала лит-ра светской тематики: «Житие и славные дела государя имп. Петра Великого» (1772), «О смерти Петра Великого», «Книга мироздания», «Руководство к чистописанию», «О качествах стихотворца рассуждение» (1755). Помимо печатных книг были и рукописные: «Летопись» и «Зерцало православного исповедания» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, «Страсти Христовы», «Псалмы Давыдовы», «Разные молитвы», «Врачество духовное» и «Известия о бывших в Вятке архиереях» архиеп. Платона (Любарского).

Материальное положение

П. м. был единственным среди вятских обителей «строения государева», получавшим казенное жалованье. По грамоте от 17 окт. 1628 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) постановили ежегодно выдавать игумении 2 р. денег, по 2 четв. ржи и столько же овса, а сестрам вполовину меньше этого. Двум попам было положено по 3 р., по 11 четв. ржи и столько же овса, диакону - по 8 четв. ржи и овса, пономарю и сторожу - по 60 к. и по 4 четв. ржи и овса. Давать ругу было указано из вятских таможенных доходов «без московские волокиты», т. е. без переписки с Москвой. За хлеб (115 четв. ржи и 115 четв. овса) было приказано выдавать деньгами по вятским ценам. На воск, ладан и пшеницу для просфор сначала были выделены пустоши, но при переходе на денежную ругу в 1628 г. воеводе было приказано отдать эти пустоши желающим на оброк, а взамен платить мон-рю из казны 9 р. 12 к. (ДАИ. Т. 3. № 36. С. 129). В этом размере руга почти без изменений выдавалась обители на протяжении всего XVII в. Так, в 1660 г. выплата мон-рю составила 132 р. 75 к. В 1698 г. игум. Анна (Рязанцева) сообщала, что с давних пор поступает в мон-рь в год по 136 р. 72 к. Некоторая разница в руге связана, по-видимому, с разницей цен на хлеб. С 1699 г. жалованье мон-рю по указу из Москвы стало выдаваться только по ежегодной челобитной от имени игумении (Спицын. 2011. С. 130-131).

В кон. XVII в. гос. руга составляла ок. 75% от общего бюджета монастыря, дополнительными доходами были деньги от кружечных сборов, а также за постриги и погребение (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 2-7 об.). 75 стариц, получавших жалованье из казны, ни в чем не нуждались. В то же время те, кто не получали жалованье, кормились «меж дворы Христовым имянем милостынею». Одна часть насельниц кормила себя средствами от продажи рукоделия, других содержали родственники (Там же. Л. 10, 30, 45, 54).

По штатам 1764 г. П. м., относящийся к 3-му классу, должен был получать 375 р. Но штатной суммы было недостаточно для хозяйственной деятельности обители. Мон-рь имел дополнительные источники доходов от продажи свеч, совершения молебнов, пожертвований благотворителей, проведения крестных ходов. Так, в 1798 г. от крестного хода получено 644 р., в 1800 г.- 600 р. В кон. XVIII в. материальное положение П. м. улучшилось. По указу имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. обитель получила во владение: водяную мельницу на р. Быстрице; рыбные ловли на озерах Просном и Духовом, недалеко от г. Вятки; сенные покосы Медведиха, Филимониха и покос на р. Медянке в Вятском у. Все они сдавались в аренду вплоть до 1918 г. (Мохова. 2014. С. 74, 96-97).

В XIX в. доходы П. м. росли. Если в 1807 г. мон-рь имел «на приходе» 3377 р., то в 1828 г. эта сумма увеличилась более чем в 2 раза (7450 р.). К 1858 г. сумма вновь удвоилась и составила 16 556 р.

Все доходы П. м. складывались из штатной, церковной и неокладной сумм. Хотя во 2-й пол. XIX в. штатная сумма увеличилась с 240 до 338 р., в общем бюджете мон-ря она составляла 1-3%. Каждое полугодие игумения получала 28 р. 59 к., казначея - 8 р. 58 к., монахини - по 2 р. 87 к. Помимо штатного жалованья и доходов от аренды в конце года игумения, казначея, монахини и часть сестер, выполнявших различные работы в мон-ре, получали дополнительное жалованье («вознаграждение») из неокладных доходов.

В нач. ХХ в. кружечный и кошельковые сборы составляли 1-3% от доходов мон-ря. Свечные сборы были значительнее - от 10 до 15%; от 20 до 35% - доходы от продажи просфор; от 2 до 10% - доходы от чтения Псалтири. Важную роль в хозяйстве мон-ря играли мастерские, к-рые давали от 4 до 15,5% дохода, а в 1917 г. составили 40%. Появилась и такая статья доходов, как вклады банковских билетов, пожертвованных мон-рю с условием, чтобы проценты с них шли на содержание обители. Так, в 1875 г. из 18 586 р. общего дохода обитель имела наличными 6770 р. (36,4%), билетами - 11 816 р. (63,5%). В 1900 г. из 89 531 р. монастырь располагал наличными 16 371 р. (18,2%) и билетами 73 160 р. (81,7%). В 1916 г. из 130 327 р.- наличными 44% и билетами 55,9% (Мохова. 2014. С. 152-153, 228-248).

1917-2020 гг.

В янв. 1918 г. в П. м. проживали 407 сестер. 22 марта того же года в мон-ре был открыт приют для беспризорных девочек, к-рый действовал в течение 10 месяцев.

Рака с мощами сщмч. Виктора (Островидова) в Преображенской ц. Фотография. 2006 г.
Рака с мощами сщмч. Виктора (Островидова) в Преображенской ц. Фотография. 2006 г.

Рака с мощами сщмч. Виктора (Островидова) в Преображенской ц. Фотография. 2006 г.
В мае 1918 г. вышло распоряжение о национализации всех зданий обители, а также монастырских покосов. 5 июня 1918 г. была муниципализирована и монастырская мельница в Вожгалах. В том же году сестры объявили себя трудовой общиной. В нояб. совету трудовой общины было предложено освободить помещения большого сев.-зап. корпуса. В мастерских и кельях началось размещение 2-го запасного стрелкового батальона. Сестры были вынуждены переселиться в здание Тихвинской ц.

25 февр. 1919 г. квартирный отдел комиссариата по военным делам принял решение «о размещении монахинь по уездам». Весной основные здания в обители были заняты красноармейцами. 365 сестер должны были разместиться в оставшихся церквах и деревянных флигелях. В 1922 г. в рамках компании по изъятию церковных ценностей в П. м. членами Особой комиссии были сняты оклады, ризы, венцы с икон, изъяты кресты с камнями, лампады с цепями, оклады с Евангелий, богослужебные сосуды, митры, украшенные камнями и вышитые золотом. Всего было изъято 155 предметов, в т. ч. «золота весом 2 золотника, 6 долей, серебра 6 пудов, 39 фунтов, 24 золотника, камней: бриллиантов - один большой и девять малых, общим весом 1 золотник и 70 долей».

В нач. 20-х гг. XX в. началась тяжба между фабрикой металлических изделий и кожевенным заводом о передаче зданий мон-ря под общежитие. В авг. 1923 г. в помещениях обители разместили рабочий городок. С 1925 г. велась перестройка храмов под жилые помещения. Внутреннее пространство Преображенской ц. разделили на 2 этажа и приспособили под квартиры, Тихвинский храм переоборудовали под общежитие кожевников. В здании ц. «В скорбех и печалех Утешение» устроили клуб им. Демьяна Бедного. В 30-х гг. ХХ в. были разобраны глава Преображенской ц. и ярусы колокольни, разрушены ограда и часть построек.

Сестры П. м. поддерживали сщмч. Виктора (Островидова), управлявшего Вятской епархией, в борьбе с обновленцами. После закрытия П. м. в 1923 г. ок. 150 монахинь и послушниц были переселены в пустующие здания бывш. Филейского Александро-Невского муж. мон-ря в 10 верстах от Вятки. Здания П. м. были переданы в аренду на 5 лет жен. трудовой кооперативной артели. 20 июня 1924 г. решением президиума губернского исполкома Филейский мон-рь был закрыт, сестры, проживавшие в нем, поселились в Вятке и ближайших деревнях.

Первые аресты монахинь и послушниц в 1929-1933 гг. были связаны с делом о создании нелегальной контрреволюционной группировки при вятском Воскресенском соборе. В 1930-1931 гг. за объединение в «нелегальный женский монастырь» и «антисоветскую агитацию» были арестованы и заключены под стражу 18 сестер. В 1932 г. по делу «о филиале Всесоюзной контрреволюционной организации Истинно-Православной Церкви» были арестованы игум. Емилия (Баранова), мон. Фелицата (Лагунова) и неск. послушниц. Почти всех приговорили к различным срокам ссылки и концлагерей. В 1937-1939 гг. было заведено дело о «Вятской нелегальной епархии викторовской ориентации», а также об антисоветской орг-ции «Вятская епархия Истинно-Православной викторовской Церкви», по которому арестовали послушниц. В 40-х гг. XX в. были арестованы и получили разные сроки наказания не менее 35 монахинь и послушниц, 2 были расстреляны (Мохова. 2014. С. 291-350; Чудиновских, Жаравин. 2009).

15 июня 2001 г. на основании решения Синода от 29 янв. 1991 г. архиеп. Вятский Хрисанф (Чепиль) издал указ об открытии П. м. В 2005 г. в мон-рь были переведены сестры из Свято-Троицкого мон-ря слободы Макарья во главе с игум. Софией (Розановой).

С 2000 по 2010-й г. были отреставрированы Преображенский храм и часть братского корпуса, в 2012-2013 гг. восстановлена колокольня. В 2014 г. по благословению митр. Вятского и Слободского Марка (Тужикова) на храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» подняли 6 новых куполов. Осенью 2008 г. был заложен яблоневый сад, разбит монастырский огород. Главной святыней П. м. являются мощи сщмч. Виктора (Островидова), с 2005 г. пребывающие в Преображенском храме. Западный и часть сев. корпуса по-прежнему занимают спортивные и оздоровительные орг-ции, часть помещений монастырского ансамбля занята жильцами. На территории мон-ря планируется открыть церковно-исторический музей.

К марту 2020 г. в П. м. проживали настоятельница игум. София (Розанова) и неск. сестер.

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7, 55, 421, 665, 6347; Ф. 615. Оп. 1. Д. 2147, 2150, 2160, 2162; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1034, 1098; ЦГА Кировской обл. Ф. 237 (Вятская духовная консистория). Оп. 74. Д. 3437; Оп. 76. Д. 1370; Оп. 81. Д. 6, 45; Ф. 246 (Вятский Преображенский мон-рь); Ф. Р-340. Оп. 1. Д. 416; Ф. Р-875. Оп. 4. Д. 12; Ф. Р-893. Оп. 2. Д. 318; Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 392, 910; Ф. Р-1062. Оп. 1. Д. 1649; Ф. Р-1258. Оп. 1. Д. 97, 98; Ф. Р-6799. Оп. 6. Д. СУ-7114, СУ-8022; Оп. 7. Д. СУ-8585, СУ-8648, СУ-9448; Оп. 8. Д. СУ-9817.
Ист.: Вятка: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887; Сб. храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914; Офиц. известия по Вятской епархии. 1918. № 12/13. С. 135.
Лит.: Никитников Г., прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863; Настоятельницы вятского Преображенского девичьего мон-ря // Вятские ЕВ. 1866. № 12. Отд. неофиц. С. 412-418; Спицын А. А. К истории вятского Преображенского мон-ря // Вятские ГВ. 1886. № 88. С. 5; он же. Избр. труды по истории Вятки. Киров, 2011; Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девический мон-рь: История и совр. его состояние. Вятка, 1887; Берова И. В. Вятский Преображенский девичий мон-рь. Киров, 2004; Чудиновских Е. Н., Жаравин В. С. Сестры: Очерки о судьбах насельниц вятского Преображенского девичьего мон-ря в 1-й пол. ХХ в.: По мат-лам ГАСПИКО. Киров, 2009; Кустова Е. В. История вятского Успенского Трифонова мон-ря. Киров, 2012. Т. 2; она же. Хлыновский Преображенский мон-рь в XVII - 1-й четв. XVIII вв. // Вятский ист. сб. Киров, 2014. С. 26-59; Мохова Г. А. Св. обитель: История вятского Преображенского девичьего мон-ря. Киров, 2014.
Е. В. Кустова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Святыни русских монастырей Преображения Господня женский монастырь (Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в г. Кирове
См.также:
НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл.
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии)
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
КИРЖАЧСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Киржаче Владимирской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве