(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие. Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра). Рассказ о святых содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной мон. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архимандрита прп. Акиндина. Согласно рассказу из патерика, М. жил в пещере, день и ночь трудился над ее устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мертвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над к-рой он трудился, была еще слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя М. в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя нек-рое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. М. повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено,- вновь покинуть его. По просьбе 2 иноков, Ф. и И., к-рые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой т. н. однолежанковую крипту; см.: Бобровський. 2002. С. 46-47). Младший из иноков И. преставился раньше и был погребен, когда старшего не было в монастыре. Когда Ф. вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять М. за то, что И. положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Ф. и пришедших с ним монахов мертвый поднялся и лег ниже, освободив место. Это чудо, а также обращенные к Ф. слова М. о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию. Ф. раздал все свое имущество, оставив только свитку и мантию, и с того времени проводил время в постоянном пощении, молитве и плаче, так что тело его сильно иссохло, а очи ослепли.
О времени своей кончины М. узнал заранее и сообщил о скорой смерти Ф., который просил забрать его с собой или даровать ему прозрение. М. отвечал, чтобы тот прежде всего просил у Господа виде́ния Его славы и жизни вечной. Тело М. было погребено в том месте, которое он сам для себя ископал в пещере.
После кончины духовного наставника Ф. много лет провел в слезной молитве, сокрушаясь о своих грехах. Слезы он собирал в сосуд, который наполнил доверху. Перед кончиной Ф. явился ангел («некто красен») со словами, что Господу особенно угодна та молитва монаха, во время которой его слезы упали на землю или были стерты с лица, и указал на другой сосуд с благоухающим как миро содержимым. После этого ангел возвестил Ф. о скорой кончине и исчез. Монах же поведал о явлении игумену, показав оба сосуда. На 3-й день Ф. преставился и был положен в пещере близ М.
Время жизни М. следует относить ко 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывают слова мон. Поликарпа, что «при сем (М.- Ю. А.) изнесен бысть святый отець нашь Феодосие от печеры в святую и великую церковь»; перенесение мощей печерского игумена прп. Феодосия в Успенский собор обители в ПВЛ датируется 14 авг. 1091 г. Встречающаяся в лит-ре датировка преставления М. 1102 г. источниками не подтверждается. Согласно данным проведенных в 80-90-х гг. XX в. комплексных медико-антропологических исследований мощей киево-печерских святых, М. преставился в возрасте 35-40 лет, время его жизни относится к XII-XIII вв. (Дива. 1997. С. 91, 92), что подтверждает данные агиографии. При этом исследования показали, что останки, к-рые считаются мощами Ф. и И., принадлежат людям, жившим в XIII-XIV вв. (Там же. С. 91). Мощи Ф. и И. почивают в одной раке рядом с гробницей М.
Мощи М. были прославлены чудотворением. Особая чудотворная сила приписывалась кресту, к-рый, по монастырскому преданию, принадлежал святому. Крест (место хранения - НКПИКЗ) изготовлен из меди (размер - 23,3×14,8×2,77 см) и представляет собой реликварий, от которого сохранилась лишь корпусная часть креста (с боковыми стенками). Оригинальная верхняя часть креста, представлявшая собой пластину, до наст. времени не сохранилась (существующая ныне была изготовлена в XVII в.). Корпусная часть креста украшена изображениями, выполненными в технике гравировки с чернением. В центре - Иисус Христос, вверху - св. Феодор, внизу - св. Георгий (практически полностью утрачен); слева и справа от фигуры Спасителя на рукавах перекладины - 12 апостолов, по 6 с каждой стороны; все фигуры представлены фронтально, в рост; сохранились надписи. По мнению В. Г. Пуцко, эта часть креста является «памятником константинопольской металлопластики», она датируется посл. четв. XI в. Именно в этот период заметно активизируются связи Киево-Печерского монастыря с К-полем, откуда в обитель прибывали греч. зодчие, мозаичисты, иконописцы. Поскольку крест являлся реликварием, можно полагать, что он находился в монастырском храме (возможно, приобретен на средства или при участии М.). Но тот факт, что крест является полым, способствовал возникновению легенды о его использовании святым в качестве сосуда для питья, к-рый одновременно служил ему мерой употребления воды. В 1629 г. настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. св. Петр (Могила; впосл. митрополит Киевский) записал со слов исцеленного кн. П. Курцевича, что в 1621 г. к нему вернулось зрение после того, как он омыл глаза водою из креста М. и приложился к мощам святого. В 1-м славянском печатном издании Киево-Печерского патерика дается следующее описание этой священной реликвии: «…Крест медяный, из негоже (М.- Ю. А.) воду пияше: его же устами своими сице освяти, яко чудотворну тому быти. Ибо елице верующии с постом пришедше испиют от креста того честнаго воду святую, паче всех вод врачебных, неотложное врачевание выше естественное, на недуги своя приемлют» (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 210 об.). О сохранявшейся богомольцами традиции пить воду из креста М. еще в 1-й пол. XIX в. сообщал митр. Евгений (Болховитинов) (Описание Киево-Печерской лавры. С. 292). В кон. XIX в. крест предлагали для целования на выходе из Введенской ц., что в Ближних пещерах.
Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает М. и Ф. как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах (К., 1638; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; М., Ф. и И. прославляются соответственно в 1, 2 и 3-м тропарях 5-й песни канона (Дива. 1997. С. 147).
Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.
Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 319 - «левыя страны» 54-й). В подлиннике из собрания М. П. Погодина в описании М. под 29 дек. тип его лика (или уподобление) отсутствует, но к характеристике святого помимо указания на преподобнические ризы добавлено, что клобук лежит на плечах и он бос (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 210 об.). Упоминание атрибутов, связанных с подвигом святого, появляется только в позднее время в пространном описании облика М. в пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым: «...старец русскаго типа, с бородой средней величины и с большой проседью; лицом, как и костями тела, широковат, но очень худ от поста и трудов; одежда: подпоясанная ремнем власяница и короткая мантия, на голове куколь. В руках лопата, на груди, на тяжелой железной цепи, большой медный крест, устроенный как коробка крестообразной формы. Можно писать ему хартию с изречениями…» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 123; под 29 дек.).
На ксилографии из цикла гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика мастера мон. Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 629; Кн. 4. № 1519. С. 763-764) М. посвящены 3 изображения на листовой гравюре (Л. 217 об.). Центральным является образ святого в трудах - он (подпись: «Прп(д)б Марк Гробокопатель Печерникъ») представлен с лопатой в руках копающим пещеру (локулы обозначены схематически и по виду напоминают места погребений на схеме пещер в том же издании), рядом стоит свеча и лежит лопатка - орудие, которым расширялся лаз в пещере (см. подобный инструмент в экспозиции НКПИКЗ). Святой облачен в рясу, мантию, в схиме, клобук лежит на плечах, босой. Два клейма под центральным изображением иллюстрируют историю о воскрешении М. 2 иноков, чьи погребения были не готовы; клейма снабжены пояснительными надписями: «Повеле: Марка. ме(р)твый масло возлi: нася» и «Втории мер(т)вый воста ждаше до утра»; в надписи под гравюрой даны характеристики М. и Ф.: «Марко гласъ есть Архагг(е)лскъ мртвых возбж(д)ающъ, Фефилъ снимъ потокъ слезъ ада оугащающъ.». Автор гравюр на меди в Патерике 1702 г. Леонтий Тарасевич несколько изменил композицию, предваряющую Житие М. (Л. 219 об.). Он изобразил святого не условно возле пещеры, а внутри; в глубине реалистично показаны 3 локулы, одну из которых М. расширяет лопатой, рядом свеча и кирка; М. представлен обутым. Клейма с чудесами воскрешения не сокращены, но так же выполнены в стилистике, отражающей барочные вкусы новой эпохи с ее стремлением к «живоподобию» и размещению в пространстве прямой перспективы. Близкие варианты этой гравюры воспроизводились в последующих изданиях Патерика (напр.: К., 1768. Л. 169 об.; 1791. Л. 135), а также в старопечатных изданиях «Службы преподобным отцем Печерским» (напр.: К., 1785. Л. 42). В Патерике Житие М. дополнено повествованием о Ф. Его в свою очередь предваряет изображение, иллюстрирующее назидательный эпизод из Жития этого святого - явление ему ангела, к-рый возвестил о доброй молитве Ф. и о тщетности собирания им пролитых слез. На гравюре мастера мон. Илии (К., 1661. Л. 223) Ф. показан плачущим, он сидит в келье, подпирая рукой опущенную голову (куколь на плечах), перед ним малый сосуд, в к-рый стекают его слезы; справа - ангел, указывающий на др., большой сосуд с благоухающими как миро слезами Ф., к-рые он «в молитве к Богу излиял еси от сердца, и отер рукою, или убрусцем, или ризою, или еже на земли от очес… спаде». Под центральным изображением - клеймо с образом Ф., к-рый призвал игумена, чтобы поведать о чуде; в центре - оба сосуда: малый и большой, оставленный ангелом. На гравюре работы Тарасевича в основной композиции ангел помещен слева; кроме того, художник привнес элементы, свойственные западноевроп. гравюре,- из глаз Ф. уже не льются потоки слез, а он меланхолично взирает на лежащий рядом череп (К., 1702. Л. 225). Для ксилографии в первых изданиях и гравюр в изданиях после дек. 1702 г. характерны те же приведенные выше стилистические характеристики.
Образ М. есть в ранних композициях Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. краткого их состава, обусловленного текстом Житий, входящих в Патерик нач. XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев М. представлен на фронтисписе Патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии - в правой части заставки во 2-м сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображен в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперед. На фронтисписе Патерика 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Тарасевича (напр.: К., 1762, 1768), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик М. изменен (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображен в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз.
В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (2-й сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении.
На происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ) рядом с М. представлен Ф. Их образы входят в Собор вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице; помещены в 5-м ряду в левой группе: М.- 2-й, за ним - Ф. Оба с окладистыми бородами, головы не покрыты, в схиме, у М. мантия коричневая и черный клобук, у Ф.- мантия черная, клобук коричневый, руки в молении, у М.- левая приложена к груди; надписи в нимбах: « » и « » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» (1786, собрание Ф. Р. Комарова) - М. изображен в левой группе святых, 1-м в 5-м ряду, голова не покрыта.
В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Собор русских святых». Погрудный образ М. включен в левую группу преподобных на иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (2-й ряд, 4-й от центра) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка (ныне Концегорье) Виноградовского р-на Архангельской обл.) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 72-73. Кат. 62).
Наиболее распространенным вариантом композиции «Собор Киево-Печерских святых», известным в гравюрах, в иконописи, а также во множестве литографий, является извод, в котором представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, которые фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви. М. представлен в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. На гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Н. Нехорошевского (XVIII в.), Иоанна Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.), М., как правило, изображается в центре 4-го ряда старцем, в куколе или клобуке. Так же и на иконах, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. № 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. № 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 г. (ГЛМ) и 1894 г. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 64. Кат. № 135).
В данной композиции встречаются изменения в группах святых относительно их традиц. извода: напр., фигура М. оказывается смещенной на др. место. Не поддается объяснению кажущееся произвольным перемещение святых из соответствующих групп на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]), в результате чего полуфигура М. оказывается справа (4-й ряд, в центре, обращена к полю иконы), среди образов, к-рые должны соответствовать размещению преподобных Дальних пещер. Изменения, но в пределах своей группы святых, коснулись образа М., напр., на раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169), он предпоследний во 2-м ряду и на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани).
Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится выполненный в нач. XXI в. единоличный образ святого, изображенного со скрещенными на груди руками. Этот образ заменил прежний, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (местонахождение неизв.): святой представлен в 3/4-ном повороте влево, в правой руке - черенок лопаты, левой указывает на орудие труда; борода средней длины, темно-каштановая; облачен в рясу, мантию, куколь на голове, высоко на груди - крупный крест. Там же, в крипте у раки с мощами Ф. и И., находится написанная по гравюре Тарасевича картина (сер. XIX в.) с изображением плачущего Ф. и явлением ему ангела с сосудом; в композицию слева включена фигура седобородого монаха с куколем на голове (игумен?, М.?).
В монументальной живописи примеры изображения М. сохранились с XVII в. В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1675) он представлен в сонме Киево-Печерских святых на стене юж. апсиды. Образ святого представлен также в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (см.: Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 251, 318). Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся неск. образов М., выполненных в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя изображение М. в ряду Киево-Печерских святых представлено на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла,- в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). Изображение М. введено в группу преподобных XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010) в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. К образу М. обращался народный художник Украины И. С. Ижакевич; в 1903 г. была выполнена роспись Трапезной палаты при ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре, куда вошло изображение святого, обеими руками опирающегося на черенок лопаты (на основе эскиза Ижакевича была создана хромолитография, тиражированная в киевской типографии П. Плахова, 1903; собрание Комарова). В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. учениками лаврской иконописной школы под рук. Ижакевича, парные ростовые образы М. с прп. Авраамием Трудолюбивым и Ф. с И. помещены друг напротив друга на откосах 2 оконных проемов.
В станковой живописи в XIX в. по образцу гравюры Тарасевича с изображением М. из Патерика 1702 г. были созданы 2 иконы (обе в НКПИКЗ). На иконе-тондо (в экспозиции Музея истории Киево-Печерской лавры, НКПИКЗ) художник использовал композиционную схему гравюры как универсальную для изображения труда монаха-пещерника. Согласно надписи, на ней представлен прп. Антоний Печерский, копающий пещеру. На аналогичной иконе, но прямоугольного формата, надписью удостоверяется изображение М. («преп. Марк Гробокопатель»).
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер во главе 3-го ряда святых.