[Греч. Πρόκλος κα ῾Ιλάριος; лат. Proclus et Hilarius] († ок. 112-117), мученики Калиптские (Анкирские) (пам. 12 июля). Сохранились 2 редакции Мученичества П. и И.: BHG, N 2374 (изд.: Halkin. 1986) и BHG, N 2375 (изд.: Latyšev. Menol. P. 164-166; D'Aiuto. 2018. P. 55). Согласно Мученичеству, изданному Ф. Алькеном, христиане П. и И. были родом из сел. Калипп (Калипт - Καλίππος, Καλύπτος), находившегося недалеко от Анкиры, и жили во времена правления имп. Траяна (98-117), при наместнике (игемоне) Максиме. Ок. 112 г. Траян начал гонения на христиан. Когда император был в Анкире, к нему привели П. Траян потребовал от арестованного принести жертвы языческим богам, но П. остался непреклонен. Тогда Траян передал его на суд Максиму, и наместник приказал бичевать П., а затем велел идти за ним из Анкиры в Калипп. По пути П. молился о чуде, чтобы Максим не смог сдвинуться с места, пока не исповедует Христа истинным Богом. И действительно, конь Максима вдруг замер на месте и смог продолжить путь только после того, как Максим написал на хартии, что нет другого Бога, кроме Бога, Которому поклоняется П. Однако это исповедание не было искренним. Как только они пришли в Калипп, Максим обвинил П. в колдовстве и приказал возобновить пытки. П. пытали железными орудиями, обжигали факелами, а затем подвесили на столбе, привязав камень к ногам. Мученика казнили, расстреляв из лука.
Когда П. вели на казнь, его племянник - И., не побоялся открыто приветствовать его, и был схвачен язычниками. После жестоких истязаний И., объявивший себя христианином, был казнен через усекновение головы.
В версии Мученичества, которая приводится свт. Димитрием Ростовским, к повествованию добавляется неск. деталей. По пути в Калипп, после того как кони Максима остановились по молитве П., правитель передал написанное исповедание Христа через своего слугу по имени Ермий. Согласно этой версии, также более подробно описывается мученичество И.: в темнице ему во сне явился ангел, который обещал укрепить его, на допросе И. сообщил, что весь его род был христианским и все умерли, почитая Христа. И. казнили на 3-й день после смерти П., т. е. 15 июля.
В древности существовали 2 города с названием Анкира - в Галатии и во Фригии. По мнению иером. Макария Симонопетрского, действие Мученичества происходит в Анкире Галатийской.
П. и И. почитались в к-польском мон-ре Ипатии недалеко от мон-ря св. Матроны. Глава некоего св. Илария (Илариона) находилась в К-польском иверском мон-ре, о чем свидетельствует свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиеп. Новгородский, посетивший столицу Византии в 1200 г. (Книга Паломник. С. 36), однако с уверенностью сказать, что эти мощи принадлежат именно И., нельзя.
И. Делеэ в комментарии к Римскому Мартирологу отождествляет П. и И. с мучениками Промом и Иларионом, пострадавшими со спутниками, чья память в Синаксаре к-польской ц. указана без сказания под 16 дек. (SynCP. Col. 313). Однако под 17 дек. в одном из византийских синаксарей указана память дружины Прова, Тараха и Илариона (Ibid. Col. 321), которых предположительно следует отождествлять с Провом, Тарахом и Андроником - мучениками Аназарвскими (пам. 12 окт.). Т. о., скорее всего память Прома и Илариона под 16 дек. представляет собой указание не на самостоятельную группу мучеников, а на упоминание имен святых из групп с днями памяти либо 12 июля, либо 12 окт.
В древних зап. мартирологах память П. и И. не указывается. День памяти указан в Мартирологе кард. Цезаря Барония под 12 июля и под этим же числом в Римском Мартирологе (MartRom. P. 308; MartRom (Vat.). P. 363).
Перевод краткого синаксарного сказания о П. и И. включен в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 30-31), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309. 2-я паг.), где о родине мучеников сказано «в земли Калине».
На груз. языке под 12 июля в рукописи XVI в. из коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея дошла метафрастическая (расширенная) версия Мученичества П. и И., нач.: თრაიანეს რომთა მეფობის მთავრობისა მორტყმულობასა... (Траяна, опоясанного правлением над царством Рима...) (Кут. 3. Л. 529-537 об.). Также в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, в рукописях XI в. из коллекций Национального центра рукописей Грузии, Екатерины великомученицы монастыря на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря сохранилось синаксарное сказание о мучениках (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 318).
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, содержатся указания на совершение службы П. и И. в мон-ре прп. Ипатия близ мон-ря св. Матроны (ἐν τῇ μονῇ (τῆς) ῾Υπατίας, πλησίον τῶν Ματρώνης) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 336).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, последование П. и И. включает стихиры 1-го гласа, канон 4-го гласа авторства Иосифа и седален 1-го гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий собой южноиталийскую редакцию Студийского устава, указывает аллилуйную службу мученикам без последования (Arranz. Typicon. P. 166).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. также указана аллилуйная служба П. и И. (Lossky. Typicon. P. 224; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 52; Миркович. Типикон. Л. 114а). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в т. н. «Оке церковном», в т. ч. в рус. первопечатных Типиконах, служба П. и И. объединена со службой прп. Михаилу Малеину; последование П. и И. в целом соответствует помещенному в совр. рус. Минеи, в нем представлен кондак, но не указан тропарь.
В совр. греч. книгах служба П. и И. представлена самостоятельно, в совр. рус. Минеях последование мученикам объединено с последованием прп. Михаилу Малеину с переменным приоритетом служб П. и И. и прп. Михаилу. Несмотря на то что в Типиконе служба не имеет знака, в Минее представлена служба с полиелеем прп. Михаилу (есть паремии, стихира по 50-м псалме и др.). Последование П. и И. включает общий тропарь мученикам 4-го гласа «Мученицы Твои, Господи...» (указан только в т. н. Зеленых Минеях); кондак 4-го гласа (только в рус. Минеях); канон 4-го гласа с акростихом, в к-ром указано имя автора, Иосифа (Émereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1924. Vol. 23. N 135. P. 277): Σεπτοῖς ἀθληταῖς σεπτὸν εἰσφέρω μέλος. ᾿Ιωσήφ (Священным борцам священную пою песнь. Иосиф; акростих указан только в греч. Минеях), нач.: Συνόντες τῷ Θεῷ̇ ( ), с ирмосом Τριστάτας κραταιούς̇ ( ); 3 стихиры-подобна 1-го гласа на «Господи воззвах»; седален 1-го гласа.
В древних рукописях сохранились 2 канона визант. авторов, не вошедшие в печатные издания. Канон 2-го гласа дошел в рукописи XI в. из б-ки вмц. Екатерины на Синае и в рукописи XII в. из б-ки Преображенского монастыря в Метеорах (Греция); канон имеет акростихи Σὺν ῾Ιλαρίῳ Πρόκλον εὐφημῶ πόθῳ (С Иларием Прокла славословлю с любовью) и в богородичнах - Γεωργίου (Георгия - имя автора); нач.: Στερεοὺς ὁπλίτας τοῦ Χριστοῦ̇ (Твердых воинов Христа...), с ирмосом ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσέ ποτε̇ ( ). Канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа сохранился в рукописи XI в. из б-ки К-польской Патриархии и в рукописи XIV в. из Национальной б-ки Греции в Афинах; нач.: ᾿Αξιεπαίνοις ᾄσμασιν πάντες̇ (Достохвальными песньми вси...), с ирмосом Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ ( ) (Ταμεῖον. Σ. 242-243. Ν 746, 747).
Изображения святых сохранились гл. обр. в минейных циклах под 12 июля. Существуют варианты их парного изображения или образ только П.- в мучении или в молении. На миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и с Житием вмч. Димитрия Солунского, изготовленном для деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 47r, 1322-1340 гг.) под 12 июля имеется надпись с именем Прокл. В сцене мучения показан темноволосый мужчина, к-рому палач отсекает голову, рядом лежат тела 3 христиан, справа за казнью наблюдает женщина (с нимбом). В настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) оба мученика изображены погрудно. В ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) представлена сцена мучения, соответствующая версии Жития святых: П. умерщвлен стрелой, И.- мечом; та же сцена - в минеях в притворе ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561). В росписи ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) показан только П. (в рост). На миниатюре в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 121), П. средовек с плешью, волосы темные, вьющиеся, борода короткая; И. моложе сподвижника, у него волосы вьются на концах, борода едва заметна; оба в хитонах и гиматиях, у П. хитон до середины колена, с орнаментом по подолу, в правой руке держит крест (И. стоит чуть позади, наполовину скрывая П.).
В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 12 июля отмечено, что «святые Прокл, стар, Иларий, юн» (Ерминия ДФ. § 22. С. 213), однако образ П.-старца обычно не встречается. В наиболее раннем рус. иконописном подлиннике (2-я четв. XVII в.) Новгородской редакции по Cофийскому списку (с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова) также описан облик обоих мучеников, но с др. определением возраста: П.- средовек («…аки Флор, рус, риза бакан темна, исподь кеноварь»); И.- юный муж («...аки Георгий, риза празелень, по плечам вохра») (РНБ. Соф. № 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 119). К этому подлиннику близок вариант описания в происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в. (принадлежал Филимонову): П. «подобием рус, власы с ушей аки у Флора мученика, и брада таковаж, мало подоле, риза багряная темная, испод киноварная, в руке крест», И. «подобием млад лицем и власы аки Георгий, риза зеленая, испод дымчатая, подпоясан ширинкою» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 390).
В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.), изданного С. Т. Большаковым, под 12 июля представлен ростовой образ одного П. в иконографии, близкой к тексту в Софийском списке подлинника: левая рука скрыта под гиматием, правая (с предполагаемым крестом) поднята на уровне груди (см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 181). Этому варианту нередко следуют изображения на минейных иконах, где под 12 июля представлен один П. (см., напр., икону на июль из комплекта годовых миней из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, кон. XVI в., ВГИАХМЗ; икона «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, созданных не без влияния барокко, на листе на июль представлены оба мученика, причем в руках у каждого пальмовая ветвь - раннехрист. символ торжества, победы над смертью, в данном случае вошедший в иконографию мучеников через посредство западноевроп. искусства (1714. ИЗО РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 45. Кат. 33.11).
Единоличные образы П. и И. встречаются в росписи храмов и вне минейных циклов: напр., их фигуры помещены в верхней зоне на сев.-зап. столбе в наосе Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (1689).
В позднем иконописном подлиннике (1910) - руководстве для иконописцев, составленном акад. В. Д. Фартусовым, представлено описание святых, основанное на житийном повествовании и, возможно, на изображениях в Минеях. П. «средних лет, волосы ниже ушей коротки, борода средней величины; в тунике и плаще. Можно ему писать хартию с его изречением: Добрее же есть боятися Бога паче, неже человеков. Или: Аще вы боитеся преступити заповедь цареву, да не впадете в маловременныя муки, кольми паче мы христиане боимся преступити заповедь Божию, да не впадем в вечныя муки, яже уготова Бог наш тем, иже отмешутся Его». И. «молод, без бороды; в тунике и плаще. В хартии надпись его изречения: Возлюблю Тя, Господи, крепость моя: Господь - утверждение мое, и прибежище мое» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 349).