Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОХОР
58, С. 499-504 опубликовано: 3 декабря 2024г. 


Содержание

ПРОХОР

(Сер. XI - нач. XII в. († 1107?)), прп. (пам. 10 февр., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Киево-Печерский, Лебедник. Рассказ о П. находится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее: КПП), где ему посвящено особое повествование - «О Прохоре черноризци» (так в Арсеньевской редакции; в Основной - «Слово о Прохоре черноризце, еже зовется Лебедник»; в Феодосиевской - «Слово о блаженем Прохоре Лободнице Смолнянине»; во 2-й Кассиановской - «О Прохоре черноризце, иже молитвою в былии, глаголемеи лобода, творяше хлебы и в пепелу соль. Слово 31»), написанной мон. Поликарпом по просьбе киево-печерского архим. прп. Акиндина на рубеже 20-х и 30-х гг. XIII в. В лит-ре высказывалось мнение, что сведения о П. содержал не дошедший до нас летописный свод нач. XII в. (Печерская летопись, иначе - 1-я ред. Повести временных лет), созданный в киевском Успенском Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра). В этой хронике отдельные исследователи видели основной источник биографических сведений о святом, к-рые использовал Поликарп (Шахматов. 2003. С. 156-157, 425-426; Присёлков. 2003. С. 146, 161, 164-165), однако убедительных доказательств данная гипотеза не получила. Более вероятно, что для составления жизнеописания П. агиограф обращался к летописи только с целью использования некоторых фактов политической истории и следования общей хронологии событий. Из этого свода, близкого к тексту ПВЛ (но не идентичного ему, как показал А. А. Шахматов), могли быть заимствованы сведения о голоде 90-х гг. XI в., об ослеплении в нояб. 1097 г. кн. Василия Ростиславича (Василька), князя теребовльского, и последующей междоусобной войне, об обычае киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича (1093-1113) посещать Печерскую обитель в преддверии военных походов или перед выездами на охоту.

Прп. Прохор Лебедник. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)
Прп. Прохор Лебедник. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Прп. Прохор Лебедник. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Буд. подвижник пришел в Печерский мон-рь из Смоленска в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XI в. Стоявший тогда во главе братии игум. прп. Иоанн (1088 - не позднее 1108) постриг его в монашество с именем Прохор. Инок был постником и положил за правило употреблять в пищу только приготовленный из лебеды хлеб. Никакой др. снеди, кроме просфор, он не вкушал. По этой причине его стали называть Лебедником.

П. собирал лебеду за пределами мон-ря в таком объеме, какого ему хватало на год питания. Из более поздней практики голодных лет известно, что для приготовления хлеба из лебеды использовались семена этого растения, к-рые после измельчения и добавления ингредиентов (прежде всего ржи) выпекали в печи. Такой хлеб обладал горьковатым вкусом и был не безопасен для здоровья человека по причине высокого содержания нерастворимой клетчатки и раздражающего действия на кишечник осколков семенной оболочки. Поликарп дает понять, что П. делал свой хлеб исключительно из лебеды, без добавления мятликовых культур - ржи, пшеницы, овса, проса и др. Он также пишет, что собранную лебеду подвижник приносил в обитель на своих плечах («на своею раму, яко на крилу, в манастырь приношаше»), а значит, в дело шли не только семена, но и листва, к-рую, по всей видимости, высушивали на воздухе, а затем растирали. Т. о., хлеб, к-рый выпекал П., по своим качествам был практически непригоден в пищу. Несмотря на это, святой, как отмечает Поликарп, не испытывал к.-л. трудностей, но всегда был бодр и с радостью служил Господу.

Во время великого «недорода» сер. 90-х гг. XI в., когда людям угрожала смерть от «бескормицы», П. стал выпекать больше лебедного хлеба для спасения неимущих и голодающих. Всех, кто приходили с просьбой о пище, он оделял хлебом, который после благословения приобретал сладкий вкус, как будто в него добавили меда. Когда же один из братьев взял приготовленный П. хлеб тайком, тот раскрошился и «стал горьким сверх всякой меры». Последующие кражи закончились тем же. В конце концов провинившийся монах во всем сознался игум. прп. Иоанну и попросил прощение за свое согрешение. Настоятель сначала не поверил рассказу, но вскоре убедился в его правдивости. Благодаря чудесному хлебу, к-рый насытил и спас от голодной смерти множество людей, имя П. стало широко известно.

Вскоре на Русскую землю обрушились новые несчастья, связанные с тяготами междоусобной войны на Волыни (1098-1100), к-рую спровоцировало вероломное ослепление киевским кн. Святополком Изяславичем теребовльского кн. Василька Ростиславича. Главным инициатором этого злодеяния был владимиро-волынский кн. Давид Игоревич, сумевший убедить Святополка в намерении Василька захватить главный стол Руси. Когда о совершённом ослеплении стало известно, против киевского правителя выступили переяславский блгв. кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах и черниговские Святославичи - блгв. кн. Давид и кн. Олег. Они принудили его наказать кн. Давида Игоревича, который вскоре был изгнан из Владимира и бежал в Польшу. Кн. Святополк пожелал овладеть всей Волынью и выступил с оружием в руках против князей Василька и его брата Володаря, рассчитывая прогнать их из южноволынских городов - Перемышля, Звенигорода и Теребовля. В ответ Ростиславичи установили торговую блокаду Киева, запретив купцам из Галича и Перемышля отправлять свои товары в столицу Руси. Подвоз в Киев продуктов питания и прежде всего соли резко сократился, что вызвало рост цен на рынке.

Согласно рассказу, помещенному в патерике, П., сочувствуя братии и простым мирянам, силою молитвы обратил пепел из монастырских келий в соль. Ее он стал раздавать всем приходящим, и чем больше отпускалось соли, тем больше ее становилось. Торговцы, которые рассчитывали получить дополнительные барыши от реализации дефицитного продукта, остались ни с чем. Они обратились с жалобой к кн. Святополку, обвинив П. в понесенных убытках. Рассчитывая угодить просителям и одновременно обогатиться, князь распорядился конфисковать соль у монаха. Но когда изъятая соль была доставлена, то перед глазами правителя и торговцев оказалась не соль, а пепел. Через 3 дня кн. Святополк приказал его выбросить. Как только пепел оказался на земле, он вновь обратился в соль, которую горожане поспешили разобрать.

Чудо, произошедшее на глазах всего народа, подвигло князя выяснить причину случившегося. В ходе разбирательства ему указали на П. и сообщили, что недавно он накормил множество голодных людей лебедным хлебом, к-рый мог изменять вкус со сладкого на горький. После этого кн. Святополк отправился в Печерский мон-рь, где покаялся перед игум. прп. Иоанном в своей ненависти к нему (незадолго до этого за обличения киевского князя в сребролюбии и насилии настоятель был сослан в Туров, откуда смог вернуться благодаря заступничеству кн. Владимира Мономаха).

Покаяние изменило и самого князя, и его отношение к Печерской обители. Он полюбил мон-рь, стал особо почитать П., дал обет Господу никому не причинять зла. П. и кн. Святополк Изяславич договорились, что в случае смерти одного из них другой примет участие в его погребении. Поэтому, когда по прошествии мн. лет богоугодной и непорочной жизни П. почувствовал приближение кончины, он известил об этом князя, воевавшего тогда с половцами. Святой обещал кн. Святополку победу над врагами, если тот выполнит данное прежде обещание. Распустив воинов, князь поспешил в обитель, где удостоился благословения и прощения подвижника. Когда П. преставился, князь вместе с братией перенес тело инока в монастырский некрополь. Вскоре, согласно пророчеству святого, русские дружины разгромили половецкие орды. С тех пор кн. Святополк взял за правило, отправляясь в поход или на охоту, посещать Печерский монастырь с целью поклониться иконе Пресв. Богородицы и мощам преподобных отцов.

Рака с мощами прп. Прохора Лебедника в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
Рака с мощами прп. Прохора Лебедника в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры

Рака с мощами прп. Прохора Лебедника в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры

Год преставления П. определяется исследователями по-разному: одни указывают на 1103 г. (Евгений. 1995. С. 335; Макарий. 1995. С. 170; Древнерус. патерики. 1999. С. 418-419), другие - на 1107 г. (Жиленко. 2001. С. 264; Карпов. 2016. С. 370). Обе даты взяты из ПВЛ, где в статьях 6611 (1103) г. и 6615 (1107) г. сообщается о победе рус. воинства во главе с кн. Святополком над половцами. В первом случае речь идет о сражении на р. Сутень (4 апр. 1103), во втором - на р. Суле (12 авг. 1107). Есть основания полагать, что мон. Поликарп связывал предсказание П. о разгроме половецкого войска с битвой на Суле. Во-первых, это больше соответствует его указанию на то, что после примирения кн. Святополка с игум. прп. Иоанном (ок. 1099) П. прожил еще много лет «в добром исповедании». Во-вторых, именно в связи с победой 1107 г. летописец сообщает об обычае киевского князя, отправляясь на войну, посещать Печерский мон-рь, что созвучно рассказу Поликарпа о чудесном пророчестве П. Судя по всему, к такому же заключению пришел и составитель-компилятор Густынской летописи (1-я пол. XVII в.), который дополнил текст летописной статьи 6615 (1107) г. рассказом о предсказании святого и отметил, что победу над язычниками Господь дал Святополку «молитвами преподобнаго отца нашего Прохора» (ПСРЛ. СПб., 1845. Т. 2. С. 287-288). На каком основании митр. Сильвестр (Косов) - издатель КПП на польском языке (1635) - относит кончину П. к 1113 г., неясно.

Шахматов предполагал, что еще в древности произошло смешение дат преставления П. (10 февр.) и прп. Пимена Многострадального (7 авг.). По его мнению, 10 февр. последовала кончина прп. Пимена, поскольку она, по сообщению КПП, сопровождалась небесным знамением - явлением 3 столпов над Печерским монастырем, которое ПВЛ относит к 1-му часу ночи 11 февр. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 284). В свою очередь П. отошел ко Господу накануне победы над половцами «12 августа 1107 г., т. е. именно 7 августа» (Шахматов. 2003. С. 157).

Мощи П. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., П. преставился в возрасте приблизительно 40-50 лет и имел рост 169 см (Дива печер. 1997. С. 93).

Имя П. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1995. С. 335); он также упоминается в 5-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер. 1997. С. 147).

В 1683-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.

Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 149-155; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 53-56; 157-160; Жиленко I. Патерик Києво-Печерський. К., 2001. С. 141-145.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 203-204; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1995. С. 335; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 465; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 113-115; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 36; Верный месяцеслов. С. 13; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 70-71; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 170, 377; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Левицький Ю. М. Святi Киеïвськоï Церкви. К., 2000. С. 12-13; Жиленко I. Патерик Києво-Печерський. К., 2001. С. 261-264; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003 (по указ.); Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись // Он же. История рус. летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 146-174; он же. Нестор летописец // Там же. С. 413-427; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 76-78; Артамонов Ю. А. Прохор Лебедник // ДРСМ. 2014. С. 659; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 369-370.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Прп. Прохор Лебедник. Ксилография иером. Илии. 1660 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 209 об. (РГБ)
Прп. Прохор Лебедник. Ксилография иером. Илии. 1660 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 209 об. (РГБ)

Прп. Прохор Лебедник. Ксилография иером. Илии. 1660 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 209 об. (РГБ)
Создание иконографии ряда Киево-Печерских святых, в т. ч. П., приходится на период с 1652 по 1660 г., когда шла подготовка иллюстраций для 1-го издания Киево-Печерского патерика (далее: КПП), напечатанного в типографии Киево-Печерского мон-ря (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Мастером мон. Илией были созданы 2 гравюры на дереве - ксилографии, куда вошел образ П.: для фронтисписа и перед Житием святого (обе с подписью исполнителя, 1-я датирована 1660 г., 2-я - 1656 г.). Гравюры этой 1-й серии включали в издания КПП вплоть до июня 1702 г. На фронтисписе образ П. (опознается по надписи: «прп. Прохоръ Печер.») помещен в композицию «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых, представленных в чашах-листьях виноградной лозы, произрастающей 2 ветвями из Великой церкви и уходящей по ее сторонам вверх к иконе Успения Пресв. Богородицы. Чаша с полуфигурой П.- верхняя слева. Святой показан обращенным к центру, вправо, руки протянуты в молении; на нем мантия, схима, на голове куколь; борода недлинная, клиновидная. На ксилографии из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, П.- в основной, верхней, части изображения - показан единолично в рост, фронтально, на фоне холмов с растительностью и с видом на небольшой храм над входом в пещеру (справа). В левой руке он держит, прижимая к себе, 4 хлеба, правой - двуперстно благословляет (в направлении хлебов). Облачен в рясу, схиму (епитрахиль?), мантию, куколь лежит на плечах. На голове - тонзура, борода средней длины, округлая; морщины на лбу, у глаз и рта характеризуют П. как пожилого человека. По сторонам нимба надпись: «ПРЕПОД: ПРОХОРЪ: ЛОБОДНИКЪ.». В нижней части ксилографии - заключенная в картуш с растительным орнаментом сцена: «        ». Четыре монаха и князь, держащий носилки впереди, переносят к пещере (справа) тело усопшего П. для погребения. Руки святого крестообразно сложены у пояса, на голове - куколь.

В КПП 1702 г. (дек.) и его переизданиях XVIII в. представлены гравюры мастера Леонтия Тарасевича, в работах которого заметно влияние западноевроп. барочных произведений. Сохранив 2-частную структуру и общую схему гравюры мастера мон. Илии, Тарасевич внес много изменений. Так, центральная композиция представлена в городском пространстве с многочисленными домами и обогатилась сценами раздачи П. народу хлеба (слева) и соли (справа); святой показан в обоих случаях с нимбом, в рясе, с клобуком на голове. Его фигура в центре в целом сохранила иконографию, предложенную иером. Илией: фронтально, в рост, с хлебами (всего 3) в левой руке, жест правой руки приобрел характер назидательного (указательный палец направлен вверх) и подкреплен устремленным вверх взглядом; одежды те же, что на ксилографии, в епитрахили с крупными крестами искусно передана фактура атласной ткани. Волосы у П. «кудреваты», борода - средней длины, вьющаяся, окладистая. В нижней части сохранена сцена перенесения тела П. в пещеру, но, как и в 1-м случае, композиция видоизменена: направление движения показано справа налево, в погребальном шествии участвует большое число братии в монашеских одеждах, с длинными свечами в руках, они идут перед одром преподобного (в несении одра участвует кн. Святополк), и позади него, духовные лица в священническом облачении представлены в оглавии, один из них с кадилом; тело П. от шеи до пят повито мантией, на голове - клобук, с нимбом.

Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)
Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)

Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)

Иконографически к гравюре Тарасевича восходит единоличная икона П. с поясным образом, находящаяся над гробницей святого в Ближних пещерах. Она была создана иконописцами мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г., в ходе работ по запечатлению памяти преподобных, покоящихся в лаврских пещерах. На иконе П. показан человеком преклонных лет с темными, почти прямыми волосами.

В меднолитую раму иконы прп. Антония Киево-Печерского (упом. в описи 1803 г. ц. прп. Антония в Ближних пещерах; ныне икона находится над кенотафом прп. Антония) вмонтированы 10 живописных медальонов (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием) с поясными образами печерских святых, среди которых есть и образ П. (на нижнем поле рамы, справа; надпись по сторонам нимба, прописана: «Прподоб. Прохоръ.») - он в рясе, схиме и мантии, на голове - куколь, левая рука опущена, правая воздета перед грудью (ладонь обращена вовне); борода седая, недлинная.

Образ П. самостоятельной иконографии представлен на его единоличной иконе посл. четв. XIX в. (частное собрание). Преподобный написан в рост, в легком развороте влево, облачен в красно-коричневую рясу, черную мантию с охристой подкладкой и серо-синюю схиму с тонко написанными голгофскими крестами, куколь - на голове. Обеими руками перед собой он держит 3 хлеба. Борода - седая, небольшая, разделена на конце надвое. В интерьере рядом с фигурой П. слева находится низкий стол с многочисленными хлебами, неск. хлебов лежат у стены справа.

В иконописных подлинниках встречаются разные уподобления облика П. В подлиннике сводной редакции XVIII в. описание внешности святого имеется под отдельным днем празднования ему (10 февр.) и дано в варианте, восходящем к изображению в КПП: «…подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, на плечах клобук, рука благословенна, а в левой четыре хлеба, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 268). В Перетцевском иконописном подлиннике сводной старообрядческой редакции (30-е гг. XIX в.) под 11 февр. указано, что у П.- «брада Антипы» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 121 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 410. С. 203). Акад. В. Д. Фартусов при составлении пособия для иконописцев (1910) дал произвольное описание облика П., руководствуясь, по-видимому, только Житием святого: «…телом очень худ, волосы просты, борода седая средней величины; одежда - власяница и короткая мантия, на плечах куколь. В руках можно писать хлебы из лебеды, которые он раздавал и которые, по его благословению, казались вкусными» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 182-183).

Гравюра 1660 г. иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых на фронтисписе КПП была в ряду первых композиций соборного изображения Киево-Печерских чудотворцев. На фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) иером. Илия в подобную композицию включил 38 образов святых, в т. ч. П. Повторением станковой гравюры (1643-1677, ДМКДУ) мастера Акима стали иконы: 60-х - 70-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК), где полуфигура П. (подпись «п. прохоръ») в числе 52 святых помещена в правой части композиции на 1-й крайней ветви в чаше-соцветии (7-я снизу, 2-я справа).

Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)
Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)

Прп. Прохор Лебедник. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (дек.). Л. 213 об. (РГБ)

39 образов Киево-Печерских святых, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», представлены на иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», к-рая была написана игум. Корнилием (Улановым) в 1724 г. для храма Ризоположенского мон-ря в Суздале (ныне в ГВСМЗ). Образ П. находится в левой группе святых, возглавляемой прп. Антонием Киево-Печерским, он первый в 5-м ряду; голова не покрыта, волосы вьющиеся, с проседью, руки в молении; надпись в нимбе: «прпд Прохоръ» (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Также в композиции со святыми, припадающими к трону Богоматери, но в числе 30 преподобных, П. изображен на иконе 1786 г. «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми», очевидно, созданной по заказу старообрядцев (Москва?, частное собрание; атрибуция И. В. Злотниковой). Он показан в молении в левой группе святых, в 5-м ряду, вторым (за прп. Григорием Чудотворцем), на голове - куколь.

«Соборная» иконография Печерских чудотворцев в расширенном варианте формируется ок. 80-х гг. XVII в. в связи с установлением в это время почитания Собора всех Киево-Печерских святых. В Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. фигурируют имена 130 святых, источник описания внешности к-рых остается неизвестным (вероятно, автор использовал «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Тем не менее последовательность изображений с краткой характеристикой внешности преподобных в целом соответствует композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», особенно широко известной в памятниках XVIII-XIX вв. В Строгановском подлиннике о П. говорится: «Надсед, брада менше Сергиевой, плешив, на плечах клабук, ризы преподобническия, испод бакан, руки у сердца, правая персты вверх», месторасположение - «правая страна», 39-й (БАН. Строг. № 66. Л. 313; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 203-204). Данная композиция на эстампах и гравюрах сохранила свое «древнее» зерно, заложенное граверами типографии Киево-Печерского мон-ря в сер. XVII в.: в центре - Успенский собор, над к-рым Киево-Печерская икона Успения Пресв. Богородицы; по сторонам - 2 группы святых, разделенных здесь по принципу нахождения их св. мощей в Ближних (левая группа с прп. Антонием Печерским во главе) и Дальних (правая группа с прп. Феодосием Печерским во главе) пещерах. В левой группе П. занимает место в 11-м снизу ряду святых, замыкая «пятерицу» с образами преподобных Нектария Послушливого, Онуфрия Молчальника, Исаии Пустынника и свт. Спиридона Чудотворца. В нимбе при имени нередко сохраняется указание прозвания П.: «прп. прохоръ лободникъ» посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), «п. прохоръ лебедникъ» (икона сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Наиболее ранний памятник развернутой иконографии Собора Киево-Печерских святых в данной, ставшей классической схеме Д. А. Ровинский датировал кон. XVII в.: гравюра грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506). Эта композиция представлена на многочисленных эстампах: на гравюрах (напр., Василия Белецкого (1756, РГБ), Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. № 1509), Иосифа Гочемского (Там же. Кн. 3. С. 621. № 1505), Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и мн. др. (см.: Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517)), на литографиях (напр., на литографии А. Абрамова 1883 г. с раскраской в 4 тона (ГРМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ)), а также на иконах (напр., на ранней датированной - написанной в Харькове в 1766 (частное собрание); из мастерской Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., частное собрание)).

В монументальной живописи изображение П. представлено в ряду избранных Киево-Печерских преподобных в росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1675). П. также вошел в состав Киево-Печерских святых, чьи образы украсили трапезную палату Трапезной церкви (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Седой монах с непокрытой головой, с длинной бородой, разделенной на конце на пряди, стоит прямолично, на песчаной дорожке, ведущей к церкви вдали. На П.- темные подрясник и мантия, в руках у груди он держит 2 хлеба, на запястье левой руки - четки. Различающийся нек-рыми деталями (напр., не одна, а 2 церкви, невысокая каменная стена слева от дорожки) эскиз Ижакевича к этой росписи известен в хромолитографии (П.- на одном листе с прп. Лукой, экономом Киево-Печерского мон-ря), изданной в типографии П. Плахова в Киеве (цензурное разрешение от окт. 1903). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре, П. (длиннобородый, в схиме, с куколем на голове) изображен в группе святых XII в. (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010).

Во 2-й четв. XX в. изображение П. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, в 30-50-х гг. и исполненную в традиции рус. средневек. живописи (иконы из ТСЛ, СДМ). К этой композиции восходит ряд икон кон. XX - нач. XXI в. (напр., в Преображенской ц. храма Христа Спасителя, Москва); на всех - П. изображен в группе чудотворцев Ближних пещер.

Лит.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського мон-ря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-х - 1680-х гг. М., 2015. С. 253.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих (28 сентября) Собор Смоленских святых (воскресенье перед 28 июля) Собор всех святых, в Малой России просиявших (2-я Неделя Великого поста) Прохор (сер. XI - нач. XII в. († 1107?)), преподобный, Киево-Печерский, Лебедник (пам. 10 февр., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)
МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)
МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)
НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник
ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый