Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
55, С. 386-391 опубликовано: 26 февраля 2024г.


ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

«На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. (Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича (Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича. Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича, могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены.

Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.
Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.

Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.
В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного (ошибка, должно быть - кн. блгв. Иоанна I Даниловича Калиты) над тверской ратью под командованием боярина и воеводы Владимирского вел. кн. блгв. Михаила Ярославича Акинфа Гавриловича Великого († 1304). Ряд исследователей считали, что эта лит. версия достоверна (Смирнов. 1995. С. 96-97; Брумфилд. 2018. С. 37-38). Однако ранние источники, включая 2 духовные грамоты Владимирского и Московского вел. кн. Иоанна Калиты (ДДГ. № 1. С. 7-11; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.: [1336 г.] - Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты // ДРВМ. 2008. № 1(31). С. 95-108; Он же. Издание завещаний моск. князей XIV в.: [1339 г.] - Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты // Там же. № 2(32). С. 129-132), не подтверждают дату сражения и основание в связи с ним обители (Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. Гл. 3). Важно отметить, что потомки неудачливого боярина Акинфа Великого, дети к-рого в 1338 г. перешли на службу в Москву, в XIV-XVI вв. были одними из главных ктиторов переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Антонов. 2003). Вероятно, в этой поздней лит. версии (нач. XVII в.) об основании П.-З. Ф. м. отразилось соперничество между 2 местными обителями.

XIII в.- 1667 г.

В XIII в. мон-рь, к-рый неоднократно разоряли захватчики, должен был пользоваться вниманием переяславских князей - прямых потомков вел. кн. св. Ярослава Всеволодовича. С 1302 г., после прекращения династии переяславских князей, положение обители стало зависеть от жалований Владимирских вел. князей. П.-З. Ф. м. находился к югу от города, на т. н. Московско-Ярославской дороге. Поэтому на пути в Переяславль князья и митрополиты нередко могли здесь останавливаться. Во время их правления в состав Митрополичьей области на территории бывш. Переяславского княжества, вернувшегося в состав Владимирского великого княжества, вошли Романовская вол. на р. М. Киржач и ряд крупных сел (Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 2: Землевладение митрополичьего дома. С. 146, 168, 336, 361-365, 378, 391, 393, 414, 424, 430). По-видимому, среди этих пожалований, как свидетельствует жалованная грамота 1562 г., оказался и П.-З. Ф. м., поскольку его настоятель зависел от русских митрополитов (ААЭ. Т. 1. № 259. С. 286; РИБ. Т. 32. № 216. Стб. 441). Зависимость П.-З. Ф. м. от митрополичьего, а затем и от патриаршего дома была достаточно сильной еще в XVII в. Об этом наглядно свидетельствует грамота патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова). 19 янв. 1629 г. в Москве он благословил дьяка Леонтия Матвеева сына, к-рого отослал к Верейскому митр. Аверкию. Последний должен был поставить дьяка в чтецы «и в подьяконы и во дьяконы», а затем рукоположить «в попы к церкви Илье пророку в Переславский уезд, в вотчину Федоровского мон-ря, в село Ильинское в наше патриаршество» (АЮБДР. Т. 3. № 362. Стб. 435-437).

Землевладение П.-З. Ф. м. начало складываться во 2-й пол. XV в. Возможно, до этого времени мон-рь был ружным. 20 авг. 1511 г. датируется самый ранний из сохранившихся актов обители. Им является жалованная несудимая односрочная и заповедная грамота, полученная игум. Геронтием «с братьею» от вел. кн. Василия III Иоанновича на с. Фёдоровское в Переславском у. Начало ее текста утрачено. Полученный обителью в 1534-1538 гг. по этому документу иммунитет 17 мая 1551 г. и 27 июня 1561 г. был подтвержден царем Иоанном IV Васильевичем Грозным (Антонов. 1997. № 183. С. 72-73). Благодаря этим льготам с. Фёдоровское разрослось в Фёдоровскую слободу при обители (Свирелин. 1903. С. 25).

16 сент. 1552 г. П.-З. Ф. м. получил послушную грамоту на деревни Сосняк, Хорошёво, Муднево и др. в Михайловском стане Переславского у. (Косаткин. 1906. Ч. 1. С. 292-293), а 29 апр. 1556 г. царь Иоанн Грозный утвердил жалованную уставную грамоту крестьянам местных подклетных сел Ивановского, Фалелеева, Волославцева и трети с. Петровского. Они были подчинены суду его дворецкого из приказа Большого дворца (АИ. Т. 1. № 165. Стб. 315-318). Вскоре нек-рые из них, как часть вклада, были пожалованы во владение мон-рям. Вероятно, поводом для этого стало рождение в 1557 г. царевича Феодора Иоанновича. По местному преданию, зафиксированному в лит-ре (Свирелин. 1903. С. 28), царевич род. недалеко от обители, на Московской дороге, в дер. Собилка. На этом месте была возведена деревянная, а во 2-й пол. XVII в. кирпичная часовня в стиле рус. узорочья. К кон. XIX в. она обветшала. По обмерным чертежам ее восстановил архит. акад. В. В. Суслов (1857-1921).

Рождение 3-го сына царя Иоанна Грозного, состоявшееся незадолго до дня памяти вмч. Феодора Стратилата, было отмечено постройкой по царскому обету в самом мон-ре кирпичного собора вместо деревянного. В нем царь молился во время своих поездок из Александровой слободы в Переславль-Залесский на богомолье. Сюда приезжал и царевич.

Между 1558 и 1567 гг. царь Иоанн IV пожаловал обители свое дворцовое с. Ивановское на р. Нилке, 30 апр. 1561 г.- пустошь Гребневское, а 20 июня 1561 г.- дал жалованную льготную грамоту игум. Харитону на с. Фёдоровское и Половецкое с деревнями и селищами, расположенными в Новосельском, Кодяеве и Михайловском станах Переславского у. В последнем случае льгота была подтверждена в 1564 г. и действовала до 1 сент. 1567 г. (Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. № 187-189. С. 73).

В янв. 1562 г. царь Иоанн IV в ответ на просьбу игум. Харитона «с братьею, что служит в Переславле у Феодора Стратилата на Горе, или кто по нем в том монастыре иный игумен или строитель будет» выдал жалованную грамоту. Этот иммунитетный документ защищал подчиненных П.-З. Ф. м. людей от действий площадных и дворцовых недельщиков и ездоков, к-рые ранее к ним прибывали и «сроки на них, и на слуг и на крестьян, ото всяких людей во всяких делех» и «от ямскых охотников зазывные во весь год в пашенную пору» заставляли участвовать. Из-за участия в исполнении общегородских повинностей слугам и крестьянам П.-З. Ф. м. чинились «убытки и продажи великие». Новая грамота давала обители полную независимость от действий местных властей, а также судебный иммунитет. Царь определял один срок - один раз в год «день по Крещенье Христове», когда пристав, данный П.-З. Ф. м., должен был ездить в Москву и решать возникшие проблемы и дела. Власти мон-ря обязывались в этот день быть у царя Иоанна Грозного, а в его отсутствие - у большого дворецкого в приказе Большого дворца. Здесь разбирались все их дела, «опричь духовных». Эти дела «по игумена, и по попов, и по дияконов и по старцов» должен был разбирать и судить митр. Московский свт. Макарий или его приставы (ААЭ. Т. 1. № 259. С. 285-286; РИБ. Т. 32. № 216. Стб. 440-442).

12 сент. 1564 г. игум. Харитон получил жалованную тарханно-несудимую и заповедную грамоту от царя Иоанна Грозного на подмонастырское с. Фёдоровское, к-рое освобождалось от приема ездоков и незваных гостей во время церковных праздников. 20 янв. 1567 г. утверждена указная с прочетом грамота от боярина и большого дворецкого Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (отца патриарха Московского и всея Руси Филарета). Она обязывала выборного старосту Воина Баракова не собирать оброк с рыбных ловель П.-З. Ф. м., расположенных на р. Нерли и оз. Ивановском (Антонов. 1997. № 191-192. С. 74).

После смерти в Александровой слободе из-за болезни наследника, царевича Иоанна Иоанновича, его отец, царь Иоанн Грозный, пожаловал властям П.-З. Ф. м. переславские: слободку Ямскую, дворцовые села Ивановское и Петровское, 500 р. денег «на монастырское строение по сыне своем», а также «платья - шубу соболью и нагольную, ферези дорогинны, тарлик бархатный, зипун тафтян, 3 ковша серебряные, 4 стакана серебряные» (Свирелин. 1903. С. 27-28).

В связи с отменой тарханов в 1585 г. П.-З. Ф. м. со своих владений стал платить ряд налогов. Известны дьяческие отписи от 25 янв. 1587 г. и от 12 марта 1588 г. о получении ямских и полоняничных денег из П.-З. Ф. м. (РИБ. Т. 32. № 336. Стб. 651; Антонов. 1997. № 194-195. С. 74). Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. (Антонов. 1997. № 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. № 196. С. 74).

12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах (Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. № 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым (Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. № 197-198. С. 74-75).

В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II. 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. (Антонов. 1997. № 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. № 237. С. 279).

В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. (Антонов. 1997. № 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И. Ф. Волосатому, «возле двора розсыльщика Вахнина, а з другую сторону тово двора двор монастырской Федоровског(о) монастыря» (Шумаков. 1917. № 1019. С. 351). Его точное расположение выясняется из данной грамоты 1632-1634 гг. стольника и воеводы кн. С. В. Елецкого, утвержденной печатью игум. Леонида. Оказывается, что в 1610/11 г. П.-З. Ф. м. получил внутри города «дворовое место» под осадный двор. Он был поставлен «подле осадново ж двора Живоначальной Троицы Сергиева монастыря» на площади «в длину 30 сажень», «да им же дано вновь к тому ж их осадному двору на прибавку пустые земли для ворот на улицу подле их же двора, а з другую сторону вдовина Оксиньина двора Спиридоновские жены Змеева две сажени» (Там же. № 1259. С. 454).

В 1614 г., при игум. Гурии (1613-1617), царь Михаил Феодорович подтвердил права П.-З. Ф. м. на все его вотчины, а 7 сент. 1622 г.- на владение с. Хорошёво с деревнями. 1 дек. 1633 г. его отец, патриарх Филарет, выдал обители грамоту на мельницу на р. Трубеж. 5 февр. 1642 г. это решение подтвердил царь Михаил Феодорович (Свирелин. 1903. С. 27).

Во время русско-польск. войны 1632-1634 гг. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет обратились к московским служилым людям и монахам обители с просьбой помочь съестными припасами русскому войску под командованием боярина и воеводы М. Б. Шеина. 11 нояб. 1634 г. в грамоте на имя игум. Леонида (1628-1635, 1636-1640) «с братьею» отмечалось, чтобы они составили у себя роспись и прислали ее в Москву, «сколко четьи сухарей возможно вам в полки под Смоленск отвезти на своих подводах и сколко под те сухари подвод с людми надобеть; да те б подводы, с санми и с хомуты и с людми, прислали к Москве ныне, к первому зимнему пути, тотчас». В связи с этим царь и патриарх требовали от властей П.-З. Ф. м., чтобы они, «не дожидаясь к себе других наших грамот», прислали роспись, «сколко четьи сухарей в полки под Смоленск велите отвезти и сколко под те сухари подвод пришлете» (ААЭ. Т. 3. № 212. С. 310-311).

Вопреки ошибочному мнению И. Б. Пуришева (Пуришев. 1970. С. 23) П.-З. Ф. м. не был обделен вниманием первых русских царей из династии Романовых. Большую роль в этом сыграла деятельность игум. Рафаила (1622-1628), при котором проходит новый этап крупного строительства. При этом настоятеле «сыскалися вотчиные грамоты» П.-З. Ф. м., которые были потеряны во время Смуты (Арх. СПб. ФИРИ РАН. Кол. 115. № 170. Л. 19 об.). В 20-х гг. XVII в. в связи с начавшимся каменным строительством царь Михаил Феодорович сделал в П.-З. Ф. м. ряд крупных денежных вкладов (Левицкая. 1994. С. 122-129).

1667-1917 гг

В нач. 60-х гг. XVII в., после страшной моровой язвы, в стране осталось много вдов и сирот. По просьбе патриарха Московского и всея Руси Иосифа царь Алексей Михайлович согласился, чтобы П.-З. Ф. м. был преобразован в жен. обитель, т. к. «в Переславле-Залесском в Федоровском монастыре игумена нет, а братии только десять человек». На обустройство жен. обители были выделены дополнительные средства. Объясняя это решение строителю Лукиановой пуст. Корнилию и старцу Феофану в своей грамоте от 30 июля 1667 г., патриарх Иосиф подчеркивал его гуманитарный характер т. к. «после морового поветрия многия жены и девицы постриглися, и с тех мест по се число ходят к приходским церквам и в том-де бывает зазор, а иныя-де во граде и по селам, и по деревням живут в мирских домах, а иныя-де скитаются меж домов и от скудости помирают голодною смертию». Др. часть этих стариц поселились в Переславле-Залесском «у ново-поставленной церкви Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимирския». При этом «Великаго-де Государя жалованья указано им только на шестьнадцать стариц, а их-де со сто стариц». Поэтому царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и Освященный Собор «благословили тот Федоровский монастырь устроить девическим монастырем и тех инокинь всех собрать» вместе, чтобы они «в мире не скиталися»; а «черных попов и дьяконов и братию» из П.-З. Ф. м. первести в др. городские «монастыри мужские: в Горицкий 4 человек, в Никитский 3, в Даниловский 3, а велети им быть в тех монастырех в рядовой братии». При этом для богослужения в новой жен. обители было решено оставить одного «чернаго священника и двух старых и доброжительных беззазорных людей». В случае если «буде черных попов, кому бы служить нет, вы-бы велели в том монастыре служить до нашего указу белым попам». Местным церковным властям надлежало «безместных стариц собрав в тот Федоровский монастырь», учинить «им общину» и покоить их «от вотчин» П.-З. Ф. м., чтобы старицам «скудости не было» (Свирелин. 1903. С. 4).

Большая забота о П.-З. Ф. м. со стороны царской семьи объяснялась тем, что обитель по-прежнему была для них местом богомолья. В разные годы здесь бывали или делали вклады цари Феодор, Иоанн V и Петр I Алексеевичи, царицы Прасковья Феодоровна Салтыкова, Наталия Кирилловна Нарышкина и царевна Наталия Алексеевна.

Согласно писцовой переписной книге 1677 г., у «Федоровского Новодевича м(онасты)ря» был свой осадный двор, в к-ром проживали вместе со своими семьями дворник и бобыль (Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. 1884. С. 13). Свой осадный двор П.-З. Ф. м. имел и в Москве. На его обустройство в 1693 г. цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи дали П.-З. Ф. м. новую грамоту.

По росписи 1691 г. в Переславле-Залесском «Введения Преч(истой) Б(огороди)цы Федоровского девича м(онастыря) на ос(адном) дворе» жили 2 дворника (Переславль-Залесский: Мат-лы для его истории XVII и XVIII ст. С. 12). В 90-х гг. XVII в., во время своих поездок на Плещеево оз. для строительства флота, Переславль-Залесский и его обители посещал царь Петр I Алексеевич. П.-З. Ф. м. пользовался особым отношением его матери - царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, и ее родственников, к-рые делали сюда многочисленные вклады. Внимание властей привело к тому, что в мон-рь стали переводить или ссылать на жительство некоторых знатных персон.

Св. врата Феодоровского мон-ря. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.
Св. врата Феодоровского мон-ря. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.

Св. врата Феодоровского мон-ря. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.
Хозяйственное управление П.-З. Ф. м. осуществлял строитель, который жил за пределами мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. среди строителей встречались авторитетные и известные лица. Так, в сер. 30-х гг. XVIII в. «ведателем» П.-З. Ф. м. был придворный духовник, бывш. архим. Троице-Сергиева мон-ря Варлаам (Высоцкий). В 1704-1710 гг. он являлся настоятелем переславль-залесского Борисоглебского мон-ря, а в 1710-1726 гг.- переславль-залесского Троицкого Данилова мон-ря (Шумаков. 1917. № 1089. С. 390). Лишь со времени игум. Капитолины (1688-1700) настоятельницы получили право утверждать решения и подписывать документы, связанные с материальным обеспечением обители, в которой появились богатые вкладчицы.

В XVIII в. значение П.-З. Ф. м. среди мон-рей возросло. Так, напр., в 1740 г. его настоятельница - Елена (Ржевская), была переведена в московский в честь Вознесения Господня женский монастырь, а в 1845 г. игум. Елисавета (1844-1845) - в суздальский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь (Строев. Списки иерархов. Стб. 694).

Собор во имя вмч. Феодора Стратилата. 1557 г., XVIII в., 1886–1904 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Собор во имя вмч. Феодора Стратилата. 1557 г., XVIII в., 1886–1904 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Собор во имя вмч. Феодора Стратилата. 1557 г., XVIII в., 1886–1904 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
В 1731 г. обители пожалована водяная пошевная мельница на р. Трубеж, «о дву поставах на ходу со всеми принадлежащими мелничными материалами», а также «со всякими при той мелнице строением». 6 апр. 1760 г. игум. Нектария «с сестрами» отдала ее за 50 р. в год внаем на 20 лет обер-директору Ф. Ф. Угримову вместе с мельничным местом по обе стороны р. Трубеж, «всеми Федоровскими сенными покосы», а также «Никицкого монастыря лугом Духовским с припрудным берегом», не оставляя «за обоими оными монастырями сенокосу ни единые копны». При этом Угримов должен был за свой счет организовать починку плотины, где «прежние мелники копали», содержать ее по старине, не поднимая уровня воды; и «беглых и безпаспортных людей на мелнице не держать» (Шумаков. 1917. № 941. С. 306-307).

В дек. 1736 г. архим. Варлаам (Высоцкий) выиграл в пользу П.-З. Ф. м. важное «земленое межевое дело» на сумму 400 р., начатое еще в 1735 г., против крестьян 3-й части с. Рахманова с деревнями в Сигорской вол. Кистемского стана, принадлежавших ярославскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю. По иску архим. Варлаама был «учинен договор и мир», по к-рому крестьяне заплатили 200 р. В 1738 г. в ходе дальнейшего разбирательства в Сенате обе стороны договорились, что к 1 марта 1739 г. крестьяне выплатят оставшиеся 200 р., за что П.-З. Ф. м. «больше того на них не должен ничего искать и никаких проестей и волокит не искать». Крестьяне Преображенского монастыря должны были владеть своей землею «между Федоровского монастыря» дер. Ростовцевой и починком Обаниным, заплатив при этом все судебные издержки и отказавшись от «посылки межевщика». В случае нарушения договора монастырь должен был получить неустойку в 1 тыс. р. (Там же. № 1089. С. 389-390).

В XVIII-XIX вв. П.-З. Ф. м. стал одним из центров жен. рукоделия в Центр. России. В 1722 г. царь Петр I направил в монастырь мастериц и станки из Европы для обучения послушниц прядению. Лён доставлялся из казны, а выработанная из него пряжа отсылалась на Екатерингофский полотняный завод. К кон. XVIII в. в П.-З. Ф. м. были развиты ткачество, золотое шитье, вышивка, гончарное дело, имелась иконописная мастерская. В XIX в. мон-рь получил статус второклассного, в 1874 г. в нем проживали 21 монахиня, 3 рясофорные, 98 указных послушниц, 79 - без указов, а в 1916 г. уже ок. 500 чел. В кон. XIX в., при настоятельнице (1875-1916) игум. Евгении (Георгиевской; 1832-1920), в связи с увеличением числа насельниц были основаны приписные к П.-З. Ф. м. Алексеевская, Воскресенская и Всехсвятская пустыни, в 1907 г. в Москве обустроено подворье с 2-этажным домом; в обители открыт приют для девочек-сирот, которые обучались грамоте, рукоделию и клиросному пению. Мон-рь содержал 4 церковноприходские школы. К 1915 г. обитель располагала неприкосновенным капиталом в 200 тыс. р. Доходность монастыря складывалась не только за счет казенных пособий, но и многочисленных пожертвований частных лиц. «Получив в управление бедный, полуразрушенный монастырь», игум. Евгения «все силы положила на устройство обители. В сорок лет монастырь стал не узнаваем, а игумения Евгения является поистине обновительницей монастыря» (Георгиевский. 1915. С. 3).

С 1864 по 1887 г. в П.-З. Ф. м. служил свящ. Александр Иванович Свирелин († 1906) - церковный историк, педагог и писатель. С мон-рем связано и служение В. Ф. Войно-Ясенецкого (впосл. свт. Луки). В 1910-1916 гг. он заведовал переславской земской больницей, с февр. 1912 г. бесплатно лечил сестер обители. 23 мая 1913 г. П.-З. Ф. м. посетил имп. св. Николай II Александрович с семьей. Сестры преподнесли им в дар написанные в обители «труды рук своих» - Феодоровский образ Божией Матери, икону св. Феодора Стратилата, тканевый ковер, шитую шелками картину с изображением имп. Петра I и др. изделия. Позже в память об этом визите имп. Николай II пожертвовал П.-З. Ф. м. «священническую ризу малинового бархата, унизанную крупным жемчугом и разными каменьями, и таковые же воздухи», а также свой портрет с подписью.

Архитектура

Первоначальные деревянные постройки П.-З. Ф. м. не сохранились. Совр. архитектурный облик обители складывался с кон. 50-х гг. XVI в. В 1557 г. в связи с рождением царевича Феодора Иоанновича началось строительство 5-главого Феодоровского собора на высоком подклете. Главный вход в него был сделан через притвор в зап. части здания. Храм был расписан фресками (не сохр.). Исследователи отмечали, что первоначально собор «имел позакомарное покрытие и открытые лестницы-всходы»; они «вели к дверным проемам храма». В XVIII в. «появилась четырехскатная кровля, закрывшая почти половину высоты барабанов глав, поздняя паперть с трех сторон окружила древнее здание» (Пуришев. 1970. С. 17). В 1704 г. «великого государя уставщик» С. И. Уваров дал средства на перестройку притвора собора. По нек-рым сведениям, в нач. XIX в. обрусевший итал. худож. Сальваторе Тончи вместо старых фресок заново расписал храм. Несмотря на утраты в советское время, новые фрески частично сохранились и отреставрированы. В 1886 г. при игум. Евгении (Георгиевской) вдоль юж., зап. и сев. фасадов собора была сооружена галерея. С сев. стороны галереи устроен придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1889), а с юж. стороны - придел во имя прп. Серафима Саровского (1904).

С 1681 г. вместо деревянной возводились каменные ограда с башнями (сохр. частично) и колокольня (1681-1705; разрушена). В 1703 г., при игум. Мавре (1702-1710), на средства царевны Наталии Алексеевны была построена небольшая теплая каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Адриана и Наталии. В авг. 1713 - окт. 1714 г. по благословению митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) иждивением царевны была возведена ц. Казанской иконы Божией Матери с 2-этажными больничными палатами и кельями. Сохранились также кирпичные кельи (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVII в.), гостиница (1896) и регентский дом (XIX в.).

Святыни

Из П.-З. Ф. м. происходят иконы сер. XVI в., принадлежавшие к местному ряду иконостаса Феодоровского собора и, вероятно, выполненные по заказу Иоанна Грозного царскими мастерами (Сукина. 2012): «Свт. Николай Чудотворец» (ПЗИХМЗ. Инв. 4028), «Свт. Иоанна Златоуст, с житием» (Инв. 4029), «Вмч. Феодор Стратилат, с житием» (Инв. 4031), «О Тебе радуется» Федора Иванова Дермина (Инв. 4033), «Божия Матерь «Одигитрия»» (Инв. 4034), «Св. Троица» (Инв. 4035). В Феодоровском соборе находилась и Иерусалимская икона Божией Матери 1709 г. (Инв. 5847), вероятно вложенная в мон-рь царевной Наталией Алексеевной и царевичем Алексеем Петровичем (Сукина. 2003). В коллекциях ПЗИХМЗ также находятся кадило 1600 г.- вклад царя Бориса Годунова, священническое и диаконское облачения и печатное Евангелие в серебряном окладе, вложенные в монастырь в кон. XVII в. дочерью дьяка Оружейной палаты Московского Кремля Натальей Ивановной Взимковой, старопечатные книги с записями, свидетельствующими о вкладе царевича Алексея Петровича, и др. предметы.

1917-2019 гг

После 1917 г. сестры продолжали проживать в П.-З. Ф. м. под видом Фёдоровской артели, занимающейся кустарным производством и сельскохозяйственными работами. Монашествующих и богомольцев окормлял сщмч. Николай Дунаев. 23 дек. 1922 г. губ. комиссия по ликвидации мон-рей и переучету церковного имущества Отдела Управления Владимирского губисполкома постановила: «Всем монашествующим, не достигшим преклонного возраста, зарегистрироваться в отделе труда как безработным, а тем, которые имеют связь с деревней, не желают жить в городе, предложить освободить занимаемые ими монастырские помещения, так как таковые, согласно Декрету об отделении Церкви от государства, принадлежит последнему». Монахинь надлежало «из помещений монастыря выселить, как не имеющих никакого права на имущество монастыря». 1 марта 1923 г. мон-рь был закрыт, в июне того же года артель ликвидирована, последняя настоятельница (1916-1923) - схиигум. Олимпиада (Мохова-Георгиевская), племянница игум. Евгении, арестована и выслана, после освобождения вернулась в город, проживала с 2 бывш. насельницами в церковной сторожке. После закрытия монастыря в его зданиях были поселены служащие и рабочие. Кроме того, на территории П.-З. Ф. м. в разное время действовали дом престарелых, детская колония, военная часть, контора строительного треста. В 1967 г. в связи с обветшалостью построек мон-ря и его собора началась реставрация. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. в местной печати неоднократно ставился вопрос о воссоздании обители и ремонте ее зданий.

В 1998 г. П.-З. Ф. м. был возрожден как приписной к переславль-залесскому во имя святителя Николая Чудотворца женскому монастырю. 19 апр. 1998 г. во Введенском храме П.-З. Ф. м. состоялась первая после 1923 г. литургия, начались богослужения в летнее время. 25 дек. 1999 г. архиеп. Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) совершил великое освящение центрального престола Введенской ц. 21 апр. 2001 г. старшая мон. Михаила (Лободаева) была назначена исполнять обязанности настоятельницы. С этого момента обитель стала самостоятельной. 29 окт. 2006 г. архиеп. Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный) в сослужении еп. Бакинского и Прикаспийского Александра (Ищеина) освятил храм Казанской иконы Божией Матери при 2-этажном больничном корпусе. С этого дня в мон-ре ежедневно совершается Божественная литургия.

Во Введенском храме поставлен новый иконостас, отреставрирован Казанский храм, восстановлена часовня с колодцем. С 2018 г. П.-З. Ф. м. возглавляет игум. Даниила (Севериненко). К 2019 г. в обители проживают 20 сестер. Насельницы читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство. В мон-ре почитается как чудотворная литографированная копия Андроникового образа Божией Матери, хранятся частицы мощей вмч. Феодора Стратилата, свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского и др., Служебник и напрестольное Евангелие сщмч. Николая Дунаева.

С 2016 г., после образования Переславской и Углической епархии, на территории П.-З. Ф. м. располагается здание Переславского епархиального управления.

Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. № 170; РГАДА. Ф. 281. ГКЭ Переславль-Залесский. № 162/8886, 173/8897, 181/8905, 194/8918, 221/8945, 229/8953, 289/9013, 292/9016; РНБ ОР. Ф. 532. Оп. 1. № 85.
Ист.: ААЭ. Т. 1. № 259. С. 285-286; Т. 3. № 212. С. 310-311; АИ. Т. 1. № 165. Стб. 315-318; Т. 2. № 237. Стб. 279; Т. 5. № 234. Стб. 424-425; АЮБДР. Т. 3. № 362. Стб. 435-437; Иванов П. [И.] Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 234-236; Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 40; РИБ. Т. 32. № 216. Стб. 440-442; № 336. Стб. 651; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 292-293; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского гос-ва. М., 1895. С. 28; он же. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4: Кострома «съ товарищи» и Переславль-Залесский. № 941. С. 306-307; № 1019. С. 351; № 1089. С. 389-390; № 1259-1260. С. 454; № 1518. С. 550; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского гос-ва. М., 1909. С. 130-133; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского // ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 376-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа: (С прил. Переписной книги 1677 г. С. Т. Салтыкова и подьячего Я. Шарапова). М., 2012.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 693-694; Свирелин А. И., прот. Надгробная надпись на могиле А. Ягужинской: Ист. экскурс по поводу ее. Владимир, 1901 (То же // Тр. Владимирской УАК. 1902. Т. 4. С. 29-55); он же. Переславский Федоровский жен. мон-рь. Владимир, 1903. М., 2005; Георгиевский Н. М. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении). Владимир, 1915; Малицкий Н. В. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении) // Владимирские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 29. С. 589-595; Пуришев И. [Б.] Переславль-Залесский. М., 1970. С. 15, 17; Левицкая Н. В. К истории переславского Федоровского мон-ря в кон. XVII - нач. XVIII в. // Тр. Всерос. науч. конф., посвящ. 300-летнему юбилею отечеств. флота. Переславль-Залесский, 1992. Вып. 1. С. 131-136; она же. Вкладная книга Переславль-Залесского Федорова мон-ря // ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 122-129; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1995. С. 60, 96-97; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв. // РД. 1997. Вып. 1. С. 43-44, 72-75; он же. Вкладчики Успенского Горицкого мон-ря XV-XVI вв. // Там же. 2003. Вып. 9. С. 3-37; Сукина Л. Б. Икона «Богоматерь Иерусалимская» круга Кирилла Уланова из собр. Переславского музея // ПКНО, 2002. М., 2003. С. 326-331; она же. Иконы местного ряда иконостаса собора Федора Стратилата переславского Федоровского мон-ря: (К истории создания и бытования произведений иконописи эпохи Ивана Грозного) // ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 55-61; Евстолия (Афонина), игум. Отчет Св.-Никольского и Федоровского жен. мон-ря за 2000 г. М., 2004; Анхимюк Ю. В., Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Опыт выявления регион. рукописей в фондах РГБ и создания «Перечневой описи рукописей ростово-ярославского происхождения в территориальных собраниях РГБ» // Рукописные памятники Ростово-Ярославской книжности: Методика взаимодействия столичного и регион. библиотеч. центров по выявлению и описанию рукописей регион. книжно-рукоп. традиции / Сост.: Ю. В. Анхимюк, А. В. Кузьмин, Д. Ф. Полознев, Ю. Д. Рыков, Г. П. Федюк. Ярославль, 2011. С. 23-102; Брумфилд У. [К.]. Переславль-Залесский: Архит. наследие в фотографиях = Brumfield W. [С.] Pereslavl-Zalesskii: Architectural heritage in photographs. М., 2018. (Открывая Россию = Discovering Russia; 16).
А. В. Кузьмин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Святыни русских монастырей Переславль-Залесский во имя великомученика Феодора Стратилата женский монастырь «на Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии)
См.также:
ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл.
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии)
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в г. Кирове
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро