(XII-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), эконом. Научное исследование мощей Ближних пещер, произведенное в кон. XX в., показало, что Л. жил в XII-XIII вв. и к моменту кончины ему было 55-60 лет (Дива. 1997. С. 91, 92). При этом он не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. Не исключено, что святой (если верно идентифицированы его мощи) жил во 2-й пол. XIII в.
В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где впервые были перечислены мощи преподобных, почивающих в Дальних и Ближних пещерах, Л. также не упоминается. Его имя встречается на плане пещер 1661/1674 гг., а затем, применительно к др. мощам, на плане 1744/1769 гг. («Св. Лука священик») (см.: Дива. 1997. С. 126), и на плане 2-й пол. XVIII - XIX в. он отмечен как «економ» (Там же. С. 128).
В 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский) было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; тогда же была составлена служба Собору, в к-рой «иконом» прославляется в 7-й песни канона (с 1886 по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.).
Общецерковное почитание святого установлено по указам Синода 1762, 1775 и 1784 гг.; тогда же было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Описание Л. представлено в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, брада доле Сергиевой (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), на главе клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, правая рука у сердца, персты вверх, левой рукой держит ризу правой страны, поднял мало» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об., «левыя страны» 12-й). Какое изображение Л. легло в основу описания этого подлинника, неизвестно. Принятым для единоличной иконографии святого стал его образ на иконе над ракой со св. мощами Л. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Икона исполнена в 40-х гг. XIX в. (под записью кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха. Преподобный представлен по пояс в развороте вправо. Облачен в монашеские одежды, куколь на голове. У него окладистая рыжеватая борода. Правой рукой за корешок снизу придерживает раскрытую книгу, перстом левой руки указывает на текст. Тот же вариант иконографии Л., с богослужебной книгой в руках, использовал худож. И. С. Ижакевич в росписи трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерского мон-ря (нач. XX в.). Седовласый, с раздвоенной на конце средней длины бородой, лик строгий, аскетичный. На запястье правой руки, указующей на начало текста в книге,- 2 ключа в качестве атрибута монастырского эконома, вокруг левого запястья обвиты четки.
В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (на иконах и эстампах) Л. представлен в левой группе преподобных, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: святого изображают в 3/4-ном повороте к центру в 3-м ряду, 2-м от края, между преподобными Онисифором, исповедником, и Моисеем Угрином; Л. в клобуке, с окладистой седой бородой. Так он показан, напр., на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); XVIII-XIX вв. из ЦМиАР (средник 3-створчатого складня «Собор Киево-Печерских святых. Праздники»); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове); 1-й пол. XIX в. палехской из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (работал в тип. Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1505. С. 622 (46-й)); В. Белецкого (1751; Там же. № 1508. С. 623; 1756, РГБ); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. № 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. № 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. № 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на хромолитографии мастерской Киево-Печерской лавры (1894, РГБ). В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ Л. не индивидуализирован, возрастная характеристика, а также наличие куколя на голове, как правило, сохраняются. Положение фигуры Л. может варьироваться (в пределах группы преподобных Ближних пещер). Так, напр., на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ) образ святого помещен крайним в 4-м ряду, причем в нимбе значится надпись: «Пр Лука игум». На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) Л. изображен во 2-м ряду, у него темная с проседью окладистая борода. В 3-м ряду рядом с игум. прп. Никоном Л. изображен на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) иконография «Собор Киево-Печерских чудотворцев» восходит к традиц. гравюрам XVIII в.