[македон. Ѓорѓи Кратовски; серб. Ђорђе Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским.
О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого (Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо.
Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. (Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем.
В 1539 г. в Пскове по рассказам пришедших на Русь с Афона монахов Прохора и Митрофана «мних и прозвитер» Илия составил «Повесть о Георгии Новом», отредактированную митр. Новгородским Макарием (впосл. митрополит Московский), при к-ром на Соборе 1549 г. Г. Н. К. был причислен к лику святых. Повесть получила на Руси широкое распространение и дошла в большом количестве списков. Пресв. Илия скомпилировал агиографическую канву повести на основании Жития Иоанна Нового, вмч. Трапезундского, составленного митр. Григорием Цамблаком.
Согласно этой версии, Г. Н. К. род. в Софии у Иоанна и Марии. Когда ему исполнилось 25 лет и он потерял родителей, турки решили обратить его в ислам. Расхваливая достоинства своей веры, они попытались надеть на голову юноши скуфью, к-рую он сорвал и проклял пророка. Его схватили, отвели к судье и потребовали казни. Судья, смягченный красотой юноши, пытался уговорить его отказаться от Христа. Но Г. Н. К. остался непреклонен, за что был жестоко избит и подвергнут пыткам огнем. Христиане, бывшие свидетелями пыток, уговаривали его для вида уступить, а потом уехать из города и продолжать исповедовать родную веру, но он упрекал их в малодушии. После всех пыток, едва живого, турки бросили Г. Н. К. в огонь. Казнь произошла 26 мая 1514 г. Чтобы христиане не смогли потом объявить его останки св. мощами, палачи забросали костер трупами животных, чтобы их кости смешались. Кончину Г. Н. К. сопровождали чудеса и знамения, к-рые напугали турок и заставили их разбежаться. Останки Г. Н. К. выкупил безымянный протопоп, к-рый рассказал о происшедшем софийскому митр. Иеремии. Митрополит останки святого, чудесным образом не поврежденные огнем, поместил в раку и похоронил в ц. вмч. Георгия (во дворе совр. дворца президента). Предваряет повесть предисловие о положении юж. славян под тур. игом, к-рое составляет 4-ю часть от объема повести. В отличие от Жития, написанного попом Пейо, в рус. повести достоверны не сюжетные события, а предисловие, к-рое отражало взгляд митр. Макария на политическую проблему того времени - взаимоотношения между православными и мусульманами. Повествование украшено диалогами с евангельскими цитатами, эпитетами, риторическими повторами и рифмованной речью.
В истории создания рус. редакции жития Г. Н. К., несмотря на выход в свет монографии И. И. Калиганова (см.: Калиганов), остается много неясного. Объяснения, данные исследователем по поводу расхождений фактов рус. и южнослав. житий (место рождения, происхождение и возраст мученика, даты кончины и памяти, место положения мощей и имя участвовавшего в погребении софийского архиерея), недостаточно аргументированы. Более вероятным представляется существующее в лит-ре мнение (см., напр.: Павловић. С. 141, 143, 146), что в рассказе афонских иноков, положенных в основу Жития, смешаны сведения о Г. Н. К. и о более позднем софийском мч. Георгии Новейшем, хотя при этом нельзя согласиться с т. зр. Парфения, еп. Левкийского, предложившего видеть в рус. версии житие последнего (см.: Калиганов. С. 82-83).
Также на Руси между 1549 и 1551 гг. псковским книжником Василием (в монашестве Варлаамом) для «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на соборах 1547 и 1549 гг., была составлена проложная редакция жития Г. Н. К. и служба, являющаяся, подобно рус. версии Жития, компиляцией службы Иоанну Новому (Калиганов. С. 287, 406-407).
Сокращенная (проложная) редакция южнослав. Жития, представленная в 2 списках, была создана неизвестным книжником не позднее 1-й трети XVII в. (Ангелов. 1967. С. 269-271; Богдановић. 1976. С. 217); младший из списков (София. БАН. № 591, кон. XVII - нач. XVIII в.) в утраченном ныне заглавиии и в тексте содержит ту же дату мучения Г. Н. К., что и рус. редакция жития, совпадали и их заголовки. В исследовательской лит-ре со времен А. И. Яцимирского высказывалось мнение, что эта южнослав. редакция жития Г. Н. К. наряду с рассказом афонских монахов могла послужить источником русского (Яцимирский. С. 168-171; Динеков. 1963. С. 319, 323; Ангелов. 1967. С. 275-276; Богдановић. С. 217; СтБЛ. С. 157; и др.), однако полное отсутствие в последней характерных реалий из первой не позволяет принять эту точку зрения; справедливо критикует ее и Калиганов (Калиганов. С. 81-82, 87).
Г. Н. К. вместе с Георгием Новейшим и Николаем Новым посвящена общая похвала мученикам софийским, составленная неизвестным жителем Софии во 2-й пол. XVI в. (Снегаров. С. 330).
О нахождении мощей Г. Н. К. в сер. XVIII в. в ц. вмц. Марины в Софии свидетельствует паломник из Сремски-Карловци Парфений Павлович, видевший их там в 1749 г. (Павловић. С. 143). При неизвестных обстоятельствах частицы мощей Г. Н. К. оказались в 3 серб. мон-рях: Студенице, Велика-Ремете и Дечанах. В Болгарии частица мощей святого хранится в Драгалевском мон-ре.
В кон. XVI - нач. XVII в. частицы мощей Г. Н. К. были привезены в Москву и находились в 3 крестах-мощевиках, специально сделанных в кремлевских мастерских. Первый хранился в Благовещенской домовой ц. рус. царей (ГММК. МР-6236), 2 других предназначались для преподнесения царем Михаилом Феодоровичем и вел. кн. Марфой Иоанновной своему сыну и внуку Алексею Михайловичу, их судьба и совр. местонахождение неизвестны. Видимо, не все переданные частицы мощей Г. Н. К. были положены в кресты-мощевики. В описи келейной казны патриарха Филарета от 26 авг. 1630 г. указана частица его мощей (Калиганов. С. 651-652).
Еще в XIX в. ювелиры и кузнецы в Кратове, Пироте, Скопье и Софии считали Г. Н. К. своим покровителем. Со 2-й пол. XIX в. в Балканских странах отмечаются случаи смешения культа Г. Н. К. и замученного турками в 1838 г. Георгия, нмч. Янинского. В 1915 г. в Кратове, а в 1924 г. по всей Македонии и в отдельных центрах Болгарии и Сербии отмечалось 400-летие мученической кончины Г. Н. К. (Павловић. С. 143-145). В 1925 г. в честь Г. Н. К. была освящена церковь в Кратове, храмовый образ был написан мастером Георгием Зографским из Папрадиште (Симић С. Кратовско богомоље // Споменик САН. Београд, 1960. Књ. 109. С. 103).
Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: Новаковић. С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому (Павловић. С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе (Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277).
Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» (Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря (Суботић Г. Наjстариjе представе св. Георгиjа Кратовца // ЗРВИ. 1993. Књ. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному (Павловић. С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения (Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).
На рус. иконе кон. XVI в. (Собрание П. Д. Корина. № ДР-542) Г. Н. К. изображен со смуглым лицом правильной формы, обрамленным небольшой клиновидной бородой, с усами, короткими вьющимися волосами, с непокрытой головой. На 2-й по старшинству иконе 60-70-х гг. XVII в. (Там же. № ДР-510) Г. Н. К. представлен с по-юношески округлым лицом, пухлыми губами, высокими, изогнутыми бровями, голова чуть склонена влево. С кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., начиная с фрески Воскресенского собора г. Борисоглебска (совр. Тутаев), Г. Н. К. стал изображаться на рус. иконах как воин, защищающий свою веру от ислама: юный, безбородый, в полный рост, с непокрытой русой головой, окруженной нимбом, в кольчуге, воинских доспехах, с мечом в левой руке (Калиганов. С. 661).